Новое

Система образования в России — Ответ Юриста

Среди конституционных прав человека центральное место занимает возможность получения образовательных навыков. При этом Конституция РФ гарантирует доступность качественного образования (дошкольного, школьного и даже профессионального).

Получение образовательных навыков является актуальным во всех странах мира. Так почему же, несмотря на гарантии государств, многие люди остаются безграмотными? Как реализовывается данное конституционное право на образование и в чем состоит помощь Юнеско?

Понятие

Международные и конституционные правовые акты гарантируют получения каждым человеком образования. Право на образовательную деятельность относится к важнейшим правам человека.

Система образования в России - Ответ Юриста

Если рассматривать право на образование в объективном смысле, то оно представляет собой совокупность правовых актов, закрепляющих и урегулирующих общественные отношения, связанные с получением образованности.

Внимание! Если рассматривать этот же термин в субъективном смысле, то под ним понимается гарантированная международными правовыми нормами и государством возможность гражданина приоретать и пользоваться навыками, знаниями, сведениями с целью усовершенствования своего культурного и образовательного статуса.

Получение образовательных навыков необходимо для любого человека, поскольку каждому гражданину свойственно развиваться, копить опыт умений, приобретать новые навыки, а также передавать собственные, приобретенные знания другим поколениям. Без определенных умений и познаний невозможна социализация лица в современном обществе.

Комитет ООН, занимающийся культурными, социальными и экономическими проблемами, выделил четыре составляющие, которые обязательны для права на образование:

  • наличие (государство необходимо обеспечить своих граждан образовательными навыками посредством различных учебных дошкольных, школьных, высших заведений);
  • доступность (каждый гражданин может заниматься и получать соответствующие сведения вне зависимости от своего пола, возраста, расы, национальности и т.д.);
  • приемлемость (образование должно быть качественным);
  • бесплатность (возможность учиться бесплатно, это касается как дошкольных, так и школьных учебных учреждений).

Какими законами закреплено

Нормативная основа, закрепляющая право на получение образования, закреплена как в международных актах, так и во внутренних документах государства.

Список нормативных актов, закрепляющих возможность обучаться:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 года.
  • Европейская Конвенция по правам человека 1950 года.
  • Конституция РФ, статья 43.
  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года.

Право выбора формы образования: что такое свобода выбора получения основного и дополнительного образования в России

Получение основного общего образования — обязательно. Каждый российский ребёнок должен окончить хотя бы девять классов. 

При этом родители (законные представители) наделены правом выбора формы образования и формы обучения ребёнка. Давайте рассмотрим, какие существуют варианты и кто имеет право выбирать образовательное учреждение. 

Формы получения образования 

В Российской Федерации существует две формы получения образования:

  • в образовательной организации,
  • вне образовательной организации. 

Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание.

Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.

Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора. Получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования. 

Рассмотрим каждую форму организации обучения подробнее:

  • Очное обучение — наиболее распространённое. Ребёнок 5-6 дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. 
  • Очно-заочное обучение — ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
  • Заочное обучение — ребёнок не ходит в школу и учится на дому, но находится в контингенте школы, а значит, ему нельзя менять программу, перескакивать через классы, а также придётся придерживаться графика аттестаций. 

Семейное обучение (с первого по девятый класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы он сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.

Система образования в России - Ответ ЮристаПолная схема всех форм образования и обучения

Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.

Какую форму обучения выбрать 

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации.

Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу.

Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке. 

Если вы выбрали очно-заочноеобучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже. 

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций. А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы. 

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Резюме

Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются. 

Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).

Право на образование

Система образования в России - Ответ Юриста

Данная публикация продолжает цикл статей, приуроченных к Всероссийскому Дню правовой помощи детям. Сегодня мы рассмотрим одно из важнейших прав в жизни каждого человека – право на образование. Именно это право позволяет целенаправленно и системно передавать из поколения в поколение накопленные знания, позволяющие людям шагать в будущее.

Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.

Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации, и оно является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, основной Закон нашей страны определяет обязанность государства и муниципальных образований предос­тавлять места детям в образовательных организациях, сохранять в достаточном количестве и расширять имеющиеся образо­вательные организации. Право на выбор родителями образовательной организации вытекает из принципа общедоступности бесплатного дош­кольного образования в образовательных организациях.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Читайте также:  Как оформить приказ о графике работы? - Ответ Бухгалтера

Права и обязанности учащихся, их родителей и педагогов

Согласно Федеральному закону Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», права и обязанности обучающихся, их родителей и педагогов в образовательных учреждениях определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Поэтому, прежде всего необходимо внимательно знакомиться с Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка и другими документами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:

  • уважение человеческого достоинства;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • охрану жизни и здоровья;
  • свободу совести;
  • свободу информации;
  • свободу выражения собственных взглядов и убеждений;
  • право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
  • право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
  • право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением;
  • право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
  • право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
  • право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);
  • право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).

Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия;
  • выполнять требования устава общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;Ø
  • бережно относиться к имуществу образовательной организации;
  • заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

Кроме того, Федеральным законом от 24.07.

1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», закрепляется ряд мер и гарантий по защите прав ребенка в области образования и воспитания, в частности, учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в школе в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 15 лет.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родители наряду с учителями и учащимися являются участниками образовательного процесса.

В образовательном процессе родители имеют право:

  • на защиту прав и законных интересов детей;
  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
  • на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей и обеспечить им получение основного общего образования. В связи с этим родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
  • воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • обеспечить детям получение основного общего образования;
  • выполнять Устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • не допускать неправомерного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителей.

Законом устанавливаются права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс.

Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся.

Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходить специальную подготовку в системе повышения квалификации.

Защита образовательных прав

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них: родители; другие законные представители; должностные лица образовательных организаций; педагоги; комиссия по делам несовершеннолетних; прокуратура.

Защита права на образование имеет заявительный характер.

Законный представитель, защищая права несовершеннолетнего на образование, может прибегнуть к помощи административных и судебных органов, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Селедцов, В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования / В. А. Селедцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92414/ (дата обращения: 09.06.2023).



Последние несколько лет в нашей стране, упорно идет формирование построение правового государства. Формирование правовой среды внутри образовательной системы, является одной из важнейших задач государства.

Ключевые слова: сфера образования, правовое регулирование, образовательная организация, образовательный процесс.

Сфера образования, является одной из самых важных и развивающихся в нашей стране. Главная цель образования, это передача знаний детям, их воспитание и развитие. Грамотную политику в сфере образования и ее развитие, можно считать инвестициями в будущие.

Сфера образования, как и любая другая общественная сфера, имеет свою правовую составляющую. Вопросы правового регулирования в сфере образования регулирует закон «Об образовании в Российской Федерации».

Предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. [2]

  • Для формирования механизма правового регулирования в сфере образования, необходимо четко определять, чем являются общественные отношения, с какими правовыми сферами они взаимодействуют и каким образом политика государства в сфере образования, влияет на это самое образование.
  • Под правовым регулированием можно подразумевать деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм.
  • Правовое регулирование — это сложный и многогранный процесс, часть системы социального регулирования, которая взаимодействует со всеми сферами жизни общества, цель которого регулирование и защита интересов разных сторон социальных отношений.
Читайте также:  Как вести малый бизнес? - Ответ Бухгалтера

Предметом регулирования правовых отношений в сфере образования, выступают общественные отношения, которые появляются в сфере образования в связи с реализацией права на образование, создание условий для реализации права на образование, а также обеспечение и регулирование вопросов развития и стабильного функционирования образовательной системы. Правовые отношение в сфере образование тесно связаны с правовыми отношениями других сфер общества. Сфера образования так же взаимодействует с отношениями в политической, социальной, экономической и духовной сфере.

Помимо сферы правового регулирования, существует еще одно понятие, которое играет важную роль — это пределы правового регулирования. Они устанавливают и регулируют границы, в рамках которых происходит правовое регулирование отношений.

Пределы правового регулирования зависят, прежде всего, от предмета правового регулирования. Общественные отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом. Пределы бывают 2 видов:

  1. Объективные — определяются самими общественными отношениями, зависят от тех факторов, которые делают невозможным воздействие на предмет права;
  2. Субъективные — определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием.

Важную роль при установке границ правового регулирования играет субъект. В качестве субъекта может выступать: государство, общественные организации, образовательные учреждения и т. п.

Правоотношениями принято называть разновидность общественных отношений в сфере права, регулируемые нормами права. Правоотношения представляют собой юридическую связь между субъектами, возникающую на основе права.

  1. В Российской Федерации систему правового регулирования отношений в сфере образования составляет централизованное и децентрализованное регулирование.
  2. Под термином «централизованное регулирование» понимается регулирование, осуществляемое органами государственной и муниципальной власти посредством принятия нормативных актов и применения нормативных актов судами в случае возникновения спора между субъектами образовательных правоотношений. [3]
  3. Нормативно правовые акты, входящие в систему правового регулирования образовательных отношений, можно разделить по нескольким критериям:
  1. нормативные правовые акты, в которых закреплено право граждан на образование;
  2. нормативные правовые акты, регулирующие вопросы по реализации права на образование и оказанию образовательных услуг, регулируют принцип работы образовательной системы;
  3. нормативные правовые акты, которые регулирую финансовую часть и занимаются вопросами обеспечения, а также регулируют вопросы кредитования.

Право на образование входит в международные стандарты прав человека, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст.

13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах.

Конституция РФ закрепила право каждого на образование в ст. 43.

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к деятельности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Данная норма позволяет регулировать вопросы правового регулирования образовательной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне.

На федеральном уровне принимаются федеральные законы, задается курс и направления развития образования, трактуются и разъясняются общие вопросы сферы образования, которые получат дальнейшие развитие в виде нормативных актов субъектов РФ, что позволяет принимать во внимание региональные и этнические особенности различных регионов. [2]

Нормативно-правовые акты включают в себя нормы и учитывают интересы субъектов правовых отношений и координируют их в зависимости от сложившейся политической, экономической и социальной ситуации.

Нормативно-правовой акт занимает лидирующую позицию среди источников права. В нем закреплены установленные правила и нормы поведения, охраняемые и поддерживаемые государством.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным направлениям деятельности образовательной организации, ее осуществления и т. п.

Так же в сферу деятельности образовательной организации входит решение вопросов по организации приему учеников, определение и составление режима занятий учеников, его форма и периодичность.

Другой компетенцией образовательной организации, является контроль успеваемость, промежуточная аттестация, решение вопросов перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

Система законодательных актов об образовании в Российской Федерации включают в себя Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и в ней закреплено право на образование (ст.

43) и ряд других прав, способствующих его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования.

Законы федерального уровня включают в себя общее направление развития и регулируют вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с учетом положения и особенностей того или иного региона. [3]

Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступил силу 1 сентября 2013. Данный закон регулирует управленческие и финансово экономические отношения в сфере образования, а также определят сущность и содержание образовательного процесса, а также права и обязанности участников образовательного процесса.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.

Отличительной особенностью правовых отношений в сфере образования, является наличие у обоих сторон одновременно полномочий и обязательств.

Образование играет огромную роль в развитии общества, как социального института, влияет на развитие государства, способствует созданию новых рабочих кадров, сохраняет культурное наследие и позволяет развиваться, как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Для эффективного и стабильного развития и функционирования образования, оно должно быть упорядоченно и регламентировано. От эффективности и продуманности законов, регулирующих образовательную систему, зависит эффективность и качество уровня образования в стране.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
  3. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, правовое регулирование, образование, Российская Федерация, образовательная организация, отношение, конституция РФ, образовательная система, РФ, образовательный процесс.

Право на образование — конституционное право гражданина Российской Федерации

Образование — особая сфера
жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и
воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта
поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения,
духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.

Образование современного человека
занимает одну из высших ниш в системе ценностей. Система образования в России —
это сложный меняющийся механизм. Постоянные изменения в данной сфере
затрагивают практически всех граждан Российской Федерации

Под образованием, согласно Закону РФ
«Об образовании», подразумевается целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов).

Социологи нередко определяют
образование как формальный процесс, на основе которого общество передает
навыки, знания, ценности от одного человека или группы людей другим. Достижение
гражданином определенного уровня обучения, что удостоверяется соответствующим
документом, понимается как получение им образования.

Право на образование занимает свое особое
место в системе прав человека и входит в международные (в частности,
европейские) стандарты прав человека, что указано в ч.1 ст. 26 Всеобщей
декларации прав человека (1948), ч. 1 ст.

13 Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах (1966), ст. 2 Протокола №1 (1952)
к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст.

Читайте также:  Изменение системы налогообложения - Ответ Бухгалтера

14
Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).

Право на образование — единственное
социальное право, присутствующее в упомянутом Протоколе № 1 к Европейской
конвенции о защите прав человека, в отношении которого выстраивается целая система
мер правозащиты.

Такой факт подтверждает исключительно важные место и роль
права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст.

2
данного Протокола № 1 говорится в целом о таких важнейших аспектах данного
права, как:

  • а) всеобщность (никому не может быть
    отказано в этом праве);
  • б) обязанности государства в области
    образования и обучения;
  • в) обязанности государства уважать
    религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям
    образования в соответствии с этими убеждениями.

Согласно ст. 43 Конституции Российской
Федерации, каждый имеет право на образование.

Под понятием «каждый»
подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Принципы государственной политики
Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об
образовании». К таким принципам относятся:

  1. — гуманистический характер образования;
  2. — приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
    здоровья человека, свободного развития личности;
  3. — воспитание гражданственности, трудолюбия,
    уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
    семье;
  4. — единство федерального культурного и
    образовательного пространства;
  5. — защита и развитие системой образования
    национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
    условиях многонационального государства;
  6. — общедоступность образования;
  7. — адаптивность системы образования к уровням
    развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  8. — светский характер образования в государственных
    и муниципальных образовательных учреждениях;
  9. — свобода и плюрализм в образовании;
  10. — демократический, государственно-общественный
    характер управления образованием;
  11. — автономность образовательных учреждений.

Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях. Высшее образование в государственном образовательном
учреждении каждый вправе получить бесплатно на конкурсной основе.

Общее
образование обязательно. Родители (законные представители) обеспечивают
получение детьми основного общего образования и создают условия для получения
ими среднего (полного) общего образования.

Россия поддерживает различные формы
образования и самообразования и устанавливает федеральные государственные стандарты
образования.

Под образованием подразумевается процесс
развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым
опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и
эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и
развития материальной и духовной культуры [1].

Согласно преамбуле Закона РФ от
10 июля 1992 г.

№ 3266-1 «Об образовании», образование представляет
собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, определяющийся констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных образовательных уровней (образовательных цензов).

Вопрос о платности или бесплатности
получения образования и предоставление государством социальных гарантий его
получения заключается в социальном аспекте права на образование.

В том, что образование является
обязательной предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия
и культуры, выражается в культурном аспекте права на образование.

Экономический аспект права на образование
заключается, в том, что его осуществление является существенным фактором
научно-технического и экономического роста государства, который может быть
обеспечен только высокообразованными гражданами.

Отнесение конституционного
права на образование к группе социально-экономических прав и свобод
обосновывается тем обстоятельством, что получение должного образования, как
правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права
— права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид
деятельности и занятий.

Основным естественным и конституционным
правом человека является право на образование. Российская Федерация, исходя из
большой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и
экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г.

«Об образовании»[1]провозгласила
область образование приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то,
что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах
по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991г.

В этом законе
предусмотрены организационные и правовые меры, направленные на укрепление
материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на
повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы
образования, учащихся, студентов и аспирантов.

Поэтому, как известно, Всеобщая
декларация прав человека 1948г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека
на образование. В этом случае «образование должно быть бесплатным, хотя бы по
отношению к начальному и общему образованию. Обязательным должно быть начальное
образование.

Техническое и профессиональное образование должно быть
общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на
основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13
международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и
в ст.

28 Конвенции о правах ребенка 1989г.

Образование оценивается как основной,
долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на
завтрашний день, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал
применительно к условиям будущего.

Очень важным условием получения
образования в многонациональном  Российском
государстве, является и положение о том, что граждане Российской Федерации
имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также
право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования, следуя при этом общим принципам языковой политики в этой сфере,
которые закреплены в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР».

Право граждан обеспечивается созданием
необходимого количества соответствующих образовательных учреждений, классов,
групп, а также условий для их корректной работы. Содействие в подготовке
специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов
Российской Федерации, не имеющих своей государственности, также оказывает
государство.

  • В ст. 43 Конституции РФ право на образование
    включает следующие полномочия:
  • 1) право на дошкольное образование;
  • 2) право на основное общее образование;
  • 3) право на среднее профессиональное
    образование;
  • 4) право на высшее образование.

Все эти права обязаны обеспечить
государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы
управления образованием, так как большинство людей сами реализовать их не в
силах. Самой главной и важной составной частью права на образование выступает
положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор
образовательного учреждения и формы получения образования.

В ч. 2 ст. 43 гарантируются
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях.

Ограничения прав граждан на профессиональное
образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости
могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании»
1992 г.

Эти гарантии отличает их
взаимообусловленность, так сказать, их возможность бесплатного получения
названных видов образования и, естественно, содействует его общедоступности.
Общедоступность образования для большинства населения страны одновременно
немыслима без возможности получить его бесплатно.

Однако при этом следует
помнить, что перечисленные виды образования граждане имеют право бесплатно
получить лишь впервые.

Что касается лиц, имеющих начальное и среднее
профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы
занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в
случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях,
предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно
(п. 7 ст. 50).

Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее
образование и государственная (итоговая) аттестация по его завершении являются
обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми
основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных
представителей.

Совокупность законов и подзаконных актов,
представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединенных в
отдельную отрасль законодательства, есть система законодательства об
образовании.

Главенствующая функция этой системы заключается в том, чтобы
обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений,
возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных
правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на
образование.

К законодательным актам Российской
Федерации об образовании относятся: