Раскрытие годовой финансовой отчетности
- Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
- Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
- 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).
В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.
При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.
Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации
В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:
- годового отчета;
- годовой бухгалтерской отчетности;
- списков аффилированных лиц;
- ежеквартального отчета;
- консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:
|
Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.
Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:
- о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
- о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
- о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].
Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].
Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.
Новые методики расчета показателей финансовой деятельности
Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).
Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].
После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).
Новые сроки подачи отчета эмитента
Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.
После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].
Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.
С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].
Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].
Раскрытие консолидированной отчетности
Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.
Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].
Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:
- специализированными обществами и ипотечными агентами;
- субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
- в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].
Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22]. |
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года
[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)
[3] Пункт 1.3 Нового Положения
[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц
[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности
[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения
[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения
Финансовая отчетность организации: требования, состав, формы
Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.
Финансовая отчетность формируется по итогам отчетного периода на отчетную дату. Отчетный период — календарный год, а отчетная дата — 31 декабря. Основа для подготовки финансовой отчетности — данные бухгалтерского или управленческого учета, а также ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99.
Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.
Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией
Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений.
Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.
Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.
У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.
Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.
Требования к финансовой отчетности
Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:
- Достоверность. Финансовая отчетность должна содержать только правдивую информацию и помогать пользователям узнать о реальном финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств. Для обеспечения достоверности организации ежегодно проводят инвентаризацию активов и обязательства.
- Полезность. Вся информация в отчетности должна быть полезной. Категория полезности включает в себя уместность, своевременность, надежность и сравнимость. То есть в отчетности не должно быть ошибок, она должна удовлетворять потребности пользователей, помогать принимать управленческие решения и отслеживать динамику показателей.
- Полнота. Отчетность должна быть составлена и передана пользователям в полном составе, а все моменты, которые требуют пояснений, должны сопровождаться дополнительными данными.
- Существенность. Все показатели, нераскрытие которых может привести к неправильным управленческим решениям, должны быть отражены в отчетности.
- Нейтральность. Информация в отчетности должна удовлетворять интересам всех групп пользователей. Нельзя считать нейтральной информацию, которая влияет на решения и оценки пользователей так, как задумано составителем.
- Последовательность. Организация должна придерживаться применяемых содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.
Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.
Состав и формы финансовой отчетности
Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.
Финансовая отчетность коммерческой организации
Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет об изменениях капитала | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о движении денежных средств | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности | Утверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Статьи баланса и отчета о финрезультатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на раскрытие информации в графе «Пояснения».
Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.
Финансовая отчетность некоммерческой организации
У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о целевом использовании средств | Утверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц) | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.
Финансовая отчетность по упрощенной системе
Составлять финансовую отчетность по упрощенной схеме могут все, кто имеет право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: субъекты малого предпринимательства и «сколковцы». К СМП относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
- среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек;
- доход за предыдущий календарный год не превышает 800 млн рублей;
- выполняется одно из условий, предусмотренных п. 1 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.
Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.
Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.
Периодичность составления финансовой отчетности
Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.
Для случаев создания, реорганизации и ликвидации юрлица предусмотрены другие правила. Так, организации, которые зарегистрированы 1 октября или позднее, могут самостоятельно выбрать период, по итогам которого будет подготовлена и сдана первая финансовая отчетность:
- с даты регистрации до 31 декабря года, в котором она проводилась;
- с даты регистрации до 31 декабря года, следующего за годом регистрации.
Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.
Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.
Подготовка финансовой отчетности с Экстерном
С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.
Бесплатно сдать отчетность через интернет могут все новые пользователи Экстерна, пока действует акция «Тест-драйв». Для этого понадобится только регистрация в сервисе и электронная подпись. Экстерн позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, РПН и ЦБ РФ.
Чтобы подготовить финансовую отчетность, перейдите в раздел «ФНС → Создать новый → Формы № 1-6 Бухгалтерская отчетность». Заполните отчетность в интерфейсе системы и пройдите автоматическую проверку.
Если Экстерн найдет ошибки, то подсветит их и попросит исправить перед отправкой.
Пояснения к отчетности можно сформировать с помощью сервиса «Эксперт», он помогает с аналитической частью: данными о финансовом положении, сопоставимостью данных за отчетный и предшествующий годы и пр. Готовый отчет подпишите электронной подписью и направьте в налоговую.
Инструкция для тех, кто первый раз готовит финансовую отчетность по МСФО :: РБК Pro
Помимо компаний, которые по закону должны сдавать финансовую отчетность по международным стандартам, это могут делать и те, кто использует ее как инструмент для привлечения инвесторов. Антон Ефремов («БДО Юникон») рассказывает о методах подготовки к МСФО
Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.
Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.
Наряду с МСА ответственность руководства и членов совета директоров за финансовую отчетность прописана в законе «Об акционерных обществах» (208-ФЗ) и Кодексе корпоративного управления. Поэтому есть прямой смысл очень внимательно относиться к документам финансовой отчетности, особенно годовой и полугодовой финансовой отчетности по МСФО, а также к аудиту этой отчетности.
Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:
- создании такого подразделения;
- назначении руководителем специалиста, имеющего опыт подготовки финансовой отчетности по МСФО и желательно обладающего сертификатами АССА/CPA/ДипИФР.
Мсфо и рсбу: ключевые различия, требования регуляторов
Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:
- налоговая отчетность;
- бухгалтерская отчетность по российским стандартам (РСБУ или ФСБУ);
- финансовая отчетность в соответствии с МСФО.
Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.
Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита.
Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.
Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы.
В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов.
Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.
Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.
Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):
- оценка активов, особенно в части справедливой стоимости;
- расчет резервов под обесценение активов;
- консолидация дочерних и зависимых компаний;
- учет финансовой аренды (лизинга) — с принятием ФСБУ 25 «Аренда» в 2021 году данное различие устранится;
- концепция определения и признания активов и доходов;
- метод эффективной процентной ставки для признания доходов и расходов;
- понятие контроля;
- требования к раскрытию информации, в том числе по операциям со связанными сторонами.
В России компании составляют финансовую отчетность по МСФО как по собственной инициативе, так и по требованиям регуляторов. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установил обязанность составления и аудита финансовой отчетности по МСФО для следующих организаций:
- кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации;
- акционерные общества с государственным участием, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
Компании, привлекающие финансирование путем выпуска облигаций или акций, обращающихся на бирже, то есть являющиеся или собирающиеся стать эмитентами, подпадают под действие закона № 208-ФЗ и в соответствии с положением Банка России № 454-П от 30.12.
2014 года «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обязаны раскрывать годовую и полугодовую финансовую отчетность по МСФО с аудиторским заключением, а при первичном размещении ценных бумаг — финансовую отчетность по МСФО за три последних года в составе Проспекта ценных бумаг.
Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.
Особенности первого применения МСФО
Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».
Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.
Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:
- определить, какая финансовая отчетность будет первой по МСФО;
- подготовить вступительный бухгалтерский баланс по МСФО на дату перехода на МСФО;
- выбрать учетную политику, соответствующую МСФО, и применить ее ретроспективно ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО;
- применить все МСФО, вступившие в силу на дату первой финансовой отчетности по МСФО;
- принять решение о применении каких-либо из шести возможных добровольных исключений, освобождающих от ретроспективного применения стандартов;
- применить три обязательных исключения, когда ретроспективное применение стандартов не разрешается;
- раскрыть подробно в финансовой отчетности информацию, поясняющую особенности перехода на МСФО.
При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:
- признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
- не признавать активы и обязательства, признание которых не разрешено МСФО;
- переклассифицировать статьи отчетности из национальных правил в МСФО;
- применить МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.
В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату.
Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:
- дату перехода на МСФО;
- конец последнего периода, представленного в последней годовой отчетности по прежним правилам.
Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.
В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.
Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО
Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:
- трансформация;
- параллельный учет;
- полуавтоматическая подготовка отчетности по МСФО с использованием единого хранилища данных.
На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.
- Перегруппировка счетов бухгалтерского учета по РСБУ в формат МСФО.
- Корректировки по переклассификации статей отчетности.
- Корректировки по начислениям, оценкам, резервам, списаниям, консолидации, и другие.
Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.
Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.
Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:
- оценку активов по справедливой стоимости;
- признание обесценения финансовых и нефинансовых активов;
- пересчет выручки в соответствии с принципами признания, требуемыми МСФО;
- пересчет денежных потоков по эффективным процентным ставкам;
- консолидацию дочерних и зависимых компаний, и связанные эффекты (гудвил, например).
После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц.
Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.
Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.
Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.
Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР.
Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года.
Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита.
В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.
Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями.
Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:
- зависимость от внешнего консультанта по срокам подготовки отчетности и ее результатам;
- недостаточно полное понимание бизнеса компании со стороны внешнего консультанта,
- дополнительные вопросы от аудиторов, в случае если внешний консультант не удовлетворяет квалификационным требованиям.
,>
В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.
IAS 34 — Правила подготовки промежуточной финансовой отчетности
Стандарт МСФО (IAS) 34 определяет порядок представления финансовой отчетности в промежуточные периоды. Рассмотрим основные положения стандарта и отличия представления промежуточной отчетности от годовой отчетности.
- Целью промежуточной финансовой отчетности является предоставление информации об изменениях, произошедших после представления последней годовой финансовой отчетности.
- МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» определяет порядок подготовки промежуточной финансовой отчетности в соответствии с МСФО, но устанавливает каких-либо требований к тому, какие компании и организации должны ее подготавливать и как часто.
- Как правило, местное законодательство предписывает подготовку промежуточной финансовой отчетности ежеквартально или раз в полгода.
Промежуточным периодом (англ. 'interim period') считается отчетный финансовый период короче полного финансового года [см. определение в IAS 34].
МСФО (IAS) 34 требует представления только сокращенной финансовой отчетности с пояснительными примечаниями. Такие финансовые отчеты обычно значительно короче, чем полный комплект годовой финансовой отчетности. Однако законодательство некоторых странах может требовать, чтобы публичные компании публиковали полную финансовую отчетность и за промежуточные периоды.
Очевидно, что МСФО (IAS) 34 не запрещает подготовку полного комплекта финансовой отчетности за промежуточный период.
Компоненты, форма и содержание промежуточной финансовой отчетности
Комплект промежуточной финансовой отчетности должен включать в себя все основные финансовые отчеты, но в сокращенной форме [см. параграф IAS 34:8].
«Сокращенный отчет» означает, что в отчет необходимо включать как минимум все заголовки и промежуточные итоги, использованные в последней годовой финансовой отчетности [см. параграф IAS 34:10].
Но при этом стандарт предписывает включать дополнительные статьи и примечания, если их отсутствие в сокращенной отчетности может вводить в заблуждение.
Некоторые компании представляют в промежуточной отчетности те же статьи, что и в годовой отчетности, другие компании объединяют менее значимые статьи.
Предполагается, что пользователям промежуточной отчетности также доступна последняя годовая финансовая отчетность компании, поэтому промежуточный отчет должен фокусироваться на значительных событиях и операциях, имевших место в течение промежуточного периода (см. параграфы IAS 34:15-15A).
Параграф IAS 34.15B содержит не исчерпывающий перечень примеров операций и событий, которые необходимо раскрывать в примечаниях, если они произошли и являются значительными.
Кроме того, в параграфе IAS 34.16A содержится перечень информации, которую необходимо включить в промежуточный финансовый отчете (промежуточный отчет в соответствии с IAS 34 включает в себя промежуточные финансовые отчеты и другие документы).
Этот же параграф позволяет компаниям указывать перекрестные ссылки на другие документы (например, комментарии руководства), которые доступны пользователям вместе с самой промежуточной отчетностью и в то же время. Такие перекрестные ссылки, позволяющие удовлетворить требования МСФО к раскрытию информации, не допускаются для годовой финансовой отчетности.
Периоды представления промежуточной финансовой отчетности
Параграфы IAS 34:20-22 определяют, за какие периоды должна представляться промежуточная финансовая отчетность, как показано в таблице ниже:
Отчет о финансовом положении | на 30 июня 20X1 / 31 дек. 20X0 | на 30 июня 20X1 / 31 дек. 20X0 |
Отчет о прибылях и убытках и совокупном доходе | 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /30 июня 20X0 |
- 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /30 июня 20X0
- 3 месяца, на 30 июня 20X1 /30 июня 20X0
- Отчет о движении денежных средств
- 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /
- 30 июня 20X0
- 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /
- 30 июня 20X0
- Отчет об изменениях в собственном капитале
- 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /
- 30 июня 20X0
- 6 месяцев, на 30 июня 20X1 /
- 30 июня 20X0
Информация, представленная в примечаниях к отчетности за промежуточный период должна быть представлена за период с даты начала финансового года до соответствующей даты, даже для компаний, отчитывающихся ежеквартально (параграф IAS 34:16A). Сравнительная информация в примечаниях не требуется.
Когда предприятие делает ретроспективный пересчет или реклассификацию предыдущих периодов, МСФО (IAS) 34 не требует представлять «третью колонку» (т.е. сравнительную информацию за предшествующий период) в отчете о финансовом положении, как это требуется в годовой финансовой отчетности в соответствии с параграфом IAS 1:10(f).
Существенность в промежуточной финансовой отчетности
Раскрытие информации о суждениях, связанных с оценкой существенности финансовых данных, требуется в промежуточной финансовой отчетности так же, как и в годовой.
Более подробно критерии существенности для промежуточной отчетности рассмотрены в этой публикации:
Существенность в стандартах МСФО и финансовой отчетности.
Признание и оценка в промежуточной финансовой отчетности
К промежуточной и годовой отчетности должна применяться та же учетная политика. Это, конечно, не касается изменений в учетной политике, сделанных и применяемых в соответствии с МСФО (IAS) 8, которые также влияют на годовые финансовые отчеты (см. параграф 34:28-36).
IAS 34 гласит, что частота представления отчетности не должна влиять на годовые результаты, поэтому оценка статей на конец каждого промежуточного периода должна производиться за период с начала года до соответствующей даты. В частности, это означает, что признание доходов, расходов, активов или обязательств не должно быть отложенным или досрочным только из-за подготовки финансовой отчетности за промежуточный период.
Есть, однако, случаи, когда МСФО (IAS) 34 позволяет принимать во внимание данные за весь год в промежуточной финансовой отчетности — см. ниже.
IAS 34 считает приемлемым, что оценки, сделанные для промежуточных периодов будут не столь точны и подробна, как для годовой финансовой отчетности (параграфы IAS 34:41-42).
Обесценение активов
- Стандарт не требует, чтобы тест на обесценение активов проводился при закрытии каждого промежуточного периода, достаточно только оценки наличия признаков обесценения.
- Один из спорных вопросов, обсуждавшихся Советом по МСФО (IASB), — можно ли убыток от обесценение гудвила, признанный в течение промежуточного периода, восстановить в годовой финансовой отчетности за тот же год.
- С одной стороны, МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» запрещает восстанавливать убыток от обесценения гудвила, с другой стороны, IAS 34 гласит, что частота представления отчетности не должна влиять на ее годовые результаты.
- В результате этой дискуссии появилось разъяснение КРМФО (IFRIC) 10, которое явно запрещает восстанавливать убыток от обесценения гудвила, признанный в течение промежуточных периодов.
Нематериальные активы, созданные самой компанией
Признание отложенных затрат (расходов будущих периодов) в качестве активов в промежуточном отчете о финансовом положении в надежде, что критерии признания созданных компанией нематериальных активов (установленные в IAS 36 «Нематериальные активы») будут соблюдены только в конце финансового года не допускается.
Налоги на фонд заработной платы и страховые взносы
В большинстве стран налоги на заработную плату и страховые взносы уплачиваются в зависимости от определенного уровня годового вознаграждения каждого работника. Поэтому эти выплаты снижаются к концу календарного года, когда работники с высоким заработком превышают заданный размер вознаграждения за год.
