Actual

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

Хотя СССР нет на карте без малого 30 лет, не теряет популярности вопрос о государственных облигациях, которые выпускались при советской власти. Владельцы ценных бумаг рассчитывают на получение баснословных прибылей, слухи о которых активно продвигаются в интернете. К сожалению, сегодня вернуть хотя бы часть затрат не представляется возможным.

В советские времена правительство страны многократно использовало выпуск облигаций для привлечения накопленных материальных средств населения в бюджет государства. Большинство из них реализовывалось в принудительном порядке.

Во многих источниках встречается информация о более чем 60 займах: они были востребованы в годы НЭПа и военное время. Основную же их массу выпустили в 1951-1957 гг. с целью поддержки народного хозяйства.

В 1957-м займы прекратили выпускать, выплаты по ним заморозили на 20 лет.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

В 1966 году запустили добровольный заём под 3% годовых номиналом 20 и 10 рублей. В 1982 был осуществлён последний заём советской эпохи, в розыгрышах по которому должны были победить 32% выпущенных облигаций.

В 1992 году, уже после развала Советского Союза, были выпущены новые ценные бумаги на десять лет, стоимость которых составила 500 и 1 000 рублей. Процент выигрышей был аналогичен 1982 году.

Сегодня на руках у населения чаще всего встречаются облигации трёх видов: 1956 года, 1982 и 1992.

Узнайте, как инвестировать в ценные бумаги от 1 000 рублей

Начать обучение

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

Самый большой заём на укрепление роста народного хозяйства был выпущен в 1956 году на сумму 34 миллиарда. Номинал купонов составил от 10 до 500 рублей. Условия предполагали, что по окончании срока размещения владельцы получат либо сумму стоимости с учётом процентов, либо выигрыш. В 1957 году выплаты бонусов по займам были приостановлены.

Заморозка продлилась почти 20 лет. Начало погашения пришлось на 1974 год и продлилось до 1990. Окончательные расчёты завершились в 1991 году в декабре. В настоящий момент государственный долг по бумагам, выпущенным в 1956, считается погашенным. Возможно, коллекционерам интересны облигации 1956 года, цена будет зависеть от их внешнего состояния.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

В 1982 году правительство запустило производство ценных бумаг сроком на 20 лет, которые предлагали стандартную доходность в 3% и розыгрыш ценных подарков.

Привлекательность условий и отсутствие возможности банковских вкладов вызвала небывалый ажиотаж: именно эти облигации государственного выигрышного займа (ОГВВЗ) до сих пор хранятся у вкладчиков.

Их стоимость по номиналу составляла 100, 50 и 25 рублей.

Облигации «брежневского займа» выпускались огромным тиражом и по сути стали второй государственной валютой, объём внутреннего долга страны перед гражданами благодаря этому займу оказался весьма внушительным. Датой окончания займа было 1 января 2002 года.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

После распада СССР вопрос, можно ли продать облигации 1982 года, встал особенно остро. Россия, которая является правопреемником, взяла на себя долговые обязательства по выплатам.

Выпуск ценных бумаг в 1992 году предполагал, что у государственных заёмщиков будет выбор: получить выплаты наличными или обменять старые облигации на новый российский образец. ОГВВЗ выкупались по следующему курсу: за облигацию стоимостью 100 рублей давали 160.

Данные условия сохранялись до декабря 1994 включительно. Далее все финансовые выплаты по вкладам 1982 года прекратились.

Некоторые ресурсы при попытке найти информацию, куда продать облигации 1982 года, указывают, что их выкупают «Сбербанк» и Агентство по страхованию вкладов. При этом на официальных сайтах банка и АСВ данные о выкупе облигаций советского периода отсутствуют.

Владельцы советских активов, которые предпочли обмен, могли получить денежные средства вплоть до конца декабря 2005 года. Деноминация 1998 года не осталась в стороне — стоимость ценных бумаг пересчитали: 500 рублей превратились в 50 копеек, а тысяча — в один рубль.

Далеко не все соглашались на такую скромную компенсацию. Вплоть до 2009 года кассы «Сбербанка» могли купить старые облигации по решению суда при наличии доказанных обстоятельств, препятствующих своевременному получению денег. В настоящее время Минфин прекратил выплачивать средства по облигациям 1992 года.

Возобновление выплат не рассматривается.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

Широко известна история пенсионера Лобанова, проживающего в Ивановской области: после отказов российского суда в выплатах в 2012 году он дошёл до рассмотрения дела в Суде по правам человека в Страсбурге.

Решение оказалось в пользу истца: житель Шуи получил право на компенсацию в полтора миллиона рублей. Были и другие подобные прецеденты.

Хотя Россию неоднократно признавали обязанной возмещать долги СССР, ожидать таких выплат для всех держателей облигаций не стоит: в июле 2015 года Конституционный суд принял решение о неисполнении постановлений ЕСПЧ в случае их противоречия законодательству РФ.

Уже давно Минфин занимался разработкой законопроекта, который касался целевых выплат по облигациям 1982 и 1992 года. В нём фигурировало решение, что государственный долг не будет переводиться в ценные бумаги, а облигации 1982 года следует считать выплаченными. Настоящий закон принят не был.

На сегодняшний день официальной информации о возобновлении выплат нет. Надеяться, что правительство России снова начнёт исполнять долговые обязательства, оставшиеся после СССР, и осуществит перевод денег на их погашение, не приходится. Конечно, можно продать облигации 1992 и 1982 годов бонистам, но в силу распространённости ценность их невелика.

Обучающее видео о выборе и покупке облигаций для начинающих

Начать обучение

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 года

Пенсионер из Ферганы хочет машину за облигацию 1990 года

Житель Ферганской области Узбекистана Шавкатжон Жураев решил обналичить облигацию трехпроцентного займа, дающую право на получение автомобиля «Жигули» ВАЗ-2108. И Ташкент дал ему надежду…

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 годаПенсионер Шавкатжон Жураев из Ферганской области РУз

Эту облигацию Шавкатжон Жураев, бывший каменщик из поселка Кичик Кенагас в Учкуприкском районе Ферганской области, приобрел в 1990-м году за 8 тысяч 500 советских рублей.

В связи с длительной задержкой погашения облигации он написал обращение в виртуальную приемную президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Ответ, как ни удивительно, в принципе, был положительным. Президентский портал в феврале этого года, ссылаясь на Министерство финансов РУз, сообщил, что некоторая надежда на погашение облигаций есть.

В ответе говорится, что в 1992 году странами – участницами СНГ было принято соглашение, по которому все республики бывшего Советского Союза берут на себя обязательства по займам распавшейся державы.

Но на сегодняшний день нет акта, который бы обеспечивал порядок реализации выплат. После принятия такого акта он будет опубликован в средствах массовой информации.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 годаОтвет Шавкату Жураеву из приемной президента РУз

Жураев – далеко не единственный житель страны, кого беспокоит вопрос об облигациях трехпроцентного займа. Большое количество жителей Узбекистана имеют на руках так и не погашенные облигации еще с советских времен.

Облигации государственного займа СССР

Правительство Советского Союза активно использовало облигации государственного внутреннего займа (ОГВЗ), для того чтобы привлекать деньги населения в бюджет. По оценке различных источников, за время существования Союза было выпущено более 65 займов.

Первый заём был сделан еще в 1924 году. Причем в те времена к розыгрышам занятых у населения денег относились серьезно. Помните, в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» несколько активистов из редакции газеты «Станок» только на одну выигранную облигацию смогли купить сразу несколько автомобилей и в итоге организовали целый автоклуб…

Но, к сожалению, со временем ситуация с выплатой столь богатых призов изменилась в худшую сторону. Денежные займы проводились до самого последнего момента существования СССР. Но обещанных розыгрышей и даже погашения по ним, как правило, так и не было.

По постановлению Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 года был организован один из самых последних займов на 10 млрд рублей. Следом был заём 1990 года, определенный постановлением Совета Министров Узбекской ССР от 16 марта 1990 года.

Согласно этому постановлению он как бы вытекал из Всесоюзного займа 1989 года: при совершении операций по облигациям строго руководствоваться Условиями выпуска, продажи и погашения государственных целевых беспроцентных займов, утвержденными Министерством финансов СССР, Сбербанком СССР и Министерством торговли СССР.

При этом условия розыгрыша были очень многообещающими. Государство сулило владельцам облигаций дефицитные тогда холодильники, телевизоры, швейные и стиральные машины, мини-тракторы, а также автомобили «Жигули».

Жураев приобрел именно такую облигацию, которая, исходя из смысла нанесенного на ней текста, фактически гарантирует получение им автомобиля. Но вот уже почти 30 лет пенсионер только ждет каких-то реальных шагов правительства.

Читайте также:  Можно ли погасить кредит досрочно

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 годаОблигация, выданная Жураеву

Заём для независимости

Почти сразу после обретения Узбекистаном независимости был произведен еще один заём – 1992 года. Тогда вышло совместное заявление Министерства финансов и Народного банка Республики Узбекистан о приеме от населения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 1992 года № 165 «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» осуществлен выпуск облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года для размещения среди населения.

Выплата по целевой именной облигации на авто 1990 годаОблигация 1992 года

Облигации тогда продавали всего по 500 сумов за одну штуку. Розыгрыша богатых призов уже никто тогда не обещал, зато сроки обращения облигаций были установлены всего в 20 лет – с предъявлением к оплате до 1 июля 2014 года.

  • Грандиозный обман населения
  • В 2014 году была попытка государства погасить облигации 1992 года, начиная с 1 августа по 30 ноября, но для народа все окончилось пшиком.
  • К этому времени у населения скопилось облигаций на сумму в 24 млрд сумов, однако ни розыгрыша, ни погашения по ним фактически так и не было.
  • Пока многие искали на пыльных полках шкафов забытые бумаги, подошел август – и людям сообщили, что облигации будут выкуплены по цене 1,337 сума.

Многие владельцы облигаций тогда были шокированы. Если в 1992 году, вместо того чтобы на 10 тысяч сумов (рублей) купить автомобиль, они приобрели облигации, то спустя 22 года получили мизер – около 15 тысяч сумов, за которые невозможно купить даже колес на машину.

«Я помню, как люди несли в банки облигации целыми пачками, но все уходили крайне недовольными: государство превратило стоимость облигаций в обычный мусор», – говорит ташкентская правозащитница Татьяна Довлатова.

Забытые облигации

Наверняка и облигации времен СССР, которые еще пылятся в сундуках у населения, ждет такая же незавидная участь. Люди ни в России, ни в Узбекистане не верят своим государствам.

  1. «После моего папы, который работал в торговле, осталось несколько сот облигаций времен СССР», – рассказывает Наргиза, жительница кишлака Жумабозор Самаркандской области.
  2. По ее словам, семья мечтает избавиться от этих бумаг хотя бы по самой минимальной стоимости.
  3. То, что у населения образовались сотни и тысячи неликвидных бумаг 80-х годов прошлого века, вызывает беспокойство у многих.
  4. «Давно хотел сдать эти бумажки в макулатуру, но жалко: родители заплатили за них очень большие деньги», – говорит 25-летний студент Ташкентского национального университета по имени Алишер.
  5. Один в поле воин?
  6. У Жураева, в отличие от многих его сограждан, – всего одна облигация, но он надеется на то, что ему удастся добиться принятия правительственного решения по выплате задолженностей по всем облигациям.

Пенсионера поддерживают и другие жители села Кичик Кенагас. Они говорят: «Чем черт не шутит, может быть, один-единственный человек и сумеет сдвинуть с места большую проблему?..»

Советские вклады: как государство будет расплачиваться с населением по старым долгам

Долг по сгоревшим в 1991 году сбережениям в два с лишним раза превысит госрасходы в этом году. Как государство будет платить по счетам?

Скоро сказка сказывается..

Каждый год в начале декабря президент России Владимир Путин подписывает закон о переносе компенсации советских вкладов. В прошлом году тоже подписал.

Государство нам крупно задолжало. В соответствии с федеральным законом от 1995 года «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» гарантированные сбережения составляют 345,54 млрд рублей СССР.

Из них вклады в Сбербанк России, сделанные до 20 июня 1991 года, — 315,3 млрд рублей, вклады в организации государственного страхования РФ по договорным видам личного страхования в период до 1 января 1992 года — 29,4 млрд рублей, вклады в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года, — 0,84 млрд рублей.

Впрочем, есть и другие оценки. Экономист и бывший советник президента Путина Андрей Илларионов несколько лет назад называл сумму в 369 млрд рублей, накопленных только на счетах в Сбербанке к 1990 году.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин говорит о сумме 662 млрд рублей, а ведущий аналитик QBF Олег Богданов — о том, что сумма денежных средств могла варьироваться от 600 млрд до 800 млрд рублей.

Это деньги, которые были уничтожены денежной реформой Павлова 1991 года, гиперинфляцией, оказавшейся в 1992 году выше 2500%, «заморозкой» вкладов и прочими прелестями «шоковой терапии».

«По своим масштабам эта экспроприация сравнима с насильственной коллективизацией в деревне в 1930-е годы, — писал американский экономист и журналист Джуд Ванниски. — Ее экономические последствия не менее опустошающи, хотя она и была проведена без насилия и депортаций».

Впрочем, государство впоследствии пообещало вернуть гражданам их сбережения.

Уже в 1995 году был принят закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», который гарантировал сохранность сбережений граждан, помещенных в Сбербанк до 20 июля 1991 года — в этот день Сбербанк был преобразован в акционерное общество. Кроме того, государство обещало компенсировать сбережения, оформленные в виде страхования до 1 января 1992 года. Все эти накопления Россия признала своим внутренним долгом. А чтобы рассчитывать текущую сумму долга, изменившуюся со временем, ввела понятие долгового рубля — единицу долгового обязательства. Как именно должен рассчитываться этот долговой рубль, депутаты попытались объяснить уже в следующем законе — «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации». В нем, во-первых, появляется «необходимый социальный набор». Это «фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья». А во-вторых, предлагается алгоритм расчета: необходимо определить стоимость этого набора в ценах 1990 года и сравнить ее со стоимостью этого набора в текущих ценах. Полученное соотношение и будет величиной долгового рубля, с помощью которой будет произведен перерасчет всех вкладов. А потом последовал и закон «О базовой стоимости необходимого социального набора», который определил ее годовую величину в 464 рубля СССР. Борис Ельцин подписал закон в феврале 1999 года, однако и его исполнение постоянно переносится. Теперь на 2023 год.

Почему выплаты откладываются?

В пояснении к закону, подписанному в декабре Владимиром Путиным, отсрочка объясняется отсутствием законов, которые обеспечивают перевод вкладов в целевые долговые обязательства России и порядок их обслуживания. То есть за 20 лет не подготовлена соответствующая нормативная база.

«Однако в современной России нет никаких трудностей с массовой разработкой и принятием любых законопроектов», — отмечает управляющий директор ИК «Алго-Капитал» Михаил Ханов.

Почему же нужные законы так и не появились?

Эксперты называют несколько причин постоянного переноса выплат советских вкладов.

1. Возврат сбережений не укладывается в политический курс. «Это связано с многолетней тенденцией к сворачиванию социальных гарантий в стране, — поясняет Михаил Ханов. — В этом есть своя здравая логика.

Если государство не выделяет деньги на решение более насущных проблем, то выплаты по долгам Советского Союза также можно отложить. Было бы наивно ожидать решения этого вопроса в год, когда состоялось болезненное повышение пенсионного возраста».

Власть не заинтересована в выполнении этого закона, потому что вкладчики либо умерли, либо за 28 лет потеряли надежду вернуть деньги, говорит директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах.

2. Неясно, сколько платить. «Сложно оценить объективную стоимость советских вкладов с учетом накопленной инфляции с 1991 года и актуального курса рубля», — считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

«Думаю, основной мотив приостановки выплат кроется в отсутствии механизма перерасчета компенсации: неясно, каким образом советские сбережения перевести в современную валюту», — соглашается Олег Богданов. Но очевидно, что речь идет об очень крупных суммах.

«Это десятки триллионов рублей, — говорит Авакян, — объективно такой суммы у государства даже при нынешнем бюджетном профиците и размере фондов нет». Отсюда и третья причина.

3. Денег нет.

Но обо всем по порядку.

Сколько все-таки задолжало государство?

В октябре 2019 года в правительстве посчитали задолженность перед россиянами: на погашение советских сбережений потребуется в 2020 году 45,4 трлн рублей, в 2021 году эта цифра вырастет до 47,22 трлн, в 2022 году — до 49,11 трлн.

«Финансовая оценка осуществлена исходя из общего объема гарантированных сбережений в сумме 345,54 млрд рублей, размера единицы номинала целевого долгового обязательства РФ по состоянию на 30 декабря 2002 года 31,51 долгового рубля (последняя дата его определения Росстатом) и индекса потребительских цен (инфляции) за период 2003–2022 годов», — сказано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Это примерно 2,25 годового федерального бюджета или 5,5 Фонда национального благосостояния, приводит сравнение Антон Табах.

«Сумма выглядит астрономической, но ее нельзя считать завышенной, — указывает Михаил Ханов. — В советское время облигации государственного займа широко распространялись в добровольно-принудительном порядке, а накопление денег в сберкассе было очень массовой практикой».

Впрочем, не все эксперты согласны с такой суммой задолженности.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин считает, что один рубль 1991 года с учетом ИПЦ и деноминации эквивалентен приблизительно 100 сегодняшним рублям. «По моим расчетам на основе ИПЦ, с 1991 года сумма задолженности по вкладам составляет 62,5 триллиона рублей», — говорит Осин.

Читайте также:  Примирение сторон по уголовному делу образец соглашения помощь адвоката

Пересчитать задолженность можно, опираясь на цену золота, полагает зампред правления Локо-Банка Андрей Люшин.

«Средняя зарплата советского гражданина, по данным Госкомстата, в 1991 году составляла 200 рублей, — рассказывает Люшин.

— Если перевести эти деньги по курсу золота, то в современных российских рублях получится 75 500 рублей». По этим расчетам выходит, что сумма долга перед россиянами выросла до 130,4 трлн рублей.

Российские власти предусмотрели свой вариант пересчета. Закон говорит о неком «базовом наборе» — это условный набор товаров и услуг стоимостью 464 рубля СССР. Собственно, изменение в стоимости этого набора и должно определить стоимость долгового рубля — того инструмента, с помощью которого и будет происходить компенсация. Состав этого «базового набора» дает определенное поле для манипуляций. «Корзина товаров в этом индексе может быть заметно скорректирована, с тем, например, чтобы в итоге уменьшить объем необходимых выплат, учитывая описанный выше потенциальный эффект от такой программы», — говорит Александр Осин. С необходимым социальным набором государство пошло сразу на две хитрости. Во-первых, социальный набор получился вполне себе министерский: граждане СССР с удивлением узнали, что должны были получать в среднем в два с половиной раза больше (исходя из средней зарплаты в 200 рублей, о чем см. ниже). То есть уже на этом этапе база для расчета инфляции по набору оказалась сильно завышена. Во-вторых, государство умудрилось посчитать стоимость набора, не определив его состав, чем оставило себе солидный простор для маневра.

Но в логике властей есть еще один интересный нюанс — тот самый долговой рубль. Этот инструмент придуман исключительно для компенсации долгов вкладчикам советского Сбербанка.

Между тем Российская Федерация признала советские вклады внутренним долгом. А с остальными долгами оно рассчитывается в обычных рублях или валюте.

Что, если мы в расчете компенсации используем, например, американские доллары?

Согласно информации, размещенной на сайте Банка России, к началу лета 1991 года 1 доллар США стоил 60 копеек, а в течение 1991 года курс доллара колебался от 54,5 до 61 копейки за доллар США. Но это был официальный курс, который мало соотносился с реальностью.

«Реальную цену рубля 1991 года привести невозможно, так как он был неконвертируемой валютой, — обращает внимание ведущий аналитик QBF Олег Богданов. — На черном рынке курс рубля находился на уровне 30 рублей за 1 доллар США.

За последние 30 лет уровень инфляции в США менялся от 6% до 2%, таким образом, приблизительно 3 нынешних доллара равняются 1 доллару 1991 года, или 1 доллар 2019 года равняется 10 рублям 1991 года. Значит, курс рубля тридцатилетней давности к современному составляет, если брать черный рынок, 1:6, а официальные котировки — 1:120.

Если предположить, что денежные средства населения в 1991 году равнялись 800 миллиардам рублей, то сейчас эту цифру нужно умножить или на 6, или на 120. Общая сумма долга в описанных случаях будет существенно отличаться: 4,8 триллионов или 96 триллионов рублей. Таким образом, у депутатов есть широкое поле для определения величины долга по вкладам».

Вернет ли государство наши деньги?

«Очевидно, что ориентировочная сумма выплат неподъемна для государства и в настоящее время, и в течение многих последующих лет, — говорит Михаил Ханов. — Более того, даже выплата процентов на уровне текущей ключевой ставки стала бы серьезным бременем для бюджета».

Сумма возмещения слишком большая, чтобы предполагать, когда последуют массовые выплаты, хотя бы и в частичном размере, считает Нарек Авакян.

«Чтобы их возместить, нужна целая программа, которая будет впоследствии гораздо более дорогая, чем нашумевшие нацпроекты за 26 триллионов», — полагает Авакян. Собственно, частичные выплаты — единственный выход, по мнению Михаила Ханова.

«Условием для реальных массовых выплат по старым советским долгам является списание большей их части до такого размера, который государство захочет и будет в состоянии компенсировать», — говорит он.

Впрочем, важно вспомнить, что существующий закон предполагает не выплату «живыми» деньгами, а конвертацию старых советских долгов в новые целевые долговые обязательства, для чего и потребовалось вводить понятие долгового рубля.

«Примеры подобных бумаг в мировой практике существуют, — отмечает Михаил Ханов. — Например, первые в истории бессрочные облигации были выпущены в Великобритании и обращались в течение 264 лет. Их доходность составляла 3,5% годовых».

На первый взгляд, это может быть неплохим решением для правительства, поскольку в случае выпуска бессрочных целевых облигаций окончательное решение проблемы переносится на неопределенный срок, полагает Ханов.

«Кроме того, с течением времени этот долг с большой вероятностью будет „съеден“ инфляцией, — добавляет эксперт.

— Но основная проблема заключается в очень крупном размере гипотетической эмиссии, по которой надо будет выплачивать текущие проценты».

Есть и другой вариант. Компенсация может быть не только облигациями, но и акциями, считает Олег Богданов. «Можно согласиться с Германом Грефом, который предложил компенсировать вклады акциями российских компаний, что будет полезно и для населения, и для российского фондового рынка, — говорит Богданов.

— Но так как справедливо оценить стоимость советских вкладов затруднительно, с моей точки зрения, было бы правильным принципиально поменять решение о компенсации и начислить всем бывшим гражданам СССР средства в виде акций и облигаций, исходя из их трудового стажа.

Можно, например, приравнять один год к какой-то сумме, посильной для российского правительства, и таким образом закрыть вопрос».

Было бы желание..

Долгосрочный потенциал экономики позволяет отдать долги своим гражданам, уверен Александр Осин.

«Выплаты по советским долгам возможны в рамках процесса экономического оздоровления, который, как представляется, должен включать докапитализацию банков, ремонетизацию экономики, сокращение налоговой нагрузки (прежде всего это касается НДС и „плоской“ шкалы НДФЛ) — смягчение условий ее администрирования, отмену повышения пенсионного возраста, усиление регулирования валютного рынка, реформирование системы стабфондов», — перечисляет Осин.

Здесь, собственно, и кроется проблема. Власти не заинтересованы в такой компенсации, и вот по какой причине. «Увеличение роста денежной массы на 5 триллионов рублей в год в течение девяти лет (что в сумме даст 45 трлн рублей долга. — Прим. ред.) вызовет краткосрочное, но существенное ускорение инфляции в первый и второй годы выплат, — объясняет Осин. — В итоге при реализации этой программы выплат либо произойдет заметное ускорение роста ВВП, либо — при сдерживании этого роста за счет сохранения жестких монетарно-налоговых условий — будет достигнута заметная ремонетизация экономики (снижение отношения объема ВВП к денежной массе и базе). В обоих случаях реальный спрос на инвестиции в России увеличится, однако нынешние экономико-финансовые власти предпочитают сохранять жесткий контроль над динамикой ВВП и инфляцией, не создавая для рынка значимых инвестиционных альтернатив. Такая политика развивающихся стран в итоге работает на сохранение статус-кво в мировом разделении труда, снижение рисков для существующей глобальной экономической системы, пусть и ценой застоя и повышенных рисков в национальных экономиках».

Иными словами, компенсация вкладов возможна при одном условии: экономическая политика страны должна быть изменена кардинально. «Однако сигнала о кардинальной смене курса во внутренней политике нет, — говорит Александр Осин. — Соответственно, вряд ли такие изменения возможны в ближайшем будущем».

Исключительный случай

Примеров аналогичных выплат населению — в таком же крупном масштабе и при схожих условиях (кардинальная трансформация экономического уклада) — нам найти не удалось. Однако в истории современной России есть примеры урегулирования пусть более мелких по размеру, но при этом и более «возрастных» долгов.

В 1997 году Россия окончательно закрыла с правительством Франции вопрос о расчетах по облигациям царских времен, приняв на себя обязательство о выплате 400 млн долларов французским кредиторам, рассказывает Михаил Ханов.

«Впрочем, дети и внуки разоренных держателей указанных облигаций до сих пор недовольны размерами выплат», — говорит эксперт.

Вопрос решится сам собой

Есть еще одна проблема. «Надо понимать, что начало реального решения указанной задачи породит массу недовольства формой и размерами выплат, — считает Михаил Ханов. — Кроме того, предполагаются массовые проблемы с документальным подтверждением наличия вкладов 30-летней давности. С этой точки зрения правительство вполне справедливо опасается «разбудить лихо».

Полная компенсация гражданам долгов советского периода невозможна с финансовой точки зрения, а частичное решение все еще неприемлемо по политическим соображениям, полагает эксперт. В самом лучшем случае выплата компенсаций может затянуться на десятилетия по аналогии с программой обеспечения жильем ветеранов ВОВ, считает финансист.

О том, что решение будет затягиваться, говорит и Олег Богданов.

А потом вопрос решится естественным образом, как он решается с ветеранами ВОВ.

«Судя по скорости, с которой происходит в нашей стране убыль населения (0,4–0,5% в год), дальнейшее затягивание вопроса с выплатой компенсаций по советским вкладам значительно снизит суммы выплат, которые озвучивает государство сегодня, — говорит Андрей Люшин. — Вопрос не решается почти 25 лет, и нет никаких предпосылок к тому, что он будет когда-либо решен полностью».

⚡ Путин упразднил Ростуризм Напрямую запрещать не стали, решили упразднить ⚡ Путин упразднил Ростуризм ⚡ Путин упразднил Ростуризм Закончился туризм, к сожалению… ⚡ Путин упразднил Ростуризм

Сбербанк возобновил выплаты по облигациям госзаймов 1990 года

МОСКВА, 23 мая. Сбербанк России с мая текущего года в соответствии с заключенными соглашениями продолжит выплачивать денежной компенсации по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года.

Как сообщили в пресс-службе Минфина РФ, будут также возобновлены выплаты по целевым расчетным чекам с правом приобретения легковых автомобилей в 1991-1995 годах и действующим целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей в порядке и размерах, установленных федеральным законом от 1 июня 1995 года N86-фз «О государственных долговых товарных обязательствах» для каждого вида обязательства.

Выплаты производятся по облигациям, приобретенным на территории РФ, по средним потребительским ценам на товары народного потребления (кроме легковых автомобилей), указанные в облигациях. По облигациям на легковые автомобили выплачивается денежная компенсация в размере 60% стоимости указанной в облигации автомашины.

Читайте также:  Сообщение об увольнении как сказать сотруднику что его увольняют

Для получения компенсации по облигациям следует обращаться в отделения Сбербанка, где были приобретены облигации, либо по месту жительства, с предъявлением подлинника облигации и документа, удостоверяющего личность.

Отделения Сбербанка принимают заявления от владельцев облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, для предварительного определения средств, необходимых для выкупа и выплаты компенсации по указанным облигациям.

Владельцу облигации следует написать заявление для включения в сводную заявку, представляемую Минфину Сбербанком. после получения денежных средств, учреждение Сбербанка осуществит выплату компенсации по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года или зачислит по желанию владельца средства на счет, указанный в заявлении.

По целевым расчетным чекам с правом приобретения легковых автомобилей в 1991-1992 годах предусмотрена выплата денежной компенсации в размере стоимости указанного в чеке автомобиля, определяемой по согласованию с заводами-изготовителями на момент исполнения обязательств.

По целевым расчетным чекам с правом приобретения легковых автомобилей в 1993-1995 годах и действующим целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей предусмотрена выплата денежной компенсации в размере части стоимости указанного в чеке (на вкладе) автомобиля, установленной исходя из процентного соотношения оплаченной владельцем обязательства части стоимости автомобиля на 1 января 1992 года (по действовавшим до 1 января 1992 года ценам) и стоимости автомашины, указанной в чеке (на вкладе), определяемой по согласованию с заводом-изготовителем на момент исполнения обязательств.

Еспч присудил компенсации держателям советских облигаций

3 июля 2018 г. Европейский Суд по правам человека опубликовал Постановление по делу «Волокитин и другие против России», признав нарушение прав 14 заявителей, которые жаловались на невыплату властями РФ компенсаций по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.

Заявители утверждали, что власти РФ признали себя правопреемником СССР в отношении облигаций внутренних займов. В связи с этим в период с 1995 по 2000 гг. были приняты законы и постановления, в которых предусматривался перевод советских ценных бумаг, в том числе облигаций займа 1982 г.

, в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Однако исполнение этих законодательных актов приостановлено до 2020 г.

: процедура перевода государственных ценных бумаг СССР в целевые долговые обязательства, начисление на них дохода и их погашение по долговой стоимости не осуществляются.

Заявители указывали, что обращались в финансовые госорганы и суды, добиваясь погашения облигаций, однако их претензии были отклонены. Более того, в 2012 г.

Конституционный Суд РФ в Определении № 632-О отметил, что, «решая задачи, связанные с восстановлением сбережений граждан, федеральный законодатель, призванный действовать во всеобщих интересах… праве ограничить права, в том числе имущественные, одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других».

Представитель заявителя Н.Н. Гусева – адвокат, председатель Московской муниципальной коллегии Виктор Федосеев в комментарии «АГ» рассказал, что его доверитель дважды обращался с заявлением в Министерство финансов РФ.

Однако из писем директора Департамента финансовой политики следовало, что перевод советских облигаций в российские и впоследствии в рубли не может быть произведен в связи с отсутствием федеральных законов о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

По словам Виктора Федосеева, в 2013 г. Гусев обратился в Верховный Суд с иском о признании незаконным бездействия Правительства в части неисполнения Соглашения о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга.

ВС РФ отказал в принятии иска, указав, что суды общей юрисдикции не вправе возлагать на органы государственной власти Российской Федерации обязанность по принятию нормативных правовых актов и предписывать им совершать определенные действия, поэтому заявление Гусева не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Исчерпав все меры судебной защиты в России, Гусев обратился в Европейский Суд по правам человека. Он, как и остальные заявители, жаловался на нарушение его прав, гарантированных ст.

