Прочее

Если аудиторское заключение не представлено в инспекцию в срок без вины компании, то нет оснований для штрафа

  • ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » За отсутствие аудиторского заключения — новый штраф?
  • Распечатать
  • По материалам журнала «Главная книга»
  • Л. Елина

Хотя все акционерные общества обязаны проводить аудит годовой отчетности (независимо от объема выручки и величины активов) , небольшие АО часто не хотят этого делать.

Если собственники доверяют друг другу и руководству, аудит нередко кажется лишней тратой денег.

СОВЕТУЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Чтобы небольшому акционерному обществу избавиться от необходимости проводить аудит бухотчетности, нужно перерегистрироваться в общество с ограниченной ответственностью.

Поэтому бухгалтеры и руководители задаются вопросом: какие санкции возможны за отказ от проведения обязательного аудита? Мы разбирались с этим в статье «Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год», опубликованной в ГК, 2016, N 3, с. 35. И пришли к выводу, что штрафы реальны. Их наложение может инициировать или отделение Центробанка по жалобе одного из акционеров , или орган статистики.

  1. Напомним, что за непредставление обязательного аудиторского заключения в отделение Росстата оно может через суд взыскать штраф :
  2. — с руководителя — от 300 до 500 руб.;
  3. — с организации — от 3000 до 5000 руб.

Однако поправки в КоАП, вступившие в силу с 10 апреля 2016 г., заставляют взглянуть на последствия отсутствия обязательного аудиторского заключения еще раз.

Поправки, помимо увеличения штрафа за чисто бухгалтерские ошибки, дополнили и список грубых нарушений правил бухучета и составления отчетности.

Теперь таким нарушением, в числе прочего, считается отсутствие у фирмы обязательного аудиторского заключения о бухотчетности . Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен .

Так что при проверке не удастся сослаться на то, что аудиторское заключение, к примеру, уничтожено.

Внимание! В налоговую инспекцию вместе с годовой бухотчетностью подавать аудиторское заключение не нужно.

Это означает, что руководителю грозит штраф, если при проверке налоговики обнаружат, что организация обязана была проводить аудит, но заключения нет (его вообще никогда не было и, соответственно, организация не может предъявить его налоговикам). И это несмотря на то, что представлять аудиторское заключение налоговикам вместе с бухотчетностью или вдогонку к ней по-прежнему не требуется .

Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет .

  • Вот как прокомментировал ситуацию специалист налоговой службы.
  • ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ТАРАКАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«После вступления в силу 10 апреля 2016 г. Закона N 77-ФЗ руководители организаций, которые обязаны проходить аудит годовой отчетности, однако не сделали этого (и, соответственно, не имеют аудиторского заключения), могут быть оштрафованы за отсутствие такого заключения как за грубое нарушение правил бухучета и отчетности. Ответственность за это предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ».

Так что, если вы до сих пор сомневаетесь, нужно вашей организации аудиторское заключение или нет, учитывайте при принятии решения и эти санкции. Окончательное слово за руководителем, он должен быть готов к последствиям вплоть до дисквалификации.

  1. Примечание. Общества с ограниченной ответственностью тоже обязаны проходить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, если :
  2. их выручка за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
  3. сумма активов в бухбалансе по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  4. Руководителям таких ООО также грозит новая административная ответственность за отсутствие обязательного аудиторского заключения.
  5. * * *

После внесения изменений в КоАП в нашу редакцию поступил вопрос: не появилась ли административная ответственность за неправомерное ведение бухучета руководителем организации? Напомним, что Законом о бухучете руководителям малых и средних предприятий (за исключением тех, кто не имеет права на применение упрощенного порядка ведения бухучета и отчетности) предоставлена возможность самостоятельно вести бухгалтерский учет . Если же организация не имеет права вести бухучет в упрощенном порядке (а это, в частности, и небольшие акционерные общества), то и руководитель вести бухучет сам не должен. Казалось бы, это тоже является нарушением. Однако, как нам разъяснил специалист налоговой службы, административной ответственности за это до сих пор нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ТАРАКАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ, применяется только в случаях грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к которым ведение бухгалтерского учета руководителем экономического субъекта без наличия оснований, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, не относится».

———————————

ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ

Ответственность за непроведения обязательного аудита

 Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и  отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие  аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Штрафы, предусмотренные  ст. 15.11 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб., а при повторном нарушении — до 20000 руб. или дисквалификация.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.

Непредоставление аудиторского заключения в Росстат (ст. 19.7 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях. ИФНС за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф:

  •   на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  •   на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  •   на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

 При этом  назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию.

Ответственность акционерных обществ и организаций, публикующих отчетность

 

Непредставление аудиторского заключения по требованию акционера

В соответствии с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционера влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей.

Несоблюдение законодательства о раскрытии и предоставлении информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП)

  Что касается акционерных обществ и других организаций, публикующих свою отчетность в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением!

 Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст. 15.19 КоАП в размере от 500 000 до 700 000 рублей.

   Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц — от 700000 до 1000000 рублей, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

Нарушение политическими партиями требований об обязательном аудите (ст.5.68 КоАП)

  К административной  ответственности может быть привлечен руководитель политической партии. В этом случае административный штраф может составить от 50 000 до 100 000 рублей. А политическая партия может быть оштрафована от 500 000 до 1 000 000 рублей. 

Административная ответственность наступает в случае невыполнение требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии, а так же нарушение сроков  проведения обязательного аудита представления экземпляра аудиторского заключения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Как избежать ответственности за непроведение аудита ?

Стоимость проведения обязательного аудита в большинстве случаев значительно меньше административных штрафов. К тому же, проходя аудиторскую проверку в нашей компании вы получите не только аудиторское заключение, но и отчет о выявленных рисках, своевременно предотвратив которые вы сможете существенно обезопасить вашу компанию и избежать серьезных последствий. 

Привлечь к административной ответственности организацию за непроведение обязательного аудита или нарушения сроков может ЦБ РФ (Банк России), Росстат, налоговая инспекция, Центризбирком, а так же Минюст РФ. 

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Хранить аудиторское заключение нужно в течение срока хранения бухгалтерских документов. А это значит, что проверяющие могут попросить предъявить заключения за прошлые годы.

Кто должен, а кто — нет

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

  • предоставит уточненную декларацию;
  • внесет налоговые платежи в полном объеме;
  • уплатит причитающиеся пени.

С другой стороны, существует статья 19.7, наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  • для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
  • для их глав — 25 000-30 000.
Читайте также:  Какой штраф ГИБДД за знак грузовым запрещено в 2023 году

Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

К ответственности за отсутствие аудиторского заключения могут привлечь в течение 2 лет со дня совершения или обнаружения правонарушения (для этого его должны признать длящимся).

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2020 год

Как известно, для ряда организаций в Российской Федерации законодательно (Федеральный закон №307-ФЗ, ст. 5) установлено требование прохождения аудита фин/хоз деятельности независимыми специалистами. Соответственно, за непроведение обязательного аудита или нарушение сроков его проведения предусмотрена ответственность.

Рассмотрим подробнее, что грозит юр. лицу и его руководителю, если организация уклонилась от требований 307-ФЗ в 2020 году.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Дополнительное требование для АО

В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:

  • 700 тыс. — 1 млн. руб.;
  • 30 — 50 тыс. руб. (при повторном нарушении — дисквалификация).

Кому необходимо проходить проверку

Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:

  • подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
  • проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
  • выявление имеющихся рисков.

Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).

Показатели финансовой деятельности учитываются за предшествующий отчетному год. В частности, обязанность провести проверку в 2020 г. определяется результатами 2019 г.)

Как проводится проверка

Аудит надлежит проводить ежегодно, при большом объеме отчетности специалисты рекомендуют разбить проверку на ряд этапов, предварительно проведя некоторую подготовительную работу по разработке стратегии (составление аудитором согласованного с клиентом графика).

Далее проверке последовательно подлежат:

  • устав организации/предприятия;
  • первичная документация;
  • регистры бухучета и порядок его проведения.

При обнаружении проверяющими любых недочетов аудитор-исполнитель формирует необходимые рекомендации. Соответственно, различают аудиторское заключение немодифицированное, если отчетность безупречна, или модифицированное, если выявлены недочеты.

Как получить аудиторское заключение?

Согласно 6 статье Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторским заключением следует называть документ, который предназначен для деловых партнеров и других пользователей бухгалтерской отчетности той или иной фирмы.

Аудируемая организация — та компания, бухгалтерские дела которой проверяются. Аудиторское заключение должно включать в себя ряд независимых оценок, которые присваивает либо группа аудиторов (проверяющих), либо индивидуальный эксперт.

Чтобы получить положительное аудиторское заключение, лучше обратиться к специалистам.

Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете

Решить вопрос >

Общая информация

Данный раздел содержит как общие сведения, так и конкретное описание всех разновидностей аудита. В Российской Федерации есть ряд организаций, которые обязаны подвергаться регулярным проверкам. К таким относят компании, прибыль которых за прошлый год превысила отметку в 400 миллионов рублей.

Также аудиторскую проверку назначают на принудительной основе, если в распоряжении фирмы имеются активы более чем на 60 миллионов рублей. Подобные аудируемые фирмы должны регулярно получать объективную оценку правомерности собственной бухгалтерии. Впрочем, помимо принудительных проверок, аудит бывает и следующих видов:

  1. Инициативная оценка. В основном, аудиторское заключение требуют бизнес-партнеры, то есть соблюдение процедуры является обязательным условием некоторых сотрудничеств. Также заключение с оценкой работы компании скорее всего потребует банк. Если вы берете кредит на развитие уже существующей компании, то будьте готовы столкнуться с оценкой.
  2. Специальные аудиторские задания. Такая методика практикуется довольно часто, ее проводят для приведения бухгалтерии в приемлемый вид и подтверждения правовой «чистоты» организации.

Оценивать ваше предприятие могут только сертифицированные специалисты, которые работают в надежных организациях. Чаще всего это коммерческие или юридические лица.

Однако если есть такая необходимость, вы можете заказать услуги индивидуального аудитора, который обладает достаточной квалификацией, чтобы составить заключение по вашему предприятию. При выборе потенциального проверяющего обязательно запросите оригинал аттестата аудитора.

Аудиторское заключение

Вне зависимости от разновидности аудита, всегда используется единая форма аудиторского заключения. Заключение о бухгалтерском состоянии предприятия должно составляться на русском языке, все денежные операции — отображаться в российских рублях. Аудиторы, работающие с вашей бухгалтерией, отвечают за правильную и объективную оценку достоверности работы проверяемого предприятия.

Правильное заключение фирмы или самостоятельного специалиста должно содержать финансовую отчетность со всеми соответствующими печатями и подписями. Готовая оценка — это пакет документов, состоящий из пронумерованных листов.

На обложке пакета ставится печать, а также указывается общее количество листов, использованных для проверки.

Количество экземпляров индивидуально, но и у аудируемой фирмы, и у аудитора должно остаться как минимум по одному пакету документов.

По итогу работы оценивающего специалиста могут быть выданы следующие виды результатов:

  • немодифицированный результат фирма получает, если в ее работе не найдены никакие погрешности и бухгалтерия признана достоверной;
  • модифицированный отчет дается, когда аудитор доказал весомые нарушения в работе компании или же не получил достаточных сведений для нормальной оценки предприятия.

Последний результат, очевидно, очень плох, и его следует избегать, ликвидируя нарушения в работе компании, а также предоставляя специалисту всю необходимую документацию для оценки фирмы. Но даже у самой чистой бухгалтерии есть определенные погрешности, которые могут привести к такой негативной оценке вашей компании. Поэтому вы должны знать, какие формы модифицированного заключения бывают:

  1. Мнение с оговоркой. Оговорка применяется, когда нарушения имеют существенный, но локальный характер. То есть проблема заключается в какой-либо конкретной отрасли работы предприятия, и недочеты никак не затрагивают другие сферы деятельности компании. Мнение с оговоркой аудитор может составить и в том случае, если у него нет данных относительно той или иной отрасли работы фирмы.
  2. Отрицательный результат. Самый неприятный исход проверки для владельца компании. Отрицательное мнение говорит о всеобщих и катастрофических искажениях в бухгалтерских отчетах. Скорее всего, после отрицательного результата последуют дополнительные проверки, чтобы наверняка установить неправильную работу предприятия.
  3. Отсутствие конкретных результатов. Аудитор вправе отказаться от выражения собственного мнения, если он не располагает доказательствами нарушений, но и сведений о правильной деятельности компании у него также нет.

Ознакомиться с правильно составленными формами аудиторского заключения можно, обратившись к приложениям Федерального стандарта аудиторской деятельности.

Результаты проверки считаются недействительными без подписей руководителя организации или отдельного лица, обладающего аттестатом аудитора. Также пакет должен быть подписан непосредственным проверяющим, который и отвечает за результаты оценки.

Сроки и место предоставления аудиторского заключения

Предположим, что предприятие получило результаты проверки о деятельности за 2018 год 20 марта 2019 года (в основном, время уходит на рассмотрение заявки).

В таком случае лицам, представляющим проверенную фирму, необходимо подать подписанный пакет документов в любой удобной форме до 3 апреля 2019 года. Возможны отсрочки, но, в любом случае, аудиторское заключение должно попасть в соответствующие органы до 31 декабря 2019.

Форма подачи пакета документов организована очень удобно. Представители организации обязаны принести результаты независимой проверки вместе с ежегодной бухгалтерской отчетностью. Делается это в органах Росстата по месту регистрации предприятия. Поддерживается как бумажная форма, так и электронная копия всех необходимых документов.

Как же получить аудит?

Теперь, когда вы знаете достаточно о проведении аудита, настала пора узнать, как получить результат этой проверки и где можно оставить заявку.

Обратившись в Росстат в вашем регионе, вы имеете полное право получить услугу, которая называется «Обеспечение заинтересованных пользователей данными финансовой отчетности юридических лиц, работающих на территории РФ».

Для составления заявки вы должны быть либо физическим, либо юридическим лицом.

Уже через 10 дней после предоставления документов, вам дадут заключение, содержащее оценку вашей бухгалтерской деятельности. Результат проверки может быть доставлен как в электронной форме, так и по почте. На доставку требуется около 2 недель. Узнать обо всех документах, которые необходимо подать в Росстат, вы можете, изучив 183 приказ Росстата РФ, датированный 20 мая 2013 года.

Что будет, если игнорировать аудит?

Что грозит тем, кто уклоняется от проведения независимой оценки? Скажем сразу — ничего хорошего. В случае, когда аудит носит обязательный характер, но его результаты не отправлены в Росстат, на компанию накладываются штрафы: за столь грубое нарушение должностные лица должны заплатить от 5000 до 10 000 рублей.

Если нарушение повторяется не в первый раз, должностное лицо обязано заплатить до 20 000 рублей или же покинуть рабочее место на срок до 2 лет. Чтобы зафиксировать отсутствие аудита, привлекаются специалисты из налоговых органов, органов исполнительной власти и Счетной палаты Российской Федерации.

Если аудитор не получает все необходимые документы, на предприятие также накладывается штраф:

  • порядка 500 рублей на должностные лица;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридические лица.
Читайте также:  Почему в поиске по базе росреестра нет дома, квартиры или земельного участка

Конечно, наложение штрафа не освобождает предприятие от обязанности предоставить документы.

В заключение хочется сказать простую истину: не нужно бояться подобной проверки. Мы не сомневаемся, что аудит только улучшит работу вашего предприятия. Если в бухгалтерии нет серьезных нарушений, то вы с легкостью получите положительное аудиторское заключение.

  • Источники:
  • Основные нормативные акты и документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ
  • Об утверждении Административного регламента предоставления услуги аудита

Возможна ли отмена, снижение налогового штрафа?

Налоговая штрафует за несдачу отчётов и неуплату налогов. Но если предприниматель не виноват, штрафа быть не должно. А если виноват, но не сильно, штраф должны снизить. Разбираемся, как это работает ????

О каких штрафах речь

Штраф от налоговой — это наказание за нарушение закона — ст. 114 НК РФ.

Часто предприниматель узнает о штрафе от банка при блокировке счёта. Вот откуда такой штраф появляется.

Налоговая следит, чтобы предприниматели платили налоги и страховые взносы, правильно их считали и вовремя сдавали отчёты. Для этого предпринимателя проверяет районная инспекция, в которой он стоит на учёте. Проверки бывают такие:

???? Камеральные — когда инспектор у себя в кабинете проверяет отчёт за текущий период. Проверка происходит каждый раз, когда предприниматель сдаёт отчёт. Или наоборот, не сдаёт в срок, хотя обязан. 

???? Выездные — когда инспектор приезжает в офис предпринимателя и смотрит документы по конкретному налогу за последние три года.

Статья: как проходят выездные проверки

За каждое найденное нарушение налоговая выписывает штраф, он идёт плюсом к недоимке по налогу и пени. Точно так же действуют Пенсионный фонд и ФСС по своим вопросам.

Вот самые частые штрафы для предпринимателей:

— Не сдать или сдать позже срока декларацию УСН, 6-НДФЛ за сотрудников, РСВ — минимум 1000 ₽ за каждую декларацию — ст. 119 НК РФ;

— Грубое нарушение учёта доходов и расходов. Например, отсутствие платежек на покупку товаров для перепродажи, которые поставили в расходы — от 10 000 до 40 000 ₽ — ст. 120 НК РФ;

  • — Неуплата или просрочка уплаты налога по патентной системе, УСН, НДС, НДФЛ, страховых взносов — от 20 до 40 % от неуплаченной суммы — ст. 122 НК РФ;
  • — Непредставление документов по требованию налоговой в ходе проверки — 200 ₽ за документ — ст. 126 НК РФ;    
  • — Непредставление документов на контрагента по требованию налоговой, если проверяют контрагента — 10 000 ₽  за документ — ст. 126 НК РФ;   
  • — Неудержание и неуплата НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты сотрудников — 20 % от неуплаченной суммы — ст. 123 НК РФ;

— Не сдать или сдать позже срока отчёты СЗВ-М, СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ за сотрудников — 500 ₽ за каждый отчёт — ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Другие налоговые штрафы есть в Главе 16 НК РФ.

Если налоговая находит нарушения, она составляет акт, а через месяц выносит решение. В решении сказано, сколько налогов доплатить, какие пени набежали и какой штраф назначается. 

Налоговая не может оштрафовать, если предприниматель не виноват в нарушении. А если есть смягчающие обстоятельства, штраф должен быть снижен минимум в два раза — ст. 106, 108 НК РФ.

На основании решения налоговая выставляет требование об уплате. Если предприниматель не платит по требованию, налоговая блокирует счёт. Сначала спишут долг и пени, и в последнюю очередь штраф — ст. 114 НК РФ.

Когда налогоплательщик не виноват и штраф должны отменить

Отмена штрафа из-за невиновности — это не отмена всего долга по налогам. Недоимку и пени надо оспаривать отдельно, уже не ссылаясь на невиновность — или платить, если предприниматель с ней согласен. Но даже если отбить только штраф, итоговая сумма долга перед налоговой станет меньше, иногда существенно.

В Налоговом кодексе есть три обстоятельства, при которых налогоплательщик не виноват в нарушении закона. Но быть невиновным можно и по любой другой причине — ст. 111 НК РФ.

1. Стихийное бедствие и чрезвычайное обстоятельство

Налоговая не может штрафовать за неуплату налогов и несдачу отчётов, если так вышло из-за пожара, аварии или пандемии. Если о форс-мажоре и так известно на всю страну, никакие справки не нужны. На пожар или аварию в офисе надо предоставить документы.

Пример

Суд отменил компании штраф на 136 900 ₽ за непредоставление 2 738 штук первичных документов на проверку. Первичка хранилась в арендованном офисе. В здании арендодателя случился пожар, документы сгорели.

Компания показала суду справку о пожаре от МЧС. А часть сгоревших документов в итоге восстановили и принесли инспекторам уже после штрафа. Но налоговая это не учла.

Суд согласился, что компания не виновата —  дело № А41-31823/2010.

2. Предприниматель не мог думать о налогах и отчётах из-за болезни

Это работает только для ИП. Организации по такому основанию не освобождают.

Бывают болезни и состояния, из-за которых человек не может нормально думать. Это ментальные расстройства, кома, высокая температура, очень сильные боли. Для подтверждения болезни нужна справка. Болезнь должна быть в отчётный период.

Физические недомогания не считаются. В таком случае дела по налогам можно перепоручить представителю. Но любую болезнь должны засчитать за смягчающее обстоятельство. 

3. Выполнение рекомендаций из писем Минфина, ФНС и других госорганов

Госорганы разъясняют спорные моменты по налогам. Ещё налогоплательщик может задать госоргану вопрос от себя, а у своей налоговой запросить мотивированное мнение.

Если предприниматель следовал рекомендациям из письма госоргана, а инспекция истолковала спорный вопрос по-своему, штрафа быть не должно. Основание не применяется, если разъяснение основано на неполной или недостоверной информации.

Пример

Налоговая оштрафовала ИП на 193 000 ₽ за занижение базы по УСН Доходы и на 1700 ₽ за непредставление декларации. Бизнес ИП заключался в сдаче в аренду помещений. В отчётном году предприниматель продал помещение за 15 300 000 ₽ и решил свернуть бизнес. На этот случай было Письмо Минфина.

В нём говорилось, что если ИП прекратил работу и продал недвижимость, то доход от продажи в выручку не ставится. А по доходу НДФЛ можно получить вычет. Предприниматель так и сделал. Но налоговая посчитала, что доход надо учесть при УСН.

Суд согласился с доначислением, но отменил штраф, потому что письмо Минфина запутало предпринимателя — дело № А05-13186/2013.

4. Любые другие обстоятельства

Предприниматель может ссылаться на любые обстоятельства невиновности.

Примеры

Компанию оштрафовали на 1 600 000 ₽ за недоплату налога на имущество. Компания применила неположенную ей льготу для налога на новое здание с высокой энергоэффективностью. Но предыдущие два года инспекция подтверждала льготу на камералках. И вдруг на выездной проверке выяснила, что здание под льготу не попадает. Суд оставил доначисление, но штраф отменил — дело № А56-129672/2019.

В другом деле компания отбилась от штрафа ПФР в 48 000 ₽ за просрочку сдачи СЗВ-М на 96 работников. Отчёты надо было сдать до 15 июня. В этот день в офисе отключили свет. Бухгалтер не могла сдать отчёт онлайн или распечатать на бумаге и послать почтой.

Компания показала суду письмо от энергетиков, что в тот день в их здании была авария. Аргумент налоговой, что нечего было тянуть до последнего дня, суд не принял. Отчётность не запрещено откладывать на последний день срока.

С компании сняли вину — дело  А39-10767/2018.

Когда штраф снижают: смягчающие обстоятельства

В Налоговом кодексе перечислены смягчающие обстоятельства. Можно воспользоваться списком или сослаться на что-то своё. Если хотя бы одно обстоятельство смягчает вину, налоговая обязана снизить штраф минимум в два раза, а то и больше — ст. 114 НК РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

  1. Смягчающие обстоятельства из 112 НК РФ такие:
  2. — Отчёт не сдали и налог не заплатили из-за стечения тяжёлых личных обстоятельств. Например, болезнь и отсутствие денег;
  3. — Предпринимателю угрожали или он нарушил закон из-за материальной зависимости;
  4. — На счёте ИП не было денег.
  5. Сама налоговая предлагает учесть следующее:
  6. — Просрочка в подаче отчёта и уплате налога незначительна;
  7. — Признание вины, самостоятельная доплата налога, подача уточнённой декларации;
  8. — Социальная направленность бизнеса, например, сельхозпроизводство;
  9. — Остановка деятельности ИП;
  10. — Пенсионный возраст ИП;
  11. — Отсутствие ущерба бюджету, постоянная переплата, совершение нарушения впервые.
  12. Примеры смягчающих обстоятельств, которые сработали

Предпринимателя оштрафовали на 29 000 ₽ за неуплату НДФЛ после утраты права на патент. Суд снизил штраф до 900 ₽. Учли, что у предпринимателя не было умысла и старых долгов по налогам — дело № А63-12226/2016.

Компания сдала невовремя уточненки по СЗВ-М за работников. При этом страховые взносы были уплачены вовремя. ПФР оштрафовал на 4500 ₽. Суд снизил штраф в четыре раза до 1 125 ₽. Права работников не были не нарушены, бюджет тоже не пострадал — дело № А28-14462/2020.

Ещё в кодексе есть отягчающее обстоятельство — к счастью, только одно. Штраф увеличивается в два раза, если в последние 12 месяцев налоговая уже штрафовала за то же самое нарушение.

Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.

Вот когда о них можно заявить:

В пояснениях

В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.

В возражениях на акт проверки

По результатам камеральной и выездной проверки налоговая составляет акт. В нём написано, за что налоговая планирует оштрафовать. У предпринимателя есть один месяц, чтобы представить письменные возражения с доказательствами. 

Возражения сдают инспектору или отправляют по почте. Но часто налоговая не учитывает возражения и все равно выносит решение со штрафом.

В апелляционной жалобе на решение

У плательщика есть месяц на подачу апелляционной жалобы на решение инспекции в региональную УФНС. В этот месяц решение ещё не исполняется, счёт не блокируется, деньги не списываются. 

Жалобу подают письменно через свою районную инспекцию. В жалобе надо отметить, что инспекторы не учли отсутствие вины. В течение трёх дней ее направят в УФНС. 

В жалобе, если решение уже исполняется

Если предприниматель не знал о проверке, упустил решение, а о штрафе узнал случайно, у него есть год на жалобу в УФНС. Но решение уже будет исполняться, и деньги по штрафу списываться со счёта.

На сайте налоговой есть сервис Узнать о жалобе. В нём можно отслеживать свою жалобу.

Если управление налоговой не отменяет штраф, последний шанс — арбитражный суд.

В арбитражный суд

У предпринимателя есть три месяца, чтобы обжаловать решение налоговой в арбитражном суде. Делать это лучше вместе с юристом. Такие споры предприниматели нередко выигрывают.

Статья актуальна на 16.06.2021

Обязательный аудит и аудиторское заключение в ГНС: требования-2021, ответственность, риски

Некоторым предприятиям в этом году впервые придется представить в налоговый орган (до 10 июня) финотчетность за 2020 год с аудиторским заключением. Кто среди этих «счастливцев», какая ответственность и какие риски могут грозить за игнорирование данного требования и есть ли «карантинные послабления» – расскажем в деталях.

Обнародование предприятиями финотчетности вместе с аудиторским заключением предусмотрено нормами ст. 14 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996).

Под обнародованием подразумевается размещение на своих сайтах (веб-страницах). Кого касается данное требование и сроки обнародования в зависимости от категории предприятия и особенностей его деятельности представим в табл. 1.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/70524-0

Категория предприятия/учреждения Срок обнародования
  • Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг).
  • Публичные акционерные общества.
  • Субъекты природных монополий на общегосударственном рынке.
  • Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях
До 30 апреля года, следующего за отчетным
Главные распорядители бюджетных средств
Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг. Средние предприятия* Не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом
Прочие финансовые учреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств

В свое время Минфин разъяснял вопрос первого периода обнародования финотчетности с аудиторским заключением (письмо Минфина от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299). Для тех, кто представляет общественный интерес, обнародование было обязательно уже за 2018 год, а вот, скажем, средние предприятия впервые обнародовали финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год.

Добавим, что кроме требования обнародования из Закона № 996, для коммунальных и государственных предприятий прописаны особые правила в ч. 3 ст. 90, ч. 8 ст.

78 Хозяйственного кодекса (далее – ХК), которые не зависят от размера предприятия. Все они обязаны обнародовать свою финотчетность, да еще и не за один год.

А вот проводить ли обязательный аудит – зависит от решения местного совета, решений КМУ, требований других нормативных актов (в т. ч. и Закона № 996).

Законодательством предусмотрена админответственность за необнародование финотчетности с аудиторским заключением. Штраф может грозить должностным лицам предприятия (см. табл. 2).

Читайте также:  Заявление на ремонт подъезда в управляющую компанию: образец, примеры жалоб на ЖКХ для иска, а также как правильно написать бумагу в УК, ЖЭК, ТСЖ от жильцов дома?

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/70524-2

Вид ответственности За первое нарушение За аналогичное нарушение, совершенное во второй раз в течение года
Административная ответственность За нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности ст. 16316 КУоАП
От 17 000 грн до 34 000 грн От 34 000 грн до 51 000 грн
За непредставление аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством ст. 1631 КУоАП
От 85 грн до 170 грн От 170 грн до 255 грн

Подчеркнем: если предприятие уплатит этот штраф за физическое лицо, это будет расценено как дополнительное благо с соответствующим обложением НДФЛ и военным сбором.

Добавим: отдельным категориям (финучреждениям, эмитентам ценных бумаг и т. п.) профильное законодательство может предусматривать отдельную ответственность за необнародование финотчетности с аудиторским заключением.

Дословно из п. 12 разд.

V Закона № 996 «Лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, определенные статьей 11 данного Закона, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае, если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершения такого карантина, но не поздее 31 декабря 2020 года, а для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, в течение срока, установленного пунктом 7 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», но не позднее 31 декабря 2020 года».

Поэтому, если ваше предприятие – из категории тех, кто попал под обязательный аудит, и оно обнародовало финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год с просрочкой, но до конца 2020 года, штрафа не будет.

А вот для отчетности за 2020 год, хоть карантин и длится, таких послаблений пока нет. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, важно вписаться в оговоренные Законом № 996 сроки для обнародования финотчетности с аудиторским заключением.

К административной ответственности может привлечь (наложить штраф по ст. 16316 КУоАП) :

  • Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью – за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24422 КУоАП);

Рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания имеет право от имени Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества;

  • НБУза нарушение банками, небанковскими финучреждениями и лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет НБУ, порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 2343 КУоАП);
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – за нарушение эмитентами, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение, или профессиональными участниками фондового рынка порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24417 КУоАП).

Как будут проверять эти органы на практике, можно только догадываться. Ведь финотчетность с аудиторским заключением может быть «спрятана» не обязательно на главной странице сайта предприятия. Поэтому покажет практика, останется ли админштраф только в теории, или на самом деле будет реально грозить должностному лицу предприятия, проигнорировавшему требование обнародования.

Закон от 16.01.20 г. № 466-IX обязал плательщиков налога на прибыль, которые согласно Закону № 996 должны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением, подавать ее отдельно еще и в ГНС.

Не будут же они искать ее на сайте компании… А желают получить «персонально» не позднее 10 июня года, следующего за отчетным. Такое требование включили в Налоговый кодекс (см.

«Налоговая реформа: обзор изменений в Налоговый кодекс»), и применяется оно впервые именно к отчетности за 2020 год (письмо ГНС от 04.06.20 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07, Информационное письмо ГНС № 12).

Но на этом еще не все: если по результатам проверки аудиторы выявили ошибку – нужно представить уточняющую декларацию (п. 50.1 НК).

Обновленные требования к представлению финотчетности плательщиками налога на прибыль см. в табл. 3. Конечно, речь идет о крупных и средних предприятиях и финучреждениях независимо от размера, ведь предприятия только этих категорий обязаны обнародовать финотчетность.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/70524-3

Предоставление финотчетности вместе с отчетной декларацией (п. 46.2 НК) Предоставление аудиторского заключения с финотчетностью (п. 46.2 НК) Представление уточняющей декларации – если в финотчетности аудиторами обнаружена ошибка (п. 50.1 НК)
Все плательщики налога на прибыль вместе с отчетной декларации подают и финотчетности. Конечно те плательщики налога на прибыль, которые согласно Закону № 996 обязаны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением, при представлении отчетной декларации подают финотчетность еще без проверки аудиторов (ведь как правило такая проверка еще и не проводилась на отчетную дату) Плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом № 996 обязаны обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность вместе с аудиторским отчетом, подают контролирующему органу годовую финансовую отчетность, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным Если после проверки аудиторов выявлены ошибки и они повлияли на показатели декларации – нужно представить уточняющую годовую декларацию не позднее 10 июня года, следующего за отчетным
Пояснения
Например, отчитываясь за 2020 год, не позже 1 марта 2021 года с отчетной декларацией налогоплательщики представляли финотчетность еще без аудиторского заключения Плательщики налога на прибыль – крупные, средние предприятия и финучреждения (независимо от размера) финотчетность за 2020 год вместе с аудиторским заключением представляют в ГНС не позднее 10 июня. Подчеркнем: только финотчетность + аудиторский отчет. В случае непредставления (несвоевременного представления) годовой финотчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, применяется ответственность, предусмотренная п. 120.1 НК для представления налоговых деклараций (расчетов) Подчеркнем: если после проверки аудиторов ошибок, повлиявших на показатели декларации по налогу на прибыль, нет, то уточняющую декларацию представлять не нужно, а только финотчетность с аудиторским заключением (как того требует п. 46.2 НК). А вот если ошибки найдены аудиторами и они отразились на годовой декларации по налогу а на прибыль, то нужно представить уточняющую декларацию вместе с финотчетностью (конечно, исправленной) и аудиторским отчетом

Как предоставить финотчетность с аудиторским заключение через частную часть электронного кабинета разясняют налоговики – см. их новость «».

Повторяем: это касается плательщиков налога на прибыль – крупных, средних предприятий и финучреждений, которые обязаны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением.

Непредставление (несвоевременное представление) финотчетности с аудиторским заключением приравнено к непредставлению (несвоевременному представлению) декларации. То есть грозит штраф в размере 340 грн, а за повторное нарушение в течение года – 1 020 грн (п. 46.2, п. 120.1 НК).

«Карантинные послабления»: на период карантина (с 1 марта 2020 года по последний день месяца действия карантина) эти штрафы не применяются (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Если же аудиторы выявили ошибку, повлиявшую на годовую декларацию по налогу на прибыль, но предприятие не подало уточняющую декларацию (не исправило самостоятельно ошибку), то грозит аналогичный штраф – как за непредставление декларации.

А вот исправление ошибки без уплаты самоштрафа и пени (конечно, если ошибка состоит в занижении налоговых обязательств) влечет за собой наложение штрафа в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (п. 120.2 НК).

Учтите: при самостоятельном исправлении ошибок за 2020 год, которые привели к занижению налоговых обязательств по налогу на прибыль, самоштраф не начисляется и пеня за период действия карантина не исчисляется (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Но, хотя карантинный период для нарушений по налогу на прибыль и «бесштрафный», непредставление финотчетности с аудиторским заключением в ГНС может таить в себе другие риски.

Непредставление плательщиками НДС финотчетности вместе с аудиторским заключением является угрозой для них очутиться в рядах рискованных.

Ведь одним из критериев рискованности плательщика НДС является непредставление им, как плательщиком налога на прибыль предприятий, в контролирующий орган финотчетности за последний отчетный период вопреки нормам пп. 16.1.3 и п. 46.2 НК (п. 7 приложения 1 к Порядку приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденному постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165).

  1. Как следствие, возможна блокировка налоговых накладных и расчетов корректировки.
  2. Налоговики вряд ли запустят массовую проверку представления финотчетности с аудиторским заключением не позднее 10 июня для критерия рискованости плательщика НДС, ведь им нужно четко понимать, каким является предприятие по размеру.
  3. Однако исключать этого не стоит, ведь налоговики могут пойти простым путем: отфильтровать предприятия, которые подали формы № 1-мс, № 2-мс и № 1-м, № 2-м как микро- и малые и для которых аудит необязателен, а остальных – подавших за 2020 год полный комплект согласно НП(С)БУ 1, трактовать как средние и крупные предприятия, ожидая от них, соответственно, финотчетность с аудиторским заключением.

Однако заметим, что это слишком упрощенное разграничение. Ведь среди тех, кто отчитывается по полному комплекту (а не по упрощенным формам из НП(С)БУ 25), могут быть и микро- и малые предприятия, ведь сам стандарт дает им право выбирать формы: или сокращенные из профильного НП(С)БУ 25, или общие из НП(С)БУ 1 (п. 2 раздела ІІ НП(С)БУ 1).

Как контролеры будут применять (и будут ли применять вообще) норму п. 7 Критериев рискованности плательщика НДС к средним и крупным предприятиям за непредставление финотчетности с аудиторским заключением после 11 июня 2021 года, покажет только время. Но реальная угроза блокировки налоговых накладных и расчетов корректировки на этом основании существует.

Правда, отметим: говорится в п. 7 приложения 1 к Порядку № 1165 о непредставлении финотчетности за последний отчетный период.

Сделаем акцент на словах «последний отчетный» — для большинства средних и крупных предприятий последний отчетный по налогу на прибыль – это уже 1 квартал 2021 г.

Но будут ли и налоговики такими «буквоедами» в ситуации с представлением финотчетности с аудиторским заключением за 2020 год (а это уже не последний отчетный период) не позже 10 июня 2021 – вопрос.

Для предприятий, имеющих контролируемые операции, аудиторский отчет (если он для них обязателен) – часть трансфертной документации. Ведь с 01.01.21 г. согласно пп. «й» пп. 39.4.

6 НК документация по трансфертному ценообразованию включает, в частности, копию аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за отчетный период (отчетные периоды), за который подается документация по трансфертному ценообразованию (если его наличие обязательно для налогоплательщика).