Вопросы юристу

Сколько дней отпуска положено заведующему библиотечным центром

22.05.2020

У педагогов есть два вида удлиненного отпуска: 42 и 56 календарных дней. В статье разберем тонкости предоставления таких отпусков: от каких условий зависит продолжительность и каким категориям педагогических работников предоставить.

Работодатель обязан предоставить основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогам, руководителям образовательных организаций и их заместителям. Продолжительность отпуска в 42 или 56 календарных дней зависит от типа образовательной организации, особенностей здоровья обучающихся и от должности педагогических работников.

Сколько дней должны отдыхать педагогические работники

На удлиненный отпуск имеют право педагоги, должности которых перечислены в Номенклатуре должностей педагогических работников (подраздел 2 раздела I.  Продолжительность отпуска зависит от типа образовательной организации и от особенностей здоровья обучающихся.

Детский сад. Отпуск педагогических работников неспециализированных детских садов – 42 календарных дня (п. 1 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Педагогические работники детских садов, которые работают с обучающимися с ОВЗ или детьми, которым нужно в длительное лечение, имеют право на отпуск 56 календарных дней (п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.

). Это педагогические работники, которые:

  • работают в группах компенсирующей или оздоровительной направленности;
  • непосредственно взаимодействуют с указанными категориями детей в группах комбинированной направленности.

Группы компенсирующей направленности работают по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Группы оздоровительной направленности создают для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих и других категорий детей, которые нуждаются в длительном лечении.

Группы комбинированной направленности обучают здоровых детей и детей с ОВЗ (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014).

При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник, – в нормативных правовых актах нет таких ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы педагог работал хотя бы с одним ребенком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении.

Школа. Продолжительность удлиненного отпуска педагогических работников школ – 56 календарных дней (п. 1 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.).

Это касается в том числе работников, которые работают в группах для дошкольников с ОВЗ, и детей, которые нуждаются в длительном лечении (п. 4 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.

2015 № 466).

Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста. Продолжительность отпуска таких работников – 42 календарных дня (п. 5 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Сколько дней должен отдыхать заведующий детским садом

Продолжительность удлиненного отпуска заведующих может отличаться. Она зависит от типа дошкольной образовательной организации и от того, есть ли в детском саду группы компенсирующей и оздоровительной направленности.

Отпуск 42 дня. Продолжительность отпуска руководителей детских садов общеразвивающего типа с группами присмотра и оздоровления – 42 календарных дня (п. 2 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Такую же продолжительность отпуска имеют заведующие, если в детском саду созданы только:

  • отдельные группы компенсирующей и оздоровительной направленности;
  • группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отпуск 56 дней. Руководители специализированных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, которым необходимо длительное лечение, имеют право на удлиненный отпуск 56 дней. Такие детские сады работают по адаптированным общеобразовательным программам для следующих категорий воспитанников (ч. 5 ст. 79 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами;
  • с другими ограниченными возможностями здоровья.

Сколько дней должен отдыхать директор школы

Продолжительность отпуска руководителя школы – 56 календарных дней (п. 2 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Так отдыхают все руководители и их заместители независимо от специфики образовательной организации. Аналогичные правила действуют для руководителей общеобразовательных организаций музыкальной, спортивной, художественной направленности.

Лесных Н.В.

Отпуск библиотекаря

Королёва Светлана Олеговна
Стаж юридической работы с 2000 г.

Регистрационный номер 77/2882 в реестре адвокатов г.Москвы

Председатель Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи»

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, в том числе правовой анализ договоров. Ведение гражданских дел в арбитражных судах всех инстанций.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Баклагова Оксана Сергеевна
Стаж юридической работы с 2004 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов 50/5434.
  • Специализация:
    Представление интересов в арбитражных судах, судах общей юрисдикции.
  • Награды:
    Диплом адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Васильев Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 2000 г.

  1. Регистрационный номер 50/9818 в реестре адвокатов Московской области
  2. Образование:
    Закончил Самарскую гуманитарную академию в 2000 году.
  3. Специализация:
    — криминалистика
    — уголовное право
    — уголовный процесс
  4. — уголовно-исполнительное право

С 2002 года работал в следственных органах системы МВД России на разных должностях, начиная от районного следователя до руководителя следственного подразделения Приволжского Федерального округа МВД России.
Подполковник юстиции

задать вопрос адвокату

Васильева Людмила Павловна
Стаж юридической работы с 1996 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/6583.

Основные направления деятельности:
Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, претензионно-исковая работа, ведение дел в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах РФ различных инстанций, в т.ч.:

Награды:
Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 20.03.2008г. №4.

задать вопрос адвокату

Гайданова Елена Сергеевна
Стаж юридической работы с 1998 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/4345
  • Специализация:
    Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
  • В том числе:
    — Заместитель генерального директора Юридического центра «Советник права»
    — Заведующий юридической консультацией №219 Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам
  • — Президент «Коллегии адвокатов «Гайданов и Партнеры»

Награды:
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА НО «Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1990 г.

Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Области гражданского права (гражданские, наследственные, жилищные и прочие правовые вопросы), опыт ведения уголовных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и у мировых судей г. Москвы и Подмосковья.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы, Почетная грамота Палаты адвокатов Российской федерации.

задать вопрос адвокату

Гостева Светлана Николаевна
Стаж юридической работы с 1990 г.

  1. Регистрационный номер 77/8940 в реестре адвокатов г. Москвы
  2. Специализация:
    Ведение гражданских дел, связанных со спорами по вопросу получения наследственного имущества, а именно, представление интересов клиента в судах общей юрисдикции всех инстанций.
  3. Награды:
    Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Дмитриев Алексей Геннадьевич
Стаж юридической работы с 2004г.

Регистрационный номер 50/5587 реестре адвокатов Московской области

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, правовой анализ договоров, сопровождение сделок. Ведение гражданских дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим категориям дел.

Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Дубинец Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 1985г.

  • Регистрационный номер 77/679 в реестре адвокатов г.Москвы
  • Специализация:
    — криминалистика,
    — криминально-уголовное право
  • — уголовный процесс.

Награды:
Почетная грамота Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Юбилейный нагрудный знак «150 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЕ». Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 2005

  1. Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/7438
  2. Специализация:
    — устные и письменные консультации;
    — составление правовых документов (договоров, соглашений, претензий, заявлений и др.);
    — ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных дел в арбитражных судах;
  3. — оформление прав на недвижимое имущество, в том числе в судебном порядке.

Награды:
Почетная грамота КАМ ЮрПрофи

задать вопрос адвокату

Захарова Ирина Викторовна
Стаж юридической работы с 2001г.

Регистрационный номер 77/4184 в реестре адвокатов г. Москвы

Специализация:
Защита в рамках уголовного дела на всех стадиях процесса – доследственная проверка и оперативно-розыскные мероприятия, дознание, следствие, суд, апелляция, кассация, надзор (в том числе есть опыт прекращения уголовных дел за примирением сторон, по сроку давности, переквалификации и прекращения по амнистии, получения оправдательного приговора).

Читайте также:  В Росреестре дважды зарегистрирован один и тот же участок

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы. Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской…

задать вопрос адвокату

Казаков Алексей Леонидович
Стаж юридической работы с 1990 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/6770
  • Специализация:
    — Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам
    — Защита интересов по административным и уголовным делам
  • — Арбитражные споры.

Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации». Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1992 г.

Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Гражданское, корпоративное, семейное, жилищное, административное, уголовное право. Арбитраж, суды общей юрисдикции, следственные и административные органы.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Кудряшов Константин Александрович
Стаж юридической работы с 2007 г.

Регистрационный номер 77/10951 в реестре адвокатов г. Москвы.

Специализация:
— Уголовное право.

— Судебные споры.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Лаврова Елена Анатольевна
Стаж юридической работы c 2008 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/11531

Специализация:
— Устные и письменные консультации.
— Защита по уголовным делам на предварительном следствии и в суде.

— Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, у мировых судей.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Лясковский Илья Константинович
Стаж юридической работы с 2001г.

  1. Регистрационный номер 77/9153 в реестре адвокатов Москвы
  2. Специализация:
    — дела о банкротстве;
    — споры из договоров лизинга;
    — защита прав на фирменные наименования, доменные имена;
  3. — жилищные споры.

Награды:
Грамота НО Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи».

задать вопрос адвокату

Орлов Алексей Анатольевич
Стаж юридической работы с 1998 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/819
  • Специализация:
    — уголовные дела;
    — обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц;
  • — дела из административных правоотношений.

Награды:
Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Рыжова Наталья Викторовна
Стаж юридической работы с 1995 г.

  1. Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/7529
  2. Специализация:
    Гражданское право.
  3. Награды:
    Диплом Адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1980 г.

  • Регистрационный номер 50/5850 в реестре адвокатов Московской области
  • Доктор юридических наук, член Российской академии наук, действительный член Российской академии естественных наук.
  • Опыт работы: органы прокуратуры, адвокатура, преподавательская и научная деятельность.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1985 г.

  1. Регистрационный номер 77/6570 в реестре адвокатов г.Москвы
  2. Специализация:
    — Полное юридическое сопровождение деятельности юридических лиц;
    — Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции во всех инстанциях;
  3. — По уголовным делам – защита интересов на стадии предварительного следствия; в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 2000 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/8963

Специализация:
Гражданское и предпринимательское право.
Интеллектуальная собственность.
Защита деловой репутации.

Банкротство.

задать вопрос адвокату

Об отпуске и доплатах школьному библиотекарю

Об отпуске и доплатах школьному библиотекарю

  1. Предусмотрена ли в настоящее время доплата школьным библиотекарям за работу с фондом учебников, которая была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 24 ноября 1977 г. № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ»?
  2. Могут ли школьные библиотекари претендовать на отпуск ,равный учительскому, то есть 56 дням?
  3. Предусмотрена ли доплата школьному библиотекарю, как учителю, за заведывание кабинетом?
  4. Прав ли экономист, отказавший автору письма в доплате на приобретение методической литературы _для ведения библиотечного кружка в школе, на том основании, что руководитель кружка библиотекарь не имеет педагогического образования?
  • Отвечаем на вопрос 1.
  • Действующих нормативных правовых актов, предусматривающих доплату сотрудникам школьных библиотек за работу с фондом учебников, не существует.
  • Что касается Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 24 ноября 1977 г. № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ», на которое Вы ссылаетесь в письме, то оно не содержит каких-либо указаний на доплаты школьным библиотекарям за работу с фондом Школьных учебников
  • Отвечаем на вопрос 2.

Работники школьных библиотек не причислены к педагогам. Они относятся к категории работников, осуществляющих библиотечно-информационную деятельность. Вместе с тем в настоящее время действуют два документа, на которых хотелось бы остановиться.

В соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации № 06-51-2ин/27-06 от 14 января 1998 г .

«О направ­лении Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных пра­вил пользования библиотекой об­щеобразовательного учреждения» заведующий библиотекой или рядовой ее сотрудник, даже если таковой в одном лице, «.является членом педагогического коллектива, входит в состав педа­гогического совета общеобразовательного учреждения».

Согласно этому документу, выпущенному еще до принятия Трудового кодекса Российской Федерации, школьный библиотекарь имеет право «На ежегодный отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

Сведений об отмене этого документа нет.

Кроме того, 23 марта 2004 г. за № 14-51-70/13 Письмом Минобразования Российской Федерации введено в действие «Примерное положение о библиотеке общеоб­разовательного учреждения».

