Усыновление иностранными гражданами российских детей
Приоритетом государственного уровня выступает определение детей в семью и создание для них максимально благоприятных условий. Именно с этой целью введён правовой институт усыновления. Данная процедура позволяет частично решить проблему с оставшимися без попечения малышами.
Усыновление российских детей иностранными гражданами
Но в силу ряда обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных) у нас не созданы максимально благоприятные условия, чтобы все дети, столкнувшиеся с проблемой отсутствия мамы и папы, могли найти новую семью. В связи с этим правовые нормы предполагают возможность того, чтобы такие дети могли быть устроены в семьи иностранных граждан.
Исходя из государственных интересов, мера усыновления представителями из других стран негативная, но приоритет здесь отдаётся интересам малышей, ведь независимо от того, откуда семья, только в ней ребёнок может полноценно развиваться и расти. В целях безопасности ужесточено регулирование осуществления подобных процедур. Они имеют ряд особенностей, с которыми стоит ознакомиться детально.
Общие положения
Усыновление российских детей гражданами иностранных государств не запрещается законодательством РФ, но установлен приоритет, по которому первоочередное право при устройстве несовершеннолетних отдаётся следующим категориям:
- граждане РФ;
- родственники, независимо от гражданства и места пребывания;
- российские граждане, проживающие за пределами государства.
Только если нет возможности устроить ребёнка представителю одной из этих групп, разрешается произвести усыновление иностранным гражданином или гражданином, не имеющим причастности к какой-либо стране.
Пункт 4 статьи 124 Семейного Кодекса РФ: «Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников».
В течение двенадцати месяцев после поступления информации о конкретном малыше в банк данных усыновить его имеют право только граждане РФ и родные
Для того чтобы практически оформить данное ограничение, установлены временные рамки, когда не может быть осуществлено усыновление иностранными гражданами (а также лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами России, не являющимися родственниками усыновляемому). В течение двенадцати месяцев после поступления информации о конкретном малыше в банк данных усыновить его имеют право только граждане РФ и родные. После истечения двенадцати месяцев такое право получают и другие категории людей.
Часто в одну группу с иностранными гражданами и лицами без гражданства в вопросах усыновления российских детей ставят и граждан РФ, постоянно проживающих за пределами страны, и граждан, имеющих паспорта нескольких государств, в том числе и российский. Но по установленным нормам наличие гражданства предоставляет некоторые преимущества перед иными лицами. В нашей стране действует приоритет в отношении граждан РФ при равнозначности иных факторов.
Исходя из статистических выкладок, большое количество иностранцев осуществляют усыновление детей, имеющих проблемы со здоровьем, или инвалидов.
Такая динамика не в последнюю очередь вызвана правовыми условиями, созданными для граждан из других государств. Так, спрос на новорождённых и здоровых детей достаточно высок со стороны российских граждан.
Что же касается инвалидов и малышей с проблемным здоровьем, то их определяется в семьи соотечественников недостаточное количество.
Иностранцы имеют большие возможности в финансовом плане и могут закрыть глаза на многие заболевания и проблемы со здоровьем, так как в состоянии устранить их силами современной медицины.
Похожая ситуация с инвалидами: в нашей стране проблематичность усыновления инвалидов заключается в том, что не создано современных комфортных условий для их повседневной удобной и комфортной жизни и интеграции.
Также в нашем обществе ещё присутствуют негативные элементы пренебрежительного отношения к инвалидам как к неполноценным людям.
Большое количество иностранцев осуществляют усыновление детей, имеющих проблемы со здоровьем, или инвалидов
В развитых западных странах созданы превосходные условия для всех категорий населения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями (тем более детей). Также там приветствуются и поощряются такие поступки. Среди населения нет какого-либо негатива в отношении инвалидов, они признаются на человеческом уровне равноправными членами социума.
Требования
Законодательно установлено регулирование требований к желающим усыновить ребёнка, в том числе и к зарубежным представителям. Они должны полностью соответствовать условиям, предъявляемым к кандидатам-гражданам РФ. Помимо этого, к ним применяется ряд дополнений. Не могут выступать инициаторами иностранцы, которые:
- не подпадают под параметры в родной стране;
- не имеют прочной материальной и финансовой базы;
- имеют проблемы с правосудием;
- не имеют должной подготовки, позволяющей предоставлять полноценное взаимодействие с детьми;
- не отвечают требованиям, предъявляемым органами здравоохранения РФ по медицинским параметрам.
Документация
К усыновителям-иностранцам предъявляется ряд дополнительных требований
Пакет документации включает в себя перечень, предъявляемый на общих основаниях, плюс бумаги, подтверждающие способность человека быть усыновителем в рамках правовых норм, действующих в другой стране. Данный перечень выглядит следующим образом:
- документ, который свидетельствует о личности инициатора;
- просьба о разрешении на проведение процедуры, оформленная в виде заявления;
- специальная анкета для иностранцев-усыновителей;
- официальная бумага, где зафиксированы данные о размещённой информации о ребёнке в базе данных банка детей;
- официальный документ, по которому ребёнку даётся разрешение на пересечение границы страны, откуда усыновитель, и нахождение там;
- консульские регистрационные бумаги на инициатора;
- разрешение инициатора на проверку планируемых условий проживания малыша;
- официальные бумаги органов иностранного государства о его соответствии правилам усыновления, а также ответы на запросы к ним со стороны российской опекунской инстанции с характеристиками усыновителя.
Все документы иностранных инстанций должны пройти проверку и получить статус действительных на территории РФ. Такая легализация может быть осуществлена путём заверения в консульских органах РФ. Перевод лицензированными организациями и нотариальное подтверждение достоверности таких переведённых документов и соответствие им самих переводов.
Также такая процедура может быть проведена с применением специального апостиля (штамп, печать, электронный апостиль или другой разрешённый способ), если государство, где живёт усыновитель, подпадает под действие Гаагской конвенции 1961 года. Такая отметка ставится непосредственно на документе или на отдельной бумаге, которая прикрепляется к документу.
После подачи документов в опекунский орган иностранцу даётся разрешение на начало процедуры усыновления
Порядок
Так как для иностранного гражданина самостоятельное осуществление всех мероприятий по усыновлению в чужой стране представляется весьма сложной процедурой, разрешено обращение к специальным международным организациям, имеющим нужную аккредитацию. Через такие организации и с их помощью чаще всего и производится процедура. Стоит понимать, что только официальные, проверенные организации могут быть помощниками в данном деле.
После подачи документов в опекунский орган иностранцу даётся разрешение на начало процедуры или предоставляется аргументированный отказ. Если всё в порядке, то иностранец получает статус кандидата и заносится в соответствующую базу данных. После этого кандидат получает право знакомиться с базой данных банка детей.
У нас действует запрет на прямое взаимодействие иностранцев с детскими учреждениями. Если иностранец выбрал ребёнка, через опекунскую инстанцию он может познакомиться с ним лично и узнать всю имеющуюся информацию. О результатах знакомства сообщается оператору банка данных.
Если усыновитель готов принять конкретного ребёнка, он подаёт заявление в судебную инстанцию. Такого рода процессы для иностранных граждан могут рассматриваться только в высших инстанциях.
Во время судебного слушания представители опекунской организации обязаны доказать, что нет возможности устроить малыша в нашей стране
Во время судебного слушания представители опекунской организации обязаны доказать, что нет возможности устроить малыша в нашей стране. Для этого во время разбирательства и слушания предпринимается ряд мероприятий, направленных на урегулирование данного момента и получение абсолютно исчерпывающей информации:
- производится проверка информации, которая размещена в банке детей, оставшихся без попечительства родителей. Данные должны быть занесены более одного года назад, то есть должен пройти период, когда своим первоочерёдным правом могли воспользоваться только граждане РФ;
- суд должен удостовериться, что были оповещения кандидатам с российским паспортом или родственникам. Также в такой ситуации, когда фигурируют иностранцы, суд отдаст предпочтение форме опеки или попечительству, а также определению к приёмным родителям, где инициаторами выступают соотечественники. Должна быть полная уверенность в том, что информация о малышах отвечает действительности и не предоставлялась в искажённом виде;
- опекунская инстанция, в ведении которой находится рассматриваемый ребёнок, должна предоставить доказательства того, что она предприняла все усилия по устройству к гражданам РФ или родственникам. Разбираются проблемы, которые могли привести к ситуации об отказах или отсутствию заинтересованности. У суда есть право вызывать на слушание людей, оказавшихся в усыновлении, и выслушать их доводы и позицию.
Если суд удовлетворил прошение, копия решения передаётся в органы ЗАГС, где производятся соответствующие регистрационные мероприятия. После этого инициатор получает свидетельские документы о регистрации, паспорт на малыша и иммиграционную документацию в посольстве РФ.
В течение трёх лет после усыновления должны постоянно проводиться проверки состояния ребёнка, условий его жизни и соблюдения правовых требований и норм, касающихся усыновления.
Ребёнок сохраняет гражданство РФ. Иностранец в рамках действующего законодательства своей страны может осуществить процедуру предоставления иного гражданства.
