Actual

Использование ненормативной лексики

Чрезмерное употребление ненормативной лексики на сегодняшний день является одной из главных проблем современного общества. Существует ряд тенденций, которые стали причиной массового использования ее в повседневной жизни.

Что это

Что такое ненормативная лексика? Это определенный сегмент лексики, который включает в себя вульгарные, грубые и непристойные бранные выражения, выражающие в большинстве случаев спонтанную реакцию на неприятную и неожиданную ситуацию. Сюда относится матерщина, жаргонные слова.

Использование ненормативной лексики

Такого рода слова еще называют обсценными, от латинского obscenus — непристойный, грязный, бесстыдный. Одной из разновидностей обсценных слов является русский мат. Русская матерная лексика состоит из трех основных групп слов, обозначающих:

  1. Мужские гениталии.
  2. Женские гениталии.
  3. Непосредственно сам половой акт.

Ненормативную лексику можно считать некой формой вербальной, языковой агрессии по отношению к кому-либо. Используя обсценные слова и выражения, лицо сравнивает объект своего внимания с чем-либо непристойным. Используя мат, человек переступает существующие моральные нормы социума.

Кому характерна?

Использование ненормативной лексики характерно для людей, имеющих низкий уровень культуры или ярко выраженный негативизм по отношению к окружающему миру.

По статистике, чаще всего употребляют ненормативную речь учащиеся ПТУ и техникума, люди, не имеющие образования. Нередко подростки и молодые люди считают, что применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей и хороших знакомых, что в корне неверно.

Использование ненормативной лексики

В некоторых случаях, использовать обсценную лексику могут и высокообразованные люди, хорошо знающие, что такое ненормативная лексика и почему ее не стоит употреблять. В такой ситуации использование мата позволяет выразить свои чувства, выплеснуть негатив с помощью яркого языкового жеста.

Отрицательные и положительные стороны

Использование нецензурной лексики имеет две стороны.

К отрицательным сторонам использования ненормативной лексики относят следующие:

  • Мат тормозит развитие личностной культуры человека и одновременно понижает ее.
  • Не способствует повышению или возникновению позитивного настроения, а наоборот, способствует усилению негатива вокруг.

Говоря о позитивных сторонах: некоторые практикующие психологи считают, что использование слов ненормативной лексики позволяет снять напряжение и выплеснуть скопившийся негатив.

Использование обсценных выражений иногда оправданно и в литературе, в особенности в диалогах, когда задает характеристику персонажа.

Причины

Причины широкого распространения матерных и бранных выражений кроются в наличии свободы слова и отсутствии цензуры. Это привело к проникновению нецензурной лексики в печать и на экраны телевизоров.

Борьба с проблемой

Ежегодно 3 февраля отмечается день борьбы с ненормативной лексикой. В это день проводят дни вежливости, мероприятия, направленные на повышение языковой культуры.

Использование ненормативной лексики

В СССР в Уголовном кодексе было предусмотрено 15 суток ареста за использование ненормативной лексики в общественных местах.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях также предусматривает наказание за использование брани в общественных местах – административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере от 500 до 1 000 рублей.

Как избавиться?

Единого способа решения проблемы нет. Все зависит от силы воли человека, который желает избавить свою речь от сорняков. Но существует несколько предложений:

  • Если матерится кто-то из окружения – необходимо объяснить ему, что такое ненормативная лексика и почему ее не стоит использовать, подавать в дальнейшем хороший пример и не используйте обсценную лексику.
  • Если провинились вы, следует откладывать определенную сумму денег за каждое нецензурное слово. К примеру, по 10 рублей за каждое слово. Отложенные средства необходимо пускать на благотворительность – отдавать в детские дома, приюты, а не тратить на себя или свою семью.

Использование ненормативной лексики

  • Заменять матерное слово на любое другое. К примеру, название цветов, смешную фразу.
  • Надеть на руку резинку и каждый раз, когда было произнесено бранное слово, наказывать себя, оттягивая и отпуская резинку.