1 Протокола 1 («Защита собственности») к Европейской конвенции, в связи с неисполнением российскими властями своих обязательств и требовал выплаты ему справедливой компенсации материального ущерба и морального вреда.

Правительство РФ в ответе на жалобу заявителей сослалось на Определение КС РФ № 632-О, поддержав аргументы о приоритете острых социальных нужд при выплатах из бюджета.

Рассмотрев дело, Суд согласился, что определение бюджетных приоритетов с учетом необходимости решать неотложные социальные проблемы является законной целью, преследуемой в интересах общества, тем более в сложных социально-экономических условиях, в которых Россия оказалась в 90-е гг.

При этом ЕСПЧ учел, что российское Правительство взяло на себя обязательство погасить задолженность по облигациям, приняв Закон о защите сбережений, и, хотя его реализация была приостановлена, облигации не были аннулированы, а власти РФ признают их долговыми обязательствами страны.

В то же время Суд заметил, что Правительство не выдвинуло убедительного обоснования затягивания в течение 15 лет выплат компенсаций заявителям и признал нарушение ст. 1 Протокола 1 к Конвенции.

Европейский Суд напомнил, что ранее уже констатировал подобное нарушение по аналогичным делам против России и пришел к выводу, что существует структурная проблема, связанная с неисполнением властями РФ своих обязанностей перед держателями облигаций займа 1982 г. ЕСПЧ рекомендовал государству-ответчику инициировать обсуждение способов ее решения с Комитетом министров Совета Европы.

Кроме того, ЕСПЧ предположил, что стоимость облигаций могла колебаться с течением времени, а потому причитающаяся заявителям компенсация должна зависеть от времени приобретения облигаций.

В связи с этим Суд просил заявителей указать время, способ приобретения облигаций и их цену.

Однако не все заявители ответили на запрос, что, как указал Суд, не позволило определить, понесли ли они ущерб, и свидетельствовало об их отказе от своих претензий.

В числе таких заявителей оказался Гусев. Виктор Федосеев рассказал, что его доверитель является держателем облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., большая часть из которых досталась ему по наследству от отца и матери, а часть была приобретена им самим.

Номинальная стоимость облигаций составила 747 915 «долговых рублей». «В прецедентной практике ЕСПЧ имеются положительные решения, в которых Суд определил примерную стоимость одного “долгового рубля” – 2 евро.

Потому была указана сумма требования в размере порядка 1,5 млн евро», – пояснил адвокат. Европейский Суд отклонил требования Гусева, касавшиеся компенсации материального ущерба.

В постановлении ЕСПЧ отметил, что некоторые документы, подтверждающие происхождение облигаций и сумму ущерба, могли быть утеряны, но какие-то письменные свидетельства должны были остаться.

В результате Европейский Суд постановил, что в отношении восьми заявителей справедливой компенсацией станет сам факт признания допущенного нарушения Конвенции. Трем заявителям было присуждено по 1,8 тыс.

евро в качестве возмещения морального вреда и от 822 до 6,03 тыс. евро в качестве компенсации материального ущерба.

Шести заявителям были компенсированы судебные расходы, в том числе Гусеву – ЕСПЧ присудил ему 1,5 тыс. евро.

По мнению Виктора Федосеева, самыми важными моментами в решении ЕСПЧ являются признание невыплаты компенсаций по облигациям системной проблемой и констатация длительного бездействия российских властей, а также то, что Суд обязал власти принять неотложные меры в сфере законодательных инициатив для устранения системного нарушения прав человека.

«Это накладывает определенные обязанности на власти России и гарантирует будущим заявителям вынесение Европейским Судом решений по подобным делам в упрощенной процедуре», – подчеркнул он. Кроме того, адвокат выразил мнение, что решение ЕСПЧ будет способствовать урегулированию выявленной правовой проблемы.

«Это неоспоримый факт, если только в дело не вмешаются политики», – считает он.

Между тем, как считает адвокат, Суд в своем решении выдержал «политес», не обременив финансовую систему России чрезмерной нагрузкой.

«Европейский Суд удовлетворил лишь незначительные финансовые требования, признав, что компенсацией причиненного морального вреда является факт признания Судом допущенного нарушения Конвенции, – отметил он и добавил: – Мы не удовлетворены решением ЕСПЧ и планируем до истечения трех месяцев обратиться в Европейский Суд с просьбой передать дело на рассмотрение в Большую палату».

Адвокат также напомнил, что признание ЕСПЧ нарушения является в силу требований гражданско-процессуального законодательства РФ новым обстоятельством, позволяющим обратиться за пересмотром предыдущих судебных решений.