Проблемы

Норма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школе

Норма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школе

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 Норма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школе

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

  • В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
  • В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
  • Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Норма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школе

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер.

Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки.

Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст.

47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

  1. Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.
  2. Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            
  3.  Норма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школе

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК).

Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем.

Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Читайте также:  Условия договора поставки

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Рабочее время педагога: основные проблемы

Sep 21, 2017 · 5 min readНорма часов (продолжительность рабочего времени) учителя-дефектолога в школеФото с сайта Optiosolutions.com

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Читайте также:  Вселение жильца без согласия сособственника

Какие документы регламентируют процесс организации режима дня и отдыха?

К таковым относятся:

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы.

Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Еще больше материалов, а также образцы необходимых документов как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория».Здесь вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников:

  • регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

В соответствии с Приложением 1 к этому Приказом Министерства образования и науки РФ продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается:

  • исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Примечание. Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

Продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы зависит:

  • от должности и (или)
  • специальности педагогического работника образовательного учреждения.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;

Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

  • старшим воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается:

  • старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных выше) образовательных учреждений.

Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • учителям-дефектологам и
  • учителям-логопедам образовательных учреждений.

Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • музыкальным руководителям и
  • концертмейстерам образовательных учреждений.

Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • воспитателям образовательных учреждений, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • инструкторам по физической культуре образовательных учреждений;
  • воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
  • воспитателям образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • воспитателям образовательных учреждений (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией;
  • воспитателям медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 Приложения 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по:
  • а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 Приложения1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601).

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных ниже (с нормой часов 18 часов в неделю и 720 часов в год), принимается:

  • норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (норма часов учебной (преподавательской) работы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • учителям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
  • преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
  • педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных образовательных учреждений, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается:

  • преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования,
  • в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, образовательных учреждений, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы), и
  • по основным программам профессионального обучения.

Примечания к Приложению № 1 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»

Данные примечания внесены Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. № 755.

Примечание 1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа,
  • в том числе практическая подготовка обучающихся,
  • индивидуальная работа с обучающимися,
  • научная, творческая и исследовательская работа,
  • а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:
    • методическая, подготовительная, организационная, диагностическая,
    • работа по ведению мониторинга,
    • работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Примечание 2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 Приложения 1, устанавливаются:

  • в астрономических часах;
  • нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 Приложения 1, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Примечание 3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 Приложения 1, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 Приложения 1:

  • являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Читайте также:  Может ли поручитель подать в суд на заемщика, который не платит кредит

Примечание 4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником:

  • с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы
  • оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы,
  • за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 Приложения 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Права педагогических работников

О сокращенной продолжительности рабочего времени педагогическим работникам

Совет Министров Республики Беларусь 1 сентября 2003 г.

принял постановление № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников».

Постановлением установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности не более 36 часов в неделю.

Постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы за ставку.

При применении названного постановления следует иметь в виду, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — это предельная продолжительность рабочего времени учителей, учителей-дефектологов, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), концертмейстеров, аккомпаниаторов, музыкальных руководителей и культорганизаторов, выполняющих преподавательскую работу (далее — педработники).

Продолжительность рабочего времени педработников при выполнении должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утвержденными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю.

Нормируемой частью рабочего времени является установленный объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (занятий) в классах, группах, в кружках, секциях и других объединениях обучающихся, а также объем часов организационно-воспитательной работы, устанавливаемой учителям и преподавателям до 7 часов в неделю (в среднем 4,2 часа в неделю) и проводимой в соответствии с планами мероприятий организационно-воспитательной работы учреждения образования.

Норма часов преподавательской работы педработника за ставку (18, 20, 24 часа в неделю и 720, 960 часов в год, в зависимости от должности и организации (подразделения)) определена как нормируемая часть педагогической работы. При этом преподавательская работа, выполненная педработниками сверх установленной нормы часов за ставку, оплачивается соответственно получаемой ставке в одинарном размере в установленном порядке.

Продолжительность нормируемой части рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности, короткие перерывы между ними, а также часы организационно-воспитательной работы.

Ненормируемая часть рабочей недели, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения, выполняется педработниками в соответствии с должностными обязанностями:

  • осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся;
  • участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и другие обязанности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Согласно части 1 статьи 110 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

      Нормирование рабочего сремени производится путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной (рабочей недели). При этом нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (ст.112 ТК) или сокращенной (ст.113 и 114 ТК) его норме.      В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.09.

2011 № 255 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – постановление № 255) для учителей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

      Кроме того, Приложением 2 к постановлению № 255 для учителя установлена норма часов педагогической нагрузки за ставку в неделю (она составляет 20 часов).      Поэтому при приеме на работу (в том числе и молодого специалиста) на должность учителя наниматель обязан обеспечить его объемом педагогической нагрузки не менее, чем на полную ставку.

      Под педагогической нагрузкой следует понимать объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, осуществляемую учителями в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.11.

2004 №70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования».      Педагогическая нагрузка распределяется на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы.

      Право распределять педагогическую нагрузку между работниками предоставлено руководителю учреждения. Он также осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме. (Подпункт 1.2. пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь 30.03.

2007 №25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников»).          Рабочее время учителя не ограничивается только объемом педагогической нагрузки. Выполнение работы на должности учителя осуществляется в пределах установленной для его сокращенной продолжительности рабочего времени, не превышающей 36 часов в неделю.

      Объем педагогической нагрузки является для учителя нормируемой частью его рабочего времени.

Остальная часть рабочего времени, которая выполняется учителем в соответствии с его должностными обязанностями, определенными в выпуске 28 Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, устанавливаемыми правилами трудового распорядка, уставом учреждения, коллективным, трудовым договором является ненормируемой частью.

            Права и обязанности для педагогических работников определены статьями 52 и 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами.

      Порядок назначения классного руководителя учреждения общего среднего образования, его функциональные обязанности, основные требования к работе, порядок отражения фактического выполнения организационно-воспитательной работы определены в Инструктивно-методическом письме об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования 29 ноября 2012г. №11-01-07/П-755.      Показатели, условия, размеры материального стимулирования (премирование работников, установление надбавок), а также случаи их снижения, лишения отражаются в соответствующих положениях, которые являются неотъемлемой частью коллективного договора учреждения. Перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования в соответствии с их должностными обязанностями утвержден Министром образования Республики Беларусь С.А.Маскевичем. (Инструктивно-методическое письмо 21.10.2014 №05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» размещено на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by). 

    Кроме того, руководитель учреждения общего среднего образования на основании данного перечня документов с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота.