Actual

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Если предприятие или гражданин занимается вырубкой леса без разрешающих документов или на территориях, где это строго запрещено, то подобное деяние квалифицируется по ст. 260 УК РФ. Здесь мы рассмотрим объективные признаки незаконной рубки лесных насаждений, а также состав самого правонарушения, так как он играет решающую роль при квалификации деяния.

Содержание статьи 260 УК РФ и комментариев к ней

В первой части статьи содержатся наказания, которые назначают за незаконную рубку лесных насаждений или их повреждение до степени прекращения роста, если эти деяния стали причиной значительного ущерба.

В ч. 2 ст. 260 УК РФ указаны меры ответственности, назначаемые в случаях, когда вышеуказанные преступления были совершены:

  • группой граждан;
  • лицом, использовавшим для этого свое служебное положение;
  • в крупном размере.

В ч. 3 перечислены виды наказаний за совершение деяний, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК РФ, если они были организованы группой лиц или их результатом стало причинение особо крупного ущерба.

В примечании к ст. 260 УК РФ содержатся определения значительного, крупного и особо крупного ущерба. Ими признаются суммы:

  • от 5 000 руб. – значительный ущерб;
  • от 50 000 руб. – крупный;
  • от 150 000 руб. – особо крупный.

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Что считается незаконной рубкой леса

Этот термин означает спиливание или срубание деревьев либо кустарников на территории обороны, транспорта, водного фонда или землях прочих категорий, не входящих в государственный лесной фонд.

Незаконной определяется и рубка без соответствующих разрешительных документов. Но даже если они имеются, то при нарушении следующих условий деяние все равно будет квалифицировано по ст. 260 УК РФ:

  • спиливание леса на не отведенном для этого участке, не в том количестве и не тех пород, которые были указаны в разрешении;
  • вырубка деревьев или кустарников, запрещенных для спиливания (тех, что занесены в Красную книгу);
  • после того, как было вынесено решение о приостановлении, ограничении или прекращении действия прав лесопользователя.

Внимание! Общественная опасность этого деяния заключается в том, что наносится непоправимый вред лесу как экологической системе и природному ресурсу.

Состав преступления по статье

Предметы незаконной рубки лесных насаждений – это деревья, кустарники, лианы, произрастающие в лесах. Ими не могут быть фруктовые или ягодные кустарники и деревья, которые растут на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением тех, что расположены на дачных и садовых участках, если иное не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.

Именно поэтому рубка сухостоя не является незаконной, так как сам по себе сухостой не определяется в качестве предмета преступления по ст. 260 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в противоправной рубке или повреждении лесных насаждений и деревьев.

Справка. По смыслу комментируемой статьи под рубкой понимается не только процесс спиливания и срубания, но и любой иной способ отделения дерева или кустарника из земли (корчевание, выдергивание и пр.).

Если какое-либо предприятие намеревается использовать леса на землях лесного фонда, то для этого оно должно быть зарегистрировано в качестве юрлица и иметь соответствующие документы.

Юридические и физические лица, а также ИП имеют право вырубать деревья или кустарники при наличии договоров аренды лесных участков или договоров купли-продажи лесных насаждений. В частности, последние понадобятся тем гражданам, которые занимаются заготовкой древесины для отопления, строительства или прочих нужд.

Смысл комментариев к ст. 260 УК РФ в том, что субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Это означает, что гражданин, производящий рубку, вполне осознает общественную опасность своего деяния и понимает, что его результатом будет нанесение серьезного вреда, а также хочет, чтобы последний имел место.

Правонарушение признается оконченным тогда, когда дерево или кустарник было полностью отделено от земли или когда произошло его повреждение вплоть до прекращения роста при условии, что результатом деяния стало причинение серьезного вреда.

Деяния, перечисленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а указанные в ч. 3 – к категории средней тяжести. Ст. 260 ч. 3 УК РФ попадает под амнистию.

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Объекты и субъекты преступления

Основной объект преступления – это общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений. Они регулируются следующими законодательными актами:

  • Законом об охране окружающей среды;
  • Лесным кодексом РФ (основной источник, который определяет отношения в сфере лесопользования России);
  • прочими правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и т. д.

