Заработная плата в бюджетной организации
Работники бюджетной сферы пользуются уважением во всем мире. Как правило, государство гарантирует таким специалистам неплохие зарплаты и довольно высокий жизненный уровень. В РФ дело обстоит несколько иначе: из-за регулярных потрясений в экономике они относятся к самым незащищенным слоям работающего населения.
Разницу между государственным служащим и обычным бюджетником понимают не все. К работникам, состоящим на госслужбе, относятся следующие категории:
- Таможенники.
- Сотрудники налоговых органов.
- Работники погранслужбы ФСБ России.
- Специалисты Роспотребнадзора.
- Сотрудники миграционных органов.
В 2012 году президент России подписал указ, в котором предусматривалось значительное повышение зарплат таких специалистов к 2018 году. Предполагалось, что в период с 2016 по 2018 год на реализацию этой программы будет потрачено около 4,6 триллиона рублей. Из них четвертую часть заложили в расходы федерального бюджета, а остальные планируется покрыть из бюджетов регионов.
С тех пор прошло немало лет, однако особых подвижек пока не видно. Кризис в экономике затронул, в том числе и сотрудников бюджетной сферы.
Впрочем, главные финансисты страны говорят, что индексация будет, но плавная. Обсуждения коснулись и государственных служащих: в конце прошлого года было объявлено, что наряду с членами правительства их оклады пока не повысят.
Видео: кому из бюджетников подняли зарплату в России
Узнайте из видео:
- каким работникам повысят зарплаты;
- как будет проходить повышение.
Зарплаты работников бюджетной сферы
Уровень зарплат этих специалистов не разглашается. Узнать о них можно только неофициальным путем, например, через знакомых. В отличии, например, от работников библиотек и музеев такие служащие не сидят на одних окладах. Работникам этих структур выплачивают различные премии и бонусы, то есть разработана целая система поощрений.
Согласно данным статистики, число госслужащих в 2021 году составляет 675,5 тысячи человек. Кроме того, на местах работает еще 309 тысяч государственных служащих. Однако по сравнению с 2014-2015 годом их количество заметно сократилось.
Средняя зарплата госслужащих по стране составляет 39,1 тысячу рублей. Однако разброс по стране довольно большой: к примеру, если зарплата чиновников в столице равна 60,7 тысячам рублей, то в Дагестане, Ингушетии или Карачаево-Черкесской Республике уровень зарплат за аналогичную работу составляет 25 тысяч рублей.
Однако в стране есть люди, которые важны для нее ничуть не меньше: врачи, учителя, работники культуры. Оплата труда этих специалистов также производится из федерального или местного бюджета. Зарплата врачей и учителей невелика, поэтому представители этих профессий с особым волнением ждут новостей об индексации зарплат, ведь для них это единственный источник средств к существованию.
Точные даты российские власти назвать затрудняются. Экономический кризис никак не хочет уходить из России, поэтому все зависит и от цен на нефть, и от развития экономики в целом.
Кроме того, необходимо хотя бы минимальное падение темпов инфляции.
В коридорах власти даже ходило мнение, что сейчас не время повышать заплату тем, кто получает ее из казны государства: средств не хватает, а очередной государственный кредит станет для России тяжелой ношей.
Видео: индексация зарплат бюджетников в 2019 году
Узнайте из видео:
- когда ожидается повышение зарплат;
- какие поправки были внесены в законодательство.
Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году
Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.
Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.
Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.
Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.
Глава Минобразования пояснил, что заработок специалистов подведомственной ему сферы будет складываться из двух частей. Около 70 % из них составит оклад, а оставшиеся 30 % — различные стимулирующие выплаты.
Интересно, что среди сотрудников медицинских учреждений недавно провели опрос. Многие из них заявили, что об индексации зарплат слышат первый раз.
Видео: ожидается ли увеличение зарплаты учителям и врачам.
Что ждет пенсионеров
Вопреки множеству слухов и даже официальных сообщений, что индексация пенсий по старости будет заморожена, пойти на такой шаг правительство не решилось. Все понимают, что пенсионеры в России являются самой незащищенной категорией населения.
В отличие от многих западных стран, а также государств Ближнего Востока российские пенсионеры практически полностью оплачивают и лекарства, и коммунальные платежи, и все остальное. Так что индексироваться пенсии будут.
Другое дело, что от темпов инфляции они все равно отстают.
Не очень приятной является и информация о том, что работающим пенсионерам индексацию все-таки заморозят. Если пенсионер уволится с работы, она будет возобновлена.
Зарплаты работников бюджетной сферы по регионам
Согласно данным статистики, зарплата бюджетников в 2021 году в значительной степени зависит от региона проживания. Впрочем, это относится и к другим россиянам, которые тоже большими окладами не избалованы.
Средняя зарплата всех бюджетников в России составляет 29 тысяч рублей. Самый высокий уровень зарплат в Москве. Меньше всего получают работники бюджетной сферы, проживающие в Омске.
Вот статистические данные по городам, из которых можно видеть, сколько получают работники науки и образования:
- Москва — 39 600 рублей.
- Санкт-Петербург — 31 600.
- Нижний Новгород — 17 600.
- Красноярск — 17 700.
- Омск — 15 400.
- Казань — 21 000.
- Екатеринбург — 20 700.
- Волгоград — 15 700.
- Воронеж — 18 500.
- Пермь — 21 300.
- Ростов-на-Дону — 20 500.
- Самара — 21 700.
- Уфа — 19 100.
- Челябинск — 19 500.
Обратите внимание на видео: средняя зарплата в России.
Несколько иная ситуация сложилась в сфере ЖКХ. Там на пальму первенства среди регионов претендуют Волгоград, Уфа и Нижний Новгород. Москва и Санкт-Петербург, которые везде вне конкуренции, конечно, не в счет.
В 2019 году статистика зарплат работников бюджетной сферы по России была следующей:
- Педагогические работники дошкольных образовательных организаций – 32 047 рублей.
- Педагогические работники образовательных организаций общего образования – 39 453.
- Педагогические работники организаций дополнительного образования детей – 36 147.
- Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования – 36 510.
- Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования – 84 148.
- Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) – 76 989.
- Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) – 38 202.
- Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) – 35 000.
- Социальные работники – 34 296.
- Работники учреждений культуры – 39 170.
- Научные сотрудники – 88 835.
- Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – 37 598.
Зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге у бюджетников наиболее высокие, чем у тех, кто проживает в отдаленных северных районах. Центральные и западные регионы страны живут гораздо скромнее.
Как показывает статистика, во многих регионах доходы тех, кто работает на государство, часто не дотягивают до уровня средней зарплаты по стране. Рост инфляции не может покрыть даже постепенное повышение зарплат бюджетников.
Советуем посмотреть: ожидаемая зарплата в России в 2020-2021 годах.
Бывают ли задержки зарплат
Несмотря на меры, которые правительство принимает в связи с задержками зарплаты, эта проблема коснулась и бюджетников. Она существует во многих регионах страны: в Сибири, Поволжье, ряде южных регионов.
Если ранее зарплаты чаще всего задерживали правоохранителям, то теперь это также коснулось работников образовательных учреждений.
Реализация программы поддержки бюджетников
Чтобы в условиях экономического кризиса поддержать работников бюджетной сферы, правительство разработало ряд мер, которые помогут это сделать. Вот основные мероприятия, которые будут проводиться в рамках этой программы:
- Усиленный контроль за расходованием бюджетных денег.
- Работа по повышению эффективности и производительности труда.
- Антикоррупционные меры, а также ужесточение контроля за доходами сотрудников, занимающих высокие должности.
- Реорганизация учреждений, которые неэффективно расходуют бюджетные средства.
Кроме того, бюджетным организациям будет предоставлена возможность экономить деньги, которые можно будет направить на повышение зарплат сотрудников. По подсчетам финансистов, за счет изменения схемы налогообложения будет достигнута экономия около 230 млрд рублей в год.
Так что унывать работникам бюджетной сферы не стоит. По мнению специалистов, к 2021 году обещанное повышение зарплат все-таки состоится.
Есть и еще одна приятная новость: закрытие государственных предприятий и сокращение людей в ближайшее время не планируется.
Видео: МРОТ в России в 2021 году
Узнайте из видео:
- какой размер МРОТ установлен с 1 января 2020 года;
- как устанавливается МРОТ;
- поправки в законодательстве об оплате труда в 2020 году.
Оцените пост Загрузка…
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2020 году
В 2019 году Правительство, исполняя майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам (в том числе указ №597 от 07.05.
2012), одобрило выделение регионам по 100 млрд рублей ежегодно на финансирование роста заработных плат отдельных категорий работников бюджетных учреждений.
Но к рассмотрению этого вопроса законодатели возвращались и в 2020 году: последние новости о повышении зарплаты бюджетникам в 2020 году в России включают как уже принятые нормативные документы, так и законодательные инициативы.
Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти.
В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах.
Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.
Анализируем фонд оплаты труда в бюджетной организации
Одна из самых затратных статей бюджета любой организации — фонд оплаты труда. В связи с этим анализ ФОТ позволяет выявить резервы снижения расходов, оптимизировать затраты организации. По результатам анализа фонда оплаты труда корректируют ставки, оклады и расценки, исправляют ошибки, допущенные в начислении заработной платы работникам. Как провести такой анализ, рассмотрим в статье.
СТРУКТУРА ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В состав фонда оплаты труда бюджетной организации включают:
- прямую оплату труда по установленным окладам за отработанное время по бюджетной деятельности и выполненные работы, оказанные услуги по предпринимательской деятельности;
- стимулирующие и компенсационные выплаты;
- выплаты за непрерывный стаж;
- выплаты за труд в опасных условиях;
- выплаты за вредность;
- премии;
- единовременные поощрительные выплаты;
- доплату за работу в праздничные дни;
- надбавки за сверхурочную работу;
- надбавки за ночную работу;
- выплаты сотрудникам, принятым по совместительству, оформленным по договорам;
- гонорары за разовые услуги, консультации;
- выплаты за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работником сохраняется зарплата.
КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА
- Основные задачи анализа расходов на оплату труда — проверка правильности и обоснованности начисленной зарплаты, использования статьи расходов «Заработная плата» согласно системе оплаты труда, действующей в организации.
- Система оплаты труда — это документально оформленная «инструкция», как начислять зарплату сотруднику за конкретно отработанный период, которая содержит полный перечень параметров начисления и удержания денежных средств.
- Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются:
- коллективным договором;
- нормативными правовыми актами;
- трудовыми соглашениями;
- Положением об оплате труда.
Фонд оплаты труда анализа можно анализировать по алгоритму:
Этап 1. Проверяем соответствие фактического фонда оплаты труда запланированному, устанавливаем причины отклонений.
Этап 2. Определяем абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда.
Этап 3. Оцениваем соотношение темпа роста средней заработной платы и производительности труда.
Основные источники информации для анализа расходов на оплату труда:
- данные бухгалтерского учета;
- оперативно-технические отчеты организации;
- данные отдела кадров, отдела труда и заработной платы.
Рассмотрим, что нужно делать на каждом этапе.
ПРОВЕРЯЕМ СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ЗАПЛАНИРОВАННОМУ, УСТАНАВЛИВАЕМ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ
По видам начислений
Проанализируем и сопоставим фактический фонд оплаты труда по видам начислений с плановыми показателями и определим причины отклонений. Для этого сформируем свод начисленной заработной платы (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение фактических показателей с плановыми по видам начислений за первый квартал 2021 г., руб. | |||
Вид начислений | План | Факт | Отклонение (перерасход +/экономия –) |
294 Оклад | 6 478 504,00 | 6 413 718,96 | –64 785,04 |
129 Категория | 735 090,50 | 724 020,62 | –11 069,88 |
121 Вредность | 104 320,00 | 104 320,00 | 0,00 |
278 Стаж | 781 692,30 | 768 921,20 | –12 771,10 |
140 Отпуск | 958 678,16 | 956 415,47 | –2262,69 |
162 Дополнительный отпуск | 375 560,10 | 374 320,00 | –1240,10 |
157 Персональная надбавка | 72 320,00 | 72 320,00 | 0,00 |
180 Премия | 180 970,00 | 180 970,00 | 0,00 |
170 Средний заработок за неотработанное время | 243 360,00 | 286 830,00 | 43 470,00 |
280 Больничный лист за 3 дня | 126 351,95 | 126 351,95 | 0,00 |
199 Районный коэффициент | 1 252 934,52 | 1 238 740,62 | –14 193,90 |
115 За работу в праздничные дни | 20 658,70 | 20 658,70 | 0,00 |
Вознаграждение по гражданско-правовым договорам | 342 000,00 | 342 000,00 | 0,00 |
Итого начислено | 11 672 440,23 | 11 609 587,52 | –62 852,71 |
190 Больничный | 390 000,00 | 388 276,00 | –1724,00 |
НДФЛ | 1 517 417 | 1 509 246 | –8171 |
Из таблицы 1 следует, что по организации получилась экономия фонда оплаты труда в сумме 62 852,71 руб.
