Банкротство

Что при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации применяется?

Общие положения, а также особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определяются параграфом 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Под финансовыми организациями понимаются ст. 180 ФЗ):

  1. кредитные организации;
  2. страховые организации;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  6. клиринговые организации;
  7. организаторы торговли;
  8. кредитные потребительские кооперативы (далее — кредитные кооперативы);
  9. микрофинансовые организации.

Примечание о несостоятельностьи (банкротстве) кредитных организаций

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, применяются положения параграфа 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Контрольные функции, предусмотренные параграфом 4 «Банкротство финансовых организаций» Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее — контрольный орган).

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» исполняет полномочия

  1. ликвидатора финансовых организаций, а также
  2. конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Признаки банкротства финансовой организации (ст. 183.16 ФЗ):

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в совокупности составляет не менее чем 100 000 рублей и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
  2. не исполненное в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации (ст. 183.17):

  • При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации  финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
  • В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.

Меры по предупреждению банкротства финансовой организации

Меры по предупреждению банкротства финансовой организации (ст. 183.1):

  1. оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;
  3. увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);
  4. реорганизация финансовой организации;
  5. иные не запрещенные законодательством РФ меры.

Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации:

  1. неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам;
  2. неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  3. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

В случае возникновения данных оснований финансовая организация в течение 15 дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.

https://www.youtube.com/watch?v=TeXinQ_U2yM\u0026pp=ygWNAdCn0YLQviDQv9GA0Lgg0YDQsNGB0YHQvNC-0YLRgNC10L3QuNC4INC00LXQu9CwINC-INCx0LDQvdC60YDQvtGC0YHRgtCy0LUg0YTQuNC90LDQvdGB0L7QstC-0Lkg0L7RgNCz0LDQvdC40LfQsNGG0LjQuCDQv9GA0LjQvNC10L3Rj9C10YLRgdGPPw%3D%3D

В течение 30 рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения, а в случае выявления признаков банкротства — подает заявление о признании финансовой организации банкротом.

Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом в целях восстановления платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечения сохранности имущества финансовой организации. Она назначается на срок от 3 до 6 месяцев. По ходатайству временной администрации решением контрольного органа срок деятельности временной администрации может быть продлен не более чем на 3 месяца при условии, что общий срок деятельности временной администрации не превысит девять месяцев.

На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов финансовой организации ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.

Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 Федерального закона.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации дело рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 4 месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.

2.2 Процедуры, применяемые в деле о банкротстве

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение это процедуры реабилитационные, они ведут к восстановлению платежеспособности предприятия, к освобождению от долгов. Они призваны помочь должнику выбраться из тяжелого финансового положения, сохранить производство.

Конкурсное производство, применяется к действующему предприятию только в случаях, когда финансовое состояние должника настолько безнадежно, что отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность или назначенная арбитражным судом реабилитационная процедура не достигла цели.

Любую из процедур проводит арбитражный управляющий — человек, специально подготовленный в сфере антикризисного управления предприятиями. При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении — административный управляющий, при внешнем управлении — внешний управляющий.

Их назначает и контролирует арбитражный суд.

2.2.1 Процедура наблюдения

Вторая стадия производства по делу о банкротстве — подготовка дела к судебному разбирательству. О подготовке дела судья единолично выносит соответствующее определение.

При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику; рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст.

71 «Закона о банкротстве». По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

— О признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения. Данное определение выносится, если у должника имеются внешние признаки банкротства, в определении о введении наблюдения, должно содержаться указание на лицо, утвержденное в качестве временного управляющего.

— Об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения. Выносится, если арбитражный суд признал требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, необоснованным или установил отсутствие у должника внешних признаков банкротства, при условии, что имеется заявление иного кредитора.

— Об отказе во введении процедуры наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Выносится, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с таким заявлением, удовлетворено, или требование такого кредитора признано необоснованным, либо установлено отсутствие у должника внешних признаков банкротства. В деле о банкротстве назначение судебного разбирательства производится определением о введении наблюдения.

Согласно статье 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.

При введении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, который наделен контрольно-распорядительными полномочиями, направленными на обеспечение сохранности имущества должника и защиту законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур.

В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. На стадии наблюдения временный управляющий проводит первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Процессуально-правовое завершение процедуры наблюдения определяется законодателем ст. 75 закона о банкротстве «окончание наблюдения», путем принятия арбитражным судом определения или решения по результатам наблюдения. Суд принимает один из следующих документов:

  • — решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • — определение о введении внешнего управления;
  • — определение о введении финансового оздоровления;
  • — определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Таким образом, процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника путем предотвращения возможных конфликтов. С момента принятия одного из названных выше судебных актов период наблюдения считается завершенным.

Банкротство финансовых организаций: понятие несостоятельности, особенности и порядок процедуры

Под финансовой организацией понимаются юридические лица, которые осуществляют банковские и страховые услуги, а также определенные услуги на рынке ценных бумаг. Признание финансовой несостоятельности компании осуществляется по признакам банкротства юрлиц, но с некоторыми особенностями.

Что такое финансовая организация

Банкротство финансовых организаций происходит на основании параграфа 4 127-ФЗ «О несостоятельности…» от 2002 года. На основании ст. 180 127-ФЗ к финансовым организациям относят:

  1. Кредитные организации.
  2. Страховые компании.
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  4. НПФ.
  5. УК ПИФов и НПФ.
  6. Клиринговые компании.
  7. Организаторы торговли.
  8. Кредитные кооперативы.
  9. Микрофинансовые организации.

Помимо 127-ФЗ «О несостоятельности», при банкротстве юрлица нужно учесть информационное письмо Президиума ВАС №74 от 2003 года.

Отличия при банкротстве финансовых организаций состоят в высокой социальной значимости и особых социальных последствиях такого банкротства, ведь имущественный ущерб наносится широкому кругу граждан и юридических лиц. Поэтому при банкротстве таких организаций важное значение уделяется реабилитационным мероприятиям.

В рамках законодательства о банкротстве разделяются процессы признании финансовой несостоятельности финансовой и кредитной организаций. Отношения, связанные с признанием несостоятельности кредитного учреждения, регулируются положениями параграфа 4.1 127-ФЗ.

Читайте также:  В каком году был принят последний закон о несостоятельности банкротстве?

Контролирует работу финансовых организаций в России Центробанк. Особенностью банкротства финансовых организаций является то, что конкурсным управляющим при несостоятельности и ликвидатором финансовых организаций выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Признаки и критерии банкротства

Признаки банкротства финансовой организации перечислены в ст. 183.16 127-ФЗ. Финансовая организация считается не способной погасить требования кредиторов, требования по выплате выходных пособий и требования работников по трудовому договору, а также оплатить обязательные платежи в следующих случаях:

  1. Сумма требований в совокупности составляет не менее 100 тыс. р., и эти требования не были исполнены в течение 14 дней.
  2. Независимо от размера требований кредиторов обязательства подтверждены решением суда или судебным актом.
  3. Стоимость имущества финансовой организации недостаточна для погашения денежных требований.
  4. Платежеспособность организации не удалось восстановить в период действия временной администрации.

При наличии хотя бы одного признака банкротства заявление может быть принято к рассмотрению арбитражным судом.

Особенности и порядок банкротной процедуры

Банкротство финансовой организации состоит из определенных этапов.