Старайтесь не забывать, что такое ненормативная лексика и какой вред она приносит вам и вашему окружению, а главное – что ее использование подрывает уровень культуры как личности, так и нации в целом.

Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления

Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.

Ключевые слова:ненормативная лексика, нецензурные выражения.

The historical trends shaping profanity, the main factors affecting the use of profanity. The results of a poll of senior Novy Urengoy.

Keywords: Profanity, obscenities

Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка.

Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений [2].

Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и грубые жаргоны (например, сленг).

Самый популярный миф, повсеместно распространенный, гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские.

Как отмечают историки, ругань племен славян была сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными. Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии.

С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и сохранились только в фольклоре.

Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным.

После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к ругательным, таковыми вовсе не являлись.

Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Ругательные слова несли функцию обычных слов.

Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона и много еще где. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого похожего слова нет.

Ругательные выражения в языческие времена был мистическим оружием, и применять его без определенного умения было опасно, можно было загубить не только себя, но и весь свой род [4].

Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике.

Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29 % населения страны вообще не ругается нецензурными словами. При этом, по данным ФОМ от 2012г.

: 70 % из них прибегают к помощи ненормативной лексики весьма регулярно [6].

Основными социально-политическими и психологическими факторами, определяющими на настоящий момент развитие распространение ненормативной лексики, являются следующие:

1)        Современное российское общество — это общество, в котором реально осуществлены принципыполитической свободы. Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы.

Мышление и политическая деятельность человека раскрепощены, существуют возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все слои общества получили возможность активно проявить себя в политических организациях, в рыночных отношениях, люди проявляют активность в общественной жизни.

С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества в период реформирования страны нашла взрывной выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но и к выбросу у части общества агрессивности и грубости.

Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения.

  • 2)        Свобода словастала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе.
  • 3)        Отмена политической цензурыпривела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже ненормативной лексики.
  • 4)        Нестабильность вполитическом и экономическом положении страны,низкий уровень жизни значительной части населения, инфляционные процессы, безработица и дороговизна в России переходного периода являются причинами стресса, в котором живут сегодня многие россияне самых различных социальных и возрастных групп.
  • 5)        Интенсивноетехническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно, прежде всего, с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники, преимущественно зарубежного производства.

6)        Современный мир — это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой.

В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связано с употреблением ненормативной лексики.

В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историко-культурный характер [3].

7)        Культурная дезинтеграция: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни, проявляющееся в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности.

Отношение к ненормативной лексике среди наших сограждан всегда было неоднозначным. Так, одни считают, что она засоряет и обедняет речь, уже не говоря о том, что дурно влияет на нравы, демонстрирует общее падение морали и нравственности.

Другие же уверены, что ругань помогает сбросить негативные эмоции, «выпустить пар» и т. д. Судя по результатам исследования, изредка вставляют в свою речь нецензурные слова 48 % россиян.

14 % опрошенных считает, что нецензурная брань — это отличный способ снять напряжение и достучаться до некоторых людей [7].

Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовальских институтов.

И вот что выяснилось… Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали бранью, проросли лишь на 49 %. Вода, при этом, показала результат получше — 53 % проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %! Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет [2].

Читайте также:  Лишение водительских прав за неуплату алиментов в 2023 году

Доктор биологических наук академик двух российских академий — Медико-технических наук и Естественных наук — директор Международного центра волновой генетики Пётр Горяев подчеркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм» [3].

Выступая на Всероссийских Иринарховских чтениях, академик Петр Горяев сообщил, что многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть ни что иное как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, учёный подтверждает истинность Евангелия, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога». Так что не удивительно, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.

Академик Горяев, считая долгом ученого говорить правду, заявил, что распространение блудного греха, безнравственность приводят к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Из сказанного им, к сожалению, можно сделать сразу два печальных вывода.

Во-первых, широкая распространённость сквернословия уже сама по себе является показателем низкого уровня нравственности.

А во-вторых, что ещё хуже, она является питательной средой для дальнейшего распространения, расширяя горизонты вседозволенности для подрастающих поколений.

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. По существу, речь человека — лакмусовая бумажка его общей культуры, а владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности.

В последнее время ведутся дискуссии, свидетельствующие о возрастающем интересе к языку, в частности, к культуре речи, являющейся звеном современного научного мировоззрения [1].

С целью изучения отношения старшеклассников к употреблению ненормативной лексики в марте 2014 г. было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.

Объектом исследования выступили учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 50 человек.

Результаты исследования позволяют установить, что, по мнению старшеклассников, применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей, так считают 60 % респондентов (рис. 1). Нецензурные выражения признаются большинством «легитимными» только в определенных местах и ситуациях.

К примеру, в стрессовых обстоятельствах, когда человек обуреваем сильными эмоциями, и нецензурное выражение — способно снять стресс. Однако, более половины опрошенных (56 %) относится отрицательно к употреблению ненормативной лексики вообще, 44 % из которых составляют девушки.

И всего лишь 6 % респондентов относятся положительно к употреблению ненормативной лексики, среди них лишь юноши.

Использование ненормативной лексики

Рис. 1. Мнения старшеклассников о допустимом употреблении ненормативной лексики

Статус нецензурных выражений в сегодняшней российской культуре амбивалентен. С одной стороны, их употребление, особенно публичное, остается табуированным.

С другой, бранные слова занимают видное место не только в повседневной жизни и светской культуре, но и в публичном пространстве и культурном производстве: художественные произведения с употреблением ненормативной лексики имеют определенный круг почитателей; в рекламе популярны эвфемизмы матерных выражений; ряду публичных деятелей употребление ненормативной лексики служит едва ли не «визитной карточкой».

В целом русское общество всегда осуждало нецензурную брань. Во времена царя Алексея Михайловича (XVII в.) услышать на улице нецензурное выражение было почти невозможно. Это объясняется прежде всего политикой, проводимой государством. В Соборном Уложении 1649г. подчёркивается недопустимость сквернословия. Во времена правления Петра I грубая брань выплеснулась из кабаков на улицы городов. В наше время государство своими методами борется за чистоту языка. Нелишне вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста [5]. Статья 20.1 «Мелкое хулиганство» действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт следующее наказание за брань в общественных местах: штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Большинство опрошенных старшеклассников считают, что современное общество невозможно избавить от употребления ненормативной лексики. 26 % респондентов предложили в качестве меры наказания денежный штраф, 20 % — выговор, 22 % — публичное пристыжение, 22 % — не считают наказание необходимым, 10 % респондентов предложили свой вариант: удар по губам, смертную казнь, устное замечание, «понять и простить» (рис. 2).

Стоит заметить, что 46 % респондентов считают, что употребление бранных слов более характерно для мужчин, из них 30 % девушек. Посчитали, что употребление бранных слов не зависит от пола 44 % респондентов, из них 30 % девушек. И 2 % юношей считают, что употребление бранных слов более характерно для женщин.

Так же мы просили указать, какая возрастная группа, по их мнению, чаще всего употребляет бранные слова. Респонденты считают, что чаще всего употребляют бранные слова молодежь, подростки и взрослые люди.

На вопрос: «В каких социальных группах, по Вашему мнению, чаще всего употребляют ненормативную лексику?».

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что чаще всего употребляют ненормативную лексику учащиеся ПТУ и техникумов, работающие люди без образования, люди без образования и безработные.

Использование ненормативной лексикиРис. 2 Мнения старшеклассников об основных наказаниях за употребление ненормативной лексики в общественных местах

Кроме того, перед нами стояла задача, определить, считают ли старшеклассники допустимым употребление ненормативной речи в семье.

Проанализировав данные, мы получили следующее: в 70 % случаев родители не употребляют при детях ненормативную лексику, в 24 % иногда и в 6 % случаев употребляют. Статистика вполне благоприятная.

