Советы

Несчастные случаи в образовательных учреждениях

Несчастные случаи в образовательных учрежденияхФото с сайта canmeddirect.ca

В общей структуре детского травматизма несчастные случаи, произошедшие в образовательном учреждении, составляют не менее 20%. Поэтому главная задача школы, детского сада — сбережение жизни и здоровья воспитанников и обучающихся.

Отметим, что законодательно не существует понятия травматизм. Если ребенком получена травма в ОО, то речь идет о несчастном случае. Такой инцидент может произойти по самым различным причинам.

Находясь в образовательном учреждении, ребенок может получить травму вследствие:

  • несчастного случая, в том числе собственных неосторожных действий;
  • неосторожных или намеренных действий других обучающихся, воспитанников;
  • неправомерных действий работников учреждения;
  • действий посторонних лиц;
  • непреодолимой силы, стихийных бедствий.

Случается, что дети получают травмы из-за неисправности того или иного оборудования в группе или физкультурном зале, на прогулочной площадке. Кто виноват?

Ответственность

Поскольку несчастные случаи разные, то и отвечают за них разные сотрудники. Ребенок может получить травму на прогулке в детском саду, на уроках, а также и на переменах в школе.

Внимание! Сразу отметим, что если ребенок пострадал до того момента, как родители вручили его воспитателю, отвели в школу — никто ответственности из педагогического состава за это не понесет.

В соответствии с общей нормой гражданского законодательства, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Рассмотрим отдельно случай, когда один ребенок наносит травму другому — случайно, например во время игры, или даже намеренно, например, обидевшись и толкнув того. В соответствии с общей нормой ст.

1073 ГК РФ, за вред, причиненный малолетним ребенком (то есть несовершеннолетним, не достигшим 14 лет), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Однако и в этом случае предусмотрено, что если малолетний ребенок причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора (например, если речь идет о частном детском саде), то эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Внимание! Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (должностных) обязанностей. Образовательное учреждение может быть освобождено от ответственности только в том случае, если в суде оно докажет, что вред возник не по его вине.

Вот и ФЗ «Об образовании в РФ» гарантирует обучающимся охрану жизни и здоровья(ст. 34).

В обязанность образовательной организации вменяется создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (пп. 2 п. 6 ст. 28 ФЗ). Данная деятельность включает обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактике несчастных случаев.

Минобрнауки подготовило приказ, регламентирующий порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися во время пребывания в стенах организации. Согласно документу, в ближайшем будущем руководителям образовательных организаций придется отчитываться за каждый синяк под глазом у ребенка.

Но пока данный приказ не принят, следует руководствоваться статьями 227–231 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 г. № 639 (хоть и формально он утратил силу).

Согласно ТК РФ под несчастными случаями понимаются:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, тепловой удар;
  • ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Какую именно ответственность несет детский сад за травму ребенка — зависит от тяжести травмы и степени вины каждого сотрудника.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной или даже уголовной. Вопрос о возмещении вреда здоровью может быть решен как путем переговоров родителей с руководством организации, так и через суд.

Под виной учебных организаций понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда. Необходимо отметить, что за любую серьезную травму наказывают в первую очередь руководителя.

Таким образом, когда ребенок находится в образовательной организации, за его безопасность отвечает весь персонал учреждения. Прежде всего руководитель как лицо, которое ответственно за организацию всей деятельности. А затем уже иные работники — в той мере, в которой каждый из них обладает должностными полномочиями.

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в образовательной организации.

Например в школе, во время уроков, за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель.

Обычно воспитатель подписывает отдельную инструкцию, где прописана ответственность за жизнь и здоровье детей.

Причинение вреда здоровью обучающегося может произойти и в результате нарушения техники безопасности или правил охраны труда. Если нарушение совершено лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, то возможно привлечение виновного к уголовной ответственности. Данный вид ответственности предусмотрен и за гибель ребенка по вине персонала.

Помимо компенсации вреда родителям обучающегося, в случае если в ходе проведения проверки установлена вина педагога в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, работодатель вправе применить к нему и дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение).

Однако допустима и одновременная ответственность образовательного учреждения и родителей за вред, причиненный малолетним ребенком другому. Если будет признано, что причинение вреда имело место как по вине законных представителей, так и по вине лиц, осуществляющих надзор, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от вины каждого.

Внимание! Педагог, воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей. В должностные обязанности руководителя входит обеспечение выполнения всеми сотрудниками нормативных документов, в том числе и инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей.

Зачастую причиной травмы становится случайность. Если администрация образовательного учреждения докажет, что факта недосмотра не было, то иск родителей может быть отклонен (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Как оформить несчастный случай?

Обратите особое внимание, что расследованию подлежит любая травма, полученная ребенком в образовательной организации.

Специальному расследованию подлежат:

  • групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими;
  • несчастный случай со смертельным исходом.

Педагог, воспитатель должны немедленно сообщить руководителю о произошедшем, а также вызвать медицинского работника организации. Кроме того, сотрудник, допустивший несчастный случай, должен в письменном виде предоставить объяснительную записку.

Руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или законным представителям, запросить заключение из медицинской организации о характере и тяжести повреждения у ребенка.

При групповом несчастном случае руководителю необходимо обратиться в территориальные органы внутренних дел или Следственный комитет, прокуратуру, в органы управления образованием.

После происшествия в образовательном учреждении руководитель издает приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. В ее состав входят не менее трех человек. Однако сам руководитель не может входить в состав комиссии, так как только он имеет право подписи результатов расследования.

Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности.

Внимание! Все опросы детей должны проводиться только с разрешения их родителей и при участии штатного психолога или педагогического работника.

Комиссия составляет акт о несчастном случае (форма Н−2), разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая и направляет на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием. К акту прилагаются объяснительная, медицинское заключение и иные документы.

Все несчастные случаи, оформленные актом, регистрируются органом управления образованием в журнале. Руководитель органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра актов и по одному направляет: в учреждение, где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда, в архив органа управления образованием, родителям пострадавшего.

По итогам работы комиссии руководитель образовательного учреждения издает приказ о проведении внеочередного инструктажа по охране жизни и здоровья детей, охране труда и технике безопасности; составляет план мероприятий по устранению причин несчастного случая; проводит совещание.

Документы при расследовании несчастного случая:

Читайте также:  Пособие по безработице предпенсионеру

Профилактика

  1. Администрация учреждения должна предупредить все возможности получения травмы. Все требования должны быть обговорены в инструкциях, с которыми каждого сотрудника необходимо ознакомить под роспись. Кроме того, в штатное расписание нужно ввести должность инспектора по технике безопасности.

  2. Необходимо на прогулках, экскурсиях и занятиях с обучающими моделировать ситуации по предотвращению несчастных случаев.
  3. Следует проводить беседы с родителями. Именно на них лежит большая часть ответственности, которая связана с воспитанием детей.

  4. Согласно требованиям санитарных правил, по всему периметру территорию учреждения нужно оградить забором высотой не менее 1,5 м. Помимо этого со стороны входов в здание должны быть оборудованы предохранительные устройства, препятствующие выбеганию детей на проезжую часть улицы.

    На территории организации не должно быть сооружений, не относящихся к учреждению.

Конечно же предусмотреть все случаи травматизма сложно…Всегда ли виновато образовательное учреждение?

Несчастный случай в образовательной организации — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Несчастный случай может произойти в любой школе, в любом детском саду и другой организации, даже самой образцовой – дети есть дети. Поэтому руководителю важно ознакомиться с регламентом расследования и учета несчастных случаев, подготовленным Минздравом.

В силу пп. 4 п. 4 ст.

41 Закона об образовании[1] расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в образовательной организации осуществляется в порядке, установленном Минобрнауки, по согласованию с Минздравом.

Такой Порядок[2] 29.09.2017 зарегистрирован в Минюсте[3] (под № 48372) и пока еще не вступил законную силу. До этого времени Минобразования рекомендует[4] руководствоваться ст. 227 – 231 ТК РФ.

Как в Порядке прописан алгоритм действия руководителя учреждения и на что следует обратить особое внимание?

Что такое несчастный случай?

Порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время их пребывания в образовательных организациях (далее условно – школах).

