ВНЖ

Откуда нужно брать характеристику для устройства на работу в Беларуси?

На днях вступил в силу Декрет № 6, одним из новшеств которого является предоставление характеристики с предыдущего места работы. Кого именно касается это требование, что будет, если его не выполнять, и о чем еще следует знать нанимателю и соискателю – корреспонденту «Р» разъяснила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Откуда нужно брать характеристику для устройства на работу в Беларуси?

Право стало обязанностью

Как уточнила Министр, практика характеристик с прежних мест работы существовала в стране и раньше. Это было регламентировано и Декретом № 5, и статьей 26 Трудового кодекса.

Разница только в том, что запрашивать их было правом нанимателя, а теперь стало его обязанностью.

Это, напомнила Ирина Костевич, касается государственных органов и организаций, то есть тех, у кого более 50 процентов акций или долей в уставном фонде находится в государственной собственности.

Что касается частных организаций, то предоставление характеристики для них осталось правом.

Что должно быть в характеристике?

Форма характеристики установлена постановлением Совмина от 14 октября 2021 года № 585 «О форме характеристики».

В ней должны быть отражены профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое), моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое), участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации.

Дополнительно при направлении характеристики по запросу госорганизаций в ней нужно отражать сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, а также наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.

В течение какого времени нужно дать характеристику

Характеристика стала содержать больше сведений, чем ранее. Поэтому Декрет № 6 увеличивает срок, в течение которого должна быть выдана характеристика после поступления соответствующего запроса.

Если раньше предоставить такую прежний наниматель должен был в течение пяти календарных дней, то теперь – в течение семи дней со дня получения запроса. И это требование касается всех нанимателей, независимо от формы собственности организации.

Причем неважно, на какую должность и по какой профессии человек устраивается.

Что касается кандидатов на руководящие должности, то в государственных организациях потребуется не только характеристика.

Наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Эти сведения предоставляются бесплатно.

При этом нанимателю предварительно следует получить согласие самого соискателя на предоставление сведений из вышеуказанного банка.

Несколько организаций – несколько характеристик?

Как пояснила Ирина Костевич, если работник ранее выполнял свои обязанности в госорганизациях, то запрашивается характеристика только с последнего места работы.

Если в последние пять лет человек трудился и в государственной, и в частной организациях, то число характеристик будет зависеть от статуса последней организации.

Если она была государственной, то достаточно одной характеристики, если частной – то две – по последнему месту работы и из государственной организации.

Если порядок приема нарушен

Поскольку требование о запросе характеристики является обязательным, то за его невыполнение предусмотрена ответственность. Игнорирование этого требования расценивается как грубое нарушение трудовых обязанностей. Речь идет как о выдаче характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, так и о нарушении сроков их выдачи.

Если факт будет установлен, руководителя организации или других должностных лиц могут уволить. Основание – п. 1 ст. 47 – однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации, его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями, или абзац первый п. 7 ст.

42 Трудового кодекса – однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 28 октября 2021 г.

Рассказываем, кому не понадобится характеристика с прежней работы 2022

Главная Новости В стране Кому при трудоустройстве не нужна характеристика с прошлой работы

02 ноября 2022

Портал 1prof.by изучил тонкости Декрета № 6, принятого для повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций.

Откуда нужно брать характеристику для устройства на работу в Беларуси?

В разъяснениях по применению Декрета Президента Республики

Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета

Президента Республики Беларусь» указано, что частные организации не обязаны запрашивать характеристику при приеме на работу, но могут это делать. Факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию грозит не только основанием для увольнения, но и уголовной ответственностью.

Характеристика не запрашивается и не составляется на:

  • молодых специалистов (если молодой специалист прибыл в организацию по распределению и впервые устраивается на работу);
  • внутренних совместителей (работник фактически не меняет место работы);
  • бывших работников;
  • сотрудников-иностранцев (характеристика запрашивается с предыдущего места работы только у нанимателя в РБ).

Если основное место работы (предыдущий наниматель) – негосударственная организация, необходимо запросить характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы этого работника в течение предшествующих 5 лет.

Примерный образец характеристики портал 1prof.by ранее публиковал.

Напомним, Президент Беларуси год назад подписал Декрет № 6, который изменил Декрет от 15 декабря 2014 года № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Согласно документу, руководители государственных органов и организаций при приеме граждан на работу обязаны запрашивать их характеристики с предыдущих мест работы.

Отметим, что характеристика – это официальный документ, в котором отражены профессиональные, моральные и деловые качества специалиста. Здесь же есть информация о том, привлекался ли человек к дисциплинарной и иной ответственности, а также как он относится к государственным и общественным институтам.

