Жалоба На Администрацию Города На Что Можно Пожаловаться И Куда В 2023 Году
- 6 Июля, 2020
- Законодательство
- Гена Поддубный
Жалобы на администрацию относятся к частым явлением в современном обществе. Ниже расскажем, как правильно составить такую бумагу и куда ее подавать. Но начнем с предпосылок для возникновения недовольства со стороны населения.
Причины для появления претензии к этой структурой
Допустим, человек остался недовольным работой органов самоуправления? В соответствии с законодательством у всех граждан имеется право подавать жалобу на администрацию на любое ее действие (или же бездействие), например:
- Предоставление отказа многодетной малоимущей семье в постановке на учет в рамках получения жилья.
- Невыдача денежного возмещения или временного жилья для погорельцев.
- Отказ в выделении средств на ремонт школы либо дошкольных учреждений.
- Безосновательная невыдача разрешения на строительство.
- Отказ в предоставлении ордера на проведение земельных работ и так далее.
Как писать претензию на действия администрации: правила оформления подобного документа
Основное требование к письменному обращению в адрес органов самоуправления закрепляется в федеральном законе № 59, который звучит как «О порядке рассмотрения гражданского обращения». В соответствии с законодательством жалоба в администрацию должна в себе содержать следующую информацию:
- Информация об адресате жалобы. Речь идет о названии органа местного самоуправления или имени и должности лица, в отношении которого подают письменное обращение.
- Фактические сведения о заявителе. Иными словами, необходимо указывать полное имя, наряду с почтовым адресом, электронной почтой, контактным номером телефона и так далее.
- Сообщение сути проблемы, с которой заявитель обращается.
- Подробное описание просьбы и предложения.
- Доводы, в рамках которых гражданин основывает свое предложение.
- Список прилагаемой документации.
- Дата, в которую была составлена жалоба.
Стоит обратить внимание на то, что документ делают в двух экземплярах. Что касается второго из них, он (с подписью гражданина, принявшего обращение), как правило, остается у заявителя. Впоследствии эта бумага может выступить в роли письменного доказательства при обращении в суд.
Где можно взять образец жалобы в прокуратуру на бездействие администрации?
Если гражданин не знает, с чего ему начать составление такой бумаги, то следует знать, что подходящий шаблон всегда можно использовать в качестве основы для обращения. Теперь выясним, какие службы могут посодействовать в решении сложившегося вопроса.
Куда следует жаловаться на подобную структуру?
Обращаться с жалобой на администрацию на ее бездействие или какое-либо неправомерное действие можно в несколько инстанций:
- В адрес руководителя органов местного самоуправления. Проведение внутреннего контроля не всегда оказывается эффективной мерой. Правда, в некоторых ситуациях жалобы на чиновников с последующим служебным разбирательством помогают восстанавливать справедливость.
- В прокуратуру. Именно такой орган власти осуществляет надзор над соблюдением Конституции, а также над исполнением законов службами местного самоуправления ровно, как и их должностными лицами.
- Обращение в суд. В том случае, если досудебное разбирательство результатов не принесло, для защиты прав гражданину следует обращаться в суд.
Как происходит разбирательство после подачи претензии?
Как именно подать жалобу на администрацию? После того как человек подготовит претензию, ее следует правильно подавать. У гражданина имеется возможность это сделать тремя следующими способами:
- Обратиться лично в отделение, которое приписано к месту регистрации, и передать документацию уполномоченному сотруднику.
- Отправить бумаги через представителя, который должен будет при себе иметь нотариальную заверенную доверенность с удостоверением личности. Стоимость оформления подобного документа составит около двух тысяч рублей.
- Отправить бумаги можно при помощи «Почты России». Для этого используют заказное письмо с уведомлением либо с ценными бумагами.
Какой из предложенных способов выбрать — должен решать только сам человек. В любом случае, когда обращение будет следователю передано, по нему проведут предварительную проверку.
В ее ходе установят, есть ли для жалобы реальное основание, достаточно ли приложено к ней бумаг, имеются ли у прокуратуры полномочия для решения соответствующей проблемы.
В том случае, если рассмотреть претензию нельзя, она возвращается непосредственно к отправителю вместе с сообщением от следователя с указанием всех причин отказа.
https://www.youtube.com/watch?v=OQFk55f20Co\u0026pp=ygWGAdCW0LDQu9C-0LHQsCDQndCwINCQ0LTQvNC40L3QuNGB0YLRgNCw0YbQuNGOINCT0L7RgNC-0LTQsCDQndCwINCn0YLQviDQnNC-0LbQvdC-INCf0L7QttCw0LvQvtCy0LDRgtGM0YHRjyDQmCDQmtGD0LTQsCDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD
Когда же с заявлением все в порядке, органы начинают полноценную проверку, к которой могут привлекать разные ведомства. При этом они обладают полным правом просить гражданина об участии в разбирательстве. Надо иметь в виду, что заявителя в любой момент могут попросить дать показания, а также представить какой-нибудь документ.
На что стоит обратить внимание?
На то, что у всех соответствующих проверок есть весьма строгие сроки. Предел для предварительного расследования составляет семь дней, а для полноценного разбирательства — тридцать суток.
При этом срок может быть увеличен в два раза в том случае, если появятся на то достаточно веские основания. В любом случае о значительных задержках заявителей должны уведомлять.
Нарушение по времени может послужить поводом для подачи претензий уже, непосредственно, на прокуратуру за ее бездействие.
Возможные результаты дела
Всего имеется два возможных исхода подобного разбирательства в прокуратуре. В первом случае орган может отклонить претензию и прекратить производство.
При этом гражданину обязательно присылают письмо, указывая причины, по которым требования не были удовлетворены. Зачастую это отсутствие правонарушений в действиях администрации наряду с недостаточностью сведений или документации.
В этой ситуации гражданин может подавать иск в суд, требуя более подробной проверки.
Вторым возможным вариантом выступает ситуация, в рамках которой прокуратура встанет на сторону заявителя, признавая за сотрудниками администрации нарушения. При этом последняя будет обязана выполнить все указанные требования в установленный срок. Если она от этого откажется или проигнорирует решение, то гражданин сможет на основании официального ответа от прокуратуры подать в суд.
Как можно повысить шансы на успех?
Жалоба в прокуратуру на администрацию является одной из наиболее сложных претензий. Именно в связи с этим следует пользоваться некоторыми методиками, которые могут в значительной степени повысить шанс на успешное рассмотрение:
- Надо воспользоваться помощью юриста. В рамках подачи обычной претензии консультация специалиста, как правило, не нужна. Но если гражданин выдвигает обвинения против администрации то их лучше оформить с помощью профессионала, который юридически может обозначить все требования и, что немаловажно, обосновать их.
- Подача коллективного иска. Сложно представить нарушение, произведенное органами местного управления, которое бы затронуло только одного гражданина. Поэтому надо привлекать других пострадавших. Собрать сразу несколько пакетов документов и потребовать комплексного изучения сложившейся жалобы. Помнить следует о том, что чем больше людей подаст заявлений, тем подробнее дело изучат.
- Требуется тщательно готовить доказательства. Следы любого бездействия администрации часто заметны даже без выполнения экспертизы. Так что, не стоит забывать подкреплять жалобу фотографиями, видеоматериалами, аудио и так далее. Также не надо игнорировать официальные отчеты самой администрации, которые человеку обязаны предоставлять по его претензии.
Образец жалобы в прокуратуру на бездействие администрации представлен ниже. Согласно существующему законодательству, любое письменное обращение в обязательном порядке должно быть рассмотрено в течение тридцати дней со дня регистрации.
Жалоба в прокуратуру на бездействия администрации
Такую жалобу тоже пишут тогда, когда права граждан были ущемлены либо нарушены. Она составляется при условии бездействия и пассивности со стороны должностных лиц. Текст письменного обращения делается самостоятельно, его печатают на компьютере и подают онлайн.
Различий в способе написания и подачи жалобы на бездействие администрации нет. Но имеется вероятность, что в написанной вручную бумаге, сама проблема может быть нечитаемой (из-за почерка).
В этой ситуации гражданина уведомят о том, что его заявление остается без рассмотрения (если, разумеется, контактные данные с именем удастся разобрать).
Особенности правильного написания
Государственными органами не рассматриваются анонимные обращения и жалобы на решение администрации без обратного адреса. Надо указывать индекс для того чтобы органы могли высылать ответ после рассмотрения претензии. Вначале (в шапке) указывают адрес прокуратуры с фамилией прокурора, который будет заниматься соответствующим обращением.
При написании жалобы надо избегать того, что к делу не относится, то есть излагать проблему кратко и емко. В претензии не допускается употребление нецензурных выражений, оскорбления в адрес госорганов и должностных лиц. В том случае, если хоть что-то из выше перечисленного присутствует, то заявление рассмотрено не будет.
Когда в бумаге не хватает доказательств и фактов, ее, скорее всего, вернут на доработку в течение семи дней с указанием причины. Не нужно писать жалобы в прокуратуру еженедельно. Их подают только один раз и они, как правило, рассматриваются в течение тридцати календарных дней.
Маленькая хитрость в качестве рекомендации: в том случае, если претензия подается в прокуратуру, следует указать, что второй образец был дополнительно отправлен в вышестоящий орган. Это даст возможность претензии не затеряться в столе, и ускорит процесс рассмотрения.
https://www.youtube.com/watch?v=OQFk55f20Co\u0026pp=YAHIAQE%3D
Точно так же стоит схитрить, когда направляется заявление в полицейский участок. Надо указать, что копия была выслана прокурору, и тогда человеку незамедлительно ответят. При этом вовсе не обязательно в действительности направлять туда второй образец. Но в участке знать это никому не надо.