К несчастным случаям отнесены: травмы (в том числе нанесенные другим лицом); острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение током, молнией, излучением; повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; вред здоровью вследствие взрывов, аварий (в частности, в ДТП), разрушения сооружений, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иной вред здоровью, обусловленный воздействием внешних факторов. Результатом несчастного случая может быть вред здоровью либо смерть обучающегося (п. 1[5]).

Где может произойти несчастный случай?

  • Согласно п. 3 Порядка расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие:
  • 1) во время уроков (проводимых в том числе за пределами школы) и перемен, а также до и после занятий, время которых определено правилами внутреннего распорядка, графиком работы и иными локальными нормативными актами;
  • 2) при проведении внеклассных и других мероприятий в неучебные дни, если организатор – школа;
  • 3) при прохождении учебной или производственной практики и осуществление другого общественно-полезного труда на участках, выделенных школой или под руководством и контролем школьных представителей;

4) при проведении школой соревнований и других активностей (тренировок, экскурсий, походов и т. д.);

5) при следовании обучающихся к месту учебы или проведения мероприятий, если оно организовано по распорядительному акту руководителя школы (его заместителя);

6) при действиях обучающихся, которые обусловлены школьным уставом, правилами внутреннего распорядка либо совершаются в интересах школы, в целях сохранения жизни и здоровья учеников (в том числе предотвращение катастрофы, аварии и т. п.).

Обратите внимание:

Пункт 24 Порядка включает несчастные случаи, которые в зависимости от конкретных обстоятельств могут по решению комиссии квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с образовательной деятельностью. К ним относятся:

  • повлекшие смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные медорганизациями и следственными органами;
  • повлекшие смерть, единственной причиной которой (по заключению медорганизации) явилось алкогольное, наркотическое или токсическое отравление;
  • происшедшие при совершении обучающимся действий, квалифицированных правоохранительными органами как преступление.

О расследовании такого случая тоже необходимо составить акт по образцам, приведенным в приложениях 4 и 5 к Порядку.

Контролировать ход расследования, учет несчастных случаев и выполнение мероприятий по их предотвращению в образовательной организации должен ее учредитель (п. 6).

Обязанности руководителя

Руководителя (или его заместителя) о несчастном случае незамедлительно обязано проинформировать лицо, проводившее урок или мероприятие, во время которого произошло ЧП (п. 5).

  1. Рассмотрим подробно алгоритм действий руководителя образовательной организации (или его заместителя) при наступлении несчастного случая:
  2. 1) немедленно организовать оказание первой помощи и – при необходимости – доставку пострадавшего в медорганизацию;
  3. 2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, чтобы не пострадали другие;
  4. 3) зафиксировать до начала расследования обстановку в момент происшествия (например, схемы, фотографирование, видеосъемка), но при условии, что это не угрожает жизни и здоровью других лиц, возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
  5. 4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;
  6. 5) проинформировать о происшествии учредителя, родителей пострадавшего;

6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования и оформлению его материалов (п. 7).

Внимание! Если несчастный случай:

  • групповой (пострадало более одного обучающегося, независимо от степени тяжести травм);
  • тяжелый (обучающийся получил серьезные травмы);
  • со смертельным исходом, –

то руководитель обязан в течение суток с момента получения сведений о происшествии сообщить[6] о нем в территориальный орган МВД, родителям или законным представителям пострадавшего, учредителю, в представительный орган обучающихся образовательной организации (при наличии). Сообщение может быть отправлено по телефону, электронной почтой, а также посредством иных доступных видов связи (п. 8).

Если тяжелые последствия несчастного случая проявились позже (установлен тяжкий вред здоровью, возросло количество пострадавших, пострадавший умер), руководитель в течение трех суток после получения информации о последствиях обязан проинформировать о происшедшем МВД, учредителя, представительный орган обучающихся (п. 12).

Расследование несчастного случаяю

Для расследования несчастного случая должна быть создана комиссия. Если пострадавший один и повреждения легкие, то комиссию формирует руководитель учреждения, если последствия тяжелые – то учредитель (п. 9, 10).

Руководитель должен включить в комиссию не менее трех человек и утвердить состав распорядительным актом. Комиссию возглавляет он сам (или его заместитель). Другими членами могут быть специалист по охране труда, уполномоченный от представительного органа обучающихся.

