Основания поставщика для возмещения расходов на доставку

Возмещение транспортных расходов покупателем предполагает покрытие затрат на транспортировку товара за счет средств покупателя. Порядок документального оформления и учета возмещаемых транспортных затрат зависит от нескольких факторов, о которых мы расскажем в нашей статье.

Договором поставки может быть предусмотрено несколько вариантов возмещения транспортных расходов покупателем. Для наглядности мы представили их в форме схемы:

Основания поставщика для возмещения расходов на доставку

При возмещении транспортных расходов способом № 1 поставщик не участвует в перевозке товара. Он просто отдает товар покупателю либо нанятому им перевозчику. На этом его обязательства заканчиваются. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете продавца данный способ возмещения транспортных затрат никак не учитывается.

А вот варианты возмещения транспортных затрат, предусмотренные в способе № 2, требуют своего отражения в учете поставщика. Рассмотрим детально каждый из них.

Возмещение расходов на собственные транспортные услуги

Договор

Перед проведением поставки товара продавцу нужно определиться со способом учета транспортных услуг:

  • в стоимости товара — в договоре поставки;
  • отдельной суммой — в договоре на транспортные услуги.

При учете затрат по перевозке товара в стоимости товара фиксируете сумму транспортных расходов в договоре поставки.

В частности, проставляете стоимость товара с НДС и ниже указываете, что в нее включены расходы по перевозке товара до покупателя в размере NNNNN,NN руб.

По желанию отметьте, что при возврате товара полученная от покупателя оплата в части произведенных транспортных расходов не возвращается.

Если же продавец никак не выделит условия и размер возмещения расходов по перевозке товара, а просто укажет стоимость товара, то может столкнуться с неприятностями:

  • во-первых, при возврате товара придется возвращать покупателю всю стоимость, указанную в договоре, в т. ч. и прибавленную к ней стоимость осуществленной доставки;
  • во-вторых, налоговики могут исключить расходы на перевозку товара из расчета по налогу на прибыль по принципу «в договоре условий о доставке товара нет, т. е. продавец не должен ее производить, а значит, и расходы на перевозку товара ничем не обоснованы».

Самым лучшим вариантом возмещения и подтверждения произведенных транспортных услуг будет формирование отдельного договора (или дополнительного соглашения) о перевозке товара.

В нем будет четко указано, что покупателю предоставляются услуги по доставке товара по указанному им адресу. И он должен оплатить их в определенный срок.

При таком варианте по продаже товара и оказанию транспортных услуг продавец ведет раздельный учет.

Первичные документы

При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.

С заполнением товарной накладной вы можете ознакомиться в нашей статье «Унифицированная форма ТОРГ-12 — бланк и образец».

Для подтверждения перед налоговиками факта перевозки товара поставщик должен оформить путевой лист. Подробности о правилах его заполнения изложены в нашей статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Если же продавец стоимость транспортировки выделяет в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то оформление документов может производиться в 3 вариантах:

  • товарно-транспортная накладная;
  • товарная накладная и транспортная накладная;
  • товарная накладная и акт об оказании транспортных услуг.

Счет-фактура

Если стоимость перевозки товара уже учтена в его стоимости, то продавцом составляется 1 счет-фактура на всю сумму, предназначенную к уплате покупателем. Отдельно выписывать счет-фактуру по услугам транспортировки не надо.

ВНИМАНИЕ! Бланк счета-фактуры претерпел изменения в связи с введением системы прослеживаемости товаров. Подробнее о нововведениях в формуляре читайте здесь.

А вот если стоимость транспортных услуг учтена в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то в таком случае нужно сформировать 2 счета-фактуры:

  • по проданным товарам;
  • по оказанным транспортным услугам.

Все выписанные поставщиком счета-фактуры должны быть отмечены в книге продаж. Счета-фактуры по полученным продавцом материалам и услугам (ГСМ, сопроводительные услуги, погрузочно-выгрузочные услуги и пр.) фиксируются в книге покупок.