Чтобы написать грамотно жалобу в прокуратуру на какое-либо бездействие администрации, не обязательно обладать специфическими знаниями. Если гражданин желает увеличить свои шансы на рассмотрение и удовлетворение указанных требований в жалобе на действия администрации или бездействие, лучше всего проконсультироваться с юристом.
Заключение
Таким образом, города являются территориальными образованиями, жители которых не только работают, но и живут в них. Чтобы жизнь эта была достойной, муниципалитет должен всячески этому поспособствовать. И когда что-либо не устраивает граждан, то можно написать жалобу на администрацию. Не стоит бояться предъявлять претензии. Но делать это надо грамотно и желательно с поддержкой юристов.
Мы рассмотрели, как оформить жалобу на администрацию города в прокуратуру.
Куда жаловаться на администрацию города и как правильно написать заявление? Образец оформления и порядок подачи
Гражданин имеет право подать жалобу на администрацию города в следующих случаях:
- администрация не контролирует работу городских служб и при этом отказывается рассматривать претензии горожан без основательных на то причин;
- сотрудники органов исполнительной власти плохо или вовсе не выполняют возложенные на них обязанности, используют свое служебное положение в корыстных целях;
- при управлении городом действиями или же бездействием создаются условия, опасные для жизни и здоровья граждан;
- сотрудники администрации игнорируют заявления и жалобы горожан по вопросам, которые напрямую касаются компетенции администрации;
- уполномоченные лица, работающие в управлении города, пользуясь своим положением, нарушают и ущемляют права граждан (имеются в виду те права, которые прописаны в Гражданском законодательстве);
- глава города и сотрудники администрации принимают и выносят решения, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Куда можно жаловаться на администрацию города?
Жалоба главе муниципалитета
Первый вариант — это подача жалобы главе администрации. Этот вариант приемлем, когда жаловаться нужно на сотрудников администрации. Заявление с жалобой позволяет решить проблему внутри органов управления.
Глава администрации обязан провести внутренние проверки и устранить описанные в жалобе проблемы. После всех проверок гражданину должно прийти письменное уведомление о принятых мерах относительно его жалобы и результатах проведенной работы.
Чтобы оставить жалобу главе администрации, можно лично записаться к нему на прием и изложить суть проблемы. А можно принести готовый документ и оставить его в приемной главы.
Но во втором случае гражданину нужно составить две идентичные жалобы. Одну он отдаст в канцелярию, а на другом экземпляре в канцелярии должны сделать запись «Принято к рассмотрению», поставить число и печать администрации.
Этот второй экземпляр гражданин забирает себе.
Ещё один вариант подачи — отправить письмо по почте России.
В прокуратуру
Если же глава администрации проигнорировал заявление гражданина либо не предпринял должных мер, гражданин имеет право подать жалобу в органы прокуратуры.
Здесь стоит учесть, что для подачи жалобы в прокуратуру нужно иметь веские основания и доказательства своим претензиям.
Обратиться с жалобой на администрацию можно тремя способами:
- Лично прийти в прокуратуру и написать заявление.
- Передать написанную жалобу через своего представителя (но при этом у него должна быть нотариально заверенная доверенность и документ, удостоверяющий личность).
- Воспользоваться услугами почты России. Здесь лучше всего заказывать письмо с уведомлением. Тогда гражданин будет точно знать, когда жалоба дошла до получателя, и при этом будет иметь официальное подтверждение её отправки в случае её утери.
В судебные органы
В эти органы подается жалоба в том случае, когда обращения в два предыдущих органа не дали должного результата.
Для того чтобы подать жалобу на администрацию города, нужно лично прийти в канцелярию суда и написать заявление. Затем гражданину остается только лишь ждать повестки в суд.
Оформление жалобы
Стоит учитывать, что в ходе разбирательств в ситуации составленный гражданином документ будет рассматриваться неоднократно. Поэтому его нужно оформить грамотно и корректно, соблюдая следующие правила:
- отказаться от использования ненормативной лексики, не писать угрозы;
- описывать только те факты, которые возможно доказать, домыслы и предположения будут расцениваться как клевета, за которую гражданина ждет наказание;
- оформлять документ исключительно в официально-деловом стиле, писать кратко, но при этом четко описывать факты нарушения;
- обязательно подписывать жалобу и ссылаться на законодательство РФ.
Если гражданин не придерживается описанных правил оформления документа, жалоба не будет принята к рассмотрению.
Жалоба имеет стандартную структуру и состоит из трех частей:
- Заголовок. В этой части нужно написать наименование организации, в которую подается документ, а также её адрес. Также указываются данные отправителя: ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
- Информационная часть (тело документа). Описываются все важные моменты дела с указанием доказательств. Далее гражданин формирует свою просьбу, делая ссылку на законы и нормативные акты РФ.
- Заключение. В этой части списком перечисляются приложения. Ставится дата, подпись и расшифровка.
Чтобы увеличить шансы на положительный для гражданина исход разбирательства, лучше всего писать коллективную жалобу.
Как бороться с отписками муниципальных органов?
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Разбираемся, куда жаловаться, если местная администрация отмахивается от ваших обращений
Активные граждане часто обращаются в муниципальные органы, чтобы помочь им справиться со своими обязанностями. Например, сообщают о поломке на детской площадке или об аварии в канализационной системе. Однако не всегда представители власти стремятся оперативно решать проблемы.
Один из читателей «АГ» устал от формальных отписок и обратился в редакцию с вопросом:
«В прошлом году с помощью приложения “Госуслуги” успешно решал вопросы, связанные с поломками на детских площадках, ямами на дорогах и проч. Но теперь администрация города вернулась к отпискам в стиле “этот мост будет починен в 2023 году” – речь о прохудившихся досках на мосте через реку. Должны ли представители администрации указывать сроки устранения проблемы и можно ли их сократить?»
По закону каждый гражданин может обратиться к представителям власти, а те должны ответить в течение 30 дней со дня регистрации обращения (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Задать вопрос или пожаловаться можно в государственные, муниципальные учреждения и другие организации, выполняющие публично значимые функции, т.е.
в любые органы власти.
Однако это не всегда помогает решить проблему. Так, в письме читатель «АГ» указал: администрация дала ответ – мост будет починен в 2023 г. Формально нарушений тут нет.
Если вопрос касается соблюдения прав граждан, необходимо обратиться в прокуратуру. В нашем примере мост с прохудившимися досками может представлять опасность для населения.
На это и стоит сослаться в обращении в прокуратуру: нужно попросить проверить техническое состояние моста и определить, не угрожает ли он здоровью и жизни граждан.
К обращению следует приложить переписку с администрацией и фотографии поврежденного моста.
Если в ходе проверки информация подтвердится, представитель прокуратуры сможет обратиться в суд, чтобы заставить администрацию отремонтировать мост раньше. Сроки и объем работ будут зависеть от технического состояния моста.
Иногда представители власти ссылаются на недостаток финансирования в ответ на жалобы граждан. С этим столкнулся и читатель «АГ»:
«У нас в городе старая система водоснабжения, которую периодически прорывает. “Водоканал” говорит, что знает об этом, но денег нет. Куда обратиться с вопросом о финансировании?»
Обеспечивать безопасность централизованных систем горячего и холодного водоснабжения должны их собственники и другие законные владельцы (ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). В частности:
- своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения (подп. «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644);
- обеспечивать правильную эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей (подп. «в» п. 34 тех же Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
В письме читатель «АГ» упомянул о «Водоканале». Это организация водопроводно-канализационного хозяйства. Она отвечает за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, которые ей принадлежат или находятся в границах ее ответственности.
Если же орган местного самоуправления не определил организацию, которая содержит и обслуживает такие сети, а также не передал по передаточному акту сети организации водопроводно-канализационного хозяйства, то содержать и эксплуатировать их должен орган местного самоуправления.
То есть органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность. Если в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, это не значит, что они действительно таковыми являются, так как по закону их должны отнести к муниципальному имуществу.
Таким образом, «Водоканал» должен содержать принадлежащее ему водопроводно-канализационное хозяйство в границах своей эксплуатационной ответственности, в остальных случаях – орган местного самоуправления. А кто отвечает за имущество, тот отвечает и за финансирование.
фотобанк Freepik/@storyset
Жалоба на администрацию города на что можно пожаловаться и куда в 2023 году – Olgagp
Активные граждане часто обращаются в муниципальные органы, чтобы помочь им справиться со своими обязанностями. Например, сообщают о поломке на детской площадке или об аварии в канализационной системе. Однако не всегда представители власти стремятся оперативно решать проблемы.
Один из читателей «АГ» устал от формальных отписок и обратился в редакцию с вопросом:
«В прошлом году с помощью приложения “Госуслуги” успешно решал вопросы, связанные с поломками на детских площадках, ямами на дорогах и проч. Но теперь администрация города вернулась к отпискам в стиле “этот мост будет починен в 2023 году” – речь о прохудившихся досках на мосте через реку. Должны ли представители администрации указывать сроки устранения проблемы и можно ли их сократить?»
Как достучаться до представителей власти?
По закону каждый гражданин может обратиться к представителям власти, а те должны ответить в течение 30 дней со дня регистрации обращения (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 9, ч. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Задать вопрос или пожаловаться можно в государственные, муниципальные учреждения и другие организации, выполняющие публично значимые функции, т.е. в любые органы власти.
Однако это не всегда помогает решить проблему. Так, в письме читатель «АГ» указал: администрация дала ответ – мост будет починен в 2023 г. Формально нарушений тут нет.
Что делать, если ответ не удовлетворил?
Если вопрос касается соблюдения прав граждан, необходимо обратиться в прокуратуру. В нашем примере мост с прохудившимися досками может представлять опасность для населения.
На это и стоит сослаться в обращении в прокуратуру: нужно попросить проверить техническое состояние моста и определить, не угрожает ли он здоровью и жизни граждан.
К обращению следует приложить переписку с администрацией и фотографии поврежденного моста.
Если в ходе проверки информация подтвердится, представитель прокуратуры сможет обратиться в суд, чтобы заставить администрацию отремонтировать мост раньше. Сроки и объем работ будут зависеть от технического состояния моста.
Кто отвечает за финансирование?
Иногда представители власти ссылаются на недостаток финансирования в ответ на жалобы граждан. С этим столкнулся и читатель «АГ»:
«У нас в городе старая система водоснабжения, которую периодически прорывает. “Водоканал” говорит, что знает об этом, но денег нет. Куда обратиться с вопросом о финансировании?»
Обеспечивать безопасность централизованных систем горячего и холодного водоснабжения должны их собственники и другие законные владельцы (ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). В частности:
- своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения (подп. «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644);
- обеспечивать правильную эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей (подп. «в» п. 34 тех же Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
В письме читатель «АГ» упомянул о «Водоканале». Это организация водопроводно-канализационного хозяйства. Она отвечает за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, которые ей принадлежат или находятся в границах ее ответственности.
Если же орган местного самоуправления не определил организацию, которая содержит и обслуживает такие сети, а также не передал по передаточному акту сети организации водопроводно-канализационного хозяйства, то содержать и эксплуатировать их должен орган местного самоуправления.
То есть органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность. Если в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, это не значит, что они действительно таковыми являются, так как по закону их должны отнести к муниципальному имуществу.
Таким образом, «Водоканал» должен содержать принадлежащее ему водопроводно-канализационное хозяйство в границах своей эксплуатационной ответственности, в остальных случаях – орган местного самоуправления. А кто отвечает за имущество, тот отвечает и за финансирование.
Как оспорить действия (бездействие) органов власти и получить возмещение убытков
К нам часто обращаются за помощью представители бизнеса, которые заявляют, что власть имущие смотрят на них как на планктон в своей финансово-пищевой цепочке.
Незаконные штрафы, чрезмерные доначисления по результатам выездных проверок, и даже рейдерство – захват предприятий – процветают на фоне несовершенства российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и ангажирования представителей власти.
- О том, как оспорить действия (бездействие) органов власти, чтобы восстановить нарушенные права, взыскать убытки и расходы на привлеченного юриста (эксперта, оценщика), – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.
- Из статьи вы узнаете:
- Реальные случаи, когда действия (бездействие) органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
- 3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти:
- обжаловать в вышестоящий орган
- обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
- обратиться в суд
- Какие шансы выиграть спор с органом власти
- Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти
- Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти
Нет времени читать? Получите прямо сейчас помощь эксперта или задайте свой вопрос:
Реальные случаи, когда действия и бездействие органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
Уполномоченные органы могут неверно оценивать стоимость земли и другой недвижимости, в результате чего граждане и компании платят завышенные налоги, аренду
Так, в результате «массовой» кадастровой оценки, налог на недвижимость для граждан и предпринимателей увеличился в несколько раз.
https://www.youtube.com/watch?v=uDJtLpJWVQk\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
За период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г. инициировано более 27 000 судебных дел о перерасчете кадастровой стоимости. Иски предъявлялись к территориальным органам Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалам в субъектах РФ, комиссиям по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальных отделениях Росреестра.
- СУММАРНАЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, ПОСЧИТАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ РЕАЛЬНОЙ В 2 РАЗА.
- Муниципалитеты завышают стоимость имущества, которое арендуют или выкупают граждане и предприниматели
- На 1 127 000 рублей выше реальной рыночной стоимости оценили помещение по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Предприниматель решил выкупить у города нежилое помещение. Комитет указал цену объекта в договоре купли-продажи в размере 4 209 000 рублей (на основании отчета оценочной компании «Корпус»).
Предприниматель обратился в суд. Суд назначил независимую экспертизу, которая определила стоимость спорного объекта в размере 3 082 000 рублей. Так предпринимателю удалось снизить выкупную стоимость спорного помещения на 1 127 000 рублей (постановление 16-ААС г. Ессентуки от 10.12.2014 г. по делу № А63-600/2013).
