Actual

Статья 359. Наемничество

Статья 359. Наемничество УК РФ Статья 359. Наемничество1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Есть люди – мужчины, а иногда и женщины, с повышенной склонностью к насилию. Иногда они идут на службу в государственные структуры – десантные войска, спецназ, где их наклонности и способности могут быть использованы на благо государства. Порой они встраиваются в профессиональный спорт – силовые единоборства, бои без правил.

В этом случае чаще всего всё заканчивается хорошо. Человек занимает своё место в жизни, получает своё причитающееся вознаграждение, использует свои наклонности и способности там, где они приносят пользу.

Однако вакансий спецназовцев и спортсменов на всех не хватает: в современной армии требуется больше технических специалистов – операторов комплексов вооружений, нежели «викингов».

В результате огромный пласт людей вымещает свои негативные качества на окружающих, идёт умышленно или попадает случайно в криминальную среду, разрушая общество изнутри и вынуждая государство тратить средства на их нейтрализацию и содержание (к сожалению, из-за запрета смертной казни ограничиться только нейтрализацией не получится).

Статья 359. НаемничествоНасильственные преступления являются одной из самых значимых проблем современной России – по данным МВД, в 2020 году от преступных посягательств погибли свыше 20 000 человек, свыше 60 000 получили тяжкий вред здоровью.В многонациональной России существуют целые регионы, население которых мало склонно к работе, но зато исключительно воинственно. Регионы эти, как правило, являются дотационными. Почему бы не дать им возможность подзаработать их же агрессией на законных основаниях?

А так ли в действительности необходима статья 359 УК РФ?

В конце концов, какая государству разница, чем занимаются его граждане за границей?

Россия приютила миллионы гастарбайтеров, которые вывозят из нашей страны деньги, ослабляя бюджет России, а взамен везут заразу (прививки-то там уже не делают – рай антипрививочников) и преступность (ведь не профессора к нам едут улицы мести).

Так почему бы не дать и своим гражданам заработать за рубежом и привезти деньги домой? Какие негативные последствия несёт для нашей страны участие граждан РФ в военных конфликтах за рубежом? Криминализация профессии наёмника лишь лишает бюджет налоговых поступлений, причём в виде свободно конвертируемых денежных единиц.

При этом международное право наёмничество не запрещает:

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году.

Наёмником считается лицо, которое:– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;– не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Убрав статью о запрете наёмничества, государство даст значительной части населения зарабатывать на законных основаниях, фактически осуществить «экспорт агрессии» за пределы своих границ. Но основная задача отмены статьи 359 УК РФ – это легализация деятельности в России частных военных компаний (ЧВК).

Частные военные компании

Конец XX – начало XXI века время расцвета нового формата вооружённых сил (ВС) – частных военных компаний. Человечество с давних времён знакомо с наёмниками, их услугами активно пользовались во все времена, существовали целые отряды организованных наёмников, готовых сражаться за того, кто платит.Статья 359. НаемничествоОтряды наёмников существовали ещё во времена Древней ГрецииВ определённый исторический период ЧВК, ещё не имевшие на тот момент этого наименования, казалось бы, практически ушли со сцены – на первое место вышли огромные армии призывного и контрактного типа. Тем не менее группы наёмников активно действовали по всему миру, зачастую меняя его куда сильнее, чем армии великих держав. Кроме того, выяснилось, что, несмотря на всю свою мощь, государственные вооружённые силы имеют определённые недостатки – они недостаточно гибки, скованы национальными и международными законами, уставами, к их действиям, и в особенности потерям, приковано внимание общества и прессы. Частные военные компании приобрели известность после появления одной из самых неоднозначных ЧВК – американской компании Blackwater («Черная вода»), основанной в 1997 году бывшим коммандос Эриком Принсом и тренером по стрельбе Эль Кларком. Статья 359. НаемничествоВ лице своего филиала Blackwater Security Consulting эта ЧВК активно участвовала в боевых операциях в Ираке и в Афганистане, заслужив там неоднозначную репутацию. В 2009 году ЧВК Blackwater была переименована в XeServices LLC, а затем в 2010 году – в Academi.Статья 359. НаемничествоЛоготипы Blackwater, XeServices LLC, AcademiПри этом официально первой частной военной компанией принято считать британскую Watch Guard International (WGI), созданную в 1967 году ветеранами SAS (Специальной десантной службы) Дэвидом Стирлингом и Джоном Вудхаусом.Считается, что ЧВК обходятся гораздо дороже, чем профессиональные армии. Например, солдат вооружённых сил США получает порядка 150–200 долларов в день, тогда как наёмник из Blackwater/Academi обходится примерно в 1 200 долларов в день.

В реальности всё гораздо сложнее: в ВС деятельность солдат застрахована – в случае ранений они получают значительные выплаты (серьёзные ЧВК сейчас также страхуют своих специалистов, но можно предположить, что делается это далеко не всегда). Военнослужащие зачастую имеют различные льготы, в том числе ранний выход на пенсию, что можно отнести к косвенным расходам. Государство несёт расходы на экипировку военнослужащего и его обучение.

Не стоит забывать, что в ЧВК чаще всего работают специалисты уже с опытом, тогда как в ВС солдата сначала надо обучить, а это стоит дорого и занимает много времени. Даже прямые расходы на профессионального бойца могут превзойти указанные 150–200 долларов в день, что уж тут говорить про всё остальное.

Разумеется, ЧВК не заменяют профессиональные армии, но в высшей степени эффективно их дополняют.

В наиболее часто решаемые ЧВК задачи входит (но этим не ограничивается):– непосредственное участие в боевых действиях;– проведение специальных операций, в том числе добывание разведывательной информации;

– авиационная разведка;

– обеспечение охраны и безопасности объектов инфраструктуры;– обеспечение охраны государственных структур;– обеспечение безопасности перевозок, сопровождение конвоев, защита морского судоходства и морских судов;– обучение военнослужащих, полиции и других силовых структур;– тыловое снабжение войск;– поддержание функционирования систем связи и управления, пунктов и центров управления;– услуги военных аналитиков;– разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов.В некоторых источниках ЧВК ассоциируют со специальными подразделениями – спецназом. В реальности, в зависимости от рода деятельности ЧВК, их можно отнести к спецназу, аналитикам, профессиональным охранникам, логистам и так далее.Помимо Blackwater/XeServices LLC/Academi, появилось и множество других ЧВК – британские G4S, Erinys International и Aegis Defense Services, американские FDG Corp, MRPI, крупнейшая американская ЧВК DynCorp, британо-американская Northbridge Services Group – и это лишь малая часть.В России ЧВК также существуют, и считается, что они достаточно эффективно действуют по всему миру, в том числе в Сирии, на Донбассе и в Луганской области. Самыми известными российскими ЧВК на сегодняшний день являются:– ЧВК «Вагнера»;– «Славянский корпус» (возможно, является одним из подразделений ЧВК Вагнера);– «Редут-Антитеррор»;– «Ферракс»;– «РСБ-Групп»;– PMC FDG Corp.Статья 359. НаемничествоКак и наёмничество, деятельность ЧВК в России официально запрещена, благодаря всё той же статье 359 УК, поэтому российские ЧВК зарегистрированы как частные охранные предприятия (ЧОП). Также они могут иметь зарубежные филиалы и работать под флагами других государств. В 2016 году попытки легализации ЧВК наткнулись на сопротивление правительства, которое сослалось на часть 5 статьи 13 Конституции России: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Разумеется, этот аргумент притянут за уши – ЧВК попадают под действие этого пункта только в том случае, если они изначально ставят перед собой в качестве цели изменение основ конституционного строя, что звучит абсолютно абсурдно: неужели прямо так в Уставе запишут? Так, под ч. 5 ст. 13 можно что угодно подтянуть: хоть кружок юных техников, хоть общество любителей рыбалки – мало ли зачем они собираются? И что они там делают, может, тоже что-то против основ конституционного строя замышляют?Министр иностранных дел С. В. Лавров в 2018 году вновь предложил вернуться к обсуждению вопроса легализации российских ЧВК для того, чтобы обеспечить правовую базу, защищающую российских сотрудников ЧВК. Очевидно, что, как министр иностранных дел, С. В. Лавров достаточно хорошо осведомлён о деятельности российских и зарубежных ЧВК и эффективности их использования.Статья 359. НаемничествоНеобходимо понимать, что легализация ЧВК не подразумевает (не должна подразумевать) раскрытие деятельности таких компаний за рубежом – специалисты ЧВК не обязаны носить военную форму или иные признаки принадлежности к той или иной структуре, в случае если этого требует специфика контракта и выполняемой работы.

Читайте также:  Статья 15. Категории преступлений

Зачем нам нужны частные военные компании?

Они позволят превратить неорганизованный рынок наёмников в организованный. Сами по себе «дикие гуси» могут зарабатывать деньги за рубежом, но платить налоги они вряд ли будут, да и не факт, что они привезут эти деньги в страну, а не оставят на зарубежных счетах.

Неорганизованные наёмники будут отстаивать экономические и политические интересы, но чьи это будут интересы – США, Великобритании, Франции? Как обеспечить контроль за тем, чтобы их деятельность не была направлена против интересов РФ?

Наибольшую эффективность для всех сторон – российских наёмников, российских компаний и государства даст организация «диких гусей» под эгидой российских ЧВК.

Сейчас много говорится о том, что оборонные предприятия должны перестраиваться на гражданское направление – «перековать мечи на орала».

Однако сделать это будет не просто – предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) просто не оптимизированы для того, чтобы производить холодильники и сковородки.

Между тем рынок оружия – один из немногих рынков, который не сокращается, а непрерывно растёт.

Учитывая значительную милитаризацию нашей промышленности, сформировавшейся ещё во времена СССР, гораздо выгоднее стимулировать предприятия ОПК на захват всё большей части мирового рынка оружия – здесь есть куда развиваться. Можно и нужно «отжимать» максимально-возможную долю рынка вооружений у США, Франции, Китая, Турции и других стран, не пускать на него новых игроков, выдавливать старых. И ЧВК могут этому способствовать.

ЧВК и ОПК

Как связаны частные военные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса? В настоящее время никак. Во-первых, в России официально не разрешены ЧВК. Во-вторых, инициировать разработку оружия и вооружений могут лишь государственные силовые структуры Российской Федерации.

Но Министерство обороны РФ при всём желании не сможет охватить и оплатить многие интересные концепции и разработки – просто не хватит денег. Да и не все они необходимы вооружённым силам.

В то же время, специфика ЧВК может потребовать разработки вооружений, которые ВС РФ не очень-то и нужны, по крайней мере, на первый взгляд.Статья 359. НаемничествоЛёгкие штурмовики не интересуют МО РФ, но могут заинтересовать ЧВК, поскольку они гораздо дешевле в приобретении и в эксплуатации, а затем они могут экспортироваться в другие страны, обладающие ограниченным оборонным бюджетомЗадачи, решаемые ЧВК, имеют особую специфику. Например, отсутствие поддержки авиации, противостояние численно более крупным группировкам противника, действие в условиях противостояния нескольких центров силы. В Сирии, к примеру, одновременно действуют США и НАТО, Израиль, Россия, Турция и многие другие страны. Не говоря уже о десятках, а то и сотнях независимых вооружённых группировок. Выжить и обеспечить победу в этой ситуации поможет только самое эффективное вооружение и техника.

Необходимо не просто легализовать ЧВК, но и обеспечить им возможность инициировать и оплачивать разработку вооружений предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса.

Статья 359. НаемничествоЧВК могут быть куда менее инертны и куда более инициативны, чем МО, поскольку они не будут скованны уставами, регламентами и ответственностью за государственные деньги – это просто бизнес, ничего личного. При этом, МО РФ может использовать результаты разработок, заказанных ЧВК, в своих интересах.

Выводы

ЧВК могут стать одним из наиболее эффективных инструментов экономики и внешней политики Российской Федерации.

  • Системная работа ЧВК, вооружённых сил и правоохранительных органов позволит выявить тех, кто подходит для работы в ЧВК, и «экспортировать» их склонность к насилию за пределы территории Российской Федерации, значительно сократив уровень насильственных преступлений на территории РФ (разумеется, речь не идёт о насильниках, педофилах и прочей мрази, у которых должна быть только одна дорога – на виселицу или в расстрельную камеру с опилками на полу).
  • Необходимо обеспечить ЧВК возможность инициировать разработку и приобретение оружия и вооружений (в разумных пределах, речь не идёт о делегировании ЧВК полномочий по созданию стратегического оружия).
  • ЧВК не заменят, но эффективно дополнят вооружённые силы РФ, решая специфические задачи по защите национальных политических и экономических интересов.
  • В перспективе ЧВК смогут решать комплексные задачи по обороне или нападению в рамках целых государств и даже регионов.

