Место отбывания наказания
советы
28 сентября 2020 года в силу вступил Федеральный Закон 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ». Эти изменения касаются осужденных к лишению свободы и к принудительным работам.
Теперь эти осужденные смогут перевестись в исправительные учреждения, расположенные ближе к месту жительства своих ближайших родственников. Рассмотрим новый порядок подробнее.
Как перевести осужденного к принудительным работам в исправительный центр рядом с домом?
Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен.
Далее ФСИН будет рассматривать есть ли возможность разместить осужденного в исправительном центре рядом с домом его близкого родственника.
Будет возможность – осужденного направят, не будет – найдут ему другой исправительный центр, наиболее близкий к месту жительства его семьи. (Ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).
Только что осужденного к принудительным работам будут направлять в наиболее близко расположенный исправительный центр, где есть возможность его разместить.
Случаи, когда возможен перевод осужденного к принудительным работам из одного исправительного центра в другой:
- если он болен;
- если это требуется, чтобы обеспечить его личную безопасность;
- если исправительный центр реорганизуется или ликвидируется;
- если сложились такие обстоятельства, которые не позволяют ему находиться именно в этом учреждении;
- если он или его близкий родственник, но с его согласия, напишет заявление во ФСИН России о переводе в место, где проживает его семья. Если возможности размещения в таком исправительном центре нет, — в ближайший к месту жительства близкого родственника. Такой перевод возможен один раз за весь период отбытия наказания. (Ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).
???? Перевести осужденного из одного исправительного центра в другой не получится только в случае, если в пути следования наступит окончание срока наказания. (Ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ, ч. 2 ст. 81 УИК РФ).
При переводе по заявлению, оплачивать свой «переезд» в исправительный центр рядом с местом жительства своих родственников осужденные будут самостоятельно. В прочем, следовать к этому новому месту они тоже будут сами. (Ст. 60-2 УИК РФ).
Если же осужденного переводят НЕ по заявлению, а по иным причинам, то к новому месту отбытия наказания он отправляется за счёт государственных средств, но самостоятельно.
Согласно новому порядку, осужденный направляется в исправительное учреждение, наиболее близко расположенного субъекта РФ, где есть условия для его размещения, если по его месту жительства такое учреждение отсутствует. (Ч. 2 ст. 73 УИК РФ).
Как перевести осужденного к лишению свободы ближе к месту жительства близких родственников?
Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен.
Далее ФСИН рассмотрит: есть ли возможность разместить осужденного в исправительном учреждении рядом с местом жительства его близкого родственника.
Будет возможность – осужденного направят в такое учреждение, не будет – найдут колонию, расположенную наиболее близкую к семье. (Ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).
???? Читать также: Как перейти на облегченный режим в колонии
Случаи, когда перевод осужденного к лишению свободы из одной колонии в другую возможен
(кроме осужденных по статьям, указанным в ч. 4 ст. 73 УИК РПФ):
- при болезни осужденного;
- для обеспечения его личной безопасности;
- при реорганизации или ликвидации колонии;
- при обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в этом учреждении;
- по заявлению осужденного или его близкого родственника, но с его согласия. Тогда ФСИН России направит осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник. Если возможность размещения в такой колонии будет отсутствовать, то осужденного переведут в ближайшую к месту жительства близкого родственника колонию. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).
В другое исправительное учреждение осужденный к лишению свободы за:
- преступления террористической направленности,
- похищение человека,
- участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе,
- государственную измену,
- вооруженной захват власти,
- организацию экстремистского сообщества или экстремистской организации,
- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
- дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.
может быть переведен только по решению органов Уголовно-Исполнительной системы. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).
???? Читай также: Какие документы нужно собрать для длительного свидания с заключенным
Инструкция для осужденных и их родственников по обжалованию удаленности отбывания наказания от места жительства до осуждения
Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: «1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
2.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.
2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы».
Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:
— пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.
- Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.
- Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.
- В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;
- — пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
- Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.
- На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.
- Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного — тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов — посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.
В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело «Ходорковский и Лебедев против России») в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).
В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний.
Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения».
Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.
Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками.
Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как «вмешательство» в права, защищенные статьей 8 Конвенции.
Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки «обычных» тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.
Как Комиссия по правам человека указала в деле «Уэйкфилд против Соединенного Королевства», «Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение».
Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.
Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.
Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.
Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.
Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей.
В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не «обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов» В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.
Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.
В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.
Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.
Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).
При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), «Перевод осуществляется:
- в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, — по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;
- в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, — по решению ФСИН России.
- Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного»
- Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.
- Примером является дело жителя Симферополя ( Республика Крым) Геннадия Афанасьева.
- 9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).
- На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.
- Скачать иск Афанасьева можно здесь
- Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно здесь
- Источник
Ближе к дому: ВС рассказал, когда заключенного переведут в другую колонию — новости Право.ру
В 2005 году Никиту Шихина* приговорили в Тамбовском областном суде к пожизненному лишению свободы. Отбывать наказание его отправили на Крайний Север – в Ямало-Ненецкий АО. Колония «Полярная сова» находится в поселке Харп близ Воркуты и Салехарда, но очень далеко от Тамбова, где у Шихина осталась вся родня.
https://www.youtube.com/watch?v=wzyiPMg2HqM
Спустя 13 лет в «Полярной сове» Шихин попытался перевестись поближе к дому, в «Торбеевский централ». Это новейшая колония особого режима для пожизненно осужденных, ее открыли в 2015 году в Мордовии – регионе-соседе Тамбовской области.
Практика Семь дел, где ВС защитил права заключенных
Заключенный объяснил, что хочет общаться с семьей, а у родственников нет финансовой возможности ездить в ЯНАО. Также Шихин заявил, что у него есть медицинские противопоказания к отбыванию наказания на Крайнем Севере. Но ФСИН отказалась перевести Шихина в «Торбеевский централ» – «в связи с отсутствием оснований», мешающих ему и дальше жить в «Полярной сове».
Мужчине не удалось оспорить отказ и в судебном порядке. Все инстанции исходили из того, что решение о направлении истца в «Полярную сову» принималось в законном порядке, а медицинские противопоказания у него на самом деле отсутствуют.
ВС признал желание общаться с семьей «исключительным обстоятельством»
В деле разобрался Верховный суд. Он напомнил, что по общему правилу заключенные отбывают весь срок в одном исправительном учреждении на территории субъекта РФ, в котором они жили или предстали перед судом. Но для пожизненных заключенных это правило не работает, ведь колоний для них в России всего восемь, они есть далеко не в каждом субъекте.
Практика Важный инструмент следователя: почему не пустеют СИЗО
Несмотря на это, перевести осужденного в другую колонию допускается.
«Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» указывает, что это возможно в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при «иных исключительных обстоятельствах», которые мешают осужденному находиться в конкретном исправительном учреждении.
Верховный суд в своем определении называет этот перечень открытым.
А раз так, то это открывает возможность для применения Европейских пенитенциарных правил, в которых рекомендуется по возможности направлять осужденных в не слишком отдаленные от дома места заключения.
Вспомнил ВС и про постановление ЕСПЧ 2017 года по делу «Полякова и другие против Российской Федерации», в котором Страсбургский суд указал:
Чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром.
Учитывая эту позицию ЕСПЧ, а также тот факт, что перечень «исключительных обстоятельств» для смены колонии остается открытым, ВС указал, что к таким обстоятельствам следует отнести и невозможность заключенного поддерживать семейные связи.
Поэтому судьи признали незаконными и отменили решения нижестоящих инстанций, а дело вернули в Лабытнангский городской суд. При новом рассмотрении первая инстанция должна учесть разъяснения ВС, проверить доводы Шихина, а также выяснить, возможен ли перевод заключенного из ЯНАО в Мордовию.
Определение Верховного суда № 70-КАД20-3-К7.
Проблема перевода в колонию поближе к дому не самая актуальная для тех, кто осужден по «рядовым» статьям УК. Они не так давно получили возможность просить о переводе в регион, где проживают их близкие родственники. Такое правило теперь закреплено в ч. 2.1 ст. 73 УИК, отмечает юрист фонда «Русь сидящая» Артур Дзедзинский.
Но эта норма не распространяется на «особых» заключенных. По словам юриста, сейчас администрации колоний особого режима почти не соглашаются переводить осужденных в другую колонию, которая находится ближе к их дому и родным.
«ФСИН не желает удовлетворять ходатайства таких осужденных, потому что не хочет учитывать международные стандарты и игнорует даже базовые права людей, лишенных свободы», – полагает Дзедзинский.
Позиция Верховного суда по делу Шихина, вопреки мнению ФСИН и судов трех инстанций, может стать основанием перевода для отбывания наказания в регион, где проживают близкие родственники.
Эксперт уверен: позиции ВС по таким делам, включая обсуждаемое определение, способны изменить ситуацию с переводом заключенных в другие колонии к лучшему. «Для этого осужденным и их представителям стоит как можно чаще указывать нижестоящим судам о позициях ЕСПЧ и Верховного суда по таким делам», – советует он.
- Верховный суд РФ
- Уголовный процесс
Осужденные к лишению свободы и принудительным работам смогут отбывать наказание рядом с домом
19 марта Государственная Дума приняла в третьем чтении закон, предоставляющий возможность осужденным к лишению свободы и принудительным работам отбывать наказание исправительном учреждении или исправительном центре соответственно, которые расположены ближе всего к месту жительства такого осужденного или его близкого родственника (законопроект № 762538-7).
Осужденные могут получить право отбывать наказание рядом с домом или местом жительства родныхВ Госдуму внесен проект поправок в УИК, направленный на сохранение социально полезных связей лиц, приговоренных к лишению свободы
Как ранее писала «АГ», проект был подготовлен Минюстом России с участием Уполномоченного по правам человека в РФ. Обосновывая необходимость внесения поправок в УИК, авторы законопроекта сослались на Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.
(распоряжение равительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
Данный акт в целях сохранения социально полезных связей осужденных предусматривает их направление в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства, а также обеспечение доступности мест отбывания наказания для родственников осужденных.
Изначально разработчики предлагали скорректировать в этом направлении лишь нормы УИК, относящиеся к отбыванию наказания в виде лишения свободы. Однако в итоговой редакции принятого закона возможность отбывать наказание поближе к дому или месту жительства родственника предоставлена и лицам, осужденным к принудительным работам.
В настоящий момент ч. 2 ст.
73 Кодекса предусматривает, что при отсутствии исправительного учреждения соответствующего вида в том регионе, где лицо было осуждено или проживало до назначения наказания, а также при невозможности разместить его в имеющемся учреждении осужденного направляют отбывать наказание в любой другой субъект РФ. Теперь в данном случае осужденного необходимо направить в наиболее близкий к месту проживания или осуждения регион, в котором отбывание наказания возможно.
Кроме того, установлено право осужденного отбывать наказание в учреждении, расположенном в том субъекте РФ, где проживает один из его близких родственников.
Если в указанном регионе размещение такого лица будет невозможно, его необходимо направить в регион, наиболее близкий к месту жительства родственника.
Инициировать процедуру сможет как осужденный, так и его родственник – с согласия первого. Решение о направлении, как предусмотрено в документе, будет принимать ФСИН.
В тех же целях скорректирована ст.
81 УИК, согласно новой редакции которой возможность отбывать наказание рядом с близкими родственниками можно будет получить, попросив осуществить перевод из одного исправительного учреждения в другое.
Такой перевод осуществляется только один раз за период отбывания наказания. Однако предполагается, что перевод будет недоступен лицам, у которых окончание срока наказания может наступить по пути к новому месту его отбывания.
В принятом документе аналогичные нормы предусмотрены и для лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. При этом те граждане, которые сами подали заявление о переводе их в другой исправительный центр или согласились на перевод, инициированный их родственниками, следуют к новому месту отбывания наказания за свой счет.
Закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования
Ранее, комментируя «АГ» предлагаемые поправки на стадии внесения в Думу, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что их принятие облегчит возможность взаимодействия осужденных с их родственниками, в том числе в части свиданий и передач.
Однако, по его мнению, в документе оказались и неудачные нормы, предоставляющие широкое усмотрение должностным лицам. «Не раскрыто понятие невозможности размещения осужденного в соответствующем субъекте РФ.
С чем эта невозможность связана: с отсутствием учреждений либо с иными причинами?» – указал эксперт.
Такого же мнения придерживается и адвокат АП г. Москвы Валерий Шухардин: «Конечно, основные претензии – к содержанию новой редакции ч. 1 ст. 73 УИК, поскольку она содержит много неопределенных понятий и предоставляет возможность влиять на судьбу осужденного, не учитывая его волю и пожелания, – пояснял он ранее «АГ».
– Также не раскрывается понятие исключительных обстоятельств, влекущих этапирование осужденного в иной субъект Федерации».
Изучив итоговую редакцию закона, Валерий Шухардин указал, что в ней появились лишь новые нормы в отношении осужденных к принудительным работам, каких-либо иных существенных изменений изначально внесенный в Госдуму текст не претерпел.
Адвокат АП г. Москвы Валерий Саркисов отметил, что основной тезис законодательных новелл – исключение произвольного направления осужденных для отбытия наказания, а также произвольного перевода из одного исправительного учреждения (центра) в другое.
«Цель указанных поправок является, безусловно, положительной с точки зрения введения дополнительных гарантий соблюдения прав и свобод лиц, отбывающих наказание.
Позитивно следует расценить и тот факт, что предусмотренные данным законом правила выбора мест отбывания наказания, которые в первоначальной редакции касались осужденных к лишению свободы, были распространенны и на осужденных к принудительным работам», – полагает Валерий Саркисов.
Между тем, добавил он, необходимо констатировать, что реализация этой цели носит половинчатый характер и оставляет сотрудникам уголовно-исполнительной системы множество лазеек для злоупотреблений. «Закон изобилует размытыми терминами, которые оставляют на усмотрение чиновников решение наиболее важных вопросов.
Так, указанная в законе «невозможность размещения» как одно из оснований для направления осужденного для отбытия наказания в субъект РФ, расположенный наиболее близко к региону, где лицо проживало или было осуждено, не конкретизирована, при неоднократном злоупотреблении в применении данного основания осужденный может быть в конечном счете направлен для отбытия наказания в любое исправительное учреждение», – пояснил адвокат.
Он также отметил, что закон предусматривает и конкретные основания для перевода осужденного из одного вида исправительного учреждения в другое (болезнь, реорганизация или ликвидация учреждения, в целях личной безопасности осужденного), что должно было бы исключить применяемые на практике воздействия на осужденных путем многократных и необоснованных переводов из одного исправительного учреждения в другое. «Однако УИК одновременно дополнен таким основанием для перевода, как некие «иные исключительные обстоятельства», что также открывает простор для возможных злоупотреблений», – указал Валерий Саркисов.
Эксперт считает, что негативно следует расценить и оставленную без изменения ч. 4 ст.
73 УИК РФ, которая необоснованно полностью исключает распространение общих правил определения мест отбытия наказания в отношении некоторых категорий лиц, в частности осужденных за преступления террористической направленности и при особо опасном рецидиве.
«Полагаю, что данная норма подлежит изменению в целях обеспечения баланса между соблюдением прав и свобод человека и реализацией функции государства по обеспечению безопасности своих граждан», – подчеркнул Валерий Саркисов.
Порядок изменения вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы
Положениями статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлено, что мера наказания в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. В статье 58 УК РФ определены критерии назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.
В то же время законодатель предоставляет возможность изменения вида исправительного учреждения, определенного приговором суда, при соблюдении ряда условий.
Так, в соответствии с требованиями статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.
Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда, за исключением осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, частью первой статьи 205.4, статьей 205.
5, частями второй — четвертой статьи 206, статьей 208, частями второй — четвертой статьи 211, статьями 277 — 279, 281, 317, 361 УК РФ. Из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока наказания.
Из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания. Из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания.
В указанном случае установлено обязательное требование для осуществления действий по изменению вида исправительного учреждения нахождение осужденного в облегчённых условиях содержания.
Осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания. Следует отметить, что срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.
Не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, лица не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, и не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с соответствующим ходатайством, которое подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Таким же правом наделена и администрация исправительного учреждения.
- В соответствии с частью 3 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вопросы изменения вида исправительного учреждения рассматриваются судом по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный.
- При этом статьей 78 УИК РФ предусмотрена возможность изменения вида исправительного учреждения на более строгий отрицательно характеризующимся осужденным.
- Так, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
- — из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
- — из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;
— из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
Первый заместитель прокурора округа Калуцкая К.А.
Разъяснение порядка отбывания условной меры наказания
Уголовное наказание — это мера государственного принуждения, которая является одной из форм реализации уголовной ответственности. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов.
Система наказаний представляет собой установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний. Приведенный в ст. 44 УК РФ перечень видов наказаний является полным, т.е. суд не вправе назначить наказание, не указанное в этом перечне.
В числе предусмотренных российским законодательством мер уголовно-правового воздействия важное место занимает условное осуждение, призванное максимально способствовать достижению целей уголовной ответственности в отношении сравнительно менее опасных преступников без изоляции их от общества.
Условное осуждения заключается в том, что суд, вынося обвинительный приговор, назначая осужденному конкретный вид наказания и определяя его размер, постановляет считать назначенное наказание условным, т.е. не приводит его в исполнение под условием выполнения осужденным определенных требований.
Возможность применения условного осуждения ограничена, во-первых, определенными видами наказания: исправительные работы, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы; во-вторых, определенным сроком наказания: условное осуждение при назначении лишения свободы возможно при условии, что его срок не превышает восьми лет (ч. 1 ст. 73 УК); в-третьих, конкретными видами преступлений: оно не применяется к осужденным против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста (ст. 131-135, 240-242.2 УК).
Основанием применения условного осуждения служит установленная судом возможность исправления осужденного без реального отбывания назначенного наказания.
Вывод о наличии такой возможности основывается на учете характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Уголовный закон не содержит прямого запрета применения условного осуждения в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление.
Однако сложившаяся судебная практика всегда исходит из того, что условное осуждение может применяться к лицам, совершившим такие преступления, в виде исключения.
Суд может применять условное осуждение к отдельным участникам таких преступлений лишь в тех случаях, когда установлена второстепенная роль этих лиц, а также если данные, характеризующие личность виновного, и обстоятельства, при которых совершено преступление, дают основание считать нецелесообразным изоляцию осужденного от общества. Этим и обусловлено установление в законе предельного срока лишения свободы, который может назначаться условно.
При условном осуждении в обвинительном приговоре указываются два срока: срок наказания и испытательный срок.
Испытательный срок — это контрольный период времени, в течение которого осужденный должен доказать свое исправление. Его продолжительность зависит от вида и срока назначенного наказания.
При назначении наказания в виде лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет.
Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу; в него засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
При условном осуждении могут назначаться любые дополнительные виды наказания, которые исполняются реально.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием воинских частей (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Поведение условно осужденных несовершеннолетних контролируется инспекцией по делам несовершеннолетних.
От поведения условно осужденного во время испытательного срока и его отношения к возложенным на него обязанностям зависит, будут ли эти обязанности судом, по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, полностью или частично отменены либо, наоборот, дополнены новыми, которые смогут повысить эффективность его исправления.
По истечении испытательного срока, если условно осужденный выполнил предписания приговора суда, его судимость за данное преступление (за которое лицо было осуждено условно) погашается (п. «а» ч. 3 ст. 86 УК).
В качестве меры поощрения предусматривается возможность досрочной отмены судом условного осуждения со снятием с осужденного судимости. Для ее применения необходимо наличие двух условий:
1) исправление условно осужденного до истечения испытательного срока. Об этом может свидетельствовать: добросовестное отношение к исполнению возложенных судом обязанностей в течение испытательного срока; его трудоустройство; несовершение преступлений или правонарушений; соблюдение общественного порядка и т.д.;
- 2) истечение не менее 1/2 установленного приговором испытательного срока. Мерами взыскания за нарушение условно осужденным предъявляемых к нему
- требований являются продление и отмена испытательного срока.
- Продление испытательного срока возможно по любому из двух оснований:
1) уклонение от исполнения возложенных на осужденного обязанностей, т.е. намеренное, при наличии для того реальной возможности, неисполнение любой из возложенных судом обязанностей;
2) нарушение общественного порядка, за которое условно осужденный привлечен к административной ответственности.
Установленный приговором испытательный срок может быть продлен не более чем на один год. Повторное продление испытательного срока законом не предусмотрено.
- Отмена условного осуждения означает обращение к реальному исполнению наказания, назначенного условно. Основаниями такой отмены являются:
- 1) систематическое нарушение общественного порядка, за которое условно осужденный привлекался к административной ответственности;
- 2)систематическое неисполнение возложенных судом обязанностей;
- 3)уклонение условно осужденного от контроля;
- 4)совершение в течение испытательного срока преступления небольшой или средней тяжести;
- 5) совершение в течение испытательного срока тяжкого или особо тяжкого преступления.
Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух нарушений общественного порядка и более, за которые он привлекался к административной ответственности.
Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом (ч. 5 ст. 190 УИК РФ).
Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней (ч. 6 ст. 190 УИК РФ).
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
В случае отмены условного осуждения наказание назначается по совокупности приговоров (ст. 70 УК): к наказанию, назначенному за новое преступление, полностью или частично присоединяется наказание, назначенное условно по первому приговору (ч. 5 ст. 74 УК).
Помощник прокурора Бурлинского района юрист 2 класса
А.М.Прудникова