Субъект деяния – психически здоровый человек, который на момент его совершения достиг 16 лет. Им может быть и должностное лицо, отдавшее распоряжение по противоправной вырубке леса.

Основания для назначения ответственности

Самым главным основанием определяется нанесение значительного ущерба в результате правонарушения. Для его расчета используются таксы, утвержденные Постановлением Правительства РФ №273 от 08.05.2007 года, а также методика, приведенная в том же документе.

Суть этой методики заключается в оценке экономического и экологического ущербов. При этом учитывается, сколько леса было вырублено, каким образом это было сделано и при каких обстоятельствах.

Еще одно обязательное основание – это установление причинно-следственной связи между двумя событиями: противозаконной вырубкой леса и наступлением самого ущерба.

Квалификационные признаки

Если говорить о признаках правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 260 УК РФ, то они представляют собой следующее:

  • наступление значительного ущерба;
  • незаконность перечисленных в этой части деяний.

Другие признаки есть у преступления в ч. 2 ст. 260 УК РФ:

  • совершение деяния группой лиц;
  • использование для этого лицом своего служебного положения (это могут быть должностные лица госучреждений и руководители хозсубъектов);
  • причинение крупного ущерба.

Соответственно, квалифицирующие признаки преступления по ч. 3 ст. 260 УК РФ – это:

  • нанесение особо крупного ущерба;
  • группой лиц по заранее подготовленному плану.

Меры ответственности

Приговоры по ст. 260 УК РФ выносят в соответствии с тем, по какой части комментируемой статьи было квалифицировано преступление. Если по первой, то наказания избирают следующие:

  • штраф до 500 000 руб. или з/п гражданина за 3 года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года;
  • принудительные работы на 2 года с выплатой штрафа от 100 до 200 тыс. руб. или з/п за 1-1,5 года (последняя санкция определяется судьей по собственному усмотрению);
  • заключение в тюрьму на тот же срок с использованием вышеуказанной факультативной санкции.

В случае определения правонарушения по ч. 2 ст. 260 УК РФ меры ответственности преступнику назначают такие:

  • выплата штрафа суммой от 500 000 до 1 миллиона руб. или з/п за 3-4 года;
  • принудительные работы на 4 года с уплатой штрафа суммой от 150 до 300 тыс. руб. или з/п за 1,5-2 года с запретом на занятие определенных видов деятельности в сфере лесозаготовок на 3 года (санкции факультативны);
  • заключение в колонию на период до 4-х лет с применением одной из двух или обеих вышеназванных санкций.

При квалификации деяния по ч. 3 ст. 260 УК РФ суд приговаривает правонарушителей к наказаниям следующих видов:

  • выплата штрафа суммой от 1 до 3-х миллионов руб. или з/п за 4-5 лет;
  • принудительные работы на 5 лет с выплатой штрафа суммой от 300 до 500 тыс. руб. или з/п за 2-3 года с наложением запрета на право занимать должности в области лесозаготовок (последние две меры избираются по усмотрению судьи);
  • заключение в колонию на период до 7 лет с применением одной из двух или обеих вышеуказанных санкций.

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Когда ответственность не применяется

Пленум Верховного суда по незаконной рубке лесных насаждений от 18 октября 2012 г. установил, что при рассмотрении подобных экологических преступлений суд должен учитывать все обстоятельства происшествия, а также все нормативно-правовые акты, имеющие к нему отношение.

Если рассмотреть судебную практику по ст. 260 УК РФ, то можно заключить, что часто гражданин несет ответственность в случае отсутствия у него разрешения на вырубку леса или кустарников либо при нарушении условий, что указаны в этом документе.

Поэтому чтобы избежать ответственности по комментируемой статье, нужно в первую очередь оформить себе разрешение для проведения подобных действий. Также нужно строго следовать условиям, указанным в этом документе.

Заключение

При вырубке леса с нарушениями действующего законодательства РФ в области экологии такие действия квалифицируются по ст. 260 УК РФ при условии, что результатом этого стало причинение значительного ущерба. Наказаниями за них становятся штрафы, различные виды работ или даже заключение в тюрьму. Суд избирает конкретную меру исходя из обстоятельств происшествия.

Адвокат по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Статья 260. Незаконная рубка лесных насажденийСтатья 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений среди экологических преступлений является наиболее распространённым на практике составом. Состав предусматривает рубку или же повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, совершенные незаконно, то есть при отсутствии на то специального разрешения (например порубочного билета и т.п.). Кодекс об административных правонарушениях в статье 8.28 предусматривает ответственность за аналогичное деяние, отличие от ст. 260 УК РФ состоит в том, что уголовная ответственность наступает при наличии значительного размера.

Таким образом, для наступления ответственности по ст. 260 УК РФ необходимы такие признаки как:

  • наличие самого деяния (рубка или повреждение до прекращения роста);
  • незаконность указанного деяния (отсутствие разрешения, порубочного талона);
  • значительный размер.

Наличие указанных трех признаков образуют простой состав ст. 260 УК РФ, который предусматривает наказание до двух лет лишения свободы.

Часть 2 ст. 260 УК РФ предусматривает более суровую санкцию — до четырех лет лишения свободы, и характеризуется дополнительными квалифицирующими признаками – группа лиц, с использованием служебного положения, в крупном размере.

Часть 3 указанной статьи образуется такими квалифицирующими признаками как особо крупный размер, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, и относится к категории тяжких преступлений поскольку максимальная санкция по такому составу составляет до 7 лет лишения свободы.

Возникает вопрос что считается значительным, крупным и особо крупными размерами по указанной статье. Согласно примечаниям к ст.

260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Читайте также:  Расторжение договора социального найма

Защита по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Защита по незаконной рубке лесных насаждений строиться в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Исходя из всех нюансов строится защитная позиция, проверяется возможность исключения квалифицирующих признаков, возможность переквалификации деяния на административное правонарушение или на более мягкий состав.

Также необходимо в полной мере использовать смягчающие обстоятельства, ходатайствовать о приобщении к материалам дела положительно характеризующих подзащитного документов, такие обстоятельства учитываются при рассмотрении дела в суде и влияют на приговор.

Адвокат по незаконной рубке лесных насаждений проведет анализ ситуации с правовой точки зрения и определит перспективы защиты по конкретно вменяемому составу ст. 260 УК РФ.

В услуги адвоката входит консультация и формирование позиции защиты, полное сопровождение в период следствия, участие во всех следственных действиях, в суде и в апелляционной инстанции.

Если Вам или Вашему родственнику вменяют в вину незаконную рубку лесных насаждений, обратитесь за помощью к адвокату по уголовным делам, позвоните по телефону указанному на сайте.

Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты.

Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Средняя стоимость услуг адвоката по осуществлению защиты на предварительном следствии, на которую можно ориентироваться, составляет 100 тыс. руб.

В каждом случае она может быть как меньше, так и больше, что зависит от указанных факторов. 

Услуги адвоката высокого уровня не могут стоить дешево, труд адвоката должен быть справедливо оценен и оплачен, и тогда Ваши проблемы становятся задачами для адвоката. Звоните и приходите, обеспечим надежную защиту!

Расплата за экологические преступления: судебная практика последних лет — новости Право.ру

24 июня 2022 года Президиум Верховного Суда утвердил Обзор практики применения судами положений гл. 26 УК об экологических преступлениях (ст. 246 – 262).

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде, доля дел об экологических преступлениях в общей структуре уголовных дел, поступающих в суды, небольшая – порядка 1,3%. 

Число осужденных за экологические преступления в 2021 году увеличилось на 12,2% по сравнению с 2020 годом.

  1. Основная статья, по которой наказывают – незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК). Это 49,2% от всех осужденных за экологические преступления.
  2. Вторая в рейтинге (39,4%) – ст. 256 УК – незаконная добыча/вылов водных биоресурсов. Дальше идёт незаконная охота – ст. 258 УК (5,2%).

Что касается видов наказаний, осужденным за экологические преступления в большинстве случаев давали наказание, не связанное с лишением свободы. А именно:

  • обязательные работы – 22,5%;
  • штраф – 12,8%;
  • исправительные работы – 5,8%;
  • лишение свободы условно – 47,5%;
  • лишение свободы с реальным отбыванием – 5,7%.

В отношении 13 608 лиц уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям. Из них 9505 лиц освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Оправдательных приговоров за период 2019 – 2021 гг. включительно всего лишь 26. Еще в отношении 28 лиц уголовные дела прекратили за отсутствием события или состава преступления либо в связи с непричастностью. То есть вероятность получить наказание велика.

Анализ ВС показал, что суды при рассмотрении дел по экологическим преступлениям в основном правильно применяют уголовный закон и иные нормы законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом они руководствуются разъяснениями постановлений Пленума ВС:

  • от 23 ноября 2010 года № 26 – по вопросам рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • от 18 октября 2012 года № 21 – об ответственности за нарушения охраны окружающей среды и природопользования.

Между тем, как отметил ВС, в судебной практике есть проблемы при рассмотрении таких дел, возникшие после внесения в Уголовный кодекс ряда изменений. Он представил обзор из 10 дел, чтобы суды одинаково подходили к рассмотрению подобных экологических преступлений.

Конкретность обвинения и приговора в части ссылок на нормы

Отсутствие в обвинительном заключении или акте указания на нарушенные нормы соответствующих правовых актов исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения. Уголовное дело возвращают прокурору в порядке ст. 237 УК для устранения препятствий его рассмотрения судом.

При рассмотрении уголовных дел об экологических преступлениях должно быть установлено, нарушение каких требований охраны окружающей среды и природопользования, содержащихся в соответствующих нормативных актах, вменено в вину подсудимому. Они должны быть приведены в обвинительном приговоре со ссылкой на конкретные нормы – пункт, часть статьи, статья.

Этого требует ст. 307 УПК.

Суды должны (п. 1 постановления Пленума ВС от 18 октября 2012 года № 21):

  • выяснять, какими нормативными правовыми актами урегулированы соответствующие экологические правоотношения;
  • указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы – пункт, часть, статья.

Если особенность статьи Уголовного кодекса – её бланкетный характер (т. е. отсылка к др. нормативным актам, например, ст. 260 УК), установление в действиях лица признаков состава преступления и его надлежащая квалификация возможны лишь с учетом положений нормативных правовых актов, конкретизирующих правила лесопользования.

Поэтому описательно-мотивировочная часть приговора должна содержать ссылки на федеральные законы и подзаконные акты, нарушение которых допущено при рубке лесных насаждений. На этом основании есть шанс отмены приговора.

В обвинительном акте тоже должны быть указания на нормы федерального закона и других нормативных актов, регулирующих, например, рыболовство, которые были нарушены.

При отсутствии в обвинительном заключении или акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании невозможно, уголовное дело должно быть возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Масштабы незаконной рубки

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений группой лиц по п. «а» ч. 2 ст. 260 УК РФ наступает независимо от того, совершена ли она в значительном размере.

На это обращал внимание Пленум Верховного Суда в п. 18 постановления от 18 октября 2012 года № 21.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения дела.

Основания для закрытия дела и штрафа

Закон не содержит запрета на освобождение от уголовной ответственности за экологические преступления с назначением судебного штрафа при соблюдении условий ст. 76.2 УК и с учетом всех обстоятельств дела и данных о личности подозреваемых, обвиняемых.

Речь шла о незаконной ловле в местах нереста (п. «б» и «в» ч. 1 ст. 256 УК РФ). Суд прекратил уголовное дело с назначением судебного штрафа в 25 000 руб. При этом он учёл:

  • привлечение к уголовной ответственности впервые;
  • обвинение в преступлении небольшой тяжести;
  • возмещение причиненного ущерба полностью (7400 руб.) и добровольно;
  • отсутствие отягчающих наказание обстоятельств;
  • обвиняемый по месту жительства и работы характеризуется положительно;
  • степень общественной опасности содеянного.

Учет экологического вреда

При назначении наказания за экологические преступления суд наряду с другими обстоятельствами дела должен учитывать характер и степень общественной опасности деяния, которые определяются в том числе размером причиненного экологического вреда.

