Имеет ли право управляющая компания сделать доначисление платы за отопление
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
- В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
- — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
- — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
- Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
- — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.
А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.
Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.
В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.
Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).
Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.
В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Доначисление за коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Доначисление за коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Доначисление за коммунальные услуги
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 346.15 «Порядок определения доходов» главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Индивидуальному предпринимателю, совмещающему системы налогообложения УСН («доходы») и ЕНВД, налоговый орган доначислил УСН на суммы, перечисленные арендаторами за стоимость коммунальных услуг в арендуемых помещениях. Налогоплательщик полагал, что полученные им от арендаторов денежные средства за предоставленные коммунальные услуги не являются его доходом и не подлежат учету при исчислении налоговой базы. Суд, признавая правомерным доначисление налога, указал, что, оплачивая коммунальные услуги, связанные с содержанием объектов аренды, предприниматель исполнял возлагаемую на него договорами аренды обязанность по предоставлению арендаторам имущества в состоянии, соответствующем его назначению, в связи с чем денежные средства по оплате этих услуг являются затратами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности, которые не могут быть учтены при расчете налоговой базы по УСН ввиду избранного объекта налогообложения («доходы»). При этом денежные средства, полученные от арендаторов в счет возмещения стоимости коммунальных услуг, являются доходом предпринимателя.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересная цитата из судебного решения: Повышающий коэффициент к нормативу потребления применяется при расчете платы за коммунальную услугу, фактически увеличивая ее размер для собственников помещений, и не может считаться объемом переданной электрической энергии и, следовательно, влиять на объем оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии, определяемый в соответствии с п. 15(1) Правил N 861″…Согласно абзацу 6 п. 81(11) Правил N 354 нарушение показателей, указанных в абзацах 3 — 5 данного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доначисление за коммунальные услуги
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?(«Электронный журнал «Азбука права», 2021)О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Нормативные акты: Доначисление за коммунальные услуги
«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)Руководствуясь изложенным суд пришел к выводу, что исчисление недоимки исходя из одних лишь доходов от реализации товаров предпринимателем без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, например, на приобретение товаров, заработную плату персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг, привело к доначислению гражданину налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности предпринимателя по уплате налога.
Перерасчет за отопление в 2021 году по 354 Постановлению: Пересчет платы за тепло при наличии и отсутствии проборов учета, образцы заявлений и желоб
В ряде ситуаций потребитель коммунального обслуживания вправе направлять заявление в управляющую организацию об изменении суммы в платежах. Перерасчет за отопление в 2020 году регулируется ПП №354. В нормативном документе прописаны главные и второстепенные аспекты, а также формулы и способы начисления средств.
Как вернуть переплату за тепло.
Постановление №354 о перерасчете платы за отопление
При отсутствии теплоснабжения жилья, даже на короткий промежуток времени, это становится основанием для перерасчета, т. к. радиаторы отопления могут греть недостаточно.
Такое положение указывает, что собственник получил услугу некачественного характера. Это также является причиной для подачи заявления в УК.
Однако для претензии необходимо привести доказательную базу о снижении температурного режима в помещениях.
Главным нормативным актом, регулирующим проведение перерасчета, является постановление Правительства 354 (в последней редакции 2020 года). Документ описывает законность требований, разъясняет нюансы вопросов по оплате за ЖКХ, а также приводит методики. Невзирая на действующие положения ПП представители управляющих компаний нередко отказывают в проведение перерасчета за отопление.
К сведению: у коммунальщиков в основном корректировка сумм в квитанциях проводится в конце отчетного периода, т. е. 1 раз в год.
Основания для перерасчета по отоплению
Основываясь на ПП №354, выделим главные пункты, согласно которым потребитель коммунальных услуг вправе требовать перерасчет за отопление:
- В положениях документа указано, что температура ниже нормы в +18 градусов в комнатах МКД недопустима в течение всего сезона.
К угловым помещениям устанавливается предел в 20°С.
- В зависимости от региона проживания условия окружающей среды могут быть меньше отметки -31°С. В этом случае показатели повышают на плюс два градуса.
- Если обесточивание отопления произошло по причине возникновения ЧС, то период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часа за 30 дней. Наряду с этим, закон устанавливает, что единоразовое отключение не может быть больше 16 ч.
На заметку: если столбик термометра находится не ниже +12°С, то в проведение перерасчета будет отказано.
- Существует норма по температурному режиму, которая указывает, что общее повышение допускается на четыре градуса, а понижение ночью не больше 3°С.
Посмотрите видео: «Особенности проведения пересчета за теплоснабжение и ГВС.»
Перерасчет платы за отопление можно требовать, если гражданин обратил внимание, что ресурс не соответствует установленным стандартам. Для этого составляет жалоба в УК, обслуживающая МКД.
Кроме заявления, потребуется сформировать акт, в котором фиксируется нарушение и указываются следующие характеристики:
- время;
- дата;
- показатели температуры.
Собственник может добиваться проведения корректировки платежа по услуге только при наличии установленных отклонений от нормы за период оказания обслуживания. То есть владельцу недвижимости необходимо каждый месяц составлять такой документ.
В 2013 г. на законодательном уровне процесс фиксации отсутствия отопления или несоответствия требованиям упростили. Так, если гражданин направляет в организацию заявление, то представители компании обязаны в течение 120 минут посетить адрес для составления акта.
При отсутствии обратной связи владелец вправе сформировать собственный документ. Чтобы действия жильца были обоснованы, он должен привлечь двух свидетелей и должностное лицо – соседи и управдом. Период, зафиксированный на бумаге, является датой отсчета нарушения, в связи с которым можно требовать перерасчет.
Порядок и сроки проведения перерасчета
Собственники МКД согласно статье №161 ЖК России обязаны выбрать метод управления общим имуществом:
Поэтому претензия направляется в одну из данных структур, на балансе которой числится дом. В рамках законодательства орган является исполнителем жилищно-коммунального обслуживания. Соответственно, несет ответственность за предоставление услуг в надлежащем объеме и качестве.
В ситуации, когда на общем собрании собственниками дома принято решение о непосредственном управлении общедомовым имуществом, то заинтересованное лицо должно обращаться в РСО.
В постановлении Правительства России (пп «к» пункта №31 Правил) установлено, что обратная связь по обращению граждан должна составлять не больше 3 рабочих суток. Дата исчисления начинается с момента регистрации в журнале заявления.
Кто ответственный за проведение корректировки оплаты
До 2020 г. корректировка платы за отопление практически не проводились коммунальщиками. Перерасчет за тепло если и делали, то только по заявлению собственника. Происходила такая ситуация повсеместно, т. к. над фирмами со стороны надзорных органов практически не было контроля, что позволяло регулярно нарушать законы и права граждан.
Фактически управляющие компании или в некоторых случаях ресурсоснабжающие предприятия несут ответственность за проведение перерасчета по отоплению. Однако обращаться потребитель может не больше одного раза за 12 месяцев.
Пример расчета для последующей корректировки
Перерасчет по отоплению по 354 постановлению должен производиться согласно формуле. Данный метод расчета применяется для МКД и помещений без индивидуальных счетчиков за потребление теплового ресурса.
P=Sи x N x T,
где:
- P – сумма, указанная в квитанции;
- Sи – метражность квартиры;
- N – действующий норматив в регионе на потребление ресурса;
- T – тариф, установленный РСО.
Законность перерасчета за отопление определяется рядом показателей:
- общее использование теплоснабжения за предыдущее отчетное время;
- в случае, когда ИПУ работал не все 12 месяцев, а лишь конкретный период, то объем рассчитывается на основании договора;
- сумму потребления ресурса делят на площадь всех объектов недвижимости по МКД.
Пример пересчета:
Прибор учета отопления показал, что расход ресурса за прошлые 12 мес. составил 900 гигаколорий. По техническому документу площадь МКД – 5490 м2 без учета подвала, чердаков и других подсобных помещений.
В соответствии с формулой ежемесячный расчет выглядит следующим образом: (900/5490)/12 = 0,013 Гкал.
Исчисление показало, что объем потребления отопления делится на год, поэтому здесь используется характеристика за один отрезок, т. е. за месяц. Величина 0,013 будет применяться для последующих начислений платежей.
При наличии общедомового прибора учета
Перерасчет за отопление при наличии общедомового прибора учета в отличие от ИПУ происходит на основании перераспределенного ресурса в конкретную квартиру. Таким образом, собственник будет платить только за потребляемое тепло.
В обновленной редакции 2020 года ПП №354 указано, что порядок исчисления платы за ресурс возможен на основании показателей счетчиков, если они установлены в 50% квартир. Ранее формулы для ИПУ и распределительной системы были едины.
Алгоритм перерасчета за отопление
Перерасчет за отопление по 354 постановлению осуществляется на основании поданного заявления. В зависимости от действующего тарифа производится расчет взносов за потребляемый ресурс. Однако посчитать оплату возможно, если воздух в квартире достигал оптимального температурного режима, а батареи были довольно теплыми. Замер осуществляется при помощи профессиональных инструментов.
Правила составления заявления
В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная форма заявления.
Документ составляется в свободном стиле и нужно писать следующую информацию:
- Название поставщика или исполнителя по коммунальному обслуживанию.
- Полный формуляр руководителя структуры и адрес.
- Данные заявителя – фамилия, имя, отчество, регистрация/прописка, телефон.
- Посредине указывается наименование бумаги – «Заявление».
- В основном тексте следует написать о причинах обращения, обстоятельствах, указать ссылку на закон и основания для корректировки.
- Обязательно наличие доказательной базы, т. е. прикладывается акт.
- Дата и визирование.
Жалоба на неправомерное начисление перерасчета за отопление
Нередко происходят ситуации, когда добиться от ответственной компании обратной связи сложно. Порой на рассмотрение жалобы коммунальщики отводят себе несколько месяцев.
Поэтому в такой ситуации, а также при возникновении следующих обстоятельств необходимо жаловаться в жилищную инспекцию и другие надзорные органы:
- неправильный перерасчет;
- УК стала начислять суммы свыше потребляемой нормы;
- некачественная услуга (например, холодные батареи в отопительный сезон);
- и другое.
Претензия составляется по единому стандарту с указанием реквизитов обеих сторон. В основном поле текста гражданин излагает просьбу разобраться в сложившейся ситуации и прилагает документы.
Исковое заявление о перерасчете коммунальных платежей за отопление
При получении отказа в проведении перерасчета за теплоснабжение, у собственника есть два варианта, что можно сделать:
- обратиться в надзорные органы – ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратура;
- написать исковое заявление в судебную инстанцию.
В действующих российских законах существуют положения, на основании которых владелец жилья вправе требовать проведение корректировки за использованный ресурс. Как правило, это низкое качество, незаконно начисленная переплата или большой размер потребления.
В любом случае заявление следует оформлять грамотно с приложением доказательной базы.
Необходимые документы
Перерасчет отопления по 354 постановлению производят на основании заявления и приложенной доказательной базы.
В качестве последнего пункта допускается прикрепление следующих бумаг:
- Сертификат, указывающий на право владения объектом недвижимости, техпаспорт или выписка из ЕГРП. Любой документ на выбор, позволяющий установить метражность квартиры.
- Сведения от жилищной инспекции или судебное постановление.
- Акт обследования комнат на предмет установления качества оказанных услуг, т. е. нужно подтвердить, что в квартире холодно.
- Бумаги, указывающие на ликвидацию ЧС в магистрали многоквартирного дома (запрашивается в УК или РСО).
- Иные документы, имеющие отношение к делу.
Возникновение спорных ситуаций и их решение
Невзирая на многочисленные акты и правовые документы, а также нормы, потребители продолжают сталкиваться с неправомерными действиями со стороны УК. Часто собственник при требовании сделать перерасчет платы за отопление получает немотивированные отказ.
Утепление жилищного фонда
Когда требовать перерасчет за ЖКУ.
В жилищном кодексе и ПП №354, 491 указано, что необходимо разграничивать понятие пространства внутри квартиры и общедомового имущества МКД.
Таким образом, управленческая фирма ответственна только в отношении дома в целом, но не уполномочена следить за внутриквартирным комфортом.
Однако в обоих случаях обслуживание осуществляется за счет денег собственников.
Утеплением отдельного помещения занимается владелец в самостоятельном порядке. Но при возникновении жалоб со стороны большинства жильцов МКД на холод в комнатах, проводится проверка. Когда в ходе мероприятий устанавливается несоответствие нормам, делают перерасчет за услуги по отоплению при условии, что хозяин предпринял меры по утеплению объекта.
Воздух в стояках
При наличии воздуха в системе подачи ресурса перерасчет зачастую не делают, т. к. устранением проблемы служащие УК занимаются штатно. Но если данные процедуры не проводятся, тогда собственники вправе потребовать проведение корректировка оплаты в квитанциях.
Процедура по промывке радиаторов отопления
Как правило, такой пункт фигурирует в договоре по обслуживанию многоквартирного дома. Обусловлено это тем, что заливка отопления явление распространенное, если установлены радиаторы из чугуна.
Управляющая фирма обязана обеспечивать собственникам систематическую подачу тепла (24/7) соответствующего качества в течение сезона.
Поэтому такая процедура включена в контракт с УК и, зачастую, не требует перерасчета.
Судебная практика по корректировке размера платы за отопление
Проведение перерасчета по теплоснабжению комментируют чиновники:
«Существуют Правила из ПП №354 о том, каким образом необходимо оказывать жилищно-коммунальное обслуживание. На основании нормативного документа в I квартале каждого будущего года, все управляющие компании формируют отчеты. Поэтому обязаны проводить корректировку платы за отопление по фактически выставленным счетам от РСО».
Если суд, проверяя компанию, выявляет расхождение между актами от ресурсоснабжающего предприятия и платежной квитанцией от потребителя, то он обязывает УК делать перерасчет.
Когда в МКД установлен общий прибор, то плата за теплоснабжение формируется по среднему потреблению за прошлый отчетный период. При отсутствии ОПУ – расчет производят согласно норме.
При этом РСО выставляет счет УК, основываясь на сведениях общедомового счетчика.
Подводя годовые итоги, управляющая фирмы выявляет расхождение, но собственникам уже начислено по плановым показателям. Поэтому проводится перерасчет с положительную или отрицательную стороны.
Процесс проведения корректировок за потребленное отопление осуществляется в соответствии с Правилами из ПП №354. Кроме того, управленческие организации должны руководствоваться действующими нормами по начислению платежей за ресурс. При пересмотре итоговых годовых сумм работники ЖКХ обязаны проводить перерасчет.
Посмотрите видео: «Как УК вешают на потребителя несуществующие долги по теплоснабжению.»
Корректировка платы за тепло. Ещё раз, более детально
Подборка ответов на вопросы о корректировке платы за отопление.
Предварительная публикация данных по корректировке принесла ожидаемые плоды – появилась обратная реакция. И не только от управляющих компаний, жителей и контролирующих органов, но и от журналистов.
Вопросы, в целом, однотипные – почему проводятся корректировки, как считаются, что делать, чтобы уменьшить суммы корректировок и т.д. Мы сгруппировали вопросы по своему содержанию и подготовили ответы.
На каком основании проводятся корректировки?
Корректировка платы за отопление проводится согласно п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354).
- Как часто проводятся корректировки?
- Корректировка проводится ежегодно, в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
- Все ли дома попадают под корректировку платы за отопление?
Нет, не все. Корректировка платы проводится в домах, оборудованных общедомовым прибором учёта тепловой энергии.
Как определяется размер корректировки платы за отопление?
Методология определения размера платы за отопление и проведения корректировок дана в вышеуказанных Правилах. В общем и в целом считается следующим образом:
Для расчёта объёмов потребления тепла берутся данные прошедшего года – норматив потребления тепла и фактическое потребление тепла. Из нормативной величины потребления тепла вычитается величина фактического потребления за прошедший год. Разность — это базовая величина для корректировки размера платы.
При проведении расчёта платы берутся ФАКТИЧЕСКИЕ данные потребления тепла за 1 и 2 полугодие отдельно, умножаются на соответствующий тариф (тарифы 1 и 2 полугодия разнятся, 1590,90 руб. и 1695,11 руб. соответственно), затем складываются.
Из полученного результата вычитается суммарное начисление в течение года – это и есть величина корректировки. Эта сумма делятся на общую площадь жилых помещений, в результате появляется размер корректировки платы на 1 кв. м. жилой площади.
Откуда берутся данные для проведения расчётов?
Нормативная величина определяется как объём потреблённого тепла за предыдущий год и разделённый на 12 месяцев. Так как в Удмуртии платят за тепло в течении всего года ежемесячно.
Фактические данные определяются по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Показания передаёт управляющая компания. Коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом, за правильность его работы и техническое состояние отвечает управляющая компания.
Информация по площади жилых и нежилых помещений есть в ГИС ЖКХ. Именно этими данными пользуются и в Удмуртском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», и в контролирующих органах. Информацию в ГИС ЖКХ загружает управляющая компания.
- Если общедомовой прибор учёта работал не весь отопительный период?
- В этом случае первые три месяца считаются исходя из исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за отопительный период, а начиная с четвёртого месяца считают с применением норматива потребления тепла.
- Аналогично считают и в том случае, когда управляющая компания не предоставила данные приборов учёта.
- Что необходимо предпринять жителям, чтобы уменьшить размер корректировки?
Есть два пути. Первый – провести мероприятия, направленные на снижение объёмов потребления тепла. Это совместная работа жителей и управляющей компании. Это может быть и установка вторых дверей в подъездах, и контроль работы элеваторного узла, и монтаж приборов погодного регулирования, и применение теплоизоляционных материалов при проведении ремонтных работ.
Есть второй путь, позволяющий полностью уйти от ежегодных корректировок платы за отопление – переход на оплату по факту. Сегодня по фактическим затратам отопление оплачивают жители Можги и Воткинска. В 2018 году к ним присоединятся и жители Завьяловского района. Для перехода на новую систему оплаты жителям необходимо изъявить свою волю и добиться от администрации города принятия соответствующего решения.
Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?
iskrinka74/Depositphotos
Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:
В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.
К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.
- Как решать проблемы с управляющей компанией?
- Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?
- В случае, если в здании установлен общедомовой счетчик учета тепла и при этом часть поквартирных счетчиков не установлена или не работает, УК должна вычитать данные исправных поквартирных счетчиков из значений общедомового прибора учета, а затем оставшееся значение делить на количество квартир, в которых счетчики не работают или не установлены.
Что делать, если в доме есть неисправные счетчики, а УК рассчитывает плату за отопление «в среднем»? Во-первых, необходимо выяснить в самой УК, почему они не придерживаются буквы закона. Если диалог не изменит ситуацию, необходимо обратиться в суд.
В настоящее время в судебной системе уже существует прецедент, когда Конституционный суд РФ признал отказ начислять плату за отопление, исходя из показаний счетчика тепла в квартире, оборудованной исправным прибором учета, и обязал внести необходимые изменения в действующее законодательство.
Напомню, что в настоящее время, согласно последней версии документа «Правила предоставления коммунальных услуг», плата за тепло по счетчикам может начисляться, если не менее 50% жилых и нежилых помещений оборудованы приборами учета.
Отвечает руководитель отделения городской недвижимости компании «НДВ» Елена Мищенко:
За неимением полной информации, можно предположить, что Вы стали участником одного из трех сценариев.
1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания.
Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить.
Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура.
Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2018 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.
2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД).
Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет.
В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.
Как не платить за ЖКХ офисов и кафе в нашем доме?
Как снизить плату за отопление, если батареи еле теплые?
3. Индивидуальные счетчики на отопление установлены во всех помещениях МКД, но УК все равно игнорирует их, начисляя произвольные показания.
Возможно, Вы имеете дело с простым нежеланием УК рассчитывать расходы на отопление по индивидуальным приборам.
Бывает, что УК до отопительного сезона производит предоплату за поставку тепла, а жильцы отключили радиаторы, если не живут в квартире — в этом случае возможен недобор денежных средств.
Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.
Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:
В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением.
Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других.
Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.
Для того чтобы убедиться, действительно ли управляющая компания не обращает внимание на индивидуальные приборы учета, нужно подать ей заявление с просьбой подробно разъяснить, каким образом и на основании чего был произведен расчет платы.
Если в итоге выяснится, что они не были учтены, то указанные действия управляющей организации можно обжаловать в судебном порядке, а также в административном (путем подачи жалоб в прокуратуру, Государственный жилищный надзор).
При наличии нарушений компетентные органы примут меры по их пресечению и восстановлению прав заявителя.
Может ли УК брать плату за отопление в новостройке, не приняв теплосети?
Как проверить отопление, принимая квартиру в новостройке летом?
Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:
До недавнего времени было так: если счетчики на отопление стоят не во всех квартирах в доме, то все платят по площади квартиры. Но этим летом справедливость восторжествовала, хотя и не до конца. Житель Подмосковья отстоял свое право в Конституционном суде, и суд принял решение о внесении изменений в закон.
Однако изменения касаются только домов, введенных в эксплуатацию (построенных или после капремонта) после 1 января 2012 года и оборудованных в обязательном порядке счетчиками тепла. А все остальные дома платят как раньше либо по нормативам, либо по общему счетчику. Частные счетчики не учитываются ни в коем случае.
Так что Вашу претензию надо адресовать не в ТСЖ, а мошенникам, установившим Вам счетчик под предлогом возможности его использования.
- Текст подготовила Мария Гуреева
- Не пропустите:
- Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
- Запрещено ли отключать отопление во всем доме зимой?
- Можно ли изменить расчет за отопление нежилых помещений?
- За что платит собственник нежилого помещения в жилом доме?
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.