Исполнительный орган представительства иностранного юридического лица
Есть три варианта существования иностранного бизнеса на территории РФ: регистрация юрлица с иностранным учредителем, открытие филиала и открытие представительства зарубежной организации. В этой статье мы расскажем, как открыть иностранное представительство в России.
Что даёт открытие представительства в России? Отличие филиала от представительства
Филиалы и представительства — это обособленные подразделения компании, которые по российскому законодательству не имеют статуса юридических лиц. Они создаются на базе имущества и учредительных документов организации, структурной частью которых они являются.
Между филиалами и представительствами также есть отличия. Первые могут осуществлять часть функций юрлица, вторые — лишь представляют и защищают интересы организации.
Другими словами, если вы хотите вести хозяйственную (в частности, торговую) деятельность — вам нужно открывать филиал.
Если же вы заинтересованы лишь в осуществлении представления интересов своей компании на рынке России, ваш вариант — представительство.
Аккредитация представительства
Главное требование российского нормативно-правового регулирования к функционированию иностранных представительств — наличие аккредитации.
Без неё структурные подразделения не смогут осуществлять свою деятельность на российской территории.
Но здесь есть один нюанс — требование по аккредитации предъявляется только к представительствам коммерческих организаций, которые ставят для себя предпринимательские цели на рынке РФ.
Если организация не собирается зарабатывать в России, то аккредитация не обязательна. К примеру, представительству образовательной организации аккредитация не нужна.
Процедура аккредитации представительств иностранных компаний осуществляется в налоговом ведомстве, а именно — в ИФНС России № 47 по г. Москве. Есть только несколько исключений для организаций специфических сфер. К примеру, представительства авиационных компаний аккредитуются в Росавиации, кредитных — в Банке России.
- Любое представительство открывается на основании решения иностранного юрлица по его же законодательству. Однако цели его создания и будущей деятельность не должны противоречить законодательству России.
- Далее в российскую Торгово-промышленную палату нужно отправить для заверения сведения о численности тех иностранных работников, которые будут работать в представительстве (даже если таковых не будет).
- Потом необходимо подать соответствующее заявление в ФНС, к которому необходимо приложить:
- заверенные в Торговой палате документы;
- учредительную документацию;
- выписку из госреестра иностранных компаний;
- справку о налоговом учете головной организации в стране создания;
- решение о создании данного представительства;
- положение о представительстве;
- опись документов (два экземпляра).
Это необходимо сделать не позднее года после принятия решения об открытии представительства.
Важно! Аккредитация представительства в ФНС — государственная услуга, за которую уплачивается госпошлина в размере 120 тыс. руб.
Срок аккредитации составляет не более 25 рабочих дней. По результатам госуслуги выдаётся свидетельство или письменный мотивированный отказ.
Составление некоторых документов (к примеру, положения о представительстве), заполнение форм и заявлений осуществляется по российскому законодательству. С его нюансами и положениями иногда сложно разобраться даже жителям РФ, не говоря уже о бизнесменах-иностранцах.
ФНС может отказать в аккредитации из-за любых недочётов:
- предоставлены не все требуемые документы;
- выявлены ошибки, недостоверная информация;
- документы заполнены с нарушением требований к форме;
- содержание документации противоречит российскому законодательству и т. п.
Потому лучше обратиться за помощью по аккредитации к профессиональным юристам. Эксперты «Консалт-групп» помогут привести ваши документы в соответствие с российскими законами, правильно оформить все заявления, организовать оперативную передачу документов и сведений в контрольные органы и получить свидетельство об аккредитации представительства.
Мы работаем — вы получаете результат в кратчайшие сроки. Обращайтесь!
Исполнительный орган представительства иностранного юридического лица — Юридическая консультация
Под представительством иностранного юридического лица в России понимается подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет в Российской Федерации предпринимательскую деятельность. Представительство не действует как самостоятельная компания, а представляет интересы головного юридического лица и осуществляет их защиту.
В отношении представительства иностранной компании, осуществляющей деятельность в Российской Федерации, действуют российские законы и международные соглашения.
Такой вывод позволяет сделать анализ ст. 4 и 76 Конституции РФ, ст. 1186 Гражданского кодекса РФ.
