Проблемы

Прокладка сетей по придомовой территории мкд

О том, что собой представляет придомовая территория многоквартирного дома, Жилищный кодекс дает лишь наводящий ответ. В ст.

36 он содержит общее понятие придомовой территории, отсылая читателя за более конкретной информацией к Земельному и Градостроительному кодексу.

Однако и на этом перечень законодательных актов, регулирующих настоящий вопрос, не заканчивается… Чтобы детально разобраться в вопросе, предлагаем ознакомиться со статьей ниже.

Чтобы вывести общее понятие придомовой территории многоквартирного дома, нужно провести комплексный анализ следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищный кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • СНиП III-10-75;
  • КоАП.

Четкого термина ни один из кодексов не дает – придется систематизировать информацию, найти общее и отличное, после чего попытаться сформулировать определение. Вы можете попробовать это сделать самостоятельно, но сейчас мы расскажем, как это получилось у нас.

Определение понятия

Придомовая территория многоквартирного дома – это земельный участок, прилегающий к МКД, размеры и площадь которого указаны в градостроительных документах.

То есть единых установленных пределов нет – они определяются индивидуально в отношении каждого объекта с учетом площади здания и количества квартир в нем. Также на ее размер влияют год возведения здания и введения его в эксплуатацию.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Ст. 36 Жилищного Кодекса перечисляет, какие объекты входят в понятие «придомовая территория»:

  • детские площадки;
  • спортивные площадки (футбольные и баскетбольные поля, теннисные корты, пр.);
  • внутридомовые арки/проезды;
  • гаражи, парковки;
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • зеленые насаждения (газоны, деревья, палисадники);
  • трансформаторные, тепловые и распределительные будки.

Как видим, к ней относится не только земля, но и различные объекты, расположенные на ней. Они являются неотъемлемой частью и указываются в плане. Если какой-то из объектов не будет обозначен – процедура по «присвоению» многоквартирному дому конкретного земельного надела может затянуться.

Требования к придомовой территории по Земельному Кодексу

Земельный Кодекс содержит ряд ограничений на характеристики земель, которые могут выделяться в качестве придомовых территорий, а именно:

  • их границы не должны выходить на площади, где находятся объекты муниципалитета, или другие поселения;
  • недопустимо выделять участок, если такое выделение приведет к ограничению доступа к строительным объектам на этой территории;
  • участок не должен иметь изломанных линий, недопустима черезполосица;
  • невозможно оформить в собственность площадь возле жилого дома, если она относится к зоне лесничества, парковых зон.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Площадь придомовой территории: как определить

  • В общем виде формула, по которой можно рассчитать площадь ПТ, выглядит так:
  • ПТ = S площадей всех жилых помещений Х удельную величину земельной доли,
  • где S  — это сумма.

Однако это не общая формула. Она может изменяться в зависимости от особенностей конструкции.

Например, если в доме есть арки, ломанные или изогнутые линии, то при расчетах используются дополнительные компоненты.

Кому принадлежит придомовая территория МКД?

Она принадлежит собственникам жилых помещений в многоквартирном доме. То есть они могут распоряжаться ею по собственному усмотрению – парковать машины, разбивать клумбы, высаживать деревья, организовывать зоны отдыха (устанавливать беседки, лавочки и пр.). Однако право собственности наделяет владельцев не только правомочностями, но и обязанностями.

Каждый жилец должен оплачивать налог за пользование придомовой территорией. Его сумма определяется по количеству лиц, проживающих в квартире. Он относится к услугам ЖКХ и уплачивается обычно ЖЭКу или управляющей компании.

То есть исходя из природы права собственности, обязанность убирать придомовую территорию и поддерживать ее чистоту возложена на проживающих в доме. Однако обычно они, приняв решение на общем собрании, делегируют эту задачу какой-либо организации, на счет которой и поступают ежемесячные выплаты от владельцев жилых помещений.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Придомовая территория переходит в собственность автоматически, после того как покупатель объекта в многоквартирном доме регистрирует договор купли-продажи квартиры. Отдельный договор при этом не составляется. Одновременно с этим предыдущий владелец лишается прав на такой участок.

Участок возле МКД, который условно принадлежит конкретному жильцу, не может выступать самостоятельным объектом сделки. То есть его нельзя продать отдельно от самой квартиры в МКД.

Порядок и правила пользования придомовой территорией

Проживающие в многоквартирном доме могут использовать прилегающую к нему территорию по собственному усмотрению, однако с учетом следующих нюансов:

  • нельзя проводить в ее пределах работы, не связанные с ее эксплуатацией (например, разбирать и ремонтировать машину);
  • запрещено оставлять машину с включенным двигателем – это касается такси и транспорта курьеров;
  • машины можно оставлять только в специально отведенном месте – на парковке;
  • нельзя возводить забор вокруг придомовой территории выше 60 см без соответствующего разрешения от администрации города;
  • мусорные баки должны быть установлены в специально выделенных местах;
  • расширить стоянку для машин за счет уничтожения зеленых насаждений допускается только с разрешения администрации города.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Сколько метров от многоквартирного дома считается придомовой территорией?

Универсального ответа нет. Как нет и цифры, которая бы служила мерилом этой зоны. Как правило, чем больше дом, тем больше выделено земли, которая к нему относится.

Однако габариты здания – не единственный фактор, влияющий на ее площадь. О том, какие факторы влияют на размер участка, уже говорилось выше.

Теперь же предлагаем узнать, где именно взять конкретные цифры по участку, относящемуся к дому.

Как узнать, сколько «метров» закреплено за конкретным многоквартирным домом?

Узнать о наличии земельного участка на кадастровом учете и его характеристиках собственник или их группа может путем подачи запроса в Росреестр.

Подобная информация содержится в кадастровом паспорте придомовой территории. Заявителям в случае обращения предоставляют предоставят выписку из него.

Однако когда речь идет о новостройке, то такой информации в официальных источниках нет, так как право собственности на участок нужно изначально оформить.

Как оформить право собственности на землю возле дома?

Ограничение пользования придомовой территорией многоквартирного дома

Зачастую у собственников помещений в жилом доме возникают конфликты относительно порядка совместного пользования общей территорией. В особенности остро, как правило, такой вопрос стоит для собственников нежилых помещений, а также новоселов.

Двор нередко оказывается закрыт шлагбаумом или воротами, а все парковочные места на придомовой территории – распределены между «старожилами».

Каким образом решить проблему? Прежде всего, необходимо понимать механизм правового взаимодействия между жильцами многоквартирного дома, а также порядок пользования территорией, прилегающей к дому.

Права на участок у дома для жильцов

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

К этому имуществу относится и земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты – об этом говорится вп. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.

Непосредственно формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Прокладка сетей по придомовой территории МКДПраво общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом, если земельный участок под домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, которое при этом не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирный дом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, с момента формирования земельного участка под домом он презюмируется в качестве находящегося в общей собственности собственников помещений.

Но даже в случае, если земельный участок под домом не сформирован надлежащим образом, это не препятствует собственникам помещений владеть и пользоваться им в установленных пределах, в том числе, устанавливать ограждения (при условии соблюдения соответствующего порядка).

Читайте также:  Дарение части дома с землей близкому родственнику

Порядок пользования придомовой территорией

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом происходит только на основании решения, принятого на собрании дома. Согласно ст. 44 ЖК РФ, по результатам проведенного собрания:

  • может быть разработан план дальнейших действий, связанных с принадлежащим земельным участком. Собственники вправе определить программу благоустройства, принять решение о возведении дополнительных объектов инфраструктуры;
  • могут быть приняты правила использования, установлены ограничения по распоряжению землей.

Использование придомовой территории многоквартирного дома носит преимущественно диспозитивный характер. Пользоваться и распоряжаться принадлежащей землей разрешено любым способом, если это не ограничено законом.

Допускается не только возведение дополнительных объектов, но и отчуждение земельного участка по различным договорам. Жильцы могут сдавать в аренду саму землю, помещения и иное имущество, которое на ней расположено. Полученные доходы зачисляются на общий счет и могут быть использованы согласно принятому решению собрания.

Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома (№ 491 от 13.08.2006) придомовая территория многоквартирного дома состоит из:

  • участка земли, где возведено строение;
  • элементов озеленения и прочего благоустройства;
  • детских и спортивных площадок;
  • сушилок для белья;
  • коллективных автостоянок;
  • пожарных проездов;
  • трансформаторных подстанций;
  • тепловых пунктов; других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты должны быть расположены в пределах границ, которые указаны в кадастровом паспорте. Управление своим участком собственники могут доверить: домовому комитету (самостоятельное управление), ТСЖ или другой специальной некоммерческой организации; управляющей компании.

Придомовой участок МКД — что это и как оформить

Размеры придомового участка определяются при строительстве жилого дома на основе нормативных требований Градостроительного кодекса РФ, окружающей застройки, количества квартир и этажей, наличия предусмотренных проектом встроенных помещений общественного назначения, подъездных путей и т.п. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам.

Границы и площадь придомового земельного участка фиксируются в градостроительных планах города, техническом паспорте дома. Перед вводом дома в эксплуатацию все помещения дома и земельный участок проходят инвентаризацию, при этом составляется технический паспорт, а помещения дома и земельный участок ставятся на кадастровый учет.

В реальной практике в силу несовершенного учета объектов недвижимости или недобросовестности исполнителей в субъектах и муниципальных образованиях возникает ситуация, когда план отведенного при строительстве придомового земельного участка оказывается утерян или уничтожен, когда администрация муниципального образования, например, в силу только ей известной “целесообразности”, решила “оптимизировать” земельные участки вокруг многоквартирных домов, обрезав их по край наружной отмостки.

В таких домах права собственников оказываются нарушенными, они утрачивают возможность, предоставленную жилищным законодательством, по распоряжению своим первоначальным участком, ставится под угрозу качество проживания, возникает вероятность, что вблизи дома или даже вместо детской площадки появится торговый киоск, либо под лукавым предлогом развития предпринимательства будет выстроена коммерческая автомобильная стоянка. Соседние многоквартирные дома одного двора, где было создано общее ТСЖ (или могло бы быть создано), оказываются разделенными узкой полоской муниципальных земель, проходящих прямо через детские городки, спортивные площадки, места отдыха. Товарищества собственников жилья в таких домах, как бы хорошо они ни работали, государственная жилищная инспекция закроет при первой же проверке, поскольку дома утратили смежные границы, а это основное требование ст. 136 ЖК РФ при создании многодомных ТСЖ). В ситуации, когда хороших управленцев мало, особенно в малых городах России, такая практика бьет по самому чувствительному – вредит росту активности граждан, становлению ответственного собственника. У жителей исчезает интерес и практическая возможность создания специального счета капремонта. Словом, такая практика муниципального управления наносит ущерб сохранению жилого фонда в надлежащем состоянии и незаконна.

Помимо нарушения нормативных положений Градостроительного кодекса РФ, определяющего размеры земельного участка, для таких домов исчезают и смежные границы земельных участков с соседними домами, что формально приводит к нарушению требований ст. 136 ЖК РФ, установленных для многодомных ТСЖ (ТСН).

Если такое произошло, собственникам необходимо принять все меры для восстановления своих прав на землю.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Стоит ли оформлять придомовую территорию в собственность?

  • Если по строительным нормам на придомовой территории многоквартирного дома можно оборудовать платную парковку, с автомобилистов можно получать неплохой доход.
  • Можно дать разрешение на установку киоска на территории двора и распоряжаться всем вместе арендной платой его владельца.
  • Собственники придомовой территории имеют право требовать арендную плату с хозяев парикмахерских, супермаркетов и других заведений, которые располагаются на первых этажах с соответствующими подъездными путями и пристройками, построенными на общем земельном участке.

Чтобы в полной мере распоряжаться своим земельным участком, собственники дома должны обратиться в Росреестр для включения в состав общего имущества земельного участка придомовой территории. На языке юристов такая регистрация является не правоустанавливающей, а правоподтверждающей.

Это означает, что все права и обязанности владельца по отношению к своей дворовой территории жильцы дома уже приобрели при покупке или приватизации квартиры. При этом жители должны получить в администрации план земельного участка, выделенного при строительстве дома. Часто администрации городов противятся выдаче планов или по какой-то причине их не имеют.

В таких случаях придется восстанавливать план участка в судебном порядке, руководствуясь свидетельскими показаниями, фактом размещения на придомовой территории элементов инженерной инфраструктуры, малых форм благоустройства территории дома.

Суды, как правило, признают земельный участок общей долевой собственностью на основании надлежаще подготовленных документов. Затем с решением суда и необходимыми документами следует обратиться в территориальное управление Росреестра за государственной регистрацией права общей долевой собственности на придомовую территорию.

Регистрация земельного участка в общую долевую собственность требует некоторых усилий, но в итоге жители будут уверены, что распоряжаться землей возле своего дома будут только они.

От решения – оформлять или не оформлять землю зависит, что вы будете лицезреть из окон своего жилища: благоустроенный зеленый двор с детской площадкой или несанкционированные свалки и автомобильные стоянки.

Как оформить права собственности на придомовой участок?

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения вспомогательного и технического характера, инженерное оборудование и придомовой земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения, благоустройства, объектами инженерной инфраструктуры.

К федеральным нормативным правовым актам, в которых тем или иным способом прописаны права собственников помещений в многоквартирном доме на объекты общего имущества, в том числе прилегающую к нему территорию, относятся:

  • Жилищный кодекс РФ (ст. 36, 37);

Придомовая территория многоквартирного дома. Права и обязанности жильцов дома

Оглавление:

В условиях современной жизни важно знать, какая роль отведена придомовой территории вашего дома, а также кто отвечает за поддержание порядка на ней.

Интерес к этой теме совсем не праздный, так как содержание в нормальном виде земельного участка требует от собственников определенных расходов, но при умелом распоряжении этим ресурсом близлежащий участок может стать и хорошим источником доходов.

Так что такое ─ придомовая территория многоквартирного дома и как ее грамотно эксплуатировать?

Приобретая квартиру, каждый дольщик точно знает, что после завершения сделки он станет полноправным хозяином жилья. Но при этом далеко не каждый новосел задумывается о том, кому принадлежит прилегающая к дому территория.

По простой логике она должна быть собственностью жильцов построенного на ней многоквартирного дома, ведь придомовой участок с его скверами, лавочками и детскими площадками изначально планировался для отдыха людей, проживающих в доме.

На практике вместо жильцов близлежащую к дому территорию нередко используют все кто угодно и на свое усмотрение. Вместо спортивной площадки вырастает магазин, а на месте сквера – еще одна новостройка. Могут ли жильцы стать полновластными хозяевами придомовой территории?

Состав и площадь придомовой территории

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения.

Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.

Придомовую территорию собственникам квартир в многоэтажке передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.

Площадь, границы территории и другие ее параметры отображают в кадастровом паспорте. На основании этих данных управляющие компании проводят расчет расходов на уборку этого участка.

Если нет соответствующего оформления придомового участка, то его содержание обеспечивает администрация муниципалитета.

Читайте также:  Право мужа жить с детьми в квартире жены

Как определяется придомовая территория многоквартирного дома? Размеры придомового участка определяются на основе существующей плотности окружающей застройки, количества этажей в жилом доме, наличия дорог общего пользования.

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

Придомовой участок ─ территория единая, и выделить из нее часть в распоряжение отдельного подъезда или для продажи отдельной квартире нельзя. Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома (№ 491 от 13.08.2006) придомовая территория многоквартирного дома состоит из:

  • участка земли, где возведено строение;
  • элементов озеленения и прочего благоустройства;
  • детских и спортивных площадок;
  • сушилок для белья;
  • коллективных автостоянок;
  • пожарных проездов;
  • трансформаторных подстанций;
  • тепловых пунктов;
  • других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты должны быть расположены в пределах границ, которые указаны в кадастровом паспорте. Управление своим участком собственники могут доверить:

  • домовому комитету (самостоятельное управление),
  • ТСЖ или другой специальной некоммерческой организации;
  • управляющей компании.

Использование земельного участка при доме

Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка.

У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Статьи

Прокладка сетей по придомовой территории МКД

  • Неправильная работа внешней системы ливневой канализации в МКД, ввиду отсутствия ее надлежащего обслуживания, создает угрозу на бесперебойное водоотведение и приводит к неблагоприятным последствиям.
  • При обильном выпадении дождевых осадков или при таянье снега такая «заброшенная» ливневая канализация зачастую не справляется с приемом талых и ливневых сточных вод, что приводит к подтоплению территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома, происходит затопление подвальных помещений, может разрушаться асфальтовое покрытие, расположенное над частью системы ливневой канализации.
  • Разберемся, кто же должен обеспечивать надлежащее содержание внешней ливневой канализации в многоквартирных домах.
  • Для определения лица, ответственного за содержание и обслуживание сети ливневой канализации для отвода талых и дождевых вод, в каждой конкретной ситуации необходимо учитывать следующее:
  • функциональное назначение: предназначена сеть для обслуживания одного многоквартирного дома или к сети присоединены несколько домов и иные объекты, строения.
  • принадлежность земельного участка, на котором расположены данные сети: муниципальная собственность или общая долевая собственность.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила №491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 10 Правил №491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п. 11 Правил №491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя осмотр общего имущества, а также его текущий и капитальный ремонт.

Из содержания приведенных норм права следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (далее — Правила №170), утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170.

Пунктом 4.1.1.

Правил № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутри домовых и наружных дренажей.

Согласно пункту 6.2.6 Правил №170 после продолжительных ливневых дождей (в течение 2 — 3 дней) следует производить внеочередную нивелировку и детальный осмотр несущих конструкций, определять места скопления ливневых вод и принимать срочные меры для их удаления.

Обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе, предусмотрена пунктом 6.2.7. Правил №170.

В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ 03.04.2013 №290, к работам по надлежащему содержанию систем водоотведения в многоквартирных домах относится контроль состояния и восстановление исправности дренажных систем и дворовой канализации.

