Советы

Отсутствие полиса осаго у виновника дтп

Введение ОСАГО в существенной степени освободило потерпевших в ДТП от тягот, связанных с материальным возмещением вреда.

Даже если приходится судиться со страховой компанией о размере ущерба или в связи с нарушением порядка выплаты, в итоге чаще всего средства будут взысканы или ремонт произведён, а обиженный автовладелец получит ощутимую компенсацию в виде неустойки и штрафа.

Но несмотря на обязательность страхования, время от времени происходят автопроисшествия с не застраховавшими ответственность автовладельцами. Нередки ситуации, когда недействительность полиса оказывается неожиданностью и для самого страхователя.

Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность

По данным с сайта госкомстата, на конец 2016 г. в РФ зарегистрировано более 45 млн легковых автомобилей. По информации РИА Новости со ссылкой на РСА, в 2017 г.

около 6 млн автовладельцев не застраховали свою ответственность, а около 1 млн являются обладателями поддельных полисов.

Основная доля нарушений приходится на владельцев легковых машин, так как водители автобусов и грузовиков находятся под особым контролем не только со стороны ГИБДД, и вряд ли рискнут пользоваться поддельным документом или ездить без ОСАГО.

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТППо сведениям РСА, около 7 млн водителей ездят без договора ОСАГО или с поддельным полисом

Таким образом, 15,5% водителей легкового автотранспорта не имеют страховой зашиты.

Принимая условно, что незастрахованный участник дорожного движения попадает в автопроисшествия наравне с застрахованным, с равной вероятностью может стать как виновником, так и потерпевшим, получаем 7–8% аварий по вине водителя без полиса.

Даже если в целях объективности уменьшим полученную цифру в 2 раза, вероятность попасть в такую ситуацию значительно превышает значение статистической погрешности, а следовательно, вполне реальна.

Обязательства страховщика по выплате возмещения

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»

При наличии действующего договора ОСАГО страховщик вместо виновника производит выплату в следующих случаях:

  • причинён ущерб транспортному средству;
  • причинён ущерб имуществу, находящемуся в транспортном средстве потерпевшего и не являющегося его частью или составным элементом (багаж, нештатное оборудование, личное имущество водителя и пассажиров и т. д.);
  • причинён ущерб другому имуществу (строения, сооружения, движимые объекты, личные вещи пешеходов и т. д.);
  • причинён вред жизни и здоровью любому другому человеку (второй водитель, пассажиры, в т. ч. находившиеся в автомобиле виновника, пешеходы и т. д.).

Подробнее о заключении договора страхования: https://bumper.guru/strahovanie/proverka-kbm-po-baze-rsa.html

Если действующий полис имеется у водителя, но он не указан в качестве допущенного к управлению лица, или ДТП произошло вне указанного в договоре периода использования транспортного средства, страховая компания произведёт выплату на общих основаниях. Право страховщика на взыскание с такого виновника выплаченного возмещения не затрагивает интересы потерпевшего.

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТПСтраховщик возместит ущерб только при наличии действующего договора ОСАГО

Обязательства страховщика по недействительному полису не возникают. Недействительным документ будет в следующих случаях:

  • закончен срок действия договора;
  • полис подделан;
  • полис оформлен на подлинном бланке, в том числе с подлинными оттиском печати и подписью, но бланк значится как украденный или потерянный;
  • электронный полис оформлен не на сайте страховщика и не является электронным документом.

В последних трёх случаях автовладелец может и не подозревать, что имеющийся у него договор является недействительным. Случаи хищения бланков у страховщиков не единичны. Оформленные на украденных бланках полисы реализуются под видом действительных.

Известны случаи, когда мошенники открывали сайты, дублирующие сайты крупных страховых компанией, и собирали деньги на свой счёт или электронный кошелёк. Первым признаком продажи недействительных страховок является их заниженная стоимость.

Действительный полис ОСАГО не может стоить дешевле, чем у других страховщиков. Страховщикам предоставлено право определять тариф в пределах устанавливаемого Центробанком диапазона, но на практике используются максимальные размеры.

Никакие скидки, акции или подарки при продаже ОСАГО недопустимы (п. 2.6–2.7 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО, утв. пост. Президиума РСА от 31.08.2006, пр. № 3).

Встречаются и недобросовестные действующие агенты, присвоившие себе собранную премию и заявившие страховщику о потере выданных ему бланков. Вся информация о недействительных бланках в обязательном порядке размещается на сайтах страховых компаний и РСА.

При оформлении договора ОСАГО вне офиса страховщика, у незнакомого агента и в других подобных случаях, когда из обстановки нельзя быть твёрдо уверенным в действительности сделки, следует через 2–3 дня после получения полиса проверить его статус в соответствующем разделе на сайте РСА или конкретной компании. Статус бланка можно проверить и до оформления договора.

На сайте РСА будет отражена информация о недействительности бланка, а похищенные или утерянные бланки будут включены в соответствующий перечень на сайте страховщика.

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТППри приобретении полиса ОСАГО в случайных ситуациях следует проверить его действительность на сайте РСА или страховщика

При банкротстве страховщика или отзыве у него лицензии обязательства по возмещению материального ущерба переходят к РСА. За причинённый в результате ДТП вред жизни и здоровью союз выплатит возмещение также и в случаях, когда ответственность виновника не была застрахована либо он скрылся с места происшествия и не был установлен (ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ).

В случаях, когда полис ОСАГО отсутствует или недействителен, вред должен быть возмещён его причинителем в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством для таких отношений. В этом нет ничего трагического или невозможного.

Такой порядок существовал и в советские времена, и в современной России до 2003 г.

Но в связи с тем, что за 15 лет действия ОСАГО автовладельцы уже избаловались относительной простотой и доступностью процедуры возмещения вреда, фиксированными сроками выплат, в ситуациях с незастрахованным виновником приходиться вспоминать доосажную практику.

Ответственность за отсутствие обязательного страхования

Неисполнение обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцем, а также управление автомобилем, если страхование заведомо отсутствует, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Наказание в обоих случаях установлено единое — штраф 800 руб.

Для применения мер ответственности важна заведомость действий автовладельца. Водитель должен знать, что его ответственность не застрахована, и осознавать противоправность своего поведения и возможные последствия.

При добросовестном приобретении поддельного полиса ответственность исключается, но автовладелец должен доказать, что не знал и не мог знать о подделке.

Управление машиной неуказанным в договоре водителем или вне установленного периода управления согласно ч. 1 ст. 12.37 обойдётся в 500 руб. Отсутствие документа у застраховавшего ответственность водителя является нарушением ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ и карается штрафом в 500 руб. или предупреждением.

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТПУправление автомобилем при заведомом отсутствии договора ОСАГО является админитсративным правонрушением, за которое налагается штраф 800 руб

Пунктом 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства водителем, ответственность которого не застрахована по договору ОСАГО.

Однако в отличие от случаев управления автомобилем в состоянии опьянения, например, никаких практических механизмов реализации запрета не предусмотрено. До ноября 2014 г.

при отсутствии действующего договора страхования с автомобиля снимали госномера, и автовладелец в течение суток после этого должен был оформить полис. Сейчас такая мера обеспечения не применяется и существующий запрет носит декларативный характер.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект № 365162–7, согласно которому предполагается сделать единый штраф в размере 5000 руб. как за неисполнение обязанности по обязательному страхованию, так и за управление машиной не вписанным водителем или вне установленного периода. По состоянию на май 2018 г.

проект ещё не прошёл первое чтение, но назначенный соисполнителем Комитет ГД по транспорту и строительству дал отрицательное заключение.

По мнению Комитета, повышение размера штрафа не только не будет стимулировать автовладельцев страховать ответственность, но и «будет способствовать мощному толчку к развитию и процветанию коррупции на рынке ОСАГО».

Заключение комитета вызывает удивление. Обосновать столь диковинный вывод законодатели не удосужились. Существующий штраф в 800 руб. (400 руб. при оплате в течение 20 дней) наоборот стимулирует автовладельцев не заключать договор.

Даже если в течение года такой водитель будет штрафоваться ежемесячно, что практически малореально, и в сокращённые сроки уплачивать штраф, общая сумма не превысит полагающуюся страховую премию.

Увеличение штрафа до размеров, сопоставимых со стоимостью полиса, является логичным условием, при котором выгоднее оформить договор, чем 2–3 раза в год уплатить штраф. В какой форме на рынке ОСАГО существует коррупция и какие коррумпированные должностные лица извлекут выводу из высоких штрафов, известно, видимо, только членам Комитета.

Читайте также:  Получение московского полиса медицинского страхования

Если предполагается, что такими лицами будут являться сотрудники ГИБДД, то вопрос находится далеко за пределами автострахования и не может учитываться при решении задач обязательности страхования. В этом случае логичным было бы отменить ответственность за отсутствие страховки и любые другие нарушения.

Инспектор ГИБДД, прибывший на место происшествия, в числе первых действий проверяет документы участников ДТП, включая полисы ОСАГО.

Для проверки действительности договора автоинспекторы обеспечены мобильными устройствами связи, позволяющими оперативно получить информацию из базы данных РСА или ведомственной базы.

Отсутствие или недействительность страховки при обращении в полицию для оформления дорожного происшествия будет установлено как в отношении виновника, так и потерпевшего. Даже если этот вопрос выпадет из внимания ГИБДД, ни один страховщик не произведёт выплату по недействительному полису.

Последствия отсутствия действующего договора страхования

Помимо административных санкций, на виновника дорожного происшествия целиком ложится гражданская ответственность за причинённый вред.

Более того, потерпевший не будет связан методикой определения размера ущерба, применяемой при определении размера ущерба, и установленным порядком выплаты возмещения. Размер ущерба, определённый в соответствии с Единой методикой, утв. Положением Центробанка от 19.09.

2014 г. № 432-П, рассчитывается из фиксированных цен на запчасти и материалы, усреднённой стоимости нормо-часа работ. При расчёте учитывается износ до 50% от реальной стоимости деталей.

К тому же правила ОСАГО предполагают натуральную форму выплаты, а при возмещении вреда виновником потерпевший может сам определить предпочтительный вариант возмещения — взыскать деньги или обязать осуществить ремонт.

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТПНа незастрахованного виновника целиком ложится гражданская ответственностоь за причинённый вред

При возмещении вреда непосредственно виновником ущерб будет определяться исходя из других методик. Как минимум суд не станет учитывать износ деталей.

Стоимость ремонта будет определяться по фактическим затратам без учёта скидок, которые имеют страховщики у партнёров.

В итоге фактический размер подлежащего возмещению виновником ущерба получается больше, чем рассчитываемый страховой компанией.

Помимо собственно ущерба, на виновника могут быть возложены дополнительные расходы:

  • на проведение независимой оценки;
  • на эвакуатор от места ДТП к месту хранения автомобиля, СТОА, если транспортное средство не может передвигаться;
  • расходы на стоянку, если автомобиль должен быть помещён после ДТП на охраняемую стоянку во избежание дополнительного ущерба (например, у потерпевшего нет гаража и машина обычно стоит во дворе);
  • почтовые (на отсылку телеграмм о проведении осмотра и т. п.);
  • другие расходы, связанные с ДТП.

Специфическим взысканием с виновника ДТП будет компенсация морального вреда. При отсутствии телесных повреждений размер компенсации морального вреда будет незначительным — не более 1000–2000 руб.

Поэтому потерпевшие обычно не утруждают себя предъявлением подобных требований к водителю, если выплата производится страховщиком. При взыскании страхового возмещения со страховщика в судебном порядке одновременно заявляются и требования о компенсации морального вреда.

Но в этом случае моральный вред причиняется незаконными действиями страховой компании, выразившимися в задержке выплаты или отказе. Виновник же причиняет моральный вред потерпевшему в связи с переживаниями и страданиями, вызванными происшествием и повреждением автомобиля.

При судебном взыскании материального ущерба с виновника «прицепят» и компенсацию морального вреда.

На виновнике будут также лежать обязанности по уплате процентов за просрочку уплаты, если возмещение ущерба не будет произведено своевременно, судебные и исполнительные расходы при принудительном взыскании и т. д.

Помимо материальной составляющей, участники происшествия будут вынуждены договариваться друг с другом, принимать какие-то компромиссы.

При наличии договора ОСАГО стороны не имеют взаимных финансовых претензий (если размер ущерба не превышает страховую сумму) и с материальных позиций безразлично относятся к отношению друг друга к наступившим последствиям — виновнику безразлично, какой ущерб он причинил, а потерпевшему безынтересно, что думает о размере ущерба виновник. Но при возложении обязанности по возмещению вреда на виновника интересы сторон становятся прямо противоположными. Виновник желает уменьшить размер ущерба и свою вину в произошедшем событии, потерпевший намерен взыскать все возникшие расходы.

Отсутствие полиса ОСАГО у потерпевшего влечёт только одно негативное последствие для виновника — невозможность оформить ДТП без участия ГИБДД в случаях, когда это предусмотрено правилами ОСАГО:

Попал в ДТП у виновника нет страховки: что делать 2021

Действующее законодательство обязывает автовладельцев страховать гражданскую ответственность, оформляя полис ОСАГО. Дополнительно владелец ТС может получить полис КАСКО, но это уже дело добровольное.

По общему правилу виновник ДТП должен возместить причиненный потерпевшему вред в полном объеме. В случае страхования ответственности водителя выплата ложится на страховую компанию, в которой он застрахован.

Однако, может оказаться так, что виновная сторона аварии уклонился от обязанности получения полиса ОСАГО либо является владельцем поддельного документа.

Что делать в случае, если попал в ДТП, а у виновника нет страховки?

Так же участнику в аварии важно знать, как заполнить правильно европротокол?

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?

В зависимости от причиненного ущерба в ДТП при отсутствии полиса ОСАГО у виновного лица различается принцип дальнейших действий.

  1. Причинен вред здоровью и жизни.

Возмещение ущерба происходит независимо от наличия или отсутствия полиса ОСАГО у виновника аварии. Выплата производится Российским союзом автостраховщиков.

Для этого потерпевший или его представитель обращается в РСА с заявлением о компенсации с доказательствами нанесенного вреда жизни и здоровью.

Затем сумма компенсации взыскивается РСА с виновника ДТП в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 40-ФЗ.

  1. Причинен только вред имуществу (поврежден автомобиль).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК обязанность полного возмещения ущерба лежит на виновнике аварии. Поэтому потерпевшее лицо должно оценить размер ущерба в материальном исчислении, для чего обратиться в экспертную организацию.

Затем обсудить условия возмещения с виновником и подписать соглашение, в рамках которого закрепить сумму и договоренности по погашению долга.

При отказе виновного лица возмещать ущерб или несогласии с указанной суммой вопрос решается в судебном порядке.

Если ваш вариант второй и участник аварии не имеет страховки ОСАГО, то принцип взыскания ущерба заключается в:

  • попытке договориться на месте о возмещении примерной суммы, которая потребуется на восстановление внешнего вида автомобиля;
  • досудебном разбирательстве с заключением соглашения и добровольной выплате суммы, определенной экспертизой;
  • взыскании ущерба в судебном порядке.

Разрешение проблемы на месте

Вариант решения вопроса компенсации ущерба непосредственно на месте приемлем, если примерная стоимость ремонта не слишком большая и виновник не возражает его оплатить.

К тому же вряд ли ему захочется платить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, а вам терять время на заполнение документов и взыскание с него причитающейся суммы.

При согласии обеих сторон подтвердите получение денег распиской.

Но в случае, когда повреждения автомобиля значительные, а водитель, допустивший столкновение, не согласен с вашей примерной оценкой ущерба, следует перейти к стадии досудебного решения вопроса.

Досудебное разбирательство

В этом случае не обойтись без представителей ГИБДД. Сотрудники инспекции прибудут на место аварии и составят протокол, где укажут не только сведения о нарушителе, но и зафиксируют факт отсутствия у него страховки ОСАГО. Затем порядок действий будет следующим:

  1. Оцените сумму ущерба, обратившись к независимому эксперту. В заключении будут перечислены все повреждения, стоимость ремонта и запасных частей. При значительном характере повреждений, когда восстановление автомобиля становится невозможным, это также указывается в отчете.
  2. Составьте претензию. От того, насколько грамотно составлена претензия, зависит исход досудебного урегулирования вопроса. Поэтому нередко требуется помощь квалифицированного юриста по автоправу.
  3. Направьте претензию на адрес виновного лица. Его можно взять из протокола, составленного инспектором ГИБДД. Направлять лучше по почте с уведомлением о вручении. Дополнительно вы вправе возместить за счет виновника ДТП свои расходы на юриста, экспертизу, а также за услуги эвакуатора и т.д., подтвердив их документально.

В случае согласия второй стороны с вашими претензиями необходимо обговорить условия возмещения ущерба. Закрепите их письменным соглашением, подписанным обеими сторонами. Это необходимо, чтобы впоследствии при неисполнении требований можно было взыскать сумму в судебном порядке.

Судебное взыскание

При отказе виновного лица возмещать ущерб в добровольном порядке следует переходить к процедуре судебных разбирательств. Достаточно составить исковое заявление, приложить к нему подтверждающие требования документы и участвовать в процессе. Судьи решают вопрос в пользу истца и взыскивают все его затраты с виновника.

Пошагово процесс заключается в следующем:

  1. Составьте исковое заявление и передайте его в суд. Оплатите госпошлину.
Читайте также:  Что делать, если невозможно установить прибор учета воды?

Правильно оформить заявление помогут наши юристы, обращайтесь!

  1. Принимайте участие в заседании и получите решение.
  2. Передайте исполнительный лист в службу судебных приставов по месту жительства виновника ДТП и приложите заявление о взыскании суммы по судебному решению. В результате судебный пристав-исполнитель обязан проанализировать счета, все доходы и имущество должника.
  3. Ожидайте поступлений денежных средств, взысканных с виновного в аварии лица.

В какой суд обращаться?

Согласно статье 28 Гражданско-процессуального кодекса исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП. При этом в зависимости от исковых требований в следующие судебные инстанции:

  • при материальном ущербе, оцененном в сумму не более 50 тысяч рублей – мировому судье;
  • при материальном ущербе более 50 тысяч рублей – в районный суд.

Необходимые документы

Помимо заявления в суд потребуется представить доказательства исковых требований, предъявляемых к участнику дорожного движения, допустившему аварию. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК ими являются:

  • постановление или иные документы, которые были составлены по факту ДТП инспекторами госавтоинспекции;
  • документы о праве собственности на поврежденное имущество;
  • заключение экспертизы о величине причиненного ущерба.

Перечисленные документы пострадавшее лицо должно приложить к исковому заявлению в подлинном виде либо заверенных нотариально копиях.

Если у виновника просрочен полис или поддельный?

В случае, когда виновник аварии предъявляет страховой полис с истекшим сроком действия, то приравнивается к ситуации, когда полиса ОСАГО нет. При подходе даты действия страхового документа к окончанию владелец автомобиля должен обратиться в страховую компанию и оформить новый полис на следующий срок.

Поддельный документ ОСАГО налагает на его владельца ответственность в рамках административного и даже уголовного кодексов РФ. Это влечет за собой соответствующие штрафы и лишение водительских прав.

Подтвердить факт того, что страховой полис поддельный, может РСА, куда следует обратиться с заявлением о проведении экспертизы. Доказательство нелегальности документа можно приложить вместе с исковым требованием в суд.

Как проверить полис ОСАГО на подлинность по базе РСА онлайн

Заключение

Если у виновника ДТП нет страховки, не следует думать, что не можете рассчитывать на возмещение материального вреда. Вы вправе требовать полную компенсацию ущерба, которую обязано возместить виновное лицо.

При этом не нужно сразу бежать в суд, а попытаться урегулировать конфликт путем переговоров. Вполне возможно, что при незначительном ущербе, участник аварии согласен рассчитаться мирным путем.

Лишь при невозможности придти к соглашению стоит привлечь к разбирательству судебную инстанцию. При этом вы сможете требовать компенсацию не только имущественного вреда, но и всех понесенных расходов, связанных с этим делом.

Группа депутатов внесли в Госдуму законопроект, позволяющий в случае ДТП с виновником, не имеющим полиса ОСАГО, выплачивать страховое возмещение компании, с которой заключил договор пострадавший. Впоследствии страховая компания могла бы взыскать эту сумму с виновного лица через суд. Документ еще не утвержден, но его принятие существенно бы облегчило взыскание сумм с виновника аварии.

Видео: Что делать потерпевшему при ДТП, если у виновника нет страховки?

Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа.

Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор.

Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года.

Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы.

Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

  • Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р, вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.
  • Если бы сумма была меньше 50 000 Р, дело рассматривал бы мировой судья.
  • В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Формально приставам отводится два месяца на взыскание долга, но на практике этот срок может продлеваться годами.

Полномочия приставов перечислены в статье 64 закона «Об исполнительном производстве». Самые распространенные меры, которые применяют приставы, — арест банковских счетов, удержание долга из зарплаты и арест имущества. В первых двух случаях должны быть банковские счета и официальное место работы. Это самые простые варианты взыскания.

Но если окажется, что у этого водителя есть еще долги по алиментам, тогда все деньги, в том числе от продажи арестованного имущества, сначала пойдут на алименты. Только когда долг по ним будет выплачен, приставы будут перечислять деньги на ваш счет.

После ареста имущества должнику дается 10 дней на погашение долга. После этого срока приставы имеют право реализовать арестованное с торгов.

Вот самые сложные проблемы, которые могут возникнуть.

Должник скрывает имущество. Например, неплательщик может перегнать автомобиль в деревню или поставить в чужой гараж.

А если приставы вовремя не оформили запрет на совершение регистрационных действий, то должник может переоформить машину, например, на брата — и юридически автомобиль будет чист.

Даже если инспекторы ГИБДД совместно с приставами остановят должника за рулем машины, они уже не смогут ее изъять: формально это имущество брата, а у него долгов нет.

Закон разрешает взыскателю сообщать приставам любую информацию об имуществе и доходах должника. Поэтому если вам известно, где находится машина, скажите об этом вашему приставу. Заодно поинтересуйтесь, оформил ли пристав запрет на перерегистрацию автомобиля в ГИБДД.

Еще есть судебные приставы по розыску. Они занимаются не поиском, а именно розыском. Обычно это приставы с опытом работы в МВД, они ходят в штатском и работают «на земле». Пристав по розыску может выяснить, где на самом деле живет должник, и выследить его автомобиль. В этом приставу может помочь и ваша информация. Если получится наладить прямой контакт с таким приставом, это будет полезно.

Приставы составили акт о невозможности взыскания. Пристав может заявить, что он принял все меры, но с должника просто нечего взыскать: квартира у него одна, машины на самом деле нет, работы тоже нет, на банковских счетах нули. В таком случае приставы оформляют акт о невозможности взыскания.

Это означает, что исполнительное производство прекращается и ждать вам больше нечего.

Обжаловать нужно не сам акт, а постановление об окончании исполнительного производства. На это есть 10 дней со дня его вынесения. В жалобе надо указать, чего не сделал пристав или что он сделал неправильно.

Например, вы сообщили приставу, что должник работает грузчиком на металлобазе, получает зарплату в конверте, и вы даже назвали адрес базы.

Но пристав туда не съездил и ничего не выяснил, а удовлетворился ответом из Пенсионного фонда о том, что официальной работы у должника нет.

За этот срок может измениться материальное положение должника. Например, он устроится на работу или начнет получать пенсию. Если вы предъявите исполнительный лист повторно, тогда приставу придется выяснять все заново.

Приставы бездействуют без всяких причин. Если судебный пристав просто не занимается взысканием долга, на него можно пожаловаться начальнику отдела судебных приставов, в прокуратуру или районный суд.

У виновника дтп нет осаго. как правильно поступить в этом случае — drive2

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Читайте также:  Если наследник не вступил в наследство в течение 6 месяцев, кому перейдет собственность?

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются.

Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП.

Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа.

Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра.

Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела.

Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам.

Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда.

Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев.

А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист.

Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем.

Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование.

По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование».

Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

авторамблер.ру

Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса

Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.

Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.

Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.

При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

  • Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
  • Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
  • В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.