Основными нормативными актами, регламентирующими экономический и правовой статус иностранного представительства на территории РФ, являются:
— Гражданский кодекс РФ;
— Налоговый кодекс РФ;
— Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
— международные договоры, заключенные между государством иностранного юридического лица и Россией.
В ст. 2 ГК РФ указано, что установленные гражданским законом правила применяются не только к гражданам РФ и российским юридическим лицам, но и к иностранным организациям.
Российское законодательство допускает назначение директора, генерального директора (который является единоличным исполнительным органом) на должность директора представительства.
Статья 55 ГК РФ устанавливает, что руководители представительств назначаются на должность юридическим лицом. Деятельностью организации руководит единоличный исполнительный орган.
Следовательно, единоличный исполнительный орган иностранного юридического лица вправе назначить на должность руководителя представительства иностранного юридического лица, действуя от имени компании.
Таким образом, директор иностранной компании может быть одновременно и директором представительства в Российской Федерации.
Указанный порядок будут действовать в случае, если соглашением с государством иностранной организации не предусмотрены иные правила.
Важно отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранная коммерческая компания, открывая на территории РФ представительства или филиалы, вправе осуществлять деятельность только с момента их аккредитации.
Кроме этого, если возглавлять представительство будет иностранный гражданин, то представительство обязано встать на учет как организация, привлекающая иностранную рабочую силу. Сам иностранный гражданин вправе осуществлять деятельность в качестве главы представительства на территории РФ только при получении разрешения на работу.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике • Гестион
Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.
Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.
Определение терминов
Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.
В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.
Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.
Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица.
Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.
ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.
Общие признаки филиала и представительства
Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства.
Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.
самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:
- сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
- оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
- филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.
Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г.
N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».
При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п.
9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.
Проблема территориальной обособленности
Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е.
населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.
Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).
Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.
Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.
Вопросы имущественной обособленности
Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.
Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.
Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.
Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».
Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.
Руководители филиалов и представительств
Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.
Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.
2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.
С августа 2021 года начнут действовать изменения в процедуре аккредитации представительств/филиалов иностранных компаний
Федеральным законом от 24.02.2021 № 27 внесены изменения в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Изменились сроки принятия решения об аккредитации, введена процедура приостановления аккредитации, расширился перечень оснований для отказа в аккредитации. Подробно об этих и других изменениях можно ознакомиться в настоящей статье.
Представительство или филиал иностранного юридического лица создается в соответствии с правовыми нормами страны головной организации. При этом вести предпринимательскую деятельность в России через такой филиал или представительство возможно только после проведения специальной процедуры — аккредитации. Аккредитация представительств и филиалов иностранных юридических лиц производится по правилам, предусмотренным, в том числе, статьей 21 ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 160-ФЗ). Полномочия на проведение аккредитации с 2015 года возложены на ФНС.
Сегодня процедура аккредитации иностранных представительств/филиалов связана с определенными сложностями: большой срок рассмотрения документов, риски получения отказа и потери государственной пошлины в значительном размере. Сложившаяся практика в этой сфере требовала изменений, которые и были разработаны в феврале 2021 года. Рассмотрим нововведения.
Действующей редакцией статьи 21 ФЗ № 160 установлен общий срок аккредитации представительства, филиала иностранной компании — не более 25 рабочих дней с момента представления заявления и прилагающийся документации в уполномоченный орган.
Это срок предусмотрен для всех представительств/филиалов иностранных юридических лиц, кроме компаний из сферы гражданской авиации. Очевидно, что этот неоправданно длительный срок для аккредитации требовал сокращения, в связи с чем в феврале 2021 года в пункт 3 статьи 21 ФЗ № 160 были внесены изменения.
В новой редакции указанной статьи срок на аккредитацию составляет не более 15 дней с момента предоставления в ФНС заявления об аккредитации и сопутствующих документов.
Статья 21 ФЗ № 160 дополнена новыми положениями о пошлине. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.
33 НК РФ за аккредитацию представительств и филиалов иностранных компаний, создаваемых на территории России, уплачивается госпошлина в размере 120 000 рублей.
Однако в действующей редакции статьи 21 ФЗ № 160 отсутствуют положения об уплате юридическим лицом пошлины за аккредитацию. ФЗ № 27 дополнил пункт 3 статьи 21 ФЗ № 160 положением об обязанности по уплате пошлины за аккредитацию.
Приостановление аккредитации
На сегодняшний день основной причиной отказов в аккредитации является непредставление компанией необходимых документов либо ненадлежащее оформление таких документов. При этом чаще всего недочеты носят технический характер, что позволяет иностранным компаниям обжаловать отказы в аккредитации. Учитывая, что указанные нарушения легко устранимы, законодатель ввел процедуру приостановления аккредитации.
Этой процедуре будет посвящен пункт 4 статьи 21 ФЗ № 160. Новой редакцией указанного пункта предусмотрено, что осуществление аккредитации иностранных представительства или филиала приостанавливается по решению ФНС при непредставлении необходимых для аккредитации документов или если представленные документы не соответствуют утвержденным формам и требованиям к их оформлению.
Осуществление аккредитации приостанавливается до устранения причин, из-за которых принято такое решение, но не более чем на 15 рабочих дней. В решении о приостановлении должны быть указаны документы, которые компания не представила или документы, оформленные ненадлежащим образом. Если недостатки в указанный срок не устранены, принимается решение об отказе в аккредитации.
Новая редакция статьи 21 ФЗ № 160, которая вступит в силу 24.08.2021, содержит больше оснований для отказа в аккредитации филиала, представительства иностранной компании, а именно:
1) Не устранение в срок нарушений, повлекших приостановление аккредитации.
2) Предоставление документов для аккредитации с нарушением сроков (установленный срок — в течение года после принятия решения о создании/открытии в России филиала/ представительства иностранной компании).
3) Обнаружение недостоверной информации в учредительных или других документах иностранной компании.
4) Выявление противоречия целей создания/открытия филиала или представительства Конституции РФ, международным соглашениям РФ, российскому законодательству.
5) Выявление угрозы целей создания/открытия филиала или представительства суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.
6) Прекращение действия аккредитации в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров и внутреннего законодательства РФ.
7) Отсутствие полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации.
8) Наличие у иностранной компании недоимки по налогам, сборам, взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в общей сумме более 3000 рублей.
Решение об отказе в аккредитации принимается при наличии хотя бы одной из указанных причин.
Таким образом, можно отметить, что в процедуру аккредитации внесены существенные изменения, которые учитывают интересы заявителей и защищают их от риска потери государственной пошлины в размере 120 000 рублей.
Отметим, что изменения вступают в силу только 24.08.2021 года. Законодатель объясняет такой длительный срок вступления изменений в силу необходимостью приведения действующих нормативно-правовых актов в соответствие с новыми правилами.
Часто задаваемые вопросы по представительству и филиалу иностранной компании
13 сентября 2019
При ведении иностранной компанией деятельности на территории РФ необходимо определить, приводит ли эта деятельность к образованию постоянного представительства или нет.
Решение этого вопроса необходимо для правильного исчисления налогов на территории РФ.
Понятие «постоянное представительство» имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от гражданско-правового термина «представительство юридического лица», определяемого ст. 55 ГК РФ.
Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает налоговый статус иностранной организации.
Если деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, то у нее возникают налоговые обязательства в соответствии с законодательством РФ: доходы иностранной организации, полученные через представительство, образованного на территории РФ облагаются налогами в РФ.
Если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то налогом на прибыль облагаются только доходы компании, полученные от источников на территории РФ. Компания не несет обязанностей по исчислению и уплате НДС (налог определяется и удерживается налоговыми агентами), а также налога на имущество (за исключением объектов недвижимого имущества).
Оценка компании, как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, какая деятельность осуществляется на территории РФ и от документального оформления ведения этой деятельности.
Понятие «постоянное представительство» иностранной компании установлено п. 2 ст.
306 НК РФ, которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли, понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров, проведением работ по строительству и монтажу, оказанием услуг. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера.
Приведем пример:
- Иностранная компания зарегистрировала представительство на территории РФ. При этом компания решила, что если представительство не получает оплаты от покупателей и не заключает договоров, то постоянное представительство не образуется.
- Однако в штате представительства заявлена официально должность «менеджер по продажам».
- Сотрудники представительства ведут переписку по эл. почте касательно исполнения конкретных сделок (то есть ведут деятельность, направленную на получение дохода).
- При таких условиях представительство иностранной компании может быть признано постоянным представительством в целях налогообложения.
Иностранные компании могут присутствовать в РФ в форме представительства иностранного юридического лица или в форме филиала иностранного юридического лица.
Предполагается, что представительство не осуществляет коммерческой деятельности и занимается только обслуживанием головной компании, является неким маркетинговым подразделением на территории РФ.
Тогда как филиал — структура, которая занимается коммерческой деятельности, заключает коммерческие договоры и исполняет на территории РФ — это уже коммерческое подразделение иностранного юридического лица на территории РФ, которое является самостоятельным плательщиком налогов в РФ, т.е. то самое «постоянное представительство».
Особо обращаем внимание, что в любой организационно-правовой форме может возникнуть «постоянное представительство» для целей налогообложения с момента ведения коммерческой деятельности.
Также необходимо учитывать, что существует такое понятие как «зависимый агент». Наличие зависимого агента на территории РФ приводит к образованию «постоянного представительства».
Зависимый агент — это юридическое или физическое лицо, которое представляет интересы иностранной организации в РФ. При этом зависимый агент:
- Действует от имени иностранной организации на основании договора. Полномочия зависимого агента могут быть оформлены доверенностью либо договором поручения, агентирования и т.д.
- Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов поставок).
- Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
- Не является обычным посредником (т.е. деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью).
Поэтому, при принятии решения об организационно-правовой форме присутствия иностранной компании в РФ, необходимо исходить из планируемой деятельности.
2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?
Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.
Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.
Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.
В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.
Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица.
Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара.
Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией.
Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.
В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.
3. Можно ли создать обособленное подразделение филиала иностранной организации?
Филиал иностранной компании не может иметь обособленного подразделения, т.к. он сам является обособленным подразделением иностранной компании. И если иностранная компания планирует вести деятельность в другом регионе РФ, то необходимо проходит процедуру регистрации еще одного филиала.
4. Какие налоги должно платить представительство (филиал) иностранной компании?
Так как представительство (филиал) иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов.
Так, в соответствии с нормами НК РФ представительство зарубежной компании признается плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и некоторых других.
Налог на прибыль
Отметим, что в соответствии с п.1 ст.
307 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через «постоянное представительство», признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ.
В соответствии с требованиями законодательства иностранная компания обязана предоставлять:
- Декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Годовой отчет о деятельности в РФ (утвержден Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет.
- Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2-9 декларации.
- Иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2-3 декларации.
НДС
Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются налогоплательщиками НДС, самостоятельно уплачивающими налог, как и любая российская компания в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.
У представительства (филиала), независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.
Отчетность, связанная с выплатой заработной платы
- Представительство обязано начислять и уплачивать страховые взносы и предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя.
- Иностранные представительства в обязательном порядке удерживают НДФЛ при выплате дохода физическим лицами и представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.
- Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).
Налог на имущество
Если у представительства иностранной организации есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество, то у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.
Транспортный и земельный налог
Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.
Отчетность в Росстат
Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.
5. Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?
Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.
Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.
Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.
При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.
Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.
С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.
При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.
6. Учетная политика представительства (филиала) иностранной компании
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать бухгалтерскую учетную политику в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Если филиал ведет коммерческую деятельности и получает доходы на территории РФ, то составление налоговой учетной политики обязательно в соответствии с налоговым законодательством РФ.
7. Какая налоговая регистрирует иностранные представительств и филиалы, а в какую подается отчетность?
Для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по всей России документы подаются в Межрегиональную ИФНС № 47. Отчетность сдается по месту нахождения представительств или филиала иностранной компании.
Наши услуги:
Компания-нерезидент – единоличный исполнительный орган ООО
При выстраивании холдинга с иностранной компонентой очень часто возникает вопрос, можно ли назначить управляющим российского хозяйственного общества иностранную компанию? Отсутствие прямого законодательного ответа не способствует развитию данного института и приводит к дополнительным затратам. Анализ российской законодательства и практики позволит ответить на поставленный вопрос.
Интеграция российской экономики в мировую провоцирует постоянную динамику корпоративных, способствует их усложнению и модификации. Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) делегируют полномочия единоличного исполнительного органа профессионалам – управляющим компаниям. Как правило, функции директора ООО передаются головному хозяйственному обществу либо подконтрольной ему организации. В этом случае головное общество получает возможность не только оперативного контроля за деятельностью дочерней организации, но и непосредственного административного воздействия. Однако нередки случаи привлечения сторонней организации в качестве управляющей. Если в первом случае речь идет о построении вертикальной холдинговой структуры, то привлечение сторонней компании в качестве исполнительного органа не устанавливает подобных (холдинговых) отношений. Дело в том, что между управляющей организацией и ООО во втором случае не возникает отношений экономической субординации, управляющая организация обязана действовать в интересах общества, согласно его указаниям, и несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные ее виновным действием (бездействием)1.
При очевидной сложности конструкции привлечение внешней организации по договору управления в качестве единоличного исполнительного органа достаточно популярно2. Обусловлено это целым рядом причин.
Например, в случае привлечения управляющей организации к имущественной ответственности реальной становится возможность компенсации управляемому обществу убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) исполнительных органов в порядке, установленном ст.
44 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»3.
Налоговый аспект
Использование института внешнего корпоративного управляющего привлекательно с налоговой точки зрения.
Так, управляющая организация в отдельных холдингах используется в качестве одного из механизмов финансирования в группе компаний: выплата вознаграждения данной организации – неплохой, с точки зрения налогообложения, способ изъятия у дочерних компаний денежных средств и их аккумулирования на счетах головной компании, в частности, для дальнейшего инвестирования и перераспределения денежной массы. Привлечение управляющей компании позволяет оптимизировать налоговые расходы в рамках группы компаний посредством трансфертного ценообразования, а именно, когда часть налоговой нагрузки в холдинге переносится на льготный режим налогообложения – на управляющую организацию, применяющую, в частности, упрощенную систему налогообложения и, соответственно, освобожденную от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций, ЕСН и НДС. Расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также на приобретение услуг по такому управлению включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 18 и 19 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Тем самым головная компания и (или) дочерние компании холдинга вправе отнести расходы по оплате услуг управляющей организации к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль общества4.
Правовое регулирование
Несмотря на распространенность института корпоративного управления, законодательное определение управляющей компании раскрывается только посредством привязки к инвестиционным фондам, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам.
Может ли компания-нерезидент, зарегистрированная в соответствии с законодательством иностранного государства, выступать в качестве единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью? Иначе – может ли быть директором ООО иностранная компания?
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 53) любое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами законодательства и учредительными документами общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется посредством единоличного исполнительного органа общества (или единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).
Законом предусмотрено, что единоличный исполнительный орган уполномочен действовать от имени общества, представлять его интересы, совершать сделки, выдавать доверенности от имени хозяйственного общества, издавать приказы о назначении на должности, о переводе, увольнении работников ООО, а также осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО.
Единоличным управляющим органом ООО (избираемым общим собранием участников ООО на срок, определяемый уставом) может быть только физическое лицо (ст. 40 Закона об ООО). Исключение из этого правила – управляющий (ст. 42 Закона об ООО).
Общество вправе передать осуществление полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность предусмотрена уставом. Из содержания статьи 32 (подп. 2 п. 2.1) настоящего закона явственно следует, что управляющим органом ООО может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.
Управляющей организации передается весь объем полномочий, который определен действующим законодательством и уставом хозяйственного общества для единоличного исполнительного органа.
Таким образом, вырисовывается следующая схема: в качестве директора ООО выступает иностранная компания (например, зарегистрированная в соответствии с законодательством Англии FOREX LTD5). Представляет английскую компанию физическое лицо – директор FOREX LTD.
Им может быть как гражданин РФ, так и иностранное физическое лицо (в своем примере мы не будем усложнять цепочку наличием корпоративного директора в иностранной компании).
В итоге управление российским ООО сконцентрировано в руках английской компании, а действует от имени FOREX LTD и, соответственно, представляет ООО директор английской компании.
Цели создания такого холдинга с иностранным элементом или привлечения сторонней организации могут быть абсолютно разными (оптимизация налогового бремени, структурирование бизнеса, усиление контроля, возможность использования неограниченного круга управленческих ресурсов и пр.).
Если иностранный компонент не усложняет повседневного управления обществом (например, директором FOREX LTD является гражданин РФ), то положительный экономический эффект, приносимый подобными решениями, преобладает над затратами, ложащимися на организаторов предприятий.
Желание российской компании делегировать функции директора иностранной компании становится понятным.
Передача полномочий единоличного исполнительного органа юридическому лицу
Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющему осуществляется на основании договора, условия которого подтверждаются на общем собрании участников ООО.
Договор с управляющей организацией является гражданско-правовым, в нем содержатся отдельные элементы договоров поручения, доверительного управления имуществом, возмездного оказания услуг, безвозмездного пользования (например, имуществом, предоставляемым управляющей организации).
Данные положения дают право некоторым цивилистам рассматривать такой договор как смешанный гражданско-правовой договор (ст. 421 ГК РФ).
По вопросу передачи полномочий единоличного исполнительного органа юридическому лицу существуют две противоположные точки зрения:
- при передаче таких полномочий юридическому лицу управляемое хозяйственное общество должно сменить свое место нахождения, указав в своих учредительных документах место нахождения управляющей организации и принять меры для внесения изменений в свои учредительные документы, а также предпринять меры для передачи налогового дела в налоговую инспекцию по месту нахождения управляющей организации;
- при передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации смена места нахождения юридического лица не требуется.
«Передача по договору полномочий единоличного исполнительного органа общества другому юридическому лицу, имеющему иное местонахождение, не означает, что у общества в данном случае отсутствует исполнительный орган или что изменяется местонахождение исполнительного органа общества. Поскольку место нахождения юридического лица имеет существенное значение для определения правоспособности юридического лица, подсудности споров, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и неналоговых платежей, временная передача функций (или их части) управляющей организации не должна кардинально изменять местонахождение этого юридического лица и лишать контролирующие органы возможности осуществлять проверки его деятельности» 6.
Статьей 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения. Представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании7.
Рассмотрим правовую сторону делегирования исполнительных полномочий.
В России основополагающим критерием, используемым для определения налогового резидентства юридического лица, является место государственной регистрации.
Согласно закону «О налоге на прибыль предприятий»8 плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц согласно законодательству Российской Федерации, что соответствует ст. 11 и гл. 25 НК РФ.
Специальными нормами об ООО9 не предусмотрено запрета на передачу обязанностей исполнительного органа иностранной компании. Однако на практике известны случаи отказа налоговых органов в регистрации ООО, где управляющей компанией выступает иностранное юридическое лицо.
Отказ инспектора налоговых органов матировали, ссылаясь на содержание ст.
50 ГК РФ: «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».
Согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, применимое к гражданско-правовым отношениям, осложненным участием иностранных юридических лиц, определяется в соответствии с международно-правовыми договорами РФ, ГК РФ, другими федеральными законами (п. 2 ст. 3 ГК РФ), а также обычаями делового оборота.
Статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, правопреемство, содержание правоспособности, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам определяется на основе личного закона юридического лица, то есть в соответствии с правом страны, где учреждено данное юридическое лицо.
Поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно возможности передачи полномочий единоличного исполнительного органа иностранному юридическому лицу, полагаем, что договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа может быть заключен с иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной согласно закону страны регистрации.
Тем не менее налоговые инспекторы, выдавая очередной отказ в регистрации ООО, директором которой является иностранная компания, исходят из буквального и узкого толкования нормы ГК РФ, без учета специальных норм, регулирующих отношения, осложненные иностранным элементом.
Считаем такую позицию неверной и противоречащей нормам закона. По нашему мнению, полномочия единоличного исполнительного органа ООО могут быть делегированы иностранной организации на основании соответствующего договора, если возможность такой передачи предусмотрена уставом ООО.
Отсутствие законодательного регулирования, судебных прецедентов, рекомендаций не способствует развитию данного института, вызывая только спорные вопросы и недоумение.
Полагаем, что внесение изменения в Закон об ООО не только прояснит вопросы, связанные с регистрацией ООО с иностранным корпоративным директором, но и позволит избежать ненужных затрат учредителей компаний, способствует избежанию двусмысленного толкования норм права.
Решение о привлечении стороннего управляющего может быть принято как в момент регистрации ООО, так и в процессе осуществления обществом хозяйственной деятельности.