Отказ от ученика
Если вы приняли решение о прекращении сотрудничества, сложнее всего придумать, как отказаться от репетитора. Ведь мало просто сказать «нет». Мы имеем на это право, но культурно, исторически (и педагогически во многих семьях) знаем: это плохо, нельзя, стыдно, некрасиво.
Для начала успокойтесь, глубоко вздохните, поймите: никто не может вас заставить продолжать далее сотрудничество, если не устраивают деловые отношения. Оправдываться не нужно — это унижает обе стороны.
Наука отказывать репетиторам: она существует?
Вы будете удивлены, если введете в поисковую строку запрос: «Как отказать репетитору». Много людей ищут помощи на форумах, в социальных сетях. Это особенно актуально для рынка репетиторских услуг, где вместо товара клиент покупает знания.
Нормально, когда одному ребенку отдельно взятый учитель подходит на 100%, а другому категорически не подходит. Причин может быть масса:
- несовпадение характеров педагога и ребенка;
- не удовлетворяет качество услуг;
- найден специалист, который больше подходит или более удобен;
- изменилась финансовая ситуация в семье;
- вы переезжаете или передумали заниматься на платной основе.
Отказаться значит стать «злодеем», выйти из зоны комфорта, быть неудобным. Программа автоматически запускается в голове, когда нужно сказать: «Спасибо, мы больше не заинтересованы в ваших услугах».
Предлагаем выработать оптимальную линию поведения, чтобы ситуация была менее травматичной и драматичной для всех.
Горький привкус правды
Для начала признаемся, что в большинстве случаев мы не хотим терять лицо. То есть, истинная забота — не о другом, а о своих потребностях, психологическом состоянии. Вспомните пословицу: сладкая ложь не сравнится с горькой правдой. Это так.
На многочисленных форумах даны скрипты, как обмануть специалиста, чтобы остаться в «белом пальто».
У нас сайт для взаимодействия соискателей и работников, мы уважаем обе стороны. И против рекомендаций обмануть, «написать SMS, чтобы лично не контактировать», «просто не отвечать». Это некрасиво по отношению к человеку, с которым были договоренности.
Опыт показывает, что лучше сказать правду. Ситуацию нужно объяснять тактично и аргументированно. Например так.
-
Вы не видите прогресса после занятий. Вы понимаете, что, возможно, ребенку не подходит методика (формат) преподавания, поэтому благодарите за труд, хотите попробовать другие варианты.
-
Вы не можете больше оплачивать услуги специалиста, так как изменилось финансовое положение семьи.
-
Вы передумали заниматься, так как ребенок не хочет/предмет перестал быть важным.
Адекватный учитель не обидится, не станет спорить. Он получит опыт, будет благодарен за честность, так как это признак уважения.
Важно. Не тяните до последнего. Учитель должен выстраивать рабочий график. Чем раньше вы найдете способ, как отказаться от репетитора вежливо, тем быстрее он отыщет нового ученика.
«Обида залита в груди»
Если прямолинейность не ваш козырь, и вы не хотите никого обидеть… Всё равно придется это сделать. Чем быстрее, тем лучше. Главное, корректно выбранная формулировка (не отговорки, не обман).
Добавим еще несколько решений, которые вы можете адаптировать к своей ситуации.
- На базе школы проводятся дополнительные занятия по интересующему предмету, что будет удобнее для ребенка и для вас по стоимости.
- Чадо перегружено кружками, секциями, поэтому на дополнительные занятия просто не остается временных ресурсов.
- Огромная благодарность преподавателю за то, что ребенок подтянулся в процессе работы. Дальше вы сможете справиться сами.
Список можно продолжать. Помните, что сотрудничество не равно клятве «жить долго и счастливо, а потом умереть в 1 день». Это рабочий нормальный процесс, который каждая из сторон может завершить по желанию.
Вредные советы
Все помнят книгу с вредными советами, и мы постараемся составить несколько рекомендаций-перевертышей, как отказаться от репетитора.
Помните, что приглашенный учитель зарабатывает деньги, в которых у него потребность. Не стоит переносить уроки, оттягивать искусственно разговор, скрываться от педагога. У таких специалистов опыт за плечами, они сразу видят обман. Им также не понравится, когда вы сконфуженно оправдываетесь, окрашиваясь во все цвета радуги.
Советы, как НЕ НАДО.
-
Ни в коем случае не говорите о прекращении работы лично. Отправьте SMS. При встрече с репетитором делайте вид, что вы никогда его не знали.
-
Будьте грубы — пусть наемный работник почувствует свое место, поняв, кто Босс.
-
Принижайте его заслуги, репутацию. Это помогает чувствовать себя не таким плохим человеком, говоря «нет».
-
Забудьте об аргументах. Просто не открывайте дверь, не берите трубку Может сам догадается.
-
Попросите знакомого сообщить учителю новость. Так намного спокойнее, вас не касается.
-
Затягивайте сроки, чтобы не осталось ни малейшего шанса, что на ваше место найдется другой ученик.
-
Откровенно врите, что вы уезжаете на ПМЖ на Мальдивские острова, только поэтому не можете дальше продолжать плодотворное взаимодействие. Если вы столкнетесь в местном супермаркете, скажите, что прилетели ненадолго по делам.
-
Скажите, что ваша свекровь с 4 классами образования смогла бы объяснить материал лучше.
Помощь психолога: почему нам так страшно?
Почему так страшно отказываться от чьих-то услуг? Зачем искать в интернете ответ на вопрос, как отказаться от репетитора вежливо? Можно ли придумать «красивую причину»? Да, можно, но не стоит, если вы заботитесь о своем психологическом спокойствии.
Как думаете, что случится, если вы откажете?
- Вы будете виноватым.
- Вы окажетесь не в своей тарелке.
- О вас плохо подумают/скажут/напишут.
- Вы будете плохим для работника.
- Потом вам прилетит страшный «бумеранг» за такую «подлость».
Перечень можно продолжать далее, но главное, что вы боитесь пережить эмоции: разочарование, обиду, страдание, боль, негодование.
В 90% корень проблемы кроется в детских переживаниях. Нередко взрослые манипулируют чувствами детей, ломая волю, не учитывая потребностей:
- сделаешь так, как я сказал.
- раз ты так поступил, значит, ты меня не любишь!
- молодость посвятили тебе, а ты неблагодарный!
- хорошие девочки так себя не ведут.
В итоге получаем почти голливудский сценарий развития личности, когда подсознательно ощущаете: отказывать плохо. Выстраивая отношения, в том числе профессиональные, мы также боимся последствий отказов, прикрываясь несуществующими причинами.
Вопрос, как отказать репетитору, второстепенный.
Следует учиться оставаться собой, слушать желания. Как только вы будете честны с собой, вы не будете бояться перестать быть «хорошим». Парадокс, что вы им не перестанете быть, в 99% ситуаций вас поймут правильно, оценив открытость, честность, уверенность. Если вы ощущаете дискомфорт, не можете провести беседу, значит, налицо проблема с невыстроенными личными границами.
Может быть негативной реакция в ответ? Да, может. Вы столкнетесь с последствиями, и в тот самый 1% будут входить обиды, слезы, попытки выяснять отношения, но в основе своей это принятие, уважение и спокойствие.
Плохо реагируют такие же люди, которые не умеют отказывать.
Что в остатке
Если вы уважаете личность, вы не будете тратить бесценные нервные клетки от предвкушения чего-то ужасного, что случится, если вы прямо объясните педагогу, что больше не можете продолжать сотрудничество. Вы с легкостью уберете из жизни то, что вам не нужно.
Делать это нужно, соблюдая правило трех «не»:
- не оправдывайтесь;
- не заискивайте;
- необязательно вообще озвучивать причину — это вопрос личного выбора.
Главное не перестараться, сохранить уважение к другому человеку без ущерба для себя. Ключевой навык, который поможет чувствовать себя лучше, взаимодействуя с другими людьми, будь это репетитор, сиделка, няня, другие специалисты.
И если вам в какой-то момент жизни требуется персонал, на 7hands много возможностей построить комфортное сотрудничество.
Мы проверяем соискателей по всем параметрам:
- актуальность личной информации;
- действительность паспорта;
- благонадежность (особенно актуально при работе с детьми);
- отсутствие криминального прошлого, проблем с законом;
- контроль зависимостей.
Проведение собеседований по телефону делает 7hands клиентоориентированным сервисом, где в почете забота о результате.
Как отказывать нежелательным ученикам
- Основа всякой добродетели и всякого достоинства
заключается в способности человека
отказываться от удовлетворения своих желаний, - когда разум не одобряет их.
- В одной из предыдущих статей я перечислила типы школьников, которых нежелательно брать начинающим репетиторам в качестве первых учеников.
Джон Локк
У новичков возникает резонный вопрос: «Как отказывать неподходящим ученикам, чтобы им не было обидно? И потом, ведь начинающий репетитор заинтересован в учениках, а вы рекомендуете отказывать тем, кто к нему обращается. Как тут быть?»
Отвечу сначала на первый вопрос. Предположим, вы дали объявление, и потенциальный ученик (или его мама, папа) звонит вам.
Во время телефонного разговора вы задаёте ему вопросы, и в результате выясняется, что этот ученик вам не подходит.
Например, это одиннадцатиклассник, который хочет, чтобы вы подготовили его к сдаче ЕГЭ, а вы еще недостаточно знаете предмет и методику преподавания, чтобы взяться за такую работу.
Ну, что ж, вы так прямо и говорите: «К сожалению, я не смогу заниматься с вами (с вашим сыном или дочерью)». Можете обосновать свой отказ, честно сказав: «Потому что я занимаюсь, в основном, с учениками среднего звена». Конечно, вы можете слукавить, сославшись на то, что у вас уже много учеников, Но я лично не люблю говорить неправду. И вам не советую.
Вообще говоря, вы можете никак не обосновывать свой отказ. В этом нет ничего страшного для того, кто к вам обратился. Ваш телефон – один из многих, которые есть у ученика. Он позвонит по другому номеру и обязательно найдёт нужного ему репетитора.
Есть ещё вариант. Вы можете предложить позвонившему вам человеку телефон другого репетитора из числа ваших знакомых (если у вас такие есть, конечно).
Я обычно так и поступаю в тех случаях, когда по каким-либо причинам не могу или не хочу заниматься с данным учеником.
Предлагаю телефоны четырёх-пяти своих коллег, при этом рекомендую их как хороших профессионалов (это правда) и говорю, что можно звонить и ссылаться на меня.
Что же касается второго возражения, то тут вам надо просто набраться терпения. Если в вашем городе ваш предмет востребован в принципе, то рано или поздно у вас появится и первый, и второй, и следующие ученики. Это как в лесу: если идёт грибной сезон, то вы обязательно наберёте грибов — не в этом лесу, так в соседнем, не на опушке, так в глубинке, не в берёзовой роще, так в ельнике.
Сделаю ещё два замечания, которые, возможно, будут вам полезны в связи с данной темой.
-
Не думайте, что репетиторов ищут только в сентябре. Основной шквал звонков идёт в октябре. Да и в ноябре звонят, и в декабре. А некоторые особо беспечные родители начинают искать репетиторов для своих чад аж в апреле, под конец учебного года.
-
Далеко не каждый звонок по вашему объявлению должен заканчиваться договорённостью о встрече с учеником. Лично у меня так завершаются в среднем только два разговора из десяти.
Либо я отказываю, например, потому, что не люблю работать на выезде. Либо позвонившего не устраивают мои условия.
Либо звонит начинающий репетитор, который просто пытается определить среднюю цену урока по нашему городу. Всякое бывает.
Поэтому не нервничайте и спокойно ждите своего ученика. А в это время прилежно занимайтесь подготовкой к урокам. Но это тема уже другого разговора.
Рекомендую еще прочитать:
Как отказаться от бестолкового ученика? — 70 ответов на форуме Woman.ru
70 ответов
Последний — 16 ноября 2019, 01:25 Перейти
13 ноября 2019, 10:23
#10
13 ноября 2019, 10:24
#11
Гость
Все просто! Сегодня приходите, занимаетесь, а потом с милой улыбкой сообщаете, что больше не сможете к ним ходить, т.к. у вас изменились обстоятельства. Может, там ребенок умственно отсталый и в принципе не способен учиться, а вы нервы свои на него тратите.
13 ноября 2019, 10:32
#12
13 ноября 2019, 10:35
#13
13 ноября 2019, 10:38
#14
13 ноября 2019, 10:39
#15
Гость
Вы прям учитель от Бога
13 ноября 2019, 10:41
#16
13 ноября 2019, 10:42
#17
Репетитор
Всем, кто написал, что я плохой учитель, нетерпима к недостаткам детей и не стараюсь заинтересовать, отвечаю: вы не правы. Я нахожу подход к каждому, кроме тех, кто прячется под диваном от меня, не первый год учу детей.
Я не вижу заинтересованности ВООБЩЕ, не вижу хотя бы элементарных признаков воспитания у ребенка. А брать деньги за 0 результата (а не брать не могу) — это муки для меня. Мне, наоборот, нравятся сложные ученики, нравится из учить новому, но когда они хотят этого.
И это мое свободное время, а не школа, я могу взять более подходящего ученика на это место.
13 ноября 2019, 10:44
#18
13 ноября 2019, 10:45
#19
Гость
Что за ужасы. Зачем готовиться к школе, если этому всему учат в школе?
13 ноября 2019, 10:48
#20
Гость
Автор, я тоже готовлю детей к школе и занимаюсь с неуспевающими детками младших классов. Ко мне приводят очень сложных. У кого-то с памятью беда, были роды у мамы неудачные. Кто-то просто педагогически запущенный, не развивали родители ребенка. Считали, что само собой все получится. Для таких я требую ежедневных занятий со мной и выполнения Д.З. на выходных.
Иначе не соглашаюсь заниматься. Детям с плохой памятью рекомендую перед сном, на ночь просматривать то, что мы с ними проходили днем. Взрослые сами показывают ему буквы, слоги, а потом укладывают спать. На следующий день ребенок быстрее вспоминает пройденное и ориентируется в новом материале.
Не хотят та работать- скатертью дорога! Мне тоже не интересно топтаться на одном месте и не видеть результата.В вашем случае, либо заниматься каждый день с учебником, карточками, магнитными буквами, срисовыванием этих букв на обычную белую бумагу, либо пусть ищут преподавателя, которому интересны только деньги, а не результат.
Так и скажите, он не старается, ему не интересно. И мне не интересно смотреть на такое отношение.
Работать надо. Всё, детский сад закончился. Теперь ежедневный труд до пенсии.
13 ноября 2019, 10:53
#21
Гость
Всё бы ничего, если бы не формулировка «бестолкового ученика». Видно, что вы нетерпимы к детям и их недостаткам. А может, причина его неуспехов в вас? Может, вы не смогли заинтересовать ребёнка? может, ему нужно больше внимания/особый подход? Вам приходится работать с разными детьми, и вы обязаны справляться, а не называть кого-то бестолковым!
13 ноября 2019, 10:54
#22
Гость
Ну и учительница, занимайся давай и не огорчай его мать,а то только умных ей подавай,бог накажет.
13 ноября 2019, 11:05
#23
PURE WOMAN
Да нафиг такую учительницу, ребенка не может заинтересовать. Понятно, что малыш хочет поскорее мультики и не хочет заниматься, просто не включает мозг. У меня сын такой же. Занимаюсь с ним сама. Очень маленькими порциями. Хвалю за каждый успех.
В конце занятия всегда ждет какое-то поощрение, типа в приставку можно наконец-то поиграть. Честно говоря тут и сама мамаша удивляет.
Не может сама ребенку буквы объяснить? Она их что, сама не знает? Если такого педагога нанимать, то в принципе нет разницы, самой свое чадо учить или на такого педагога время и деньги тратить.
13 ноября 2019, 11:06
#24
PURE WOMAN
Да нафиг такую учительницу, ребенка не может заинтересовать. Понятно, что малыш хочет поскорее мультики и не хочет заниматься, просто не включает мозг. У меня сын такой же. Занимаюсь с ним сама. Очень маленькими порциями. Хвалю за каждый успех.
В конце занятия всегда ждет какое-то поощрение, типа в приставку можно наконец-то поиграть. Честно говоря тут и сама мамаша удивляет.
Не может сама ребенку буквы объяснить? Она их что, сама не знает? Если такого педагога нанимать, то в принципе нет разницы, самой свое чадо учить или на такого педагога время и деньги тратить.
13 ноября 2019, 11:07
#25
13 ноября 2019, 11:25
#26
Репетитор
По-вашему, чем заинтересовывать? Танцами с бубном?)
13 ноября 2019, 11:31
#27
Репетитор
Если на 20 детей — один, которого никак не научить, это педагог плохой или родители не постарались (развитие отстает)?
13 ноября 2019, 11:40
#28
PURE WOMAN
Для начала в этой ситуации надо выяснить, ребенок нездоров или просто разбалован. Моему сыну сейчас пять лет, в четыре года мы начали учить буквы и цифры. Как о стенку горох! Не запоминает и все тут. Какие-то синапсы в мозгу не развились еще и не доходит до дитяти.
Сейчас, в пять лет, я вижу, что буквы, наконец, отложились, но почему-то с цифрой «три» — беда. После «два» он говоит «четыре» и хоть ты тресни. Теперь мы слоги складываем. Занимаемся по чуть-чуть. Маме удобнее самой манипулировать ребенком. Я просто говорю, что если не будет заниматься — играть не будет тоже.
В прошлом году с уроками была прямо беда — там раскрашивать кружочки надо было (весь лист в кружочках с разными буквами, надо только «А», к примеру, позакрашивать). Ребенок не хотел красить, прямо психовал. Я говорила: не хочешь делать уроки — можешь не делать, но и играть в приставку не будешь.
И так до тех пор, пока сам не начинает меня упрашивать сесть с ним за уроки. У учителя этого временного ресурса нет. Но надо как-то с мамой договариваться значит. Что касается методов: я как-то читала блог одной женщины, которая детей из детдома набрала. Практически все с умственной отсталостью.
Она сама им разрабатывала методики занятий, разбиралась, почему не понимает ребенок, где именно загвоздка. У нее все дети учатся в нормальной школе в итоге.
13 ноября 2019, 11:41
#29
13 ноября 2019, 11:41
#30
Гость
Дело не в вас, а в детях которые в виду своих особенностей и родителей не желающих видеть это.Я знаю о чем пишу ( 4 года тянула ребенка, чтобы к 7 годам) он пошел в нормальную школу и не отставал от сверстников.
; года наблюдения у невролога, логопед дефектолог и т.д. Много сталкивалась с родителями, которые не хотели видеть проблему в раннем детстве, Теперь у них виноваты учителя в школе которые не могут ничему научить их чадо.
Из-за таких страдает весь класс.
13 ноября 2019, 11:45
#31
Репетитор
Разбалован ребенок. Но и отстает тоже. Взять хотя бы речь.
13 ноября 2019, 11:50
#32
13 ноября 2019, 11:52
#33
13 ноября 2019, 12:18
#34
Гость
что за учителя пошли… Раньше старались, наоборот как стимул был, из не толкового ученика сделать умничку. А теперь все через анус, в опу пошло наше образование с такими преподами.
13 ноября 2019, 12:19
#35
Репетитор
Да у меня были и есть ученики, которые в 3 классе «2+3» не знают.
13 ноября 2019, 12:33
#36
Гость
Почему же моего, который в уме складывает, делит, трехзначные числа гонят на пмпк???
13 ноября 2019, 12:47
#37
13 ноября 2019, 12:51
#38
Репетитор
Всем, кто написал, что я плохой учитель, нетерпима к недостаткам детей и не стараюсь заинтересовать, отвечаю: вы не правы. Я нахожу подход к каждому, кроме тех, кто прячется под диваном от меня, не первый год учу детей.
Я не вижу заинтересованности ВООБЩЕ, не вижу хотя бы элементарных признаков воспитания у ребенка. А брать деньги за 0 результата (а не брать не могу) — это муки для меня. Мне, наоборот, нравятся сложные ученики, нравится из учить новому, но когда они хотят этого.
И это мое свободное время, а не школа, я могу взять более подходящего ученика на это место.
13 ноября 2019, 13:48
#39
Гость
Почему же не правы? Вы признали, что ученик вам не интересен из-за отсутствия интереса у него. А интересны вам какие-то другие «сложные», но заинтересованные. А в чем сложность-то? Если ребёнок жаждет учить алфавит, ему индивидуальный педагог не нужен, любой взрослый или подросток с этим справится, щас все грамотные.
Сложные это как раз те, кто не хотят. И педагог это как раз тот, кто создаст мотивацию. Тот, кто ведёт ребёнка дословно. Ну а если вы специализируетесь на умненьких мотивированных детках, которых и родители бы обучили запросто, но почему-то не хотят, из-за моды или дефицита времени, то как бы надо признать это.
Что как педагог вы мало что значите и не хотите развиваться.
13 ноября 2019, 13:48
#40
13 ноября 2019, 14:04
#41
Репетитор
И, кстати, домашние задания я давала и маму просила считать вместе с сыном бытовые предметы, буквы повесить на холодильник и спрашивать у него. Она говорила, он ей отвечает и «а», и «б», но кто его знает…
13 ноября 2019, 14:05
#42
13 ноября 2019, 14:27
#43
Репетитор
Да хватит нападать, в самом деле) Педагогика — это не основное мое занятие, скорее хобби.Под сложными я подразумевала тех, кто с нуля занимается, кто не хочет, но его можно заинтересовать, тех, кто в 3 классе не знает «2+3» и т.п.
Но не тех, кто ведет себя так, извините, будто его до 6 лет в джунглях растили, кто демонстрирует свое пренебрежение. Для этого есть другие специалисты, а я сеья помучила, и хвптит.И сецчас ч не беру сложнвх в принуипе.
Раньше была молодая, малоопытная, денег не хватало, да и детей своих не было, более свободная была, брала всех, старалась, добивалась.Сейчас работаю исключительно в свое удовольствие. Имею право?)
Если вы Педагог с большой буквы, честь вам и хвала. Имеете право меня ругать. А если вы такая же мамочка, забившая на ребенка, или сторонний наблюдатель, то ваши слова так — пыль.
13 ноября 2019, 14:27
#44
13 ноября 2019, 14:47
#45
Репетитор
Да хватит нападать, в самом деле) Педагогика — это не основное мое занятие, скорее хобби.Под сложными я подразумевала тех, кто с нуля занимается, кто не хочет, но его можно заинтересовать, тех, кто в 3 классе не знает «2+3» и т.п.
Но не тех, кто ведет себя так, извините, будто его до 6 лет в джунглях растили, кто демонстрирует свое пренебрежение. Для этого есть другие специалисты, а я сеья помучила, и хвптит.И сецчас ч не беру сложнвх в принуипе.
Раньше была молодая, малоопытная, денег не хватало, да и детей своих не было, более свободная была, брала всех, старалась, добивалась.Сейчас работаю исключительно в свое удовольствие. Имею право?)
Если вы Педагог с большой буквы, честь вам и хвала. Имеете право меня ругать. А если вы такая же мамочка, забившая на ребенка, или сторонний наблюдатель, то ваши слова так — пыль.
13 ноября 2019, 14:55
#46
Гость
Что-что, а право-то вы имеете (с) Не надо мне ничего доказывать. Щас вообще преподавание в упадке, планка упала ниже некуда. Педагога встретить сложнее, чем йети. Щас все занимаются оказанием образовательных услуг, и это дно стало нормой, а педагог — квалификацией из диплома, а вовсе не работой и не профессией. Почему вы должны быть чем-то большим, чем среднее по рынку?
13 ноября 2019, 14:59
#47
Гость
И извините, но никто на вас не нападает, вы сами завели речь, просто интересно вас понять.
Вы занимаетесь дошкольной подготовкой и подтягиванием проблемных первоклашек, верно я поняла? Что значит: сложные те, кто хочет, но занимается с нуля? Ноль это не знает алфавита и счета? Это не сложный случай, а норма.
Никто не рождается с тами знаниями, и единицы осваивают их самостоятельно до того, как взрослые возьмутся за их обучение. А не сложный кто тогда? Кто читает по слогам и знает счёт до 10 и сложение с вычитанием? Вы с такими занимаетесь? Чем? Идёте на опережение общеобразовательной программы?
13 ноября 2019, 15:02
#48
Гость
вы её видимо устраиваете в качестве няни (ну и надеется на какое-то развитие), а она отдыхает, поэтому и претензий к вам не имеет
13 ноября 2019, 15:03
#49
13 ноября 2019, 15:09
#50
Отказ от классного руководства
“Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В этом году я работала в школе первые полгода и сразу «повесили» классное руководство … При том, что опыта педагогического раньше не было. Сейчас закончили учебный год, я очень хочу отказаться от этого. Как это делается? Пишется заявление в кадры? Могут ли мне отказать?”
Отвечает юрист.
Мало где это практикуется, но по закону если вам предлагают взять классное руководство, то вы имеете полное право отказаться. Отказ от классного руководства практически невозможен, если вы являетесь учителем младших классов и ведете у них все уроки. Это единственный случай, во всех остальных — все должно быть добровольно.
Только предложили быть классным руководителем
Есть Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 года №536, согласно которому классное руководство — это дополнительная работа, а значит выполняется только с согласия педагога.
При назначении на классное руководство составляется отдельное дополнительное соглашение, которое вы можете не подписывать и вас никто не может заставить это сделать.
Администрация школы не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ, лишить стимулирующих и как-то еще воздействовать.
Работа педагога в каникулы
Проще всего отказываться от классного руководства именно на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя. Здесь никаких дополнительных заявлений об отказе писать не надо.
Уже работаю классным руководителем, но хочу оказаться
Если документ подписан, то вы тоже можете отказаться от дополнительных обязанностей, предупредив своего работодателя письменным заявлением за три дня. Такое право вам дает Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60.2. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящий в основные должностные обязанности, не влечет за собой увольнение работника или иные меры.
Но есть очень важный нюанс! Внимательно прочитайте свой трудовой договор.
Если классное руководство указано в нем в качестве предмета работы и является частью трудовой функции работника, то отказаться вы можете только при согласии администрации школы: одностороннее изменение условий трудового договора недопустимо.
Если же в трудовом договоре у вас в качестве трудовой функции указана только педагогическая работа, а классное руководство осуществлялось по отдельному приказу — за надбавку к заработной плате, то вы имеете право от него отказаться и без согласия администрации.
В любом варианте на этом этапе нужно написать письменное заявление на имя директора в произвольной форме. Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Это ваше право.
По каким причинам можно отказаться от классного руководства
Причинами отказа могут быть причины как частного характера, так и профессиональные. Например, состояние здоровья, семейные обстоятельства, разработка собственного экспериментального учебно-методического комплекса, другая научная работа, полная загрузка и отсутствие времени.
Как учителю защититься от клеветы родителей?
- Статьи
- Внеурочная деятельность
- Психология и педагогика
Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением.
Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.
Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.
31 августа 2018
Что такое клевета и как с ней быть
Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.
1. Первичный, вне правового поля
- Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
- Требовать тщательное расследование инцидента.
- Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
- Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
- Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
- Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
- Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты. 2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.
- Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
- Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
- Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.
В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Влияние оговора на психику
- Снижает профессиональную и личностную самооценку.
- Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
- Формирует отрицательные эмоции.
- Выводит из равновесия, лишает целостности.
- Вызывает ступор в общении и действиях.
- Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
- Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
- Уничтожает душевные силы.
Система защиты от клеветы СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:
- Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
- Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
- По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
- Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
- Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.
Примеры тренингов
Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.
Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»).
В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.
Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.
Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.
Техника «Взгляд назад».
-
Сядьте ровно.
-
Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
-
Плотно закройте глаза.
-
Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
-
Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
-
Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
-
Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
-
Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
-
Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
-
Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
-
Сбросьте все ощущения.
Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.
«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.
Как отказаться от ученицы?
16 апр. 2016
Merbay
ЛенаТушканчик, здравствуйте.Подскажите пожалуйста, сколько Вам лет, Вы учитесь или работаете, имеете ли педагогическое образование?
16 апр. 2016
Елена.
ЛенаТушканчик, извините, конечно, но разве не проффесионализм уметь замотивировать ученика? отказаться от сложного ученика проще всего. кому нужны такие монстры.
тем более зачем говорить при ребенке? почему нельзя просто маме сказать, что вам не интересен такой ученик? вас же ни кто не заставляет с ней заниматься? говорю об этом, потому что долго искала репетиторов для своего сына и нашла же. Теперь он с удовольствием бедит на английский)
17 апр. 2016
Лена Тушканчик
Мне 27, работаю первый год в школе (до этого работа не была связана с образованием). Педагогическое образование заочное, т. е., можно сказать, что его практически нет. Репетиторством занимаюсь уже 6 лет, учеников за это время было около 30.
Согласна, что «профессионализм — уметь замотивировать ученика?», но особо над этим не задумывалась раньше, потому что таких проблем не было. Дети, как правило, немного ленились, как и все люди, но не более. А некоторые с откровенной радостью занимались.
Были и такие, которые когда заболевали или по каким-то другим причинам оставались дома, то звонили мне и просили, чтобы пришла, если могу, и мы дополнительно позанимались. Мне, видимо, действительно не хватает знаний по детской психологии. Но раньше все решалось на уровне интуиции что ли.
Да и старалась брать учеников постарше — 9 — 11, мне с ними легче работать.
А с этой девочкой урок был вчера. И занималась хорошо, и вела себя адекватно. Может, мама попилила (т.к.
я еще в прошлый раз сказала, что ребенок настолько несобран, что перепутал страницу с заданием и вообще энтузиазма недостаточно для занятий), а может, и скорее всего, то, что девочка собирается сменить учебное заведение, а для зачисления нужно сдать что-то типа экзаменов. Кстати, не написала раньше, а это, может, существенно — девочка сейчас учится в классе, где несколько детей очень богатых родителей и с мотивацией соответственно проблемы у большинства в классе.
17 апр. 2016 Екатерина Крупецкая Практический психолог
ЛенаТушканчик, здравствуйте! А могли бы Вы попробовать сформулировать, чем для Вас является эта ситуация? Почему она Вас даже на форум побудила обратиться? Ну казалось бы, попался ученик немотивированный, отказались с ним работать да и все, новый найдётся. Чем-то же Вас эта история задевает? Поделитесь?
17 апр. 2016
Лена Тушканчик
Здравствуйте, Екатерина! Ситуация для меня, наверное, является проблемой и головной болью. Я привыкла, что репетиторство не приносит неприятных ощущений и существенных сложностей. Это как бы хобби, то есть, нечто интересное и в радость. Переживаний мне и так хватает. А тут такое. Конечно, задевает. И вообще жалко — и девочку, и всю семью в целом.
У меня складывается впечатление, что ребенку не хватает жесткости в воспитании, хотя папа вроде там тоже есть. Единственная, и с ней постоянно носятся. На форум обратилась с конкретным вопросом «можно ли обсуждать отказ в присутствии ребенка», потому что чувствовала, что это не совсем правильно.
С одной стороны, если бы сказала только маме, то по сути переложила бы эту проблему сугубо на плечи этой самой мамы. С другой стороны, если бы сказала при девочке, то может быть это бы в какой-то степени травмировало ее, хотя не факт, что в первом случае мама бы выбирала особо мягкие способы сообщить о смене репетитора или о полном отказе занятий по предмету.
В общем я сильно запуталась, и не могла понять, что же важнее. Очень рада, что урок прошел нормально и отказываться не пришлось. Уверена, что в ребенке произошла какая-то перемена, и теперь она будет вести себя, как вчера, по крайней мере, до окончания этого учебного года. Из-за чего конкретно перемена, до меня так и не дошло.
Умышленно копаться в их семейных делах или в психике этой девочки мне как-то неудобно. А ребенок очень интересный и непростой.
17 апр. 2016 Екатерина Крупецкая Практический психолог
ЛенаТушканчик, раз Вам не пришлось отказываться от ученицы, то теперь и вопрос неактуален? Или захотелось поисследовать что-то ещё в связи с этой ученицей?
17 апр. 2016
Лена Тушканчик
Нет. вопрос неактуален.
17 апр. 2016
Merbay
ЛенаТушканчик, подскажите пожалуйста, можно ли закрыть Вашу тему?
17 апр. 2016
Лена Тушканчик
Да
изменено 30 нояб. 2019
Merbay
Вы можете оставить свой отзыв о консультации и работе форума здесь.Так же рекомендую заглянуть в Кафе у Фрейда. Рекомендции психологов, обсуждение интересных фильмов, книг и многое другое.