Параграф IAS 34:B1 (в руководстве к стандарту) требует оценки средней годовой эффективной ставки налога или взносов на заработную плату и применения ее в промежуточных периодах.
Это требование приводит к тому, что расходы, признанные в течение промежуточного периода могут оказаться ниже, чем выплаты, производимые компанией.
Таким образом, часть платежей будет признана в качестве актива (расходов будущих периодов) и отнесена на расходы позднее в течение года.
На практике это требование редко соблюдается, то есть компании относят на расходы все платежи, по мере их осуществления.
Оплачиваемые отпуска и праздничные дни
Признание обязательств и расходов на оплачиваемое отсутствие на работе переносится на будущие периоды в промежуточной финансовой отчетности на основании тех же критериев, что в годовой финансовой отчетности (параграф IAS 34:B1 руководства к стандарту).
Это приводит к тому, что компании, представляющие промежуточную финансовую отчетность перед наступлением пика отпускного / курортного сезона, должны признавать более высокий объем обязательств, даже если работники использовать остаток ежегодного отпуска в течение остальной части года.
Актуарные оценки вознаграждений работников
Параграф IAS 34:B9 руководства к стандарту устанавливает, что компании не должны обновлять актуарные оценки на каждую промежуточную отчетную дату. Стоимость услуг и процентные расходы признаются как определенные в соответствии с последней имеющейся оценкой.
Компании необходимо скорректировать оценку с учетом «значительных колебаний рынка», но на практике это часто означает обновление ставки дисконтирования.
Если есть какой-либо разовые расходы — они должны быть признаны в промежуточной финансовой отчетности. При существенных разовых событиях может потребоваться дополнительная актуарная оценка.
Скидки на объем закупок и прочие скидки
Все предусмотренные договорами скидки на объем и прочие скидки, следует признавать в течение переходного периода в составе выручки и расходов, при условии, что существует вероятность того, что они будут получены или вступят в силу (параграф IAS 34:B23 руководства к стандарту).
Обратите внимание, что этот подход нельзя применять к дискреционным скидкам, т.е. к скидкам которые не закреплены юридически в договоре и не подлежат однозначному исполнению.
Налог на прибыль в промежуточной отчетности
В параграфе IAS 34:30(c) говорится, что расходы по налогу прибыль признаются в каждом промежуточном периоде на основании лучшей расчетной оценки средневзвешенной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой за полный финансовый год. См. также параграфы IAS 34:B12-В22 руководства по применению.
Для юрисдикций с прогрессивной ставкой налога, ожидаемая средневзвешенная годовая ставка налога на прибыль применяется к фактическим результатам за переходный период. Если к определенным статьям применяются налоговые льготы (например, капитальным затратам на новые технологии), они также применяются к квалифицированным статьям, признаваемым в течение промежуточного периода.
Кроме того, использование перенесенных налоговых убытков признается в течение переходного периода, если компания получает налогооблагаемый доход за этот период.
Сезонные предприятия
Компании, ведущие ярко выраженный сезонный бизнес, не могут откладывать признание или признавать заранее доходы / расходы на дату промежуточной отчетности, если такой подход не требуется другими МСФО на дату окончания финансового года компании (см. параграфы IAS 34:37-39).
Параграф IAS 34:21 поощряет, но не требует, чтобы такие компании представляли дополнительную финансовую информацию за 12 месяцев, заканчивающихся на дату окончания промежуточного периода и сравнительную информацию за предыдущие 12 месяцев. Но это редко встречается на практике.
В любом случае, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций в промежуточных периодах требуются в соответствии с параграфом IAS 34.16A(b).
Прочие вопросы
Параграф IAS 8.31 требует раскрытия информации о стандартах МСФО, которые были выпущены, но еще не вступили в силу.
Это раскрытие конкретно не требуется IAS 34, но если есть события с существенным влиянием на компанию, соответствующее раскрытие необходимо на основе общих требований IAS 34.
Такие изменения могут быть связаны, в том числе, с выпуском нового МСФО, оказывающего существенное влияние на компанию, или оценкой эффекта от первоначального применения МСФО.
Другие публикации по этой теме: