Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности
- Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
- Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
- 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).
В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.
При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.
Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации
В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:
- годового отчета;
- годовой бухгалтерской отчетности;
- списков аффилированных лиц;
- ежеквартального отчета;
- консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:
|
Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.
Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:
- о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
- о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
- о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].
Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].
Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.
Новые методики расчета показателей финансовой деятельности
Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).
Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].
После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).
Новые сроки подачи отчета эмитента
Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.
После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].
Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.
С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].
Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].
Раскрытие консолидированной отчетности
Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.
Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].
Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:
- специализированными обществами и ипотечными агентами;
- субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
- в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].
Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22]. |
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года
[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)
[3] Пункт 1.3 Нового Положения
[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц
[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности
[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения
[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения
Ограничение раскрытия информации в бухгалтерской отчетности с 2021 года: что про это нужно знать
С 27 февраля 2021 года внесено важное изменение в ряд основных ПБУ. Согласно ему, организации получили право на ограничение раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчётности с 2021 года. Что это значит, ситуации, случаи и примеры с ми Минфина (ИС-учет-32) приводим в этой статье.
Что изменилось
С 27 февраля 2021 года вступил в силу приказ Минфина от 27.11.2020 № 287н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». А именно, ПБУ:
- 9/99 «Доходы организации»;
- 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- 12/2010 «Информация по сегментам».
Поправка везде одинаковая и касается объёма раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Согласно дополнению в каждое из перечисленных ПБУ, если раскрытие информации приведет или может привести к экономическим потерям и/или урону деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон, такие сведения можно не отражать в пояснениях к бух. балансу и отчете о фин. результатах.
То есть, информацию теперь можно раскрывать в ограниченном объёме — не поясняя те сведения, которые обусловливают указанные потери и/или урон.
Отметим, что это изменение бухгалтерам следует применять, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций. С 27.02.2021 установлены особенности её раскрытия.
Ранее возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации была установлена только ПБУ 8/2010 в отношении оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов.
Считается, что новая особенность снизит риски отчитывающейся организации, возникающие, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухотчетности приводит и/или может привести к последствиям, нежелательным для организации и/или иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Понятия
Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:
- о доходах организации;
- о связанных сторонах;
- о договорах строительного подряда;
- по сегментам.
Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.
Пример
Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч.
санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.
Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
- пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
При этом раскрытие информации в ограниченном объеме — это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из баланса, отчета о фин. результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.
Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Примеры случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации
ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ | ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА |
Доходы организации | |
В отношении выручки, полученной от выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
|
Не указывают сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Информация о связанных сторонах | |
Если в отчетном периоде организация, составляющая бухотчетность, проводила операции со связанными сторонами, в отчетности по каждой связанной стороне раскрывают, как минимум, следующую информацию:
Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Исключение — случаи, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухотчетность организации, составляющей её. |
Не раскрывают сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008. Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывают по группе связанных сторон, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрывается. |
Договоры строительного подряда | |
В бухгалтерской отчетности организации раскрывают следующую информацию по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:
|
Не раскрывают сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008. Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывают по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Информация по сегментам | |
Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж по которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж покупателям (заказчикам):
|
Не раскрывают сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010. Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Кто принимает решение
Степень ограничения раскрываемой информации отчитывающаяся организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности у себя, контрагентов, связанных сторон.
В приказе Минфина от 27.11.2020 № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении её из отчетности полностью.
Руководство организации принимает решение:
- о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- какую информацию раскрывать в ограниченном объеме;
- о степени такого ограничения.
Как аудитор проверяет ограничение информации в пояснениях к бухотчётности
Независимый аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности рассматривает и подтверждает:
- обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме;
- наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- допустимость принятой степени ограничения раскрываемой информации.
А в публичных акционерных обществах (ПАО) данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Напрямую запрещать не стали, решили упразднить ⚡ Путин упразднил Ростуризм ⚡ Путин упразднил Ростуризм Закончился туризм, к сожалению… ⚡ Путин упразднил Ростуризм Что бухгалтеру важно знать об алкоголе, даже если … Кирилл Зоткин: Правило инвестиций – покупать, когд… Что такое военное положение и средний уровень реаг… Еще один киргизский банк прекратил принимать карты…
Информационное сообщение Минфина России от 23 марта 2022 г. № ИС-учет-37 “Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и иной информации в 2022 г.”
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО)1.
Этот ресурс представляет собой совокупность бухгалтерской отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту).
Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году» на 2022 г.
установлен особый порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, ФНС России заинтересованным лицам. В 2022 г.
ФНС России обеспечивает доступ ко всей информации, содержащейся в ГИРБО, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России.
- Что касается доступа к указанной информации лиц, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России (далее — иные лица), то организация, обязанная представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2021 г. в ГИРБО, вправе выбрать любую из следующих схем:
- 1) ограничить полностью доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО;
- 2) ограничить частично доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО.
- Выбор схемы ограничения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, осуществляется каждой организацией самостоятельно исходя из конкретных условий деятельности, рисков раскрытия информации, в частности, риска введения мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.
При любой схеме доступ иных лиц ограничивается к соответствующей информации, содержащейся в ГИРБО, за все годы, начиная с отчетности за 2019 г. (возможность ограничения доступа к отчетности за отдельные годы не предусмотрена).
Ограничение (полное и частичное) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, не изменяет:
обязанность всех организаций составить годовую бухгалтерскую отчетность за 2021 г.;
обязанность всех организаций (за исключением указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете») представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. в налоговый орган с целью формирования ГИРБО. Отчетность представляется в полном составе, в установленные сроки и порядке;
обязанность организаций, раскрывающих свою бухгалтерскую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в Интернете, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2;
обязанность организаций, определенных федеральными законами или в соответствии с ними, провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г.3 и представить аудиторское заключение о ней в налоговый орган с целью формирования ГИРБО.
Ограничение полностью доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО
Для того, чтобы ФНС России ограничила полностью доступ иных лиц к содержащейся в ГИРБО бухгалтерской отчетности организации, такая организация подает заявление об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО. Заявление подается в произвольной форме в ФНС России.
В нем в обязательном порядке указываются ОГРН и ИНН организации.
На основании заявления ФНС России ограничивает доступ ко всей информации указанной организации, содержащейся в ГИРБО, всем лицам, за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Банка России4. В данном случае под содержащейся в ГИРБО информацией, доступ к которой ограничивается, понимается аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации и сама годовая бухгалтерская отчетность организации в составе:
- бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах) коммерческой организации;
- бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, приложения к ним (отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств (при наличии в ГИРБО), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) некоммерческой организации.
- В случае, когда доступ к отчетности ограничен по заявлению организации, ФНС России возобновляет доступ к этой отчетности на основании нового заявления этой организации, подаваемого также в произвольной форме.
Поскольку годовая бухгалтерская отчетность организаций, представляющих такую отчетность в Банк России, передается в ФНС России для включения в ГИРБО Банком России централизованно, эти организации освобождены от необходимости подавать заявления в ФНС России. Ограничение доступа к их бухгалтерской отчетности, включенной в ГИРБО, осуществляется ФНС России совместно с Банком России.
Ограничение частично доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО
При частичном ограничении доступа к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, иные лица не имеют доступа к пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) и аудиторским заключениям о бухгалтерской отчетности организаций.
Для этой схемы постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность ограничивать доступ иных лиц (в том числе по заявлению организации, составившей бухгалтерскую отчетность) к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету об изменениях капитала, отчету о движении денежных средств, отчету о целевом использовании средств (ни к отдельным из перечисленных отчетов, ни ко всем вместе).
? Включая лиц, которым информация предоставляется в форме годового абонентского обслуживания.
Частичное ограничение доступа иных лиц к бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, осуществляется ФНС России в отношении всех организаций, представивших отчетность в ГИРБО. Такое ограничение вводится ФНС России в силу названного постановления Правительства Российской Федерации. В связи с этим организации не должны подавать в ФНС России заявления о введении этого ограничения.
Особенности обеспечения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, в 2022 г. вступили в силу со дня официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации, т.е. с 18 марта 2022 г.
Установлено право организаций не раскрывать консолидированную финансовую отчетность
Исходя из части 1 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» организации обязаны раскрывать годовую консолидированную финансовую отчетность, а в ряде случаев — и промежуточную консолидированную финансовую отчетность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 395 в 2022 г. этим организациям предоставлено право отказаться от раскрытия отчетности.
Решение об отказе принимается организацией в случае, если такое раскрытие приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.
Принятие организацией решения не раскрывать консолидированную финансовую отчетность не изменяет:
обязанность организаций, определенных законодательством Российской Федерации, составить консолидированную финансовую отчетность за 2021 г., а также промежуточную консолидированную финансовую отчетность в 2022 г.;
обязанность организаций, раскрывающих свою консолидированную финансовую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в Интернете, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2;
обязанность организаций провести аудит годовой консолидированной финансовой отчетности за 2021 г., а также аудит либо иную проверку аудиторской организацией промежуточной консолидированной финансовой отчетности в 2022 г.
Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу со дня официального опубликования его, т.е. с 18 марта 2022 г., и действует до 31 декабря 2022 г.
Введены особенности раскрытия информации на финансовом рынке
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г.
N 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены особенности раскрытия и предоставления информации на финансовом рынке в 2022 г. В частности, установлено, что эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация. Аналогичное ограничение допустимо при раскрытии инсайдерской информации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Особенности раскрытия и предоставления информации, предусмотренные названным постановлением Правительства Российской Федерации, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 351 вступило в силу со дня официального опубликования его, т.е. с 14 марта 2022 г., и действует до 31 декабря 2022 г.
Возможность особых сроков раскрытия бухгалтерской отчетности эмитентами
Федеральным законом от 8 марта 2022 г.
N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совету директоров Банка России предоставлено право устанавливать сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Данная норма вступила в силу 8 марта 2022 г. и действует до 31 декабря 2022 г.
Департамент регулированиябухгалтерского учета,финансовой отчетности иаудиторской деятельностиМинфина России |
——————————
1 См. Информационное сообщение ИС-учет-12.
2 См. Информационное сообщение ИС-учет-36.
3 См. Информационное сообщение ИС-аудит-50.
4 Аналогично ФНС России ограничивает доступ к бухгалтерской отчетности организаций, которые подавали подобные заявления до 18 марта 2022 г.
Минфин разъяснил введенные на фоне антироссийских санкций временный порядок доступа к ГИРБО, особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности, информации на финансовом рынке, бухгалтерской отчетности эмитентов.
Об особенностях раскрытия информации в бухгалтерской отчетности от 24 февраля 2021
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций.
Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г.
N 287н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее — такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах).
Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
- Исходя из приказа Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:
- информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:
- ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;
- круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которые распространяется действие указанных ПБУ;
- часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
допустимый характер ограничения — ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон.
Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним. Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Объем раскрываемой информации, предусмотренный ПБУ | Допустимое ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного ПБУ |
Доходы организации | |
б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями; |
|
Информация о связанных сторонах | |
виды операций;объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам. |
|
Договоры строительного подряда | |
|
|
Информация по сегментам | |
|
|
степень ограничения раскрываемой информации — определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами. При этом имеется в виду, что в приказе Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;
орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, — руководство отчитывающейся организации;
орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения — руководство отчитывающейся организации.
Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности. В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Приказ вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.