Подписывает такой документ всегда руководитель организации.

При оценке трудовой деятельности важно учесть активность сотрудника при выполнении поставленных задач, способность к организации трудового процесса, качество и сроки выполненной работы, а также поведение в нестандартных (сложных, стрессовых) ситуациях, эффективность принимаемых решений и способность брать на себя ответственность по итогам работы.

Характеристику следует запрашивать на каждого кандидата при трудоустройстве в государственную организацию независимо от того, на какую должность или по какой профессии человека берут на работу.

Кроме того, нанимателям необходимо изучать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Их обязаны предоставлять бесплатно.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото из открытых интернет-источников

Предоставление характеристики на работника

Откуда нужно брать характеристику для устройства на работу в Беларуси?

Рачинская Виталия Игоревна, юрисконсульт, магистр управления и права

Вопрос:

Обязан ли наниматель выдать характеристику на работника, трудовые отношения с которым не прекращены и в ближайшее время прекращены не будут, если пришел запрос из другой организации?

В соответствии с пунктом 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г.

№ 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) наниматель вправе, а при приеме на работу работника в государственные органы, иные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, если иное не установлено законодательными актами, обязан запрашивать помимо иных сведений:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

В свою очередь наниматель, который получил запрос на предоставление характеристики, обязан выдать ее в течение семи календарных дней со дня получения такого запроса.

Следует сделать акцент на том, что, согласно нормам Декрета № 5, данная обязанность касается нанимателя именно с предыдущего, а не настоящего места работы.

Если обратиться к толковому словарю Ожегова: «предыдущий – это находившийся непосредственно перед настоящим, предшествующий». То есть перед тем нанимателем, с которым у работника в настоящий момент заключены трудовые правоотношения.

Более того, согласно абзацу девятому части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных), информация, запрашиваемая в форме характеристики, является персональными данными, так как относится к идентифицированному физическому лицу. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 того же Закона, обработка персональных данных, к которой относится в частности и предоставление персональных данных, осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите персональных данных и иными законодательными актами.

Такой исключительный случай установлен Декретом № 5, положения которого обязывают нанимателя предоставить соответствующие данные посредством заполнения формы характеристики. Но исключительный он только для нанимателя с предыдущего места работы.

Еще один исключительный случай содержится в самом Законе о защите персональных данных. Положения абзаца восьмого части первой статьи 6 упомянутого Закона разрешают обработку персональных данных без согласия субъекта при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.

Читайте также:  Когда уже закончится мобилизация?

Основываясь на вышеприведенном, по мнению автора, наниматель с настоящего места работы не вправе предоставлять запрашиваемую информацию. Более того, за нарушение Закона о защите персональных данных виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Таким образом, принимая во внимание и тот факт, что работник, не прекращая трудовые отношения с настоящим нанимателем, может устраиваться к другому нанимателю на условиях внешнего совместительства, потенциальный наниматель, по мнению автора, должен запрашивать характеристику у последнего нанимателя, с которым у работника прекращены трудовые правоотношения.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 января 2023 г.

Требования к характеристике и новый порядок приема на работу в госорганизациях

Разъяснение по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»  

Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (Декрет № 6) предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Декрет № 5).

Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь (Трудовой кодекс) Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов» (далее – Закон от 28 мая 2021 г.).

  • Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 г.
  • Новации Декрета № 6
  • · определены требования к характеристике;
  • · установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (государственные организации);
  • · установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу;
  • · дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
  • О характеристике
  • Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета № 5.
  • Так, под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. № 585 «О форме характеристики» (далее — постановление № 585). В ней указываются, в том числе следующие сведения в отношении характеризуемого работника:

  1. • профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);
  2. • моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);
  3. • участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;
  4. • сведения:
  5. >  о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения);
  6. >  о привлечении работника к материальной ответственности;
  7. >  о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);
  8. >  иные сведения, характеризующие работника.
  9. При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
  10. Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу (пункт 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (пункт 9 Декрета № 5).
  11. Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать требованиям, предусмотренным Декретом № 5 и постановлением № 585.

Кроме того, при выдаче характеристики для целей согласования назначения на руководящие должности (пункт 9 Декрета № 5) также необходимо учитывать требования пункта 5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 г. № 68.

Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).

Декретом № 6 увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с пяти до семи календарных дней со дня получения запроса. В этой связи пятидневный срок, установленный в части третьей статьи 26 Трудового кодекса, не применяется.

  • Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
  • О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая пункта 11 Декрета № 5)
  • При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
  • •  характеристику с предыдущего места его работы

•  характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

  1. Примеры ситуаций с выдачей характеристики:
  2. •  если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в том числе организациями с долей собственности государства до 50 процентов, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
  3. •  если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
  4. • если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы.
  5. Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Справочно.

Согласно нормам Декрета № 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

О праве негосударственных организаций запрашивать характеристику с предыдущего места работы

Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом № 6 не предусмотрена.

Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (часть первая пункта 11 Декрета № 5, часть третья статьи 26 Трудового кодекса).

О получении сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП)

В соответствии с частью первой статьи 12 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г.

№ 94-3 «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (далее – Закон) предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами.

Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в государственные организации без согласия физических лиц не предусмотрено.

Следовательно, наниматель должен получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП.

В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственной организации с приложением согласия физического лица, о котором запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия. Согласие может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.

Читайте также:  Какие предметы нужно сдавать на юриста в Беларуси?

Согласно пунктам 123 и 126 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г.

№ 909 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2021 г.

№ 523), запросы о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, в отношении проверяемого физического лица оформляются по форме согласно приложению 18 к Положению, а согласие физического лица на предоставление этих сведений – по форме согласно приложению 20 к Положению.

  • Об ответственности за нарушение порядка приема на работу
  • В пункте 12 Декрета № 5 (в редакции Декрета № 6) установлено, что:
  • • нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей;
  • •  виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – Уголовный кодекс).
  • В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, является основанием для увольнения:
  • •  в отношении руководителя организации (ее обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя – по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка расторжения трудового договора, предусмотренного статьями 199–201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5;

•   в отношении иных работников, ответственных за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик, – по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка и условий расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренного статьями 43, 46, 199–201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5.

  1. Понятие должностных лиц (часть вторая пункта 12 Декрета № 5) рассматривается применительно к терминам, употребляемым в Уголовном кодексе.
  2. Справочно:
  3. В соответствии с частью четвертой статьи 4 Уголовного кодекса под должностными лицами понимаются:
  4. 1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
  5. 2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
  6. 3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  7. 4) должностные лица иностранных государств, то есть лица, наделенные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств полномочиями, аналогичными указанным в пунктах 1–3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса, включая третейских судей и присяжных заседателей, а равно должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
  8. О дополнении перечня дискредитирующих обстоятельств увольнения

Законом от 28 мая 2021 г.

статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 части первой статьи 47 Трудового кодекса). Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 Декрета № 5 (подпункт 6.141).

Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициативе нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.

Справочно:

Пункт 7 Декрета № 5 предусматривает проведение проверки допущенных работником нарушений, результаты которой следует оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.

О приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом

Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Такое право на отстранение работника от работы закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г. в связи с вступлением в силу Закона от 28 мая 2021 г.

Кроме того, определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, путем уточнения подпункта 3.

4 пункта 3 Декрета № 5 – до устранения нарушений.

Внесенное уточнение означает, что допуск работника к работе в таком случае возможен тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения работника от работы в виде нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины.

Справочно:

отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.

Разъяснение опубликовано 23 октября 2021 г. на интернет-портале Минтруда и соцзащиты (www.mintrud.gov.by).

Характеристика нужна?

На вопросы читателей «МВ», касающиеся применения Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г.

№ 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», который предусматривает внесение изменений в Декрет от 15 декабря 2014 г.

№ 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», ответил главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации БПРЗ Сергей Хурбатов.

«Обязаны ли мы при приеме на работу в наш частный медицинский центр запрашивать характеристику, а также предоставлять характеристику бывшим работникам по запросу?»

Нет, вы не обязаны запрашивать характеристику при приеме на работу работника с предыдущего места его работы. Запрашивать характеристику при приеме на работу в организацию частной формы собственности — право нанимателя.

Что касается подготовки характеристики на бывших работников по запросу организаций, то вне зависимости от формы собственности при поступлении такого запроса характеристика должна быть подготовлена, подписана руководителем организации с указанием даты и выдана в течение семи календарных дней с дня получения соответствующего запроса.

  • «Нужно ли запрашивать характеристику при приеме на работу в центральную районную больницу молодого специалиста?»
  • Нужно, но не во всех случаях.
  • Декрет № 5 предусматривает обязанность нанимателя при приеме на работу работника в государственные органы, государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, запрашивать:
  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
  • сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Как видим, исключения для такой категории работников, как молодые специалисты, не предусмотрены.

Однако необходимо иметь в виду, что при приеме на работу молодых специалистов со средним медицинским образованием, для которых организация здравоохранения является первым рабочим местом, запрос характеристики с предыдущего места работы осуществить невозможно, а запрос характеристики в организации образования Декретом не предусмотрен. Что же касается молодых специалистов с высшим медицинским образованием, которые при прохождении интернатуры вступали в трудовые отношения, то запрос характеристики с предыдущего места работы делать нужно.

«Я устраиваюсь на руководящую должность в государственную организацию. Меня попросили дать согласие на предоставление органами ОВД сведений о правонарушениях. Это законно?»

Читайте также:  Куда бежать от мобилизации в России?

Просьба нанимателя не противоречит законодательству. Дело в том, что в соответствии с пунктом 11 Декрета № 5 при приеме на работу в государственную организацию наниматель обязан в том числе запрашивать сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности.

В соответствии же со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 09.01.

2006 № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц. Поэтому наниматель и просит у вас согласие на предоставление органами ОВД сведений о наличии у вас правонарушений.

«К нам в частную организацию пришел запрос из государственной организации на предоставление характеристики бывшему работнику. Имеется ли утвержденная форма характеристики?»

Да, такая форма имеется. Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2021 г. № 585 «О форме характеристики».

«После 20 лет работы была вынуждена уволиться в связи с приходом нового руководства. При устройстве на новое место работы наниматель запросил на меня характеристику.

 Бывший начальник написал, что я злоупотребляю спиртными напитками, неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности. При этом я не пью совсем, а к дисциплинарной ответственности привлекалась 5 лет назад.

Предусмотрена ли законодательством ответственность за предоставление недостоверной характеристики?»

Да, нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка выдачи характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

В этой связи факт выдачи характеристики, содержащей заведомо недостоверную информацию, может являться основанием для увольнения руководителя организации по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

  1. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Согласно статье 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» документами, удостоверяющими личность, являются:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь
  • вид на жительство в Республике Беларусь
  • удостоверение беженца
  • Вместе с тем, действие данного Указа не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, за исключением лиц, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, и лиц, которым выдается проездной документ Республики Беларусь.
  • Документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу (статья 52 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»);
  • 2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей.
  • При приеме от работника трудовой книжки лицом, оформляющим прием и увольнение работников, ему выдается расписка в произвольной форме, содержащая реквизиты организации.
  • С 28 февраля 2020 г. работникам, работающим у нанимателей — физических лиц, ведение трудовых книжек не осуществляется
  • 3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы
  1. 4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством
  2. 5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов)
  3. 6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с частью второй пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г.

№ 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение семи календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

При приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:  

  • характеристику с предыдущего места его работы 
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них
  • сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года — после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве (пункт 32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821).

Кто, по закону, имеет право запрашивать характеристику с предыдущего места работы?

В редакцию обратилась Людмила Дорохова: «Моя тетя в последние несколько лет была оформлена по уходу за бабушкой инвалидом 1 группы, к сожалению бабушка умерла и тетя хочет устроится на работу, но возникла проблема.

С недавних пор при устройстве на работу требуют характеристику с прошлого места работы, но собес эту характеристику не предоставляет, аргументируя это тем, что они не наниматели и не имеют права. Место работы, которое было до это, уже давно не существует в нашем городе.

И тут возникает вопрос, что делать женщине в 44 года, если без характеристики ее не возьмут на работу, а эту самую характеристику никто выдать не может?»

Уважаемая Людмила, получением характеристики должен озаботиться наниматель, а не ваша тетя. Данная обязанность прописана в Декрете президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь». В разъяснениях Минтруда по применению этого Декрета указано следующее:

«При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

В этих разъяснениях также приведены примеры:

  • «если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в т. ч. организациями с долей собственности государства до 50% , то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;
  • если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;
  • если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы».
  • В этом документе также отмечается, «что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию».
  • В разъяснениях также есть ответ на следующий вопрос: «Может ли работник сам взять характеристику при увольнении и представить ее новому нанимателю?»

– Работник при увольнении имеет право попросить у нанимателя характеристику. Однако здесь необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя.

Поэтому новый наниматель обязан исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику по установленной форме. При этом в случае необходимости оперативного решения вопроса о трудоустройстве работник может принять участие в передаче запроса и доставке характеристики новому нанимателю.

В этом же документе рассмотрен следующий момент:

«Если ликвидирована негосударственная организация, то характеристика с предыдущего места работы не запрашивается. Но при этом в любом случае запрашивается характеристика из государственной организации за последние пять лет работы (при наличии таковой)».