Сопоставление плановых назначений и фактически начисленных показателей говорит о том, что оплата по окладам составила экономию в размере 64 785,04 руб. за счет ушедших в декрет сотрудников (вакантные ставки). Эта причина повлияла и на снижение доплат за квалификационную категорию (экономия — 11 069,88 руб.) и стаж (экономия — 12 771,10 руб.).
Экономия получилась по основному отпуску (2262,69 руб.) и дополнительному отпуску (1240,10 руб.).
Фактические начисления среднего заработка за неотработанное время создали перерасход на 43 470 руб. Причина в том, что в плане не предусмотрели учебу сотрудницы по повышению квалификации.
Запланированный фонд оплаты по договорам гражданско-правового характера соответствует фактическому исполнению.
В целом за первый квартал 2021 г. получилась небольшая экономия. Тем не менее из сложившихся позиций по начислениям нужно выяснить причины отклонений по экономии и перерасходу, учесть их при последующем планировании или скорректировать план до конца финансового года.
По каждому сотруднику
Анализировать ФОТ целесообразно не только по видам начислений, но и отдельно по каждому сотруднику. Выявив ошибки, корректируют ставки, оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты.
Сделаем анализ ФОТ по сотруднику организации Крылову О. П. и выясним причины перерасхода. Обратимся к табл. 2.
Таблица 2. ФОТ сотрудника Крылова О. П., руб. | |||
Наименование составной части зарплаты | Фактически начислено | Размер начисленной зарплаты, который должен быть по плану | Перерасход |
Оклад | 10 2601 | 84002 | 1860 |
Доплата за категорию | 1539 | 0 | 1539 |
Вредность (5 %) | 513 | 420 | 93 |
Надбавка за выслугу лет к окладу (15 %) | 1539 | 1260 | 279 |
Уральский коэффициент (15 %) | 2078 | 1512 | 566 |
Итого месячный ФОТ сотрудника | 15 929 | 11 592 | 4337 |
Примечания:
- Оклад за первую квалификационную категорию.
- Оклад без квалификационной категории.
В результате анализа фонда оплаты труда Крылова О. П. выявлен факт излишне начисленной зарплаты (перерасход за месяц — 4337 руб.). Причина перерасхода — фактическое начисление зарплаты Крылову О. П. по первой квалификационной категории (15 929 руб.), в то время как в штатном расписании он числился без квалификационной категории (с зарплатой 11 592 руб.).
В последующих месяцах нужно сделать корректировку с правильным начислением заработной платы.
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
Начисление и расчет зарплаты бюджетникам в 2019 году: 5 практических ситуаций
Индексация зарплаты госслужащим, компенсация за задержку выплат, выдача зарплаты из кассы, оплата простоя и персональные данные работников. Как учесть правильно?
Ежедневно эксперты Контур.Школы отвечают на вопросы слушателей в сервисе «Вопрос эксперту». В этой статье мы подготовили для вас подборку ответов на вопросы бухгалтеров учреждений госсектора.
Индексация зарплаты госслужащим. Как найти приказ?
Вопрос: с 1 октября 2019 года в Свердловской области индексировали зарплату госслужащим. Не могу найти ни одного приказа о проведении индексации зарплаты сотрудникам ГБУ Свердловской области, хотя на словах пишут об «обязательной ежегодной индексации зарплат бюджетников».
Ответ: за приказами нужно обращаться к учредителю по своей ведомственной принадлежности. Для Свердловской области, например, приняты:
- Указ Губернатора Свердловской области от 02.09.2019 № 429-УГ «Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Свердловской области». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области.
- Приказ Департамента информационной политики Свердловской области от 11.09.2019 № 118 «Об увеличении (индексации) размеров должностных окладов руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений Свердловской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области».
Порядок индексации зарплаты бюджетников
Обратимся к Трудовому кодексу. В статье 134 установлено: «государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения осуществляют индексацию оплаты труда в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
- По работникам государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об индексации заработной платы или денежного содержания принимают органы власти регионов.
- По работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих — местные органы власти.
В законодательном акте органа власти должно быть указано, какая часть заработной платы индексируется. Как правило, это оклад.
Вывод: за документом о ежегодной индексации обратитесь к учредителю.
Компенсация за задержку зарплаты. Платить?
Вопрос: обязано ли казенное учреждение в учете показывать начисления компенсации за задержку зарплаты, если отсутствуют лимиты бюджетных обязательств и ассигнования по КОСГУ 296 КВР 853.
Ответ: да, обязано (ст. 236 ТК РФ).
Обязанность выплатить компенсацию не зависит от того, виновен работодатель в задержке зарплаты или нет, есть лимиты или нет. Если работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы, отпускных или других сумм, он обязан выплатить их работнику с процентами (денежной компенсацией). Даже если задержал выплату на один день.
Если не выплатить компенсацию, работник может пожаловаться в государственную инспекцию по труду. И тогда грозит внеплановая проверка учреждения.
Вывод: выплачивайте зарплату вовремя, если задержали выплату хотя бы на один день — выплачивайте компенсацию за задержку.
Выплата зарплаты из кассы учреждения. Что оформить?
Вопрос: какой документ необходимо оформить при выплате заработной платы из кассы учреждения одному работнику? РКО или ведомость ОКУД 0301011? Является ли нарушением, если ведомость составлена на одного работника?
Ответ: начисления заработной платы работникам учреждения, а также налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний отражаются в документах (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н):
- расчетно-платежной ведомости ф. 0504401;
- расчетной ведомости ф. 0504402.
Если разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, при увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производят по платежной ведомости (ф. 0504403), расходному кассовому ордеру.
Можно составить ведомость на одного работника — это не будет нарушением.
Расчетно-платежные ведомости запросили по «электронке». Законно?
Вопрос: мы автономное учреждение — детский сад. Управление образования запросило расчетно-платежные ведомости по сотрудникам, причем запрос был просто письмом на электронную почту. Законно ли это? Обязаны ли мы представить эти документы? Не является ли это нарушением закона 152-ФЗ?
Ответ: работодатель не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам. В ст. 3 Федерального закона от 27.07.
2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.
Сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.
Роскомнадзор в Письме от 07.02.
2014 № 08КМ-3681 «О передаче работодателем третьим лицам сведений о заработной плате работников» отвечал на подобный вопрос: «…сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащей персональные данные субъекта, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Вывод: в законе нет нормы, где установлено право учредителя запросить расчетно-платежные ведомости. Если поступил запрос, можно ответить, что не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам.
В казенном учреждении ремонт. как оплатить простой?
Вопрос: как оплачивать время простоя и какой документ нужен для оплаты в казенном учреждении водителю (оклад), автомобиль которого находится на ремонте? Выплатить по среднему заработку или оклад?
Ответ: работодателю нужно исходить из причин, которые вызвали необходимость ремонта (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).
Экспресс-курс в Контур.Школе
Расчет и начисление заработной платы в государственном учреждении
Узнать подробности
- Простой по вине работника не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). Например, если автомобиль нужно ремонтировать из-за нарушений водителя.
- Простой по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Например, если ремонт плановый.
- Простой по причинам, не зависящим от сторон, оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки, оклада. Основание — акт о простое, где нужно указать его причину (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Например, если в организации сложилась аварийная ситуация.
Какие проводки использовать, чтобы отразить операции по зарплате
Бухгалтерия
Проводки по зарплате — это бухгалтерские записи, которые отражают факты начисления вознаграждений за труд наемных работников. Как правильно отразить операции по начислению и перечислению зарплаты в учреждениях бюджетной сферы? Определим проводки по начислению заработной платы для бюджетной сферы и НКО.
26 сентября 2019 Евдокимова Наталья
Определим важные моменты при начислении зарплаты:
- В учреждении должно быть разработано и утверждено положение по оплате труда, которое сформировано с учетом специфики деятельности организации и не противоречит действующему законодательству.
- Зарплату работникам учреждения следует начислять в строгом соответствии с утвержденным положением по оплате труда и отдельными локальными распоряжениями руководителя по кадровому составу.
- Независимо от суммы аванса, который предусмотрен за первую половину отработанного периода, заработная плата начисляется в полном объеме. Причем в последний день месяца.
- Удерживать НДФЛ с заработной платы и исчислять страховые взносы следует на всю сумму начислений, не вычитая уже выплаченный аванс за первую половину месяца. Суммы, которые следует включать в налогооблагаемую базу, закреплены в Налоговом кодексе.
- В 2020 году применяйте новый минимальный размер оплаты труда для работников, чья зарплата не превышает установленный минимум. МРОТ регламентирован в законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ с последними изменениями.
- Предусмотрите в положении по оплате труда, коллективном договоре и в трудовых соглашениях, что перечисление ЗП в организации осуществляется не реже чем два раза в месяц.
- Учитывайте районные коэффициенты, установленные в регионе по месту нахождения организации. Размеры районных доплат учитывайте при исчислении МРОТ.
- При расторжении трудового договора произведите окончательные расчеты в последний рабочий день наемного сотрудника. Причем размер обязательного расчета компенсации не зависит от причины увольнения.
- В бухучете используйте типовые проводки для бюджетных учреждений в 2020 году.
Следует руководствоваться инструкциями № 174н и № 157н — для учреждений бюджетной сферы, и инструкцией № 94н — для НКО.
Бухучет у бюджетников
Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в этом случае применять нельзя.
Общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Но это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:
Чтобы вести учет зарплаты в бюджетных учреждениях в 2020 году бюджетники обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».
Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:
- Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
- Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его включите в группу с кодом «2».
- Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.
Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:
- 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
- 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.
Бухучет зарплаты в бюджетном учреждении
Собрали в таблице проводки по начислению зарплаты в бюджетном учреждении в 2020 году.
Начислена зарплата | 4 401 20 211 | 4 302 11 730 |
|
Начисление больничного листа | 4 401 20 213 | 4 302 13 730 | |
Начисление прочих выплат | 4 401 20 212 | 4 302 12 730 | |
Начислена заработная плата работникам основного производства, проводка |
|
4 302 11 730 | |
Удержан НДФЛ | 4 302 11 830 | 4 303 01 730 | |
Удержан исполнительный лист | 4 302 11 830 | 4 304 03 730 | |
Выдана из кассы заработная плата, проводка | 4 302 11 830 | 4 201 34 610 | |
Перечисление на банковские карты | 4 302 11 830 | 4 201 11 610 | |
Невыданная зарплата депонирована | 4 302 11 830 | 4 304 02 730 | |
Страховые взносы | 4 402 20 213 |
|
Бухпроводки по зарплате в казенном учреждении
Собрали в таблице проводки по зарплате в казенном учреждении в 2020 году.
Начислена заработная плата работникам | 1 401 20 211 | 1 302 11 730 | Для оплаты труда государственных и муниципальных служащих — КВР 121, для оплаты пособий и страховых взносов — 129 |
Больничные листы | 1 401 20 213 | 1 302 12 730 | |
НДФЛ | 1 302 11 830 | 1 303 01 730 | |
ЗП перечислена с расчетного счета | 1 302 11 830 | 1 201 11 610 | |
Выдана ЗП из кассы | 1 302 11 830 | 1 201 34 610 | |
Страховые взносы | 1 402 20 213 |
|
Бухгалтерские проводки по ЗП: зарплата в автономном учреждении
Начислена ЗП | 2 401 20 211 | 2 302 11 730 | Аналогичны для бюджетных учреждений |
Удержан НДФЛ | 2 302 11 830 | 2 303 01 730 | |
Удержаны профсоюзные взносы | 2 302 11 830 | 2 304 03 730 | |
Выдача заработной платы из кассы | 2 302 11 830 | 2 201 34 610 | |
Выдана заработная плата, проводка с расчетного счета | 2 302 11 830 | 2 201 11 610 | |
Страховые взносы | 2 402 20 213 |
|
Бухучет в НКО
Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Независимо от типа организации (некоммерческая, бюджетная, коммерческая) ведите учет начислений отдельно по каждому работнику. Не допускается внесение обобщенной информации по предприятию в целом либо записи по цеху, участку, отделу, смене.
Допустимо открыть соответствующие субсчета к счету 70. Например, чтобы детализировать информацию по цехам, отделам и прочим структурным подразделениям предприятия.
Для отражения начислений оформляется запись по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами производственных затрат. К примеру, чтобы отразить заработок основного персонала, используется счет 20 «Основное производство», для вспомогательного персонала — счет 23.
Бухгалтерские проводки по заработной плате: примеры для НКО
Начислена заработная плата, проводка для руководящего персонала | 26 | 70 | Зарплата начисляется в полном объеме, независимо от суммы перечисленного аванса |
Начислена ЗП работникам основного производства, проводка | 20 | 70 | |
НДФЛ: удержание из заработной платы, проводки | 70 | 68 | |
С расчетного счета выплачена заработная плата, проводка для аванса аналогичная | 70 | 51 | |
Выплачена из кассы заработная плата, проводка подойдет для отражения аванса | 70 | 50 | |
Страховые взносы | 20 (по основному производству) 26 (по руководящему составу) |
|
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