Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

С 2004 года вступил в силу Градостроительный Кодекс РФ, в котором понятие «технического надзора» отсутствует. По смыслу данное понятие заменяется «строительным надзором», который в свою очередь является частью «строительного контроля».

Технический надзор — это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, направленных на поддержание надлежащего качества строительства объекта в соответствии установленным в нормативных документах срокам, стоимости и объемам материалов.

Технадзор в строительстве это то же самое, что и строительный надзор. Технадзор — это мероприятия, которые проводит управление строительного надзора и экспертизы.

Кто осуществляет технический надзор за строительством

Осуществление технического надзора в строительстве проводится государственным органом (городским или региональным) — управлением строительного надзора и экспертизы. Управление технадзора в строительстве осуществляет проверку качества строительства и характеристик объекта во время его приемки, перед последующей сдачей  в эксплуатацию.

Технический надзор строительства объекта может осуществляться государственными органами и подрядными организациями, кроме того существует технический надзор Заказчика и авторов проекта.

Роль СРО в технадзоре

СРО — саморегулируемая некоммерческая организация, призванная регулировать профессиональную деятельность участников рынка за рамками определенных государством базовых минимальных требований.

Важно добавить: СРО функцией технического надзора не обладает, оно только лишь выдает допуски.

Эти органы не только принимают готовые объекты, но и выдают разрешение на строительство. Без такого разрешения ничего строить в нашей стране нельзя.

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Независимый технадзор за строительством

На крупных и технически сложных объектах существует независимый технический надзор за качеством строительства, который проводится специализированными коммерческими организациями, с допуском СРО, привлекаемыми заказчиком.

Технический надзор заказчика за строительством

С целью контроля действий подрядчиков на всех этапах проведения строительных работ осуществляется технадзор заказчика.

Функции технического надзора в строительстве

Сотрудники государственного управления проверяют объект на отсутствие дефектов, элементов брака, соответствие конструкции и проекта перечню применяемых к нему требований (СНИПов, ГОСТов), наличие и состояние необходимого пакета документов  и т. д.

В случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий от нормативных показателей, процесс сдачи может усложниться и (или) затянуться. Следовательно, чтобы органам технического надзора за строительством сдать объект без осложнений, его качество не должно страдать. Именно для этих целей существует строительный контроль.

Что такое строительный контроль

Строительный контроль — это комплекс мероприятий по поддержке надлежащего качества строительства, выполняемых в процессе выполнения строительства.

Кто проводит строительный контроль

Стройконтроль заказчика осуществляется привлеченными независимыми специалистами и государственными органами не ведется.

Какие работы выполняет служба строительного контроля

Специалисты строительного контроля заказчика выполняют полный спектр работ, направленных на достижение соответствия фактического качества и характеристик строящегося объекта требованиям, заложенным в проектно-сметной документации.

 Спектр выполняемых ими работ обширен, он включает в себя полный цикл контроля подготовительных работ, идущих перед началом самого строительства. Далее контролю подлежит весь процесс строительства.

А после него сотрудники контролирующей организации совместно с заказчиком выполняют работы по сдаче объекта в эксплуатацию органам государственного технического надзора.

Работ много и они различные, поэтому строительный контроль в большинстве случаев осуществляет широкий круг узконаправленных высококвалифицированных специалистов различного профиля. Среди них должны быть геодезисты, конструкторы, архитекторы, проектировщики, сметчики и другие.

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Обо всех работах, которые выполняют вышеуказанные специалисты, в одной статье рассказать сложно.  

Функции строительного контроля

В кратком перечне функции строительного контроля можно разложить на шесть пунктов:

  • Контроль непревышения суммы стоимости работ, заложенной в проектно-сметной документации. Отдельно стоит выделить контроль цены, применяемый в процессе строительства материалов, привлечения необходимого количества сотрудников и  установления уровня оплаты их труда.
  • Проверка качества строительства, т. е. качества выполнения работ и применяемых материалов. Работы оцениваются согласно СНИПам, а материалы — по документам, которые отражают их свойства.
  • Контроль соответствия заявленного и фактического объёмов работ и строительных материалов. И контроль остатка количества неиспользованных материалов.
  • Контроль ведения всей необходимой документации. Вместе с ним — контроль внесения изменений в документацию. Особенно изменений, способных повлиять на стоимость строительства.
  • Работы, направленные на уменьшение стоимости и продолжительности строительства путем нахождения самых оптимальных проектных решений и эффективной организации труда.
  • Поддержание постоянных взаимоотношений с подрядной организацией для защиты интересов заказчика.

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Отличие строительного контроля от технического надзора

Законодательно понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» регламентируются статьями № 52 и № 53 главы № 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Технический надзор и строительный контроль, в чем разница:

  • осуществление строительного контроля в отличии от стройнадзора происходит в процессе строительства;
  • технадзор в отличии от строительного контроля является функцией государственных органов;
  • технический надзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает.

Следует также отметить, что государственный надзор за строительством осуществляется только в предусмотренных Градостроительным Кодексом случаях. В большинстве своем при проведении строительных работ осуществляется только строительный контроль заказчика.

Выходит, два разобранных нами понятия дополняют друг друга, ведь без качественного контроля за строительством сдать объект будет или очень сложно или вовсе не получится.

Виды строительного контроля

Строительный контроль — многоуровневая система. Она включает в себя комплекс мероприятий и процедур, проводимых на всех этапах реализации проекта, и формируется, исходя из сложности, масштаба и ответственности объекта.

Виды строительного надзора и контроля

В соответствии со СП 48.13330.2011 контрольно-проверочные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  • строительный контроль или технический надзор заказчика (застройщика);
  • производственный контроль качества строительства со стороны генподрядчика (подрядных строительно-монтажных организаций);
  • авторский надзор компании-разработчика проектной документации по инициативе заказчика или в обязательном порядке при строительстве ОПО;
  • государственный строительный контроль в случаях, предусмотренных законодательством.

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Какими видами мероприятий представлен строительный контроль

В зависимости от предмета проверки строительный контроль подразделяется на несколько направлений.

Входной контроль

Включает в себя:

  • анализ комплектности и полноты содержащейся информации проектной документации, которая допускается к производству строительно-монтажных работ или отправляет на доработку при наличии недостатков;
  • приемку созданной геодезической разбивочной основы, проверку технической документации и соответствия знаков, координат, отметок, мест установки, способов закрепления регламентам и требованиям проекта;
  • выборочную или полную проверку поступающих на площадку стройматериалов, конструкций, изделий и сопроводительных документов, а также лабораторные и иные испытания при необходимости.

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Операционный контроль

Операционный контроль качества строительных и монтажных работ играет ключевую роль. До 80% дефектов здания, негативно влияющих на его конструктивные, физико-механические и эстетические свойства, возникают вследствие ошибок и нарушений технологических карт, требований проекта и СНиП, которые допускают непосредственные исполнители.

Промежуточные проверки при поэтапном производстве работ и контроль в ходе строительных операций дают возможность обнаружить отступления от правил, выявить дефекты и определить причину появления, устранить и предупредить их.

Периодичность мероприятий, проверяемые в обязательном порядке производственные процессы и строительные операции, допускаемые отклонения определяет предварительно разработанная схема контроля.

Приемочный контроль

В ходе реализации проекта многие выполненные работы, готовые конструкции, смонтированные участки сетей становятся недоступны для контроля на последующих этапах строительства. Проверка позволяет выявить дефекты и нарушения требований регламентов и проекта, устранить их без демонтажа и повреждений других конструкций, потери времени и значительных затрат.

Приемочный контроль подразумевает освидетельствование и оценку завершенных скрытых работ для подтверждения их соответствия проектной документации и СНиП с фиксацией результатов в соответствующих актах.

После завершения строительства законченный объект оценивается техническим заказчиком и комиссией, проходит приемку и вводится в эксплуатацию.

Similar Posts:

Система контроля качества в строительстве

Технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ, также государственный, операционный и иной контроль качества: виды, организация проведения, СНИПы

Действующие нормативные документы регламентируют многосторонний контроль качества строительно-монтажных работ и технологии их производства.

Однако далеко не всегда регулярные проверки приводят к нужному результату – высокому качеству вновь построенного или реконструированного объекта. Более того, зачастую, большое число проверяющих снижает уровень ответственности линейных ИТР за качество работ, выполняемых их подразделением.  

Виды и содержание строительного контроля и надзора за строительством  

Раздел 7 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» — актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 выделяет шесть видов строительного контроля и надзора за строительством:

  • строительный контроль лица, осуществляющего строительство 
  • строительный контроль заказчика;
  • авторский надзор проектировщика;  
  • авторский надзор архитектора;    
  • государственный строительный надзор;
  • административный контроль.

Каждый из них имеет свои функции и наделен полномочиями, объем которых определен соответствующими нормативными актами.

  1. Строительный контроль лица, осуществляющего строительство (подрядчика) ведется на основании п.2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ с целью определения соответствия фактически выполненных работ, конструкций, систем, инженерных сетей требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации. В соответствии с п. 7.1 СП 48.13330.2011 и п. 5 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468, в ходе строительного контроля лицо, осуществляющее строительство (подрядчик), выполняет:
  • входной контроль проектной документации; 
  • проверку и приемку геодезической разбивочной основы объекта;
  • входной контроль поступающих на объект материалов, конструкций, оборудования;
  • операционный контроль, производимый в ходе операций, выполняемых в ходе выполнения строительно-монтажных работ и по их завершению; 
  • освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций, участков инженерных сетей – совместно с заказчиком;
  • испытания и опробования оборудования;
  • приемка законченных этапов и видов работ;
  • совместно с заказчиком проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной документации, инженерным изысканиям, техническим регламентам.

Основной объем контрольных мероприятий выполняется линейными ИТР подрядных подразделений, однако часть контрольных мероприятий приходится на долю службы строительного контроля лица, осуществляющего строительство.

  1. Строительный контроль заказчика (застройщика, технического заказчика) производится дополнительно к строительному контролю лица, осуществляющего строительство, в случае если строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта производится на основании договора подряда. Объем контрольных мероприятий в этом случае оговаривается п. 7.3. СП 48.13330.2011 и п. 6 «Положения о проведении строительного контроля…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468.  

Строительный контроль заказчика не предполагает непосредственной проверки качества работ, в ходе его осуществления выполняются:

  • проверка полноты и своевременности проведения входного контроля и правильность его документирования;
  • контроль правильности складирования и хранения материалов, конструкций и оборудования;
  • проверка полноты и сроков операционного контроля, выполняемого лицом, осуществляющим строительство, а также достоверность фиксирования его результатов;
  • освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций, участков инженерных сетей – совместно с лицом, осуществляющим строительство;
  • совместно с лицом, осуществляющим строительство проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной документации, инженерным изысканиям, техническим регламентам.

Для этого заказчик либо формирует собственное подразделение, либо заключает договор со сторонним юридическим или физическим лицом, которое должно быть внесено в национальный реестр специалистов в области строительства. 

  1. Авторский надзор — часть строительного контроля, веление которого возложено на лицо, осуществившее подготовку проектной документации. Суть авторского надзора в проверке соответствия фактически выполненных работ проектной и разработанной на ее основании рабочей документации. 

Согласно п. 4.3 Свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», авторский надзор в обязательном порядке ведется:

Рекомендации о порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения

РАЗРАБОТАНЫ Инженерно-консультативным центром Международного Союза строителей (ИКЦ) (инж., засл. строитель РСФСР Ю.В.Бейлензон, инженеры В.В.Ананских, Л.Д.Геращенко, С.Е.Щербачев, В.И.Давыдов, О.В.Ржаницын, А.П.Захаров, А.А.Щербаченко)

1.1. Настоящие рекомендации разработаны с целью установления порядка и методов осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил, другой обязательной для исполнения нормативно-технической документации, при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения на территории Российской Федерации.

Рекомендации рассчитаны на использование их при проведении инспекционного контроля органами Госархстройнадзора России, а также хозрасчетными организациями, выполняющими эти функции по их поручениям.

1.2.

Контроль осуществляется непосредственно на площадках строительства объектов производственного назначения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности заказчика (инвестора), подрядчика путем выборочной проверки соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества выполняемых строительно-монтажных работ, связанных с обеспечением строительной безопасности и эксплуатационной надежности строящихся объектов, а также соблюдения организационно-правового порядка строительства.

1.3.

К объектам производственного назначения относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и связи, в строительстве, в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, а также предприятия бытового обслуживания населения (приложение 1).

1.4. Объектом строительства считается каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, внутренними галереями и этажерками, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, благоустройством) на строительство, реконструкцию или расширение которого составлен отдельный проект.

Производственное здание (корпус), в котором размещаются несколько цехов, считается одним объектом.

1.5. Право проведения государственного строительного контроля имеют органы Госархстройнадзора России, а также выполняющие по их заданию строительный контроль проектные, научно-исследовательские институты и хозрасчетные фирмы.

1.6. Осуществление на строительных площадках государственного контроля не снимает ответственности с соответствующих служб строительных организаций и заказчика (инвестора) за качество выполненных строительно-монтажных работ.

2.1. Проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ по объектам производственного назначения проводятся органами Госархстройнадзора России или по их поручениям хозрасчетными фирмами:

  • согласно годовым (квартальным) планам выборочных проверок;
  • в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
  • по заданиям соответствующих органов управления и власти, вышестоящих инспекций;
  • внеплановые проверки по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов.

2.2. При подготовке планов проверок объектов производственного назначения в них должны включаться, как правило, крупные и технически сложные объекты, находящиеся на различных стадиях строительства, позволяющих проконтролировать качество выполнения наибольшего количества основных видов строительно-монтажных работ.

2.3. Количество контролируемых объектов при проведении комплексной выборочной проверки рекомендуется принимать из условия, что качество возведения каждого типа здания, вида строительно-монтажных работ и применяемого типа конструкций проверяется не менее чем на трех объектах.

2.4.

По наиболее крупным и технически сложным объектам руководитель инспекции Госархстройнадзора назначает специалиста — руководителя проверки, с возложением на него ответственности за полноту и качество контроля, согласно заданию (приложение 2), а при необходимости привлекает к проверке специалистов соответствующего профиля, знающих конструктивные особенности объекта и нормативные требования по выполняемым видам работ.

Руководитель проверки извещает о времени и сроках ее проведения участников проверки, а при необходимости — территориальную инспекцию Госархстройнадзора России, за неделю до ее начала.

2.5. Должностному лицу, осуществляющему контроль, надлежит:

  1. устанавливать факты отступления от проектных решений, строительных норм и правил, а также других нормативных актов при производстве строительно-монтажных работ и оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте;
  2. выявлять строительные дефекты и основные причины низкого качества строительно-монтажных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания;
  3. анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений строительных норм и правил с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией;
  4. требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов;
  5. производить в строительных и строительно-монтажных организациях ознакомление с работой строительной лаборатории и другими службами производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления;
  6. привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных организаций, по согласованию с их руководителями, для проведения испытаний, контрольных измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
  7. Примечание: При контроле соответствующих видов работ должны применяться современные средства измерения и приборы неразрушающего и лабораторного контроля, прошедшие госпроверку в установленном порядке.

2.6. В случаях, когда выявленные дефекты на месте монтажа строительных конструкций связаны с некачественным изготовлением последних, рассматривается необходимость проверки органами Госархстройнадзора России качества их изготовления на заводах — поставщиках этих конструкции.

2.7. В зависимости от результатов проведенной проверки должностными лицами органов Госархстройнадзора, в пределах их компетенции, руководителями хозрасчетных фирм в рамках делегированных им полномочий применяются соответствующие меры по устранению допущенных нарушений и привлечению нарушителей к ответственности.

3.1. Рекомендации, изложенные в настоящем разделе, основаны на обобщении опыта работы органов государственного строительного надзора и базируются на требованиях, вытекающих из действующих нормативных актов, регламентирующих производство и приемку строительно-монтажных работ.

3.2. Объем и последовательность выборочной проверки следует уточнять в зависимости от состояния строительства объекта к моменту проверки, в связи с чем в рекомендациях приводится примерная последовательность проверки на условном объекте строительства.

3.3. Должностному лицу, проводящему проверку, до выхода на строительную площадку следует:

  • проверить наличие на строительной площадке разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, уточнив состав зданий и сооружений, входящих в комплекс объекта, и характер производимых на них строительно-монтажных работ, а также наличие лицензий и соответствие выполняемых работ выданной лицензии;
  • ознакомиться с инженерно-геологическими условиями и особенностями строительной площадки по каждому возводимому зданию, сооружению, подлежащему проверке;
  • выяснить особые требования к производству и качеству работ, вытекающие из назначения объекта, условий его строительства и эксплуатации;

установить наличие проекта организации строительства и проектов производства работ и ознакомиться с заложенными в них требованиями, в т. ч. по осуществлению операционного и лабораторного контроля;

  1. ознакомиться с предписаниями, приказами по качеству, изданными генподрядной и субподрядными организациями, выполняющими основные виды работ, и выяснить состав и эффективность функционирования служб производственного контроля;
  2. проверить наличие авторского надзора на объекте и ознакомиться с замечаниями по качеству работ в журнале;
  3. выяснить, были ли случаи аварий (обрушений) в процессе возведения зданий, сооружений и установить их причины;
  4. убедиться в том, что чертежи типовых узлов сопряжения конструкций, архитектурных деталей, технологические карты на отдельные виды работ и схемы операционного контроля имеются на площадке и исполнители ими обеспечены;
  5. ознакомиться с имеющимися замечаниями и предписаниями инспектирующих органов.

3.4. Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителей технического надзора заказчика, службы производственного контроля подрядной организации и, при наличии на месте, авторского надзора, проектной организации.

3.5. Желательно обеспечить выполнение фотодокументов, фиксирующих наиболее характерные дефекты критического и значительного характера.

3.6. При оценке выявленных дефектов следует руководствоваться принятой в ГОСТ 15467-79 классификацией, согласно которой:

критический дефект — дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации. Дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой начатых работ;
значительный дефект — дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность. Дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами;
малозначительный дефект — дефект, который существенно не влияет на эксплуатационные характеристики и долговечность здания, сооружения, конструктивного элемента, а устранение его (переделка) может быть экономически нецелесообразно. Переделка и необходимость ее выполнения требуют экономического расчета.

3.7. В разделе 4 приведены рекомендации по проведению контроля основных видов строительно-монтажных работ при выполнении выборочных проверок качества строительства на объектах производственного назначения.

4.1. Земляные работы, земляные сооружения, устройство оснований

4.1.1. На строительных площадках, где выполняется данный вид работ, следует убедиться, что все необходимые грунтовые испытания, предусмотренные рабочей документацией, выполнены и что фактические характеристики грунтовых условий соответствуют принятым в проекте (по акту освидетельствования котлована с участием специалиста геотреста).

4.1.2.

