Проблемы

Как ликвидировать свалку?

Новосибирская общественная организация АНО «Масс-Медиа-Центр» не один год борется со стихийными свалками в рамках своих экологических проектов.

Победой 2018 года стала ликвидация обширной несанкционированной свалки на площади в 2 800 квадратных метров, вблизи популярного места отдыха и паломничества жителей – Святого источника в микрорайоне Ложок города Искитима Новосибирской области.

Руководитель АНО «Масс-Медиа-Центр» Раиса Жмодик пошагово рассказала, как у них получилось ликвидировать свалку.

Как ликвидировать свалку?

1. Придумать идею

—  Мы начали активную экологическую деятельность с различных акций по уборке мусора с общественных территорий. Затем реализовали социально значимые проекты по обустройству экологических троп в Искитимском районе Новосибирской области.

Первый опыт по ликвидации свалки был при создании экологической тропы «Водопад Бучило». Здесь прекрасная природа – отроги Салаирского кряжа, с небольшими возвышениями, речными излучинами, березовыми лесами.

Когда мы рассматривали другие места в этом районе для обустройства экологических троп, к нам обратились жители микрорайона Ложок города Искитима с просьбой помочь убрать огромную несанкционированную свалку  вблизи посещаемого места Святой источник. 

И тогда возникла идея не только сделать это место чистым, но и создать историко-культурный маршрут, включающий и экологическую активность, и культурно-просветительскую. 

Как ликвидировать свалку?

    2. Найти источник финансирования

Для ликвидации свалки с такой площадью, конечно, были необходимы немалые средства. Мы написали проект и выиграли грант Фонда президентских грантов. На ликвидацию свалки было заложено 500 тысяч рублей, но мы планировали еще привлечь партнеров и заинтересовать их проектом.

Как ликвидировать свалку?

3. Определить владельцев территории, занятой свалкой, и источники загрязнения

Как мы выяснили, свалка образовалась аккурат на границе муниципального Искитимского района и муниципалитета города Искитима. Свою часть территории город со временем очистил, хотя свалка продолжала пополняться новыми отходами. А вот в районе средств на это не хватало.

Поскольку место находилось в достаточном отдалении от промышленной и жилой зоны и никем не контролировалось, отходы сюда везли все, кому не лень – и предприятия, и жители дачных поселков, и магазины.  

Как ликвидировать свалку?

4. Договориться о взаимодействии с партнерами

Для реализации проекта был создан оргкомитет с участием первых лиц города и района, представителей экологического надзора и других организаций. 

Мы предложили свой план по ликвидации свалки, постоянно находились в контакте, оперативно реагировали на действия партнеров, контролировали ход выполнения работ по графику. 

В результате постоянного взаимодействия мы нашли непосредственные исполнители работ, заключены договоры. Однако трудностей было немало.

Но зато была и крепкая поддержка от мэра Искитима Сергея Заваржина, и находились настоящие миссионеры — как Виктор Баулин, начальник экологического отдела городской администрации, которые помогали преодолевать разные барьеры и всячески поддерживали наш проект.

Как ликвидировать свалку?

5.  Ликвидировать свалку

Непосредственная работа по уборке территории происходила летом, в течение почти двух месяцев. Силами управляющей компании «ЛОЖОК» была проведена работа по ликвидации несанкционированной свалки вблизи Храма Новомучеников и Исповедников Российских. 

Мусор был убран и вывезен, осуществлена  рекультивация территории. Чтобы предотвратить повторное несанкционированное складирование мусора, подъезды и тропинки к  бывшей свалке отсекли двумя рядами рвов. Как ликвидировать свалку?

6. Привлечь волонтеров на экологические акции

Важно было вовлечь в процесс молодых участников – чтобы они своими руками создавали чистоту в прекрасном уголке природы. Большой проблемы в этом не было – наша общественная организация много лет осуществляет молодежные проекты, имеет прочные контакты с учебными заведениями всех уровней.

В рамках проекта мы провели несколько экологических акций по благоустройству, в которых приняли участие жители микрорайона Ложок, ученики школы №14 г. Искитима, с. Улыбино Искитимского района, члены Совета ветеранов микрорайона Ложок, сотрудники ДК «Октябрь», УК ЖКХ «ЛОЖОК», студенты ссузов г. Бердска, представители администрации Искитима и общественных организаций Новосибирска.

Как ликвидировать свалку?

