Пользование водопроводом в снт
Законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина», но регламентирует допустимые значения глубины таких водозаборных сооружений
Евгений Леонов/ТАСС
Российские дачники имеют право обустраивать на своих участках колодцы и скважины, глубина которых не превышает 5 м, лицензировать их не надо. Об этом рассказали в пресс-службе Федеральной кадастровой палаты.
Проблема отсутствия центрального водопровода на даче сейчас в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины на участках. Также дачники могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в садовых и огородных некоммерческих товариществах (СНТ или ОНТ) водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования.
Само законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина» (их можно рассматривать как способы обустройства водозабора на участке), но регламентирует допустимые значения глубины таких водозаборных сооружений.
«Закон устанавливает норму глубины колодца в 5 м, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности», — пояснили в Кадастровой палате.
Еще одно условие — подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки. Лицензия на право пользования недрами физлицам не нужна.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Но такие скважины могут обустраивать садовые и огородные некоммерческие товарищества. Централизованные скважины, включая артезианские, принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.
В Кадастровой палате напомнили, что с 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, могут быть оштрафованы. Размер штрафа достигает 1 млн руб.
Ранее «РБК-Недвижимость» подробно рассказывала, за что могут оштрафовать дачников. Например, за то, что собственники дач в Московской области не удалили со своего земельного участка борщевик Сосновского, можно получить предупреждение, а затем административный штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
О водоснабжении и водоотведении на территориях садоводческих (дачных) объединений граждан
Инженерное обустройство территорий садоводческих (дачных) объединений нормируется десятками различных документов. Базовые принципы организации и требования к проектам застройки садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) определяет глава VII Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с пунктом 2 статьи 33 данного закона основными нормативами организации застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения являются:
- — количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
- — минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
- — тип источников водоснабжения;
- — техническая характеристика инженерного обеспечения территории;
- — перечень необходимых противопожарных сооружений;
- — перечень мероприятий по охране окружающей среды.
В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Канализация даже не упоминается. Можно только догадываться, где она прячется. То ли в характеристике инженерного обеспечения, то ли в мероприятиях по охране окружающей среды.
Может быть, про нее просто забыли, она вообще не требуется или вопросы водоотведения в садоводческих товариществах настолько хорошо освещены в иных документах, что и упоминать об этом не надо среди основных нормативов организации их застройки?
Обратимся к СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02–97*).
В главе 8 «Инженерное обустройство» записано:
» … устройство ввода водопровода в жилые строения и жилые дома согласно СП 30.13330* допускается при наличии местной канализации или при подключении к централизованной системе канализации.
Снабжение хозяйственно-питьевой водой может производиться как от централизованной системы водоснабжения, так и автономно — от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей родников.
Расчет систем водоснабжения производится исходя из следующих норм среднесуточного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды:
— при водопользовании из водоразборных колонок, шахтных колодцев — 30–50 л/сут на 1 жителя;
— при обеспечении внутренним водопроводом и канализацией (без ванн) — 125–160 л/сут на 1 жителя.
Сбор, удаление и обезвреживание нечистот могут быть неканализованными, с помощью местных очистных сооружений, расположенных на расстоянии не ближе 4 метров от границы соседнего участка, размещение и устройство которых осуществляется с соблюдением соответствующих норм и согласованием в установленном порядке.
Возможно также подключение к централизованным системам канализации. При неканализованном удалении фекалий надлежит обеспечивать устройства с местным компостированием — пудр-клозеты, биотуалеты.
Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворных уборных, а также одно- и двухкамерных септиков с размещением от границ участка не менее 1 метра.
На каждом индивидуальном участке допускается применять локальные очистные сооружения (ЛОС) производительностью до 1–3 м3 с дальнейшим отводом в пониженное место.
Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 1 метра от границы соседнего участка.Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специальной канаве, при согласовании в каждом отдельном случае с органами санэпиднадзора».
Иными словами, СП 53.13330.2011 предоставляет застройщику четыре основных варианта водоснабжения и водоотведения в СНТ:
— Централизованная система водоснабжения с организацией водопроводных вводов в каждый дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.
— Централизованная система водоснабжения с водоразбором из уличных колонок (без организации водопроводных вводов в дома), сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.
— Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев с организацией водопроводного ввода в дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.
— Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев без организации водопроводных вводов в дома, сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.
Следует отметить, что в данном СП наряду с явными ошибками присутствуют два очень похожих термина, имеющих различное значение. Речь идет о терминах «местная канализация» и «местные очистные сооружения».
По логике документа, первый термин используется в трактовке пункта 3.1. пособия к СНиП 2.04.03–85 по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (МДС 40–2.
2000), определяющего «местную канализацию» как систему канализации, обслуживающую многоквартирный дом или группу близко расположенных домов.
То есть это более мелкая разновидность централизованной системы канализации, предполагающая наличие очистных сооружений для сточных вод.
Под «местными очистными сооружениями», напротив, подразумеваются не сооружения очистки хозяйственно-бытовых стоков, а сооружения для неканализованного удаления и обезвреживания нечистот при помощи компостирующих устройств — биотуалетов и пудр-клозетов.
Пудр-клозет
К сожалению, в конце документа в главе «Термины и определения» расшифровка этих терминов отсутствует, что позволяет их вольную трактовку.
Из явных ошибок, содержащихся в рассматриваемом документе, особое внимание следует обратить на три:
— Локальные очистные сооружения (ЛОС) — это сооружения предочистки перед сбросом сточных вод в централизованные сети. Поэтому отвод сточных вод после ЛОС должен быть осуществлен именно в эти сети, а не в «пониженные места», как это записано в СП 53.13330.2011.
— Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод не следует производить в фильтровальной траншее, без их предварительной очистки в септике.
— Термин «хозяйственные сточные воды» не имеет четкого определения в документе, поэтому утверждение о том, что их сброс «допустим в наружный кювет» является весьма неоднозначным.
Кроме банальной путаницы, не позволяющей рядовому дачнику разобраться в вопросе, свою роль играет и рекламная политика фирм-производителей аэрационных реакторов.
В сознание потенциальных потребителей этой продукции внедряется мысль, что «местные очистные сооружения» и автономные системы канализации — суть одно и то же.
Вместо «местных очистных сооружений», то есть биотуалетов и пудр-клозетов, упоминаемых в СП, предлагаются автономные системы очистки стоков, широко представленные на рынке различными септиками и аэрационными реакторами.
При этом выбор потребителя обычно останавливается именно на реакторах, поскольку уровень комфортности проектируемых домов подразумевает водопотребление значительно больше предусмотренной СП нормы в 125–160 л/сут на 1 жителя.
Суммарные суточные расходы стоков от одного дома явно превышают возможность их почвенного поглощения на ограниченной территории приусадебного участка, и очищенные в аэрационных реакторах стоки сбрасываются в придорожные кюветы.
Производители массово именуют свои аэрационные установки ЛОС и показывают потребителю СП, в котором записана допустимость отвода стоков после ЛОС в «пониженное место».
Относительная дешевизна в сравнении с централизованной канализацией автономных аэрационных установок для очистки стоков от одного дома и непонимание последствий совмещения высокой удельной нормы водопотребления из централизованного водопровода или индивидуальной скважины с автономными системами канализации приводит к удручающим последствиям.
Не улучшает ситуации и крайне неудачная формулировка СП о том, что подключение к централизованной канализации лишь возможно, а акцент сделан именно на использовании «местных очистных сооружений».
Выдергивая эти слова из контекста, позволяющего понять, что это всего лишь компостирующие устройства, а не очистные сооружения для очистки сточных вод, недобросовестные рекламодатели широко пропагандируют аэрационные установки, «не требующие полей фильтрации».
Степень очистки на этих установках якобы такова, что очищенный сток можно без проблем сбросить в придорожную канаву или просто на рельеф.
Поскольку при поверхностном сбросе в отличие от почвенного поглощения стока нет технических ограничений по расходу, а установка компактна, создается видимость того, что водопотребление (и водоотведение) ничем не ограничено, кроме как финансовыми возможностями заказчика и фантазией проектировщика.
Следует отметить, что СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» содержал более четкую и недвусмысленную норму, записанную в пункте 3.4:
Для малых населенных пунктов следует предусматривать, как правило, централизованные схемы канализации.
К сожалению, в актуализированной версии данного СНиП (СП 32.13330.2012) такая норма отсутствует.
Но и само наличие двух различных СП позволяет трактовать вопрос таким образом, что СП 32.13330.2012 распространяется именно на населенные пункты (поселения с постоянным проживанием жителей), а СП 53.13330.
2011 — на садоводческие товарищества с сезонным проживанием.
Не останавливает вольных толкователей даже тот факт, что инженерия больше зависит от степени благоустройства здания, нежели от юридических и терминологических аспектов.
Энциклопедический словарь трактует термин «населенное место» вполне однозначно:
«Населенное место (населенный пункт) — первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село). Обязательный признак населенного пункта — постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно)».
Однако на уровне федерального законодательства понятие «населенное место» («населенный пункт») не имеет четко сформулированного значения, что еще больше усугубляет ситуацию, формально позволяя применять совершенно неверные технические решения, при которых на фоне большого удельного водоотведения фигурируют замаскированные термином ЛОС аэрационные реакторы со сбросом «очищенных» стоков в придорожную канаву.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайки, это настраивает Вашу персональную ленту Дзен на показ большего количества статей про канализацию дачного дома.
Лицензия на скважину в СНТ в 2021 году
Лицензия на скважину, расположенную на частном участке в СНТ и используемую исключительно для нужд собственника в небольших объемах, не требуется. Однако если водяная скважина расположена на общей территории СНТ или обслуживает несколько участков, этот документ становится обязательным. Отсутствие лицензии может повлечь наложение на СНТ штрафа в размере до 1 миллиона рублей.
На участках
Обычным собственникам участков лицензия на воду из скважины не нужна. Для физических лиц действует исключение из общих правил закона, требующих оформлять лицензию на недропользование.
На скважину на отдельном участке, принадлежащем физическому лицу, лицензия не требуется, если соблюдаются следующие условия:
- Вода добывается для собственных нужд;
- Объем выкачиваемой воды не превышает 100 куб.м. в сутки;
- Эксплуатируется первый от поверхности водоносный горизонт (т.е. не вторгается в источники централизованного водоснабжения).
Документы на водопользование и недропользование обязаны оформлять юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи с ведением деятельности по добыче воды для собственных нужд или для обеспечения водой других лиц. Лицензия на частную скважину на участке физического лица нужна в том случае, когда из нее снабжаются водой не только участок собственника, но и другие участки.
Для СНТ в целом
В отличие от частных скважин физических лиц, использование общей скважины в СНТ требует оформления лицензии.
Лицензия удостоверяет право на пользование скважиной и водой из нее. Этот документ нужен на скважины, которые расположены на территории общего пользования СНТ и используются всеми садоводами.
Воду из подобных скважин могут получать также и собственники участков, не вступившие в СНТ. В этом случае использование осуществляется на основе договора с СНТ.
Глубина скважины без лицензии для питьевой и технической воды
Требование о глубине скважины влечет за собой невозможность по закону разместить на частном участке артезианскую скважину. Федеральная кадастровая палата в своих разъяснениях указывает, что физические лица не имеют права на законных основаниях обустроить артезианскую скважину для собственных нужд в связи с тем, что:
- Подобная скважина требует лицензии;
- Физическому лицу такой документ не дадут.
По умолчанию разрешенная глубина колодца составляет 5 метров. При этом в зависимости от условий местности может быть допустима и большая глубина, если не будет пересечен водозабор источника централизованного водоснабжения.
Правила о лицензировании общей скважины в СНТ действуют вне зависимости от ее глубины. Оформить лицензию СНТ потребуется как артезианской скважины с питьевой водой, так и для менее глубокой с технической водой.
Не имеет значения также, каким образом организовано водоснабжение дачников – через общий водопровод с разводкой труб по участкам или нет. Лицензия на недропользование будет нужна как в случае с водопроводом, так и когда воду набирают сами садоводы и развозят по участкам.
Тот факт, что скважина существует уже давно, и неясно, кто и когда ее пробурил, не освобождает от необходимости оформить лицензию. Этот документ подтверждает право на использование подземных вод в настоящее время. Поэтому сослаться на давнее существование объекта не получится.
Как получить лицензию
Лицензия на скважину для СНТ оформляется в порядке, установленном для юридических лиц. Оформление лицензии на право пользования недрами проводится в соответствии с Водным кодексом РФ и Законом РФ «О недрах».
Все данные о выданных лицензиях на подземные скважины собраны в едином реестре, который ведет Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). В этом реестре можно проверить, действует ли та или иная лицензия.
Непосредственно лицензию выдает местный орган власти в области природных ресурсов и экологии (конкретный орган может отличаться в разных регионах). Обратиться в этот государственный орган можно как напрямую, так и через МФЦ.
Срок оформления лицензии на скважину составляет до 70 дней. Лицензия на подземную скважину выдается на период 25 лет. После его истечения необходимо провести переоформление лицензии. Оформить лицензию для СНТ можно в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 19.2 Закона РФ № 2395-1 «О недрах».
Необходимые для этого документы:
- Заявка на выдачу лицензии;
- Учредительные документы СНТ (устав, свидетельство ОГРН, подтверждение полномочий председателя в виде протокола об избрании), свидетельство ИНН;
- Схема расположения скважины на земельном участке;
- Информация о земельном участке, на котором располагается скважина. Указывается кадастровый номер, а также предоставляется выписка из ЕГРН, подтверждающая права на участок;
- Документы на скважину – буровой паспорт, пояснительная записка о водозаборе, справка о химическом составе воды;
- Платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Лицензию может оформить только собственник участка, на котором она располагается. При смене собственника потребуется переоформление лицензии. В случае с СНТ участок должен быть сформирован и зарегистрирован в качестве общего имущества товарищества. Или же СНТ должно получить согласие собственника участка на оформление скважины и дальнейшее использование воды из нее для нужд садоводства. Этот документ также предоставляется для получения лицензии.
В отличие от других заявителей, СНТ не обязаны проводить геологическое изучение недр, проводить экспертизу запасов подземных вод, предоставлять иную геологическую информацию и оформлять технический проект на пользование недрами. Упрощенный порядок распространяется как на скважины для питьевого водоснабжения, так и для технического.
При этом СНТ обязаны соблюдать правила охраны и рационального использования подземных вод: предохранять их от загрязнения и не допускать нецелевого расходования.
Сколько стоит
Цена за лицензию на скважину складывается из:
- государственной пошлины в размере 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33) и
- оплаты услуг по подготовке и подаче документов в том случае, если СНТ решило поручить их посреднику. Стоимость подобных услуг зависит от региона и объема работ и, как правило, составляет от 15 тысяч рублей и выше.
Государственная пошлина взимается также в случае, если лицензия была ранее выдана, но подлежит переоформлению, изменениям и т.п. Ее размер в этом случае менее значительный (к примеру, за переоформление лицензии придется заплатить 750 рублей).
Штраф за скважину без лицензии
Отсутствие лицензии на водяную скважину в тех случаях, когда она необходима, влечет за собой административный штраф. В этом случае применима статья 7.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за пользование недрами без лицензии в размере от 800 тыс. до 1 миллиона рублей с СНТ как организации и от 30 до 50 тысяч рублей с председателя (руководителя) СНТ лично.
Та же статья предусматривает штраф за нарушение условий использования, перечисленных в лицензии – от 300 до 500 тысяч рублей с СНТ и от 20 до 40 тысяч рублей с председателя.
Использование водозаборной скважины без лицензии или с нарушением ее требований образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.3 КоАП РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года №11).
Как организовать бурение скважин
Для фактического строительства подобных объектов привлекаются компании, занимающиеся работами по бурению водяных скважин и имеющие необходимый опыт в этой области. Цена подобных работ зависит от:
- местности;
- глубины;
- особенностей выполнения работ.
Средняя стоимость бурения водяной скважины начинается от 2 – 3 тысяч рублей за один погонный метр.
Отчеты
После получения лицензии СНТ обязано ежегодно подавать в выдавший лицензию орган отчетность по использованию скважины. Форму документа утверждает соответствующий региональный комитет или министерство.
В состав отчетности входят документы, подтверждающие выполнение условий лицензии на недропользование, а также данные о подземных водах.
Водный налог
Дополнительная плата в виде водного налога взимается с СНТ с 2020 года, когда было введено лицензирование для них. На основании статьи 388.1 Налогового кодекса РФ водный налог уплачивают собственники скважин, подлежащих лицензированию.
Минфин РФ в письме от 16 марта 2015 года № 03-06-05-02/13793 указал, что даже при отсутствии у организации оформленной в установленном порядке лицензии, она признается плательщиком водного налога. Это означает, что при обнаружении подобного объекта на территории СНТ налоговая инспекция может взыскать недоимку по налогу за последние 3 года.
Налог рассчитывается в зависимости от объемов выкачанной воды. Для этих целей на нее устанавливается счетчик.
В статье приводится общая информация о содержании законодательства. Если у вас возникли вопросы, задайте их юристу.
Ведение садоводства по новым правилам
Садоводы-индивидуалы больше не будут заключать договоры с СНТ для пользования общим имуществом, а станут уплачивать взносы
До 2019 г. садоводы-индивидуалы, желавшие использовать общее имущество садоводческого некоммерческого товарищества, заключали с ним договоры. С 1 января этого года вступил в силу новый Закон о садоводстве и огородничестве.
Согласно ему садоводам-индивидуалам не придется заключать договоры с товариществом, однако они должны будут уплачивать взносы.
Давайте разберемся, что делать с ранее заключенными договорами; как узнать, почему установлена та или иная сумма взносов; что делать, если она завышена; и какие преимущества садоводам дает новый закон.
Как по ранее действовавшему Закону о садоводстве и огородничестве1, так и по новым правилам2, которые начали действовать с 1 января 2019 г., садоводами-индивидуалами считаются граждане, которые ведут садоводство в индивидуальном порядке. Фактически к ним относятся лица, которые владеют участками на территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ), но не желают вступать в него.
К примеру, человек, достигший 18 лет, приобрел земельный участок для выращивания яблонь на территории СНТ, но членом товарищества он так и не стал.
Для того чтобы вступить в СНТ, ему нужно будет обратиться к председателю товарищества, на территории которого расположен его земельный участок, и подать заявление на вступление в члены СНТ с приложением копий паспорта и документов, подтверждающих приобретение земельного участка, например договора купли-продажи.
Садоводы-индивидуалы так же, как и садоводы, являющиеся членами СНТ, вправе использовать общее имущество товарищества за плату. К такому имуществу относятся дороги, сети электроснабжения (подстанция, если ею пользуются только члены товарищества, провода, столбы), сети водоснабжения (водонапорная башня или емкости, насосы (скважина), трубы).
Ранее садоводы-индивидуалы заключали договоры с СНТ, если планировали использовать общее имущество товарищества в своих целях.
Такие договоры назывались «О порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке».
Без договоров садоводы-индивидуалы не вправе были пользоваться общим имуществом, поскольку они не члены СНТ, а имущество общего пользования является собственностью товарищества.
Право на заключение таких договоров с СНТ гарантировалось в ч. 2 ст. 8 действовавшего ранее Закона о садоводстве и огородничестве (от 15 апреля 1998 г. № 66).
В договоре предусматривались его наименование и предмет – то, ради чего он заключался, права и обязанности сторон, их реквизиты, порядок расчетов и дата вступления договора в силу.
Ставилась печать, стороны подписывали документ и оставляли себе по одному экземпляру.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, например если садоводу-индивидуалу отказали в пользовании дорогой, корректно составленный договор защищал стороны. Скажем, товарищество могло ссылаться на то, что садовод-индивидуал не уплачивал суммы, предусмотренные договором, а садовод-индивидуал – на обязанность товарищества не препятствовать ему в реализации своих прав.
Если товарищество не предлагало заключить садоводу-индивидуалу договор (например, в связи с тем, что он редко приезжает на свой садовый участок), он вправе был обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении СНТ к заключению договора.
Ранее по закону садоводы-индивидуалы, желавшие использовать общее имущество товарищества, не обязаны были заключать договоры с СНТ. Это было их правом. И в то же время они не могли пользоваться общим имуществом без заключения таких договоров.
Соответственно, на практике речь шла об обязанности заключать договоры, хотя по закону это было всего лишь правом3. Вопросы о праве и обязанности садоводов-индивидуалов приходилось решать в суде, поскольку каждый случай всегда индивидуален.
Так сложилась противоречивая ситуация. Одни суды считали, что садоводы-индивидуалы обязаны заключать договоры с товариществом, ведь им в любом случае приходится пользоваться общим имуществом СНТ, а договор подразумевает оплату.
Соответственно, если нет договора, то нет и оплаты. Договор в этом случае подтверждал реализацию садоводом-индивидуалом своего права на пользование общим имуществом.
Без заключения договора садовод-индивидуал не вправе был использовать это имущество.
Другие суды, напротив, приходили к выводу об отсутствии такой обязанности: если кому-то из садоводов-индивидуалов не нужно имущество общего пользования, почему он тогда должен платить, как остальные?
Противоречивую ситуацию разрешил новый Закон о садоводстве и огородничестве.
В новом законе не предусмотрено заключение договоров садоводами-индивидуалами, но определена их обязанность платить взносы. Новелла о взносах коснется каждого гражданина, не желающего вступать в товарищество.
Новый закон обязывает любого собственника земельного участка, входящего в состав товарищества, уплачивать взносы, установленные правлением, независимо от наличия членства в товариществе.
При этом взносы могут быть либо одинаковыми для каждого владельца земельного участка, либо пропорциональными площади участка – в зависимости от решения членов правления товарищества, согласно п. 21 ч. 1 ст. 17 нового Закона о садоводстве и огородничестве.
Важно отметить, что до сих пор законодательно не урегулированы порядок исчисления, размер и механизм уплаты взносов в СНТ. Кроме того, в уставе товарищества могут быть определены порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
Размер членских взносов не может быть определен произвольно. Он должен иметь финансовое обоснование. Обоснованность размера взносов, взимаемых с садоводов-индивидуалов, должна подтверждаться расчетом. Его подготовкой занимается правление товарищества. Утверждается такой документ общим собранием членов товарищества.
По просьбе садовода-индивидуала товарищество должно выдать ему этот расчет и отказать не вправе. В связи с тем, что садоводы-индивидуалы теперь обязаны платить взносы на содержание общего имущества СНТ, в силу п. 6 ч. 3 ст.
11 нового Закона о садоводстве и огородничестве они имеют право знакомиться с финансово-экономическим обоснованием размера взносов. На основании этого же пункта садоводы-индивидуалы вправе получать заверенные печатью товарищества и подписью его председателя копии финансово-экономического обоснования размера взносов.
Они предоставляются по заявлению садовода за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества.
Ответственным лицом за ведение делопроизводства в товариществе является его председатель. Поэтому обращаться за получением финансово-экономического обоснования размера взносов нужно именно к нему.
Товарищество может не предоставлять сведения садоводу-индивидуалу, которые его не касаются. Но в данном случае речь идет об информации, затрагивающей обязанность садовода-индивидуала вносить взносы.
Обоснованный расчет не содержит данные о расходовании денежных средств товариществом, а указывает на целесообразность установления размера взносов. Поэтому на основании того же п. 6 ч. 3 ст.
11 нового Закона о садоводстве и огородничестве СНТ не вправе отказать садоводу-индивидуалу в его выдаче.
В случае отказа предоставить обоснованный расчет садовод-индивидуал может обратиться в прокуратуру в связи с нарушением товариществом закона о садоводстве и огородничестве. Также он может написать в СНТ претензию, касающуюся обоснованности размера начисления взносов. Полученная информация может пригодиться садоводу-индивидуалу, если он пожелает обратиться в суд.
Если возник конфликт по поводу уплаты взносов и пеней, вопрос может быть решен сразу в судебном порядке. Например, садовод-индивидуал вправе обратиться в суд, если сумма взносов завышена. Но суд примет его сторону, только если он докажет свою правоту. Это можно сделать следующим образом.
Садовод-индивидуал должен подать исковое заявление, в котором нужно просить уменьшить сумму взносов. К нему необходимо приложить доказательства.
Это обоснованный расчет суммы взносов, который следует получить в СНТ, а также пояснения к нему: почему садовод-индивидуал считает его необоснованным – возможно, в расчете есть ошибки и неточности. Если в суде они будут выявлены, то сумма должна быть уменьшена.
Таким образом, садовод-индивидуал должен выяснить, как производится расчет суммы взносов, по каким формулам и по какому принципу. Эти пояснения можно написать в исковом заявлении – суд будет рассматривать их в качестве доказательств (объяснения сторон).
Также их можно написать на отдельных листах, которые будут поданы в качестве приложения к исковому заявлению. Но тогда в иске важно недвусмысленным образом сослаться на это приложение, чтобы суд и другая сторона спора сразу же смогли найти оспариваемую информацию.
Другими важными доказательствами могут быть приходные кассовые ордера СНТ, чеки, квитанции и иные письменные документы, подтверждающие перечисление взносов.
Свидетельские показания, аудио- и видеозаписи в данном случае также могут быть учтены судом. Однако в подобных делах большая роль традиционно отводится письменным доказательствам, которые однозначно подтверждают факт уплаты взносов.
Для получения информации, подтверждающей уплату взносов, суд может истребовать информацию путем направления запросов в банк и иные органы. Но это целесообразно, если садовод-индивидуал самостоятельно не может получить запрашиваемые сведения.
Например, в связи с потерей чеков, подтверждающих перевод суммы взносов на расчетный счет в СНТ безналичным способом. Во внесудебном порядке получить эту информацию будет весьма затруднительно, особенно если речь идет о давно прошедших периодах.
Если садовод-индивидуал не сослался на норму закона, на основании которой суд может занять его сторону; не представил доказательства, подтверждающие его правоту (не смог обосновать неправомерность начисления взносов; предоставил суду не все документы (квитанции, чеки и т.п.), подтверждающие оплату); не смог грамотно отстоять свою позицию в суде.
Люди, которые редко посещают судебные заседания, зачастую не знают, как правильно себя вести в суде, забывают важную информацию и не представляют необходимые доказательства. Конечно, решение суда можно обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но все же лучше обратиться к квалифицированному адвокату, который окажет помощь и минимизирует возникшие проблемы с СНТ.
Раньше садоводы-индивидуалы могли не платить за общее имущество, если они им не пользовались, теперь же обязали платить всех. Уплаченные взносы идут на содержание общего имущества СНТ.
В кадастровой палате напомнили, что необходимо знать дачнику о колодцах и скважинах | последние новости
Проблема отсутствия центрального водопровода на даче в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины для личного пользования.
Владельцы земельных участков, входящих в садовое или огородное некоммерческое товарищество, также могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в СНТ или ОНТ водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования.
Федеральная кадастровая палата рассказала, в каких случаях закон обязывает владельца лицензировать скважину и уплачивать так называемый водный налог, а кому можно использовать подземные воды просто так.
Эксплуатация подземных вод на территории России регулируется законом «О недрах».
Преамбула закона гласит, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно закону, недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Кому нужна лицензия на право пользования недрами
Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения – лицензии.
Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченным органом государственной власти и пользователем недр заключается договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению договора. Пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения возможно только на платной основе.
Лицензию на право пользования недрами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также граждане в статусе ИП.
Согласно законодательству, лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения.
Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.
Физическим лицам
Физическим лицам лицензия на право пользования недрами не предоставляется.
Правообладатели, а также арендаторы земельных участков могут, не оформляя лицензии, добывать воду из расположенных в пределах принадлежащего им участка простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), которые эксплуатируют первый от поверхности водоносный горизонт, при условии, что подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки.
Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Добыча артезианских вод – это эксплуатация недр, состоящих на государственном учете, поэтому артезианская скважина обязательно лицензируется.
Артезианские скважины зачастую обустраивают СНТ для обеспечения водой земельных участков, входящих в состав товарищества.
В этом случае участники товарищества могут подключиться к коллективному водопроводу для использования артезианской воды в хозяйственно-бытовых целях.
Действующее законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина», поэтому данные сооружения можно рассматривать всего лишь как способы обустройства водозабора на участке.
А поскольку глубина залегания источников подземных вод определяется климатическими, геологическими, гидрологическими и другими особенностями каждой конкретной местности, закон регламентирует допустимые значения глубины водозаборных сооружений в том числе при помощи описания местоположения источника водоснабжения относительно водоносных слоев и его принадлежности к государственной собственности. К примеру, физическому лицу разрешается «строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». При этом подземные воды из колодца или скважины, обустроенных на участке для индивидуального пользования, можно добывать «из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения». Иначе говоря, закон устанавливает норму глубины колодца в 5 метров, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора, при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности.
О налогах и штрафах
С 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, с 1 января 2020 года могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать 1 млн руб.
Как получить лицензию
Срок действия лицензии на право добычи подземных вод составляет 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе потребуется копия устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины.
На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик: налог взимается за каждую тысячу кубометров воды. При этом размер налоговой ставки на территории России различается и зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна.
Глубина залегания извлекаемых подземных вод в данном случае значения не имеет: величина налога на артезианскую воду и воду, получаемую из верхнего слоя почвы, будет одинаковой.
Лицензионная добыча подземных вод защищает водные ресурсы нашей страны от бесконтрольного расходования и загрязнения. Держатель лицензии имеет право пользоваться участком недр и обязан обеспечить правильное содержание и регулярное обслуживание водозаборного сооружения со дня государственной регистрации лицензии.