Проблемы

Условия снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Условия снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ.

Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете.

Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст.

56 Жилищного кодекса РФ.

Бесплатная консультация юриста

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

  • 1) Подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
  • 2) Утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, «коммерческого» найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);

  • 3) Выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
  • 4) Получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • 5) Предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
  • 6) Представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.

Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.

В императивной норме ч. 2 ст.

56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 ЖК РФ). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 ЖК РФ).

Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.

  • По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
  • Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
  • По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
  • разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
  • выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
  • ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
  • по решению суда;
  • в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
  1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
  2. По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров.
  3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
  4. Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
  5. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
  6. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
  7. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Как внести изменения в свое дело на жилищном учете

Вам нужно внести изменения в учетное дело, если вы состоите на жилищном учете и хотите:

  • заявить о выбранном вами способе улучшения жилищных условий — предоставление жилищной субсидии или социальной ипотеки (если возможны возмездные способы улучшения жилищных условий);
  • добавить в учетное дело своих несовершеннолетних детей (при условии что они зарегистрированы по месту жительства вместе с вами);
  • добавить в свое учетное дело граждан, состоящих на жилищном учете, но ранее постоянно зарегистрированных по другому адресу. При этом год постановки будет изменен на более поздний из двух учетных дел вне зависимости от категории граждан, состоящих на жилищном учете: в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если граждане отнесены к разным категориям граждан, состоящих на жилищном учете, все включаемые или включенные в учетное дело, должны быть признаны малоимущими;
  • отразить в своем учетном деле, что вы изменили место жительства (только в пределах Москвы);
  • заявить, что у вас есть жилищные льготы (или что их больше нет);
  • исключить из своего учетного дела членов семьи, сменивших адрес постоянного проживания;
  • исключить из учетного дела граждан, утративших основания состоять на жилищном учете (по заявлению всех состоящих на жилищном учете в одном учетном деле);
  • сняться с жилищного учета по собственной инициативе (часть семьи);
  • снять всю семью с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы по собственной инициативе.

При внесении изменений в учетное дело осуществляется перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете. Перерегистрация не проводится, если внесение изменений связано с выбором формы обеспечения жильем

В течение года с момента проведения перерегистрации учетного дела для включения ребенка или внесения изменений в части наличия (отсутствия) льгот достаточно подать заявление, подписанное всеми членами семьи, и представить документы личного характера.

Вам понадобятся:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
  • общегражданские паспорта заявителя и всех членов его семьи старше 14 лет (страницы паспорта с фотографией, с информацией о выдаче паспорта, об адресе регистрации по месту жительства, о семейном положении, о детях и о ранее выданных паспортах — независимо от того, заполнены ли эти страницы или нет);
  • свидетельства о рождении детей, не достигших 14 лет (если документ был выдан заграницей);
  • документ, удостоверяющий личность представителя (общегражданский паспорт), и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
  • документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель.

Итоговый пакет документов зависит от вашей ситуации.

Необходимые документы:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
  • нотариально удостоверенное согласие всех членов семьи заявителя, их законных представителей или лиц, уполномоченных в установленном порядке, на подачу заявления на предоставление государственной услуги, получение результата ее предоставления, обработку персональных данных, проверку полноты и достоверности указанных в нем сведений — понадобится, если заявление будет подаваться онлайн на mos.ru;
  • основной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации);
  • справка о замене паспорта с указанием причины за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы или иные документы, содержащие сведения о реквизитах документов, удостоверяющих личность в период с 1 января 1991 года до дня обращения (не понадобится в том случае, если по месту вашей регистрации функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета осуществляется центрами «Мои документы»);
  • свидетельство о рождении, если оно было выдано заграницей (для лиц, рожденных после 1975 года, и членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста);
  • свидетельство о заключении брака (при наличии факта вступления в брак), если оно было выдано заграницей;
  • свидетельство об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства), если оно было выдано заграницей;
  • вступившее в законную силу судебное постановление об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) — при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака, если с даты расторжения брака не прошло 5 лет, если оно было выдано заграницей;
  • свидетельство о перемене имени (при наличии факта перемены имени), если оно было выдано заграницей, или иные документы, подтверждающие перемену имени;
  • вступившее в законную силу судебное постановление в отношении заявителя и/или членов семьи заявителя об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление);
  • свидетельство о смерти (при наличии факта смерти), если оно было выдано заграницей;
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 17 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания) — для подтверждения внеочередного права у заявителя и членов его семьи на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении жилых помещений, находящихся за пределами города Москвы (при наличии);
  • документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы, подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи);
  • основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации) — если за услугой будет обращаться доверенное лицо;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной).
Читайте также:  Взимание взносов на капремонт с жильцов новостройки