Апелляция учла следующие факты:

  • деяние повлекло изъятие рыбы из естественной среды обитания во время миграции к местам нереста с причинением экологического ущерба на сумму более 2 млн руб.;
  • добытые незаконным путем особи рыб не являются объектами аквакультуры, а относятся к выросшим и добытым в естественной среде обитания;
  • рыба выловлена при помощи самоловной крючковой снасти, запрещенной для спортивного и любительского рыболовства и являющейся способом массового истребления водных биоресурсов.

По каким правилам считать ущерб

При рассмотрении дел об экологических преступлениях по ст. 256, 258, 260 и 261 УК суды при определении размера ущерба должны руководствоваться утвержденными Правительством РФ таксами и методиками, действующими на момент совершения преступления.

Изменения нормативных актов в части определения размера ущерба, улучшающие положение лица, совершившего экологическое преступление, имеют обратную силу и должны быть применены в отношении него по правилу ст. 10 УК.

Так, например, с 8 января 2019 года это Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, закреплённые постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730. А до указанной даты – постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 года № 273.

Суть в том, что указанные статьи УК имеют бланкетный характер, поскольку в своих примечаниях при определении причиненного ущерба отсылают к утвержденным Правительством РФ таксам и методикам.

В итоге удалось скостить подлежащий возмещению размер ущерба с 4,8 до 3,2 млн руб.

Учёт отраслевого законодательства

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 УПК РФ в резолютивной части приговора суд должен решить вопрос о судьбе вещественных доказательств. При этом помимо требований УК и УПК он должен учитывать положения отраслевого законодательства.

Например, в отношении древесины как предмета преступления по ст. 260 УК это:

  • Лесной кодекс РФ;
  • подпункт 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению госимуществом;
  • Положение о порядке передачи на реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, и их уничтожения (утв. постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 года № 848).
Читайте также:  Регистрация права собственности на постройки

Так, незаконно срубленную древесину передают на реализацию в целях обращения в доход государства в территориальные органы Росимущества.

Конфискация средств преступления

Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (осужденному), приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, могут быть конфискованы на основании п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.

Согласно приведённому приговору, при незаконной охоте это могут быть охотничьи карабины, ружья и даже автомобиль.

При этом приговор суда первой инстанции отменили в том, что он принял решение не о конфискации, а о возвращении указанных вещественных доказательств их владельцам. А мотивы такого решения он не привел.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Кемеровской области

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

 Незаконная рубка лесных насаждений — одно из самых распространенных  экологических преступлений, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации  (далее — УК РФ).

       Общественная опасность данного вида преступления заключается в не контролируемом уничтожении деревьев и кустарников,  что  ведет  к причинению    вреда окружающей среде  и экологии в целом.

         Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда (лесничества, лесопарки), в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта (защитные полосы вдоль железных путей, автомобильных дорог), населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

        Не являются предметом преступления, предусмотренного ст.

260 УК РФ деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

        Следует иметь в виду, что в зависимости от предмета посягательства, а именно,  от  того какие деревья и кустарники  и  в каком месте были незаконно вырублены  или повреждены (до степени прекращения роста), какой от этих действий причинен ущерб, наступает уголовная (ст. 260 УК РФ) либо административная ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ).

        Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления  может стать один  из способов  совершения  преступления – это   повреждение  до степени прекращения роста лесных насаждений, то есть потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание, либо рубка лесных насаждений.

       Незаконной рубка считается в случаях, если осуществляется: без лесорубочного билета, ордера; по  лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; в неустановленный в документе срок рубки; в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке деревьев; способом, не указанным в соответствующем документе; на участках, не предназначенных для рубки; после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

        Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений  (ст. 260 УК РФ) наступает с 16 лет. При совершении преступления   действия виновного лица квалифицируются  по  одной из трех частей ст.

260 УК РФ  в зависимости  от места совершения преступления,  суммы причиненного ущерба, совершения преступления   группой лиц, организованной группой  и т.д.

  Размер ущерба определяется исходя из стоимости, экологической ценности количества порубленных или поврежденных лесных насаждений, размера вреда, нанесенного иному растительному и животному миру, а также из фактически затрат на компенсацию нанесенного ущерба.

       Санкции  ст. 260 УК РФ являются альтернативными и в общей сложности предусматривают следующие виды основного  наказания: штраф, обязательные,  исправительные, принудительные работы, лишение свободы. Также предусмотрены виды дополнительного наказания, такие как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

       В нашем регионе незаконная рубка лесных насаждений является самым распространенным  преступлением, совершенным в сфере экологии. Ежегодно судами области по ст. 260 УК РФ осуждается более 30 лиц.

Преступления совершаются в основном сельскими жителями в целях продажи древесины, заготовки дров,  для строительства надворных построек.

Зачастую виновные лица не работают и незаконной порубкой деревьев пытаются заработать на свое существование.

       Такое положение дел обуславливает существующую судебную практику, которая в основном сводится к применению в отношении подсудимых условной меры наказания с учетом их социального, имущественного и семейного положения.

Вместе с тем, как показывает практика, по всем уголовным  делам  потерпевшей стороной заявляются иски о возмещении причиненного преступлением ущерба, которые суды удовлетворяют в полном объеме.

  Судами также  принципиально решается  вопрос относительно орудий преступления (бензопил, топоров, транспорта), которые подлежат уничтожению, конфискации в доход государства и в редких случаях возвращаются их собственникам.

​​​​​​​

Прямая ссылка на материал
Поделиться

 Незаконная рубка лесных насаждений — одно из самых распространенных  экологических преступлений, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации  (далее — УК РФ).

       Общественная опасность данного вида преступления заключается в не контролируемом уничтожении деревьев и кустарников,  что  ведет  к причинению    вреда окружающей среде  и экологии в целом.

         Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда (лесничества, лесопарки), в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта (защитные полосы вдоль железных путей, автомобильных дорог), населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

        Не являются предметом преступления, предусмотренного ст.

260 УК РФ деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.

        Следует иметь в виду, что в зависимости от предмета посягательства, а именно,  от  того какие деревья и кустарники  и  в каком месте были незаконно вырублены  или повреждены (до степени прекращения роста), какой от этих действий причинен ущерб, наступает уголовная (ст. 260 УК РФ) либо административная ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ).

        Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления  может стать один  из способов  совершения  преступления – это   повреждение  до степени прекращения роста лесных насаждений, то есть потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание, либо рубка лесных насаждений.

       Незаконной рубка считается в случаях, если осуществляется: без лесорубочного билета, ордера; по  лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; в неустановленный в документе срок рубки; в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке деревьев; способом, не указанным в соответствующем документе; на участках, не предназначенных для рубки; после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

        Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений  (ст. 260 УК РФ) наступает с 16 лет. При совершении преступления   действия виновного лица квалифицируются  по  одной из трех частей ст.

260 УК РФ  в зависимости  от места совершения преступления,  суммы причиненного ущерба, совершения преступления   группой лиц, организованной группой  и т.д.

  Размер ущерба определяется исходя из стоимости, экологической ценности количества порубленных или поврежденных лесных насаждений, размера вреда, нанесенного иному растительному и животному миру, а также из фактически затрат на компенсацию нанесенного ущерба.

       Санкции  ст. 260 УК РФ являются альтернативными и в общей сложности предусматривают следующие виды основного  наказания: штраф, обязательные,  исправительные, принудительные работы, лишение свободы. Также предусмотрены виды дополнительного наказания, такие как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

       В нашем регионе незаконная рубка лесных насаждений является самым распространенным  преступлением, совершенным в сфере экологии. Ежегодно судами области по ст. 260 УК РФ осуждается более 30 лиц.

Преступления совершаются в основном сельскими жителями в целях продажи древесины, заготовки дров,  для строительства надворных построек.

Зачастую виновные лица не работают и незаконной порубкой деревьев пытаются заработать на свое существование.

       Такое положение дел обуславливает существующую судебную практику, которая в основном сводится к применению в отношении подсудимых условной меры наказания с учетом их социального, имущественного и семейного положения.

Вместе с тем, как показывает практика, по всем уголовным  делам  потерпевшей стороной заявляются иски о возмещении причиненного преступлением ущерба, которые суды удовлетворяют в полном объеме.

  Судами также  принципиально решается  вопрос относительно орудий преступления (бензопил, топоров, транспорта), которые подлежат уничтожению, конфискации в доход государства и в редких случаях возвращаются их собственникам.

​​​​​​​

Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)

Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ЛК РФ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством (ст. 3, 81—84 ЛК РФ).

Предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК РФ), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли обороны, транспорта, связи, населенных пунктов (поселений), водного фонда и др.

Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Читайте также:  Vo код для перевода денег подарка резиденту рф нерезидентом

В ст. 5 ЛК РФ («Понятие леса») лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. С учетом этого, не могут быть признаны предметом экологического преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и т.п.

), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, участках садоводства и огородничества, ветровальные, буреломные, сухостойные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому оснований квалифицируются как преступление против собственности.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая как те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Поэтому понятие «насаждения», употребляющееся в ЛК РФ и ст. 260 УК РФ, не вполне выражает предмет преступления.

Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.

Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ).

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности использования, охраны, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. 102—109 ЛК РФ.

С объективной стороны преступление состоит: а) в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым; б) наступлении последствий в виде ущерба в значительном размере; в) причинной связи между незаконной рубкой и значительным размером ущерба.

Рубками лесных насаждений ЛК РФ (ст. 16) признает «процессы их спиливания, срубания, срезания». По смыслу ст. 260 УК РФ рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.).

Виды рубок, виды допустимых к рубке насаждений определяются ст. 16, 17 ЛК РФ. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется нравилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в России в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 3 ст. 25 ЛК РФ).

Для получения права на рубку лесных насаждений заявителю необходимо подать лесную декларацию (заявление) об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения. Ее форма, порядок заполнения и подачи утверждаются уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов может ограничиваться или приостанавливаться в случаях, предусмотренных ЛК РФ и другими федеральными законами. Порядок заготовки древесины, представляющий собой предпринимательскую деятельность, виды лесов, в которых она допускается, недопустимые к порубке общие объемы древесины, устанавливаются ст. 29 ЛК РФ.

Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Юридические лица и граждане могут осуществлять заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае заготовки без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. 71—80 ЛК РФ.

Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением указанных требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами отведенной лесосеки (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21). Незаконной будет и рубка до или после сроков, указанных в разрешении, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

В указанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ обращается также внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.

В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Состав преступления по конструкции материальный. Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере.

Как следует из примечания к ст. 260 УК РФ, размер рубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Значительным признается ущерб на сумму, превышающую 5000 руб.

В квалифицированном (п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ) и особо квалифицированном (ч. 3 ст. 260 УК РФ) составах выделяются также крупный (на сумму свыше 50 тыс. руб.) и особо крупный размеры (на сумму свыше 150 тыс. руб.).

При определении значительного, крупного, особо крупного размеров порубки следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 08.05.

2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение 1), таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение 2), а также Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение 3).

При расчете ущерба по таксам, указанным в приложении 2, следует руководствоваться только этими таксами без учета региональных норм, поскольку в данном приложении таксы изложены применительно к каждому субъекту РФ.

Вместе с тем представляется, что при определении размера незаконной рубки следует, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера[1].

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен указанный в ст. 260 УК РФ ущерб, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 260 УК РФ) являются: совершение преступления группой лиц (и. «а»); лицом с использованием своего служебного положения (п. «в»); крупный размер незаконной рубки (п. «г»).

Под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.

), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы (см. подробнее параграф 12.1).

При этом, как разъяснено в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21, уголовная ответственность за незаконную рубку группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения (и. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ) наступает вне зависимости от того, совершена ли она в значительном размере.

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 ст. 260 УК РФ, квалификации по ст. 201 и 285 УК РФ по совокупности не требуется.

Особо квалифицирующими признаками преступления (ч. 3 ст. 260 УК РФ) являются: совершения деяний, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 260 УК РФ, в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой.

О понятиях группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. ст. 35 УК РФ.