Как учитывать НДС у продавца при получении возмещения транспортных расходов от покупателя, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

С особенностями исчисления НДС по транспортным услугам ознакомьтесь в нашей статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций

При возмещении покупателем расходов на транспортные услуги, которые оказывает не продавец, а третья сторона в виде перевозчика, по сути, происходит перевыставление транспортных услуг покупателю через продавца по следующей схеме:

Основания поставщика для возмещения расходов на доставку

О порядке действий продавца при таком варианте возмещения транспортных расходов, в частности об оформлении договоров, документов и бухгалтерских проводок по ним, мы подробно рассказывали в нашей статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Надо ли оформлять транспортную накладную при самовывозе товара со склада поставщика? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

  • Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».
  • Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.
  • Пример
  • За август произведены следующие операции:
  • для способа 1 — на сумму 96 740 руб. (в т. ч. НДС 16 123,33 руб.), из них стоимость транспортировки товара с учетом НДС — 19 965,60 руб.;
  • для способа 2 — на сумму 76 774,40 руб. (в т. ч. НДС 12 795,73руб.).
  1. Списана покупная стоимость реализованного товара — 56 420 руб.
  2. Выставлен счет на оплату транспортных услуг на сумму 19 965,60 руб. (в т. ч. НДС 3 327,60 руб.). Примечание: это условие для способа 2.
  3. Расходы на транспортировку товара составили 17 740 руб. (в т. ч.

    НДС по погрузочным работам, оказанным сторонней организацией, — 820 руб.).

Операция Способ 1 Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки Способ 2 Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)
Дт Кт Сумма Дт Кт Сумма
Продан товар 62 90-1 96 740 62 90-1 76 774,40
90-3 68 16 123,33 90-3 68 12 795,73
Списана покупная стоимость товара 90-2 41 56 420 90-2 41 56 420
Оказаны транспортные услуги 62 90-1 19 965,60
90-3 68 3 327,60
Учтены расходы, связанные с оказанием транспортных услуг 44 02, 10, 60, 69, 70, 76 16 920 = 17 740 – 820 44 02, 10, 60, 69, 70, 76 16 920 = 17 740 – 820
Выделен и принят к вычету НДС по погрузочным услугам сторонней организации 19 60, 76 820 19 60, 76 820
68 19 820 68 19 820
Списаны расходы по транспортировке 90-2 44 16 920 90-2 44 16 920

Итоги

Возмещение транспортных расходов покупателем может быть произведено двумя способами. Первый: покупатель сам организует и оплачивает доставку купленного товара. Второй: покупатель только оплачивает доставку, а организует ее продавец.

При первом способе продавец вообще не производит учет возмещаемых затрат.

При применении второго способа бухучет возмещаемых транспортных расходов зависит от того, каким способом продавец производит транспортировку товара: сам или через специализированного перевозчика.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учет и контроль транспортных расходов организации

  • Виды транспортных расходов
  • Учет транспортных расходов
  • Контроль транспортных расходов
  • Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.

Учет транспортных расходов

Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

  1. Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:
  2. 20 «Основное производство»;
  3. 26 «Общехозяйственные расходы»;
  4. 44 «Расходы на продажу».

  5. В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:
  6. 23 «Вспомогательное производство»;
  7. 25 «Общепроизводственные расходы»
  8. с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».

  9. К сведению
  10. Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

  11. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п.

11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.

Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.

Отражение транспортных расходов в стоимости товара

Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.

  • Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.
  • Отражение в бухгалтерском учете:
  • 1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):
  • Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.
  • 2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:
  • Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.
  • 3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:
  • Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.
  • 4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).

Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации

Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.

Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.

Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Отражение в учете:

1. Получен материал от поставщика:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).

2. Отражены транспортные расходы:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.

Налоговый учет транспортных расходов

Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.

К сведению

Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.

Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:

• включаться в стоимость покупных товаров

• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).

Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.

При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).

Основания поставщика для возмещения расходов на доставку

  1. При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.
  2. Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода
  3. В налоговом учете компании числятся:
  4. 800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;
  5. 150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;
  6. 100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;

30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.

Расчет налоговых расходов:

• сумма прямых транспортных расходов,  подлежащих списанию в октябре:

100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;

• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:

800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.

Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:

130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.

Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:

150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:

130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.

Условия отражения в учете транспортных расходов

Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

Виды транспортных расходов

  • Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:
  • • транспортные услуги сторонних организаций;
  • • расходы по содержанию собственного автотранспорта;
  • • использование личного автотранспорта сотрудников;
  • • аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.
  • Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.
  • Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:
  • • расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);
  • • расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);
  • • расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).
  • Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.

Услуги сторонней транспортной организации

Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

1. Договор или счет на перевозку грузов.

2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

Доставка за счет поставщика: компенсация расходов и НДС

 На практике нередко по договорам поставки доставку товара организует и оплачивает перевозчику продавец, а покупатель лишь компенсирует соответствующие расходы.

Но что при этом происходит с НДС, учитывая, что непосредственно между поставщиком и покупателем реализации транспортных услуг не происходит? Вправе ли продавец при этом просто перевыставить в адрес покупателя счет-фактуру от перевозчика?

Расходы поставщика по организации и оплате доставки товара покупатель компенсирует с учетом НДС. Тем самым для него актуален вопрос, вправе ли он принять его к вычету. Продавцу же, напротив, в данной ситуации необходимо решить, должен ли он с суммы возмещения уплатить НДС.

В отсутствие реализации нет права на вычет НДС

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса в числе прочего при расчете НДС к вычету принимаются суммы налога, предъявленные фирме или предпринимателю при приобретении товаров, работ или услуг для перепродажи или для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК). Однако тот факт, что товары, расходы по доставке которых возмещаются продавцу, предназначены для деятельности, облагаемой НДС, еще не означает, что налогоплательщик вправе принять к вычету налог, перечисленный в составе компенсации.

Дело в том, что в  силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса НДС предъявляется покупателю при реализации ему товаров (работ, услуг) или получении налогоплательщиком от него предварительной оплаты.

Именно в этих случаях пункт 3 статьи 168 Кодекса предусматривает обязанность поставщика выставить счет-фактуру (если речь не идет о корректировочном счете-фактуре), который в силу пункта 1 статьи 172 НК и служит основанием для принятия покупателем предъявленного НДС к вычету.

В частности, пунктом 6 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением правительства от 26 декабря 2012 г. (далее – Правила), предусмотрено: первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, а второй – остается у продавца.

Между тем в ситуации, когда покупатель лишь компенсирует продавцу расходы по организации и оплате доставки, непосредственно между ними реализации транспортных услуг не происходит. НДС покупателю по существу не предъявляется и оснований для выставления поставщиком счета-фактуры нет.

Счет-фактура в данном случае выставляется перевозчиком продавцу как заказчику услуг. И именно последнему принадлежит право вычета выделенного в нем НДС. На это указали представители Минфина в письмах от 22 октября 2013 г. №03-07-09/44156, от 15 августа 2012 г. №03-07-11/299.

При этом поставщик, подчеркивают чиновники, не вправе ни включить услуги по перевозке продукции в счет-фактуру, выставляемый по отгруженным товарам, ни перевыставить покупателю счет-фактуру, составленный перевозчиком, по аналогии с порядком, предусмотренным для посреднических договоров.

Согласно пункту 18 Правил, отметили финансисты уже в письме от 6 февраля 2013 г. №03-07-11/2568, получателем средств, связанных с оплатой товаров (а именно так чиновники рассматривают сумму компенсации), в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре.

В отсутствие реализации есть база по НДС

Объектом обложения НДС согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса являются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

Но, как уже упоминалось, когда покупатель лишь компенсирует продавцу расходы по организации и оплате доставки, непосредственно между ними реализации транспортных услуг не происходит. Следовательно, нет и объекта налогообложения.

Тем не менее, по мнению экспертов Минфина, сумму возмещения поставщик в подобной ситуации должен включить в базу по НДС (письма Минфина от 22 октября 2013 г. №03-07-09/44156, от 6 февраля 2013 г. №03-07-11/2568). Ведь, как уже говорилось, они рассматривают ее как средства, связанные с оплатой товаров.

Между тем согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса база по НДС подлежит увеличению налогоплательщиком в том числе на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Однако необходимо отметить, что арбитражная практика в данном случае отнюдь не на стороне чиновников, как и в отношении права покупателя на вычет НДС в рассматриваемой ситуации.

Кроме того, не включать в базу по НДС сумму компенсации и принимать к вычету налог, уплаченный в ее составе, без каких-либо претензий налоговиков продавцу и покупателю может позволить заключение посреднического договора.

Если обратиться к судьям

Даже если организует и оплачивает доставку товара продавец, фактическим потребителем транспортных услуг все равно является покупатель. Исходя из этого представители ФАС Уральского округа в постановлении от 25 мая 2009 г.

№Ф09-3324/09-С3 посчитали, что отказать ему в вычете НДС на основании перевыставленного поставщиком счета-фактуры на сумму компенсации расходов по доставке налоговики не вправе. И хотя в Налоговом кодексе нет положений, которые бы регламентировали такое перевыставление счетов-фактур, запрета на подобные действия, указали они, он также не устанавливает.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 1 июля 2009 г. по делу №А54-3828/2008С8, от 29 апреля 2009 г. по делу №А54-3250/2008С4. Ищите батут центры в Москве?

В свою очередь продавец в рассматриваемой ситуации не является лицом, фактически реализующим транспортные услуги.

Следовательно, указывают судьи, суммы компенсации не являются для него доходом и не подлежат обложению НДС (определение ВАС от 8 сентября 2009 г.

№ВАС-11613/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 мая 2010 г. по делу №А66-7801/2009, определение ВАС от 8 сентября 2009 г. №ВАС-11613/09).

Обратите внимание! Представители Минфина отказывают налогоплательщикам в праве перевыставлять счета-фактуры перевозчика в адрес покупателя в порядке, предусмотренном для посреднических отношений лишь в том случае, если в действительности посреднический договор не заключался.

Как следует из письма Минфина от 15 августа 2012 г. №03-07-11/299, если такие «трехсторонние» отношения узаконить, никаких претензий со стороны налоговиков быть уже не может.

Кроме того, исчезнут и основания для того, чтобы продавцу включать в базу по НДС компенсацию расходов по выполнению поручения покупателя-заказчика на организацию доставки товаров.

Единственное, что необходимо учитывать – агентский договор (или договор комиссии) требует определения хотя бы минимального вознаграждения продавца за услуги посредника, на сумму которого увеличить базу по НДС поставщику все же придется.

Артем Коловатов, эксперт ООО «ЦЭИНФ»по заказу журнала «Податi»

Транспортные расходы при купле-продаже товаров: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

16.05.2007

  • Людмила Круглова Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
  • Для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, является актуальным вопрос о порядке учета транспортных расходов, которые в значительной степени влияют на порядок формирования издержек обращения, а также на порядок определения налогооблагаемой базы в целях налога на прибыль.
  • В настоящей статье мы постарались рассмотреть наиболее типичные варианты распределения обязанностей по доставке товаров в соответствии с условиями договоров, раскрыть основные вопросы бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов как у продавца, так и у покупателя товаров.

Отражение порядка доставки товара в договорах поставки

Отметим сразу, что вариантов распределения обязанностей по транспортировке между сторонами договора купли-продажи существует достаточно много.

Общее правило о порядке доставки товара при заключении договора поставки закреплено в п.2 ст.458 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).

В указанной норме предусмотрено, что в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, если иное не предусмотрено договором, доставка товара от склада поставщика (иного места нахождения товара) осуществляется покупателем самостоятельно.

В настоящей статье мы рассмотрим следующие, наиболее типичные варианты порядка распределения между сторонами обязанностей по доставке товара и, соответственно, распределения транспортных расходов:

  1. 1) товар выбирается со склада поставщика покупателем своими силами или с привлечением транспортной организации;
  2. 2) по условиям договора поставки товар доставляется до склада покупателя поставщиком своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, при этом в документах на передачу товара (накладных, счетах-фактурах) отдельной строкой указана стоимость транспортных расходов;
  3. 3) товар доставляется до склада покупателя поставщиком своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, при этом отдельно компенсации транспортных расходов покупателем поставщику не производится.

В первом и втором случаях, когда покупатель самостоятельно или посредством привлечения сторонней транспортной организации доставляет товар со склада поставщика, либо оплачивает поставщику услуги по доставке, специальной оговорки в договоре с поставкой о способе доставки не требуется. В первом случае (доставка транспортной организацией) действует общее правило, предусмотренное ст.458 ГК РФ.  Во втором, стороны договора поставки выражают свою волю в отношении порядка доставки товара в письменном виде путем подписания накладной или иного документа, в котором указана сумма транспортных расходов, подлежащая возмещению поставщику.

В третьем случае, когда товар доставляется до склада покупателя поставщиком, в договоре поставки следует отдельно оговорить, что обязанность по доставке товара до покупателя  лежит на поставщике и, при этом, стоимость такой доставки, учитывается в стоимости товара.

В случае отсутствия подобного положения в договоре, по нашему мнению, со стороны налоговых органов возможны следующие претензии к поставщику.

Как уже упоминалось, п.2 ст. 458 ГК РФ устанавливает, что транспортировку товара со склада поставщика, если иное не предусмотрено договором, осуществляет покупатель своими силами.

Поэтому, если в случае применения третьего варианта распределения расходов по транспортировке, в договоре поставки «иного» не предусматривается, отсутствует обязанность поставщика по доставке товара, как в силу закона, так и в силу договора.

Таким образом, проверяющие могут сделать вывод, что невозмещаемые покупателями расходы поставщика по доставке товара являются необоснованными, и не могут включаться в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Во избежание указанных претензий, можно также предусмотреть специальное положение в ценовой политике организации-поставщика, в соответствии с которым, в целях привлечения покупателей, поддержания благоприятной репутации компании, и в других, направленных на получение прибыли, целях, организация осуществляет доставку товаров до покупателей самостоятельно.

Отметим, что в этой ситуации у налоговых органов могут также возникнуть претензии и к покупателю.

Оформление первичных документов на транспортировку

Далее рассмотрим вопрос документального оформления первичных документов на транспортные расходы сторонами договора поставки в трех, упомянутых в предыдущем разделе, вариантах распределения обязанностей по доставке товара.

В случае, когда доставка товара до склада покупателя, в соответствии с условиями договора поставки, осуществляется поставщиком, с оплатой транспортировки покупателем, предъявление транспортных расходов покупателю может оформляться актом на оказание транспортных услуг, либо отдельной строкой в накладной на передачу товара, при этом оформления дополнительных документов на оказание транспортных услуг, по нашему мнению, не требуется.

Взыскание убытков с поставщика

Речь в данной статье пойдет о защите предпринимателей, профессионально занимающихся поставками товаров, в том числе для государственных и муниципальных нужд. Статья подготовлена на основании дела №А73–4607/2017 из практики автора.

             Поставки характеризуются высокой степенью предпринимательского риска. Товар, который в последующем реализуется поставщиками, обычно закупается у непосредственных изготовителей, дилеров, крупных оптовиков и т.д. Для оптимизации складских расходов и расходов по перевозке, товар закупается поставщиком непосредственно перед поставкой конечному покупателю.

            Споры начинаются, когда оптовик (производитель) нарушает сроки поставки товара, предоставляет товар ненадлежащего качества, ассортимента или поставляет только часть товара или иным образом срывает поставку товара.

В этом случае поставщик вынужден нарушать условия уже собственных договорных обязательств и нести бремя ответственности за это перед конечным покупателем: расторжение договора поставки, штрафы, пени, возмещение убытков, утрата обеспечения, утрата деловой репутации и т.д.

А если речь идет о государственной закупке, то с большой долей вероятности информация о таком поставщике будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков и он больше не сможет осуществлять поставки для государственных и муниципальных нужд.

            Как известно, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

            При этом поставщик, если его поставка конечному потребителю все же сорвалась из-за недобросовестного поведения оптовика (производителя), имеет право взыскать с него убытки, понесенные в связи с нарушением договорных условий.

            Так, в качестве убытков можно взыскать штрафы, пени, уплаченные конечному покупателю за вынужденное нарушение условий договора, а также разницу между стоимостью договорной цены с конечным потребителем и ценой закупки товара у оптовика.

Важным является то, что сумма убытков должна быть уменьшена на стоимость осуществленных поставщиком приготовлений к исполнению условий договора (например, на стоимость перевозки товара до конечного покупателя, стоимость доставки и сборки товара на объекте, если это предусмотрено условиям договора, и т. д.).

Размер суммы убытков должен быть максимально приближен к размеру возможной прибыли, полученной от поставки товара конечному потребителю при условии надлежащего исполнения условий договора производителем (оптовиком).

            Так, согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

            Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.

2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.

            Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.

            Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п.

1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (ст. 15, п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса РФ).

            При несогласии с суммой иска ответчик должен предоставить свой контрасчет с обоснованием своей позиции согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

  •             Для вынесения положительного решения по делу суд должен установить следующие обстоятельства:
  •             •факт противоправного поведения должника (нарушение им обязательства);
  •             •возникновение негативных последствий у кредитора (понесенные убытки, размер таких убытков);
  •             •наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора.
  •             Важными для рассмотрения дела являются доказательства того, что поставщик предпринял все необходимые и достаточные меры для получения дохода по договору поставки с конечным потребителем.

            При определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 Гражданского кодекса РФ). Однако положение п. 4 ст.

393 Гражданского кодекса РФ не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений. Так, в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять также любые другие доказательства возможности ее извлечения.

При этом должник не лишен права представить доказательства того, что упущенная выгода не была бы получена кредитором.

            То есть истец для взыскания убытков должен доказать, что в случае поставки товара оптовиком (производителем) в надлежащем порядке, он смог бы надлежащим образом и в срок исполнить свои обязательства по поставке конечному потребителю. Если в суде ответчиком будет доказано иное, во взыскании убытков с производителя будет отказано.

            Дела о взыскании убытков относятся к категории сложных дел, т. к. требуют особого внимания к доказательной базе и доводам второй стороны. В связи с чем рекомендуется перед подачей иска обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

МЕДВЕДЕВА АЛЕКСАНДРА, ЮРИСКОНСУЛЬТ ООО «ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

             Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 02 (184) дата выхода от 20.02.2018.