Информирование банка об источнике средств
12.09.2019
Банки ужесточают контроль над своими клиентами и теперь блокировать счета физических лиц становится все проще. Некоторые организации уже начали требовать дополнительную информацию не только о происхождение денежных средств на счете, но и о том, на что были потрачены деньги.
В некоторых случаях за отказ в предоставлении информации банковские организации вполне могут заблокировать счета. При этом эксперты отмечают то, что в последнее время случаи блокировки стали действительно массовыми.
Мотивировать блокировку банковская организация может требованиями Федерального закона № 115.
В каких случаях банку о транзакциях придется сообщать ?!
Банк объясняет свои требования целями безопасности, как своей, так и клиента, но хотя по сути банк можно заблокировать счет у любого человека, и разблокировать его будет достаточно сложно.
Чаще всего подозрения у банка возникают при частых зачислениях, особенно если они исходят от юридических лиц. В таких ситуациях к работе подключается служба безопасности банка, которая отслеживает пути всех проведенных денежных транзакций.
Можно выделить следующие ситуации, когда при поступлении крупных сумм денег надо сообщать банкам информацию, чтобы ваш счет не заблокировали.
В частности, это:
- Получение наследственно массы;
- Продажа объекта жилой недвижимости (дом, квартира, доля);
- Ведение предпринимательской деятельности;
- Крупный выигрыш;
- Проведение торгов на фондовой бирже.
Обычно в таких случаях человек получает сумму выше 600 тысяч рублей и это платежи сразу же могут вызвать подозрение со стороны банковских организаций.
Также ставить в известность ваш банк, если длительное время лицевой счет попросту пустовал и потом он неожиданно пополнился несколькими десятками тысяч или сотнями тысяч рублей.
Как банки блокируют счета по картам ?!
Банковская организация может воспользоваться несколькими видами блокировок лицевого счета. Это могут быть такие санкции, как:
- Приостановление полностью любых операций по лицевому счету. Это означает то, что приостанавливаются как доходные, так и расходные
- операции, то есть человек не может пополнить, вывести или перевести деньги со счета;
- Частичный запрет на проведение операций по лицевому счету. Обычно банк запрещается приходные операции, то есть деньги тратить фактически можно, но поступать на банковский счет вашей карты они не смогут;
- Приостановление конкретной приходной или расходной операции по счету;
- Полное приостановление всех операций с отказом с рассмотрением решения проблемы клиента в дальнейшем и соответствующим расторжение договора оказания банковских услуг.
Обычно банк не уведомляет клиента о блокировке и виде санкций, поэтому люди совершенно случайно сталкиваются с такой проблемой.
Причины, по которым могут заблокировать карту
Заблокировать карту могут, если на ваш счет поступают средства от юридического лица и деньги в дальнейшем часто обналичиваются в банкомате. Пострадать могут и фрилансеры, которым деньги поступают за счет юридических лиц из других регионов.
Насторожить банк могут также единовременные поступления крупных денежных суммы единовременно.
Обычно это суммы, превышающие 600 тысяч рублей, но на практике приходится сталкиваться и с блокировкой суммы в 200 тысяч рублей, если они поступили на банковскую карту единовременно.
Причиной блокировки может служить неоднократное поступление на счёт мелких сумм денег от разных юридических и физических лиц (в законе указан накопительный размер 600 тысяч рублей, есть прецеденты блокировки при общей сумме 150 тысяч рублей). На негативное решение банка может повлиять факт наличия владельца банковского счета в так называемом межбанковском черном списке или черных списках Росфинмониторинга.
Поводов к блокировке может быть масса, и одним из самых распространенных также является заявка хозяина счета на получение большой суммы наличных денежных средств со счета (как правило больше 600 тысяч рублей). Причем необязательно, чтобы эти денежные средства поступили от посторонних лиц. Это могут быть и собственные средства, которые вы переводите из банка в банк.
Вызвать подозрение могут еще и счета, которые были открыты в валюте или если вам переводят деньги на валютный счет люди, с которыми вы не состоите в родственных связах, транзиты денег из банка в банк или отсутствие смысла в проводимых экономических операциях. Ну и конечно же в России счета часто арестовываются на основании судебного производства или исполнительного листа.
Сроки блокировки. Как снять блокировку с карты ?!
Обычно карты блокируются на пять дней, один месяц и бессрочно. На практике редко, когда блокировка бывает короткой.
Вообще процесс уведомления о блокировке счета от банков регламентирован слабо и банки разрабатывают собственные инструкции, связанные с процедурой извещения.
Обычно клиенты никак не извещаются и о том, что вы заблокированы узнать можно при попытке перевода денег или оплаты услуг, или товаров.
Иногда уведомляют банки посредством СМС-сообщений или сообщений в мобильный банк. Как действовать, если счет заблокирован ?!
После получения уведомления о блокировке или приостановлении операции по счету первым делом посещайте банк сами. Требуете выдать официальный документ с основаниями блокировки счета (обычно в банковских организациях это официальное уведомление о приостановлении операций по счёту или отказе в совершении операции вместе с запросом о предоставлении документов).
Надо также обратиться на горячую линию банка и рассказать о своей ситуации
Не помешает обращение в банк с заявлением с просьбой о расблокировке счета. Обязательно при обращении в банк узнайте вид блокировки и постарайтесь предоставить список документов, которые будут подтверждать то, что денежная операция была проведена легальным образом. По факту если счет заблокировали из-за одной приходной или расходной операции счет разблокировать все-таки можно будет.
Банки теперь автоматически передают ваши секреты ФНС. Чем это грозит?
Пока в стране бушевала пандемия коронавируса, налоговые органы позаботились о введении нового регламента, обязывающего банки автоматически предоставлять информацию о своих клиентах в ФНС. Чего теперь ожидать от расширенных возможностей налоговиков?
Новые формы и форматы передачи автоматических сообщений от банков ФНС России утвердила приказом от 28 мая 2020 года № ЕД-7-14/354@.
Теперь все кредитные организации обязаны сообщать налоговикам в автоматическом режиме об открытии и закрытии любого счёта или депозита, а также об открытии или закрытии электронного кошелька и ряде других операций.
На днях, как стало известно Лайфу, руководство налоговой службы подвело итоги первого, тестового месяца.
— В целом тесты показали, что связь между банками и ФНС налажена успешно, теперь при любом вопросе к физическому лицу достаточно фактически одну кнопку нажать, чтобы увидеть все движения и по его банковским счетам, и по электронным кошелькам, — пояснил Лайфу один из участников эксперимента, работающий в ФНС России.
— Новый регламент является продолжением того процесса, который был начат ещё год назад. Тогда были приняты обширные поправки в налоговое законодательство (закон № 325-ФЗ), и вот теперь для реализации этих мер увеличен перечень поводов и операций, о которых банки в обязательном порядке должны сообщать в налоговую.
Главное новшество системы в том, что все сообщения формируются и отправляются не по запросу со стороны ФНС, а автоматически попадают в базу налоговиков. И банки сами обязаны обновлять эти данные, например в случае изменения реквизитов.
Фото © ТАСС / Максим Стулов
Как рассказал Лайфу менеджер одного банка из топ-10, первым о внедрении автоматической отправки форм позаботился Сбербанк, который сразу «зашил» отправку сообщений в свою операционную систему. И это в дополнение к уже действующей программе, призванной распознавать подозрительные счета и переводы, данные о которых тут же поступают в ФНС.
Лайфхак: как не платить Сбербанку комиссию при переводах
Главной составляющей действующей в Сбере с 2019 года программы является правило одновременной обработки двух баз: текущих счетов и телефонных контактов.
В алгоритме заложено, что, если выполняется движение по счетам разных физических лиц, которые никогда ранее не общались по телефону (данные о контактах собираются автоматически через мобильное приложение), это сигнал либо о возможном мошенничестве, либо о незаконном предпринимательстве.
Теперь к этому алгоритму добавилось правило обработки данных об источнике пополнения средств электронного платежа (например, электронных кошельков).
— До лета 2020 года автоматический контроль был недоступен, но теперь выявлять возможные незадекларированные доходы стало намного легче, — похвастался Лайфу источник из ФНС России. — Банковские системы собирают и обрабатывают данные без всяких проверок и получения разрешений от вышестоящих инстанций.
По его словам, теперь ФНС получает уже обработанные данные, при этом банковские системы помечают как «подозрительную» информацию о движении средств между людьми, которые ранее между собой не общались; регулярные поступления и отправки любых круглых сумм (хоть 10 000 рублей) и, конечно, все зачисления и переводы свыше ста тысяч рублей (по вкладам сообщения тоже формируются, но с другим кодом).
Новый налог на доходы: дополнительные 2% будут платить не только богатые
— Наша цель — заставить всех граждан соблюдать налоговое законодательство, — заключает собеседник Лайфа. — С каждым днём неуплата налогов становится всё более рискованной затеей, а сэкономленные на налогах средства могут обернуться штрафами и пенями.
За неинформирование о причинах блокировки счета банк лишат лицензии?
18 июн 2019
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
Банк России в Методических рекомендациях от 22 февраля 2019 года включил в свои надзорные мероприятия по контролю деятельности банков анализ порядка принятия банком решения об отказе в проведении операции/открытии счета и информирования клиентов о его причинах. Теперь банки не могут без письменного объяснения заблокировать расчетные счета клиента.
Нарушителей ждут суровые кары, вплоть до отзыва лицензии. Поможет ли это обуздать настоящую волну блокировки средств клиентов на расчетных счетах – в нашем новом материале.
Криминальные деньги есть? А если найду? Клиенты крупных российских банков в первом полугодии 2019 года столкнулись со все возрастающим количеством случаев блокировки кредитными организациями их расчетных счетов. Причем, интерес банков вызывают как внесенные на счета деньги неизвестного происхождения, так и то, куда клиенты планируют их потратить.
Масштаб таких блокировок стал столь угрожающим, что о проблеме заговорили в российских СМИ, бизнес- и юридических кругах. Все дело в т.н. «антиотмывочном законе» (Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Согласно ему, банки обязаны проверять источник происхождения денег своих клиентов и при первых же подозрениях в блокировать счета до тех пор, пока клиент не докажет обратного. В итоге, деятельность юрлиц оказывалась заблокированной на неопределенное время и предприниматели несли убытки.
Оказаться в таком положении могли и обычные граждане, у которых из-за подозрительности банковских работников, блокировавших деньги на счету, например, срывалась покупка машины, квартиры или дорогостоящий отдых. До недавнего времени позиция банков была «железной».
Они, ссылаясь на «антиотмывочный» закон, требовали подтверждения законности любой подозрительной (на их взгляд) операции – от внесения денег на счет до переводов сторонним организациям. При этом, каких-либо объяснений, кроме ссылок на пресловутый «антиотмывочный» закон банки клиентам не предоставляли. Вместе с ростом числа блокировок росло и количество жалоб в Банк России, контролирующий и регулирующий всю банковскую сферу. И рано или поздно количество не могло не перейти в качество. Отписки больше не прокатят?
Специалисты Банка России, понимая, что излишняя инициатива кредитных организаций, превратно трактующих ФЗ-№ 115-ФЗ только вредит бизнес-климату в стране и на пустом месте провоцирует возмущение предпринимательского сообщества, в феврале 2019 года выпустили «Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании» (утв. Банком России 22.02.2019 N 5-МР).
В соответствии с этими рекомендациями (для банков они, как ни странно, носят обязательный характер), банки не имеют права, отказывая клиенту в проведении операции, ссылаться на отсутствие у них обязанности информирования клиентов о мерах, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Также они, руководствуясь Методическими рекомендациями от 22 февраля 2019 г., а также Положением Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.
, обязаны включить в свои правила внутреннего контроля порядок информирования физических и юридических лиц о причинах отказа в проведении операции.
Также банки обязаны оповестить клиента о его праве представить в любое подразделение кредитной организации документы или сведения об отсутствии оснований для такого отказа.
Отдельно в Рекомендациях банкам уточняется, что при указании причин отказа в проведении операции (открытие-закрытие счета, перевод средств), банки не должны ограничиваться отписками, а обязаны предоставить подробные разъяснения того, как клиент может прекратить блокировку.
Аналогичные рекомендации даны Банком России в отношении широко применяемых банками ограничений в дистанционном банковском обслуживании. При блокировке Клиент-Банка клиент должен получить исчерпывающую информацию о причинах такой блокировки.
Самых ретивых лишат лицензии Отдельно Банк России раскритиковал банки, отказывающие в открытии счетов не на основании комплексно оценки степени риска клиента, а «за компанию». То есть, исключительно на основании полученной информации о том, что клиент уже имеет отказы в проведении операций или открытии счетов.
Такую кампанейщину Банк России посчитал недопустимой. — Информация об отказах в других банках сама по себе не является основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе в проведении операции, открытии счета, должен анализироваться каждый случай и каждый клиент, — уточняют в Банке России.
Если же банк продолжает уклоняться от предоставления информации о причинах отказа в проведении операции или открытии счета, его клиент вправе обратиться с документами не только в сам отказавший в операции или открытии счета банк, но и в межведомственную комиссию при Банке России.
И эти обращения будут проверены самым серьезным образом, ведь Банк России отныне включает в свои надзорные мероприятия по контролю деятельности банков анализ порядка принятия банком решения об отказе в проведении операции/открытии счета и информирования клиентов о его причинах. Среди санкций за подобные нарушения для банков – вплоть до отзыва банковской лицензии.
Информирование банка об источнике средств — Юридическая консультация
Все чаще банки стали просить своих клиентов предоставить объяснения по транзакциям, ссылаясь на положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На практике банки требуют объяснения как у юридических лиц, так и у физических (даже при переводе 1 тыс. руб.).
Но положениями названного закона установлено, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб.
, или превышает ее (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Также этот закон устанавливает, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с данным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (ч. 2 ст. 6).
В силу положений ч. 14 ст.
7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
Следует обратить внимание и на положение Банка России от 15.10.
2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Подпункт 2.9 этого положения разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.
Примечательна и правоприменительная практика: суды до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу блокировки банковских карт и запросу информации о подтверждении переводов.
Цб определил банкам восемь критериев для блокировки подозрительных платежей
ЦБ опубликовал рекомендации для банков по борьбе с платежными инструментами — картами и электронными кошельками — используемыми незаконными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, нелегальными форекс-дилерами и криптовалютными интернет-обменниками. В них названы критерии, по наличию двух из которых операции могут быть блокированы. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы Центробанка.
«Участники теневого бизнеса осуществляют прием платежей от граждан и обратные выплаты не со своих расчетных счетов, а с подконтрольных им банковских карт и электронных кошельков, зачастую оформленных на подставных физических лиц. По таким платежным инструментам не оплачиваются повседневные покупки, но проводятся необычные по частоте совершения и суммам операции», — отмечается в них.
Для обработки платежей нелегальный бизнес подключается к интернет-страницам кредитных организаций с услугами по переводу денег.
ЦБ пояснил, что это приводит к рискам потери средств добросовестными гражданами и их вовлечению в мошеннические схемы, поэтому банкам рекомендуется выявлять подозрительные карты и кошельки, принимать и усиливать меры безопасности. Регулятор перечислил восемь признаков подозрительных операций.
Если одновременно наблюдается два признака или более, банкам следует принимать «противолегализационные меры». По словам собеседников газеты, под такими мерами ЦБ подразумевает блокировку операций и (или) платежных инструментов.
Центробанк назвал критерии сомнительных операций:
- более 10 в день или более 50 в месяц контрагентов-физлиц;
- более 30 операций в день, проведенных физлицами;
- операции по зачислению безналичных средств между физлицами в объеме более 100 000 рублей в день или 1 млн рублей в месяц;
- менее минуты между зачислением средств и их списанием;
- операции по зачислению и списанию средств, проводимые в течение 12 часов одних суток;
- отсутствие платежей в пользу юрлиц, обеспечивающих жизнедеятельность (оплата коммунальных услуг, услуг связи, товаров);
- совпадение идентификационной информации об устройстве, используемом разными физлицами для удаленного доступа к услугам банка;
- в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете не превышает 10% от среднедневного объема операций.
Эксперты, опрошенные газетой, отмечают, что меры могут обеспечить желаемый эффект. «Поиск дропов, риски блокировки платежей, переход от автоматизированных платежей на набивку реквизитов руками. Это значительно ее усложнит», — сказала правозащитница Евгения Лазарева.
Позиционируются эти рекомендации регулятора как борьба с нелегальными казино, но очевидно, что зацепит и другие сервисы, находящиеся в серой и черной зонах, добавил председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Но пострадать от инициативы могут и обычные граждане, причем не только мелкие предприниматели, которые не оформились, например, как самозанятые. «Как отличить торговца от именинника, которому несколько десятков его друзей скинули по 5000 рублей в качестве подарка?» — привел пример Достов.
«А 30 транзакций в день могут быть совершены, к примеру, в школьном классе при сборе средств на подарок или экскурсию», — добавила Лазарева. Пользовательских сценариев очень много, отмечают эксперты, и невозможно ни уложить всех пользователей в ограниченные рамки, ни запретить все подряд.
Процедуру «обеления» в случае ошибочной блокировки ЦБ никак не оговаривает, добавляют они.
Система быстрых платежей ЦБ усилила требования к защите переводов :: Финансы :: РБК
Система быстрых платежей была запущена ЦБ и НСПК в начале 2019 года. Она позволяет переводить денежные средства между счетами разных банков по номеру телефона. Все банки с универсальной лицензией — участники платежной системы «Мир» должны присоединиться к СБП до 1 января 2021 года.
По данным Банка России, за первое полугодие 2020 года мошенники украли у банковских клиентов с их карт и счетов примерно 4 млрд руб., совершив более 360 тыс. несанкционированных операций.
«Индикаторы, которые должны устанавливать банк-отправитель и банк-получатель, представляют собой некий базовый набор правил выявления рисков того, что совершается попытка хищения, или же номер, на который переводятся деньги, принадлежит мошенникам. Всего таких правил насчитывается более 50», — объясняет начальник отдела по противодействию мошенничеству компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов.
Такими индикаторами могут быть попытка перевода с нового устройства, нехарактерное для клиента время проведения операции, большое количество входов в одну учетную запись интернет-банка с разных устройств или смена геолокации, рассказал Сизов.
Индикаторами также могут быть связь счета-отправителя или получателя со счетами, замеченными в мошенничестве, а также информация о количестве источников происхождения средств, добавляет руководитель направления «Информационная безопасность» ИТ-компании КРОК Андрей Заикин.
Эти индикаторы передает и банк отправителя, и банк получателя средств при переводах в СБП. Пока такой обмен касается только переводов между физическими лицами, пояснили в НСПК. «Обмен подобной информацией позволит повысить выявляемость операций без согласия клиентов и обеспечить надежную защиту финансовых средств клиентов», — объяснил представитель Банка России.
Кто усиливает защиту переводов
К обмену с 1 января присоединятся Промсвязьбанк, «Русский стандарт» и «Зенит», рассказали РБК их представители.
