Можно ли на земле СНТ построить здание для коммерческого использования
На землях для садоводства в СНТ сегодня активно строят коттеджи для постоянного проживания, особенно это актуально для Подмосковья. Это связано со стремительным развитием экономики этого региона.
Но разрешено ли это с юридической точки зрения? Можно ли будет получить свидетельства на построенный объект? И какое назначение он получит: жилое или нежилое? Разберемся в данной статье.
Можно ли построить жилой дом в СНТ?
Что сегодня только на строят на землях СНТ! Это и коттеджи, и таунхаусы, и магазины и даже многоквартирные малоэтажные дома. Многие застройщики идут на такой риск сознательно, другие — хотят поскорее «урвать» и продать свою недвижимость, пока не пришла проверка.
Между тем, для каждого типа земли на территории РФ есть определенные ограничения для использования. Есть земельные участки, на которых категорически запрещены или ограничены постройки жилых объектов. К ним причисляют:
- природоохранные и заповедные земли лесного и водного массива;
- участки, принадлежащие оборонному ведомству;
- запасной земельный фонд.
Как мы видим, в этом списке земель СНТ нет. То есть, строить на них жилье можно. Но тут возникает вопрос: какое жилье?
Жилые дома и жилые сооружения: в чем разница?
Дома, построенные на участках в СНТ — это, на данный момент, самый популярный формат загородного жилья в Подмосковье, да и в России в целом. Садовые некоммерческие товарищества являются, по сути, объединением большого количества владельцев участков на основании коллективной собственности.
В СНТ могут входить земли как сельскохозяйственного назначения, так и земли поселений, находящиеся в пределах населенного пункта.
Согласно закону, основное целевое назначение садовых участков – это выращивание и разведение сельскохозяйственных культур и возведение хозяйственных и прочих построек, помогающих выполнению основной цели.
Очевидно, что для выращивания овощей и фруктов будет достаточно построить небольшие домики, которые будут использоваться только в теплое время года. Проживание в них на постоянной основе станет невозможным, ввиду отсутствия отопления, канализации и других систем нормального жизнеобеспечения.
К чему все эти очевидные вещи? А вот к чему: согласно российским законам, к жилым домам для постоянного (круглогодичного проживания, ПМЖ) относят только капитальные строения, имеющие все коммуникации и системы жизнеобеспечения.
Большинство людей, желая купить земельный участок по выгодной цене, не обращают внимание на эти и другие тонкости. В дальнейшем, при регистрации прав собственности могут столкнутся с проблемами и разочарованием от покупки. Ведь, согласно закону, на землях СНТ разрешено строительство только жилого сооружения, а не жилого дома.
Понятно, что разделение между этими терминами довольно условно. Собственник на своем участке может построить, в принципе, любой объект: от сарая до коттеджа и назвать его домом, но закон все трактует по своему.
Так, что ответ на вопрос: Можно ли построить жилой дом в СНТ? будет таким — Да, можно, но такая постройка, по умолчанию, не будет считаться жилым домом, а будет считаться жилым или нежилым сооружением.
Как признать дом на землях СНТ жилым?
Постройка дома и признание его жилым возможны, как в случае отнесения участка в СНТ к сельхозугодиям, так и в случае его нахождения на земле поселений.
Если участок имеет категорию «Земли населенных пунктов» для того, чтобы узаконить строительство дома следует сначала выяснить, в какой зоне находится участок. Если СНТ находится в пределах жилой зоны, то можно идти с ходатайством об изменении статуса земли к местному начальству.
В случае утвердительного ответа строение можно быстро зарегистрировать и прописаться в нем, но только если дом отвечает всем требованиям благоустроенного жилища, а конкретно СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».
Источник: АиФ
Проблема статуса нежилых помещений и строений
На практике, довольно часто встречаются зарегистрированные дома в СНТ со статусом нежилое строение или нежилое помещение, что доставляет владельцам массу проблем: от отсутствия почтового адреса до невозможности прописаться (а следовательно — пользоваться поликлиниками, школами и другими учреждениями по месту прописки).
Дом в СНТ со статусом нежилое помещение можно перевести в жилое на основании статьи 23 ЖК РФ. Для этого нужно обратиться в органы местного самоуправления и предоставить следующие документы:
- заявление о переводе помещения;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или нотариально заверенные копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если оно является жилым, технический паспорт такого помещения);
- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения).
Если на дом отсутствует технический план, следует обратиться в БТИ с заявлением об изготовлении техплана на жилой дом (жилое строение). И предоставить все необходимые для данной услуги документы.
Когда тех. план будет готов, следует подать заявление в МФЦ о внесении изменений в ГКН, в связи с уточнением характеристик жилого дома, предоставив технический план здания на бумажном и электронном носителе.
Дальше остается подождать 1-2 недели, после чего получить уже новые документы.
Однако перечень может быть и другим. Дело в том, что СНТ подразумевает собой коллективное владение, где каждому из собственников принадлежит определенная доля земельной собственности. Поэтому могут потребоваться еще бумаги. Поэтому рекомендуется изучить учредительную документацию садового товарищества.
Как правило, у владельцев участков в СНТ проблем и хлопот с регистрацией дома сегодня чуть ли не больше, чем с его строительством.
Ведь, если верить Земельному Кодексу РФ, только земли населенных пунктов являются подходящим местом для постоянного проживания физических лиц.
Строительство частного индивидуального жилья допустимо только на официально разрешенной для этого территории. Равно как и прописка.
В 2011 году Конституционный суд РФ постановил, что граждане могут оформить постоянную регистрацию не только на землях поселений, при выполнении следующих условий:
- Собственник дома не владеет никакой другой жилой недвижимостью, где он мог бы зарегистрироваться;
- Дом должен быть пригоден для круглогодичного проживания и иметь статус жилого строения.
С 2006 года в нашей стране утверждена «дачная амнистия» (упрощенная процедура оформления собственности на постройки, возведенные на дачном участке). Однако, по состоянию на 2019 год, в единый реестр внесено не более 35% построенных домов. Действие амнистии периодически продлевают, и в настоящее время окончание проекта перенесено до 2020 года.
Почему только 35% дачных домов было оформлено по амнистии? Эксперты отмечают несколько проблем:
- Необходимо получить разрешение на строительство (получается задним числом);
- Необходимо проводить межевание участка;
- Необходима схема построек на участке.
Так с 2018 года, согласно правил Градостроительного кодекса, все владельцы домов на участках в СНТ обязаны получать разрешение на строительство. Для этого нужно предоставить в местную администрацию пакет всех необходимых бумаг.
Вторая сложность, с которой столкнулись владельцы дачных земель — границы участков. Чтобы получить разрешение на дом нужна карта межевания участков с четко определенными (вплоть до мм) границами. У многих собственников они не установлены, либо спорные, что вызвало настоящую неразбериху и споры между соседями.
Источник: kp.ru
Помимо межевания, от владельца участка в СНТ потребуют точный план конкретного ЗУ со схемой планируемых построек. Начиная с 2019 года постройки без полученного документа не разрешается вводить в эксплуатацию, и они считаются самостроем.
Оформление полного пакета документов на строение — это довольно длительная и затратная процедура. Но она позволит защитить имущество и совершать с ним легитимные юридические действия (сдать, продать, передать по наследству и т. п.).
Нюансы постройки дома на земле для садоводства в СНТ
Как мы уже убедились, садовые дома для того, чтобы они были признаны жилыми, должны быть построены с соблюдением определенных требований как обязательных для всей страны, так и прописанных в уставе собственников СНТ.
Для получения жилого статуса здание должно соответствовать ряду условий:
- При строительстве дома необходимо строго выполнять правила, принятые на общем собрании собственников товарищества;
- Расстояние от дома до межи (границы, забора, ограждения) должно быть не менее 3-х метров;
- Соблюдение этажности строительства (не более 3-х уровней, включая цоколь или мансарду);
- Дом может занимать только 25% всей площади земли, так как участки выдаются для огородничества, выращивания ягод, растений и деревьев;
- Должны быть учтены нормы пожарной безопасности (расстояние между строениями, деревьями);
- Дом должен быть подключен к электричеству и иметь систему отопления;
- В постройке должна быть своя, выделенная комната для кухни.
Источник: МосБТИ
Требования СНиП
Размер дома напрямую зависит от площади земельного участка. При строительстве должны быть учтены требования СНиП, которые вводят минимальные расстояния до соседских участков:
- 3 метра от соседнего жилого дома;
- 1 м от построек вспомогательного назначения;
- 4 м от сараев, конюшен и пристроек для размещения в них животных.
При нарушении указанных правил, соседи могут предъявить владельцу участка претензии. В случае обострения конфликтной ситуации, суд имеет право обязать собственника передвинуть или даже снести постройку за свой счет.
Также важно учитывать нормы пожарной безопасности. В частности, строго регламентируется расстояние между домами:
- Если дом построен из слабовоспламеняющихся материалов (таких как кирпич, металл и др.) — то дистанция между объектами должна быть не менее 6 метров;
- Постройки из дерева ставят на расстоянии не менее 15 метров;
- В смешанных вариантах — не менее 10 метров.
Могут ли снести дом в СНТ?
Начиная с 2019 года, если постройка не зарегистрирована в Росреестре, она может быть снесена по решению суда.
Есть и другие весомые основания, из-за которых дом в СНТ могут снести:
- Участок не находится в собственности хозяина дома;
- Нарушение прав соседей (например, построенный слишком близко гараж или дом затеняют территорию и препятствуют попаданию естественного света);
- При строительстве здания допущены серьезные нарушения, влекущие причинение опасности другим людям и природе.
Заключение
Участок в СНТ может стать хорошим местом как для уединенного отдыха от городских будней на выходных, так и местом постоянного проживания.
Прежде, чем строить жилой дом на участке в СНТ необходимо взвесить все за и против и уточнить у продавца и местной администрации, можно ли это делать или нет? В большинстве случаев, проще сначала перевести землю в другую категорию. Но иногда выгоднее сначала построить садовый дом, а затем оформить его в качестве жилого.
Поэтому, выбирая категорию земель для покупки, важно ориентироваться на конкретные цели ее использования и знать действующее законодательство.
Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Что можно строить на землях для садоводства: нормы и правила строительства на таких земельных участках
Но перед началом строительства стоит изучить правомерность сооружения различных объектов, существующие требования и нормативы.
При их соблюдении у граждан не возникнет проблем при оформлении построек, а также разногласий с соседями.
Правовые нормы строительства
Основным актом, регулирующим застройку садоводческих наделов, создания некоммерческих объединений собственников, их управления и защиты прав членов является федеральный закон № 66-ФЗ.
Данный акт имеет силу только до 31.12.2018. Со следующего дня вступает в силу новый закон № 217-ФЗ, в котором дачные участки будут приравнены к садоводческим, изменятся некоторые положения о некоммерческих партнерствах, будет введено понятие имущества общего пользования.
Участок с разрешенным использованием для ведения садоводства может находиться на земле сельскохозяйственного назначения либо в черте населенного пункта:
- Для наделов, расположенных в черте населенного пункта, нужно изучить проект планировки конкретной территории в соответствии со ст. 42 ГрК РФ (если он утвержден). В документе разграничиваются зоны существующих объектов, их характеристики, и области, где можно возводить новые строения. Он утверждается органом местной власти после публичных слушаний либо региональным органом исполнительной власти без слушаний.
- Для строительства на сельскохозяйственных землях не нужно ориентироваться на красные линии и правила, определенные планировкой территорий.
Обязательно нужно учитывать вид территориальной зоны, где находится данный надел.
Для разных зон устанавливаются разные градостроительные регламенты, в которых определены:
- Основные, условно разрешенные и вспомогательные ВРИ наделов.
- Характеристики: предельные величины площади участков, удаленность объектов от границ, этажность, минимальную долю озеленения надела и другие.
Ознакомиться с градостроительным регламентом, проектами планировки и застройки можно, обратившись в уполномоченный орган местной администрации.
Объекты на земельном участке
Право собственника на застройку своего надела закреплено Земельным кодексом РФ (ст. 40) и Гражданским кодексом РФ (ст. 263). Все постройки, которые разрешено строить и возводить на землях для садоводства, можно разделить на несколько групп.
Садовые дома
Основное отличие таких строений от жилых – сезонность использования. В них можно жить только в теплое время года, отдыхать от садовых работ. Небольшие домики могут использоваться как склад для инвентаря, урожая. Строения не отапливаются, не снабжаются коммуникациями.
- Жить в таких постройках можно, но прописаться нельзя.
- Исключения составляют садовые дома, построенные на садовых землях, расположенных на территории населенных пунктов, которые снабжены всеми условиями для круглогодичного проживания.
- Такие объекты в судебном порядке могут быть признаны жилыми, собственнику будет разрешено зарегистрироваться в нем.
- Для этого необходимо, чтобы объекты удовлетворяли требованиям:
- Находиться в полноправной собственности гражданина, не являться предметом залога.
- Соблюдение всех строительных норм, правил безопасности, санитарных требований (уровень санации).
- Полное оснащение всеми коммуникациями: отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, канализация.
Садовые дома должны использоваться только семьей собственника, разделение их на отдельные квартиры не допускается.
Индивидуальные жилые
Дома, признаваемые жилыми, должны иметь все необходимые условия для комфортной жизни. Строение предназначается для индивидуального пользования, не делящиеся на квартиры либо блоки.
Признание дома, построенного на садоводческом наделе, жилым осуществляется в судебном порядке либо через местные органы власти.
Подробнее о строительстве жилых и садовых домов на землях для ведения садоводства читайте в этой статье. Также полезным будет материал об особенностях участков для ведения садоводства, расположенных на сельхозземлях.
Сельскохозяйственные постройки
- выращивания,
- складирования,
- хранения
- выращенного урожая.
- Также, к этому виду можно отнести сооружения, возведение и предназначение которых — вспомогательная функция, для хранения необходимого инструмента или инвентаря.
- При этом, материал стен и перекрытий, из которых оно состоит — не важен.
- Теплицы – сооружения с крышей и стенами, которые используются для выращивания рассады, последующего содержания растений. Сооружения могут быть снабжены системой отопления.
- Сараи – крытые подсобные помещения, в которых хранится различное имущество, содержится скот. В некоторых сараях обустраивают подвалы.
- Ангары, представляющие собой быстровозводимые сооружения каркасного либо бескаркасного типа. Они могут применяться для хранения, ремонта сельскохозяйственной техники, как складские помещения.
- Дровник – сарай, используемый для хранения дров, древесных пеллет для отопления жилых строений.
Прочие
К прочим постройкам можно отнести:
- баню,
- гараж,
- уличный туалет.
Строения не используются в садоводческих целях, необходимы для комфорта собственника надела.
Что делать, если возводить нельзя
Если строительство жилого дома на Вашем садовом земельном участке по какой-то причине невозможно, стоит выяснить, есть ли возможность смены ВРИ на следующие:
- ИЖС. Преимущества в создании инфраструктуры и инженерных сетей за счет бюджета. Но для строительства потребуется проект, разрешение и последующие согласования в разных инстанциях. А земельный участок должен иметь категорию «Земли населенных пунктов».
- Для ведения дачного хозяйства. Надел будет иметь меньшую кадастровую стоимость, ниже уровень налогообложения. Оформить строение можно по «дачной амнистии».
- ЛПХ, находящийся в черте населенного пункта. Может иметь значительную площадь, упрощенная процедура регистрации строения.
- КФХ подойдет собственникам, ведущим фермерское хозяйство. Площадь надела может быть большой.
Садоводческие наделы отличаются высокой плодородностью почвы, поэтому для изменения ВРИ, возможно, потребуется доказать ее ухудшение, либо иметь другое веское основание для перевода.
Запрещенные сооружения
- Изменение ВРИ происходит в соответствии с видом территориальной зоны, на которой находится надел.
- Те объекты, которые не соответствуют категории земли, нельзя ни возводить, ни использовать после постройки.
- Поэтому на садоводческом участке, относящимся к сельскохозяйственной или жилой зоне, нельзя строить:
- промышленные объекты,
- деловые, коммерческие, бытовые и коммунальные строения,
- объекты здравоохранения, социальной, культурной сферы,
- торговые комплексы и магазины,
- инфраструктурные сооружения.
Согласования и разрешения
Градостроительным кодексом РФ (ст. 51) предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется для следующих объектов:
- гаражей на садоводческих наделах,
- вспомогательных сооружений, не относящихся к капитальным строениям (сараи, навесы, ангары).
Получение разрешения для возведения садового либо жилого дома также не требуется. Однако, при размещении надела на территории садоводческого некоммерческого объединения собственник обязан следовать ст. 34 ФЗ № 66-ФЗ и СП 53.13330.2011, т. е. учитывать территориальный проект планировки либо межевания.
Сводом правил застройки садоводческих объединений, утверждаемом на собрании, определяются многие параметры, в том числе:
- планировочные решения индивидуальных наделов,
- вид и качество ограждения,
- удаленность объектов от ограждения и между собой,
- обустройство компостной ямы,
- удаленность жилого строения от дорог.
Также, за счет общей кассы организуется охрана территории и участков товарищества, пропускной пункт или шлагбаум.
При необходимости, на собрании могут решать где и когда установить баки для отходов и каким образом осуществлять их вывоз.
Если собственник не придерживается этих правил, то его строения могут быть признаны самовольными, в судебном порядке его обяжут их снести (ст. 222 ГК РФ).
Коттеджные посёлки: правовой режим объектов инфраструктуры
Верховный суд России 6 октября принял определение по гражданскому делу № 5-КГ20-107-К2, в котором поднял довольно актуальные для практики вопросы и озвучил интересные мысли относительно правового режима так называемого «коттеджного посёлка» и условий взаимоотношения между собственником индивидуального дома, земельного участка, с одной стороны, и управляющей организацией, товариществом собственников недвижимости (ТСН), с другой стороны, относительно пользования, несения расходов на содержание имущества, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта (объекты инфраструктуры).
В рамках данного определения Верховный суд пришел к следующим выводам и обозначил нижеизложенные вопросы.
1.
Верховный суд России наконец-то однозначно и чётко сформулировал позицию о том, что к отношениям, которые возникают в таких населённых пунктах, не применяется закон о садоводстве и огородничестве, так как в большинстве случаев такие посёлки изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в них являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов.
Данное разъяснение имеет важное правовое значение, поскольку нижестоящие суды общей юрисдикции последовательно при разрешении аналогичных споров ошибочно ссылаются на Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …» (или предшествующий ему закон о садоводстве), что ведёт к принятию неправильного судебного акта по существу дела и, как следствие, к нарушению прав собственников индивидуальных земель и домов в таких населённых пунктах.
2. Высшая судебная инстанция обозначила отсутствие в отечественном законодательстве понятия и института «коттеджный посёлок».
Несмотря на данный вывод, Верховный суд в тексте судебного акта использует в отношении населённого пункта незнакомое для российского публичного права обозначение «поселок закрытого типа» (не путать с Закрытым административно-территориальным образованием), что, впрочем, не является предметом деятельности судебной коллегии по гражданским делам и объектом изучения частного права в целом.
Судебная коллегия также раскрыла содержание этого обозначения — жилой комплекс с единой территорией застройки, включающей земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые дома и иные строения, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Однако из этого определения не представляется возможным выделить какие-либо сущностные и отличительные черты данного института.
Также в этой части суд указывает на то, что коттеджный посёлок не является садоводческим, огородническим, дачным объединением граждан, объединением собственников недвижимости, каким-либо иным гражданско-правовым сообществом, объединенным одной территорией.
Таким образом, Верховный суд обозначил наличие правового пробела в области данных отношений.
3. Правовой режим объектов инфраструктуры всего посёлка и бремя несения расходов на его содержание.
Судебная коллегия со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 23-П указал на отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов. Тем самым, Верховный суд подчеркнул отсутствие оснований для аналогии условного режима коттеджного посёлка с режимом общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме.
Практика отечественных судов общей юрисдикции до принятия названного выше «знакового» постановления Конституционного суда расходилась.
Некоторые суды отказывали жителям – собственникам индивидуальных домов в аналогичных посёлков в признании за ними общей долевой собственности на общую инфраструктуру (дороги, детские площадки, пляж, парки), другие — признавали общую долевую собственность и прекращали право собственности у застройщика (ТСН, управляющая организация), при этом обосновывали своё решение нормами Гражданского и Жилищного кодексов об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме (аналогия закона).
Теперь высшие суды определённо разъяснили свою позицию о неправомерности применения нижестоящими судами норм гражданского законодательства об общем имуществе собственников квартир в многоквартирном доме к схожим отношениям, которые возникают в коттеджных посёлках.
Следовательно, согласно позиции Конституционного и Верховного судов, лицо, приобретая индивидуальный дом и участок под ним в таких населённых пунктах, в силу закона автоматически не приобретает право собственности на так называемое инфраструктурное имущество, которое обеспечивает функционирование всего посёлка (прежде всего общие дороги).
Исходя из вышесказанного, в силу ст. 210 Гражданского кодекса только собственник должен нести бремя содержания такого имущества – объектов инфраструктуры всего посёлка (как правило, ТСН, управляющая организация или застройщик). Однако именно здесь наиболее ярко начинает проявляться правовая проблема в этой отрасли.
А именно собственник такого инфраструктурного имущества возлагает на каждого собственника частного дома и (или) участка обязанность по периодической уплате денежных средств за пользование таким имуществом (дороги, тротуары, детские и спортивные площадки, пляж, беседки) в целях поддержания их в надлежащем состоянии и компенсации расходов собственника по уплате средств третьим лицам (охранная, подрядная организации, др.).
На такие требования собственника инфраструктурного имущества посёлка совершенного обоснованно поступают возражения со стороны собственников частных домов и участков (жителей).
ТСН (управляющая организация) возлагает в одностороннем порядке обязанность на собственников частных земель по уплате денежных средств за пользование и в качестве компенсации расходов на содержание общепоселковой инфраструктуры в условиях отсутствия какого-либо соглашения (сделки) между ними или нормы закона, которая бы возлагала на граждан такие обязательства.
И очень часто возникает ситуация, когда гражданин-собственник не является членом (участником) ТСН, не принимает участия в его деятельности, воля последнего не учитывается при принятии решения о тарифах, заключении договоров с третьими организациями для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии. Однако данное обстоятельство не препятствует ТСН (управляющей организации) взыскивать в судебном порядке на основании норм о неосновательном обогащении денежные средства по тарифам и условиям, которые были утверждены ТСН (управляющей организацией) в одностороннем порядке. Судебная практика по такой категории дел складывается не в пользу собственников частных земель, суды взыскивают такие долги, при этом не учитывая объём и рыночную стоимость полученных благ (предоставления) жителями посёлка.
Более того, не существует закон, который бы возлагал на собственника индивидуального дома по аналогии со статусом собственника квартиры в многоквартирном доме содержать и нести расходы в отношении общего имущества.
В многоквартирном доме собственник жилого помещения в силу закона автоматически становится и собственником общего имущества всего дома, однако в коттеджных посёлках гражданин, приобретая земельный участок и (или) индивидуальный дом, не становится по общему правилу (исходя из разъяснений Конституционного суда) собственником общепоселковой инфраструктуры.
Поэтому совершенно обоснованно и правомерно возлагать бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на собственников жилых помещений, так как последние являются собственниками общего имущества.
Однако в коттеджных посёлках имущество, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта, сохраняется в собственности застройщика или его аффилированного ТСН (управляющей организации), но это не мешает им возлагать бремя содержания их имущества на собственников частных земель и домов без учёта объёма блага, которые последние получают от использования инфраструктуры. То есть совершенно обоснованно возлагать на собственника квартиры бремя несения расходов на поддержание общедомовой инфраструктуры в надлежащем состоянии вне зависимости от использования или неиспользования им этого имущества, объёма полученного им блага, поскольку собственник квартиры является и собственником общего имущества. В частности, не имеет правового значения для уплаты денежных средств за содержание лифта или лестничной площадки факт и объём их использования со стороны собственника квартиры – он может купить квартиру и не проживать в ней, не пользоваться общедомовой инфраструктурой, но, будучи сособственником такого общего имущества, обязан содержать его.
Применение такого же подхода со стороны застройщиков и ТСН к собственникам частных домов в коттеджных посёлках является необоснованной, ибо последние, не являясь собственниками объектов инфраструктуры, не должны нести бремя его содержания, а обязаны уплачивать денежные средства в пользу собственника – ТСН (застройщика, управляющей организации) только ровно в том объёме, который был получен в качестве блага (предоставления) в результате использования таким индивидуальным собственником общепоселковой инфраструктуры. Именно такой подход возобладал в правовой позиции Верховного суда, который обязал нижестоящие суды устанавливать и учитывать в каждом случае объём и реальную рыночную стоимость пользования гражданином-собственником общепоселковой инфраструктуры.
Также Верховный суд в своем постановлении подчеркнул, что неправомерно применять тарифы и условия пользования имуществом, которые были утверждены ТСН (застройщиком, управляющей организацией) в одностороннем порядке без учёта волеизъявления собственника частного дома или земельного участка.
К сожалению, в коттеджных посёлках довольно часто складывается ситуация, в которой ТСН утверждает в статусе собственника инфраструктуры всего посёлка тарифы пользования данным имуществом без учёта воли и интересов жителей населённого пункта, затем взыскивает с них в судах по этим тарифам якобы неосновательное обогащение.
Как правило, данные тарифы являются завышенными по сравнению с рыночной стоимостью соответствующих товаров, услуг и экономически необоснованными.
Автор настоящей статьи участвовал в судебных делах, где взыскивались долги в пользу ТСН и управляющей организации с жителей посёлка (около 300 индивидуальных домов), в которые были включены расходы товарищества на уплату заработной платы финансовому аналитику и маркетологу!
Исходя из вышеизложенного подхода, теперь ТСН при предъявлении требования к собственнику-жителю посёлка по уплате компенсации за содержание и пользование объектов инфраструктуры должен в каждом случае учитывать объём своего предоставления такому собственнику-жителю населенного пункта.
Так, собственник частного дома, который проживает в посёлке только в летнее время или не использует спортивную, детскую площадку, пляж не должен нести расходы наравне с собственником частного дома, который проживает в посёлке постоянно и активно использует соответствующее имущество ТСН.
Здесь нужно отметить довольно интересный по содержанию довод нижестоящих судов, которым возражали против названного выше принципа распределения обязательств по содержанию инфраструктуры, а именно, удовлетворяя требования управляющей организации о взыскании с гражданина в полном размере понесенных затрат по содержанию имущества и объектов инфраструктуры (без учёта объёма и рыночной стоимости полученного блага этим гражданином), суды сослались на нарушения прав других собственников, проживающих в коттеджном поселке, в том случае, если кто- либо будет освобожден от несения этих расходов или размер этих расходов будет уменьшен. Тем самым, нижестоящие суды пришли к выводу о том, что факт приобретения гражданином индивидуального дома и (или) земельного участка в коттеджном посёлка автоматически порождает у последнего обязательства нести соответствующие расходы на содержание всей инфраструктуры посёлка без учёта объёма использования такого имущества и встречного предоставления со стороны ТСН (управляющей организации), даже в условиях отсутствия как права собственности жителей на поселковую инфраструктуру, так и соответствующей нормы закона, которая бы возлагала на них такие обязательства.
Нужно здесь отметить, названный выше довод нижестоящих судов не лишён основания и логики, ведь соответствующая инфраструктура создаётся застройщиком в интересах всех жителей посёлка, такое имущество необходимо для полноценной жизни в населённом пункте всего сообщества.
Кроме того, возложение бремени несения расходов на содержание данного имущества только на собственников, которые ими фактически пользуются, приведёт к неразумно высокому размеру платы в пользу ТСН, что ляжет на плечи частных домохозяйств, а также в целом не будет способствовать возникновению интереса у застройщиков обеспечивать и развивать дополнительную инфраструктуру (спортивные площадки, общие зоны отдыха, пляж, парки).
В силу вышеизложенного, для разрешения названных в настоящей статье проблем и преодоления правового пробела в этой отрасли отношений необходимо ввести в Гражданский и Жилищный кодекс институт аналогичный единому недвижимому комплексу с детальным описанием правовой судьбы общепоселковой инфраструктуры после завершения проекта застройщиком, порядка и оснований несения расходов на его содержание со стороны собственников-жителей населённого пункта. Или, если решать этот вопрос через институты публичного права, то целесообразно предусмотреть в муниципальном и земельном законодательстве обязанность застройщика после завершения проекта передавать объекты общепоселковой инфраструктуры в собственность муниципального образования, которое за счёт муниципального бюджета будет нести расходы на содержание данного имущества в интересах каждого жителя коттеджного посёлка, учитывая, что коттеджные посёлки, как правило, согласно документам о планировке новых территории входят в состав постоянно действующих населённых пунктов и юридически являются составной частью муниципальных образований. При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти в ответ потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, поскольку он входит в границы муниципального образования. А как показывает практика и гражданский оборот, такие населённые пункты прежде всего ценны именно своей «закрытостью», обособленностью от других посёлков и ограничением (контролем) въезда на его территорию.