Подготовительный этап

В соответствии со ст. 183.1 127-ФЗ важное значение придается принятию мер по предупреждению банкротства финансовой организации. В качестве таких мер могут выступать:

  1. Оказание финансовой поддержки и помощи организации со стороны ее учредителей.
  2. Изменение действующей структуры активов и пассивов. Такой пересмотр активов финансовой организации может предполагать приведение структуры активов в соответствие со сроками обязательств для обеспечения их своевременного исполнения. Либо руководство может предложить сокращение расходов финансовой организации, продажу и передачу ее активов, внедрение прочих мер по изменению действующей структуры активов. Изменение пассивов организации может предполагать увеличение собственных средств капитала, размера веса текущих и краткосрочных обязательств, а также увеличение веса среднесрочных и долгосрочных обязательств.
  3. Внесение дополнительных средств в уставной капитал и пересмотр величины ее собственных средств.
  4. Реорганизация финансовой организации. Эта мера может предполагать уменьшение численности работников (сокращение персонала) или изменение структуры (путем прекращения деятельности структурных подразделений), филиала, представительства и иного подразделения.
  5. Прочие меры, не запрещенные законодательством.

При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства на уровне руководства и собственников организации принимается соответствующее решение. Организация должна представить в Центробанк план по восстановлению платежеспособности.

План разрабатывается на период до 6 месяцев. План должен содержать анализ финансового состояния организации и перечень конкретных мер по предупреждению банкротства с указанием сроков. К плану по восстановлению должны быть приложены документы, которые служат подтверждением его реальности. Контролировать исполнение плана обязан Центробанк.

Меры по предупреждению банкротства вводятся в финансовой организации при неоднократном отказе погасить требования кредиторов в части денежных обязательств, по уплате обязательных платежей. Сроки неисполнения таких обязательств должны составлять не менее 10 дней.

При наличии таких обстоятельств финансовая организация обязана направить план восстановления платежеспособности в Центробанк в течение 15 дней. Центробанк обязан принять решение о назначении временной администрации по результатам рассмотрения плана либо о том, что это нецелесообразно.

Центробанк также вправе принять решение о необходимости проведения выездной проверки.

Если по результатам анализа плана восстановления или в результате выездной проверки финансовой организации были обнаружены признаки банкротства, то контрольный орган должен подать заявление о признании ее банкротом.

Введение временной администрации

Временная администрация в компании вводится при выявлении признаков банкротства, а также в случае, если финансовая организация ненадлежащим образом исполняет план по восстановлению платежеспособности.

Решение о введении в финансовой организации временной администрации в обязательном порядке публикуется в сети интернет.

Временная администрация вводится в двух целях: найти способы восстановления платежеспособности и сохранить имущество организации. Для этого она принимает различные меры по предупреждению банкротства и устранению основания для приостановки лицензии.

Структуру и состав временной администрации утверждает Центробанк. Руководитель администрации должен утвердить арбитражного управляющего. В его обязанности входит также подписание договора страхования ответственности на случай причинения убытков.

К лицам, которые входят в состав временной администрации, предъявляются определенные требования. В частности, они не должны иметь неснятую и непогашенную судимость; в их отношении не должно быть неистекших сроков дисквалификации; они не должны быть заинтересованным лицом.

Расходы на работу временной администрации возлагаются на финансовую организацию.

Функционал временной администрации опирается на положения ст.183.7 127-ФЗ. Так, она вправе:

  1. Давать обязательные для исполнения распоряжения работникам.
  2. Обращаться в суд от имени финансовой организации о признании некоторых сделок недействительными.
  3. Принимать участие в общих собраниях учредителей.

Временная администрация должна контролировать, насколько добросовестно финансовая организация исполняет план финансового оздоровления, при необходимости она может обращаться в контрольный орган с ходатайством об отзыве лицензии.

Пока в организации будет действовать временная администрация, полномочия исполнительных органов приостанавливаются.

Срок действия временной администрации составляет не более 6 месяцев. Допускается продление сроков работы временной администрации еще на 6 месяцев. Общая продолжительность ее работы составляет не более 18 месяцев.

Если в период работы временной администрации было возбуждено дело о банкротстве, временная администрация осуществляет свои полномочия вплоть до утверждения судом конкурсного управляющего.

В случае если временная администрация исполняет обязанности ликвидационной, то она работает до завершения ликвидации.

Временная администрация должна провести анализ финансового состояния и не позднее, чем через 45 дней после назначения, обязана сделать заключение. Такое заключение должно содержать указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства, а также выводы, возможно ли восстановить платежеспособность. Если такая возможность присутствует, то администрация должна представить план по восстановлению платежеспособности в течение 12 дней.

В противном случае, временная администрация должна передать в Центробанк информацию о целесообразности подачи заявления о банкротстве. На основании такого представления Центробанк может прийти к выводу о целесообразности обращения в суд с заявлением о банкротстве.

По завершении деятельности временной администрации (при истечении сроков ее работы или досрочно — при отстранении от работы руководителя) она должна представить в Центробанк отчет о своей работе. На подготовку отчетности администрации отводится до 10 дней. Сообщение о прекращении работы временной администрации должно публиковаться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Введение этапа конкурсного производства

Особенность банкротства финансовой организации состоит в том, что данная процедура не предполагает такие этапы, как финансовое оздоровление и внешнее управление. При возбуждении дела о банкротстве стороны сразу переходят к этапу конкурсного производства (по ст. 183.17 127-ФЗ).

С учетом того, что в финансовом учреждении предварительно работала временная администрация, то этап наблюдения лишен смысла и не применяется. Он может быть введен только при отсутствии этапа работы временной администрации.

Смысл такого подхода состоит в следующем: если предупредительные мероприятия по стороны Центробанка не принесли положительного эффекта, то такие этапы, как финансовое оздоровление, внешнее наблюдение и мировое соглашение, не смогут улучшить платежеспособность.

Помимо кредиторов и других участников, в деле о банкротстве могут принимать участие:

  1. Центробанк.
  2. СРО финансовых организаций, куда входит потенциальный банкрот.

На основании ст. 185.25 127-ФЗ регламентируются особые требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Ему необходимо сдать дополнительный экзамен по особой программе, разработанной для финансовых организаций, утвержденной Центробанком.

К полномочиям арбитражного управляющего относят формирование конкурсной массы и продажа имущества должника в целях погашения требований кредиторов. Очередность погашений требований регламентирована ст. 60 127-ФЗ.

На рассмотрение дела о банкротстве арбитражному суду дается 7 месяцев.

Если заявление о признании учреждения банкротом было передано временной администрацией, то судебное разбирательство ограничивается 4-месячным сроком.

Если в отношении финансовой организации была введена процедура наблюдения или конкурсного производства, то арбитражный управляющий должен уведомить об этом участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Этап конкурсного производства для финансовой организации включает такие этапы, как анализ финансового состояния, внедрение мер по обеспечению сохранности имущества, формирование и ведение реестра кредиторов, проведение первого собрания кредиторов, проведение торгов и погашение задолженности перед кредиторами.

Таким образом, деятельность финансовой организации обладает высоким социально-экономическим значением.

При ее банкротстве кредиторы могут понести существенные убытки, поэтому законодательно процедура несостоятельности финансовых организаций регулируется в отдельной главе.

 Признание несостоятельности финансовых организаций имеет некоторые особенности: оно ограничивается единственной процедурой – конкурсного производства. Другие процедуры не применяются. Участником процедуры банкротства становится Центробанк.

Основные процедуры, применяемые при банкротстве

  • При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
  • — наблюдение; — финансовое оздоровление; — внешнее управление; — конкурсное производство; — мировое соглашение.
  • При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры: — конкурсное производство; — мировое соглашение;
  • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения — начальная процедура процесса банкротства. Цель данной процедуры состоит в том, чтобы провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов, исключить возможность вывода активов. По итогам наблюдения арбитражным судом принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику, т.е. после рассмотрения в судебном заседании заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Срок наблюдения не должен превышать семь месяцев.

  1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
  2. — требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  3. — по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.
  4. — не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  5. — не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
Читайте также:  В каких случаях вводят упрощённую процедуру банкротства?

Введение наблюдения не влечет отстранения органов управления должника от исполнения своих обязанностей, однако введение данной процедуры накладывает ряд ограничений.

В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных «Законом о банкротстве», сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, особенности которых указаны в ст. 64 «Закона о банкротстве».

Арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называется временным управляющим.

Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении требований к кандидатурам арбитражного управляющего, составление реестра требований кредиторов и т.п.

Наблюдение прекращается введением арбитражным судом одной из процедур банкротства (финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более, чем два года.

В ходе финансового оздоровления требования кредиторов погашаются постепенно, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими «Закону о банкротстве».

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами.

Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, когда собранием кредиторов не принято решение о применении конкретной процедуры банкротства, либо когда собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но арбитражный суд принимает решение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника.

Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и у процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника (ст. 81 ФЗ).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями. Для совершения ряда сделок органы управления должника должны получить предварительное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) либо административного управляющего.

На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

Арбитражный управляющий, принимающий участие в осуществлении процедуры финансового оздоровления, называется административным управляющим. Его права и обязанности определены ст. 83 «Закона о банкротстве».

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, и отсутствия жалоб кредиторов либо признания их необоснованными, арбитражный суд выносит определение об окончании финансового оздоровления и прекращении производства по делу о банкротстве.

Если же требования кредиторов не могут быть удовлетворены в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, либо допускаются неоднократные или существенные (на срок более 15 дней) задержки выплат кредиторам, финансовое оздоровление прекращается и в отношении должника либо вводится внешнее управление, либо выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Введение внешнего управления влечет наступление последствий (ст. 94).

С даты введения внешнего управления: 1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; 2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; 3) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, 4) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Арбитражный управляющий, участвующий в процедуре внешнего управления, называется внешним управляющим. Его права и обязанности в рамках процедуры внешнего управления определены в ст. 99 «Закона о банкротстве». Не позднее, чем через месяц с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Если в результате внешнего управления платежеспособность должника восстанавливается, арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами.

Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

По своей сути конкурсное производство — это последняя процедура в рамках производства по делу о несостоятельности, которая вводится, если арбитражным судом признана невозможность восстановления платежеспособности должника.

На этапе конкурсного производства меры по восстановлению платежеспособности должника не применяются, все внимание уделяется максимально полному и соразмерному удовлетворению требований кредиторов несостоятельного должника.

Введение конкурсного производства влечет наступление последствий, указанных в ст. 126 «Закона о банкротстве».

Полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия — прекращаются, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. Полномочия по управлению должником передаются конкурсному управляющему, полномочия которого определены в ст. 129 «Закона о банкротстве».

Основной обязанностью конкурсного управляющего является формирование конкурсной массы.

В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением имущества, изъятого из оборота, в том числе социально значимых объектов.

Социально значимые объекты (например, образовательные учреждения, жилищный фонд) подлежат возмездной передаче органам местного самоуправления, а средства, вырученные от их продажи, — зачислению в конкурсную массу.

Требования кредиторов в ходе конкурсного производства, как правило, удовлетворяются на началах очередности и соразмерности. Вне очереди удовлетворяются текущие обязательства должника, в частности судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, и т.п.

«Законом о банкротстве» предусмотрен порядок удовлетворения требований кредиторов, включающий три очереди кредиторов (п. 4 ст. 134 «Закона о банкротстве»).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Читайте также:  Какой судебной орган решает вопрос о возобновлении и дела по вновь открывшимся обстоятельствам УПК?

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В иных случаях после завершения расчетов с кредиторами, в том числе при неполном погашении требований кредиторов, но при исчерпании конкурсной массы, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства.

При полном удовлетворении всех требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в ином случае — о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Банкротство финансовых организаций — как проходит, условия процедуры, участники

При рассмотрении судом дела о финансовой несостоятельности компании, могут проходить такие этапы как наблюдение и конкурсное производство. Стадия санации и оформление мирового соглашения не актуальны, так как целью процесса является не восстановление платежеспособности компании, а погашение обязательств.

Когда суд признает банкротство финансовой организации, начинается стадия конкурсного производства, и к конкурсному управляющему переходят функции руководителя предприятия.

Если речь идет о банкротстве страховой компании, то здесь существует определенная специфика, связанная с тем, что имущество предприятия представлено страховыми премиями, следовательно, особое внимание придается защите интересов страховщиков.

Статья 180. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций

С момента признания такой компании банкротом, действие всех страховых договоров прекращается. При этом сначала удовлетворяются требования застрахованных лиц, затем – по другим договорам обязательного страхования, в последнюю очередь – требования по договорам личного страхования.

Условия

Положения закона

Согласно ст. 180 «Закона о банкротстве«, к финансовым организациям относятся:

  • кредитные и страховые организации;
  • профессиональные участники рынка ц/б;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых фондов, негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • кредитные кооперативы;
  • микрофинансовые организации.

Законодательные акты, которые применяются в отношении банкротства фин. организаций:

Главные аспекты

Арбитраж принимает заявление о том, что предприятие является финансово несостоятельным после того, как контрольный орган отзывает у него лицензию на ведение деятельности.

По делу выносится решение:

Статья 183.2. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации

До того как у предприятия будет отозвана лицензия, возможно проведение следующих стадий банкротства:

  • наблюдение;
  • санация;
  • временное управление;
  • реорганизация.

Закон раскрывает меры предупреждения финансовой несостоятельности предприятий, которые могут включать финансовую помощь, реорганизацию предприятия, увеличение уставного капитала

Последовательность этапов

В начале стадии конкурсного производства назначается конкурсный управляющий, который должен:

Использовать в своей работе исключительно корреспондентский счет предприятия, открытый в Центральном Банке На него происходит перечисление остатков сумм с корреспондентских счетов, открытых в других кредитных структурах, других денежных средств.
Обратиться в арбитражный суд с требованием:
  • признать ничтожными сделки, проведенные после отзыва лицензии (за исключением текущих выплат);
  • признать недействительными сделки, заключенные в течение 3 лет, если они имеют признаки недействительности;
  • привлечь учредителей, руководителей к субсидиарной ответственности, если финансовая несостоятельность наступила по их вине.

Статья 185.1. Банкротство участников рынка ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов и негосударственных ПФ, клиринговых

За счет средств, полученных в процессе конкурсного производства, в первоочередном порядке должны быть удовлетворены обязательства перед:

  • кредиторами, с которыми заключены договора банковского вклада и банковского счета;
  • лицами, перед которыми имеются обязательства за причинение вреда жизни и здоровью.

Подтверждение банкротства финансовых организаций

Детали процедуры

Что касается страховых организаций, то процедура признания неплатежеспособности компании может быть не связана с тем, отозвана лицензия или нет. В таких судебных процессах  также принимает участие орган власти, который осуществляет контроль за деятельностью страховых организаций.

Должник или управляющий должны в 10-дневный срок после начала наблюдения или конкурсного производства сообщить об этом в уполномоченный орган.

При наступлении страхового случая страхователь может потребовать страховую выплату. Если на момент признания финансовой несостоятельности страховой случай не произошел, договор со страхователем прекращается, а сам страхователь может потребовать вернуть часть уплаченных денежных средств.

Статья 183.16. Признаки банкротства и рассмотрение дела о банкротстве финансовой организации

Для требований кредиторов 3-ей очереди устанавливается следующий порядок ответа по ним:

  • договора обязательного личного страхования;
  • другие договора обязательного страхования;
  • договора личного страхования;
  • другие кредиторы.

Статья 183.13. Анализ финансового состояния финансовой организации

В случае реализации имущества в период внешнего управления, к новому собственнику передаются все права и обязанности по договорам, страховой случай по которым не наступил. На этапе конкурсного производства  передача может быть осуществлена только, если новый покупатель согласен взять на себя действительные договоры страхования.

В качестве покупателя может выступать компания, у которой есть лицензия на ведение рассматриваемого вида страхования и имеющая необходимый объем активов для выполнения обязательств по переходящим к ней договорам.

При проведении процедуры банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг также привлекается уполномоченный орган, контролирующий данную деятельность.

