Советы

Должны ли опекун и опекаемый жить совместно

Должны ли опекун и опекаемый жить совместно

  • В Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поступает большое количество обращений от опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с вопросами об отказе в предоставлении подопечным различных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с отсутствием, по мнению уполномоченных органов и должностных лиц, у таких подопечных места жительства в соответствующем регионе.
  • Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.
  • При этом, по мнению вышеназванных должностных лиц, место жительства подопечных должно определяться исключительно регистрацией по месту жительства (в быту ее называют — «постоянной регистрацией»), а учитывая, что подопечный в соответствующем городе или субъекте Российской Федерации имеет регистрацию по месту пребывания (в быту – «временную регистрацию»), то, по их мнению, он не имеет места жительства в этом городе или субъекте Российской Федерации.

Часто отказы в предоставлении тех или иных социальных гарантий подопечным из-за того, что соответствующий регион не является их местом жительства, мотивируется ссылками на определение понятия «место жительства», указанное в статье 2 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Органы опеки и попечительства Московской области любят указывать, что Московская область не является местом жительства подопечных, принятых на воспитание в семью из других регионов, так как «устройство несовершеннолетних детей-сирот под опеку (попечительство) изначально носит временный характер. При прекращении опеки (попечительства) отношения между опекунами (попечителями) и подопечными прекращаются, в том числе подопечный утрачивает право и основание совместного проживания с опекуном».

Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?

1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.

При этом подопечный может быть зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а иметь место жительства в другом субъекте Российской Федерации.

То есть, «регистрация по месту жительства» и «место жительства» — понятия не тождественные.

2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

При этом «место преимущественного проживания» к подопечным не относится и не понимается как длительность, продолжительность проживания.

Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.

2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

  1. К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.
  2. Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
  3. Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.
  4. Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.

3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.

4.

Отказывая в предоставлении социальных гарантий подопечным, ссылаясь на их регистрацию по месту жительства в другом регионе и на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», уполномоченные органы и должностные лица осуществляют подмену понятия «место жительства гражданина», определенного в статье 20 ГК РФ, которое подлежит применению в сфере гражданских, семейных и жилищных правоотношений, на понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1.

Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.

Закон Российской Федерации от 25.06.

1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В статье 2 указанного Закона особо оговорено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.

1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в статье 20 ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних подопечных еще и п. 1 ст. 34 ГК РФ, п.2 ст. 36 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также без обязательного учета в правоприменительной практике правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г.

№ 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Читайте также:  Действительность водительского удостоверения, полученного в Казахстане, в России

5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.

Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.

По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.

Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.

Также не имеет правового значения в этом случае то, что бывший подопечный зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, а в городе (субъекте Российской Федерации), где он находился под опекой и попечительством у него оформлена регистрация по месту пребывания.

Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.

6.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тверской области

Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54, п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации; п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением последних. Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (например, в случаях, когда родитель лишен родительских прав).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

В случаях, когда ребенок неправомерно живет отдельно от законных представителей, либо, когда несовершеннолетние совершают самовольные уходы, родители привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, так как данные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Указанная административная ответственность в отношении родителей наступает и в случае несвоевременного обращения в полицию с заявлением о розыске несовершеннолетних.

К несовершеннолетним, совершающим самовольные уходы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ применяются меры профилактического характера и иные меры воздействия в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет.

Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ)».

Прокурор Пеновского района                                         О.Л. Шевчук

Как назначается опекун, должен ли он проживать с опекаемым?

Семейное право и наследство

Согласно статьям 35, 36 Гражданского кодекса РФ опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства человека, нуждающегося в опеке, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о такой необходимости.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна.

Если нуждающемуся в опеке в течение месяца не назначен опекун, исполнение его обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, сложившиеся между ним и нуждающимся в опеке, а если это возможно — и желание подопечного.

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Обязанности по опеке исполняются безвозмездно.

Опекуны несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Они обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна. В акте может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

https://www.youtube.com/watch?v=7LEjtomGxVc

Таким образом, совместное проживание опекуна и подопечного предусмотрено законом только в отношении несовершеннолетних граждан, в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, — опекун может проживать раздельно и навещать подопечного так часто, как это требуется для исполнения его обязанностей

Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.
Читайте также:  Налогообложение дохода из-за рубежа

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: ksp@gov.spb.ru.

  • Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:
  • 191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;
  • телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.
  • В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
  • 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: ukog@gov.spb.ru;

телефон (812) 576‑70‑42.

Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры

Как установлено законодательством, под опеку (и попечительство) передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. За редким исключением (если опека назначается по заявлению родителей — часть первая ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве») ребенок в момент назначения опеки лишён любви, заботы и защиты со стороны своего родителя.

И вот у ребенка появился опекун… Случаи, когда родители «очухиваются», и возвращаются к ребенку, пытаются его забрать (это называется на сухо-юридическом языке «восстановить родительское попечение») встречаются довольно редко (в 2010-2012 году лишь каждый десятый ребенок  из выявленных, как оставшийся без попечения родителей, был возвращен родителям; подопечных детей из этого числа — едва ли каждый третий). Но такие случаи встречаются, причем, как это не печально, как правило, с какими-то «перекосами».

Лучшим (для ребенка, разумеется) вариантом является, например, восстановление в родительских правах матери, лишенной их до этого за игнорирование интересов ребенка.

Правильный путь в этом случае — определённая «дорога к ребёнку».

То есть, родитель сначала выстраивает отношения с ребенком, восстанавливает их, и лишь затем решается вопрос о восстановлении в правах, а затем — о передаче ребенка родителю от опекуна.

Безусловно, опекун в таком случае должен предпринять всё, что нужно для защиты интересов ребенка. В частности, именно опекун определяет, возможно ли, и в какой форме, общение лишенного родительских прав родителя и ребенка.

  Пункт второй статьи 1481 Семейного кодекса четко устанавливает, что  с момента назначения опекуна, родители (даже не лишённые родительских прав) утрачивают права  и обязанности по представительству интересов и защите прав ребенка с момента назначения опекуна.

Это не означает автоматическую потерю родительских прав, отнюдь, но это означает, что решения в жизни ребенка принимает опекун, а не родитель, и именно опекун, а не родитель представляет ребенка перед всеми другими лицами. У родителя такого права в этот момент нет.

Кроме вышесказанного, опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями (конечно, не лишенными родительских прав!) и родственниками, за исключением случаев, если такое общение «не отвечает интересам ребенка» (п. 5 той же статьи).

Иными словами, если такое общение ребенку полезно (не просто «не повредит», а именно полезно, то есть, отвечает его интересам) — оно должно состояться. В противном случае — нет. Регулирует этот вопрос опекун самостоятельно, исходя из своего понимания интересов ребенка.

А что делать родителю (или, скажем, бабушке — родственнику ребенку), если опекун не позволяет общаться с ребенком? Закон предусматривает тут сложный механизм.

Родственник или родитель должен обратиться в орган опеки и попечительства (по месту нахождения ребенка под опекой) с жалобой на действия опекуна, препятствующие общению с ребенком.

Орган опеки должен рассмотреть этот  вопрос и, исходя из интересов ребенка, принять решение: или потребовать от опекуна устранения нарушения права ребенка на общение с родителями и родственниками, или — такое тоже вероятно — согласиться с опекуном и отказать родственникам.

Если решение органа опеки — общению быть, но опекун всё же не даёт родственникам общаться, не выполняет решение органа опеки, родственники вправе обратиться в суд, который вынесет решение (опять же исходя из интересов ребенка). И которое уже придется исполнять вне зависимости от позиции опекуна.

В практике мне встречались случаи, когда орган опеки обязывал опекуна обеспечить общение ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Это — незаконно. Одним из правовых последствий лишения родительских прав является утрата родителем всех прав и обязанностей, включая право на общение с ребенком, на личное его воспитание, всех прав, основанных на родстве с ребенком (ст. 71 СК РФ).

В таком случае опекуну необходимо обжаловать решение органа опеки (чаще всего в суде).  Отмечу «на полях»: чаще всего в органе опеки требуют такого общения устно, чуть ли не в порядке обязательно-принудительного совета, и даже на робкую просьбу оформить это «пожелание» письменно — сразу же перестают настаивать…

Вернемся к другим случаям «возврата» родителей. Наиболее распространен случай, когда один из родителей возвращается после отбывания наказания в местах лишения свободы.

Чаще всего это мама, но последнее время встречаются и отцы, отсидевшие, иногда 5-7 лет, но потом «возвращающиеся». В таком случае родитель не лишен родительских прав. И право на воспитание ребенка у него сохраняется (ст.

63 СК РФ), однако, предусмотренное законом право на законное представительство и защиту прав ребенка — утрачено с момента назначения опекуна.

Учитывая, что в силу п.6 ст. 1481 СК РФ, опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, системно применяя этот пункт, а также п. 2 той же статьи, ст. 121, 123 СК РФ, однозначный вывод, что законодатель числит воспитание и развитие ребенка — как одни из законных (то есть, предусмотренных законом) прав ребенка, а заботу о них — как защиту законных интересов.

Таким образом, даже вернувшийся из мест лишения свободы, или просто «вернувшийся» откуда-то родитель, не лишенный родительских прав, не вправе тут же приступить к воспитанию ребенка, и, во всяком случае, отобрать его у опекуна — эти права он утратил.

Что же должно в таком случае происходить? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, в интересах ли ребенка общение с родителем, и в каком виде это должно происходить.

Читайте также:  Что делать, если потеряли свидетельство о рождении ребенка, как восстановить?

Эти вопросы разрешает опекун, который, если это не в интересах ребенка, вправе не предоставлять родителю возможности общаться с ребенком.

Не согласный с этим родитель вправе обратиться в орган опеки, а затем, если решение органа опеки исполняться не будет, в суд.

Поскольку именно опекун отвечает за защиту прав и интересов ребенка, именно он определяет его место жительства (если орган опеки не запретил опекуну его менять, эта возможность предусмотрена частью четвертой статьи 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). И он может и не согласиться передать ребенка родителю.

В таком случае, родитель вправе поставить вопрос (в порядке пункта 3 ст. 1481 СК РФ) о защите прав ребенка и передаче ребенка ему. Достаточно нередко встречным иском опекун ставит вопрос о лишении родительских прав «вернувшегося» родителя.

Орган опеки и попечительства не вправе освободить (а тем более, отстранить) опекуна от его обязанностей, только на основании того, что родитель «вернулся». Как императивно установлено п.1 ст.

39 ГК РФ, орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. Учитывая, что ребенок не может остаться без какого-либо попечения вовсе (ст.

121-123 СК РФ), освобождение опекуна может состояться не ранее, чем ребенок фактически будет передан родителю.

Если орган опеки все-таки издал решение об освобождении опекуна — его необходимо обжаловать, одновременно требуя приостановить его действие на время рассмотрения дела. Дела подобной категории, как правило, длительны, сложны и неоднозначны. Но в этот период ребенок не может оставаться «между небом и землёй» и без защиты.

Таким образом, в случае, если родитель, ребенок которого находится под опекой, желает его забрать и воспитывать самостоятельно, он должен:

  • восстановить родительские права (если он был их лишен);
  • обратиться к опекуну и попытаться наладить общение с ребенком (исходя из интересов ребенка);
  • подать жалобу в орган опеки и попечительства, если опекун неправомерно лишает его такого общения;
  • если опекун не исполняет решения органа опеки и попечительства — обратиться в суд, который запретит опекуну препятствовать общению;
  • обратиться в орган опеки и попечительства за решением вопроса о возвращении ребенка родителю и освобождении опекуна от его обязанностей;
  • в случае отказа опекуна — обращаться в суд за разрешением спора о воспитании ребенка, требовать передать его на воспитание себе. Суд разрешает этот вопрос исходя из интересов ребенка.

И довольно часто отказывает: одного желания забрать ребенка не вполне достаточно — родитель, допустивший, что его ребенок остался без родительского попечения — не всегда лучшая судьба для ребенка.

Место жительства подопечного — ИСППП

Наступило лето и пошли опять вопросы о том, что такое место жительства. Почему именно летом? Потому что именно летом хочется его сменить. Ну, как минимум, выйти на улицу. 

Итак, отвечаем.

Что такое место жительства

Место жительства определено в законодательстве максимально четко. Максимально для применения этого термина. Итак, место жительства — это то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. 

Больше в законе не сказано ничего. Вопрос о регистрации по месту жительства не имеет значения для определения того, живет человек по какому-то адресу или не живет. Имеют значение другие обстоятельства.

Например, жилое ли это помещение, на каких основаниях живет там человек и т.д. Но еще раз: место жительства определяете вы сами.

Верховный суд объясняет, что суду в каждом конкретном случае нужно устанавливать действительно ли человек живет там постоянно или преимущественно, или только зарегистрирован, но не проживает.

Статья 20 Гражданского кодекса четко показывает именно такое определение места жительства, а ни какое другое.

Поэтому когда мы говорим про место жительства, вы конечно можете открыть паспорт и показать то место, где вы зарегистрированы по месту жительства, но эти места могут и не совпадать.

Вот это самое главное, что нужно понимать про место жительства. Его выбираете вы и оно совершенно не означает прописку.

Место жительства подопечного

Местом жительства подопечного является место жительства его опекуна. Как неоднократно показывал Верховный суд в разных делах, местом жительства подопечного, находящегося на попечительстве, т.е. подопечного старше 14 лет, также является место жительства его попечителя.

И только в очень редких случаях, а именно, когда органом опеки специально разрешено раздельное проживание попечителя и ребенка, который находится на попечении (такой ребенок может быть только старше 16 лет), вот только в этом случае место жительства подопечного и попечителя не совпадают.

Во всех остальных случаях и опекун, и попечитель обязаны проживать вместе со своим подопечным в одном жилом помещении, жить вместе по одному месту жительства.

А регистрация никакого принципиального значения в данном вопросе не имеет. Это вопрос именно фактического проживания.

В случае, когда мы говорим про родителей и детей, или про усыновителей и усыновленных (это одно и тоже в данном случае), все могут проживать где хотят. Никаких вопросов у органа опеки и попечительства быть не должно. Живите как хотите.

Хотите отправляйте детей в деревню к дедушке, к бабушке, в пионерский лагерь, вообще не живите с ребенком, отправляйте его с одним из родителей или вместе с какими-то знакомыми. Вы родитель (усыновитель имеет те же самые права) ребенку, и живите как хотите.

Сюда закон не вмешивается.

Совсем другая история, если ребенок находится у вас под опекой или на попечительстве.

Во-первых, ребенок этот не ваш. Вы не являетесь ему мамой или папой. За его благополучием следите не только вы, но и огромный штат органов опеки и попечительства. Они также должны смотреть, чтобы с ребенком было все в порядке и ребенок получал то, что ему положено по закону.

Одна из вещей, которая положена ребенку по закону (статья 148 пункт 1 Семейного кодекса РФ): “Дети, находящиеся под опекой или попечительством имеют право на воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание, за исключением случаев, которые прямо указаны в законе”. О которых я уже говорил.

Из всего это следует, что опекун не может жить отдельно от ребенка. Фактически не может проживать. Где он прописан, зарегистрирован и прочие бумажки — это имеет вторичное значение. Важно совместное фактическое проживание.

Значит ли это, что опекун, например, не может уехать в командировку? Нет, не значит. Опекун может уехать в командировку, но вот с кем останется ребенок в этот момент — большой вопрос.

Если ребенок совсем маленький, просто так его оставить и уехать, наверное, невозможно, потому что ребенок сам за собой не проследит. А кто за ним проследит? Либо человек по договору — няня. Либо родственник. Вот здесь большие вопросы.

Государство доверяло ребенка именно вам, а вот вашему родственнику оно его не доверяло. Поэтому или договор (учреждение или няня), или никак. Ваша обязанность быть вместе с ребенком всё время.

Отправить его отдохнуть можно, и даже можно без вашего присутствия, но в данном случае мы также имеем дело с оказанием услуг по договору, и они могут быть оказаны ребенку. Например, услуги по оздоровлению или услуги по пребыванию в каком-то там лагере, а также экскурсионное обслуживание.

Предоставлены такие услуги могут быть и без вашего присутствия, но это не значит, что вы куда-то делись. Вы находитесь, если не рядом, то на расстоянии одного телефонного звонка, а за благополучие ребенка в конкретный момент несет ответственность та образовательная или другая организация, в которой ребенок находится в этот момент. 

Вот такое расставание с подопечным возможно. А вот отправить ребенка на деревню к дедушке к Алексею Макаровичу или какому-то другому у вас не получится, потому что фактически у ребенка дедушки нет.

Это ваш отец или ваш другой родственник, а у ребенка родственники остались старые. Вы лишь опекун. Вот это очень часто забывают, поскольку отношения между людьми гораздо интереснее, чем описаны в кодексе.

Часто ребенок называет опекуна мамой, а опекун называет его собственным ребенком, но тем не менее юридически этот вопрос решен именно так. Ребенок не ваш.

Кстати, небезынтересным является вопрос: а можно ли отправить ребенка, который у вас находится под опекой, к кровным родственникам? Например, если у него есть вполне вменяемая тетя, вполне вменяемая бабушка. 

Нет, нельзя. Потому что в этот момент вы являетесь законным представителем, и вы не можете никак передать свои права законного представителя, будучи опекуном. Поэтому никаких кровных родственников без вашего присутствия, к сожалению, не получится.

Так что делать опекуну? Ничего другого, кроме как проживать с подопечным, причем до 18 лет. Вы должны жить в одном жилом помещении, и вы должны предоставлять свою семью для проживания этого ребенка. Надо понимать, что нарушение этих прав и неисполнение этих обязанностей — достаточно серьезный аргумент для того, чтобы ставить вопрос об отмене опеки, и ребенок из вашей семьи может исчезнуть. 

Живите вместе, и всё у вас получится!