Далее опрос показал: абсолютное большинство респондентов (92 %) считают недопустимым употребление ненормативной лексики в семье, а 8 % не думали об этом.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, ненормативная лексика прочно вошла в разговорную речь большого количества русских людей. Проведенный анализ литературы и опрос подтвердили актуальность данной проблемы и необходимость ее решения на государственном уровне.

В результате теоретического анализа и результатов проведенного исследования нами была условно разработана модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики (рис. 3), позволяющая наглядно продемонстрировать взаимосвязь элементов — среды и факторов употребления ненормативной лексики в обществе.

Использование ненормативной лексики

Литература:

1.      Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное [Текст] / в.м. Мокиенко// Русистика. — Берлин, 1994, № 1/2. — С. 50–73

2.      Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж, 2000.

3.      Стернин И. А. Сделаем шаг в сторону гласности (о жаргоне партаппарата) [Текст] / И. А. Стернин // Воронежские вести. 1995.

4.      Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии [Текст] // Б. А. Успенский. Избранные труды. Т.2. — М., 1994.

5.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8627/

6.      http://fom.ru/obshchestvo/10849

7.      http://www.regnum.ru/news/fd-volga/1199464.html

Удивительные преимущества употребления ненормативной лексики

Текст содержит ненормативную лексику. Просьба
чувствительных людей не читать данную статью.
Матерная брань и крепкие ругательства ассоциируются у нас с низким уровнем образования или не слишком высоким социальным статусом.

И все же дела обстоят далеко не так однозначно. Употребление ненормативной лексики может иметь свои скрытые преимущества. Например, делать наши высказывания гораздо более убедительными или помогать нам терпеть боль.

«Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом»

Виктор ПелевинКогда в нашей жизни начинается война с ненормативной лексикой? Пожалуй, тогда, когда мы приносим домой из детского сада первое слово из трех или пяти букв и с гордостью озвучиваем его маме. Мама, как водится, хватается за голову, папа — за ремень, а бабушка выступает с традиционным встречным предложением вымыть рот с мылом. Между тем, проблема знакомства с матом свойственна всем малышам: исследования показывают, что большинство детей начинает ругаться уже в шестилетнем возрасте или даже раньше. А мы, взрослые, как правило, ругаемся и материмся приблизительно от 0,5 до 0,7% общего вербального времени. Это может составлять десятки ругательства в день — в зависимости от вашей болтливости.

При этом, употребляя очередное крепкое словосочетание, мы даже не задумываемся о том, что при этом в работу включается совершенно не та часть мозга, которая отвечает за наш словарный запас.

Ричард Стифенс, психолог и автор книги «Паршивая овца: Скрытые Преимущества быть плохим» убежден, что брань обрабатывается мозгом совершенно иначе, чем обычный язык.

В то время, как большинство лингвистических способностей находится в коре головного мозга, и в конкретных языковых областях левого полушария, ругань может быть связана с более рудиментарным и древними областями нашего мозга.

Использование ненормативной лексикиВ качестве одного из доказательных примеров Стифенс приводит афазию — системное нарушение уже сформировавшейся речи, обычно связанное с повреждениями левого полушария. Есть множество зарегистрированных случаев, когда люди, страдающие от афазии, продолжают произвольно и свободно использовать стереотипную речь — например, они могут петь песни или свободно материться. Исследования людей, страдающих от синдрома Туретта — то есть, неконтролируемых тиков ругательств — предполагают, что за болезнь и связанную с ней брань отвечают более глубокие части мозга, лежащей в структуре базальных ганглиев.

Члены древних общин часто видели друг друга обнаженными. Понятие «частная жизнь» еще не вошло в обиход. Именно поэтому вопрос телесности был гораздо меньше табуирован — считает Мелисса Мор, профессор Стенфордского университета, автор недавно вышедшей книги о нецензурной лексике «Holy Sh*t: A Brief History of Swearing»

Конечно, система табу, накладываемая на определенные группы слов, сильно различается от культуры к культуре. Например, в английском языке этимология слов «ругаться» и «проклятие» указывает на религиозные истоки табу.