Как и в рассмотренном выше случае, арбитражному управляющему необходимо в 10-дневный срок после начала процедуры банкротства уведомить об этом:

  • федеральный орган по регулированию рынка ценных бумаг;
  • организацию, в которой работает участник;
  • клиентов.

После того как начинается внешнее управление или конкурсное производство, ценные бумаги должны быть возвращены клиентам, если  в заключенном между клиентом и должником или арбитражным управляющим соглашении не оговорено других условий.

В случае, когда ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника недостаточно, чтобы исполнить требования клиентов, они возвращаются пропорционально требованиям всех клиентов.

Непогашенные обязательства перед клиентами должны быть удовлетворены в период конкурсного производства

Применяемые меры

В число мер, которые могут быть предприняты в случае банкротства финансовых организаций, входят:

  • проведение финансовых вливаний участниками организации;
  • реструктуризация активов и пассивов компании;
  • увеличение уставного капитала;
  • реорганизация компании;
  • иные меры, не противоречащие законодательству.

При определении мер, которые будут использованы для вывода организации из финансового кризиса, должен быть разработан план, который направляется на утверждение в контролирующий орган.

В проекте прописывают, какие меры будут способствовать восстановлению платежеспособности, а также сроки, в которые будет получен результат. Продолжительность срока не может превышать полгода. К проекту прилагают финансовую документацию, подтверждающую реальность проекта.

Статья 186.1. Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов

Сроки

К применению мер по предупреждению банкротства могут привести следующие обстоятельства:

  • неоднократный отказ от выполнения денежных обязательств должником в течение месяца;
  • отсутствие выплат по обязательным платежам в срок, превышающий десятидневный, с момента их наступления;
  • отсутствие денежных средств в объеме, необходимом для выполнения обязательств.

Контрольный орган назначает временного управляющего в 30-дневный срок после получения плана по восстановлению платежеспособности. Временное управление может вводиться на период от 3 до 6 месяцев. После проведения финансового анализа в течение 45 дней в контрольный орган должен быть предоставлен отчет о финансовом состоянии компании.

В течение 10 дней после получения отчета контрольный орган может принять решение:

  • направить в суд заявление с целью признания неплатежеспособности компании;
  • о проверке обеспечения финансовых обязательств компании и проведении мероприятий по предупреждению банкротства.

При подаче в суд заявления о признании банкротства, деятельность временного управляющего прекращается и начинается процесс конкурсного производства. Рассмотрение дела не должно превышать 4-хмесячный срок с момента подачи заявления.

Помощь и управление

При банкротстве кредитной организации могут применяться следующие меры финансовой помощи:

  • Размещение финансовых средств на ее депозитном счете. При этом период возврата не должен превышать полгода, а ставка, по которой начисляются проценты, не может быть выше ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным Банком.
  • Предоставление поручительств по кредитам, имеющимся в кредитных организациях.
  • Компании может быть предоставлена отсрочка либо рассрочка платежа.
  • При согласии кредиторов может быть осуществлен перевод долга.
  • Перенаправление прибыли компании на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению.
  • Внесение дополнительного взноса в уставный капитал организации.
  • Прощение долга.
  • Использование новации.

В некоторых случаях Центральный Банк может назначить специальный орган, который будет осуществлять управление кредитной организацией – временную администрацию.

Временной администрации могут быть в полном объеме либо частично переданы функции исполнительных органов кредитной организации. Соответственно, функции исполнительных органов ограничиваются либо приостанавливаются. Продолжительность временного управления не может превышать полугодового срока.

Также Банк России может потребовать от должника проведения процедуры реорганизации, которая представляет собой слияние или присоединение. При этом заключаются договора, в которых указываются сроки и условия реорганизации.

Справка о банкротстве должна предоставляться по первому требованию желающего.

Читайте тут, как производится оценка вероятности банкротства.

Какие особенности банкротства физических лиц ожидают граждан в 2023 году — расскажем далее.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область —
    • Санкт-Петербург и область —
    • Регионы —

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.