В таком случае ребёнок теряет статус российского гражданина.
За всеми этими мероприятиями должны следить и регулировать их представители консульских учреждений РФ. К основным трудностям при усыновлении иностранцами следует отнести:
- несоответствие законодательных норм двух государств, кардинальные различия в регулировании и проведении данных процедур;
- возрастная разница между иностранцем и ребёнком;
- иностранец не состоит в официальных брачных отношениях или является стороной однополого брака;
- высокие показатели нарушения прав ребёнка после усыновления в иностранную семью.
«Национальные дети»: в чем сложность их усыновления?
«Не надо бояться непохожести, — считает Александра Ягодкина из Магнитогорска, приемная мама Миши. — Ребенок, который похож на тебя, он все равно не похож ни на кого. Это – личность». Фото — из семейного архива Ягодкиных.
В банке данных о детях-сиротах можно найти анкеты сотен детей, биологические родители которых – граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и других бывших советских республик. Многие российские усыновители с радостью приняли бы таких малышей в свои семьи, однако опасаются сложностей с оформлением документов и потенциальной отмены усыновления.
Да и сотрудники органов опеки в неофициальных разговорах зачастую советуют «не связываться» с «национальными» детьми.
В банке данных о детях-сиротах можно найти анкеты сотен детей, биологические родители которых – граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и других бывших советских республик.
Многие российские усыновители с радостью приняли бы таких малышей в свои семьи, однако опасаются сложностей с оформлением документов и потенциальной отмены усыновления.
Да и сотрудники органов опеки в неофициальных разговорах зачастую советуют «не связываться» с «национальными» детьми.
Между тем проблема состоит не в банальном бытовом расизме. Известен случай с отменой усыновления таджикского малыша – ребенка, прожившего в благополучной российской семье полгода, отправили в таджикский приют, отменив усыновление.
Как избежать столь драматичного сценария? Корреспондент фонда «Измени одну жизнь» поговорила со специалистами и выяснила, к чему должны быть готовы опекуны и усыновители, которые решились взять детей без российского гражданства.
«Опекуны сталкиваются с потрясающим бездушием тех, кто принимает решения в отношении детей»
Наталья Карагодина, адвокат, специалист по семейному праву:
«Эта тема чрезвычайно болезненна для многих приемных родителей и для меня лично. Чиновники и специалисты в области международного права как будто не понимают, что за документами стоят судьбы детей.
Увы, кроме отмены усыновления мальчика из Таджикистана есть и другие подобные случаи, когда к разрешению вопроса о судьбе ребенка подходят сугубо формально и, что еще хуже, защищая прежде всего собственные интересы.
Судебные заседания об усыновлении или отмене усыновления проходят в закрытом режиме, и мы не всегда о них знаем.
В 1993 году страны – бывшие республики СССР – подписали в Минске «Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Однако в реальности выходит, что хотя Минская конвенция была подписана и ратифицирована в том числе в интересах устройства детей-сирот, на деле ее применение подчас приводит к обратному.
Причем применяется и толкуется Минская конвенция зачастую неверно. Так, Минская конвенция требует, чтобы дети — граждане стран-участников конвенции – передавались в семью только с согласия компетентных органов государства гражданства ребенка. При этом Минская конвенция не регулирует вопрос, что делать, если ответа не получено, и как быть, если у ребенка двойное гражданство.
Россия ратифицировала Гаагскую конвенцию 1996 года, согласно которой возможно установление опеки в некоторых случаях в отношении иностранных граждан и без испрашивания согласия компетентных органов государства гражданства ребенка.
Усыновленные дети становятся гражданами РФ в силу усыновления, подопечные имеют право получить российское гражданство в упрощенном порядке. Приемные родители оформляют детям гражданство РФ довольно легко.
Также российское гражданство оформляет детям администрация детских учреждений. Получается, что у таких детей есть и российское гражданство – то есть, как минимум, двойное. А значит, их нужно защищать и как российских граждан тоже.
На мой взгляд, есть три аспекта этой проблемы.
1. Порядок действия органов опеки в случае интереса российских усыновителей к ребенку без российского гражданства.
Чтобы усыновить ребенка-гражданина иностранного государства, необходимо предварительно получить согласие этой страны. Органы опеки должны написать соответствующий запрос в компетентные органы, вести переговоры, дождаться ответа. Усыновление или передача под опеку возможны, если ответ положительный.
При этом ребенок – иностранный гражданин в соответствии с Конституцией РФ имеет те же права, что и граждане России, в том числе, согласно статьям 121-123 Семейного кодекса РФ, может быть передан на воспитание в семью.
Как это у нас происходит? Приемные родители получают заключение о возможности быть опекуном или усыновителем, потом подыскивают ребенка, навещают его в детском учреждении, устанавливают с ним контакт и подписывают согласие.
И только потом, когда контакт уже установлен, когда у ребенка и родителей формируется привязанность, а ребенок зачастую уже под опекой, чиновники начинают делать соответствующие запросы в посольства. В результате и случаются драмы.
Поэтому, чтобы не нарушать право каждого ребенка на семейное устройство, органам опеки следовало бы как минимум заранее выяснять у конкретного государства его позицию по поводу конкретного ребенка.
Конечно, это трудоемкий процесс, но только так мы сможем избежать ситуаций, подобных той, что случилась с московской семьей, усыновившей таджикского малыша и лишившейся его через полгода по решению суда.
2. Если ребенка автоматически считают гражданином страны, гражданином которой являются его родители (один из них).
Нередко бывает, что биологическая мама оказывается в роддоме без документов: паспорта нет, вид на жительство просрочен.
Рожает она с какой-нибудь «филькиной грамотой» – к примеру, с ксерокопией утратившего силу вида на жительство. В результате в свидетельстве о рождении ребенка в графе «гражданство матери (отца)» стоит прочерк.
Но органы опеки считают это неважным и полагают, что ребенок все равно гражданин Узбекистана, Киргизии и проч.
На каком основании? Почему мама — гражданка Узбекистана, если она не подтвердила это ни одним документом? Таким образом, хотя Минская конвенция ясно имеет в виду детей-граждан государства-участника Минской конвенции, органы опеки причисляют к ним всех, кто имел несчастье родиться от иностранного гражданина или лица без гражданства. Гражданство ребенка определяется «на глазок».
В результате таких действий органов опеки у приемных родителей малыша появляется масса проблем, которых можно было бы избежать. Мне известно о таких ситуациях в Свердловской области, в г. Видном Московской области.
Еще пример: несколько лет назад ребенка изъяли из компании пьяных мужиков. Выяснилось, что его мама родилась во времена СССР в каком-то украинском городе, и в свидетельстве о рождении ребенка не было указано ее гражданство.
Ребенка усыновили иностранные граждане, необходимо было оформить ему загранпаспорт. В местном УФМС отказали, мотивируя тем, что неизвестно гражданство кровной матери. Итогом похода за паспортом стала отмена усыновления как незаконного!
Мы обжаловали это решение суда, и оно, слава Богу, было отменено, ребенок остался в семье. Оформили и злополучный загранпаспорт. Правда, сделать это удалось только после жалобы руководству миграционной службы России. Самое печальное, что УФМС признала ребенка гражданином РФ, а органы опеки и попечительства сыграли в этом деле очень неблаговидную роль!
3. Отношение к опеке как к временному способу устройства ребенка в семью.
С одной стороны, усыновление является приоритетной формой семейного устройства, с другой — опека назначается в большинстве случаев передачи ребенка на семейное воспитание, с третьей – не всех детей можно или хотят усыновить. Передать ребенка из-под опеки властям соседнего государства кажется нормальным.
Да, формально опека действительно временная мера, однако в реальности опекуны в подавляющем большинстве случаев воспитывают приемных детей как своих кровных, не делая никаких различий.
Почему же тогда возможно разлучать опекуна и подопечного ребенка? Ведь между ними уже есть привязанность, они любят друг друга, а это самое главное.
ПУСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОЯВЯТСЯ РОДИТЕЛИ
Известная мне ситуация: опекуны малыша из Узбекистана уже много месяцев ждут ответа из консульства, чтобы иметь возможность его усыновить.
Ребенок живет в семье больше двух лет, но ответа нет никакого – ни положительного, ни отрицательного.
Опекун разговаривал с сотрудником консульства, но разговор к делу не пришьешь, и судьба ребенка пока остается неопределенной. А ведь он привык к родителям, называет их мамой и папой.
Увы, иногда опекуны сталкиваются с просто потрясающим бездушием людей, принимающих решения в отношении детей-сирот.
Известен случай, когда отдел опеки отказался делать запрос в посольство Украины о возможности усыновления 4-летнего мальчика: мол, все равно откажут… Свежий пример: мальчик, гражданин Украины, был привезен в Россию в жутком состоянии, ослабленный и истощенный. Отец находится в тюрьме в Донецке, о матери ничего не известно.
Согласно Гаагской конвенции 1996 года, установить опеку над ребенком можно и без согласия посольства, однако потенциальному опекуну в этом почему-то отказали.