Сбербанк (к СБП имеют доступ только клиенты, пользующиеся приложением, в web-версии она не доступна) реализовал обмен данными в полной мере в сентябре 2020 года — спустя четыре месяца после подключения к системе.
«На текущий момент сложно оценить пользу инициативы, так как не все участники СБП реализовали данное взаимодействие. Часть участников заполняют индикаторы статичными или случайными данными, другие не передают их. На текущий момент мы не видим ни одного участника СБП, который реализует индикаторы с требуемым качеством», — сказал представитель Сбербанка.
Он добавил, что индикаторы позволят участникам СБП проводить оценку операции более качественно за счет дополнительных параметров, однако необходимо, чтобы эти параметры корректно и по единым правилам рассчитывали банки, а пока «невозможно доверять качеству индикаторов в полном объеме». Сбербанк постоянно фиксирует попытки вывода средств через СБП, однако их предотвращает выстроенная система защиты на стороне банка, подчеркнул представитель Сбербанка.
«ВТБ строго выполняет стандарты правил оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга в СБП», — сказал представитель банка.
Распределенная система мониторинга обогащает существующую модель принятия решения значимыми сведениями от других участников, говорит директор департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев, а полученные результаты позволяют улучшить качество обслуживания клиентов.
Тинькофф Банк начал обмениваться индикаторами с середины 2020 года. «Поддержка данного требования в полном объеме всеми банками-участниками может помочь уменьшить число подозрительных переводов через СБП», — объяснил представитель банка.
«Для формирования объективного профиля операции желательно иметь как данные со стороны получателя, так и данные со стороны отправителя. Хотя основная часть анализа, как и ответственность, все равно остается на отправителе», — объясняет директор департамента информационной безопасности СКБ-банка Денис Улейко.
Эти правила лишь часть мер по противодействию переводам денежных средств без согласия клиента и прочим компьютерным атакам, говорит замдиректора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка Павел Меньшиков.
Все ответившие на запрос РБК банки отметили, что также используют собственные системы фрод-мониторинга, информирование клиентов о правилах взаимодействия с банком в дистанционных каналах, отслеживание мошеннических звонков и т.д.
Поможет ли обмен защититься от мошенников
Обмен данными в рамках СБП необходим для оперативного выявления мошенников, которые используют тактику разнесения своих счетов по разным банкам, или действий, направленных на отмывание денежных средств, объясняет Заикин.
Навыки и экспертиза ведущих банков в области анализа операций позволяет им распознавать мошеннические переводы за доли секунды — обмен такими данными удвоит контроль и «подтянет» средние банки, которые пока отстают, считает основатель и гендиректор компании Oxygen Павел Кулаков.
На сегодняшний день требования защиты для денежных переводов можно назвать одними из самых проработанных среди остальных, считает Сизов, добавляя, что в отличие от карточных переводов, в случае с СБП оценку безопасности операции кроме банков формирует и НСПК, то есть дается трехсторонняя оценка.
Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
Идентификация клиента в банке — 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры — одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.
Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.
Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.
Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:
- установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
- наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
- ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:
- но и участники рынка ценных бумаг;
- страховщики;
- поставщики почтовых услуг;
- ломбарды;
- букмекеры
- и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.
Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента.
Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание.
Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:
- у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
- у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).
Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:
- получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
- выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
- выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
- фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
- периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.
О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».
Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к м чиновника.
Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:
- представителей (доверенных лиц) клиента;
Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.
- выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
- бенефициарных владельцев юридических лиц.
Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».
Что такое полная и упрощенная идентификация
Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.
Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации.
Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента.
А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.
Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:
- выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
- клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
- транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».
Какие операции не требуют идентификации
Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:
- Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
- Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
- Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.
Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.
Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.
Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.
Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.
Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:
- Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
- Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
- Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
- все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.
Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.
О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом».
Итоги
Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру.
Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов.
В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.
Источники:
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.