Проблемы

Основания перевода школьника на домашнее обучение

Основания перевода школьника на домашнее обучение   Домашнее обучение в школе, что это такое – вопрос, который задают несведущие родители в момент непонимания ситуации с учебой своего ребенка в школе. В случае состояния здоровья, при котором ребенок не может посещать занятия в школе, все достаточно ясно. А если ребенок здоров?

Да, как обычно, родители включаются в суету подготовки к учебному году с собраниями, посещениями магазинов одежды и обуви. И вдруг выясняется, что чей-то ребенок ходит в школу через силу, а чей-то вообще пытается под любым предлогом пропустить занятия.

Что делать в этом случае? Наказывать? Но этим делу не помочь. Разбираемся.

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения.

Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с Основания перевода школьника на домашнее обучениемедицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.  К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения.

Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста.

И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения.

Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно. В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание. В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом.

В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению.

Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Домашнее обучение в школе, что это такое и какие есть варианты

В мировой практике обучения приняты шесть вариантов домашнего обучения:

  • Анскулинг. Английский термин, означающий “вне школы”. Этот рискованный вариант предполагает полный отказ от школы и школьной программы. Будущее малыша под большим вопросом, поскольку общие школьные программы разрабатываются большими коллективами специалистов, а родители, посчитавшие себя великими педагогами, чаще всего допускают большую ошибку. Есть единицы уникумов, которые могут себе позволить более или менее успешно подготовить своих детей к взрослой жизни, но это единицы. По этой причине вариант анскулинга в России запрещен. 
  • Домашнее обучение. Это обучение в тесной связи со школой, ее программой и Основания перевода школьника на домашнее обучениешкольными учителями. Этот вариант как раз связан с состоянием здоровья школьника. Медицинское заключение рекомендует перевести ребенка на домашнее обучение и школьные учителя на законных основаниях индивидуально занимаются на дому по общеобразовательной программе. Самостоятельные, контрольные работы, сдача экзаменов – все на дому. 
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Этот вариант домашнего обучения также связан с медицинскими показаниями. Однако детям с рядом заболеваний разрешается посещать некоторые уроки, чтобы ребенок не сильно отрывался от коллектива. 
  • Семейное образование. Это вариант, в котором родители организуют учебный процесс самостоятельно. В качестве учителей могут выступать сами родители или приглашенные репетиторы. Ребенок прикрепляется к школе, обучение осуществляется по официальной школьной программе с ежегодными экзаменами и аттестацией. В качестве обязательного условия для последующего получения официального аттестата об окончании школы выдвигается независимое экзаменационное оценивание. 
  • Экстернат. Это заочное обучение по школьной программе по договору с администрацией школы. Контрольные и экзамены ученик сдает сразу по курсам без промежуточного контроля. 
  • Дистанционный метод. Современные средства коммуникации (скайп, например), предоставляемые Интернетом, позволяют проводить обучение в домашних условиях с иллюзией присутствия. Все контрольные выполняются в режиме онлайн. При выборе данного метода детали согласуются с администрацией школы в виде договора. Этот метод удобен в случае удаленного от школы проживания ученика.

Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе

Основания перевода школьника на домашнее обучение  Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент. Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка.

Читайте также:  Отказ от выделения доли при покупке квартиры на маткапитал

Достоинства:

  • для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов; 
  • ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями; 
  • нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни; 
  • родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития; 
  • для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам; 
  • значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем; 
  • для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.

Недостатки:

  • низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни; 
  • на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения; 
  • отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения; 
  • отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта; 
  • длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.

Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации

Основания перевода школьника на домашнее обучение

Основания перевода школьника на домашнее обучение из детского сада в школу

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь.

Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование.

Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
 

Затем вам следует:

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления. А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

  • Важно Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.
  • Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.
  • К сведению При переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

Домашнее обучение: что это такое, как перейти на домашнее обучение, плюсы и минусы

Недовольство классическим школьным образованием вынуждает родителей рассматривать альтернативные варианты обучения для детей. Одним из таких трендов становится домашнее, или семейное образование.

В статье мы расскажем, что такое хоумскулинг, каким ученикам подойдёт такой формат образования и как перевести ребенка на домашнее обучение.

По статистике Минпросвещения количество детей, которых в 2019-2020 годах перевели на домашнюю форму обучения, составило в РФ более 20 400 человек. Этот показатель ещё три года назад был в два раза меньше!

Ещё больше полезной информации и увлекательных статей читайте на нашем информационном ресурсе в Telegram. И помните, заказывать написание работ на сайте выгоднее с акциями и скидками от компании Zaochnik.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое хоумскулинг

Домашнее обучение — что это такое? Альтернатива традиционному классическому образованию или опасное заблуждение слишком самоуверенных родителей? Давайте разбираться.

Homeschooling — в переводе с английского означает «домашнее или семейное обучение». Это форма получения обязательного базового образования, при которой ребёнок не посещает школу, а учится в домашних условиях.

Выбирать такую форму обучения стали американские семьи в конце 1960-х годов. Сейчас США — это страна с самым большим количеством детей, которые получают обязательное школьное образование на дому.

Таких учащихся 3% от всего населения страны, что составляет более 1,5 миллиона человек. Причём каждый штат сам устанавливает свои законы об образовании. Так, семейное обучение в Калифорнии могут проводить только педагоги.

И наоборот, в Техасе предоставляют родителям полную свободу в выборе образовательных подходов.

Опыт США перенимают и другие англоязычные страны: Канада, Великобритания и Австралия, граждане которых также предпочитают переводить своих детей на семейное образование.

Не все страны разделяют идею домашнего обучения школьников. Например, в Швеции и Германии хоумскулинг запретили на законодательном уровне. И семьям, которые не хотят отправлять своих детей в общеобразовательные школы, приходится уезжать в другие страны, чтобы избежать арестов.
Основания перевода школьника на домашнее обучение
Хоумскулинг позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку

Что не является хоумскулингом

Помимо семейного образования есть и другие формы альтернативного обучения. Важно их не путать.

Очно-заочная и заочная форма обучения

При этих разновидностях обучения школьник относится к определённой школе, но посещает её не в полном объёме или приходит только на разные виды контрольных работ и экзамены. Но он должен выполнять все требования учебной программы, а за его успеваемость отвечают школьные преподаватели.

Надомная форма обучения

Такой формат предоставляется только очень больным детям, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Преподаватели приходят к ним домой или проводят дистанционные уроки, но тоже по строгой образовательной программе.

Анскулинг

Если семейное образование всё-таки имеет направленность и пусть свою, но программу, то с анскулингом дело обстоит иначе. Суровые адепты данного формата обучения считают, что ребёнка нельзя заставлять учиться, тем более следовать каким-то правилам.

Главное — это его интересы, самостоятельность и взаимодействие с окружающим миром. В российских условиях, где базовое образование до 9 класса считается обязательным, такая форма обучения маловероятна, и скорее привлечёт к семье внимание органов опеки.

Самообразование

Такая форма обучения доступна детям, закончившим 9 класс, и взрослым. В этом случае человек сам определяет круг своих интересов, методы обучения и образовательные цели.

По российскому законодательству, чтобы перейти на семейное обучение недостаточно одного желания родителей. Ребёнок также должен дать своё согласие.

Виды домашнего обучения

Виды семейного, или домашнего обучения различаются по образовательным подходам и программам, которые выбирают родители для ребёнка.

Виды программ:

  • рекомендуемая школой;
  • самостоятельно разработанная.

Виды подходов:

  • родитель берёт на себя роль учителя;
  • с ребёнком работают приглашённые репетиторы и учителя;
  • ребенку организуют дополнительные посещения частных уроков;
  • смешанный тип.

Родители, которые решили перейти на домашнее обучение, сталкиваются с основной проблемой — как обеспечить ребёнку высокий уровень преподавания? Ведь собственных знаний и умений часто не хватает.

Стоит понимать, что вся жизнь при домашнем обучении может превратиться для родителя в сплошные школьные уроки.

 Чтобы этого не случилось, можно поискать подходящих детских учителей и репетиторов в Москве и других городах. 

Основания перевода школьника на домашнее обучение
Семейное обучение можно начинать с первых лет жизни

И помните, у вас всегда есть право отправить ребёнка в школу, если идея с хоумскулингом не оправдает себя.

По новому закону, родители, выбирающие семейное образование, имеют право закреплять ребёнка за любой школой, где он может проходить аттестацию. А также обращаться за консультацией к педагогам и психологам учреждения образования.

Почему родители выбирают домашнее обучение

Почему родители всё чаще задаются этим вопросом «Как перевестись на домашнее обучение?» Причины выбрать хоумскулинг могут быть разными:

  1. Ребёнок не справляется со школьной программой, и ему нужен индивидуальный подход.
  2. Ребёнок учится лучше всех и опережает стандартную программу обучения.
  3. У ребёнка нет мотивации к учёбе, необходимо выстроить образовательный процесс с нуля.
  4. Состояние здоровья не позволяет посещать уроки вместе с другими учениками.
  5. Ребёнок подвергается школьному буллингу или сам любит унижать других детей.
  6. У ребёнка слишком много энергии и желания двигаться, что может вызывать сложности в учёбе.
  7. Ребёнок точно знает, чем хочет заниматься. Домашнее обучение поможет ему получить базовые знания, не тратя много времени на школу.
  8. Ребёнок пережил травму или сильный стресс, испытывает депрессию и не хочет ничего делать. Вернуть ему радость к жизни и к учёбе будет проще в домашних условиях, а не в школе.
  9. Ребёнок в постоянных разъездах: строит спортивную или музыкальную карьеру или же путешествует вместе с родителями.
  10. Родители хотят перейти на домашнее обучение, потому что их взгляды на образование отличаются от тех, что приняты в школе.
  11. В местности, где живёт семья, нет школ или они находятся слишком далеко.
Читайте также:  Статья 165 УК РФ с комментариями - ст. 165 УК РФ. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

Буллинг — это форма насилия, при которой ученики и даже учителя могут унижать и издеваться над ребёнком, которого не принимает коллектив. 

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Сколько стоит домашнее обучение

Стоимость домашнего обучения может сильно варьироваться. Цена зависит от разных факторов:

  • Кто будет обучать ребёнка?
  • По каким методикам планируется проводить семейное обучение?
  • Какие учебные материалы выбирают родители?
  • Будет ли он посещать кружки в частных школах?

И так далее.

В итоге переход на домашнее обучение может вам обойтись как и очень дёшево, так и доходить до сотен тысяч российских рублей. Лучше предварительно подсчитать необходимые траты и свои возможности, а уже после рассматривать разные варианты обучения.

Особенности домашнего образования в России

Федеральный закон об образовании допускает семейное обучение, напоминая родителям про ответственность за высокую успеваемость ребёнка, которая полностью ложится на их плечи, и о необходимости проходить обязательную аттестацию. Ведь домашнее обучение в России не освобождает от сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Идея перейти на семейное образование в России на бумаге выглядит довольно просто. Однако в реальности родители могут столкнуться с разными сложностями:

  • не все школы хотят брать к себе учеников-экстернов;
  • перевод может затянуться из-за оформления документов;
  • органы опеки могут усилить контроль за семьей.

При переводе ребёнка на семейное домашнее обучение стоит помнить, что он лишается льгот, предусмотренных для российских школьников. Так, за проезд в общественном транспорте придётся платить в полном объёме.