Согласно пункту 33-«з»этого документа, работники школьных библиотек имеют право на «ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

  1. Помимо этого, заведующий библиотекой или библиотекарь «может являться членом педагоги­ческого коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения».
  2. Как видите, исходя из более позднего документа, вопрос о причастности руководителя школьной библиотеки или единственного библиотекаря числу педагогов будет определяться директором школы, который утверждает ее устав и «Положение о библиотеке».
  3. Таким образом, если в Вашем трудовом или коллективном договоре, заключаемом между работниками школы и ее администрацией или в уставе школы, в которой Вы трудитесь, а также в каком-либо ином документе (приказе, распоряжении) за подписью директора школы или руководителя районным отделом образования указано, что библиотекарь школы имеет право на дополнительный отпуск, то таковой предоставляется, а если не указано, то не предоставляется.
  4. Отвечаем на вопросы 3—4.

Согласно пункту 31 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» (введенному в действие Письмом Минобразования Российской Федерации от 23 марта 2004 № 14-51-70/13), работники библиотек на добровольной основе могут осуществлять педагогическую деятельность. в этом случае будет иметь место совмещение библиотечно-информационной и педаго­гической деятельности.

  • Если наряду с работой библиотекаря Вы выполняете работу, предусмотренную другой, в том числе педагогической, должностью, то должны быть оформ­лены как совместитель, что, по Вашему желанию, может быть отражено в Вашей трудовой книжке и оплачивается дополнительно.
  • Что касается доплаты, связанной с ведением Вами библиотечного кружка, то, согласно вышеупомянутому «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г., работники библиотек общеобразовательных учреждений имеют право:
  • — «проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры»(пункт 33-«б»);
  • — «вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг их основных обязанностей; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере)» (пункт 33-«е»);
  • — «самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образова­тельного и воспитательного процессов в соответствии с це­лями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» (пункт 33-«а»).
  • Вместе с тем в соответствии с пунктом 27 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г. именно заведующий библиотекой или единственный ее работник разрабатывает и представ­ляет на утверждение директору школы следующие документы:
  • а) положение о библиотеке, правила пользования учреждением
  • б) структуру и штатное расписание, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3февраля 1997 г. №6);
  • в) положение о платных услугах, предоставляемых учреждением;
  • г) планово-отчетную документацию;
  • д) технологическую документацию.

Таким образом, оказание платных услуг (например, читателям, не являющимся учащимися этой школы) может стать дополнительным источником финансирования школьной библиотеки.

Если в трудовой договор между Вами как работником и школой как работодателем или в коллективный договор будет внесен пункт о выплатах Вам вознаграждения как библиотекарю в размере определенного процента от суммы, полученной за оказание платных услуг, то эти выплаты будут производиться бухгалтерией на законных основаниях. Не забудьте только внести пункт о таких выплатах в «Положение о платных услугах библиотеки школы» и в «Положение о библиотеке школы».

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьных библиотек. Современное состояние — Библиотека ПОИПКРО

                                                                                                                                                                                    И.В.Булавкина  

  •                                                                                                                   старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,
  •                                                                                                      председатель Курского регионального представительства РШБА
  •       В 2010 году был утвержден ФГОС основного
    общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный
    центр.
  •      В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ
    в Единый квалификационный справочник работников образования была включена новая должность
    «педагог-библиотекарь».
  •       В 2012 году был принят Федеральный Закон
    «Об образовании в Российской Федерации».
  •       В 2016 году утверждена Концепция развития
    школьных информационно-библиотечных центров.

      Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая
деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы?  Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?
Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти
вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив
развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие
школьной библиотеки

        В последние годы наметились тенденции к
оптимизации в сфере общего образования. Увеличивается наполняемость классов.

За
счет этого уменьшается их количество и сокращается нагрузка учителей,
закрываются малокомплектные школы. Бывают случаи, когда в школе в целях
экономии просто закрывается библиотека.

Но… «В каждой образовательной
организации должна быть библиотека) — это положение декларирует ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

         — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст.18 п.

1: «В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных
программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки,
обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным
справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд

  1. Должен быть укомплектован
    печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
    пособия),
  2. Методическими и периодическими
    и по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным
    предметам, курсам, дисциплинам
    (модулям)».
  3. Включение должности
    «педагог-библиотекарь» в штатное расписание школы

           Существующее сегодня в большинстве
школ штатное расписание для школьных библиотек предусматривает одну или две должности: библиотекарь,
заведующий библиотекой. А как быть с должностью «педагог-библиотекарь»?

           Штатное расписание общеобразовательной
организации формируется на основании раздела «Должности работников образования»
Единого квалификационного справочника. В соответствии с ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» полномочия по формированию
штатного расписания принадлежат директору общеобразовательной организации.

            Позволяет вносить изменения в
штатное расписание приказ Минздравсоцразвития от 31 мая 2011 г. № 448-н «О внесении изменения в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».

Назначение специалиста на должность «педагог-библиотекарь»

             Необходимо отметить, что на
должность «педагог-библиотекарь» можно назначать в том числе специалистов, не
имеющих высшего (педагогического или библиотечного) образования.

             — Приказ Минздравсоцразвития от 26
августа 2010 г.

№ 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования», раздел 1,
пункт 9: «Лица, не имеющие специальной подготовки или  стажа работы, установленных в разделе «Требования к
квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью,
выполняющие качественно и в полном объеме
возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной
комиссии, в порядке исключения, могут быть
назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную
подготовку и стаж работы».

Установление льготной педагогической
пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории
педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На
сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не
внесены.

              — Постановление Правительства РФ
от 29 октября 2002 г.

№ 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с
учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии
со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской
Федерации».

Предоставление отпуска длительностью 1
год один раз в 10 лет

              Также как все учителя,
педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10
лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

           — Приказ Минобрнауки России от 31
мая 2016 г.
№ 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до 1
года».

Предоставление ежегодного отпуска
длительностью 56 дней

             На ежегодный оплачиваемый отпуск
длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические
работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает
Постановление Правительства РФ.

   — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г.  №466 «О ежегодных основных удлиненных
оплачиваемых отпусках».

Сокращенная продолжительность рабочей
недели, объем внеурочной деятельности

       Длительность рабочей недели у
педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех
педагогических работников. Однако пока не
определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от
объема учебной нагрузки для учителей.

        — Приказ Министерства образования и
науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» п. 2. 1.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в
неделю устанавливается в том числе педагогу-библиотекарю, однако не определен
объем обязательный объем внеурочной образовательной деятельности (в отличие от
преподавателей: п. 2.8.1.

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18
часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям).

  • Льготы по оплате коммунальных платежей в
    сельской местности
  •             Льготы устанавливаются
    региональными документами (распоряжениями администрации области, края,
    республики), поэтому в каждом регионе
    должен быть принят свой документ.
  • Нормативы времени на библиотечную
    работу, определении штатной численности сотрудников

                 В сфере образования
отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру
штатного расписания и общий объем нагрузки
для педагога-библиотекаря.

Существуют документы общего характера, которые могут
применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования.
Руководствуясь этими документами, определяют
необходимую численность штата.

Приказ Министерства просвещения СССР,
определяющий размер ставки школьного библиотекаря
исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня
документы:

            — Постановление Минтруда РФ от 3
февраля 1997 г.
№6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

             — Приказ Министерства культуры
Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые
в библиотеках» устанавливают нормы в минутах.

               — Приказ   Минкультуры РФ от 1 сентября 2011 г.

№ 906 «О нормативах
штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений
культурно-досугового типа и библиотек» устанавливает нормативы штатной численности библиотечных
работников.

К библиотечным работникам относятся специалисты по библиотечному
обслуживанию населения, осуществляющие
профильные для данных учреждений культуры функции (библиотекари, библиографы, методисты,научные сотрудники,
редакторы).

              Должностные инструкции для
педагога-библиотекаря составляются на основании Единого квалификационного справочника
(ЕКС) или Профессионального стандарта по должности «педагог-библиотекарь». На
текущий момент руководствуемся ЕКС, поскольку
профстандарт еще не утвержден.

               Реализация требований ФЗ в части
дополнительного профессионального образования.

               Все педагоги-библиотекари, как и
учителя, имеют право на повышение квалификации не  реже, чем один раз в 3 года. Эта норма установлена ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

         — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст.47 п.5 пп.2: «…право на дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем
один раз в три года».

Аттестация педагога-библиотекаря

            Как все педагогические работники
школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и
для этого проходят аттестацию.

По решению школьной аттестационной комиссии
педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По
решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1
квалификационную категорию.

По решению региональной аттестационной комиссии
аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки
аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России.

Отсутствие
единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии
эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах
наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

          — Приказ Минобрнауки России от 7
апреля 2014 г.
№ 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

  1.                      Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря
  2. Функционал
    и направления деятельности ШБ
  3.            Для того чтобы понять, в чем
    особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного
    информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый
    главный на сегодня документ.

           — Приказ Минобрнауки России от 15
июня 2016 г.
№ 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных
центров».    

Учет
фонда

            Инструкция Минкультуры об учете
библиотечного фонда и Методические рекомендации Минобразования по ее использованию утратили свою
силу. На данный момент действует приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда».                                     

Обязательные
локальные акты школы

      Существуют нормы, обязывающие нас
составлять те или иные локальные нормативные акты:

      — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 35 п.

3: «Пользование учебниками и учебными
пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины
(модули) за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или)
получающими платные образовательные
услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей
образовательную деятельность».

Типовое
положение о школьном ИБЦ

        В настоящий момент разрабатывается
такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен
документами библиотечного фонда

         Один из самых важных вопросов для школьных
библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы
фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного
абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется
на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это
значит, что правила (положения) МБА
устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение
школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

         Основания для материально-технического
обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

         — ФГОС общего образования (приказы
Минобразования России от 6 октября 2009 г.

№ 373; от 17 декабря 201- года № 1897; 6 октября 2009 года № 413) –
Раздел 4, «Требования к условиям реализации ООП»: Для реализации ООП в школах
должны Быть
«…информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными
залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».

             — Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об
утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»
обобщенно указывает на обязательное наличие зон, оснащение, состав фондов.

            — Приказ Минобрнауки России от 30
марта 2016 г.

№ №№: «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным
условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в
целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой
потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива
стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания» диктует обязательные
требования к новым строящимся школам.                                      

Библиотечный
фонд

              Чем необходимо комплектовать фонды
школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной
фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования
разработало Минобрнауки России.

         — 
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».

          — 
Письма Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. «О списках
рекомендуемых произведений», от 16 января 2013 г. «Перечень 100 книг по
истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

             Подводя итоги разговору, выскажу собственное
мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно
получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены
практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта
статья, появятся новые документы.

           Главное – быть готовыми к конкретным
действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и
приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ,
концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего
профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Вестник образования. — 2016. —  № 20. — с. 70-77

Интересное

Сколько дней отпуска положено заведующему библиотечным центром

22.05.2020

У педагогов есть два вида удлиненного отпуска: 42 и 56 календарных дней. В статье разберем тонкости предоставления таких отпусков: от каких условий зависит продолжительность и каким категориям педагогических работников предоставить.

Работодатель обязан предоставить основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогам, руководителям образовательных организаций и их заместителям. Продолжительность отпуска в 42 или 56 календарных дней зависит от типа образовательной организации, особенностей здоровья обучающихся и от должности педагогических работников.

Сколько дней должны отдыхать педагогические работники

На удлиненный отпуск имеют право педагоги, должности которых перечислены в Номенклатуре должностей педагогических работников (подраздел 2 раздела I.  Продолжительность отпуска зависит от типа образовательной организации и от особенностей здоровья обучающихся.

Детский сад. Отпуск педагогических работников неспециализированных детских садов – 42 календарных дня (п. 1 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Педагогические работники детских садов, которые работают с обучающимися с ОВЗ или детьми, которым нужно в длительное лечение, имеют право на отпуск 56 календарных дней (п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.

). Это педагогические работники, которые:

  • работают в группах компенсирующей или оздоровительной направленности;
  • непосредственно взаимодействуют с указанными категориями детей в группах комбинированной направленности.

Группы компенсирующей направленности работают по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Группы оздоровительной направленности создают для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих и других категорий детей, которые нуждаются в длительном лечении.

Группы комбинированной направленности обучают здоровых детей и детей с ОВЗ (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014).

При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник, – в нормативных правовых актах нет таких ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы педагог работал хотя бы с одним ребенком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении.

Школа. Продолжительность удлиненного отпуска педагогических работников школ – 56 календарных дней (п. 1 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.).

Это касается в том числе работников, которые работают в группах для дошкольников с ОВЗ, и детей, которые нуждаются в длительном лечении (п. 4 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.

2015 № 466).

Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста. Продолжительность отпуска таких работников – 42 календарных дня (п. 5 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).

Сколько дней должен отдыхать заведующий детским садом

Продолжительность удлиненного отпуска заведующих может отличаться. Она зависит от типа дошкольной образовательной организации и от того, есть ли в детском саду группы компенсирующей и оздоровительной направленности.

Отпуск 42 дня. Продолжительность отпуска руководителей детских садов общеразвивающего типа с группами присмотра и оздоровления – 42 календарных дня (п. 2 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Такую же продолжительность отпуска имеют заведующие, если в детском саду созданы только:

  • отдельные группы компенсирующей и оздоровительной направленности;
  • группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отпуск 56 дней. Руководители специализированных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, которым необходимо длительное лечение, имеют право на удлиненный отпуск 56 дней. Такие детские сады работают по адаптированным общеобразовательным программам для следующих категорий воспитанников (ч. 5 ст. 79 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами;
  • с другими ограниченными возможностями здоровья.

Сколько дней должен отдыхать директор школы

Продолжительность отпуска руководителя школы – 56 календарных дней (п. 2 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Так отдыхают все руководители и их заместители независимо от специфики образовательной организации. Аналогичные правила действуют для руководителей общеобразовательных организаций музыкальной, спортивной, художественной направленности.

Лесных Н.В.

Отпуск библиотекаря

Королёва Светлана Олеговна
Стаж юридической работы с 2000 г.

Регистрационный номер 77/2882 в реестре адвокатов г.Москвы

Председатель Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи»

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, в том числе правовой анализ договоров. Ведение гражданских дел в арбитражных судах всех инстанций.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Баклагова Оксана Сергеевна
Стаж юридической работы с 2004 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов 50/5434.
  • Специализация:
    Представление интересов в арбитражных судах, судах общей юрисдикции.
  • Награды:
    Диплом адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Васильев Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 2000 г.

  1. Регистрационный номер 50/9818 в реестре адвокатов Московской области
  2. Образование:
    Закончил Самарскую гуманитарную академию в 2000 году.
  3. Специализация:
    — криминалистика
    — уголовное право
    — уголовный процесс
  4. — уголовно-исполнительное право

С 2002 года работал в следственных органах системы МВД России на разных должностях, начиная от районного следователя до руководителя следственного подразделения Приволжского Федерального округа МВД России.
Подполковник юстиции

задать вопрос адвокату

Васильева Людмила Павловна
Стаж юридической работы с 1996 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/6583.

Основные направления деятельности:
Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, претензионно-исковая работа, ведение дел в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах РФ различных инстанций, в т.ч.:

Награды:
Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан». Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 20.03.2008г. №4.

задать вопрос адвокату

Гайданова Елена Сергеевна
Стаж юридической работы с 1998 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/4345
  • Специализация:
    Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
  • В том числе:
    — Заместитель генерального директора Юридического центра «Советник права»
    — Заведующий юридической консультацией №219 Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам
  • — Президент «Коллегии адвокатов «Гайданов и Партнеры»

Награды:
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА НО «Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1990 г.

Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Области гражданского права (гражданские, наследственные, жилищные и прочие правовые вопросы), опыт ведения уголовных и гражданских дел в судах общей юрисдикции и у мировых судей г. Москвы и Подмосковья.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы, Почетная грамота Палаты адвокатов Российской федерации.

задать вопрос адвокату

Гостева Светлана Николаевна
Стаж юридической работы с 1990 г.

  1. Регистрационный номер 77/8940 в реестре адвокатов г. Москвы
  2. Специализация:
    Ведение гражданских дел, связанных со спорами по вопросу получения наследственного имущества, а именно, представление интересов клиента в судах общей юрисдикции всех инстанций.
  3. Награды:
    Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Дмитриев Алексей Геннадьевич
Стаж юридической работы с 2004г.

Регистрационный номер 50/5587 реестре адвокатов Московской области

Специализация:
Устные и письменные консультации, правовые заключения по всем отраслям права, правовой анализ договоров, сопровождение сделок. Ведение гражданских дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим категориям дел.

Награды:
Диплом Адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Дубинец Сергей Владимирович
Стаж юридической работы с 1985г.

  • Регистрационный номер 77/679 в реестре адвокатов г.Москвы
  • Специализация:
    — криминалистика,
    — криминально-уголовное право
  • — уголовный процесс.

Награды:
Почетная грамота Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Юбилейный нагрудный знак «150 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЕ». Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 2005

  1. Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/7438
  2. Специализация:
    — устные и письменные консультации;
    — составление правовых документов (договоров, соглашений, претензий, заявлений и др.);
    — ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных дел в арбитражных судах;
  3. — оформление прав на недвижимое имущество, в том числе в судебном порядке.

Награды:
Почетная грамота КАМ ЮрПрофи

задать вопрос адвокату

Захарова Ирина Викторовна
Стаж юридической работы с 2001г.

Регистрационный номер 77/4184 в реестре адвокатов г. Москвы

Специализация:
Защита в рамках уголовного дела на всех стадиях процесса – доследственная проверка и оперативно-розыскные мероприятия, дознание, следствие, суд, апелляция, кассация, надзор (в том числе есть опыт прекращения уголовных дел за примирением сторон, по сроку давности, переквалификации и прекращения по амнистии, получения оправдательного приговора).

Читайте также:  Сроки разработки бизнес-плана

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы. Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской…

задать вопрос адвокату

Казаков Алексей Леонидович
Стаж юридической работы с 1990 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области 50/6770
  • Специализация:
    — Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам
    — Защита интересов по административным и уголовным делам
  • — Арбитражные споры.

Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации». Медаль II степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1992 г.

Регистрационный номер 77/2686 в реестре адвокатов г.Москвы

Специализация:
Гражданское, корпоративное, семейное, жилищное, административное, уголовное право. Арбитраж, суды общей юрисдикции, следственные и административные органы.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Кудряшов Константин Александрович
Стаж юридической работы с 2007 г.

Регистрационный номер 77/10951 в реестре адвокатов г. Москвы.

Специализация:
— Уголовное право.

— Судебные споры.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Лаврова Елена Анатольевна
Стаж юридической работы c 2008 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/11531

Специализация:
— Устные и письменные консультации.
— Защита по уголовным делам на предварительном следствии и в суде.

— Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции, у мировых судей.

Награды:
Почетная грамота Президента Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Лясковский Илья Константинович
Стаж юридической работы с 2001г.

  1. Регистрационный номер 77/9153 в реестре адвокатов Москвы
  2. Специализация:
    — дела о банкротстве;
    — споры из договоров лизинга;
    — защита прав на фирменные наименования, доменные имена;
  3. — жилищные споры.

Награды:
Грамота НО Коллегии адвокатов Москвы «ЮрПрофи».

задать вопрос адвокату

Орлов Алексей Анатольевич
Стаж юридической работы с 1998 г.

  • Регистрационный номер в реестре адвокатов г.Москвы 77/819
  • Специализация:
    — уголовные дела;
    — обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц;
  • — дела из административных правоотношений.

Награды:
Почетная грамота Адвокатской палаты города Москвы.

задать вопрос адвокату

Рыжова Наталья Викторовна
Стаж юридической работы с 1995 г.

  1. Регистрационный номер в реестре адвокатов Московской области — 50/7529
  2. Специализация:
    Гражданское право.
  3. Награды:
    Диплом Адвокатской палаты Московской области.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1980 г.

  • Регистрационный номер 50/5850 в реестре адвокатов Московской области
  • Доктор юридических наук, член Российской академии наук, действительный член Российской академии естественных наук.
  • Опыт работы: органы прокуратуры, адвокатура, преподавательская и научная деятельность.

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 1985 г.

  1. Регистрационный номер 77/6570 в реестре адвокатов г.Москвы
  2. Специализация:
    — Полное юридическое сопровождение деятельности юридических лиц;
    — Ведение гражданских дел в судах общей юрисдикции во всех инстанциях;
  3. — По уголовным делам – защита интересов на стадии предварительного следствия; в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Награды:
Почетная грамота «Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

задать вопрос адвокату

Стаж юридической работы с 2000 г.

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/8963

Специализация:
Гражданское и предпринимательское право.
Интеллектуальная собственность.
Защита деловой репутации.

Банкротство.

задать вопрос адвокату

Об отпуске и доплатах школьному библиотекарю

Об отпуске и доплатах школьному библиотекарю

  1. Предусмотрена ли в настоящее время доплата школьным библиотекарям за работу с фондом учебников, которая была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 24 ноября 1977 г. № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ»?
  2. Могут ли школьные библиотекари претендовать на отпуск ,равный учительскому, то есть 56 дням?
  3. Предусмотрена ли доплата школьному библиотекарю, как учителю, за заведывание кабинетом?
  4. Прав ли экономист, отказавший автору письма в доплате на приобретение методической литературы _для ведения библиотечного кружка в школе, на том основании, что руководитель кружка библиотекарь не имеет педагогического образования?
  • Отвечаем на вопрос 1.
  • Действующих нормативных правовых актов, предусматривающих доплату сотрудникам школьных библиотек за работу с фондом учебников, не существует.
  • Что касается Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 24 ноября 1977 г. № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ», на которое Вы ссылаетесь в письме, то оно не содержит каких-либо указаний на доплаты школьным библиотекарям за работу с фондом Школьных учебников
  • Отвечаем на вопрос 2.

Работники школьных библиотек не причислены к педагогам. Они относятся к категории работников, осуществляющих библиотечно-информационную деятельность. Вместе с тем в настоящее время действуют два документа, на которых хотелось бы остановиться.

В соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации № 06-51-2ин/27-06 от 14 января 1998 г .

«О направ­лении Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных пра­вил пользования библиотекой об­щеобразовательного учреждения» заведующий библиотекой или рядовой ее сотрудник, даже если таковой в одном лице, «.является членом педагогического коллектива, входит в состав педа­гогического совета общеобразовательного учреждения».

Согласно этому документу, выпущенному еще до принятия Трудового кодекса Российской Федерации, школьный библиотекарь имеет право «На ежегодный отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

Сведений об отмене этого документа нет.

Кроме того, 23 марта 2004 г. за № 14-51-70/13 Письмом Минобразования Российской Федерации введено в действие «Примерное положение о библиотеке общеоб­разовательного учреждения».

Согласно пункту 33-«з»этого документа, работники школьных библиотек имеют право на «ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

  1. Помимо этого, заведующий библиотекой или библиотекарь «может являться членом педагоги­ческого коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения».
  2. Как видите, исходя из более позднего документа, вопрос о причастности руководителя школьной библиотеки или единственного библиотекаря числу педагогов будет определяться директором школы, который утверждает ее устав и «Положение о библиотеке».
  3. Таким образом, если в Вашем трудовом или коллективном договоре, заключаемом между работниками школы и ее администрацией или в уставе школы, в которой Вы трудитесь, а также в каком-либо ином документе (приказе, распоряжении) за подписью директора школы или руководителя районным отделом образования указано, что библиотекарь школы имеет право на дополнительный отпуск, то таковой предоставляется, а если не указано, то не предоставляется.
  4. Отвечаем на вопросы 3—4.

Согласно пункту 31 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» (введенному в действие Письмом Минобразования Российской Федерации от 23 марта 2004 № 14-51-70/13), работники библиотек на добровольной основе могут осуществлять педагогическую деятельность. в этом случае будет иметь место совмещение библиотечно-информационной и педаго­гической деятельности.

  • Если наряду с работой библиотекаря Вы выполняете работу, предусмотренную другой, в том числе педагогической, должностью, то должны быть оформ­лены как совместитель, что, по Вашему желанию, может быть отражено в Вашей трудовой книжке и оплачивается дополнительно.
  • Что касается доплаты, связанной с ведением Вами библиотечного кружка, то, согласно вышеупомянутому «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г., работники библиотек общеобразовательных учреждений имеют право:
  • — «проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры»(пункт 33-«б»);
  • — «вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг их основных обязанностей; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере)» (пункт 33-«е»);
  • — «самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образова­тельного и воспитательного процессов в соответствии с це­лями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» (пункт 33-«а»).
  • Вместе с тем в соответствии с пунктом 27 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г. именно заведующий библиотекой или единственный ее работник разрабатывает и представ­ляет на утверждение директору школы следующие документы:
  • а) положение о библиотеке, правила пользования учреждением
  • б) структуру и штатное расписание, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3февраля 1997 г. №6);
  • в) положение о платных услугах, предоставляемых учреждением;
  • г) планово-отчетную документацию;
  • д) технологическую документацию.

Таким образом, оказание платных услуг (например, читателям, не являющимся учащимися этой школы) может стать дополнительным источником финансирования школьной библиотеки.

Если в трудовой договор между Вами как работником и школой как работодателем или в коллективный договор будет внесен пункт о выплатах Вам вознаграждения как библиотекарю в размере определенного процента от суммы, полученной за оказание платных услуг, то эти выплаты будут производиться бухгалтерией на законных основаниях. Не забудьте только внести пункт о таких выплатах в «Положение о платных услугах библиотеки школы» и в «Положение о библиотеке школы».

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьных библиотек. Современное состояние — Библиотека ПОИПКРО

                                                                                                                                                                                    И.В.Булавкина  

  •                                                                                                                   старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,
  •                                                                                                      председатель Курского регионального представительства РШБА
  •       В 2010 году был утвержден ФГОС основного
    общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный
    центр.
  •      В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ
    в Единый квалификационный справочник работников образования была включена новая должность
    «педагог-библиотекарь».
  •       В 2012 году был принят Федеральный Закон
    «Об образовании в Российской Федерации».
  •       В 2016 году утверждена Концепция развития
    школьных информационно-библиотечных центров.

      Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая
деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы?  Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?
Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти
вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив
развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие
школьной библиотеки

        В последние годы наметились тенденции к
оптимизации в сфере общего образования. Увеличивается наполняемость классов.

За
счет этого уменьшается их количество и сокращается нагрузка учителей,
закрываются малокомплектные школы. Бывают случаи, когда в школе в целях
экономии просто закрывается библиотека.

Но… «В каждой образовательной
организации должна быть библиотека) — это положение декларирует ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

         — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст.18 п.

1: «В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных
программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки,
обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным
справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд

  1. Должен быть укомплектован
    печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
    пособия),
  2. Методическими и периодическими
    и по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным
    предметам, курсам, дисциплинам
    (модулям)».
  3. Включение должности
    «педагог-библиотекарь» в штатное расписание школы

           Существующее сегодня в большинстве
школ штатное расписание для школьных библиотек предусматривает одну или две должности: библиотекарь,
заведующий библиотекой. А как быть с должностью «педагог-библиотекарь»?

           Штатное расписание общеобразовательной
организации формируется на основании раздела «Должности работников образования»
Единого квалификационного справочника. В соответствии с ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» полномочия по формированию
штатного расписания принадлежат директору общеобразовательной организации.

            Позволяет вносить изменения в
штатное расписание приказ Минздравсоцразвития от 31 мая 2011 г. № 448-н «О внесении изменения в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».

Назначение специалиста на должность «педагог-библиотекарь»

             Необходимо отметить, что на
должность «педагог-библиотекарь» можно назначать в том числе специалистов, не
имеющих высшего (педагогического или библиотечного) образования.

             — Приказ Минздравсоцразвития от 26
августа 2010 г.

№ 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования», раздел 1,
пункт 9: «Лица, не имеющие специальной подготовки или  стажа работы, установленных в разделе «Требования к
квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью,
выполняющие качественно и в полном объеме
возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной
комиссии, в порядке исключения, могут быть
назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную
подготовку и стаж работы».

Установление льготной педагогической
пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории
педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На
сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не
внесены.

              — Постановление Правительства РФ
от 29 октября 2002 г.

№ 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с
учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии
со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской
Федерации».

Предоставление отпуска длительностью 1
год один раз в 10 лет

              Также как все учителя,
педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10
лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

           — Приказ Минобрнауки России от 31
мая 2016 г.
№ 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до 1
года».

Предоставление ежегодного отпуска
длительностью 56 дней

             На ежегодный оплачиваемый отпуск
длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические
работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает
Постановление Правительства РФ.

   — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г.  №466 «О ежегодных основных удлиненных
оплачиваемых отпусках».

Сокращенная продолжительность рабочей
недели, объем внеурочной деятельности

       Длительность рабочей недели у
педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех
педагогических работников. Однако пока не
определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от
объема учебной нагрузки для учителей.

        — Приказ Министерства образования и
науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» п. 2. 1.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в
неделю устанавливается в том числе педагогу-библиотекарю, однако не определен
объем обязательный объем внеурочной образовательной деятельности (в отличие от
преподавателей: п. 2.8.1.

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18
часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям).

  • Льготы по оплате коммунальных платежей в
    сельской местности
  •             Льготы устанавливаются
    региональными документами (распоряжениями администрации области, края,
    республики), поэтому в каждом регионе
    должен быть принят свой документ.
  • Нормативы времени на библиотечную
    работу, определении штатной численности сотрудников

                 В сфере образования
отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру
штатного расписания и общий объем нагрузки
для педагога-библиотекаря.

Существуют документы общего характера, которые могут
применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования.
Руководствуясь этими документами, определяют
необходимую численность штата.

Приказ Министерства просвещения СССР,
определяющий размер ставки школьного библиотекаря
исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня
документы:

            — Постановление Минтруда РФ от 3
февраля 1997 г.
№6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

             — Приказ Министерства культуры
Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые
в библиотеках» устанавливают нормы в минутах.

               — Приказ   Минкультуры РФ от 1 сентября 2011 г.

№ 906 «О нормативах
штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений
культурно-досугового типа и библиотек» устанавливает нормативы штатной численности библиотечных
работников.

К библиотечным работникам относятся специалисты по библиотечному
обслуживанию населения, осуществляющие
профильные для данных учреждений культуры функции (библиотекари, библиографы, методисты,научные сотрудники,
редакторы).

              Должностные инструкции для
педагога-библиотекаря составляются на основании Единого квалификационного справочника
(ЕКС) или Профессионального стандарта по должности «педагог-библиотекарь». На
текущий момент руководствуемся ЕКС, поскольку
профстандарт еще не утвержден.

               Реализация требований ФЗ в части
дополнительного профессионального образования.

               Все педагоги-библиотекари, как и
учителя, имеют право на повышение квалификации не  реже, чем один раз в 3 года. Эта норма установлена ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

         — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст.47 п.5 пп.2: «…право на дополнительное
профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем
один раз в три года».

Аттестация педагога-библиотекаря

            Как все педагогические работники
школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и
для этого проходят аттестацию.

По решению школьной аттестационной комиссии
педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По
решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1
квалификационную категорию.

По решению региональной аттестационной комиссии
аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки
аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России.

Отсутствие
единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии
эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах
наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

          — Приказ Минобрнауки России от 7
апреля 2014 г.
№ 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

  1.                      Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря
  2. Функционал
    и направления деятельности ШБ
  3.            Для того чтобы понять, в чем
    особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного
    информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый
    главный на сегодня документ.

           — Приказ Минобрнауки России от 15
июня 2016 г.
№ 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных
центров».    

Учет
фонда

            Инструкция Минкультуры об учете
библиотечного фонда и Методические рекомендации Минобразования по ее использованию утратили свою
силу. На данный момент действует приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда».                                     

Обязательные
локальные акты школы

      Существуют нормы, обязывающие нас
составлять те или иные локальные нормативные акты:

      — Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 35 п.

3: «Пользование учебниками и учебными
пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины
(модули) за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или)
получающими платные образовательные
услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей
образовательную деятельность».

Типовое
положение о школьном ИБЦ

        В настоящий момент разрабатывается
такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен
документами библиотечного фонда

         Один из самых важных вопросов для школьных
библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы
фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного
абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется
на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это
значит, что правила (положения) МБА
устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение
школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

         Основания для материально-технического
обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

         — ФГОС общего образования (приказы
Минобразования России от 6 октября 2009 г.

№ 373; от 17 декабря 201- года № 1897; 6 октября 2009 года № 413) –
Раздел 4, «Требования к условиям реализации ООП»: Для реализации ООП в школах
должны Быть
«…информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными
залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».

             — Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об
утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»
обобщенно указывает на обязательное наличие зон, оснащение, состав фондов.

            — Приказ Минобрнауки России от 30
марта 2016 г.

№ №№: «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным
условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в
целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой
потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива
стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания» диктует обязательные
требования к новым строящимся школам.                                      

Библиотечный
фонд

              Чем необходимо комплектовать фонды
школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной
фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования
разработало Минобрнауки России.

         — 
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».

          — 
Письма Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. «О списках
рекомендуемых произведений», от 16 января 2013 г. «Перечень 100 книг по
истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

             Подводя итоги разговору, выскажу собственное
мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно
получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены
практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта
статья, появятся новые документы.

           Главное – быть готовыми к конкретным
действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и
приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ,
концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего
профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Вестник образования. — 2016. —  № 20. — с. 70-77