Отключение водоснабжения без составления акта
Остановка водоснабжения может произойти внезапно. Причем управляющие компании (УК) не торопятся оповещать жителей о причине такового неудобства. Это неправильно, тем более что отсутствие воды ставит в опасность жизнедеятельность людей. Длительная остановка подачи снижает уровень санитарного обеспечения населения, угрожает развитием эпидемий.
Разберем, что делать, если отключили воду. При каких обстоятельствах лишение людей услуги признается правомерным, а когда незаконно. Как можно воздействовать на нерадивую компанию.
Причины остановки водоснабжения квартиры
Оснований для отключения услуги может быть несколько. Так, законодательство нормирует такие случаи:
- авария в системе водоснабжения;
- проведение плановых технических работ;
- приостановка предоставления услуги ввиду образования задолженности.
[important]Важно: правила снабжения жителей многоквартирных домов (МКД) водой описаны в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.11.[/important]
В законодательстве приведены следующие нормы по непредоставлению холодного и горячего водоснабжения:
- на 8 часов совокупно в месяц допускается отключение пользователей ввиду аварии;
- за один раз останавливается водоснабжение не более чем на четыре часа;
- горячую жидкость могут перестать подавать на две недели для выполнения профилактических работ в трубопроводе;
- отключить пользователя могут при образовании задолженности за период, превышающий три месяца.
[important]Важно: безосновательный отказ от подачи воды признается незаконным.[/important]
В правительственном постановлении № 354 указаны такие правила:
- вода должна подаваться круглосуточно;
- не допускается снижение:
- качества ресурса;
- давления в проводящей системе.
[advice]Подсказка: водоотведение не может быть остановлено по нормам Жилищного кодекса. Помещение, не снабженное канализацией, не признается жилым.[/advice]
[file] Скачать для просмотра и печати:
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”
[/file]
Права и обязанности управляющих компаний
Ввиду запущенности коммуникаций, руководителям [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] даны некоторые права для организации бесперебойного снабжения. Так, остановить подвод жидкого ресурса без оповещения общественности они могут в случае:
- стихийного бедствия;
- форс-мажора;
- возникновения угрозы оборудованию (пожара на водокачке, к примеру).
В иных ситуациях люди должны узнать о прекращении подачи ресурса как минимум за трое суток. Для этого на подъездах расклеиваются объявления, информация размещается на официальном портале организации.
Существуют ситуации, когда нарушение происходит со стороны пользователя. В таковых управленцы могут действовать без соблюдения правил. А именно:
- если собственник подключился к системе самовольно, без соответствующей санкции;
- если жилое помещение находится в аварийном состоянии;
- если получатель услуги виновен в аварии, угрожающей иным жильцам;
- если произошел несанкционированный перенос коммуникаций внутри квартиры;
- если получено соответствующее распоряжение вышестоящего органа.
[advice]Подсказка: любое ограничение в поставке ресурса должно проводиться с объяснением причины. Исключением являются форс-мажорные ситуации.[/advice]
Алгоритм действий жильца квартиры в [abbr title=”Многоквартирный дом”]МКД[/abbr]
В первую очередь человеку необходимо выяснить причину остановки предоставления услуги. Всей полнотой информации обладают специалисты [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr]. Следовательно, необходимо спросить. Сделать это можно несколькими способами:
- позвонить на номер диспетчерской службы;
- войти на официальный портал компании (адрес печатается на платежке);
- направить письменный запрос.
Дальнейшие действия зависят от предоставленной информации. Управленцы прекрасно понимают свою ответственность. Без веской причины они останавливать водоснабжение не станут.
[warning]Внимание: если [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] не выходит на связь, а объявления отсутствуют, то следует звонить на прямую линию губернатора региона.[/warning]
Если произошла авария
В такой ситуации придется терпеть. Пока не починят коммуникационную систему, возобновить снабжение не получится. Причем следует помнить, что у [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] есть только четыре часа. После коммунальщики обязаны подать ресурс в квартиры. Как правило, водоснабжение организуется временным способом вплоть до устранения поломки. Кроме того, специалисты обязаны провести такие мероприятия:
- оповестить население о происходящем;
- организовать подвоз питьевой воды (если ремонтные работы затягиваются);
- проинформировать население о графике осуществления подвоза.
[advice]Подсказка: вся оперативная информация размещается на портале организации и передается жильцам в телефонном режиме по инициативе последних.[/advice]
Авария в системе горячего водоснабжения
В такой ситуации организовать дополнительное снабжение ввиду естественных причин не представляется возможным. Если горячий кран пуст, то следует выполнить такие мероприятия:
- Получить информацию о произошедшем в [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] по телефону или посредством интернета;
- Поинтересоваться о примерном сроке окончания восстановительных работ;
- Ждать.
Отключение за неуплату
Служащие обязаны соблюдать такие требования:
- задолженность должна образоваться за период не менее трех месяцев;
- не пострадают добросовестные плательщики;
- не причиняется ущерб общедомовой собственности.
Кроме того, на [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] возложена ответственность за нарушение санитарных норм в жилье должника. Например, если вместе с неплательщиком проживает младенец или инвалид, то управленцы ограничены в своих решениях.
[important]Важно: ни при каких обстоятельствах [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] не может беспричинно остановить подачу холодного жидкого ресурса. За долги перекрывают только горячий.[/important]
Должны ли предупредить
Остановка подачи ресурса запрещена без предварительного оповещения. Сотрудники должны проинформировать должника о предполагаемом мероприятии в письменной форме. Извещение нужно доставить по адресу неплательщика за двадцать суток до отключения. Таким образом, сюрприза не будет. Придет письмо о том, что услуга будет приостановлена.
Рекомендации для должника следующие:
- Нет смысла отказываться от подписания акта о приеме извещения — его пришлют почтовым отправлением с уведомлением;
- Нерационально также препятствовать проведению технических работ по установлению в трубе заглушки — ее введут из подвала.
[advice]Подсказка: следует внести на счет предприятия небольшую сумму (если не получается оплатить все). Работникам придется начать заново процедуру отключения, что предоставит время для сбора средств.[/advice]
Можно ли совсем не платить
Если пользователь не станет вносить задолженности, то услугу ему отключат тем или иным способом. Кроме того, выставят счет за технические работы. Есть иной метод решения проблемы. Так, у управленцев следует попросить «рассрочки». Алгоритм таков:
- Собрать сведения о доходах всех взрослых членов семьи;
- Написать заявление о реструктуризации долга, обосновав просьбу малыми доходами;
- Составить график погашения;
- Подписать его с руководителем [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr];
- Регулярно вносить платежи.
[advice]Подсказка: сотрудникам компании выгоднее получать задолженность по частям, чем потерять пользователя, а значит, часть доходов.[/advice]
Кому жаловаться, если [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] незаконно и необоснованно перекрыла вентиль
В законодательство введены положения, регулирующие осуществление контроля за поставщиками жизненно необходимых ресурсов. Так, статьи 13 и 20 Жилищного кодекса относят осуществление контроля в сферу деятельности местных властей. Из этого следует, что помощь в борьбе с самоуправством недобросовестных компаний можно найти в следующих госорганах:
- местной администрации, в частности, в управлении жилищно-коммунального хозяйства;
- жилищной инспекции;
- подразделении Роспотребнадзора регионального уровня;
- прокуратуре.
[advice]Подсказка: в госорганы следует обращаться в письменной форме. Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном законом № 59-ФЗ от 02.05.06.[/advice]
- [file] Скачать для просмотра и печати:
- Статья 13 Жилищного кодекса РФ “Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений”
- Статья 20 Жилищного кодекса РФ “Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль”
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”
[/file]
Правила составления жалобы
Требования к обращению описаны в статье 7 указанного выше закона. Они таковы:
- Послание может быть составлено в таких формах:
- Гражданин обязан указать персональные данные:
- Ф. И. О. полностью;
- адрес регистрации;
- контактный телефон;
- В тексте излагаются факты, предложения, просьбы в ясной и понятной форме;
- К посланию могут прикрепляться обосновывающие документы;
- Письменное обращение должно быть подписано собственноручно, рядом ставится дата.
[important]Важно: анонимки не рассматриваются государственными служащими.[/important]
В основном тексте следует указать такие данные:
- адрес [abbr title=”Многоквартирный дом”]МКД[/abbr], лишенного водоснабжения;
- точный временной период отключения услуги;
- конкретные действия заявителя, предпринятые для урегулирования проблемы:
- обращение в [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] (приложить копию);
- переговоры с управленцами (подтвердить документально);
- другое;
- указание на нарушение норм действующего законодательства;
- просьбу:
- провести проверку указанных фактов;
- восстановить нарушенные права жителей.
Скачать образец жалобы на отсутствие горячего водоснабжения
[useful]Для сведения: на подготовку ответа у госслужащих есть 30 дней. На такой же срок закон разрешает продлить время работы над жалобой, если для этого есть серьезные причины.[/useful]
Результаты рассмотрения жалобы
Госорган должен выполнить такие мероприятия:
- провести проверку достоверности предоставленной информации;
- потребовать объяснений у поставщика услуг;
- проанализировать полученную информацию;
- принять соответствующее законодательству решение.
По мере взаимодействия госслужащих с коммунальщиками возникают следующие проблемы:
- [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] говорит, что водоснабжение отключено из-за образования задолженности. Однако таковое решение должно иметь серьезное документальное обоснование (проверяются внутренние бумаги). Кроме того, страдать ответственные потребители не должны. Коммунальщиков обяжут в кратчайшие сроки восстановить поставку ресурса;
- Коммунальщики обосновывают общее отключение задолженностью единого агента — товарищества жильцов. Таковое решение также не отвечает законным нормам. [abbr title=”Товарищество собственников жилья”]ТСЖ[/abbr] является только посредником во взаимоотношениях граждан с поставщиком услуг. Отвечать за каждого оно не может.
[important]Вывод: госорган обяжет коммунальную службу восстановить водоснабжение. Если [abbr title=”Управляющая компания”]УК[/abbr] будет сопротивляться или саботировать предписание, то в дело вступят правоохранители.[/important]
[youtube id=”QaTi860urBE” title=”Посмотрите видео о том, куда жаловаться на отсутствие воды”][/youtube]
Бесплатная консультация юриста!
О штрафах за нарушение прав других лиц при отключении коммунальных услуг у должника
Исполнитель КУ, отключив от холодного водоснабжения должника, оставил без воды и оплачивающего услуги потребителя. УФАС оштрафовало организацию на 600 тыс. руб. за нарушение правил недискриминационного доступа к водопроводным сетям. Читайте о том, согласился ли ВС РФ с таким решением надзорного ведомства.
Нарушение прав третьих лиц при ограничении подачи КУ в помещение должника
Полное или частичное ограничение предоставления коммунальной услуги в случае формирования по лицевому счёту абонента задолженности производится в соответствии с положениями разд. XI ПП РФ № 354.
При неполной оплате потребителем предоставленных коммунальных услуг исполнитель имеет право после предварительного уведомления ввести ограничение предоставления услуг или полностью их отключить до момента погашения задолженности (пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354). При этом под задолженностью подразумевается сумма, превышающая 2 месячных размера платы, исчисленных исходя из норматива потребления (п. 118 ПП РФ № 354).
Действия по ограничению поставки ресурсов неплательщику не должны нарушать права и интересы потребителей, вовремя и в полном объёме оплачивающих коммунальные услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).
Условия для упрощения процедуры ограничения КУ в договоре управления МКД
Штраф от УФАС в 600 000 рублей за ограничение потребителю доступа к сетям
УФАС по Ростовской области привлекла к административной ответственности исполнителя КУ по водоснабжению за нарушение прав дисциплинированного потребителя.
Исполнитель отключил от ХВС должника – основного абонента. При этом технологическое присоединение соседей было произведено опосредованно, через сети неплательщика. Поэтому они также оказались без холодной воды, хотя вовремя и в полном объёме оплачивали счета.
Получив жалобу от потребителя на незаконное отключение от сетей водоснабжения, сотрудники УФАС провели проверку. Поскольку ранее организация привлекалась к ответственности за правонарушение по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, ведомство оштрафовало её на 600 000 рублей в соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ – за повторное нарушение правил недискриминационного доступа к сетям водоснабжения.
Исполнитель КУ не согласился с таким решением и подал в суд, требуя признать постановление УФАС незаконным и отменить административные санкции. Истец настаивал на неверной квалификации правонарушения.
Отключение потребителя вместе с должником как нарушение правил доступа к сетям
Суды трёх инстанций: первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону антимонопольного ведомства. Они исходили из того, что истец, отключив потребителя от сетей водоснабжения, нарушил правила недискриминационного доступа к централизованным сетям ХВС и создал препятствия для транспортировки ресурса по водопроводу (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).
При этом был нарушен порядок введения ограничения предоставления коммунального ресурса, зафиксированный в разд. XI ПП РФ № 354: у исполнителя КУ не было законных оснований для отключения от ХВС потребителя, который был опосредованно подключён к сетям, но оплачивал коммунальные ресурсы в полном объёме.
Действия исполнителя КУ противоречили требованиям п. 121, пп. «б» 122 ПП РФ № 354 и привели к нарушению прав третьих лиц при отключении услуг должнику. Поставщик холодной воды не предпринял все зависящие от него меры для соблюдения интересов потребителей.
Также суды подтвердили правоту УФАС по РО в части определения статьи КоАП РФ: исполнитель КУ нарушил правила недискриминационного доступа к сетям водоснабжения. Надзорное ведомство правомерно привлекло поставщика ресурсов к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Жалоба истца на то, что по аналогичному нарушению он одновременно привлечён к административной ответственности ещё и органом ГЖН, также была отклонена. Кассационный суд предложил исполнителю КУ обжаловать предписание органа жилищного надзора в судебном порядке, поскольку постановление УФАС уже вступило в законную силу.
Когда КУ можно приостановить без предупреждения потребителей
Отключение от услуг третьих лиц вместе с должником как нарушение режима предоставления КУ
Поставщик услуг по ХВС обратился в Верховный суд РФ, который отметил следующие важные обстоятельства дела:
- Исполнитель КУ прекратил поставку ресурса основному абоненту согласно пп. «а» п. 117 ПП РФ № 354, но при этом нарушил права опосредованного абонента, для отключения которого не было законных оснований.
- Действия истца привели к нарушению п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354. На этом основании орган ГЖН привлёк поставщика услуг по ХВС к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ – за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
- Истец в отношении потребителя не допускал каких-либо нарушений правил подключения или технологического присоединения к соответствующим сетям, что не позволяет квалифицировать действия истца по отключению потребителя от КУ как нарушение по ст. 9.21 КоАП РФ.
Приняв во внимание эти факты, Верховный суд РФ постановил, что действия, совершённые исполнителем, должны быть квалифицированы как правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ. Максимальный штраф, предусмотренный этой статьёй для юридических лиц, составляет 10 000 рублей. Это в 60 раз меньше, чем штраф, выписанный УФАС в адрес исполнителя КУ по ст. 9.21 КоАП РФ.
Все принятые ранее по делу документы ВС РФ отменил, а также признал постановление Ростовского УФАС о привлечении поставщика ХВ к административной ответственности незаконным.
Когда можно ограничивать коммунальные услуги
Запомнить
Управляющие организации, вводя полное или частичное ограничение режима потребления коммунальных ресурсов в помещениях должников, должны помнить о требованиях разд. XI ПП РФ № 354:
- Исполнитель КУ имеет право отключить жителя многоквартирного дома от услуг, если сумма его долга соответствует требованиям п. 118 ПП РФ № 354.
- Введение ограничения потребления КУ должно проводиться в соответствии с п. 119 ПП РФ № 354 после предварительного уведомления неплательщика о предстоящем ограничении.
- Отключение неплательщика от коммунальной услуги не должно приводить к аналогичному отключению или иному нарушению прав и интересов потребителей, вовремя оплачивающих услуги (п. 121, пп. «б» п. 122 ПП РФ № 354).
Если же из-за отключения должника пострадали другие потребители, то УО следует учитывать приведённое выше определение ВС РФ: подобное нарушение должно квалифицироваться по ст. 7.23 КоАП РФ как нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Статья предусматривает штраф для юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.
Действия управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя
Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.
Виды несанкционированного подключения
Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).
Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).
Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:
- Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
- Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
- Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
- Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
- Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).
Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта.
Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех».
Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.
Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения
Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.
Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:
- Составление акта о несанкционированном подключении.
- При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:
- — время и место составления акта;
- — данные о лицах, присутствующих при составлении;
- — описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.
Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.
- Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.
На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации.
Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.
1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.
- Доначисление платы за коммунальную услугу.
- Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).
- Доначисление осуществляется:
- — исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);
- — исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
- Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).
Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.
Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО
Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.
Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.
Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения).
Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к.
не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).
Второе.
В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ).
Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.
Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г.
№ 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей.
Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.
В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:
— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;
— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).
В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Отключение коммунальных услуг — сроки и порядок уведомления потребителей
В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление потребителям или конкретным потребителям предоставление коммунальных услуг. В этом случае он обязан соблюдать не только установленный порядок уведомления потребителя и в установленные сроки.
Согласно раздела ХIПравил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее — Правила) исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление потребителю коммунальных услуг.
- Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
- а)возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации
- б)возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий — с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости
- в)выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения
- г)использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения
- д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (затехническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного вдокументе соответствующего органа (пункт 115 Правил).
- В случаях, указанных в подпунктаха и б пункта115 Правил, исполнитель обязан в зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
- Пунктом 117 Правил определены два случая, по которым исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг с обязательным уведомлением об этом потребителей:
- 1) проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней
2) наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги.. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном Правилами..
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг закреплён положением пункта119 Правил
Исполнитель в письменной форме должен направить потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги ее предоставление сначала будет ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) сразу приостановлено. Такое предупреждение (уведомление) доводится до потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения (подпункт а пункта 119 Правил).
Обращаем внимание, что пунктом 118 Правил определено понятие неполной оплатой потребителем коммунальной услуги — наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух (а не трех, как было установлено ранее) месячных размеров платы за эту услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Если потребитель после получения уведомления не погасил в установленный срок имеющуюся задолженность, исполнитель вводит ограничение на предоставление указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги, если для этого есть техническая возможность, если нет — приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением услуги по отоплению и по холодному водоснабжению. Причем за трое суток до введения такого ограничения (приостановления) потребителя-должника необходимо уведомить об этом путем вручения ему извещения под расписку (подпункты б и в пункта 119 Правил).
Внимание.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктаха, б и д пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Что делать, если без предупреждения отключили горячую воду
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Согласно пункту 115 Правил исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая или управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК) может ограничить или приостановить (в зависимости от конкретных обстоятельств) предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в следующих случаях:
- при возникновении или угрозе возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение, – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
- при возникновении стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
- при выявлении факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения;
- при использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения;
- при получении исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Правилами установлено, что водоснабжение должно осуществляться в течение года бесперебойно и круглосуточно. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение месяца; 4 часа – единовременно; при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд (в отношении холодного водоснабжения применяются такие же нормативы).
Если отключение воды происходит без предупреждения или период ежегодных профилактических ремонтов превышает установленные сроки, необходимо обратиться с устной (в том числе по телефону) или письменной жалобой в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации, ТСЖ (ЖК, ЖСК) либо самой ресурсоснабжающей организации).
Во время разговора с диспетчером потребитель должен представиться, сообщив имя и фамилию, точный адрес помещения, где обнаружено отсутствие горячего водоснабжения.
В ответ диспетчер обязан представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации.
Это важно, поскольку данный факт в дальнейшем послужит доказательством начала предоставления услуги ненадлежащего качества.
Если диспетчеру известна причина отсутствия у потребителя горячего водоснабжения, он должен сообщить о ней, а также, если известно, сообщить причину ее отсутствия. Если неизвестна — должна назначаться проверка. Время ее проведения — не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт, в котором либо подтверждается факт нарушения качества коммунальной услуги, либо нет.
Если исполнителем проверка не проведена в установленный срок, а также в случае если потребителя невозможно уведомить о факте нарушения качества предоставляемой услуги в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемой услуги в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество собственников жилья или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Если проверка показала, что факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность имеет место, значит период, за который потребитель будет вправе требовать перерасчет, начался с момента сообщения диспетчеру. А период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с:
- даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;
- даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
- даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил;
- даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, если они способны сохранять зафиксированные сведения.
- Предоставление коммунальной услуги возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин приостановления (ограничения), если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальной услуги с более раннего момента.
- За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой период снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, вплоть до полного освобождения от оплаты услуги.
- Для осуществления перерасчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителю необходимо направить исполнителю коммунальных услуг (в управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК, ЖК или ресурсоснабжающую организацию) заявление в письменном виде о перерасчете платы за коммунальную услугу с приложением подтверждающих документов (акты проверок).
- В соответствии с Правилами граждане-потребители имеют право требовать:
- изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда.
- изменить размер платы, потребовать неустойку можно во внесудебном порядке. Возмещение убытков и морального вреда (иногда и неустойку) потребители вправе требовать в судебном порядке.
- Вышеуказанные права касаются, прежде всего, самих потребителей и чтобы ими воспользоваться, необходима инициатива самих граждан.
- В случае если исполнитель коммунальных услуг никак не реагирует на обращения потребителей о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, граждане вправе обратиться в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края.
- Особенности изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случае если исполнителем является ресурсоснабжающая организация
В соответствии с пунктом 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
№ 354 если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.