Органы власти препятствуют в получении разрешений и лицензий, иногда – в корыстных целях
Руководитель одного из управлений областного Минздрава требовал деньги с соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности. Суммы «откатов» варьировались от 25 000 до нескольких миллионов рублей ( источник ).
Налоговые органы штрафуют и требуют доначисления налогов, иногда – незаконно и необоснованно
Так, по результатам выездной проверки налоговая служба доначислила компании 155 миллионов рублей за проведение «сомнительных операций». Налогоплательщику удалось через суд оспорить и отменить решение ФНС. Сроки проведения проверки и сроки вручения решения налоговой были нарушены ( Решение АС г. Москвы от 26.04.17 № А40-255380/2016).
В 99% случаев выездные налоговые проверки заканчиваются для бизнес-представителей санкциями в виде миллионных доначислений. Средний «чек» выездной проверки в Москве – 41 600 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 71 800 000рублей (данные опубликованы в «Forbes»).
Должностные лица могут нарушать антимонопольное законодательство: заключать антиконкурентные соглашения, создавать отдельным участникам преимущественные условия участия в торгах, ограничивать доступ к торгам законных конкурентов
Администрация муниципального района нарушила закон «О защите конкуренции». В результате к участию в торгах не были допущены лица, желающие арендовать муниципальное имущество.
Извещение о торгах администрация не разместила на своем официальном сайте, а отсылка на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержала номер извещения, что не позволяло найти нужные торги.
Предприниматели не смогли ознакомиться с формой заявки и проектом договора аренды ( дело № 028-15-АЗ).
3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти
Граждане и юридические лица могут обжаловать любые незаконные действия (бездействие), решения и акты органов власти, если они нарушают их права и интересы – любыми доступными способами, не выходя за рамки закона (ст. 45 Конституции РФ).
Обжаловать можно даже устные решения.
Обжаловать в вышестоящий орган
Можно обратиться с заявлением в тот же орган или в вышестоящий орган, наделенный контрольно-надзорными функциями в соответствующей сфере управления.
К примеру, жалоба на действия местной налоговой службы подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот орган, чьи действия обжалуются.
В течение 3 дней с момента поступления жалобы, материалы будут направлены в вышестоящий орган ФНС (п.1 ст.139 НК РФ).
- Важно: такой способ обжалования имеет недостатки:
- решения по обращениям принимаются заинтересованными органами;
- у лица, направившего жалобу, нет возможности присутствовать при принятии решения, влиять на результат;
- нередко решение по обращению принимают лица без необходимого уровня правовой подготовки.
- Поэтому даже правильно составленные жалобы, подкрепленные доказательствами, часто не удовлетворяют, а виновных лиц – не наказывают.
Обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
Права граждан или организаций могут защищать: прокурор, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Обращение в Прокуратуру с правильно составленной жалобой, которая подкреплена доказательствами, может стать результативным, оперативным и экономным способом добиться справедливости.
Подать жалобу можно любым удобным способом: через канцелярию прокуратуры, интернет-приемную Генпрокуратуры, сайт территориального подразделения или ценным/заказным письмом. Через 30 дней вы получите ответ.
Омбудсмен тоже рассматривает жалобы на решения органов власти и должностных лиц.
На сайте омбудсмена есть подробная видеоинструкция , «Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ через интернет-приемную».
Обратиться в суд
Определяющее преимущество судебного оспаривания – это равенство сторон в процедуре, возможность личного присутствия, отсутствие заинтересованности судей, принимающих решение. Вероятность справедливого и объективного рассмотрения жалобы существенно повышается, по сравнению с внесудебным и досудебным обжалованием.
Еще один плюс для заявителя – это то, что обязанность доказывать невиновность или правомерность оспариваемого решения возлагается на должностное лицо или орган власти. Однако это правило не освобождает истца от необходимости доказывания нарушенного права, причинения ему ущерба и причинно-следственной связи.
Трудности при судебном оспаривании обычно связаны с определением подсудности и подведомственности спора. Так как дела по спорам с органами власти рассматривают:
Заявление в суд составляется по требованиям ст. 220 КАС РФ, если подается административный иск, и по требованиям ст. 125 АПК РФ, если иск подается в арбитраж.
Какие шансы выиграть спор с органом власти
Самые высокие шансы выиграть спор в сфере земельных отношений и недвижимости.
Работа с обращениями граждан. Как защититься от обвинений в бездействии
Из-за пандемии в большинстве органов государственной власти и местного самоуправления снизилось число личных приемов граждан. Поэтому заявители все чаще направляют письменные обращения, в том числе в электронном виде.
Одновременно увеличилось и количество судебных споров, связанных с рассмотрением таких обращений. В этой статье — подборка судебных решений за последние два года. В первой части статьи вы найдете аргументы, которые помогли органам власти отстоять свою правоту.
Из второй узнаете об ошибках, которые допустили ваши коллеги.
Аргументы в защиту органа МСУ
Сначала расскажем о четырех случаях, когда суды принимали сторону органов власти. Прочтите, какие доводы последние приводили в свою защиту.
Технические проблемы при направлении обращения — вина службы поддержки, а не органа власти
В работе электронных средств связи с органами власти периодически возникают сбои. Бывает, что из-за технической проблемы заявитель не получает ответ на свое обращение. Прочтите, какие аргументы использовать для защиты муниципалитета.
ПРИМЕР 1. Гражданин отправил электронное обращение в орган государственной власти. Ответ в установленный срок не пришел. Тогда гражданин обратился в суд.
Суд установил, что на сайте, через который истец направил обращение, произошел технический сбой. Из-за этого орган власти не получил и не зарегистрировал обращение, не рассмотрел его и не дал ответ.
Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о слабом контроле за работой специалистов и служб, отвечающих за техническую поддержку информационных систем.
Это не тождественно бездействию при рассмотрении обращения гражданина.
Суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2020 по делу № 33а-435/2020).
На заметку: Какими общими нормами руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и организаций
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Граждане вправе обращаться в органы власти лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Такое же право есть у объединений граждан, в том числе у юридических лиц.
Обращаться можно в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также в муниципальные учреждения (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ). Обязательно рассмотрите обращение, если тема соответствует компетенции органа или его должностного лица. Это может быть предложение, заявление или жалоба.
Обращение может быть устным.
Рассмотрите обращение в течение 30 дней со дня его регистрации в органе власти. В исключительных случаях срок можно продлить еще на 30 дней, уведомив об этом заявителя.
Несогласие гражданина с содержанием ответа на обращение не означает, что орган власти бездействовал
Часто заявитель получает ответ по существу, но остается им недоволен и обвиняет чиновников в бездействии. Суды в таких случаях поддерживают органы власти. Несогласие гражданина с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии муниципалитета при рассмотрении обращения.
ПРИМЕР 2. Гражданин отправил жалобу в орган власти. Чиновники рассмотрели ее по существу и направили заявителю мотивированный ответ. Гражданин с этим ответом не согласился и обратился в суд.
Истец утверждал, что чиновники не рассмотрели жалобу. Он просил признать бездействие органа власти незаконным.
Суд с истцом не согласился и отказался удовлетворять его требования (апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33а-780/2020).
Администрация уже дала ответ заявителю, поэтому не стала делать это повторно
В случае неоднократных заявлений и обращений по одному и тому же вопросу можно не давать ответ по существу на повторное обращение. Суды поддержат орган местного самоуправления.
Документ: Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с местной администрацией в постановлении от 20.08.2020 № Ф03-2848/2020
ПРИМЕР 3. Компания попросила управление муниципальной собственности городской администрации предоставить ей земельный участок в аренду без торгов. Чиновники ответили отказом. Компания обратилась в орган МСУ повторно. На это обращение она ответа не получила. Тогда компания подала заявление в суд и попросила признать бездействие чиновников незаконным.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Но апелляция поддержала администрацию. Судьи указали, что чиновники уже дали ответ по существу на аналогичное обращение компании. Заявитель не сослался на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием для изменения принятого решения.
Заявитель просил провести проверку, но не указал всю необходимую информацию о себе
Внеплановая проверка возможна, если в обращении есть вся необходимая информация о заявителе
Если обращение содержит информацию о противоправных действиях или нарушениях, оно может стать основанием для проверки. Она возможна, если в обращении есть необходимые реквизиты, в частности информация о заявителе. Если ее нет, проверку не проводите. Посоветуйте заявителю обратиться в орган МСУ повторно, указав все обязательные реквизиты. Суд поддержит такое решение органа власти.
ПРИМЕР 4. Гражданка обратилась в орган власти с просьбой привлечь энергосбытовую компанию к административной ответственности за завышение платы и отказ в ее перерасчете. Женщине разъяснили, что для рассмотрения обращения необходимо провести внеплановую проверку.
В данном случае это невозможно. Обращение было направлено по электронной почте и не содержит все нужные реквизиты. Заявитель вправе обратиться в инспекцию повторно: лично, по обычной почте либо через портал государственных услуг.
Гражданка не согласилась с этим ответом и обжаловала его в суде.
Суд указал, что обращение, поступившее в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ (ч. 3 ст. 7). В обращении заявитель должен указать свои Ф. И. О.
и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель направила обращение по электронной почте, но не указала свои полные данные.
Суды всех трех инстанций отказали в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 № Ф01-8945/2020).
Ошибки, из-за которых муниципалитеты проигрывают суды
Теперь приведем еще четыре случая из судебной практики. В каждом из них судьи выносили решения в пользу заявителей.
Переадресация жалобы в орган, решение или действие которого обжалует заявитель
Часто письменное обращение содержит вопросы, не отнесенные к компетенции того органа, в который оно поступило. Тогда обращение нужно переадресовать органу, который уполномочен его рассматривать. Сделайте это в течение семи дней (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При этом нельзя переадресовывать жалобы на действия какого-либо органа в этот же самый орган. Это подтвердил Конституционный суд.
Документ: Выводы Конституционного суда — в определении от 24.10.2019 № 2947-О
ПРИМЕР 5. Гражданин направил в орган власти жалобу на действия другого органа. Ответа не получил и обратился в суд. Первая и апелляционная инстанции истцу отказали. Они установили, что обращение было переадресовано в другой орган — тот самый, на который жаловался заявитель. Гражданина уведомили о переадресации.
Заявитель подал в суд другой иск. На этот раз он просил признать незаконным бездействие органа, в который было перенаправлено его обращение. Выяснилось, что корреспонденция с обращением гражданина к ответчику не поступала. Поэтому суды снова отказали истцу. Тогда заявитель обратился в Конституционный суд.
Конституционный суд указал, что жалобу нельзя направлять на рассмотрение в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Закон не допускает произвольной переадресации обращения гражданина в орган власти без учета нормативно установленной компетенции этого органа (п. 3 ст. 5, ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).
Если в обращении гражданина содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, то оно не может быть перенаправлено в тот орган, с действиями или решениями которого заявитель связывает такие нарушения.
Ответ заявителю в обычном, а не заказном письме
Сохраняйте доказательства того, что вы отправили заявителю ответ. По этой причине нельзя отвечать гражданам простыми почтовыми отправлениями: их невозможно отследить. Чтобы избежать проблем, давайте ответы на письменные обращения заказным письмом с описью вложения.
ПРИМЕР 6. Гражданин направил заявление в орган власти, но ответа на него не получил. Тогда он обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие органа власти.
Суды поддержали истца. Чиновники не смогли доказать, что ответили на обращение. Дело в том, что ответ они направили обычным письмом. Его отметили в журнале регистрации исходящей корреспонденции. Но суд не принял запись в журнале в качестве достоверного доказательства (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2020 № Ф08-11054/2020).
Неправильная квалификация обращения
Ответственное должностное лицо органа местного самоуправления должно не только правильно квалифицировать обращение, но и дать полный ответ по существу всех поставленных в нем вопросов.
Документ: Верховный суд подтвердил обоснованность привлечения чиновника к административной ответственности в постановлении от 31.07.2019 № 7-АД19-5
ПРИМЕР 7. Гражданин решил, что он вправе самостоятельно образовать орган местного самоуправления. Он назвал этот орган «МСУ Энтузиастов» и назначил себя руководителем. Затем гражданин начал издавать «постановления».
Одно из них он направил в администрацию муниципального района.
В этом документе гражданин указал на необходимость проложить дорогу для въезда в один из микрорайонов района и благоустроить зону культуры, отдыха и спорта для местных жителей.
Рассмотрение обращения было поручено начальнику отдела ЖКХ и благоустройства администрации. Тот ответил гражданину, что созданное им «МСУ Энтузиастов» не может рассматриваться как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Требования создать объекты инфраструктуры не имеют правовых оснований.
Гражданин обратился в суд. Начальника отдела привлекли к административной ответственности по статье 5.59 КоАП. Чиновник пытался оспорить это решение и дошел до Верховного суда.
Суды всех инстанций пришли к выводу, что начальника отдела наказали обоснованно.
По содержанию обращение было как предложением — рекомендацией органу МСУ по организации дороги и зоны отдыха в микрорайоне, так и заявлением, содержащим просьбу (п. 2, 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).
Чиновник не объяснил гражданину, возможно ли создание этих объектов, предусмотрено ли оно в планах местной администрации. Следовательно, он не дал ответ по существу на вопросы, затронутые в обращении.
Немотивированный отказ в просьбе о личном приеме
Если в письменном обращении заявитель просит принять его лично, орган МСУ не вправе немотивированно отказать в приеме. Уполномоченное должностное лицо обязано внимательно изучить доводы заявителя и по возможности провести прием. В противном случае отказ может быть признан незаконным в суде.
ПРИМЕР 8. Гражданин обратился с заявлением к должностному лицу и попросил его о личном приеме. Чиновник отказал, сославшись на нецелесообразность такого приема. Тогда гражданин обратился в суд с требованием о признании отказа недействительным.
Суды трех инстанций истцу отказали. Однако Верховный суд с ними не согласился. Истцу фактически отказали в праве изложить его доводы и, не выяснив суть его обращения, признали личный прием нецелесообразным.
Отказ был бы законным, если бы чиновники сначала дали ответ по существу поставленных в обращении вопросов (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 18.02.
2020 № 13-КА19-3).