Для формирования и развития ЧВК необходимо полностью отменить или радикально скорректировать статью 359 Уголовного кодекса РФ.Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил Москве, что ей не нужно посылать ЧВК Вагнера в Мали. Такое вмешательство во внутренние дела этой африканской страны грозит «серьезными последствиями».

Что ж, если уже сейчас «несуществующие» российские ЧВК вызывают такой резонанс на международной арене, то что будет, если это направление получит активную поддержку государства?

Андрей Митрофанов

Военное обозрениев Яндекс Новостях

Военное обозрениев Яндекс Дзен

191 комментарий

Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Определение наемничества по УК РФ

Содержание

  • Состав преступления по УК РФ
  • Меры наказания
  • Судебная практика

Наемничество – это преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства не гражданской принадлежности, которое не преследует иных целей, кроме извлечения выгоды для себя лично, а также ответственность иных лиц, способствующих увеличению количества наемников методами, указанными в диспозиции статьи УК РФ.

Статья 359. Наемничество

В комментарии к УК РФ в статье 359 и в примечании к этой же статье в самом кодексе, закреплено понятие наемника, применяемое в российском законодательстве. Данное понятие полностью соответствует международным нормам права и повторяет определение, данное в статье 47 1-го Дополнительного протокола 1977 года к Женевской конвенции.

Нормы международного права не запрещают лицу быть наемником, но указывают, что в случае пленения они подпадают под нормы уголовного права практически во всех цивилизованных странах и не являются носителями статуса «военнопленный».

Исходя из международных документов, солдаты Иностранного легиона французской армии, а также непальских гуркхов британских вооруженных сил не относятся к числу наемников, так как считаются частью армий невоюющих государств.

Состав преступления по УК РФ

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.

Статья 359. Наемничество

Статья предусматривает как основной состав, предусматривающий наказание по ч.1 ст.

359 УК РФ, так и квалифицированный – совершение преступления (одного или нескольких альтернативных действий, закрепленных диспозицией в части 1 должностным лицом, которое в своей преступной деятельности использует особое положение либо совершение преступления в отношении лица, не достигшего возраста совершеннолетия.

Читайте также:  Истекло действие паспорта за границей как быть

Часть 3 указанной статьи закрепляет ответственность самого наемника за его непосредственное участие в войнах и вооруженных конфликтах. При этом состав преступления образуется уже с момента начала первых активных действий наемника, участвующего в вооруженном конфликте (войне).

Меры наказания

359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.

Информация к размышлению

Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет.

При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

Судебная практика

Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».

Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Больше информации можно получить, задав вопросы в х к статье.

Адвокат по ст. 359 УК РФ Наемничество

Настоящая страница посвящена защите по ст. 359 УК РФ Наемничество, и если Вам или Вашему родственнику требуется помощь адвоката по ст.

359 УК РФ Наемничество, то здесь Вы найдете защитника, которому можно и нужно доверять. Именно доверие является определяющим фактором успешной работы уголовного адвоката в интересах своего подзащитного.

Поэтому, обращайтесь к адвокату которому полностью доверяете.

Состав преступления, предусмотренный ст. 359 УК РФ Наемничество сформулирован в Уголовном кодексе следующим образом:

  • Статья 359. НаемничествоСтатья 359. Наемничество
  • 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
  • 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
  • наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  • 3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
  • наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Как видно, ст. 359 УК РФ Наемничество предусматривает весьма суровую санкцию. Эффективная защита по ст. 359 УК РФ Наемничество направлена, в зависимости от позиции, на прекращение уголовного преследования, переквалификацию обвинения, или же на минимизацию ответственности, смягчение наказания. Опытный адвокат по ст. 359 УК РФ Наемничество направит своего подзащитного по правильному пути.

Защита по ст. 359 УК РФ Наемничество

Защита по уголовному делу по обвинению в совершении по ст. 359 УК РФ Наемничество строиться на четком следовании разработанной адвокатом вместе с подзащитным позиции.

Если какие то обстоятельства в ходе расследования меняются, то защита реагирует на такие изменения корректировкой позиции.

Но самое главное, как бы не складывалась ситуация, долг и обязанность защитника при любых обстоятельствах стремиться максимально улучшить положение своего доверителя. Защита по ст.

359 УК РФ Наемничество предполагает, что адвокат сопровождает подзащитного на следствии в ходе всех следственных действий и контактов с должностными лицами, в суде, на всех стадиях уголовного преследования защитник сопровождает доверителя выстраивая позицию, давая советы и консультации, иным образом оказывая правовую помощь.

Специализация адвоката по ст. 359 УК РФ Наемничество играет немаловажную роль в оказании квалифицированной юридической помощи как в ходе следствия, так и в суде при разбирательстве и постановлении приговора. Опытный адвокат по ст.

359 УК РФ Наемничество заранее просчитывает тактику обвинения и эффективно ей противодействует, используя необходимые методы защиты по уголовным делам.

Временной фактор в уголовных делах играет важнейшую роль, здесь нельзя упускать время, вместе с ним уходят шансы на эффективную защиту, поэтому обращение к адвокату по ст. 359 УК РФ Наемничество желательно на ранней стадии привлечения к уголовной ответственности.

Если Вам или Вашему родственнику грозит уголовное преследование по ст. 359 УК РФ Наемничество, не теряйте времени и звоните адвокату по уголовным делам по телефону указанному на сайте.

Стоимость услуг адвоката по ст. 359 УК РФ Наемничество

Стоимость услуг адвоката по ст. 359 УК РФ Наемничество определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты.

Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Цена на услуги адвоката на следствии начинается от 100 тыс. руб.

, это ориентировочно, она может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от конкретной ситуации.

Услуги адвоката высокого уровня не могут стоить дешево, труд адвоката должен быть справедливо оценен и оплачен, и тогда Ваши проблемы становятся задачами для адвоката. Звоните и приходите, обеспечим надежную защиту!

Статья 359. Наемничество

  • 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
  • наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  • 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
  • наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  • 3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 настоящего Кодекса) —
  • наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к ст. 359 УК РФ

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире.

Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают.

Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества.

Читайте также:  Льготы по оплате жку при наличии инвалидности

Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих.

Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

———————————

Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.

Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.

  1. В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:
  2. a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  3. b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  4. c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  5. d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  6. e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
  7. Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
  8. a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
  9. i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
  10. ii) подрыв территориальной целостности государства;
  11. b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
  12. c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
  13. d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
  14. e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством.

В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.

Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах.

Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.

) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.

Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего состоит в вербовке, обучении, финансировании, ином материальном обеспечении и использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях в случае, если наемнику не исполнилось восемнадцати лет (лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток).

Частью 3 ст. 359 УК РФ установлена ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона этого преступления заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Состав преступления относится к категории формальных и считается оконченным с момента начала военной акции с участием наемника или присоединения наемника к участию в такой акции.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Примечанием к ст. 359 УК РФ установлены признаки, необходимые для определения наемника. К ним прежде всего относится наличие цели получения вознаграждения. Отсутствие этой цели будет свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления.

Лицо, не преследующее цель получения вознаграждения, наемником не является. Чаще всего вознаграждение представляет собой денежные средства, выплачиваемые наемнику. Однако закон не ограничивает форму вознаграждения.

Поэтому к вознаграждению следует относить и иные имущественные виды получаемой выгоды (например, оплата долгов наемника, получение каких-либо ценных предметов, земельного участка и т.п.). Вторым необходимым признаком наемника является факт отсутствия гражданства любой из сторон, участвующих в военных действиях.

Наемником может быть лишь лицо, имеющее гражданство другого государства, или лицо без гражданства. Третий признак — непроживание постоянно на территории государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Постоянное проживание на территории такого государства означает, что лицо не может быть признано наемником.

К числу наемников не могут быть отнесены и лица, направленные для исполнения официальных обязанностей (например, военные советники, консультанты и др.).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ отсутствует указание на мотив совершения преступления, но из содержания понятия наемника следует, что мотив преступления является корыстным.

Нормами международного права определено, что наемник не может признаваться комбатантом или военнопленным. Так, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) (Женева, 8 июня 1977 г.), предусмотрено положение, согласно которому наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

Комбатантами признаются лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), т.е. имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Этими положениями еще раз подчеркивается запрет наемничества и нераспространение на наемников правового статуса лиц, правомерно принимающих участие в вооруженных конфликтах или военных действиях.

Судебная практика по статье 359 УК РФ