Читайте также:  Налог при продаже квартиры в случае приобретения комнат в ней по отдельности

В Средние века в английском языке произошло табуирование оскорбления религиозных клятв и употребления слова «черт» — пишет профессор Мор.Другая распространенная группа нецензурной лексики традиционно связана со словами, используемыми для описания интимных частей тела.

Но в более раннюю историческую эпоху они не были столь оскорбительными! Например, слово «Fuck» считающееся крайне оскорбительным сегодня, ранее встречалось даже в названиях улиц и фамилий.

«Это прямое доказательство того, что в замкнутых и сплочённых общинах люди часто видели друг друга обнаженными и не придавали этому особенного значения — вопрос телесности не был строго табуирован» — поясняет Мелисса.

Все изменилось в эпоху Возрождения, когда тело, его осознание и восприятие его красоты вышли на первый план: сексуальные термины получили больше значение. «Поэтому в тех местах, которые не были затронуты протестантской революцией, а позиции религии по-прежнему очень сильны, именно религиозные бранные слова — мощное средство.

Это означает, что в таких местах, как Испания или Италия оскорбление религиозных деятелей — или даже артефактов — может восприниматься как очень серьезное.В азиатских культурах многие ругательства связаны с социальным статусом, предками и с ситуациями, когда важно сохранить лицо.

По мнению исследователей, использование ненормативной лексики может увеличить частоту сердечных сокращений, а значит, предполагает эмоциональный отклик.

Ругаясь, мы становимся более убедительными?

Как я отношусь к нецензурным словам? Примеры сочинений

Использование ненормативной лексики­Сочинение «Как я отношусь к мату»В жизни каждого человека случаются разочарования, неприятности, проблемы и тому подобные ситуации. Каждый привык реагировать на это в своем стиле, но некоторые сходства в реакции между различными людьми все-таки существуют. Стоит заметить, что люди нередко используют нецензурную лексику для выражения своих негативных эмоций. Как правило, в обществе существует плохое отношение к тем, кто использует нецензурную лексику. И такое отношение можно понять. Человек — существо разумное, он воспринимает слова хорошо, в том числе и грубые слова. Почему же люди используют нецензурную лексику, и какие последствия такого использования со стороны общества? Существует много людей и много причин, почему они используют нецензурную лексику. Чаще всего такая лексика используется в эмоциональном порыве, когда человек сильно расстроена или, к примеру, удивлен. Чаще всего человек понимает, что использование ненормативной лексики неправильно и может быть воспринято негативно теми, кто его окружает, но все-таки слова сами вырываются из уст. Может ли это свидетельствовать о невоспитанности человека? Не думаю, скорее это показывает его несдержанность, неумение управлять своими эмоциями, какими бы они ни были. Стоит отметить, что даже самые воспитанные люди знают нецензурные слова и знают их значение, поскольку все мы живем в обществе, где много людей используют их. Так что, даже если в вашей компании у кого-то, как говорят, вырвалось, не стоит делать поспешных выводов и лишать такого человека уважения, он вполне может быть нормальным. Совсем другое дело, когда человек на нецензурном языке разговаривает. Существуют на Земле люди, которые искренне убеждены, что мат делает язык более сочным, приятным и привлекательным. Понятное дело, что по мнению большинства людей, такие люди ошибаются, но они все-таки уверены в собственной правоте. Что же, стоит заметить в таком случае, что нелишним будет еще раз показать таким людям, что использование ненормативной лексики недопустимо в нормальное общество, состоящем из адекватных людей. 

Не думаю, что стоит чрезмерно критиковать людей, у которых нецензурная лексика просто вырвалась. Конечно, поощрять здесь нечего, но что случилось, то прошло. Даже воспитанные и интеллигентные люди иногда в порыве страстей могут сказать что-то не то.

Впрочем, к тем, кто наслаждается своим умением материться, терпимость должна быть просто нулевой.Пример сочинения с планом

План:

  • Что такое сквернословщина?
  • Сквернословщина в повседневной жизни
  • Нецензурные слова и современный мир
  • Слово-оружие массового поражения

Нецензурная лексика еще с давних времен несла в себе исключительно негативный характер. Скверные слова представляют собой матерщину, которая в наше время приобрело очень широкое применение среди молодежи. В словаре Даля четко указано обозначение этого слова: «Скверна-мерзость, гадость, все гнусное, отвратительное и непотребное».Такая характеристика лучше всего описывает данные слова. Слова с такой окраской льют грязь в культуру человечества. Используя такую речь в повседневной жизни, человек всячески разрушает себя и доставляет неудобства окружающим. С такими людьми не хочется общаться и проводить время. От них хочется бежать.Любое слово обладает своей индивидуальной силой. Речь способна оказывать действие на сознание и подсознание человека. Когда человек слышит нецензурные слова — его восприятие искажается и наводит на плохие мысли. Такие слова сеют зло и ломают всю добрую ауру подсознания. Как известно все мысли материалы. Все наши нецензурные мысли еще более материалы и реальны. Они несут в себе сплошной негатив и беды.Брань существовала всегда и во всех поколениях. Она передается веками. Как корень зла – она неискоренима и продолжает уничтожать все плоды добродетельности и культуры.В современном мире нецензурная лексика эволюционировала в огромных масштабах. Употребление таких слов всё более прочно входит в повседневное общение каждого человека. Нецензурные слова становятся привычкой и обыденностью. Сегодня это не является чем-то диковинным, мы вполне можем обнаружить скверную брань на экранах телевизоров, на страницах молодежных книг и журналов.Наша речь-отражение нашей души и духовного воспитания. Бранная речь никогда не была в почете и не находила своего места среди культурно просвещенного народа.Речь должна быть многообразной, чистой и красивой и тогда каждый сможет гордиться собой и народным словарным наследием.Пример сочиненияРусский язык очень богат. В нем можно встретить множество различных слов, которые нам незнакомы. При этом мы с детства пополняем свой словарный запас. Но есть в нашем языке и слова-сорняки, которые делают его некрасивым. Это нецензурные слова. Я отрицательно отношусь к нецензурной брани. В наше время не пристало употреблять в речи мат. Ужасно, что матерятся-то не только взрослые люди, но и дети. Это особенно неприятно и выглядит крайне некрасиво. Например, когда дети произносят нецензурные выражения в школе, где-нибудь в общественном месте. Наши родители стремятся к тому, чтобы их дети были воспитанными, умными, физически крепкими и без каких-либо вредных привычек. При этом сами взрослые часто матерятся, злоупотребляют алкоголем, курят на глазах детей. Так о каком положительном примере можно говорить? Всем людям становится неприятно, когда стоящий рядом с тобой ребенок начинает активно произносить матерные слова. В школе же ситуация обстоит еще хуже. Порой кажется, что рты подростков никогда не останавливаются от произносимых ими запретных слов. Кто-то из учеников умудряется ругаться матом даже в присутствии учителей! К сожалению, в наше время очень трудно прекратить подобное безобразие. Для этого нужно, чтобы в обществе стало немодным грязно ругаться. Зачастую дети ругаются подобными словами для того, чтобы казаться более взрослым. В своей жизни я никогда не употребляла матерные выражения. Мне кажется, что можно выражать свои эмоции и другими словами. Наш язык богат и позволяет это сделать. В нашей семье не принято ругаться матом. Мои родители стараются подавать мне положительный пример. Даже если что-то и происходит, то папа и мама подбирают слова так, что там не было нецензурных выражений. Если же им необходимо сказать плохое слов, то они произносят его там, где я вряд ли его услышу. Все взрослые, которые воспитывают своих детей, должны поступать также. Лишь тогда мат перестанет казаться признаком взрослости и крутости. Надеюсь, что это когда-нибудь осуществится.Пример сочиненияМое отношение к ненормативной лексике однозначно негативно. Тем более что я не понимаю цели этих слов. Не вижу и смысла в том, чтобы публично выставлять напоказ свою безграмотность. Человек, который их произносит, унижает себя и оскорбляет окружающих его людей. И это ненормально. Это не только показатель низкой культуры, но и красноречивое свидетельство безразличия. Взрослым и подросткам все равно, что их может услышать маленький ребенок, который будет повторять за ними, и его заинтересует значение этих грязных высказываний.Интересно, что, если каждого отдельного человека спросить о его отношении к нецензурным словам, то выяснится, большая часть опрошенных согласна с моей точкой зрения. Кто-то даже приведет неоспоримые аргументы, доказывающие деградированное влияние непристойной речи. Но, если посмотреть на фактическое состояние дела, то выяснится, что те, кто негативно относятся к этим словам, при определенных обстоятельствах, все же прибегают к практическому освоению и даже к совершенствованию этой специфической лексики. Почему?Иногда у человека маленький словарный запас, а так много эмоций. И что делать? По мне, так уж лучше чтобы он промолчал, чтобы о его проблеме никто не узнал. Но он находит панацею от своей проблемы. Ведь нецензурные слова не несут смысловой нагрузки, да и не так уж много их, чтобы мучиться с запоминанием. А значит применять их можно везде, где хочется высказаться. Смешно? Нет, страшно.Как бы я не относился к нецензурным словам, но они существуют. При этом история их возникновения и продолжительность жизни говорит о том, что они будут существовать и тогда, когда и памяти обо мне не останется. Сила крепкого словца намного больше, чем пренебрежение мое к нему, или официальные запреты государства и даже реакция общественного мнения.Скачать сочинение на тему «Как я отношусь к нецензурным словам»Сочинение «Как я отношусь к нецензурным словам»Каждое слово имеет какое-то значение, а, значит, содержит в себе определенный смысл. Даже такие слова, как нецензурная лексика, тоже дают определенную информацию. Но, только это никак не относится к сказанному. Эти слова говорят о том, что тот, кто их использует или плохо воспитан, или у него очень ограниченный словарный запас. Иногда такие неприличные слова говорят об избытке эмоций.Но я лично считаю, что какова бы причина не была, по которой эти слова используются, нет оправдания этому явлению. Нецензурная лексика унижает и того человека, который ею пользуется, и того, кто оказался рядом, и вынужден слышать эти неприличные слова. Можно и нужно изучать родной язык. К сожалению, неподобающие слова являются частью нашего богатого наследия. И от них никуда не уйти. Но, одно дело, знать, что есть такие нелитературные слова, а совсем другое дело – обогащать свой словарный запас этим отбросом общества, показателем низкого уровня развития личности.Нередко можно встретиться с таким явлением, когда приличные слова намеренно заменяются нецензурными. Это является показателем того, что человек, который так делает, позиционирует себя отдельно от общества, это его способ выделиться. Но достойный ли данный метод? Вряд ли. Во всяком случае, авторитет этот человек заслужит только у тех, кто и сам не признает себя членом цивилизованного общества.

Ни на одном предприятии не будут терпеть человека, который не может изъясняться в пределах нормы высоконравственного общества.

А значит, во взрослой жизни, если человек стремится к успеху, к карьере, что поможет ему вести достойный образ существования, и стать благодаря этому счастливым, неприличные слова не понадобятся.

Читайте также:  Жилищный сертификат для ветеранов боевых действий в 2023 году сумма, как получить

К какому будущему готовит себя подросток, что исследует глубины нецензурной лексики? Вопрос риторический.

Но, одно дело, знать, что есть такие нелитературные слова, а совсем другое дело – обогащать свой словарный запас этим отбросом общества, показателем низкого уровня развития личности.Нередко можно встретиться с таким явлением, когда приличные слова намеренно заменяются нецензурными. Это является показателем того, что человек, который так делает, позиционирует себя отдельно от общества, это его способ выделиться. Но достойный ли данный метод? Вряд ли. Во всяком случае, авторитет этот человек заслужит только у тех, кто и сам не признает себя членом цивилизованного общества.

Ни на одном предприятии не будут терпеть человека, который не может изъясняться в пределах нормы высоконравственного общества.

А значит, во взрослой жизни, если человек стремится к успеху, к карьере, что поможет ему вести достойный образ существования, и стать благодаря этому счастливым, неприличные слова не понадобятся.

К какому будущему готовит себя подросток, что исследует глубины нецензурной лексики? Вопрос риторический.

Использование детьми ненормативной лексики в школе

Аннотация к статье.

Статья посвящена проблеме использования  современными школьниками нецензурной брани.

Проанализированы возможные причины употребления ненормативной лексики детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста с точки зрения психологии.

Указано на необходимость готовности  любого педагога к беседе с учениками на эту тему. Приведены некоторые советы для учителей и родителей, имеющих сложности в общении с детьми, употребляющими бранные слова в школе и за её пределами.

Использование  ненормативной лексики школьниками.

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1 Шрамко И.И.

Мат-это бессильный крик несостоявшейся души.

Л.Сухоруков.

В русском языке есть слова, которых необходимо стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика или, проще говоря, мат. О мате говорят и пишут очень много. Русский мат – предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров.

По данным различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70% населения, при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию.

Учитывая эту «особенность национального колорита» российской психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему нецензурной брани в школе. Мат сложно запретить т.к. сегодня с этим явлением ребёнок может столкнуться в разных областях жизни.

Задача педагогов и родителей научить правильному отношению к сквернословию.

Когда ребенок произносит бранное слово впервые, оно, как это ни странно, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно слово, которое ничем не отличается от других. Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее.

В сознании ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно отрицательной, но не бурной.

Необходимо ясно дать понять ребенку, то что вы услышали вам не приятно. [1]

По мере взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Бранная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости.

Школьники быстро усваивают: если мат – лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, если нарушить табу.

Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

  • В качестве конкретных советов можно предложить следующий алгоритм действий.
  • Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение  (может быть, он даже не понимает, что говорит).
  • Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.
  • Дальше необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.
  • Нужно рассказать ребёнку, что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя, и свою семью, так  как он наносит удар и по репутации своих родителей.

С ребёнком вместе можно определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными и почему. Родители могут купить словарь ненормативной лексики для того, чтобы выработать понимание у ребёнка значения произносимых им слов.

Итак, подобные разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное сквернословие.[2]

А что делать, если ребёнок вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?

На самом деле, сквернословием часто выражают отрицательные эмоции.

Большое количество родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно – подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т.д. – это нормально.

Задача родителя в этом случае – научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками,  не оскорбляя друг друга.

Когда ребёнка переполняют отрицательные эмоции, помогите ему выяснить, какие эмоции он чувствует – злость, обида, печаль, гнев и т.д. Если ребёнок распознал и произнес данные чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением.

Данный прием используют психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение разрушительные действия, которые направлены вовне.

К примеру, посоветуйте ему ударить диванную подушку (или «грушу», которую специально приобрели для этих целей), порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались выбросить. [3]

В беседах с учениками средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов).

Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще и т.п.) – это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса.

Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.

             Педагог в беседе так же может указать, как борется с матом закон. Статья 130 «Оскорбление» УК РФ гласит: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда…»

Научите ребёнка высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором (ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор). К примеру, для ребят постарше – в стиле поэта В. Вишневского: «Я б Вас послал, но вижу – Вы уже оттуда», «Сказал бы Вам …, но очень жалко бисер» и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1
  2. Куртышева М.А. «Как сохранить здоровье детей» — М.: Просвещение, 2005. – 320 с.
  3. Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.
  4. http://www.rian.ru/society/20060329/44957173.html
  5. http://mts.ivgsm.ru/news/20020926153809.html

[1] Куртышева М. «Как сохранить здоровье детей» — М.: Просвещение, 2005.

[2] Гаряев  П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1

[3] Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006.