Совершеннолетние пострадавшие или законные представители несовершеннолетних пострадавших имеют право на личное участие в расследовании (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования (п. 15).

А вот лицо, проводившее занятия или мероприятия, во время которого случилось происшествие, в состав комиссии включать запрещается (п. 9).

Срок проведения расследования – три календарных дня с момента ЧП. Алгоритм работы комиссии образовательного учреждения прописан в п. 16 Порядка.

К сведению:

Если комиссию формирует учредитель, то в ее состав включаются представители организации, в которой произошел несчастный случай (кроме лиц, причастных к ЧП).

Если несчастный случай произошел при прохождении производственной практики, его расследует работодатель, но в составе комиссии также должен быть представитель образовательной организации (п. 10, 11).

По требованию комиссии руководитель учреждения, где произошел несчастный случай, обеспечивает получение экспертного заключения по результатам необходимых экспертиз, причем за счет средств своей организации (п. 18). Руководитель также может направить запрос в медорганизацию, оказывавшую помощь пострадавшему, о выдаче медзаключения или заключения о причине смерти (п. 19).

В обязанности руководителя входит и утверждение акта, составленного не позднее трех рабочих дней после завершения расследования несчастного случая (п. 21).

Если о несчастном случае руководитель не был своевременно проинформирован или вред, нанесенный здоровью обучающегося, был выявлен не сразу, то комиссия проводит расследование такого случая в соответствии с его квалификацией по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), родителей (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в образовательную организацию (п. 13).

Учет несчастных случаев

Руководитель обязан не только своевременно расследовать, но так же и учитывать несчастные случаи, разрабатывать и реализовывать мероприятия по их предупреждению. Учет и принятие мер фиксируются им в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимися (п. 25).

Образовательные организации до 20 января наступившего года обязаны направить учредителю отчет о происшедших несчастных случаях за истекший год (образец отчета – в приложении 7 к Порядку).

* * *

Если руководитель откажется проводить расследование несчастного случая, то возникшие разногласия рассматриваются судебными органами (п. 26).

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Расследование несчастных случаев с работниками образовательных учреждений

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Мы уже обращались к теме расследования несчастных случаев в образовательных учреждениях[1]. Сегодня мы представляем рекомендации технической инспекции труда ЦК отраслевого профсоюза по расследованию несчастных случаев с работниками образовательных учреждений.

Расследование несчастного случая — важная форма правовой и социальной защиты работника

Учебно-воспитательный процесс можно считать особым видом производственной деятельности, а несчастный случай, происшедший во время этого процесса, — несчастным случаем на производстве.

Расследование несчастного случая является одной из форм правовой, социальной защиты интересов работников. Почему это так важно?

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.

1998 N 125-ФЗ правильно проведенная процедура расследования позволяет работнику возместить нанесенный жизни и здоровью вред, как материальный, так и моральный и в дальнейшем потратить эти средства на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Кроме того, своевременное и качественное расследование обстоятельств и причин каждого конкретного несчастного случая позволит принять меры превентивного характера, чтобы исключить в дальнейшем опасность травмы работников в аудиториях, классах, кабинетах, лабораториях, мастерских, спортивных залах.

В ходе расследования необходимо руководствоваться требованиями Трудового кодекса РФ (в дальнейшем — ТК РФ) и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (в дальнейшем — Положение).

  • Порядок действий руководителя образовательного учреждения при несчастном случае
  • При несчастном случае, происшедшем на производстве (во время образовательного процесса) руководитель или его представитель (уполномоченное им должностное лицо) обязан:
  • — немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
  • — принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других;

— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку такой, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать (сделать схемы, фотографии, видеосъемку и т.п.);

  1. — обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с ТК РФ и действующим Положением.
  2. —  немедленно сообщить о несчастном случае родственникам пострадавшего и направить сообщение о происшедшем несчастном случае:
  3. — в вышестоящую организацию (орган управления образованием района, города);
  4. — в районный, городской комитет профсоюза;
  5. — в исполнительный орган Фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя);
  6. — направить запрос в учреждение здравоохранения о характере и степени тяжести травмы, полученной пострадавшим, а также о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
  7. При групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом руководитель обязан кроме вышеупомянутых организаций в течение суток направить извещение:
  8. — в соответствующую государственную инспекцию труда;
  9. — в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  10. — в орган исполнительной власти субъекта РФ;
  11. — в территориальный исполнительный орган Фонда социального страхования;
  12. — в территориальное объединение профсоюзов (территориальную организацию отраслевого профсоюза).
  13. Формирование и организация работы комиссии по расследованию несчастного случая
  14. Для расследования несчастного случая, в результате которого пострадавший получил повреждение, не относящееся к категории групповых, тяжелых и со смертельным исходом, руководитель образовательного учреждения обязан незамедлительно создать комиссию в количестве не менее трех человек и утвердить ее состав приказом (распоряжением).

Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов и строго отвечать требованиям Положения. В противном случае решения комиссии могут быть признаны юридически недействительными и подлежащими отмене.

  • Комиссию возглавляет руководитель образовательного учреждения или уполномоченный им представитель.
  • В состав комиссии должны включаться:
  • — специалист по охране труда образовательного учреждения илилицо, ответственное за организацию работы по охране труда(например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, заведующий кабинетом физики, информатики, химии или старший мастер в учреждении профессионального образования);
  • — представитель руководителя образовательного учреждения (например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое должностное лицо);
  • — представители профсоюзного органа (например, председатель профкома или его заместитель);
  • — уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета.

Руководитель структурного подразделения, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай (в хозяйственной службе, учебном кабинете, мастерской, спортивном зале и т.д.), в состав комиссии не включается.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым, тяжелым или со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

В состав комиссии по расследованию группового, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом дополнительно включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, исполнительного органа Фонда социального страхования, а также территориального объединения организаций профсоюзов (территориальной организации профсоюза). В этом случае работодатель (руководитель образовательного учреждения) формирует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инс­пектором по охране труда.

  1. Порядок расследования несчастного случая
  2. Расследование несчастного случая проходит в строго определенном порядке и состоит из нескольких этапов.
  3. Этап первый — квалификация несчастного случая

На начальном этапе расследования следует квалифицировать несчастный случай -установить, подпадает ли он под действие п.п. 2 и 3 Положения. То есть определить фактический круг лиц, на которых распространяется Положение, и обстоятельства, при которых несчастные случаи с ними расцениваются как производственные.

  • Несчастный случай относят к категории производственных при наличии определяющих признаков:
  • — основных — выполнение работником своих трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором и должностными обязанностями по охране труда;
  • — дополнительных — территория организации или место выполнения работы (задания), время и особые обстоятельства происшествия.
  • Несчастный случай квалифицируется как производственный, если он произошел с работником образовательного учреждения при следующих обстоятельствах:
  • — при выполнении трудовых обязанностей на своем рабочем месте или во время командировки, а также при совершении каких-либо действий в интересах учреждения, в том числе по собственной инициативе;
  • — в пути следования на работу или с работы на транспорте, предоставленном учреждением, или на личном транспорте при наличии оформленного договора с руководителем учреждения о его использовании для этих целей — в таком случае транспорт является частью территории образовательного учреждения;
  • — на территории учреждения или в ином месте, где работник должен выполнять свои трудовые обязанности по заданию администрации;
  • — в течение рабочего времени, а также времени, отведенного для того, чтобы привести в порядок средства и предметы труда, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты;
  • — во время проведения общественных работ (субботника);
  • — в рабочее время, если работник следует между объектами обслуживания;
  • — при выполнении работ в выходные и праздничные дни, во время сверхурочной работы при наличии соответствующих приказов, распоряжений руководителя;

— во время установленных перерывов, отдыха и т.д.;

  1. — во время выполнения работ на условиях совместительства;
  2. — если работник учреждения привлечен в установленном порядке к участиюв ликвидации последствий катастрофы, аварии, террористического акта и других чрезвычайных происшествий.
  3. Расследованию подлежат также несчастные случаи, происшедшие на производстве, но квалифицируемые как не связанные с производством. К ним относятся:
  4. — смерть вследствие общего заболевания или самоубийства работника, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

 — повреждение здоровья либо смерть при совершении пострадавшим поступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния (при хищении материалов или других материальных ценностей, при перевозке ворованного груза и т.д.);

  • — происшествия во время спортивных игр на территории учреждения, если эти игры не являются плановым мероприятием учреждения.
  • Комиссия формируется так же, как и при расследовании несчастных случаев на производстве, а по результатам расследования несчастного случая оформляется акт произвольной формы.
  • Несчастные случаи, происшедшие в быту, по дороге на работу и с работы квалифицируются как не связанные с производством, должны расследоваться комиссией с составлением акта произвольной формы.
  • Этап второй — осмотр происшествия

Местом происшествия в образовательном учреждении могут быть помещение (кабинет, мастерская, лаборатория), подвал, коридор, лестницы, спортивная площадка, приусадебный участок, место проведения мероприятия и т.д.

  1. Для качественного расследования несчастного случая по требованию комиссии руководитель образовательного учреждения обязан предоставить:
  2. — возможность выполнить технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, другую экспертную работу;
  3. — транспорт, служебное помещение, средства связи, специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты, необходимые для проведения расследования;
  4. — необходимую для расследования информацию или документы по охране труда;
  5. — возможность осмотреть место происшествия и опросить пострадавшего, очевидцев несчастного случая и непосредственного руководителя работ (занятий).

Осмотр места происшествия проводится после ликвидации воздействия опасных факторов (обесточивания электрических сетей, закрепления конструкции здания, остановки работы оборудования и т.д.). По результатам оформляется протокол осмотра.

Этап третий — опрос пострадавшего и очевидцев

Несчастный случай на производстве, квалифицированный комиссией как несчастный случай на производстве оформляется актом по форме Н-1 в двух экземплярах.

Имея ввиду, что работники образовательных учреждений подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, то составляется дополнительный третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве, который направляется в территориальное отделение Фонда социального страхования РФ.

Акт заполняется на основании показаний пострадавшего, очевидцев несчастного случая, руководителей работ, по результатам осмотра места происшествия, лабораторных исследований травмирующего фактора (факторов), по результатам медицинского заключения, выданного лечебным учреждением, в котором пострадавший находится на излечении, и т.д.

  • Акт о несчастном случае сопровождается комплектом документов, созданных по ходу расследования и его результатам. Перечень материалов по расследованию несчастных случаев:
  • — приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, изданный руководителем образовательного учреждения;
  • — планы, схемы, эскизы, фото- и видеоматериалы с места происшествия;
  • — документы, характеризующие состояние рабочего (учебного) места, результаты предыдущей аттестации рабочего места, наличие опасных факторов;
  • — выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний по охране труда;
  • — протоколы опросов, объяснения пострадавшего (пострадавших), очевидцев несчастного случая и лиц, ответственных за организацию безопасного производственного (учебно-воспитательного) процесса;
  • — экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • — медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, степени алкогольного или наркотического опьянения;
  • — копии документов о выдаче (невыдаче) средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими инструкциями о выдаче специальной одежды и обуви по установленным отраслевым нормам;
  • — выписки из предписаний государственных инспекторов по охране труда, должностных лиц территориальных органов надзора, представлений технических инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
  • — другие документы, материалы на усмотрение комиссии.
  • В случаях с тяжелыми последствиями дополнительно составляется акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом).
  • Акт по форме Н-1

Акт по форме Н-1 является юридическими документом, подтверждающим факт причинения вреда жизни и здоровью работника на производстве. Поэтому он должен быть правильно оформлен, содержать полную и достоверную информацию о пострадавшем, состоянии рабочего места и оборудования, виде происшествия, обстоятельствах несчастного случая и причинах, которые привели к нему.

Форма акта Н-1 стандартизирована, разработана Министерством труда и социального развития РФ и является приложением к Положению. Акт по форме Н-1 имеет обязательные реквизиты (почтовый адрес, наименование учреждения), данные о пострадавшем.

Пункты 6, 7, 8, 9, 10 акта формы Н-1 требуют информации, которая поможет разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая, установить лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, выяснить степень вины пострадавшего.