Для снятия с жилищного учета всей семьи достаточно заявления с подписями заявителя и членов семьи и документов, удостоверяющих их личность.

Для снятия с учета части семьи понадобится такой же пакет документов, как и для внесения изменений в учетное дело. Подписывать заявление на исключение из учетного дела даже одного человека должен заявитель и все члены его семьи.

Пакет документов вам нужно представить в Департамент городского имущества Москвы. Сделать это можно:

О том, внесли в ваше учетное дело изменения или нет, вам должны сообщить не позднее чем через 30 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявления. В этот срок не входит время, на которое оказание услуги может быть приостановлено.

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей.

Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией на горячую линию Департамента городского имущества по телефону 8 (495) 777-77-77.

Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам в соответствии с расписанием. На общие вопросы специалисты справочной службы отвечают ежедневно. 

Кроме того на mos.ru есть возможность получить персональную онлайн-консультацию. Услуга оказывается по предварительной записи.

Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы. Также вы можете ознакомиться с другими инструкциями mos.ru об улучшении жилищных условий. 

Расскажите друзьям

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

  • 1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
  • 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
  • 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.

2017 N 1123-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полежаева Юрия Валентиновича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 51 и пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ю.В.

Полежаев оспаривает конституционность части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, пункта 2 части 1 статьи 56 данного Кодекса, предусматривающего снятие граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также положений пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280), предусматривающего случаи снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N 309-ЭС17-843 по делу N А50-23888/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как предоставление жилого помещения взамен существующего было обусловлено требованиями закона, возлагающего обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями на органы местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 49, 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о недоказанности Администрацией причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками.

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 74-КГ17-2
Требование: О предоставлении жилого помещения.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение сгорело в результате пожара, в связи с чем истцу на семью из пяти человек было предоставлено во временное пользование жилое помещение.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными как не основанные на положениях действующего законодательства. Кроме того, судом не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке он и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что предоставление жилья в связи со сносом дома носит компенсационный характер, предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий в порядке статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникло у истца независимо от признания его органом местного самоуправления малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 161-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сергеевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В.

Сергеева оспаривает конституционность пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 84-КГ16-9
Требование: Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Обстоятельства: Истица указывает на то, что произошел пожар, в результате которого дом стал непригоден для проживания.

Постановлением органа местного самоуправления семью истицы сняли с учета по тому основанию, что ее отец построил жилой дом.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения этих лиц жилым помещением по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, однако это не было предметом проверки и оценки суда.

Читайте также:  Как генеральному директору уволиться из ООО

Постановлением администрации от 6 июля 2015 г. N 467 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» Гусева Е.И., Гусев Ю.А.

и Краснова И.Ю. сняты с указанного учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (общая норма жилого помещения на одного человека превышает учетную норму) (л.д.

6).

Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 204-КГ16-2
Требование: О признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Обстоятельства: Решением жилищной комиссии истец снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с выявлением сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.

Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку к моменту постановки истца на жилищный учет в его и совместно проживающих с ним членов семьи пользовании находились две квартиры, полученные от государства, что свидетельствует о незаконности признания их нуждающимися в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем выше учетной нормы.

Удовлетворяя требования истца, президиум Уральского окружного военного суда исходил из того, что наличие с 1998 года в собственности у его супруги жилого помещения общей площадью 71,6 кв.

м не влияло на правомерность принятия его и двух детей на учет нуждающихся в жилом помещении в 2003 году, поскольку в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, даже без учета супруги, на каждого из них приходилось менее учетной нормы жилого помещения в квартире, которую они занимали (менее 15 кв. м общей площади).

Кроме того, по выводам президиума жилищной комиссией Управления были нарушены требования ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о необходимости принятия решения о снятии с жилищного учета в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения.

Как указано в постановлении президиума, о наличии жилья в собственности супруги истца жилищной комиссии было известно еще в 2006 году, в 2012 году он поставил вопрос об исключении бывшей супруги из числа лиц, претендующих на получение жилого помещения, а вопрос о снятии его с жилищного учета был решен лишь в 2015 году.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 06.09.2016 N 201-КГ16-31
Требование: О признании незаконным решения в части снятия с жилищного учета по избранному месту жительства.

Обстоятельства: Решение мотивировано тем, что заявитель в период военной службы был обеспечен жилым помещением, которое не может сдать, оснований для его повторного обеспечения жильем не имеется.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку после оставления квартиры родственникам основания для улучшения жилищных условий заявителем были утрачены. К тому же после перевода в военную прокуратуру заявитель подлежал снятию с жилищного учета в силу п. 2 ч.

2 ст. 32 ЖК РСФСР с последующим решением вопроса о постановке на жилищный учет по новому месту военной службы, что и было реализовано решениями уполномоченного органа.

С учетом того, что Октысюк В.В. в заявлении в жилищную комиссию от 27 декабря 2007 года указал об оставлении квартиры в г.

Калининграде за членами бывшей семьи по решению суда, установление жилищной комиссией иных обстоятельств, связанных с самостоятельным оставлением им квартиры, могло явиться основанием для рассмотрения 14 июля 2015 г.

, то есть в течение срока, установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, вопроса о снятии заявителя с жилищного учета.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.07.2016 N 211-КГ16-20
Требование: О признании незаконным решения жилищной комиссии уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением бывший военнослужащий и его члены семьи сняты с жилищного учета.

Основанием для такого решения послужило представление при решении вопроса о принятии на жилищный учет недостоверных сведений, а также обеспеченность их жильем сверх учетной нормы.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку после приобретения дочерью бывшего военнослужащего в собственность квартиры основания состоять на жилищном учете у бывшего военнослужащего отпали, поскольку на каждого члена семьи приходилось более учетной нормы площади этого жилого помещения.

Изложенные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 51 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ являются основанием для снятия Пасекова Г.Г. с жилищного учета.

При таких данных оспариваемое решение жилищной комиссии основано на правильном применении норм материального права и вывод суда первой инстанции о признании его законным является верным, а определение суда апелляционной инстанции об обратном ошибочным.

Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 71-КГ16-2
Требование: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, восстановлении на учете, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет.

Обстоятельства: Истцы указали, что были поставлены на учет решением жилищной комиссии на основании судебного акта, поэтому должностное лицо не вправе ставить под сомнение право военнослужащей и членов ее семьи состоять на учете нуждающихся в жилье.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суду следовало выяснить вопросы об основаниях снятия заявителей с учета, нуждаемости в жилье, а также о том, было ли сохранено право заявителей состоять на жилищном учете, в том числе с учетом сведений о наличии у истцов зарегистрированных прав на жилые помещения.

В апреле 2013 года его отцу — Ермакову Е.А., также состоявшему на указанном учете в качестве члена семьи Ермаковой Н.А., выдано письменное сообщение и уведомление от 7 августа 2012 г. N 190 начальника отдела N 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее — решение от 7 августа 2012 г.

N 190), которым Ермакова Н.А. и члены ее семьи (муж Ермаков Е.А., сын Ермаков Т.Е., внук Ермаков А. и невестка Ермакова И.В.

) сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений и исключены из единого реестра военнослужащих, состоящих на данном учете, на основании статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещении по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Найм жилого помещения » Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.

Содержание

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму.

Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения.

Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.

Если вам потребуется помощь профессионалов, вы можете воспользоваться услугами наших специалистов по жилищным делам

Причины снятия с учета нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:

  • гражданин подает заявление о снятии с учета;
  • гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
  • переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
  • получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
  • порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
  • обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие с учета по инициативе заявителя

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой.

Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность.

В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.

В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме.

Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя.

Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.

ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.

Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.

Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону.

Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего.

Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:

  • увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
  • повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.

Снятие с учета при смене места жительства

Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.

Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку.

В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета.

Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.

Читайте также:  Самые популярные виды ценных бумаг

Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях

Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.

Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.

Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.

Субсидии для улучшения жилищных условий

На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г.

В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем.

В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.

Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.

Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий.

Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих.

Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

За что могут вычеркнуть из списков очередников?

Это не просто рутинная работа — сверить
списки, чтобы был полный ажур, как в бухгалтерии. Иной раз от этой
`рутины` зависит семейное благополучие, решение квартирного вопроса.
Какова процедура перерегистрации, с какой целью она проводится, за что
могут вычеркнуть из списков очередников? Об этом — в сегодняшнем
выпуске `Справочного бюро`.

Подарок имеет значение

— Перерегистрация очередников по месту жительства проводится для
того, чтобы проверить достоверность поданных очередниками документов, —
объясняет начальник управления Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы в Юго-Восточном округе Валентина
Рослякова.

— Бывает, что при предоставлении документов для постановки
на учет люди иногда `забывают` сообщить, что у них, кроме их маленькой
квартирки, в которой они ютятся всей семьей, есть еще жилье в
собственности. И такие проверки позволяют обнаружить вольный или
невольный обман.

Выясняется, к примеру, что бабушка (дедушка, тетя,
дядя), живущая отдельно, оформила несовершеннолетнему внуку дарственную
на свою квартиру. А значит, у семьи, претендующей на бесплатное жилье,
в которой живет юный собственник, уже есть жилплощадь.

Ведь подаренное
любящей бабушкой идет в общий зачет, суммируется к уже имеющимся
квадратным метрам. И на каждого приходится теперь не по десять
квадратных метров, даю! щих право на постановку в очередь, а гораздо
больше.

Вас здесь не стояло!

Основаниями для снятия с учета могут быть:

1. Выбытие с занимаемой жилплощади. Например, в связи с изменением
состава семьи. Кто-то удачно вышел замуж (женился) и переселился в
квартиру мужа. Кто-то вообще поменял место жительства, переехав в
другой город. В результате жилищные условия оставшихся членов семьи на
прежней площади улучшились и уложились в социальную норму. Их с учета
снимают.

2. Сокрытие имеющейся в собственности недвижимости. В последние
годы, с началом приватизации, это самая расхожая причина, которая
обнаруживается при проверке. Пусть даже это всего одна комната или даже
доля, несколько квадратных метров.

  • Неважно, каким образом эта `лишняя` жилплощадь досталась:
  • куплена ли на накопленные или взятые в кредит деньги;
  • оформлена ли по дарственной;
  • получена в наследство;
  • находится в ренте.

Хотели как хуже…

Надежд на получение квартиры от города могут лишиться также те
москвичи, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Предположим, человек продал квартиру или комнату.

Действует правило:
если прошло пять лет с момента совершения сделки, то с учета не снимут.

Но если этот срок еще не истек, а квартира или комната ему уже не
принадлежит, то его вправе исключить из очередников на новое жилье.

Закон есть закон

— По-человечески людей понять можно — все равно не в особняках
живут, за годы стояния в очереди дети подросли, хочется их расселить,
чтобы жили отдельно, — говорит Валентина Рослякова. — Завелись какие-то
деньги, взяли кредит в банке, влезли в долги, купили немного
жилплощади…

Но закон есть закон. Если все квадратные метры сложить, и получится
на человека больше нормы предоставления, с очереди могут вообще снять,
как обеспеченную семью, согласно ЖК РФ.

Или, приплюсовав обнаруженную
собственность к той, в которой живет семья очередника, предоставить
недостающую до социальной нормы. Чтобы получилось по 18 квадратных
метров на человека.

То есть, утаив немного, реально можно потерять
гораздо больше.

Кроме того, все должно быть по справедливости, считает В. Рослякова.
Предположим, у человека подошла очередь, он получил от государства
квартиру, детям остается прежняя, да плюс еще та, что куплена за свои
деньги. Это три квартиры получается! А кто-то сорок лет живет в
коммуналке и ждет-не дождется своей очереди.

Заначка — не задачка

Впрочем, государство не так-то просто обмануть. Не стоит надеяться
на `авось не узнают` и еще квартирку дадут. Все равно, когда подойдет
очередь на получение жилья, прежде чем вручить ключи от бесплатной
квартиры, потенциального новосела проверят, нет ли у него в `заначке`
другой жилплощади, принадлежащей ему на правах собственности.
________________________________________

НА ЗАМЕТКУ

Граждане очередники, настоящие и будущие! Помните, что ваши жилищные
условия могут в любой момент проверить. Точнее — не забывайте об этом.
Ведь когда ставят на учет, предупреждают, что один раз в год проводится
перерегистрация. В заявлении при постановке на учет оговариваются
особые условия и обязательства, которые очередник обязуется выполнить,
ставя под ними свою подпись. Это:

1. Согласие на проверку указанных в заявлении сведений и на запрос необходимых документов.

2. Обязательства в месячный срок в письменном виде информировать об этих изменениях жилищные органы по месту учета.

3. Предупреждение о том, что в случае выявления сведений, не
соответствующих указанным в заявлении, он может быть снят с учета. Так
что потом кивать на то, что `я не знал` не стоит. Лучше самим сообщать
обо всех изменениях в семье (это обязанность стоящих в очереди на
жилье), а не ждать, когда пришлют извещение о том, что в списках на
получение жилья они больше не значатся.

Решение об этом принимает жилищная комиссия управы района.
Выпускается распоряжение главы управы. О чем очередника уведомляют
письменно.

________________________________________

Отметка в учетном деле

Перерегистрация проводится из года в год уже много лет. Еще недавно
очередников приглашали явиться в жилищную группу своего района
самолично и принести необходимые для проверки документы.

— Сейчас в этом нет необходимости, процедура облегчилась и процесс
перерегистрации проходит намного быстрее, — говорит Валентина
Рослякова. — Жилищная группа района делает запрос — посылает списки в
ЕИРЦ в режиме `одного окна`, оттуда получает необходимую информацию на
каждого очередника — финансово-лицевые счета, выписки из домовой книги.

По данным паспортов и свидетельств о рождении стоящих на учете
очередников направляется запрос в Москомрегистрацию. Цель — проверить,
числится за ними недвижимость в собственности или нет. Если нет — ну и,
слава богу, ждите спокойно своей очереди, никто из нее вас не
вычеркнет.

О прохождении перерегистрации в `учетном деле` очередника
появляется соответствующая отметка.

Шанс Иванова станет шансом Петрова

Только в Юго-Восточном округе в результате перерегистрации в среднем
в год снимают с учета без предоставления жилплощади 100 — 150 семей. А
всего по столице ` набегает` почти полторы тысячи таких семей. Значит,
у полутора тысяч других появляется шанс быстрее въехать в новую
квартиру.

Кто там на подходе?

Сейчас срок стояния в очереди за бесплатной квартирой составляет 20
лет. Городские власти поставили задачу сократить его на половину, то
есть до 10 лет. Как это сделать, чтобы все было по закону? Вот тут-то
перерегистрация и поможет.

Обычно она касается, прежде всего, плановых очередников. То есть
тех, чья очередь на получение квартиры от государства уже на подходе.

К
ним теперь добавятся очередники, поставленные на учет в 1988 — 1989
годах и в 1998 — 1999 годах, на которые пришлись `пики` увеличения
очереди на жилье от города.

(Это, напомним, объясняется тем, что тогда
добавились новые категории нуждающихся в жилье — коренные москвичи, а
также изменились нормы постановки на учет.).

  1. Памятка для будущего очередника
  2. По новому городскому закону `Об обеспечении права жителей города
    Москвы на жилые помещения` для того, чтобы поставили в очередь на
    жилье, необходимо:
  3. быть официально признанным малоимущим;
  4. иметь менее 10 кв. метров общей площади на человека;
  5. проживать в Москве не менее 10 лет и последние пять лет сознательно не ухудшать жилищные условия.

`Старые` очередники, то есть те, кто встал на учет до 1 марта 2005
года, до вступления в силу ЖК РФ, будут получать жилье по старым
правилам.

Так что, по словам заместителя руководителя жилищного
департамента Николая Федосеева, никаких радикальных изменений в нашем
жилищном законодательстве не произошло. Тотального пересмотра, чистки
очереди не будет.

Беспокоиться следует только тем, кто утаил имеющееся
в собственности жилье помимо занимаемого.

Подготовила Галина Писарчик при содействии начальника Управления
Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в Юго-Восточном
округе Валентины Росляковой