7. Контролировать новое несанкционированное пополнение убранной свалки

Через некоторое время после ликвидации члены оргкомитета побывали на месте бывшей свалки и с горечью констатировали: на убранной от мусора территории, даже несмотря на рвы, вновь появились «свежие» отходы. Еще одним заслоном от вредителей природы должны были стать новые посадки.

В конце сентября волонтеры посадили по периметру свалки более 150 саженцев: это сосна, рябина, липа, боярышник.

Кстати, на средства, запланированные на ликвидацию свалки,  была не только очищена и рекультивирована территория, но еще и отсыпана щебнем часть дороги, ведущей к Святому источнику, а также приобретены 150 саженцев в Бердском лесопитомнике. 

Однако наш проект завершился. Мы больше не имеем возможности проводить мониторинг территории. Для этого есть органы власти (хозяева территории), представители местных общественных организаций, местные жители.

Фото предоставлено АНО «Масс-Медиа-Центр»; Pixabay. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!t.me/recyclemagru

Ликвидация несанкционированных свалок — кто должен заниматься?

Ликвидация несанкционированных свалок — чьи полномочия и обязанности? В общем — кто должен ликвидировать несанкционированные свалки…

Несанкционированные свалки все таки в большей мере представлены отходами группы ТКО.

Как написать жалобу на организацию несанкционированной свалки читаем здесь.

Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка

Абсолютно все собственники земельных участков должны знать, что они несут ответственность за содержание своих земельных участков.

Это установлено:

  • статьей 210 ГК РФ согласно которой:

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

  • статьей 13 Земельного кодекса:

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

  • Кто может привлечь к ответственности собственника земельного участка?
  • В рамках осуществления государственного земельного надзора за несоблюдение требований земельного законодательства — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор).
  • Ответственность предусмотрена за:

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

статья 71 Земельного Кодекса РФ

  1. В рамках осуществления муниципального земельного контроля — органы местного самоуправления.
  2. В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
  3. Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
  4. Таким образом, организация сбора, накопления и вывоза ТКО на территории муниципальных образований — это прямая обязанность органов местного самоуправления, как и осуществление муниципального земельного контроля.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ

Предусмотрена ответственность:

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ

Таким образом, если на вашем земельном участке будет обнаружено несанкционированное место размещение отходов, то вас (ЮЛ, ИП, ФЛ) могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и заставить ликвидировать свалку.

В случае обнаружения несанкционированного места размещения отходов на вашем земельном участке региональным оператором — региональный оператор имеет право и возможность заставить убрать ТКО с участка собственника земельного участка. Об этом ниже.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Читайте также:  Корректировка отчетности в целях налогообложения

пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Ликвидация свалок региональным оператором

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором заключается в:

  • В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
  • а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
  • б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Таким образом, региональный оператор имеет право принудить собственника земельного участка ликвидировать места складирования ТКО на своих земельный участках — самостоятельно или силами рег.оператора с оплатой рег. оператору понесенных им расходов.

Дело в том, что у региональных операторов нет особого желания связываться с собственниками земельных участков….

Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ

 Если установлен собственник отходов, то несанкционированную свалку должен убирать он.

Что делать если собственника отходов невозможно установить?

В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено:

собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

По вопросу: ликвидация несанкционированных свалок есть судебное решение: Апелляционное определение Омского областного суда от 13.03.2019 по делу N 33-1402/2019.

Как свалки ТБО влияют на экологию и методы борьбы с ними

Распространено мнение, что свалка ТБО – просто огромное количество мусора, гниющего, отравляющего среду. Однако это сложное сооружение, где обеззараживаются, складируются, безопасно утилизируются и перерабатываются отходы разных видов. Несанкционированные свалки представляют угрозу экологии и караются крупными штрафами.

Требования к устройству свалок ТБО

СНиП, СанПиН и ряд других законов выдвигают строгие требования к полигонам ТБО:

  1. Размещение вдали от жилых застроек.
  2. Наличие санитарно-защитной зоны.
  3. Отсутствие поблизости рекреационных зон, ЛПУ.
  4. Обнесение территории ограждением высотой минимум 1,8 м.
  5. Разбивание площади хранения ТБО на участки, каждый может эксплуатироваться максимум 7 лет.
  6. Расположение на въезде зоны для дезинфекции колес мусоровозов.
  7. Наличие системы пожаротушения – возгорание ТБО наносит вред экологии, а потушить его бывает крайне сложно.

Еще необходимо получить лицензию Росприроднадзора, иначе свалка будет незаконной.

https://youtu.be/N5DA69Y3Nh4

Как устроен полигон для хранения ТБО?

Полигон занимает 50-300 га земли, где размещаются:

  1. Площадки складирования ТБО.
  2. Хозяйственная зона.
  3. Инженерные сооружения, включая ЛЭП, подъездные пути.

Часто организуются линии сортировки, переработки мусора, лаборатории для экспресс-анализов. Они необязательные, но дают зарабатывать на утилизации ТБО, предотвращать пагубное воздействие на среду.

Фильтрат полигонов ТБО

При долгом хранении мусора неизбежно образуется фильтрат. Проходя сквозь толщу ТБО, снег, дождь, град «обогащаются» разными веществами, начинают дурно пахнуть. Такая жидкость вредна.

Если она попадет в грунтовые воды, естественные водоемы, будет отравлено все живое в радиусе многих километров.

Поэтому смета на рекультивацию и содержание объекта обязательно включает работы по сбору, обезвреживанию фильтрата.

Есть разные способы очистки дренажных вод:

  • механическая фильтрация;
  • отстаивание;
  • выпаривание;
  • электродиализ;
  • биохимическая очистка и т. д.

Стабилизация полигонов

Процесс предполагает комплекс мер для упрочения грунта. Есть 4 способа:

  1. Создание газонов путем насаждения долгоживущих трав. Стабилизация занимает 1-3 года.
  2. Посадка отходов мелких кустарников – 2-3 года.
  3. Насаждение крупных деревьев – 2-3 года.
  4. Создание садов – 10-15 лет.

Рекультивация свалок

Рекультивация полигонов ТБО позволяет снова отдать землю под хозяйственное пользование. Еще так улучшается экологическая обстановка, снижается ущерб природе.

Проект рекультивации обязателен для получения лицензии на полигон. Ведь любую свалку приходится закрывать. Эта процедура предполагает обезвреживание мусора и оздоровление земель.

Этапы рекультивации

Вначале полностью прекращается завоз мусора. Затем рекультивируют полигоны ТБО в 2 этапа: первый – технический, второй – биологический, каждый предполагает целый комплекс работ.

Технический этап рекультивации полигона ТБО

Первый этап рекультивации – технический. Выполняется экранирование чаши для защиты, организуется сбор и утилизация биогаза, фильтрата, стоков.

Основные работы:

  1. Стабилизация мусора, проектирование чаши полигона.
  2. Монтаж дегазаторов.
  3. Установка оборудования, собирающего фильтрат, стоки.
  4. Организация рекультивационной защиты.

Биологический этап рекультивации свалки бытовых отходов

Для оздоровления земель проводятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия:

  1. Подготовка почвы.
  2. Выбор растений.
  3. Посев.

Выбор проектных решений делается после выполнения инженерных изысканий.

На этом этапе проводятся 3 вида работ:

  1. Сбор свалочного газа.
  2. Очистка.
  3. Обогащение метаном.

Эти мероприятия обязательны. Свалочный газ опасен для экологии, спровоцирует пожары, взрывы, иные проблемы.

Сбор свалочного газа сингаза

При компостировании ТБО происходит естественное разложение биологических веществ. Выделяется свалочный газ (сингаз), а еще много водяного пара. Это влажная газовая смесь, главные компоненты которой – метан и двуокись углерода.

В составе сингаза имеются опасные компоненты, его важно собрать и обработать. Поэтому устанавливают газоотводы, по которым свалочный газ переходит на участок очистки и хранения.

Очистка свалочного газа

Сингаз содержит много опасных примесей, водяного пара. Требуется его очистка, чтобы применять вместо топлива. Для этого предназначены скрубберы. Газ промывается жидкостью, чаще водой из-за дешевизны. Так удаляются микрочастички аэрозолей, пыли.

Очищенный от вредных веществ, газ может использоваться двумя способами:

  • сжигаться в факелах, производя тепловую энергию;
  • применяться как топливо для двигателей, турбин, выделяя тепло и электричество.

Обогащение метана

Благодаря метану свалочный газ – подходящее топливо для городских газовых сетей. Только из-за повышенной концентрации СО2 его предварительно нужно обогатить. Поэтому уровень метана в сингазе доводят до 94-95%, что соответствует природному газу. Для этого используются специальные установки.

Опасность свалочного газа

Проводя мониторинг свалок, специалисты устанавливают наличие сингаза. Его выброс грозит:

  • рисками пожара, взрыва;
  • затруднением рекультивации;
  • распространением дурного запаха;
  • высвобождением токсинов;
  • ухудшением климата.

Поэтому свалочный газ обязательно собирать, затем утилизировать.

Ликвидация свалок ТБО

На свалки бесконтрольно сбрасываются отходы. Они бывают открытыми, когда мусор остается незасыпанным, горящими – при их поджигании для уменьшения объема. Это опасно для здоровья, провоцирует загрязнение воды, воздуха.

Если выявляется незаконная свалка, Россельхоз обязан принять меры. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, виновное физлицо карается штрафом в 1-2 тыс. руб., должностное лицо – в 30 000 руб., юрлицо – до 250 тыс. руб.

Есть 2 пути борьбы со свалками. Первый – их превращение в санитарную земляную засыпку, второй – развитие эффективных методов переработки мусора.

Однако перед этим обязательна ликвидация свалок твердых отходов. Вначале составляется план, где приводится список мероприятий, условия финансирования.

Необходимо информирование промышленных предприятий и коммунальщиков о работах, причинах, способах удаления отходов.

Ликвидация свалки предполагает:

  1. Уничтожение грызунов.
  2. Тушение возгораний.
  3. Засыпку землей.

Процесс длится от 3 недель до месяцев, если свалка огромная. Ликвидация крыс принципиальна, если мусор содержит пищу для них. Неуничтоженные, но оставшиеся без еды, они переберутся в другие районы.

Бороться с возгораниями тушением – трудно и дорого. Часто требуется раскопать тлеющие ТБО, разбросать так, чтобы они выгорели либо тлеющих остатков достигла вода.

Читайте также:  Расчет оплаты услуг по индивидуальному тепловому счетчику

Заключительная стадия – засыпка утрамбованной землей толщиной минимум 0,6 м. Поверхность обязательно выравнивается для предотвращения подтопления поверхностными водами. Если местность болотистая либо загрязняется вода, отходы удаляют, чтобы участок не размыло вместе с ними.

Свалка ТБО и ее воздействие на экологию

Фильтрат – ядовитая жидкость, вобравшая в себя отравляющие вещества, продукты разложения отходов. Он проникает в почву, воду, заражая вредными соединениями, болезнетворными микроорганизмами.

Негативное воздействие на окружающую среду обусловлено еще тем, что свалочный газ формирует пожаро- и взрывоопасные условия. Происходят самовозгорания ТБО, когда высвобождаются токсины. Случаются отравления при обслуживании инженерных сооружений вблизи полигонов, даже с летальным исходом. Еще сингаз вызывает гибель растений.

Санитарная опасность свалок ТБО обусловлена благоприятными условиями для размножения болезнетворных микроорганизмов. Растет риск распространения туберкулеза, дизентерии, брюшного тифа. Размножаются паразиты, переносчики инфекций – мухи, грызуны. Даже при хранении ТБО на подготовленных свалках окружающая среда продолжает отравляться мусором веками.

Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов

Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 42 «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» ЗК РФ(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 42 Земельного кодекса РФ и установив, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, для землепользования конкретным лицам не выделялся, собственник отходов не установлен; доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер ответчик не представил и материалы дела не содержат, суд правомерно обязал принять меры по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места их размещения, придя к обоснованному выводу о том, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по установленным в результате проверки координатам не относится к правоотношениям по обращению с отходами, поскольку ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения(Усманова Р.М.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2019, N 8)

У органов местного самоуправления имеются полномочия в области обращения с отходами. Так, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ст.

8 закрепляются полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, а именно участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. А в ст.

13 указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. На практике нередко данная норма закона понимается буквально и на муниципальные образования решением суда накладывается обязанность ликвидировать и несанкционированные свалки.

Однако ликвидировать несанкционированные свалки они обязаны только в случае, если свалки имеют место на землях населенных пунктов. По этому поводу имеется позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им в Постановлении от 13 октября 2015 г.

N 26-П: «Обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», не может быть возложена на администрации поселений безусловно… Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору».

Нормативные акты: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки?

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки

Иск о ликвидации свалки — это частный случай иска о возмещении вреда окружающей среде. Ликвидировать свалку — значит восстановить то состояние, в котором окружающая среда была причинения до причинения вреда.

Согласно положениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды).

Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Согласно положениям ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 53 АПК РФ, обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц вправе осуществить: государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а также организации и граждане.

Постановление Пленума ВС от 30.11.2017 №49 п.3.

предусматривает возможность обращаться с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, уполномоченным органам государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурору, гражданам, общественным объединениям и НКО, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Список лиц, которые вправе подать такой иск:

  1. Прокурор, руководствуясь п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В ряде субъектов РФ созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры, которые в том числе вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства; узнать информацию о нужном регионе и адресе специализированной прокуратуры в своем городе можно на сайте https://genproc.gov.ru/structure/specific/
  2. уполномоченные органы государственной власти РФ, на основании ст. 5 Закона об охране окружающей среды. Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам на основании пп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства или Федеральное агентство по рыболовству, вправе предъявлять иски о причинении вреда водным биологическим ресурсам;
  3. уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, на основании ст. 6 Закона об охране окружающей среды. Например, это может быть министерство природных ресурсов и экологии субъекта РФ;
  4. государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, на основании п. 1 ст. 66 Закона об охране окружающей среды;
  5. общественные объединения и некоммерческие организации в области охраны окружающей среды смогут предъявить такой иск на основании п. 1 ст. 12 Закона об охране окружающей среды;
  6. граждане РФ, руководствуясь п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды и правом на благоприятную окружающую среду в соответствие со ст.58 Конституции РФ;
  7. органы местного самоуправления с учетом того, что они отвечают за благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на своих территориях, на основании ст. 3 Закона об охране окружающей среды;
  8. собственник или иной владелец имущества (например, земельного участка или здания), чьи права нарушаются незаконным размещением отходов. Так, собственник может предъявить негаторный иск — иск об устранении нарушения прав, не связанных с лишением владения, на основании ст. ст. 304, 305 ГК РФ, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153. В таком случае, суд может возложить на нарушителя обязанность совершить определенные действия (например, вывезти мусор), а также воздержаться от действий (например, прекратить размещать отходы производства на земельном участке). При неисполнении ответчиком обязанности совершить действия на основании решения суда истец вправе совершить их самостоятельно, предварительно или впоследствии взыскав с ответчика денежные средства по правилам об изменении способа и порядка исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ) или по правилам части 3 статьи 174 АПК РФ, если им заявлялось требование о взыскании денежных средств в случае неисполнения судебного акта об обязании совершить действие в определенный срок.
Читайте также:  Рассмотрение исков третейским судом

Таким образом, можно обратиться с иском об устранении нарушений права собственности на земельный участок путем обязания прекратить размещать отходы производства на этом участке, а также вывезти мусор с участка в конкретный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Если мусор не будет вывезен в этот срок, истец может просить суд взыскать с ответчика денежную сумму в рублях, которая должна соответствовать стоимости работ по вывозу мусора.

В силу положений статей 12 и 304 ГК РФ суд может обязать ответчика не только воздерживаться от совершения каких-либо действий, но и совершить какие-либо действия, если это необходимо для устранения нарушения права истца.

Согласно части 3 статьи 174 АПК РФ арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.

Напомню, что ст.3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность на органы государственной власти РФ, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления возлагается за ненадлежащее обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция. Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Некоторые органы могут проявлять безучастность к возникшей экологической проблеме, поэтому при отсутствии ответа или действия необходимо обращаться на вышестоящие уровни.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Пример заявления в администрацию.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

  • письменная;
  • электронная (на сайте https://rpn.gov.ru/).

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Полномочия Росприроднадзора позволяют проводить проверку предприятий, если источник загрязнения находится на их территории. Все случаи незаконного выброса мусора находятся в ведении сотрудников Росприроднадзора.

Пример заявления в Росприроднадзор.

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Форма обращения настроена на заполнение наиболее полных данных по обращению.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором.

Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.

Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Пример заявления в Роспотребнадзор.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Департаменты ЖКХ в некоторых городах имеют специальные электронные формы для приема обращений граждан: в Москве, например. Кроме этого, заявления принимаются в бумажном виде.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию.

Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены.

Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Ответственность за несанкционированную свалку несет владелец территории, а также лица, выбрасывающие мусор в данном месте.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы.

До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории.

На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

С 2019 года ответственность за уборку территории и вывоз мусора ложится на региональных операторов – компании, оказывающие услуги по обращению с отходами на определенной территории. Например, Московская область разделена на 7 кластеров, в каждом из которых действует свой региональный оператор.