В пунктах 8, 9 акта формы Н-1 должны быть описаны причины и обстоятельства несчастного случая. Необходимо дать краткую характеристику условий труда, действий пострадавшего и других участников учебно-воспитательного процесса, изложить события, предшествовавшие несчастому случаю, указать, кто руководил работой, какими индивидуальными средствами защиты был обеспечен пострадавший.

Обстоятельства и причины несчастного случая должны быть изложены таким образом, чтобы они соответствовали показаниям пострадавшего, очевидцев несчастного случая, руководителя работ (учителя, воспитателя, мастера), результатам осмотра места происшествия и проверки документов по эксплуатации оборудования.

Описание обстоятельств и причин несчастного случая должно сопровождаться точным указанием действий того или иного участника процесса труда и времени совершения этих действий.

При этом должно быть указано, требования каких нормативных документов по охране труда были нарушены, кто их нарушил. Изложение обстоятельств и причин несчастного случая не должно иметь двойного толкования (например, пострадавший, получивший на руки утвержденный руководителем акт о несчастном случае, и руководитель должны одинаково понимать суть материала).

Выявление причины несчастного случая является главной целью расследования. Правильно установленная причина позволит разработать эффективные мероприятия.

В пункте 11 акта формы Н-1 указываются мероприятия по устранению причин несчастного случая, при этом располагают их в порядке важности, что позволяет сначала устранить главную причину, а затем второстепенные.

Назначается ответственный за исполнение каждого мероприятия.

Контроль за их выполнением осуществляется администрацией, профсоюзной организацией, где произошел несчастный случай, а также органами государственного надзора и контроля за охраной труда.

  1. На завершающем этапе работы члены комиссии комплектуют документы расследования для оформления актов о несчастном случае по форме Н-1.
  2. Акты о несчастном случае утверждаются руководителем учреждения в течение суток после окончания расследования.
  3. Не позднее чем через три дня после утверждения акт должен быть выдан на руки пострадавшему или его законным представителям.
  4. Разногласия и несогласия

Расследование несчастного случая с обучающимся | Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Вопрос:
С одним из обучающихся в нашей школе на перемене произошел несчастный случай.Кто должен расследовать такой несчастный случай? Каков порядок расследования несчастного случая с обучающимся?

Ответ:
Расследование несчастного случая с обучающимся в общеобразовательном учреждении проводится в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 602 от 27.06.2017 г.

  • Согласно Порядку расследованию и учету подлежат случаи травмирования обучающихся, если по медицинским показаниям, в следствие травмы, обучающийся освобождается от занятий не менее чем на один день, либо несчастный случай повлек за собой смерть обучающегося.
  • Указанные несчастные случаи должны расследоваться и учитываться, если они произошли во время учебных занятий и мероприятий, проводимых на территории школы либо за ее пределами, в соответствии с учебным планом, также до и после занятий, время которых определено правилами внутреннего распорядка школы; во время учебных занятий по физкультуре; при проведении внеклассных мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если данные мероприятия организовывались и проводились образовательной организацией; при прохождении учебной или производственной практики, сельхозработ или общественно полезного труда; при проведении спортивных соревнований, тренировок, экскурсий и походов, организованных школой; при следовании в школу на занятия и обратно школьным автотранспортом.

На период расследования несчастного случая с обучающимся директор школы создает комиссию по расследованию несчастного случая в составе не менее трех человек. Комиссию возглавляет директор общеобразовательного учреждения. В состав комиссии включается специалист по охране труда, представитель профсоюза обучающихся (при наличии) или иного представительного органа обучающихся.

Расследование проводится комиссией в течение трех календарных дней с момента происшествия.
При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, либо несчастного случая со смертельным исходом, комиссия создается незамедлительно.

Расследование таких несчастных случаев проводится в течение пятнадцати календарных дней с момента происшествия.

При расследовании несчастного случая с обучающимся комиссия обязана:

  • получить письменное объяснение от пострадавшего (по возможности), должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие);
  • составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие);
  • запросить в медучреждении медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести;
  • составить протокол осмотра места несчастного случая;
  • изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);
  • сделать выписки из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности с обучающимися о прохождении пострадавшим обучения или инструктажа;
  • ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных за это лиц;
  • составить акт о расследовании несчастного случая с обучающимся.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: