Проведение социальной акции
Методические рекомендации по организации и проведению акций, направленных на пропаганду бесконфликтного общения.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на развитие личности, является активная общественная деятельность.
Данный вид деятельности можно организовать во внеурочном пространстве школы. И тем самым оживить и приблизить, с точки зрения подростковой культуры. Существуют современные формы социальной активности и современного искусства, которые обогащают внеклассную школьную жизнь. Одними из форм, являются акции и флешмобы. Рассмотрим акции.
«Акция – это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели» — словарь Ожегова.
Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках.
Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания.
В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом – проведение ОУ тематического дня, в третьем – участие в телевизионной передаче.
Мы рассмотрим акции, формирующие коммуникативные УУД. Воспитательная, развивающая или коррекционная деятельность, особенно профилактического содержания в школе, может осуществляться посредством проведения социально-психологических акций.
С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества детей и подростков (родителей, учителей) нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры. «Это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса.
Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат» (М.Р.Битянова).Цели акции:
1. Привлечение внимания к существующей проблеме (актуализация).
Это может быть проблема, волнующая определенную группу учащихся школы, либо проблема, обозначенная взрослыми для проработки с профилактической целью.
Таким образом, ключевым моментом акции является деятельность по привлечению внимания субъектов образовательного процесса к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации.
2. Создание условий для формирования толерантного поведения подростков;
3. Распространение среди субъектов образовательного процесса информации о правилах конструктивного общения.
4. Изучение отношения учащихся (учителей, родителей), к существующей проблеме.Социальная акция – это реклама возможности повлиять на окружающий мир. Во время проведения социальной акции участники не просто получают информацию о проблемах и бедах, они вместе ищут пути решения этих проблем и методы выживания внутри них, если проблемы неразрешимы.
В школе (классном коллективе) можно проводить следующие виды акций: — исследовательские: проведение опроса разных групп учащихся, педагогов и родителей; — рекламные: реклама нравственных и социальных ценностей и т. п.
; — социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения ученика (учителя, родителя) к чему – либо; — профилактические, содержанием которых является предупреждение развития кризисных ситуаций, зависимого поведения, формирования вредных привычек и т.п.;
В подготовке и проведении акции можно выделить несколько этапов. 1. Подготовительный этап.
При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает. Дети и молодёжь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. (Никто так хорошо не объяснит, в чём состоит дефект обуви, как тот, у кого натёрта нога.)
- Начиная акцию, организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса.
- Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции)
- Например:
- — повышения информированности учащихся в вопросах …;
- — признания важности продвигаемой акцией идеи;
- — привлечения внимания к …;
- — вовлечения учащихся в решение социальных проблем;
- — увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией);
- Второй вопрос: «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции)
Третий вопрос: «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции).
- Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму.
- Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося.
- В нашей гимназии реализованы акции, в рамках данной темы: «Стоп-Хандра», «Бегом от стресса».
- Организационная подготовка любой акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды.
- Методическая подготовка акции обеспечивается определением целей и задач, выбором формы ее проведения, разработкой сценария акции, подготовкой необходимых материалов и атрибутов.
Информационная подготовка социальной акции обеспечивается проведением PR─мероприятий социальной акции. Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки.
Рекомендации к оформлению информационного материала:
- листовка должен быть оформлена красочно, так как её задача — привлечь внимание,
- листовка может содержать фразы из молодежного сленга,
- составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…)
- информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени.
Психологическая подготовка акции обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы дети (команда) знали общий сценарий проведения акции, ответственных за каждый ее этап.
-
Основной этап – реализация сценария социальной акции.
-
Аналитический этап подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.
Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции.
Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.
Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием.
При проведении акции следует руководствоваться следующими принципами.
- Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность – это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции.
- Принцип открытости. Вовлекается в процесс сразу большое количество детей разных возрастов.
- Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.
- Принцип командности. Акции – командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.
- Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.
- Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции. Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи. Это может быть опросник или другие специальные приемы (дерево настроения, зеркало, книга отзывов, интервью и т. п.).
- Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться:
- специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);
- плакатным, музыкальным и иным оформлением;
- другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).
Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.
При организации акций участие является средством для развития.Подростки и их сообщества не развиваются, будучи пассивными наблюдателями.
Только через непосредственное участие они могут развивать способности и навыки, формировать стремления и достигать самоутверждения. Компетенция появляется в результате полученного опыта.
Чем значительнее чьё-либо участие, тем более опытным, компетентным и уверенным становится этот человек, что побуждает его к ещё более эффективному дальнейшему участию.
Роджер Харт (Hart, R.
(1997) Children'sParticipation: TheTheoryandPracticeofInvolvingYoungCitizensinCommunityDevelopmentandEnvironmentalCare, UNICEF, New York) разработал замечательный инструмент, используя метафорический образ лестницы для анализа разных уровней участия. На основе его разработки «Лестница Харта» составим сравнительный анализ того, что мешает, а что помогает организаторам акций.
Что помогает, что мешает подросткам самим организовывать акции
- Повышение самооценки
- Большее понимание проблемы
- Личностный рост, развитие
- Самоопределение, самореализация, профориентация
- Возможность реализовать свою гражданскую позицию
- Приобретение навыков, профориентация
- Повышение общественного статуса
- Приобретение круга общения
- Членство в группе
- Некомпетентность
- Низкая мотивация
- Нет доверия со стороны взрослых
- Их не воспринимают серьёзно
- Нет традиций добровольной работы
- Нет организаторских навыков
- Страх, что их используют в личных целях
Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.
Акции относятся к технологиям непрямого воздействия, когда учащиеся (педагоги) участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность.
При этом дети и подростки сами определяет меру своего участия в акции. Также, одним из акций является то, что эффект от мероприятия ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные.
При проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда ребята самостоятельно привлекают других к участию, увидев пользу и результативность. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
Опыт участия в социальных акциях как часть социального проекта
Смена приоритетов в сфере дополнительного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у ребёнка адаптационных способностей к требованиям социума.
Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
В современном мире ребёнок живёт и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные поощрения.
Социализация – непрерывный процесс усвоения человеком правил поведения, умений, навыков, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.
В дополнительном образовании процесс социализации осуществляется организованно в ходе учебной и внеклассной деятельности учащихся, которые приобщаются к накопленному обществом положительному опыту социального взаимодействия, усваивают принятые в обществе социальные нормы, поведенческие установки.
Важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности, что предполагает обучение детей эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении. Наряду с семьей, школой, дополнительное образование является основным инструментом социализации подрастающего поколения.
- В своей педагогической деятельности я активно использую возможности развития социальной компетентности через участие в акциях.
- Почему форма социальных акций была выбрана мною для реализации воспитательных задач?
- Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
- Социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказанные помощи тем, кто в ней нуждается.
- Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
- Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанные отношения к делу и действиям.
- Социальные акции бывают различной направленности:
- Тематика социальных акций
- («Наши братья меньшие», «Покормите птиц зимой», «Красная книга природы»)
- Окружающий социальный мир
(«Чистый двор», «Безопасная дорога», «Вылечим книги», «Защити себя сам»)
(«Подарки друзьям», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам», «Оберег для особого ребёнка», «Милосердие», «ДоброПочта»)
- Значимые даты и праздники
(«Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День пожилого человека», «Дети улыбки»)
(«Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Витамины на подоконнике»)
При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
- Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
- Этапы социальных акций
- При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социальной проблемы она направленна, кто является её целевой группой, какова цель акции.
Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и её продукт.
- 2 этап – планируемые действия
Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
- Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
- А сейчас выделим принципы социальных акций.
- Принципы социальных акций
- Системность, последовательность — это обязательная черта акций.
- Согласованность. Все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность.
- Мероприятия оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы учреждения.
- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не получение лучшего места в рейтинге.
В чём же значимость и ценность социальных акций для ребёнка?
Значимость социальных акций
- Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи.
И что даже маленький ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, свой мир.
- С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт.
Это такой вид социальной направленности, который позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу).
- Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного проекта (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а её подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности.
- Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка, что принципиально важно для социализации детей. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
- Участие детей в социальных акциях может и должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
- На протяжении нескольких лет в нашем объединении «Умелые ручки» проводятся социальные акции с детьми младшего школьного возраста.
- Вот некоторые из них:
- Акция «С любовью в сердце»
Формировать у детей представление о добре, о хороших и добрых поступках. Воспитывать в себе такие качества, как сострадание, человеколюбие, терпение и снисходительность.
Изготовление сувениров, открыток для благотворительной ярмарки.
Благодарственные письма педагогу и детям.
Благотворительный фонд «ОМК-Участие» ежегодно, 14 февраля проводит традиционную благотворительную акцию «С любовью в сердце». Данная акция направлена на помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Для участия в акции откликнулось большое количество выксунцев и организаций города. Дети из объединения «Умелые ручки» тоже не остались в стороне. В благотворительных мероприятиях мы стараемся участвовать всегда, особенно когда появляется такая возможность.
За несколько недель до начала главного мероприятия мною было проведено несколько мастер-классов по изготовлению различных поделок и сувениров для ярмарки. Это увлекло моих воспитанников и они с большим интересом мастерили изделия. Дети из нашего объединения выполнили следующие творческие работы:
- панно «Ангелочек» в технике «декупаж»
- панно «Сердечный медвежонок» в технике «декупаж»
- панно «Добрый зайчик» в технике «декупаж»
- разноцветные сердечки (из солёного теста)
- шкатулочки из бумаги и картона
В благотворительной ярмарке, которая традиционно проходит накануне Дня всех влюблённых, активное участие приняли сотрудники Выксунского металлургического завода и филиала «ОМК-Сталь». В течение всего дня 14 февраля в фойе Инженерного корпуса было оживлённо и празднично. Участники акции охотно покупали сладости, а также поделки, открытки и сувениры, сделанные детьми, родителями и педагогами.
Все собранные средства были направлены на приобретение специального оборудования для детей-инвалидов г.о.г. Выкса.
Мы с детьми решили, что в акции «С любовью в сердце» мы будем участвовать всегда. Во первых, такую миссию мы считаем своим долгом; и у нас с нашими воспитанниками есть огромное желание поддержать детей, нуждающихся в помощи. Во-вторых, эта акция заряжает позитивными эмоциями, когда видишь такие яркие сувениры, сделанные детьми с душой и своими руками.
Акция «Ветеран живёт рядом»
Формировать у детей активную социальную позицию и морально-нравственные качества.
Составление сценария праздника, изготовление подарков. Разучивание стихов и песен.
Организация и проведение концерта к празднику – День Победы и вручение подарков ветеранам.
Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятием является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Эта акция проводиться к празднику, — День Победы.
Это праздник для всех граждан России! И конечно же мы в своём объединении не могли о нём не рассказать детям. Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Я объяснила детям, что праздник – День Победы, с одной стороны радостный, потому что мы помним о Великой победе, с другой стороны этот праздник наполнен печалью, потому что мы помним, какой ценою досталась эта победа.
Ребята с огромным интересом слушали рассказы педагога, смотрели видеоролики о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, учили стихи.
Дети поняли, что День Победы — светлый праздник памяти, в который мы поздравляем ветеранов.
Вместе с детьми мы решили, что лучшим подарком на 9 мая ветеранам будет наша любовь и забота и что-то очень приятное, задевающее душу и сердце! И мы решили с детьми изготовить поздравительные открытки для ветеранов.
В каждой открытке мы оставили короткие и сердечные пожелания и благодарность за все те трудности, лишения, потери, которые они испытали в годы войны. Эти открытки дети подарили ветеранам и труженикам тыла из Дома-интерната для престарелых и инвалидов.
В центре прошла концертная программа, посвященная празднику – День Победы. Работала творческая мастерская «Ветеранам – тепло наших рук. Дети изготовили гирлянду. Потом была экскурсия к мемориалу «Вечный огонь» и возложение цветов.
- Этот день всё дальше уходит в глубину лет, поэтому очень хочется, чтобы маленькое поколение чтило и уважало этот праздник.
- Акция «Старость в радость»
- Формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей по отношению к старшему поколению.
Составление сценария концерта, изготовление подарков. Разучивание стихов и песен.
Организация и проведение концерта ко «Дню пожилого человека» и вручение подарков старшему поколению.
Ежегодно в нашем центре проводится акция «Старость в радость». Эта акция проводится ко «Дню пожилого человека» и в Новый год.
Цель этой акции – дать почувствовать инвалидам и пожилым людям, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны.
Сама встреча оказалась очень эмоциональной, очень тёплой, так как бабушки и дедушки с нетерпением ждали нашего прихода. В нашей программе были стихи, песни, танцы, смешные импровизации.
Дети подарили бабушкам и дедушкам в знак признательности к почтенному возрасту сувениры и открытки, сделанные своими руками.
В силу возраста, наши дети не могут подарить дорогие подарки, но в наших силах добавить в жизнь Дома-интерната для престарелых и инвалидов огромную искорку человеческого внимания, тепла, любви, признания и уважения к возрасту пожилых людей.
Главное в этой акции то, что дети сами пишут небольшие поздравительные открытки с тёплыми словами для бабушек и дедушек. Для наших ребят это опыт общения с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.
Мы, педагоги, очень хотим воспитать в подрастающем поколении детей, такое призрачное в наше время человеческое качество, как Уважение. Уважение к родителям, к людям преклонного возраста.
- Акция «Дорогой Добрых дел»
- Поддерживать жизненную активность детей с ОВЗ.
- Разработка и написание мастер-класса для детей с ОВЗ.
- Организация и проведение мастер-класса на тему: «Новогодние звездочки»
Инвалиды, постоянно чувствуют свою не востребованность, слабую социальную защищённость, оторванность от общества. Моральная поддержка помогает им преодолеть комплекс ненужности, наполнить реальным содержанием их право на достойную жизнь.
Мы решили уделить внимание и немного отвлечь от своих наболевших проблем членов общества инвалидов. В рамках социальной акции «Дорогой Добрых дел» в Комплексном центре социального обслуживания населения педагогами «ДЮЦ «ТЕМП»» были проведены мастер-классы по изготовлению украшений и подарков к Новому году.
Я также проводила мастер-класс с детьми-инвалидами и их родителями. Тема моего мастер-класса: «Новогодние звёздочки» в технике оригами». Дети с большим интересом мастерили новогодние украшения. Поделки очень понравились ребятам. Как приятно было видеть счастливые лица детишек и их родителей.
Мероприятия закончилось чаепитием. Все без исключения гости ушли домой с хорошим настроением. Такие творческие визиты для людей с ограниченными возможностями здоровья – словно глоток жизни. Они поднимают настроение, вселяют уверенность в себе и свои силы.
Заключение
В каждом объединении найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашем объединении «Умелые ручки» участие в социальных акциях стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой учащийся.
Основные воспитательные задачи, которые стоят перед нами педагогами – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активности социальной позиции.
В процессе социальных акций у детей формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.
Организация работы детей в социальных акциях требует продумывания каждой мелочи. В частности, нам педагогам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные акции, в которых участвуют наши дети, поддерживают родители, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу.
Таким образом, участие в социальных акциях помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь и тем, кто эту помощь оказывает, — ощутить себя частью общества.
Таким образом, результатом проведения в нашем объединении социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У детей формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении.
В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий.
Дети понимают сущность своего «я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
Своё сообщение я хочу закончить словами Л.Н. Толстого: « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Как подготовить и провести социальную акцию?
1 этап: подготовительный. Цель этапа: организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.
Организационная: изучение проблемной ситуации и формулировка проблемы, формирование команды исполнителей, распределение обязанностей и зон ответственности между членами команды (кто за что отвечает), поиск партнеров и оформлением с ними договорных отношений.
Информационная: проведение PR мероприятий социальной акции (подготовка и рассылка статьи, интервью, пресс-релиза в СМИ и т.п.), подготовка, издание и тиражирование информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, буклеты, календари, плакаты, транспаранты и т.п.
Методическая: определение целей и задач социальной акции, выбор формы ее проведения, разработка сценария социальной акции, подготовка необходимой атрибутики социальной акции (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.).
Психологическая: проведение инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы члены команды знали общий сценарий проведения социальной акции, ответственных каждого ее этапа. Организаторам акции целесообразно провести для членов команды мини-тренинг по обучению их приемам взаимодействия с разными группами населения, разрешения возможных конфликтных ситуаций.
Финансовая: составление сметы расходов социальной акции, утверждение и согласование ее с организаторами, осуществление контроля за расходованием средств, проведение фандрайзинговых мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования социальной акции, закупка необходимых реквизитов, материалов для проведения социальной акции.
2 этап: основной. Цель этапа: реализация сценария социальной акции.
При проведении социальной акции следует руководствоваться следующими принципами:
1.Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность — это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела.
Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции.
Социальная ответственность – понимание того, что концептуальные идеи, содержание, форма, технология проведения акции, ее результаты и последствия не оказали отрицательного воздействия на целевую группу.
2.Принцип максимизации социальных ресурсов: интеграция ресурсов, усилий государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, учреждении, партнеров, спонсоров по решению целей и задач социальной акции.
3.Принцип учета возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.
4.Принцип командности. Социальная акции — командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно.
Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции.
Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.
5.Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.
6.Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции.
Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи.
Это может быть опросник или другие специальные приемы (дерево настроения, зеркало, книга отзывов, интервью и т.п.).
7.Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы и т.п.), плакатным, музыкальным и иным оформлением, другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк и т.п.).
Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.
3 этап: аналитический. Цель этапа: подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
- Содержание данного этапа включает в себя следующие компоненты:
- — составление итогового отчета о проведении социальной акции;
- — составление финансового отчета по социальной акции;
- — подготовка статьи по результатам социальной акции: пост информационное сопровождение социальной акции;
- — подведение итогов.
Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции.
Выявляются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватно были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.
Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана социальной акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием, с кем из партнеров и спонсоров складывались продуктивные отношения.
Для обеспечения личностного роста участников социальной акции важным является самоанализ их собственной деятельности. Предметом самоанализа могут стать ощущения, настроение, трудности, барьеры и препятствия, переживание успеха. Для проведения самоанализа можно использовать метод «История моего успеха».
Социально значимые акции в дошкольном образовании: практическое применение | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Домаева Татьяна Петровна
- Организация: МБДОУ Детский сад №66 «Журавушка» Старооскольского ГО
- Населенный пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [2, с 28].
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума.
Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап. Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.
Социальные акции дошкольников — это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями [2, с 54].
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов [2, с 66].
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции, педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
- Аналитический этап — подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
- В нашем дошкольном учреждении педагоги стали использовать инновационные формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, такие как: социально — значимых акций, мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
- В Старооскольском городском округе 20 мая 2019 года был объявлен Марафон социально значимых акций среди дошкольных учреждений. В положении Марафона определены несколько направлений:
- — гражданское и патриотическое воспитание;
- — безопасность жизнедеятельности и экологическое воспитание;
- — здоровьесбережение.
Педагоги МБДОУ ДС №66 «Журавушка» разработали план мероприятий во всех возрастных группах по Марафону. Были назначены ответственные работники за выполнение каждой акции на протяжении всего периода.
Направление «Гражданское и патриотическое воспитание»
В направлении «Гражданское и патриотическое воспитание» были проведены следующие акции: Праздник «День России» был проведен в детском саду, дети читали стихи, пословицы и поговорки о Родине. Незнайка пригласил всех детей в увлекательное путешествие на воздушных шарах.
Дети побывали в различных странах и узнали об их особенностях и традициях. Американский штат Техас запомнился ребятам весёлыми скачками на лошадках, а ковбойская эстафета порадовала всех участников! Австралия встретила детей штормом, но нашим смелым путешественникам очень понравилось нырять в бурных волнах, словно дельфины.
А потом ребята превратились в прыгучих кенгуру, и носили в своих животиках-фартучках смешных зверушек. Жаркая Африка подарила детям весёлую игру «Хвостики» и зажигательный танец «Чунга-чанга». Но как бы мы не веселились, всё равно нам хочется вернуться обратно! Милая Россия встретила дошколят могучим и добрым символом – медведем.
Разудалая пляска с Мишей и Машей из русской народной сказки завершилась чаепитием с пирогами для детей.
При проведении акции «Белая береза», музыкальные руководители и инструктор по физической культуре провели досуг «Белая береза», в ходе которого дошкольники читали стихи, пели песни, украшали ветки берез яркими ленточками и рисовали рисунки на асфальте.
В детском саду №66 «Журавушка» прошла тематическая неделя «Свеча памяти», в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, всех павших в боях за Родину.
Во время тематической недели прошло много мероприятий, таких как: «Изготовь подарок ветерану своими руками», «Встреча памяти», «Мы гордимся и помним о подвиге вашем», различных акций «Мы рисуем мир», «Выполни цветок Победы», «В сердцах на веки», «Свеча памяти».
Педагоги дошкольного учреждения запланировали акцию «Музей о великой Победе». В детский сад пришли сотрудники краеведческого музея. Во время проведение встречи дошкольники узнали, что Старооскольский краеведческий музей — одно из старейших учреждений культуры Белгородской области. Его история неразрывно связана с историей города.
Вместе с музей активно участвует в общественно-политической и социальной жизни города. Музейные фонды, насчитывающие более 40 тыс. экспонатов, позволяют достаточно полно отразить историю и культуру края с древнейших времен до настоящего времени, среду обитания человека.
Сотрудники музея познакомили детей с экспонатами военных лет, рассказали исторические события, проходившие во время ВОВ на территории города Старого Оскола.
Во время акции «В сердцах на веки» педагоги провели беседы «Дедушка – герой ВОВ», «Что ты знаешь о войне?». Беседы получили эмоциональный отклик в душах детей дошкольного возраста.
В ходе акции «Читаем детям о войне» дошкольники с интересом рассматривали тематические альбомы, читали стихи о героях ВОВ, смотрели презентацию «Старый Оскол в дни ВОВ». Была создана картотека книг, альбомов, презентаций для детей дошкольного возраста по заданной теме.
Акция «Дети воины»,дети совместно с педагогами и родителями изготовили плакаты «Герои ВОВ». Родители разместили на плакатах фотографии своих родственников участвующих в ВОВ, автобиографии участников ВОВ. Дети с большим удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «На границе», «Отважные солдаты», «Армия».
В акции «Победа глазами детей»,дети средних и старших групп выполняли рисунки на асфальте по теме «Победа глазами детей». Мальчики нарисовали военную технику (танки, миномёты, ружья, пушки), а девочки украсили всю поляну цветами – символ победы русского народа над фашистскими захватчиками.
Участниками акции «Свеча памяти» стали педагоги, дети и их родители. В ходе акции дети с родителями и педагогами изготовление свечи из различных материалов, здесь использовалось цветная бумага, воск, Георгиевская лента, камешки, салфетки, клей. Выставка «Свеча памяти» получилась яркая, разнообразная.
Акция «Свеча памяти» началась с беседы о начале войны с прослушивания песни «Священная война». Дети с большим интересом и вниманием смотрели видеоролик «Левитан — Начало войны», ведь это настоящие кадры тех лет. У мемориала героя ВОВ Хмелева И.И. почтили память погибших минутой молчания, зажгли свечи, возложили цветы.
- Сотрудники ДОУ поддержали акцию «Свеча памяти» и зажгли в окнах своих домов свечи в память тех, кто не вернулся с войны.
- Направление «Безопасность жизнедеятельности и экологическое воспитание»
- В направлении «Безопасность жизнедеятельности и экологическое воспитание» были проведены следующие акции:
Совместное творчество «Книжка-малышка по сказкам С.Я. Маршака», педагоги познакомили детей с творчеством С.Я. Маршака, разучили стихи и изготовили своими руками яркие книжки-малышки. Для изготовления книжке дети использовали цветную бумагу различных цветов, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры и даже бисер.
Акция «Белая береза» была посвящена народному символу Троицы — белой березе. Стройная, изящная красавица-березка воспета поэтами и художниками, любимая людьми ей посвящают стихи, о ней слагают песни.
Во время подготовки акции «Белая береза» воспитатели подобрали необходимый материал про деревья, растущих в России. Вместе с детьми на занятии «Окружающий мир» закрепили признаки каждого дерева и кустарника.
Во время акции «Белая береза» дети группы №2 «Звездочки» завели свой первый хоровод «Во поле березка стояла». На прогулочном участке группы растут три дерева берёзы, которым уже более 30 лет. Ветки берез дети украсили разноцветными ленточками, которые радуют своей красотой.
Героями театрализованной постановки «Приезжайте в теремок, потушите огонек» стали дети средней и старшей групп, которые в стихотворной форме рассказали, как может быть опасен огонь. Такая игровая форма общения с детьми дошкольного возраста помогает педагогам донести информационный материал.
Педагоги активно участвовали в акции «Информируем родителей»,изготовили памятки «Огонь — наш друг», «Безопасная дорога», буклеты «Правила поведения на водоеме в летний период» для родителей. Изготовленные памятки, буклеты педагоги вместе с детьми дошкольного возраста предлагали родителям, рассказывая о необходимости безопасного поведения в различных условиях.
Музыкальные работники детского сада во время развлечение «Путешествие на банановый остров» рассказали о тематических условиях в южных странах и правилах безопасного поведения в жаркий период. Дети смогли побывать в роль обезьян, змей и многих животных.
Направление «Здоровьесбережение»
В направлении «Здоровьесбережение» были проведены следующие акции:
Акция «Оздоровительный пробег» в ходе, которой инструктор по физической культуре ознакомил детей с правилами проведения бега, его особенностями.
После разминки дети вместе с педагогами побежали вокруг детского сада, соблюдая все правила. Такое мероприятие тало традицией для детей старшего дошкольного возраста.
Оздоровительный пробег инструктор по физической культуре проводил регулярно во время прогулки, соблюдая все правила.
Во время проведения акции «Мы выбираем спорт» инструктор провел с детьми цикл игровых тренировок под девизом «Мы гимнасты», «Мы футболисты», «Мы волейболисты». Дети узнали историю возникновения видов спорта и знаменитых спортсменов, научились играть в спортивные игры «Футбол», «Волейбол» по упрощенным правилам.
В ходе акция «Играем во дворе» дети ознакомились с городошными фигурами, правилами по игре «Городки». По итогу обучения правил спортивной игры «Городки» были проведены соревнования между детьми старшего дошкольного возраста. Инструктором по физической культуре Домаевой Т.П. была выявлена команда победителей.
Участниками акции «Будь здоров без докторов» стали педагоги, медицинские работники и дети.
В ходе акции старшей медсестрой были проведены беседы «Полезные продукты», «Витамины для детей», «Летний отдых с пользой»; просмотр мультфильмов «Здоровье», «Витамины от Смешариков».
В результате проведения акции была создана видеотека состоящих из познавательных викторин, бесед и мультипликационных фильмов для детей старшего дошкольного возраста.
Знания о профилактики болезней дети получили в ходе экскурсии в аптеку. Посещая аптеку, дети дошкольного возраста получили консультацию специалиста о применения лекарственных препаратов, узнали о профессиях фармацевт и провизор.
Для проведения акции «Здоровые ножки» воспитатели организовали работу родителями по изготовлению индивидуальную специальной обуви.
Родители взяли обувные стельки, на которые прикрепили различные шарики, веревочки, щеточки, для массажа стоп.
А во время проведения акция «Здоровые ножки» дошколята ознакомились с правилами босохождения, которое, безусловно, положительно влияет на оздоровления детского организма.
- Во время проведения мероприятий муниципального марафона социально значимых акций в МБДОУ ДС №66 «Журавушка» были:
- — показаны возможности творческого потенциала педагогов, детей и их родителей;
- — накоплены разнообразного практического социального опыта;
- — привлечены дети и их семей к истории и победе в ВОВ;
- — активизирована работа по вопросам экологии;
- — привлечены дети и их семьи к проблемам безопасности и сохранению мира;
- — активизирована пропаганда здорового образа жизни детей и их семей.
- Социально-значимые акции в ДОУ позволили, сделать работу педагогов, детей и родителей наиболее интересной и привлекательной.
По окончанию Марафона социальных акций администрация детского сада выполнила отчет, в виде плана мероприятий проводимых с детьми дошкольного возраста и фотоотчета с фотографиями каждой акции. По результатам Марафона наше дошкольное учреждение стало победителем (1 место).
Акция – это социально значимое, комплексное мероприятие, действие для достижения какой-либо общей цели.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. / В.Г. Алямовская — Н.Новгорода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. С. 22.
2. Деркунская В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие / В. А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.В. Воронина – Издат. центр педагогического образования, 2018 г., 240 с.