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Коллективной собственностью владельцев жилья в здании представлены не только чердачные помещения, подъезды и подвальные помещения, но и земельная площадь, примыкающая к дому и закрепленная за ним городским муниципалитетом. Основываясь на статье 36 Жилищного Кодекса, к придомовым территориям принадлежат:

  • детские игровые комплексы;
  • спортивные стадионы;
  • аварийные и сквозные проезды;
  • гаражи и стоянки;
  • пешеходные тротуары, дорожки и мостовые;
  • разные озелененные области;
  • трансформаторные, распределительные, тепловые будки и пункты.

Все это считается придомовой территорией, данные зоны разработаны для обеспеченья многоквартирного здания комфортом и находятся в пределах относящихся дому. Следовательно, есть установленные правила ее использования.

Как определить придомовую территорию

Теперь постараемся ответить на вопрос: сколько метров от дома считается придомовая территория? Землю, на которой возведена многоэтажка зачастую необходимо организовать, то есть обусловить ее пределы на участке и поставить на кадастровый учет в региональном отделении.

Нередки и вопросы, сопряженные с уплотнительной застройкой, если жителям ранее имеющегося здания может показаться, на первый взгляд, что противозаконно ущемляют их права.

В данных случаях сперва необходимо выяснить, в каком месте, в частности, завершается владение относящееся к вашему жилью.

Территориальный участок многоэтажного дома и размер придомовой территории многоквартирного дома обусловливается в соответствии с условиями градостроительства и земельного законодательства.

Сначала необходимо определить границы придомовой территории (точный метраж) – в соответствии с ФЗ.

Это придомовая земля, обеспечивающая типичное использование самого дома, а ее масштаб будет регулироваться нормативами и инструкциями градостроительства.

Не представляется возможным точно определить придомовую территорию по установленным нормам, так как конкретные габариты не предусмотрены, обычный масштаб этих близлежащих зон – от 3 до 6 м. Однако область может быть и больше.

Параметры придомовой земли (границы придомовой территории многоквартирного дома) – площадь, пределы – отображаются в кадастровом плане территории.

Данные сведения являются причинами для расчета расходов управляющих фирм на ремонт и уборку этого места.

Читайте также:  Можно ли вернуть планшет?

В случае если придомовая земля не оформлена соответствующим образом, то ответственность по ее содержанию возложена на администрацию муниципалитета.

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Публичный сервитут на дворовых территориях при раскопках

Часто собственники МКД сталкиваются с тем что ресурсоснабжающие организации проводят раскопки на территории отремонтированных домов и тем самым готовят сети к зимнему периоду. Кто и в какие сроки должен восстановить дорожное покрытие во дворах?

РСО вправе не согласовывать с вами работы, которые будут проводить на придомовой территории МКД. Дело в том, что если инженерные коммуникации проходят над или под землей, то на этот участок устанавливают публичный сервитут. Поэтому РСО может провести работы по обслуживанию или ремонту инженерных сетей без согласия собственников помещений в МКД, УО или ТСЖ.

Разрешение на проведение ремонтных работ, связанных со вскрытием грунта, РСО обязана получить в уполномоченном органе МСУ. Порядок проведения работ и их согласования устанавливают в правилах благоустройства города или населенного пункта. Обычно по итогам согласования уполномоченный орган выдает ордер на проведение земляных работ.

Публичный сервитут устанавливают, чтобы организовать электро-, газо-, тепло-, водоснабжение населения, водоотведение, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Еще одна причина — необходимость разместить на земельном участке федеральные, региональные или местного значения:

  • объекты электросетевого хозяйства;
  • сети водоотведения, теплоснабжения или водопроводные;
  • линии и сооружения связи;
  • линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемые технологические части.         Перечисленные объекты могут перенести в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых они ранее располагались. Сервитут установят и в этих случаях. Управляющая МКД организация обязана знать, есть ли сервитут на земельном участке, который входит в состав общего имущества. Эта информация — одна из составляющих технической документации на дом. Она отражается в плане, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений земельного участка. Такой порядок закреплен подпунктом «г» пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491. Узнать о наличии сервитута можно по выписке из ЕГРН об объекте недвижимости. Информацию ищите в разделе 4.1 «Сведения о частях земельного участка» выписки из ЕГРН.

©2021 НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Сайт разработан AdLife Studio

Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома

Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества.

Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам.

Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.

Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории

Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД.

Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК.

Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.

Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска».

В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся.

 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.

2018 № 50-КГ18-7).

Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города.

Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости.

Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение.

Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам.

Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично.

Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории.

Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

Что изменилось

На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован

28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория».

Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.

ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории.

Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий.

 Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства.

Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ).

Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5). 

Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым

Выводы и рекомендации для муниципалитетов

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.

Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.

Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).