Установить, соответствует ли производство работ по отрывке котлована принятому в проекте способу производства работ (водопонижение, ликвидация просадочности, характер уплотнения, метод защиты от обводнения поверхностными водами, от промораживания и т.д.). Особое внимание следует уделить выполнению специальных требований и рекомендаций при строительстве на площадках со сложными грунтовыми условиями — пучинистые, вечномерзлые, просадочные, засоленные грунты и т.п.

4.1.3. Необходимо проверить выполнение предусмотренных проектом водоотводных устройств и их параметры (поперечное сечение, уклоны), а также их состояние в процессе ведения работ.

4.1.4. Проверить наличие разбивочных знаков земляных работ и их сохранность.

4.1.5. При проверке качества выполнения работ по вертикальной планировке важнейшими контролируемыми параметрами являются:

  • толщина уплотняемых слоев насыпного грунта и соответствие их принятому режиму уплотнения (влажность грунта, тип уплотняющего механизма, число проходов на основе пробного уплотнения);
  • достижение проектной степени уплотнения;
  • достаточность запаса высоты отсыпаемого без уплотнения грунта на основаниях, не дающих осадки, на последующую осадку;
  • объективность данных по уплотнению в специальном журнале работ.

4.1.6. В условиях строительства на площадках, сложенных пучинистыми и сильно пучинистыми грунтами, а также в районах с распространением вечной мерзлоты следует проверить соблюдение правил по рытью котлованов, обеспечивающих предотвращение просадок или пучения оснований зданий, сооружений.

4.1.7. При устройстве траншей под укладку трубопроводов в скальных грунтах, либо в грунтах, содержащих твердые включения, следует проверить выполнение по дну траншеи подушки из песчаного или глинистого грунта.

4.1.8. Следует проверить соблюдение правил обратной засыпки грунта в траншею с уложенными трубопроводами.

4.1.9. При устройстве насыпей и выемок следует проконтролировать:

  1. выполнение оснований под насыпями, возводимых из глинистых грунтов на косогорах, а также на сырых и мокрых грунтах (меры по осушению и отводу воды);
  2. соответствие применяемых для отсыпки грунтов требованиям проекта;
  3. соблюдение правил послойного уплотнения с учетом применяемых механизмов;
  4. соблюдение геометрических параметров (ширина основной площадки, крутизна откосов) и мероприятий по креплению откосов;
  5. выполнение водоотводных устройств (нагорных канав, кюветов);
  6. соблюдение правил устройства водопропускных сооружений в насыпях (труб, малых мостов, дренирующих участков).

4.1.10. На площадках, где под фундаментом используются естественные основания, следует проверить:

  • выполнение требований по ведению работ методами, не допускающими ухудшения свойств грунтов основания из-за замачивания, размыва грунтовыми и поверхностными водами, повреждения транспортными средствами, промерзания и выветривания;
  • соблюдение требований по недопущению перерывов между окончанием разработки котлована с уплотнением основания и устройством фундаментов на площадках с просадочными (макропористыми) грунтами;
  • оформление приемки подготовленного основания в соответствии с требованиями норм;
  • в необходимых случаях потребовать отбор образцов грунта основания для лабораторных испытаний.

4.1.11. На площадках с просадочными грунтами следует проконтролировать соблюдение методов ликвидации просадочности, принятых в проекте, а также выполнение требований по контролю просадок основания и операционному контролю производимых работ в необходимом объеме.

Современные положения о строительном контроле, государственном строительном надзоре. Анализ текущего состояния 21

Волков М.А. ЭУИС 3-7, научный руководитель : Лебедев И.М.

Что такое строительный контроль? Сейчас попробуем разобраться.

Только качественное выполнение работ, как в сфере обеспечения строительной деятельности так и в самом строительном процессе — залог успешной реализации инвестиционного проекта! Строительство очень емкий и сложный процесс, контроль за которым позволит избежать проблем на разных его этапах. Для того чтобы все действия были правильными и слаженными, их просто необходимо разбить на составляющие, более простые части. И, добросовестно выполнив каждую, можно будет утверждать, что все процессы прошли с выполнением требований

Строительный контроль – комплекс экспертных мероприятий, направленных на обеспечение безупречного выполнения производимых работ, сроков, объемов, проектной стоимости.

В ст.53 ГрК РФ: строительный контроль осуществляется на основании положений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Статья 749 Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ.

Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему  свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, выданное саморегулируемой организацией.

Основная часть

Цели и проблемы строительного контроля

Какие основные цели строительного контроля? На что направлена деятельность инженеров технического надзора?
Итак, мы можем выделить основные цели:

  • —  Обеспечение высокого качества строительства;
  • — Обеспечение применения строительных материалов, указанных в проекте строительства;
  • — Обеспечение выполнения проекта без превышения сметной стоимости строительства;
  • — Обеспечение выполнения проектов в указанные сроки в проекте.
  • Теперь выявим проблемы, которые можно нивелировать, избежать при строительстве при помощи строительного контроля:
  • — Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий строительства;
  • — Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие неправильно составленной подрядчиками сметы. Как правило, сумма сметы подрядчика превышает реальную стоимость работ на 30-50 %;
  • — Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания;
  • — Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение экологической ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте;
  • — Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ.
  • Найдем области применения строительного контроля. Это строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений:
  • — промышленных зданий и сооружений;
  • — объектов культурного наследия;
  • — торгово-развлекательных центров;
  • — бизнес-центров;
  • — гостиничных центров;
  • — жилых зданий и жилых комплексов.

Порядок проведения строительного контроля регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468.

  1. Строительный контроль строительства осуществляется рабочей группой, назначаемой в соответствии с требованиями проекта и состоящей из специалистов различного профиля:
  2. — инженер по общестроительным работам;
  3. — инженер по электрическим сетям;
  4. — инженер сантехнических систем;
  5. — инженер систем вентиляции и кондиционирования;
  6. — специалист по анализу и составлению сметной документации;
  7. — инженер-проектировщик.
  8. Назначенная группа осуществляет наблюдение и контроль за проведением строительных работ на объекте с частотой, задаваемой требованиями проекта и уровнем сложности объекта. По каждому посещению объекта (или с частотой, необходимой заказчику) составляются отчетные материалы о ходе реализации проекта, включающие:
  9. — описание выявленных дефектов и нарушений;
  10. — выдержки из нормативной и технической документации, подтверждающие наличие выявленных нарушений;
  11. — фотоматериалы;
  12. — графики выполнения работ;
  13. — таблицы расхода средств.
  14. По окончании проекта осуществляется участие в сдаче завершенного объекта Государственной приемочной комиссии.
  15. В случае подключения технический надзор на стадии, когда строительные работы на объекте уже велись, целесообразно проведение предварительного обследования здания с целью своевременного выявления нарушений технологии и дефектов конструкций здания или сооружения и снижения рисков ухудшения качества строительства в дальнейшем.
  16. Виды строительного контроля
  17. Выделим несколько видов строительного контроля:
  18. — внутренний контроль(проверка документооборота, журнала технического надзора);
  19. — входной контроль(проверка проектной и рабочей документации);
  20. — входной контроль конструкций, материалов и изделий(проверка документов по приемке с генподрядчиком, занесение в журнал строительного контроля);
  21. — лабораторный контроль(проверка железобетонных конструкций на соответствие заявленным требованиям по прочности на сжатие и проч.);
  22. — геодезический контроль(проверка допустимых откосов, отклонений от нормативных значений);
  23. — операционный контроль(процессе выполнения производственных операций или строительных процессов и должен обеспечивать своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие м по их устранению и предупреждению);
  24. — инспекция приемного контроля.
  25. Ведущие нормативные документы о строительном контроле и расчет затрат
  26. Основными нормативными документами, определяющими строительный контроль являются:
  27. — ПП РФ №468 «О порядке проведения строительного контроля»;

— СП 48.13330.2011 «Организация строительства»;

  • — Приказ Минрегиона РФ №629 «Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  • Правовые документы по определению и проведению входного строительного контроля:
  • — ПП РФ №87;
  • — ГОСТ 21.002-2014;
  • — СПДС;
  • — ЕСКД;
  • — тех.регламенты на отдельные виды работ;
  • — СП.
  • Приведем перечень нормативных документов по системам технического регулирования:
  • — ФЗ-184 «О техническом регулировании»;
  • — ФЗ-116 «О промышленной безопасности производственных объектов»;
  • Требования к качеству строительных материалов перечислены в:
  • — документах от поставщиков;
  • — стандартах, технических условиях и технических свидетельствах.
  • Требования к технологии производства строительных работ содержатся в:
  • — техкартах;
  • — рабочей документации;
  • — технических регламентах, стандартах, СП;
  • — инструкциях заводов изготовителей.
  • Строительный контроль могут осуществлять организации только при членстве в СРО.

Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

  1. НОРМАТИВЫ РАСХОДОВ
  2. ЗАКАЗЧИКА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
  3. ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
  4. ФИНАНСИРУЕМЫХ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ
  5. СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
  6. РАБОТНИКОВ ЗАКАЗЧИКА, НА КОТОРЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ
  7. ПОРЯДКЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
  8. СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
  9. ───────────────────────────┬──────────────────────┬────────────────────────
  10. Стоимость строительства  │  Норматив расходов   │ Норматив численности
  11. в базисном уровне цен   │     заказчика на     │ работников заказчика,
  12. по состоянию       │    осуществление     │    осуществляющих
  13. на 1 января 2000 г.    │    строительного     │ строительный контроль
  14. (млн. рублей)       │       контроля       │       (человек)
  15. │     (процентов)      │
  16. ───────────────────────────┴──────────────────────┴────────────────────────
  17. до 30                               2,14                     2
  18. от 30 до 50                         1,93                     3
  19. от 50 до 70                         1,81                     4
  20. от 70 до 90                         1,72                     5
  21. от 90 до 125                        1,61                     6
  22. от 125 до 150                       1,56                     7
  23. от 150 до 200                       1,47                     9
  24. от 200 до 300                       1,36                    12
  25. от 300 до 400                       1,28                    15
  26. от 400 до 500                       1,23                    18
  27. от 500 до 600                       1,18                    21
  28. от 600 до 750                       1,13                    25
  29. от 750 до 900                       1,09                    28
  30. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

  • а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле ,
  • где:
  • Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
  • С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;
  • — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

  1. Государственный строительный надзор. Положения
  2. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
  3. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
  4. Заключение
  5. Строительный контроль – одна из самых важных процедур в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Проведение строительного контроля обязательно согласно действующему законодательству. Существует множество нормативных документов, регламентирующих деятельность компаний по осуществлению строительного контроля.

  • Строительный контроль осуществляется в целях соотношения выполненных работ:
  • — проектной документации;
  • — требованиям технических регламентов;
  • — результатам инженерных изысканий;
  • — требованиям ГПЗУ(градостроительного плана земельного участка).
  • От результатов проведения строительного контроля зависит долговечность зданий и сооружений, а также безопасность граждан, находящихся в них, поэтому строительный контроль должен быть проведен крайне тщательно, чтобы избежать катастрофических последствий.
  • Список использованной литературы
  1. Градостроительный кодекс РФ
  2. Постановление Правительства РФ №468 «О порядке проведения строительного контроля»
  3. ФЗ-184 «О техническом регулировании»
  4. Постановление Правительства №87
  5. СП 48.1330.2011 «Организация строительства»
  6. Строительный контроль. Методическое пособие. Котельников В.С. Москва, 2010г.
  7. http://spb-gbusk.ru/stroitelnyy-kontrol-tehnicheskiy-n