Как перейти на домашнее обучение

Так как же перевести ребёнка на домашнее обучение? Для этого нужно проинформировать государственные органы образования, выполнив следующие шаги:

  1. Поиск школы.
  2. Проверка формальностей.
  3. Уведомление официальных органов.
  4. Написать заявление в школу.
  5. Собрать документы.
  6. Подписать договор со школой.

Найти школу, за которой будет числиться ребёнок

Найти учебное учреждение, в котором ребёнок будет проходить аттестацию очно или дистанционно. Неважно, как далеко или близко от дома будет находиться школа. Главное — чтобы администрация была не против ученика-экстерна, а школьная программа совпадала с желаниями родителей.

Проверить формальности

Не каждая школа может принять к себе ученика-экстерна. Для этого в Уставе учебного заведения должен быть пункт о семейном образовании. Тогда вопрос «Можно ли ученику перейти на домашнее обучение?» будет решён в вашу пользу.

Сообщить о решении в официальные органы

Как правило, о переходе на семейное обучение сообщают в городской или районный департамент образования, в зависимости от места проживания семьи. Для этого необходимо заполнить уведомления, примерную форму которого можно скачать в формате Word, распечатать в двух экземплярах и отправиться с ней к специалисту.

Основания перевода школьника на домашнее обучение

Написать заявление на имя директора школы

В этом заявлении нужно указать причины, по которым вы решили перевести ребёнка на семейную форму обучения. Примерный образец заявления можно скачать в формате Word.

Основания перевода школьника на домашнее обучение

Подготовить пакет документов

Чтобы оформить домашнее обучение, помимо заявления вам понадобятся следующие документы:

  • паспорт или другой документ, который удостоверяет личность одного из родителей или опекунов;
  • подтверждение опекунства (если ребёнок потерял родителей и находится на попечении у родственников или усыновителей);
  • копия свидетельства о рождении ребёнка;
  • детская фотография 3х4.

Заключить договор со школой

Такой договор должен оформляться, чтобы узаконить взаимоотношения между учебным заведением и родителями ученика, который будет сдавать аттестацию экстерном. В нём прописывают:

  • требования и сроки аттестации;
  • график посещений школы;
  • количество консультаций с педагогами;
  • другие правила взаимодействия со школой.

Если школьные учителя, которые будут проводить промежуточные аттестации, увидят, что ребёнок не справляется с программой, школа может расторгнуть договор с родителями.

Что будет, если не пройти аттестацию

Хоть дети, которые получают семейное образование, и не привязаны строго к учебной программе, они периодически должны проходить промежуточные аттестации. Это важный этап, который позволяет проверить, как ребёнок усвоил учебную программу и готов ли он двигаться дальше по своему индивидуальному плану.

Основания перевода школьника на домашнее обучение
Если ребёнок не справляется самостоятельно, лучше пригласить репетитора

В учебном учреждении необходимо появляться в соответствии с графиком, который родители и администрация школы определили, заключая договор. Пропуски без уважительной причины или низкие баллы на контрольных работах могут стать концом семейного образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает учащихся, которые находятся на домашнем обучении, проходить итоговую аттестацию в определённые сроки. Если у ученика появляется задолженность и он не успевает её закрыть, родили должны отправить его учиться в школу.

Так что, если видите, что у ребёнка появились трудности в учёбе или вам не хватает необходимых знаний, лучше обратиться за консультацией в школу или найти репетитора.

Домашнее обучение плюсы и минусы

Как видите, перевести ребёнка на семейное обучение не проблема, особенно если есть объективные причины и план альтернативного образования. Давайте подведём итоги и посмотрим, какие плюсы и минусы есть у хоумскулинга.

Плюсы домашнего обучения

  1. Индивидуальный подход к обучению.
  2. Можно сосредоточиться на подготовке в нужный вуз.
  3. Комфортная атмосфера для ребёнка.
  4. Возможность использования разных педагогических методик.
  5. Развитие навыков самостоятельного обучения.
  6. Нет сравнений с другими учениками.

  7. Отсутствие критики и страха ошибаться.
  8. У ребёнка остаётся больше свободного времени.
  9. Не надо тратить время на дорогу.
  10. Родители уделяют ребёнку больше внимания.
  11. Финансовые затраты на обучение определяются семейным бюджетом.

  12. Результаты семейного обучения часто выше, чем у традиционного.

Минусы домашнего обучения

  1. Дефицит общения со сверстниками.
  2. Могут возникнуть вопросы с социализацией ребёнка в обществе.
  3. Жизнь родителей часто превращается в сплошные уроки и проверки домашних заданий.

  4. Психологически сложно перестроиться с традиционной на альтернативную модель обучения.
  5. Уровень образования родителей недостаточный, чтобы преподавать все предметы.
  6. Если нанимать преподавателей и репетиторов, то обучение становится слишком затратным.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Отправлять или нет своего ребёнка на домашнее обучение каждый решает сам. А если будет нужна помощь в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ или написании сочинений, контрольных и других видов работ, всегда можно обратиться в наш студенческий сервис.

«Нас как будто выпустили из клетки на волю»: рассказываем, как и почему родители переводят детей на семейное обучение (кажется, это просто)

Чем отличается домашнее обучение от семейного 

По данным министерства образования Саратовской области, на сегодняшний день в регионе всего 240 тысяч школьников, из них 86 тысяч посещают школы областного центра. При этом, как пояснили в минобразе, необходимо различать понятия «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае речь идет об изучении школьной программы на дому в течение определенного периода времени.

«Основанием обучения на дому является заключение врачебной комиссии. Она и определяет временной отрезок, в течение которого ребенок будет учиться дома.

Такую возможность предоставляют, например, для детей с некоторыми заболеваниями. Сейчас на домашнем обучении в области почти 1,6 тысячи школьников, а в Саратове — более 300 человек.

Однако даже в случае домашнего обучения ответственность за ребенка все равно несет школа», — пояснили в региональном минобразе.

В случае семейного обучения, о котором и идет речь в нашем материале, детям предоставляется возможность изучать школьную программу дома с родителями (приглашенными педагогами, или с помощью онлайн-курсов, уроков).

В министерстве образования подчеркнули, что если ребенок находится на семейном обучении, то всю ответственность за него несут родители, поэтому чиновники не располагают данными о количестве детей, которые не ходят в школу.

Ирина, год назад перевела на семейное обучение десятилетнюю дочь

— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому.

Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания.

У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей.

К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.

Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.

Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице.

Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали.

За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.

Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально.

Читайте также:  Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет

Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка».

Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.

В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к центру поддержки семейного обучения. Это такая онлайн-платформа, на которой можно пройти официальную аттестацию за любой класс.

Важно, что при такой форме обучения не нужно никуда ходить и ездить — официально дочь прикреплена к московской школе. Посетить столицу надо будет лишь для того, чтобы сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м.

Такое образование стоит 10 тысяч в год — дешевле, чем учиться в обычной школе, где надо купить форму, сдать в фонд класса и сложиться на букет Марье Ивановне.

Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка.

В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила.

Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.

Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести на «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.

Ольга, перевела дочь на семейное обучение с 5-го класса

— У меня двое детей. Сейчас старшая дочь учится в 5-м классе. До перехода на семейное обучение дочь ходила в одну из лучших школ города. Решение о переходе на семейное обучение не пришло спонтанно. Я впервые об этом задумалась к концу её 2-го класса.

Почему? Потому что современная система предусматривает то, что учитель проверяет те знания, которые дает ребенку дома родитель или репетитор. То есть у нас всё свелось к тому, что я сидела с утра до ночи и учила с ребенком уроки.

К концу 2-го класса у нас были репетиторы по некоторым предметам. В 3-м классе было всё то же самое.

Летом перед переходом в 4-й класс я сама предложила ребенку идею семейного обучения. Я много читала, изучала и думала о том, получится ли у нас это организовать. На тот момент дочь отказалась, её держали подруги. Но к концу 4 класса всё достигло апогея. У нее тоже и терпение, и ресурсы закончились. Она сама говорила: «Мама, быстрее бы это всё закончилось».

Она была уставшая, вымотанная. У нее еще есть серьезная спортивная нагрузка. В разгар сезона у нее бывает по 2 тренировки в день. Бывает до 3-4 часов в день уходили на тренировки.

В 4 классе она до 12 часов была в школе, затем у нее небольшой промежуток на обед, отдых, уроки. Обычно на выполнение домашнего задания в нашем графике удавалось урвать часа полтора.

Но за это время невозможно нормально выучить уроки. Делали то, что успевали.

У меня пришло понимание, что я выполняю функции школы — учу уроки постоянно. Бывало, что дочери уже пора ложиться спать, а я ей перед сном вместо сказки на ночь читаю «окружающий мир». У нас обычно плотно сидит в голове то, что школа дает знания, и что без нее никак. Но мы осознали, что ребенок сидит там полдня, а знаний толком не получает.

Было принято окончательное решение перейти на семейное обучение. Я нашла учебники, которые меня устроили. В государственной системе зачастую то, что бесплатно (имеются в виду учебники — прим. ред.

), оно кем-то пролоббировано и по большей степени не отвечает качеству.

Также, например, все знают, что для сдачи ЕГЭ или ОГЭ надо нанимать репетитора, потому что школа дает только базу, школьные учебники дают минимум знаний, они низкого качества.

Сейчас 5-й класс мы начали с семейного обучения. Чтобы перевести ребенка на такое обучение, нужно оповестить (не спросить разрешение, а просто оповестить) городской комитет по образованию. Можно прийти туда, можно отправить заказным письмом обычное уведомление о том, что ребенок переходит на семейное обучение.

У нас по закону закреплены две обязательные сдачи экзаменов — ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе. Все остальные аттестации выполняются по желанию. Но мы решили проходить аттестации, чтобы регулярно проверять полученные знания. Проходить их будем дистанционно, сейчас есть масса сервисов, которые предоставляют такие услуги.

Для этого нужно отправить личное дело в образовательное учреждение. Наше дело, например, находится в московской школе, которая имеет право проводить такие аттестации. То есть, мы открепились от саратовской школы и дистанционно прикрепились к московской (только для сдачи аттестаций).

Кстати, школу даже не обязательно уведомлять о переходе на семейное обучение, это сделает комитет по образованию.

Дома мы учимся блоками. Берем 1-2 предмета и полностью в них погружаемся. Сейчас дочь изучает историю — мы начали это делать чуть раньше, с середины августа. Она прошла уже почти половину курса истории за 5-й класс.

В день на это уходит час-полтора. Еще каждый день мы занимаемся русским языком. И также у нее есть репетитор по математике — тоже каждый день по одному часу. Сейчас мы пройдем курс истории и сразу сдадим аттестацию.

Есть еще такие предметы, как физкультура, музыка, рисование. Мы занимаемся в спортшколе, отправляем оттуда справку, и нам засчитывают этот предмет автоматом.

Из художественной школы (дочь также занимается рисованием) мы приносим справку, и нам тоже засчитывают этот предмет. По музыке мы будем сдавать тест, но если ребенок ходит в музыкальную школу, то оттуда также можно взять справку.

У нас всё организовано эффективно, качество образования не страдает, даже наоборот. Мы довольны.

Оксана, перевела сына на семейное обучение год назад

— Идея о семейном обучении возникла у меня еще до того когда я родила ребенка. Дело в том, что у меня самой не самые лучшие воспоминания об обучении в школе. В детстве я была «белой вороной» — приличной спокойной девочкой в очках, которая сидела на первой парте около учительского стола и прилежно делала все домашние задания. Нетрудно догадаться, что таких как я в классе не любят.

Чего только мне не пришлось пережить — одноклассники выкидывали мои вещи в коридор, рвали мои тетрадки, девочки караулили меня после школы, чтобы сказать какую-то гадость, устроить разборки или напасть на меня с кулаками.

Все это я терпела в течение всего времени обучения в школе и именно из-за этого я ушла из школы после девятого класса. Мне было все равно куда, лишь бы не видеть все это и забыть «чудесные школьные годы» как страшный сон.

Когда у меня родился сын, я сразу поняла, что учиться он будет дома. Правда, по мере его взросления я все больше убеждалась в мысли, что хотя бы начальную школу он должен закончить как все дети — чтобы понять, что из себя представляет наша система образования и по достоинству оценить семейное обучение, захотеть учиться самостоятельно.

Как я и ожидала, после окончания четвертого класса, когда я предложила ему начать учиться дома, он согласился. Конечно, если бы он отказался, я не стала бы навязывать ему какие-то свои идеи.

Не могу сказать, что ему было в школе так же тяжело как и мне, но ходил он туда без особого рвения — всех друзей он встретил не в школьных стенах, а в кружке английского языка, куда я его водила. Этот кружок дал ему лучшее, что чисто теоретически могла бы дать школа — именно там сын научился товариществу, самостоятельной работе, контакту с педагогом.

Школа же запомнилась ему пакетами со сменкой, типичными советскими фразами в стиле «а голову ты тоже дома забыл» и вечно усталыми и раздраженными педагогами.

Переход на семейное обучение, кстати, не был для нас трудным. Классная руководитель встретила наше решение совершенно без эмоций, завуч лишь спросила нас, точно ли мы уверены в своем намерении. Окружающие, правда, были очень удивлены нашим решением и говорили, что я «отрываю ребенка от коллектива и вообще не даю ему жить». Впрочем, ни я, ни мой сын так не считали.

До сих пор помню наш последний день в общеобразовательной школе — я встретила сына после уроков, и мы радостные пошли в кафе есть пирожные. Настроение было прекрасным, почти праздничным. Мы отчетливо осознавали, что в нашей жизни начался новый этап. Нас как будто выпустили из клетки на волю.

По образованию я филолог. Мой супруг зарабатывает достаточно, чтобы я могла сидеть с ребенком. Все гуманитарные предметы я преподаю ему сама — мы читаем книжки, находим в интернете адаптированные для детей исторические фильмы и мультики.

Чтобы развить в ребенке чувство языка, я специально купила сборник диктантов и сын охотно пишет их дома. Когда диктант написан, мы спокойно разбираем ошибки. Если они есть, то смотрим, какое правило ребенок не усвоил и возвращаемся к нему.

Здесь я работаю ради его блага, а кто станет делать это в школе? Учеников — тридцать человек, а педагог — один.

Английский, как уже было сказано, он учит в кружке и нас это вполне устраивает.

С точными науками все оказалось труднее — скажу честно, я их никогда не любила и не знала, а потому по математике мы наняли репетитора — студентку старшего курса мехмата.

Занятия с ней позволили моему ребенку получить годовую «четверку», хотя, конечно, для этого пришлось приложить немало усилий. Фактически мы вытягивали знания с «двойки».

В целом ни я, ни мой ребенок ни секунды не жалели о том, что стали учиться дома.

Я заинтересована в том, чтобы мой сын действительно понимал материал, и прикладываю к этому массу усилий, а он, увидев что такое классическая постсоветская школа, благодарен мне за это.

Небольшое опасение во мне вызывает только ожидание момента, когда у нас начнутся физика и химия — возможно, придется нанимать репетиторов и по этим предметам, а это уже серьезная трата для нашего семейного бюджета.