Советы

Компенсация военнослужащему расходов на проезд

Компенсация военнослужащему расходов на проезд

В х к статье «Военные пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в санатории и обратно» наши пользователи пожаловались, что некоторые военкоматы возмещают стоимость билетов лишь частично. Чаще всего такие ситуации возникают при предоставлении для отчета электронных  ж/д и авиабилетов, в которых общая стоимость разделена на стоимость проезда, плату за пользование услугами во время полета или поездки, плату за сервисные услуги и пр. Если вы покупали билет на самолет без багажа, то провоз багажа оплачивается отдельной квитанцией. Иногда в ж/д билетах отдельно указана стоимость белья. В результате, если военный пенсионер покупал билеты за собственные средства, а затем обратился в военкомат за компенсацией, он может получить лишь часть затраченной суммы. Правомерно ли это?

Компенсация военнослужащему расходов на проезд

Что такое ВПД и как ими воспользоваться

С 2018 г. льгота на бесплатный проезд военных пенсионеров в санаторий и обратно реализуется через ВПД и компенсацию стоимости билетов. Согласно приказу Министра обороны от 27. 12 2017 г.

№ 815 (вступил в силу с 30 марта 2018 г.

) билеты на проезд в ведомственные санатории и обратно военные пенсионеры, а также члены их семей, на которых распространяются льготы, могут приобрести, воспользовавшись воинскими перевозочными документами. 

Чтобы получить ВПД, следует обратиться в военкомат по месту жительства или пенсионного учета.

Генерал-майор юстиции Сергей Скребец объясняет, что к заявлению следует приложить заключение ВВК;  документ, подтверждающий личность, а если проездные документы выдаются на члена семьи,  документ, подтверждающий родство; ксерокопию путевки или документ о получении/приобретении путевки. Чтобы избежать канцелярской казуистики, полный перечень документов лучше уточнить в военкомате. После получения ВПД нужно обменять в кассах на билеты.

Компенсация военнослужащему расходов на проезд

Казалось бы, все вопросы по приобретению билетов решены, однако, как сообщают пользователи нашего сайта, проблемы остались.

Приобрести билеты на поезд или самолет по ВПД можно только в собственных кассах компаний или кассах уполномоченных агентств, которые есть далеко не в каждом российском городе. Военные пенсионеры также сетуют, что ВПД нельзя использовать для приобретения билетов по Интернету. Например, на официальном сайте РЖД указано, что оплатить электронный билет можно только картой.

Большинство компаний издают внутренние правила по оформлению проезда военнослужащих и военных пенсионеров. 

Компенсация военнослужащему расходов на проезд

Компенсация военным пенсионерам за приобретение билетов в военные санатории и обратно за свой счет

Второй способ воспользоваться льготой на бесплатный проезд – получение компенсации. Основной перечень документов для получения компенсации включает:

  • заявление получателя пенсии МО РФ;
  • ксерокопию санаторных путевок;
  • отрывные талоны путевок с указанием даты заезда/выезда;
  • использованные проездные билеты (для электронных билетов маршрут-квитанция и проездной талон; известны случаи, когда требовали выписку из счета банковской карты, с которой производилась оплата).

Какую сумму должны вернуть военному пенсионеру? Приказ № 815 не регулирует нормы выплаты компенсаций. В п.

1 Приказа МО РФ № 300 указано, что возмещаются «расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников)». Как видим, дополнительные расходы должны быть оплачены.

Следует также учесть, что в соответствии с Законом «О статусе военнослужащего» расходы оплачиваются по кратчайшему пути следования от места жительства до санатория в пределах норм, установленных для соответствующей категории пенсионеров МО.

К сожалению, отказ в полной компенсации за проезд сегодня не редкость. Многие пенсионеры отстаивают свое право в суде. 

Компенсация за проезд в отпуск военнослужащим

С целью повышения привлекательности воинской службы нормы льготного обеспечения военнослужащих претерпели ряд изменений. Данные изменения направлены на улучшение материального обеспечения армейских служащих.

Помимо денежного довольствия в виде окладов, а также возмещения командировочных расходов, существует правило, в соответствии с которым военнослужащие имеют право на компенсацию затрат, понесенных при поездке к месту отпуска.

Порядок, и размеры этих компенсаций регламентируются федеральным законодательством, и ведомственными нормативно-правовыми актами по линии Министерства Обороны РФ.

В данной статье подробно рассмотрим как оформляется компенсация проезда военнослужащим, а также подробно опишем порядок отчетности для начисления компенсации.

 Право военнослужащего на ежегодный отпуск

Действие трудового законодательства, частично распространяется на военнослужащих.  Это касается права на отпуск по причинам, установленным ТК РФ. Принципиально отличается порядок предоставления и компенсационные выплаты, которые гораздо выше, чем у гражданских лиц и могут распространяться на членов семьи военнослужащего.

Законом предусмотрены следующие виды отпусков для служащих Российской Армии и приравненных к ней военизированных формирований: несколько разновидностей, среди которых следующие:

  • основной отпуск;
  • каникулярный;
  • дополнительный;
  • отпуск по беременности и родам (только женщинам-военнослужащим);
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • отпуск по личным обстоятельствам.

Правом на использование основного отпуска имеют военнослужащие, проходящие службу по контракту. Предоставляется он один раз в год, и его длительность напрямую зависит от продолжительности общего срока несения воинской службы (от военного стажа/выслуги). Его длительность может составлять от 30 до 45 суток.

Каникулярный отпуск предоставляется военнослужащим, обучающимся по очной форме в ведомственных учебных заведениях. Предоставляется два раза в год, зимой и летом (15 и 30 суток соответственно). Летний отпуск в соответствии с федеральным законодательством приравнивается к основному.

Дополнительный отпуск предоставляется военнослужащим для прохождения каких-либо учебных мероприятий (сдача экзаменов, получение ученой степени, учебные сессии и по семейным обстоятельствам).

Предусмотрен еще один вид дополнительного отпуска для военнослужащих, получивших заболевание или ранение при прохождении службы и нуждающихся в дополнительной реабилитации после лечения.

Такой отпуск предоставляется не только служащим по контракту, но и солдатам службы по призыву.

Основанием для предоставления отпуска для реабилитации служит заключение военно-врачебной комиссии, а продолжительность отпуска составляет 60 суток, с возможностью продления на срок, необходимый для полной реабилитации.

Отпуск по беременности и родам предоставляется только военнослужащим-женщинам, а отпуск по уходу за ребенком, при определенных обстоятельствах, может распространяться на служащих мужского пола.

 В каких случаях полагается компенсация проезда военнослужащим к месту проведения отпуска 

Статья 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует порядок предоставления различных отпусков.

Упомянутым законом предусмотрено, что убытки на проезд к месту отпуска компенсируются, когда речь идет об основном отпуске, плюс еще в нескольких случаях.

Основной отпуск предоставляется военнослужащему один раз в год, и его длительность зависит от выслуги и прочих обстоятельств.

Проезд к месту проведения подобного вида отпуска компенсируется военнослужащим, проходящим службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа предоставляется дополнительный отпуск 15 суток) (ч.2 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.

Для получения компенсации военнослужащему после прибытия в воинскую часть необходимо предоставить перевозочные документы (билеты), в подтверждение понесенных затрат. Тоже самое касается и направление в отпуск военнослужащего проходящего срочную службу. Проезд к месту отпуска компенсируется в полном объеме.

В число отпусков, приравненных к основным (т.е. когда можно говорить о компенсации проезда) входит также дополнительный отпуск по болезни. В таком случае, прибытие к месту прохождения стационарного лечения, а также обратная дорога, полностью оплачивается Министерством обороны РФ.

Во всех остальных случаях, таких как убытие военнослужащего для сдачи вступительных экзаменов, для получения ученой степени, либо по личным обстоятельствам, компенсация за проезд к необходимому месту не производится. Военнослужащий берет на себя подобные расходы. Проще говоря,  платит из своего собственного кармана.

 Компенсация проезда военнослужащим к месту отпуска и порядок выплаты 

Компенсации подлежит проезд только по территории РФ и нескольких государств, входивших ранее в состав СССР: Республике Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Армении и ряда других) Основным требованием является чтобы место проведения основного отпуска было на территории указанных стран.

Если военнослужащий решит отдохнуть с семьей в стране «дальнего зарубежья», рассчитывать на компенсацию он не может. Будет оплачен только проезд до пункта вылета (выезда) в иностранное государство. Данное правило действует абсолютно для всех, независимо от звания, должности и выслуги лет. При этом, данное правило распространяется и на тех, кто служит за пределами нашей страны.

Читайте также:  Вывоз твердых бытовых отходов

Для военнослужащих, в зависимости от звания, существуют некоторые ограничения. Военнослужащий может пользоваться любым видом воздушного, водного или наземного транспорта в установленных законом рамках. К примеру, при использовании наземного транспорта, расходы, понесенные за пользование услугами такси и подобных видов наземного транспорта, не подлежат компенсации.

Также, если военнослужащий решит использовать железнодорожное сообщение, то рассчитывать на возмещение затрат можно будет лишь в том случае, если было приобретено так называемое плацкартное место. Проезд в купейных вагонах и СВ подлежит компенсации только старшим офицерам и генералам. При воздушном и водном сообщении используются только варианты эконом класса.

В противном случае, затраты не будут компенсированы.

Мерой социальной поддержки семей военнослужащих является компенсация стоимости за проезд к месту отпуска за одного члена своей семьи, к числу которых, как правило, относятся:

  • супруг;
  • несовершеннолетние дети;
  • совершеннолетние дети с установленной степенью инвалидности, при том условии, что степень инвалидности была назначена до наступления совершеннолетия;
  • дети в возрасте до 23 лет, проходящие обучение, по дневной очной форме;
  • лица, оформленные как иждивенцы;

 Как выплачивается компенсация за проезд в отпуск военнослужащего 

Компенсация проезда военнослужащим выплачивается после прибытия военнослужащего из отпуска. Первоначальные расходы на приобретение проездных билетов военнослужащий несет самостоятельно.

Основанием является рапорт, поданный командиру части (либо на имя лица, ответственного за данную процедуру) и приложить документы, подтверждающие понесенные убытки на проезд. К проездным документам должен быть приложен лист с отметками в котором проставлена печать и подпись коменданта путей сообщения или местного органа МВД.

о пребывании военнослужащего в месте проведения отпуска. Если вместе с военным, в отпуске был член его семьи, то проездные билеты такового также подаются с общим количеством бумаг.

Механизм реализации возмещения затрат, понесенных военным при следовании на своем автомобиле к месту проведения отдыха и назад регулируется Приказом № 200, которым утверждено «Руководством по оформлению, использованию, хранению и обращению с военными перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В соответствии с п. 86: военнослужащим, проходящим службу по контракту в военных частях, которые находятся в областных частях Крайнего Севера и смежных с ними регионах один раз в два года компенсируются затраты на проезд в рамках границ Российской Федерации на своем автомобиле к месту использования отдыха и ОБРАТНО.

Затраты на проезд на личном автомобиле компенсируются на основании поданного рапорта военного при обязательном документальном подтверждении своего нахождения в месте проведения отпуска в сумме реально произведенных затрат на оплату стоимости потраченного бензина, подтвержденных чеками, полученных на заправочных станциях, но не более цены проезда, установленной на основе нормативов расхода бензина, установленных для данного автомобиля, и исходя из наиболее кратчайшего маршрута пути.

Согласно п. 85 упомянутого Руководства лицам, имеющим законное право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, затраты возмещаются по реально произведенным расходам.

  • Основанием для возмещения затрат являются:
  • Рапорт;
  • документы, подтверждающие законное право на проезд за счет средств Минобороны РФ (предписание, отпускной билет с обязательными отметками о нахождении в пункте использования отпуска);
  • документы о произведенных затратах;
  • не использованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на квитке требования формы № 1, с указанием в ней, что положенная льгота по проезду не была использована.
  • ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Разъяснения отдельных вопросов, связанных с оплатой (возмещением, компенсацией) транспортных расходов в системе органов внутренних дел Российской Федерации

Вопрос 1: Подлежат ли оплате расходы на проезд к месту проведения отпуска более двух раз в году?

Ответ: На основании ст. 57 Федерального закона от 30.11.

2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-Ф3) сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Учитывая изложенное оплата проезда в отпуск за прошедший год будет правомерна в течение текущего года, если эта социальная гарантия не была использована сотрудником. При предоставлении основного отпуска за текущий год, ему также будет произведена оплата транспортных расходов.

Вопрос 2: Подлежат ли оплате расходы по проезду в отпуск члену семьи сотрудника органов внутренних дел, следующего к месту проведения отпуска раздельно от сотрудника?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст.

3 Федерального закона от 19.07.

2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-Ф3) сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год.

Порядок оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, к месту проведения отпуска установлен приказом МВД России от 16.05.

2012 № 514 «Об утверждении порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – приказ МВД России № 514-2012г.).

Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено ограничения права на оплату проезда к месту проведения отпуска  в зависимости от того, следует ли сотрудник и один из членов его семьи совместно или отдельно друг от друга.

На основании изложенного полагаем, что правовых оснований для отказа члену семьи сотрудника в оплате проезда к месту проведения отпуска  не имеется.

Вопрос 3: В соответствии с п.

17 Порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Порядок), утвержденного приказом МВД России № 514-2012г., если оба супруга являются сотрудниками органов внутренних дел, оплата расходов на проезд членов семьи сотрудников производится по месту прохождения службы одного из супругов на основании справки, выданной по месту прохождения службы другого супруга, с указанием в ней сведений о том, что по месту прохождения службы денежные средства на проезд членов семьи не выдавались. В данном случае имеет ли право на ежегодную оплату расходов по проезду одного из детей каждый из родителей-сотрудников, если детей двое (один)?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст.

3 Федерального закона № 247-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год.

Таким образом, Федеральный закон № 247-ФЗ предоставляет каждому сотруднику-супругу право на ежегодную оплату расходов по проезду каждого ребенка, если детей двое. В случае наличия одного ребенка в семье оплата расходов по проезду производится на одного ребенка по месту прохождения службы одним из супругов.

Вопрос 4: Оплатят ли проезд супруге сотрудника органов внутренних дел, также являющейся сотрудником и находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет или до 3 лет, как члену семьи?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст.

3 Федерального закона № 247-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Однако социальная гарантия по оплате стоимости проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на сотрудника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет или до 3 лет, не распространяется, так как данные виды отпусков ему предоставлены быть не могут. Следовательно, им не может быть реализовано и право на оплату стоимости проезда одного из членов его семьи.

В то же время согласно ч. 8 ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право на отпуск по уходу за ребенком. На такого сотрудника распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Читайте также:  Предоставление отпуска при увольнении с военной службы

Таким образом, оплата расходов одному из супругов, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (до 1,5 лет, до 3-х лет), как члену семьи сотрудника будет правомерна.

Норма, установленная п. 17 Порядка, утвержденного приказом МВД России № 514-2012г.

, исключающая возможность реализации права на оплату стоимости проезда сотрудником как членом семьи сотрудника (в случае, когда оба супруга являются сотрудниками), направлена на недопущение предоставления одной и той же социальной гарантии дважды в течение одного года и в рассматриваемом случае применена быть не может.

Вопрос 5: Пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом МВД России № 514-2012г.

, предусмотрено приобретение билетов с использованием банковской карты, держателем которой является сотрудник органов внутренних дел или член его семьи.

 Подлежат ли возмещению расходы, связанные с приобретением проездных документов (билетов) с использованием банковской карты супруга (супруги) сотрудника либо его (ее) детей, родственников или иных лиц?

Ответ: В соответствии с п. 7 Порядка, утвержденного приказом МВД России № 514-2012г.

, документами, подтверждающими расходы по оплате проезда, являются чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо, подтверждение кредитной организации, в которой подотчетному лицу открыт банковский счет, о проведении операции по оплате билета.

Оплата (компенсация) указанных расходов при приобретении проездных документов должна осуществляться в случаях, когда такие документы приобретены за счет собственных средств сотрудника.

Вместе с тем в соответствии со ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (общим имуществом).

Доходы от трудовой деятельности каждого из супругов также относятся к общему имуществу.

При совершении одним из супругов сделки по распоряжению денежными средствами предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

  • Таким образом, транспортные расходы сотрудника, если оплата за проездные документы была произведена с банковской карты супруга (супруги) либо иных членов семьи сотрудника, подлежат оплате, а в случае приобретения проездных документов с использованием банковской карты третьего лица данные расходы оплате не подлежат.
  • Вопрос 6: Имеются ли основания для оплаты стоимости проезда сотруднику органов внутренних дел и члену его семьи в случае возвращения из отпуска в период дополнительного отпуска, предоставленного сотруднику совместно с основным отпуском, либо в случае отъезда к месту проведения отпуска в дни, предшествующие началу отпуска (выходные, праздничные дни, последний рабочий день перед отпуском)?
  • Ответ: Отпуска сотрудникам органов внутренних дел предоставляются в соответствии с Федеральным законом № 342-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст.

3 Федерального закона № 247-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в органе внутренних дел, дислоцированном в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год.

  1. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ, у сотрудника при проезде к месту проведения основного отпуска возникает право на оплату транспортных расходов.
  2. Ограничение данного права временем убытия к месту проведения отпуска и обратно законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
  3. В связи с этим имеются достаточные правовые основания для оплаты сотруднику расходов, связанных с проездом от места проведения дополнительного отпуска, предоставленного одновременно с основным отпуском в пределах дат, указанных в приказе, либо в выходные (праздничные) дни, следующие непосредственно за датой окончания дополнительного отпуска, к месту проведения отпуска, в случае его отъезда ранее даты, указанной в отпускном удостоверении, если день отъезда сотрудника является общим выходным (праздничным) днем, либо в последний рабочий день перед отпуском по окончании установленного правилами внутреннего служебного распорядка подразделения рабочего времени.
  4. Вопрос 7: Имеет ли право на компенсацию расходов, связанных с проездом на стационарное лечение в медицинское учреждение системы МВД России, пенсионер МВД России?

Ответ: В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 247-ФЗ гражданин, уволенный со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, имеет право на компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортные или оздоровительные учреждения.

Санаторно-курортное лечение в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях, на курортах, и не подразумевает стационар.

Таким образом, денежная компенсация расходов указанной категории граждан при проезде к месту стационарного лечения законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Вопрос 8: Какое подразделение считается последним местом службы сотрудника при переезде на новое место службы, и в чью компетенцию входит возмещение расходов на проезд и провоз багажа при переезде на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы?

Ответ: Согласно п.

5 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные учреждения гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1229 (далее – Правила), возмещение расходов сотрудникам, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт, осуществляется по последнему месту службы.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что сотрудникам, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы, могут выдаваться воинские перевозочные документы для обмена на проездные документы соответствующих транспортных организаций.

Исходя из норм, содержащихся в п. 84 и 85 Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 22.08.

2003 № 667, воинские перевозочные документы на проезд сотрудника могут выдаваться в органе внутренних дел, в котором сотрудник проходит службу до перевода, а документы на проезд членов семьи и провоз багажа сотрудника могут выдаваться как в органе внутренних дел по прежнему месту службы, так и по новому месту службы.

  • На основании вышеизложенного, в случае, если сотрудник не получал воинские перевозочные документы в органе внутренних дел, в котором он проходил службу до перевода, возмещение соответствующих транспортных расходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно быть осуществлено органом внутренних дел, в который вышеуказанный сотрудник переведен.
  • В исключительных случаях по мотивированному рапорту сотрудника, завизированному руководителями финансовых подразделений органов внутренних дел по прежнему и новому месту службы сотрудника, воинские перевозочные документы могут быть выданы ФКУ «ГЦСП МВД России» или его филиалом с последующей отметкой о выданных воинских перевозочных документах в карточке денежного довольствия сотрудника на основании информации, поступившей (запрошенной) от ФКУ «ГЦСП МВД России» или его филиала.
  • Вопрос 9: Какими методами определяется кратчайшее расстояние по выбранному маршруту следования сотрудника к месту проведения отпуска на личном транспорте и ортодромическое расстояние при авиаперелете?

Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ сотруднику увеличивается отпуск на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее, чем на одни сутки в один конец.

При проезде воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси) информацию о маршрутах и их длительности можно найти на официальных сайтах организаций-перевозчиков, железнодорожным транспортом – на официальном сайте ОАО «РЖД» (http://rzd.ru).

В случае проезда к месту проведения отпуска личным автомобильным транспортом информацию по расчету кратчайшего расстояния между населенными пунктами и времени в пути можно получить на официальном сайте Росавтодора (http://rosavtodor.ru)  в разделе «Дороги России». 

ПО УМВД России по ХМАО – Югре

Порядок и условия компенсации военнослужащим за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, применительно к Министерству обороны РФ

В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Читайте также:  Как снять взыскание на залоговое имущество?

Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

По общему правилу, согласно п.1 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.

Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой кодекс РФ.

Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.

Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.

1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.

2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.

3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По первому случаю:

Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

  • Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
  • Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.
  • Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.

Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.

Примеры:

1) военнослужащий согласно распорядка дня должен находится на территории войсковой части до 18.30, однако в этот день, в связи с необходимость подготовки техники к убытию в утренний рейс, задержался до 20.20 – учету подлежат 2 часа.

2) военнослужащий в течение недели привлекался к несению службы в суточном наряде 2 суток, дополнительно помимо несения службы в наряде исполнял повседневные обязанности в течение недели 23 часа. Учету подлежит время, исходя из следующего расчета: 48 часов (2 суток) + 23 – 40 = 31 час = 31 : 8 = 3 суток 7 часов.

Денежная компенсация по п.1 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусмотрена.

По второму случаю:

Мероприятия, подлежащие учету при предоставлении дополнительных суток отдыха, определены Приказом МО РФ от 10.11.1998г № 492, к ним относятся:

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
  • оперативные учения;
  • оперативно-тактические учения;
  • тактические учения с боевой стрельбой;
  • командно-штабные и штабные учения;
  • командно-штабные тренировки;
  • тактико-специальные учения;
  • опытные и исследовательские учения;
  • мобилизационные и специальные учения;
  • летно-тактические учения;
  • военные игры;
  • маневры войск (сил);
  • оперативно-полевые поездки;
  • выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:
  • плановые;
  • внезапные;
  • итоговые (контрольные).
  1. Инспектирование войск (сил).
  2. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  3. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  4. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.
  5. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.
  6. Участие в проведении миротворческих операций.
  7. Выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в п.5 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Согласно данного Приложения, учет ведется в сутках.

В отличие от предыдущего вида, содержащегося в п.1 ст.11 Закона, ведение журнала учета ни в войсковой части, ни в подразделении не предусмотрено.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что привлечение к вышеназванным мероприятиям производится на основании соответствующих приказов, вследствие чего у командования имеется реальная возможность проверить обстоятельства фактического привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и дополнительный учет нецелесообразен.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.3 ст.11 Закона сводится к тому, что военнослужащий после окончания мероприятий, вправе обратиться с рапортом о компенсации времени, привлечения его к мероприятиям. При этом данная норма не связана с нормальной продолжительностью рабочего времени и компенсация производится в зависимости от количества суток привлечения к мероприятиям.

При этом расчет компенсации производится из расчета 3 суток мероприятий = 2 суткам отдыха.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации предусмотрены Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года № 80.

Данным приказом Министром обороны РФ подчиненным должностным лицам предписано выплачивать компенсацию при наличии просьб военнослужащих.

Данная выплата производится посредством издания приказа командиром воинской части, в котором военнослужащий проходит военную службу на основании поданных военнослужащими рапортов. В приказе указывается количество дополнительных суток отдыха и сумма компенсации.

  1. Для определения суммы компенсации применяется следующий расчет:
  2. (оклад по должности + оклад по воинскому званию) : 30 х количество суток отдыха.
  3. По третьему случаю:

Согласно п.3.1 ст.11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее — соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

После ознакомления с данной правовой нормой у военнослужащих, проходящих военную службу в частях боевой готовности, возникает закономерный вопрос, а каким образом компенсируется переработка применительно к ним.

При этом Закон в отличие от предыдущих случаев не дает прямого ответа.

П.3.1. Закона был введен Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ, этим же законом в ст.

13 Закона вводилась правовая норма, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительно выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако, уже 22.08.

2004 года, данная редакция была изменена Федеральным законом № 122-ФЗ, и в новой редакции указание на установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки непосредственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, была исключена, вместо этого надбавка была распространена на всех военнослужащих.

С введением нового порядка обеспечения денежным довольствием с 2012 года дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки была вовсе исключена.

Неопределенность порядка компенсации переработки для данной категории военнослужащих, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в свое Определении от 09 декабря 2014 года № 2743-О пришел к выводу о том, что время переработки и привлечения к мероприятиям компенсируются посредством установления и выплаты дополнительной надбавки, как военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения.

Согласно п.53 Порядка, утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700 такая надбавка установлена в размере 50% оклада по воинской должности.