Мальчик попал в семью лишь после того, как опекун обратилась с жалобой в прокуратуру, к Президенту.
Почему же опекуны должны предпринимать какие-то нетривиальные действия (писать жалобы, консультироваться с юристами, договариваться с посольствами), чтобы помочь ребенку? Ведь интересы ребенка должны защищать органы опеки.
Наконец, как юрист, я не могу не отметить: помимо всех перечисленных нормативных актов, в 1989 году СССР ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, ст. 3 которой гласит, что во всех действиях, кем бы они ни предпринимались, необходимо исходить из наилучшего обеспечения интересов ребенка. И самое важное для него, конечно же, право жить и воспитываться в семье».
«Необходим юридически грамотный механизм действий органов опеки и приемных родителей»
Наталья Городиская, многодетная приемная мама, председатель Совета ассоциаций приемных семей при Министерстве образования России, президент Союза замещающих семей:
«В силу обстоятельств в российских учреждениях для сирот немало детей, оставленных иностранными гражданами. Чаще всего это малыши, рожденные гастарбайтерами из стран СНГ. Есть и дети из других граничащих с Россией стран – например, в Хабаровске.
При этом многие российские усыновители, насколько мне известно, готовы принять в семью «национальных» детей, некоторые даже специально подбирают ребенка неславянской внешности.
Однако, чтобы избежать ситуаций, подобных той, что случилась с малышом из Таджикистана, должен быть разработан юридически грамотный механизм действий органов опеки и приемных родителей.
Очевидно, что в случае с отменой усыновления таджикского мальчика не доработали органы опеки, а родители и ребенок оказались заложниками ситуации. Сотрудники органов опеки должны понимать всю ответственность за свои действия (как, впрочем, и за бездействие). Ведь как бы пафосно это ни звучало, речь идет о человеческой судьбе.
В моей семье нет «национальных» детей, но я знакома со многими приемными родителями, которые взяли такого ребенка. Окружающие обычно совершенно нормально реагируют на «непохожего» члена семьи. Думаю, в нашем обществе проявления бытового расизма – это скорее редкость: мы родом из СССР, где идея дружбы народов прививалась с детского сада».
«Мы знаем истории об иностранном усыновлении со счастливым концом»
Яна Леонова, директор фонда «Измени одну жизнь»:
«Чтобы оформить усыновление ребенка, родители которого – граждане одной из стран СНГ, органы опеки должны запросить согласие соответствующей страны. Из практики очевидно, что, к примеру, Таджикистан обычно отказывает и не отдает своих граждан на иностранное усыновление. Посольства других стран СНГ отвечают в разных обстоятельствах по-разному.
В целом, если органы опеки и попечительства совершили все необходимые действия и соблюли все процедуры при оформлении ребенка, у усыновителей не должно возникнуть проблем.
Совершенно странно, конечно, выглядят отдельные истории, когда ребенка «выдергивают» уже из семьи и направляют не в семью, а снова в детский дом, но уже на родине.
Чтобы такое не повторялось, в этом вопросе важно четко следовать букве закона. Будущим родителям необходимо иметь представление о процедурах, чтобы иметь возможность убедиться в их соблюдении.
Мы знаем истории об иностранном усыновлении со счастливым концом».
Усыновление российских детей иностранными гражданами: порядок, условия, правовое регулирование
Дети-сироты, оставшиеся без родительского попечения, имеют право воспитываться в семье.
Согласно законодательству РФ и статьям 124-133 Семейного кодекса, иностранные граждане могут оформить усыновление или удочерение российского ребенка.
Для этого существует ряд условий и правил, при неукоснительном соблюдении которых сироты обретают семью и переезжают на постоянное место жительство заграницу.
Дети-сироты, оставшиеся без родительского попечения, имеют право воспитываться в семье.
Согласно законодательству РФ и статьям 124-133 Семейного кодекса, иностранные граждане могут оформить усыновление или удочерение российского ребенка.
Для этого существует ряд условий и правил, при неукоснительном соблюдении которых сироты обретают семью и переезжают на постоянное место жительство заграницу.
Условия усыновления
Органы опеки и попечительства активно работают над судьбой каждой сироты. На всех детей создаются анкеты, где подробно указывается характеристика ребенка. Эти данные вносятся в единый федеральный реестр, где потенциальные усыновители могут получить информацию о сиротах, ожидающих обрести статус семейных.
База обновляется постоянно, производится удаление анкет детей, которые были приняты в семью. Для иностранцев также доступна аналогичная информация, но только о сиротах, оказавшихся без родительской опеки более 12 месяцев назад.
Если в течение года ребенок не был усыновлен близким или дальним родственником, либо любым гражданином РФ, то жители других стран могут принять участие в его судьбе.
Итак, главным условием усыновления/удочерения российского ребенка иностранным гражданином является отсутствие возможности найти приемную семью в России. Это должно подтверждаться документально в органах опеки.
Другие условия иностранного усыновления:
- подтверждение органами опеки того факта, что были предприняты попытки устроить ребенка в приемную семью на территории РФ;
- достоверность сведений о ребенке, гражданине РФ – по судебному решению может быть произведена проверка подлинности информации в базе данных;
- рассмотрение судом дела о том, почему ребенок не был устроен в российскую семью;
- данные о ребенке должны находиться в базе данных не менее 12 месяцев.
Порядок усыновления иностранцами детей — российских граждан
Процедура усыновления иностранными гражданами имеет свои особенности. В первую очередь, потенциальной приемной семье придется изначально предоставить сведения о себе, чтобы получить доступ к базе данных.
Проблемы возникают на начальной стадии, когда иностранец, незнакомый с законами другой страны, допускает ошибки, предоставляет неточный данные или теряется в последовательности действий.
Значительно упрощают задачу специализированные зарубежные компании, которые знают порядок усыновления в РФ и становятся представителем иностранца и защищают его права и интересы.
Полный пакет документов предоставляется в органы исполнительной власти, где принимается решение о том, разрешать ли данному гражданину усыновлять российского ребенка. Если звучит положительный ответ, то заявителю становится доступной база данных детей-сирот. В случае отрицательного решения иностранцу придется предпринять меры по устранению недочетов, ставших причиной отказа.
В базе данных иностранец изучает характеристики детей. После этого ему разрешается встретиться с сиротами. Свое решение после посещения детского дома иностранец сообщает оператору базы данных.
Иностранцам не разрешается лично обращаться в детское заведение
Далее иностранный гражданин подает заявление в суд, где проводится рассмотрение дела об усыновлении. В случае положительного решения приемным родителям выдается свидетельство об усыновлении, паспорт на ребенка и иммиграционные документы. Гражданство остается российским, но может быть поменяно на гражданство той страны, где находится новое постоянное место жительство.
Государство РФ внимательно отслеживает процесс получения нового гражданства.
Документы для усыновления
- Паспорт (удостоверение личности), который должен быть признан и в РФ
- Заявление с указанием своего желания стать усыновителем и просьбой предоставить доступ к базе данных
- Анкета усыновителя
- Заключение об условиях жизни усыновителя, выданное органами власти родной страны
- Документ-соглашение, разрешающий ребенку въезжать и проживать на территории страны усыновителя
- Документально подтвержденное согласие органов исполнительной власти страны проводить мониторинг жизни сироты и составлять отчеты
- Документ, подтверждающий наличие информации о ребенке в базе данных
- Документ о здоровье усыновителя
Все документы проходят легализацию в РФ.
Судебный процесс
Решение об усыновлении сироты принимается в суде федерального значения не ниже городского статуса по месту проживания ребенка. Дети, достигшие возраста 14-ти лет, присутствуют при рассмотрении дела. Интересы сирот в возрасте 10-14 лет представляют работники органов опеки.
Длительность судебного процесса зависит от многих факторов. Учитывается, прежде всего, правильность подготовки документов. Иногда процесс усыновления длится около полутора лет.
Проблемы усыновления
Процесс усыновления российских детей основан на законах РФ. Государство требует, чтобы соблюдались все права ребенка, в ином случае действует запрет на передачу сироты в приемную семью. Основными проблемами усыновления являются следующие факторы:
- культура сироты и усыновителя;
- религиозная принадлежность;
- раса;
- родной язык;
- этническое происхождение.
Данные моменты обязательно учитываются при рассмотрении иностранца как потенциального родителя. Состояние здоровья ребенка не имеет значения. Усыновитель обязательно должен говорить на языке сироты.
Потенциальные родители должны учитывать культурные и религиозные взгляды ребенка, учитывать его моральные принципы и желания. Для этого государство предоставляет несколько дней в качестве ознакомительных. В этот период усыновитель должен наладить контакт с сиротой.
Запрет иностранного усыновления
Не все иностранцы могут стать усыновителями для российских детей. Запрет устанавливается для следующих категорий иностранных граждан:
- ранее судимые лица;
- иностранцы, не имеющие постоянного места жительства и стабильного заработка;
- семья в однополом браке;
- лица, не прошедшие специальную подготовку перед усыновлением;
- лица, получившие отрицательную характеристику от государства своей страны;
- иностранцы, имеющие тяжелые заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией;
- граждане США.
Усыновителем не может стать одинокий иностранец, если он проживает в стране, где разрешены однополые браки.
Каждый усыновитель проходит тщательную проверку. Если он не подходит по критериям, установленным государственными органами РФ, то отказ последует сразу же.
По статистике, около 30% сирот усыновляются иностранными гражданами. Жители других стран охотнее берут в свои семьи больных детей и инвалидов, чем в РФ.
Особенности усыновления ребенка иностранными гражданами в России
Действующие законы РФ, которые устанавливают правила по устройству российских детей, лишившихся родителей, позволяют усыновление иностранцами. Также законодательство разрешает это делать и гражданам других стран. В то время, как начинает идти речь об усыновлении, законом причисляют к иностранным гражданам:
- всех россиян, которые постоянно живут в другой стране;
- группы лиц, которые не имеют гражданства;
- всех людей, имеющих два гражданства (российское и какое-нибудь другое).
Усыновление детей для иностранных граждан, которые желают взять российского ребенка в свою семью, происходит, как обычное усыновление, однако имеет и некоторые особенности.
Усыновление российских детей
Главные особенности действующего отечественного законодательства основаны на закреплении именно преимущественного права для всех российских граждан во время усыновления детей.
В результате этого и получается, что для иностранца это право возможно, только тогда, когда нет возможности усыновить ребенка в своей родной стране.
При этом отсутствие данной возможности обязательно нужно подтвердить официальными документами.
Такое важное решение о дальнейшей судьбе малыша может принять исключительно судья. Усыновление детей за рубеж может рассматриваться судом, которому в обязательном порядке органы опеки и попечительства обязаны доказать невозможность усыновления ребенка в пределах своей страны (см. → усыновление ребенка из дома малютки). Задачами судебного производства являются следующие моменты.
- Проведение проверки по наличию информации об определенном ребенке в федеральном банке данных на детей. Полная информация обязательно должна находится в этой базе в течение хотя бы одного года до начала проведения судебного разбирательства, которое касается вопроса усыновления. Судебный пристав должен сразу удостовериться, что оповещение о малыше, который остался сиротой, было произведено. И на протяжении одного года уже находилось в полной базе данных, которую могли использовать россияне. В данный период для каждого иностранца действует полный запрет об усыновлении.
- Проведение проверки точности, а также полноты информации о сироте, который был занесенной в действующий банк данных. По отечественному действующему законодательству, устройство внезапно осиротевших детей в своей стране предпочтение отдается передачи их иностранному гражданину. В случае, когда есть возможность, судебный пристав может дать согласие на усыновление иностранцами только в крайнем случае, при этом отдавая предпочтение абсолютно любому способу по устройству его в своей стране, а также обеспечении опеки до 14 лет. При проверке полноты данной информации об определенном сироте в действующем банке данных, суд пробует удостовериться о том, что каждый потенциальный российский родитель или опекун пытались получить необходимые достоверные данные, с помощью которых было принято решение. Лишь в случае полного отсутствия желающих российских граждан, у иностранца появляется шанс принять российского ребенка в собственную семью.
- Получение доказательств из органа опеки о том, что они пытались всеми усилиями устроить ребенка в своей стране. В таком случае суд должен разобраться, какие именно проблемы появлялись у российских граждан, а также какие факторы помешали принять российского малыша к себе в семью. Для этого необходимо потребовать тщательные объяснения от сотрудника органа опеки. Суд имеет право вызывать россиян, заинтересованных малышом, которые уже были ознакомлены со всеми его данными, однако не принимали решения об усыновлении. Также необходимо уточнить у них причины этого решения.
Основная задача судебных приставов состоит именно в том, чтобы точно убедиться, что сотрудники органов опеки прилагали все усилия, чтобы устроить сироту в семью в своей родной стране, а также исключить некоторые возможности коррупции при передаче сирот на воспитание.
Сейчас есть довольно много случаев, когда россиянам, которые хотели усыновить ребенка, предоставляют неверные либо неполные сведения.
О возможных проблемах, а также сложностях в процессе решения вопроса об усыновлении ребенка иностранцами может говорить лишь о том, что данное дело должно рассматриваться исключительно высшим судом. Это инстанции федеральных, областного, краевого либо автономных округов.
На данный момент в России есть запрет на усыновление детей иностранными гражданами, когда они:
- не имеют постоянного доход, которого будет достаточно для полноценного обеспечения усыновленного;
- не имеют собственного постоянного места жительства;
- были подвержены уголовному преследованию;
- не проходили подготовки для того, чтобы взять ребенка на воспитание.
Документы для усыновления
Для иностранного усыновителя требуются такие же документы, как и при усыновлении россиянами. Кроме этого требуются документы, учитывающие особенности такой иноземной процедуры, а также помогающие защитить все права каждого ребенка в другой стране.
Оформленный по правилам и полный пакет всех необходимых документов никогда не вызывает проблем во время регистрации усыновления со статусом федеральных либо региональных операторов. Полный пакет документов в обязательном порядке должен включать:
- Оригинальное удостоверение иностранной личности. Этот документ правомочен в том случае, когда он признается в этом качестве в РФ.
- Оформленное заявление, где содержится просьба об усыновлении ребенка, с уточнением о даче разрешения на полное ознакомление с официальной базой данных детей-сирот.
- Заполненную анкету иностранного гражданина-усыновителя.
- Оригинал документа, подтверждающего наличие необходимых сведений об определенной сироте в полном банке данных.
- Оригинал документа, подтверждающего разрешение на выезд малыша в другую страну для постоянного проживания.
- Обязательная регистрация для проведения учета в действующем консульстве усыновленного.
- Наличие согласия именно компетентного государственного органа родной страны ребенка на проведение контроля его постоянной регистрации именно в консульстве РФ.
- Постоянное обязательство от гражданина-усыновителя позволять представителей органов опеки проверять условия для жизни малыша.
- Окончательное заключение именно уполномоченного органа страны, где проживает усыновитель, о возможностях усыновления и условиях его жизни.
- Официальное согласие органов на проведение тщательного мониторинга всех условий, которые будут предоставлены для жизни и воспитания малыша, а также на предоставление регулярных отчетов.
- В ситуациях, когда заключение о разрешении усыновления, а также об условиях для жизни иностранца было выдано частной организацией-посредником, ее непосредственные полномочия обязательно должны подтверждаться документами, по которым государство позволяет заниматься данной деятельностью.
Каждый документ, оформленный иностранцем в стране своего проживания, необходимо легализовать именно в России. Лишь в таком случае они не предоставят проблем, а также будут признаны судебным органом.
Способы проведения легализации
- В пределах страны, где выдавались документы, с помощью выполнения перевода, а также обращения для заверения в российское консульство.
- В пределах России, с помощью услуг лицензированных переводчиков, а также заверив у нотариуса проведенный перевод документов.
- С применением апостиля, который должен поставляться именно государственным органом, когда усыновитель проживает в государстве (Гаагской Конвенции 1961 года). Его выполняют непосредственно на отдельном листе либо обычном документе, который после этого пришивается к самому документу, обязательно должен соответствовать действующим правилам Конвенции.
Таким подтверждением может быть штамп, самоклеящиеся стикеры, печать, самоклеящиеся стикеры либо электронный апостиль.
Особенности проведения процедуры
Действующий орган исполнительной власти может утверждать иностранца в качестве кандидата для усыновления либо налагать на него запрет на постоянный доступ к полному банку данных.
При положительном решении ему предоставляют возможность для ознакомления с уже имеющимися сведениями о каждом ребенке из полного банка данных.
В РФ на данный момент действует полный запрет для иностранного усыновителя в случае личного обращения в различные детские заведения.
Сразу после тщательного ознакомления каждый потенциальный усыновитель имеет право встретиться с малышами. Итоги посещения детей предполагаемый усыновитель обязан сообщить оператору банка о решении принимать или нет в свою семью кого-то из них.
С оформленным заявлением на процесс усыновления иностранец обязан обратиться в судебный орган. Сразу после получения разрешения, копия документа о решении суда обязательно должна направляться в ЗАГС, где должно регистрироваться усыновление. Сразу после этого представителю усыновителя либо ему самому необходимо получить:
- оригинал свидетельства о проведении усыновлении в органе ЗАГСа;
- оригинальный паспорт на малыша в ОВИРе;
- необходимые иммиграционные документы в посольстве на ребенка.
В случае проведения усыновления иностранным гражданином у ребенка сохраняется его первоначальное российской гражданство. Усыновители имеют право на просьбу для него гражданства другой страны, в которой они будут проживать, а также о прекращении российского гражданства. Но при этом консульство РФ должно обязательно контролировать получение ребенком гражданства другой страны.
Препятствия на пути усыновления
Из-за действующего несоответствия среди законодательств, во многих случаях появляются следующие проблемы:
- возрастная разница, допускаемая для усыновителя и ребенка;
- запрет возможности усыновления ребенка одиноким человеком;
- запрет усыновления гражданами, состоящими в однополом браке.
Усыновление российских детей гражданами США категорически запрещено.
Помогла статья? Оцените её (23